Презентация на тему "западная европа". Презентация "Западная Европа: характеристика" по географии – проект, доклад Презентация по странам западной европы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технологическая карта урока теоретического обучения учебной дисциплины " Мировая художественная культура "

Профессия, группа : У 18Д по специальности 072501 Дизайн (по отраслям)

Название раздел а: Культура Европы в Средние века

Тема программы: Средневековая Европа (4 часа)

Тема урока: Региональные школы готического искусства в Западной Европе (1 час)

Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской работы

Методическая цель: ознакомление педагогов с методикой развития у студентов навыков самостоятельной работы по определению особенностей готического стиля на уроке МХК.

Цель урока: изучить характерные особенности готического искусства во Франции, Германии, Чехии, Испании путем исследования специальной искусствоведческой литературы.

Задачи урока :

Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Формирование умения анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение

Развитие творческих способностей студентов в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности.

Основные понятия темы: готический стиль, свод на нервюрах (арках), аркбутаны, контрфорсы, витражи, портал, сводчатое мавританское перекрытие.

Межпредметные связи: история, литература, эстетика

Материально-дидактическое оснащение урока:

· презентация к уроку "готическое искусство"

· интерактивная доска

· раздаточный материал: фрагменты из Всеобщей истории искусств (Том 2. Искусство средних веков. Книга первая Готическое искусство Франции, Германии, Испании, Чехии)

· литература: Мировая художественная культура галерея "Юла" 2008. О. Андреева; "Мировая художественная культура" Москва "Дрофа" 2008год.

Ход урока

Этапы урока

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Организационный момент

Проверка явки студентов

Отмечает в журнале отсутствующих студентов на уроке.

Староста группы называет фамилии отсутствующих.

Мотивационный момент

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы проведем урок - исследование "Региональные школы готического искусства в Западной Европе". Тема программы "Средневековая Европа".

Работая в команде, вы должны эффективно общаться, показать владение профессиональной терминологией и культуру устной речи.

Организует мотивацию студентов на работу

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Основные черты готической архитектуры - фронтальный опрос;

Что их объединяет?(- все готического стиля)

Повторно просмотрев слайды, запишите в тетрадь те черты, по которым можно сказать, что все эти храмы готического стиля. Повторный показ слайдов.

Выслушать ответы (- открыть слайд, соотнести свои ответы с написанными ранее

(каркасное перекрытие здания,

Нервюры стрельчатой формы,

Аркбутаны, контрфорсы,

Фасад с башнями,

Порталы с фронтоном,

Вертикальность членений,

Скульптуры, витражи,

и дополнить по необходимости)

Задает вопросы, переключает слайды, выслушивает ответы.

Просит студентов дополнить список элементов готического искусства

Смотрят слайды, отвечают, записывают в тетради характерные черты готики.

Выходят к интерактивной доске, пишут, дополняют.

Изучение нового материала

Исследовательская работа с текстом

Объясняет, как выполнять задание в подгруппах.

Слушают, работая с текстом, определяют характерные черты готического стиля каждой страны. Заполняют соответствующую графу в таблице.

Представление результатов исследовательской работы

Каждая подгруппа представляет свою исследовательскую работу, объясняют особенности готического стиля, рассказывают об одном из готических соборов данной страны.

Закрепление

Определите, в какой стране расположены эти храмы

Показывает иллюстрации изображения готических храмов

Определяют по стилистическим особенностям принадлежность собора к какой-либо стране.

Итог урока

Преподаватель дает оценку выступлениям команд. Предлагает домашнее задание.

Выставляет отметки в журнал.

Рефлексивный экран

На доске прикреплена "готическая роза" из бумаги, на обратной стороне которой написаны начала фраз, которые студенты должны продолжить.

"Подмастерья" разбирают "лепестки розы", обсуждают продолжения предложений и устно их озвучивают.

Домашнее задание: приготовить сообщения и иллюстрации использования готического стиля в современной жизни.

Сценарий урока " Региональные школы готического искусства в Западной Европе " (1 час)

1. Оргмомент

- Здравствуйте, садитесь. Староста группы, назовите фамилии отсутствующих на уроке.

Сегодня мы проведем урок - исследование"Региональные школы готического искусства в Западной Европе". Тема программы "Средневековая Европа".

Мы изучим фрагменты из Всеобщей истории искусств и определим региональные особенности готики в Германии, Испании, Франции и Чехии.

На предыдущем уроке, как вы помните, мы разделились на цехи (подгруппы) и как в Средневековье, четыре мастера из Германии, Франции, Испании и Чехии вместе с подмастерьями организуют деятельность по поиску и анализу информации; работая в команде, вы должны эффективно общаться, показать владение профессиональной терминологией и культуру устной речи.

На предыдущем уроке мы изучали готический собор как образ мира, а также его конструктивные особенности. Домашним заданием было приготовить сообщение о главных готических соборах Западной Европы, выучить термины, относящиеся к готике.

2. Актуализация знаний

Преподаватель: Средневековье-это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жёсткая, беспощадная и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала. Возрастало значение городов, купечества, ремесленных цехов, а также королевской власти как главных строителей-заказчиков, как организаторов художественной жизни страны. В 13-14 столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема.

Под музыку григорианского хорала демонстрируется ряд слайдов(№1-3)

Что их объединяет? (- все готического стиля)

Повторно просмотрев слайды, запишите в тетрадь те черты, по которым можно сказать, что все эти храмы готического стиля.

Повторный показ слайдов.

Выслушать ответы (- открыть слайд, соотнести свои ответы с написанными ранее и дополнить по необходимости)

В основе готического собора - несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора.

Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет. В нем сочетались три главных архитектурных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система так называемых аркбутанов, то есть связующих открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы - вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость.

Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавала ему ажурность, так характерную для готики. Невидимая изнутри, эта система снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами,застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад,на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги).

Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.

Грандиозные готические соборы - вершина средневековой культуры - демонстрируют великолепный синтез искусств. Скульптурный декор в виде орнаментики, круглых статуй, рельефов, сияющая живопись витражей..

Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм, подчиненность архитектурным объемам - характерные черты готической скульптуры

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальностью всех членений, она придает зданию устремленность вверх, к небесному своду.

3. Изучение нового материала. Исследовательская работа с текстом

Преподаватель : Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Однако различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов.

Сегодня вы будете проводить исследовательскую работу по определению характерных черт готического стиля во Франции, Испании, Германии, Чехии. Для более удобного выполнения данной работы вы разделились на подгруппы - цехи. "Мастер" каждой команды должен так организовать и распределить задания между "подмастерьями", чтобы они были выполнены полностью, по возможности правильно. Во время выступления одной команды все остальные заполняют таблицу по данной стране. В конце урока у каждого студента таблица должна быть заполнена.

Задание для подгруппы:

1. Изучив специальную искусствоведческую литературу определить характерных черт готического стиля во Франции, Испании, Германии, Чехии. Подготовить коллективный отчет и заполнить соответствующую графу таблицы.

2. Подготовить сообщение на 2 минуты об одном готическом соборе страны - проверка домашнего задания (владение культурой устной речи, профессиональной терминологией).

Студенты приступают к выполнению работы, распределяя задания между собой.

Через 10 минут каждая подгруппа представляет свою исследовательскую работу по своей стране

Объясняют особенности готического стиля,

Рассказывают об одном из готических соборов данной страны.

Во время выступления одной команды все остальные заполняют таблицу по данной стране.

" Франция "

Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань. После подчинения Нормандии власти короля особенно возросло значение главного города Иль де Франса, затем столицы Франции - Парижа, так как устье Сены оказалось в пределах королевского домена, что дало выход к морю. Расширились не только междугородняя, но и международная торговля Парижа, которая целиком находилась в руках горожан. Дифференцировались и совершенствовались городские ремесла, причем ремесленники объединялись в цехи. Весьма показательно, что в середине 13 в. Этьен Буало уже собрал в "Книге ремесел" около 100 цеховых уставов Парижа (всего тогда было около 300 цехов). В Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики. Каменщики были не только исполнителями смелых проектов выдающихся зодчих своего времени, но и сотрудниками, вносившими в общее дело свое умение, творческий опыт и художественное чувство.

Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики.Наиболее характерные особенности ранней готики заметны в архитектуре соборов в Нуайоне, Лане и в соборе Парижской Богоматери. Памятники зрелой готики создавались с 20-х гг. и до конца 13 в. Самые I значительные из них - соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой, или высокой, готике присуще не только совершенное владение каркасной конструкцией, Во Франции ранняя готика охватывает последнюю, треть 12 и первую четверть 13 в. Здания этого периода четкостью архитектурной композиции и монументальной композиций, с обилием скульптуры и витражей.

Поздняя готика охватывает 14 и 15 вв. Однако некоторые ее черты - изощренность и утонченность архитектурного декора - давали о себе знать уже в памятниках конца 13 в. Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой "пламенеющей" готики.

Одним из самых величественных сооружений ранней французской готики является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Он был заложен в 1163 г. В отдельных частях собор достраивался до середины 13 в.

Главный фасад отличается соразмерностью величавых масштабных соотношений, простотой целого, увенчанный двумя устремленными ввысь могучими башнями, расчленен на три яруса. Нижний, портальный ярус представляет собой как бы цоколь, несущий на себе груз верхних двух ярусов. Его стена, не закрытая архитектурным декором, придает впечатление устойчивости и крепости всему сооружению. Три больших глубоких портала выявляют толщу мощной стены, сообщая ей пластичность и всему ярусу - глубокое внутреннее напряжение. Вместе с тем стрельчатые, перспективно углубленные арки порталов способствуют еще очень медленному, но определенному устремлению ввысь. Нижний ярус завершается фризообразной "галереей королей" (" Галереей королей " называется ряд довольно многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые уже очень рано стали отождествляться с французскими королями. ), ритм которой, в уменьшенном масштабе, повторяет балюстрада второго яруса. Галереей и балюстрадой подчеркиваются горизонтальные членения, но одновременно они перекликаются своими колонками и вытянутыми статуями королей с вертикальными ритмами, которые все более и более усиливаются в верхних ярусах.

Центр второго яруса заполнен большим круглым окном, так называемой розой. Над боковыми порталами - большие окна, попарно охваченные широкими и неглубокими стрельчатыми арками - архивольтами, как бы повторяющими рисунок расположенных внизу порталов; в тимпанах арок вписаны розы меньшего размера. Во втором ярусе стена акцентирована меньше, чем в нижнем: ее грузная массивность совсем не выражена. Третий ярус образован высокой сквозной и легкой галереей, которая состоит из изящно сплетенных стрельчатых арочек, вырастающих из тонких и стройных колонн. В этой галерее вертикали фасада воплощены наиболее полно и свободно. Поднимаясь еще дальше, взгляд зрителя задерживается на карнизе, но вслед за тем переключается на величавый взлет огромных стройных стрельчатых окон башен, основания которых скрыты аркадой галерей.

Фасад и башни образуют гармоничный ансамбль, вписанный в высокий прямоугольник, что в сочетании с нарастанием вертикалей от яруса к ярусу и создает впечатление устремленности ввысь. Вместе с тем каждый из ярусов, взятый в отдельности, растянут по горизонтали, и это сохраняет в архитектуре фасада спокойную силу и устойчивость. Благородные, с первого взгляда простые пропорции фасада при внимательном рассмотрении оказываются исключительно богатыми и сложными. Каждый мотив фасада при всей своей кристаллической четкости и определенности вступает в многообразные взаимодействия - конструктивные, масштабные, ритмические - со всеми остальными. Отсюда то необыкновенное сочетание ясной простоты и сложного богатства, которое, несмотря на реставрации 19 в. (Так, фигуры " галереи королей " , сильно поврежденные во время буржуазной революции 1789--1794 гг., были в 20-х гг. 19 в. заменены новыми по рисункам Виоле ле Дюка. ), отличает этот первый шедевр французской готики. готика собор контрфорс архитектура

Фасады трансептов, как уже упоминалось, являются творением развитой готики (1250-1270). Их более стройные и изящные формы, почти полное отсутствие плоскости стены, свободная динамика вертикально развивающихся архитектурных форм и огромная ажурная роза дополняют и обогащают выразительность главного фасада. Фасады трансептов органично сочетаются с ажурно легкими аркбутанами, которые обрамляют как бы парящий над окрестными домами главный корабль собора с его 12-метровыми стрельчатыми окнами (В 19 в. окружавшие собор старинные домики были снесены и вокруг собора посажены деревья. ).

Рис . Собор Парижской Богоматери. Внутренний вид.

Рис . Собор Парижской Богоматери. Вид с юго-востока.

Громадное внутреннее пространство центрального нефа (высота под сводами -35 м) решительно господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами. Интерьер, как и фасад, пронизан торжественно строгим величием, но его архитектурные ритмы еще больше устремлены ввысь, и материальная весомость ощущается в меньшей мере. Внутренние стены центрального нефа также разделены на три зоны. Нижняя состоит из массивных и приземистых колонн-столбов, подпирающих аркады, которые отделяют центральный неф от боковых. Среднюю зону образуют арки эмпор, выходящие в центральный неф широкими проемами, близкими по форме к парным окнам второго яруса западного фасада. Стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки. Выше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами(Первоначальные витражи 13 в. утрачены. ). Чем выше ярус, тем пропорции арок и окон становятся более стройными и вытянутыми вверх. Это подчеркивается тонкими двойными полуколоннами, стремительно взлетающими от капителей нижнего яруса, между арками Эмпор и окнами, до капителей под пятами нервюрного свода. В глубине центрального нефа, пронизанного мерцающим светом витражей, находится алтарь, озаренный колеблющимися огнями бесчисленных свечей и сказочным сиянием огромных витражей алтарной части храма.

В оформлении фасадов, особенно порталов, большую роль играет скульптура (статуи и рельефы в тимпанах над дверьми порталов). Исключительно широко применена и декоративная резьба в обрамлении порталов, оконных проемов, карнизов, аркбутанов и т. д. Украшения эти то состоят из растительного и геометрического узора, то принимают характер фантастических изображений (водостоки в виде открывших пасти драконов, фантастические чудища-химеры на балюстрадах верхних ярусов), но всем им свойственно сочетание пластически объемной формы с ажурной узорчатостью силуэта.

В оформлении интерьера главного нефа роль скульптурного убранства гораздо более скромная и подчиненная. Статуи и большие рельефные композиции в главном нефе и трансепте отсутствуют, декор в основном сводится к сочной резьбе капителей, оттеняющей прорезанные высокими окнами плоскости стен. Лишь в хоровом обходе появляется ряд рельефов 14 в. Зато необыкновенной художественной силой были наделены сверкающие, подобно самоцветам, витражные изображения

Примерное выступление подгруппы " Германия "

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. В немецкой готике нет той относительной гармонии, которая ясно чувствуется в творениях французских мастеров. Своеобразие немецкой готики состоит именно в том, что она выражает противоречие между напряженной внутренней жизнью человека и безразличной для средневекового художника, а потому некрасивой, иногда наивной или неуклюжей, иногда преувеличенно характерной внешностью. Немецкой готике присущи глубокий интерес к изображению душевных порывов и острое чувство индивидуальности художественного образа.

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике, отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве зальных церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.

Многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.

Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада - большое стрельчатое окно.

Примерное выступление подгруппы " Испания "

В 13 в. границы испанских государств расширились за счет земель, отвоеванных у мавров. Крупнейшими политическими объединениями христианской Испании стали леоно-кастильское и арагоно-каталонское государства. Средневековое искусство Испании развивалось по своему особому пути, связанному с особенностями истории испанского народа в период, когда в процессе реконкисты закладывались основы национальной художественной культуры.

Готический стиль в Испании господствовал главным образом в церковном зодчестве и лишь отчасти в сооружении укрепленных замков и крупных общественных зданий. Все массовое жилое строительство на очень долгий исторический период оставалось непосредственно связанным с традициями мавританской архитектуры. Картина осложнялась тем, что воздействие мавританского зодчества не ограничилось этой областью и в сильной мере сказывалось и в культовом строительстве. Готическая нервюрная система обогащена в Испании мавританскими способами перекрытия - свод над средокрестием покоится на перекрещивающихся арках; в центре образуется пространство, заполненное ажурной восьмиконечной звездой. Охотно применялись наборные деревянные потолки исключительно сложного и нарядного рисунка, введены подковообразные арки и орнамент мавританского характера.

Одна из особенностей испанской готики в целом - свободное нарушение строгой конструктивной, логики здания

В тело собора без определенного плана врастали бесчисленные капеллы и сакристии, многие из которых создавались уже в последующие эпохи. Здание как бы распространялось в ширину, теряло единую вертикальную устремленность.

Внутренняя планировка - вынесение хора из восточной абсиды в середину главного нефа. Занимавший почти половину нефа хор отгораживали от остального пространства высокой богато украшенной стеной. На том месте, где в готическом соборе обычно был расположен хор, помещалась главная капелла, также обнесенная стеной; в капелле был расположен алтарь с заалтарным образом - ретабло. Так хор и алтарь превращались как бы в небольшую церковь внутри собора

В Испании преобладает гладкая поверхность стены, обилие витражей (их насчитывается 1800, и некоторые их них достигают 12 м в высоту) - наиболее характерная особенность Леонского собора; из-за них его часто сравнивают с драгоценным камнем. Витражи собора в Леоне являются лучшими в Испании.

Своеобразные формы приняло готическое искусство в Каталонии. Готические сооружения этих областей отличаются широтой плана, большой пространственной свободой, преобладанием спокойных горизонтальных линий, сдержанным декоративным убранством. Во внешнем облике церквей Каталонии преобладают крупные объемы обобщенных форм. Характерно, что главный неф, лишь немного превышающий боковые, почти не выделен в фасаде, аркбутаны и контрфорсы мало развиты; в некоторых постройках, например в Барселонском соборе, контрфорсы не выступают за линию бокового фасада, а помещены внутри собора. Вместо высоких готических крыш применяется плоское покрытие по уступам. Фасад здания, теряя характерный для готики силуэт, приобретает трапециевидные очертания. Небольшие дверные и оконные проемы со скупым декором и четкие горизонтальные тяги оживляют гладкие поверхности стен. Нет ни карнизов, ни пинаклей - фасад украшают только угловые лишенные шпилей башни и иногда - роза лаконичного и строгого рисунка. Прекрасным образцом готической каталонской архитектуры может служить фасад церкви Санта Мария дель Map в Барселоне.

Cобор в Барселоне, для постройки которого в 1317 г. был приглашен архитектор Яков Фабре с острова Майорки (собор был закончен только в 15 столетии). Светлый и просторный залообразный хор, трехнефный продольный корпус с контрфорсами, помещенными внутри собора и образующими в нем как бы ряд коротких поперечных стенок, средний корабль, почти равный по высоте боковым, необычайно тонкие и cтройные устои - все это делает Барселонский собор одним из наиболее оригинальных памятников испанской готики.

Значительное развитие получила в Испании готическая скульптура. Порталы готических соборов (особенно соборов в Леоне и Бургосе) были украшены превосходными скульптурными произведениями. Архитектор Энрике - строитель Леонского собора - руководил также скульптурными работами порталов; они близки к французским образцам. Однако в них все же нет строгой гармоничности форм, столь присущей французской готической скульптуре 13 в. Здесь это часто искупается живой выразительностью в передаче чисто испанских типов лиц.

Примерное выступление подгруппы " Чехия "

Большие материальные ресурсы, сосредоточенные в руках чешских королей и в процветавших городах Чехии, давали возможность широко использовать опыт других стран. Скоро благодаря привлечению немецких и французских мастеров готическое искусство достигло в Чехии высокого уровня и вместе с тем приобрело свой особый национальный характер.

Первым памятником развитого готического стиля была пражская церковь св. Барбары (30-е гг. 15 в.), явно связанная с традициями французской готики Иль де Франса.

Чешская готика образовала ряд школ, из которых следует упомянуть южночешскую. Ее сооружения отличались массивностью и тяжеловесностью архитектурных форм при большом изяществе монументального декора.

В течение 13 в. происходил процесс кристаллизации основных архитектурно-строительных типов чешской готики. Тут были и двухнефные сооружения, и прекрасные трехнефные здания с поднятым центральным нефом (например, церковь св. Варфоломея в Колине, достроенная уже в 14 в., и церкви зального типа с равновысокими нефами (церковь Святого креста в Йиглаве), и большой пятинефный храм Седлецкого монастыря. В 60-х гг. 13 столетия был воздвигнут в монастыре Златой Коруны четырехнефный храм. Большинство этих зданий при всем их разнообразии обладает некоторыми общими чертами: почти полным отсутствием развитой опорной системы аркбутанов, относительно умеренным количеством скульптуры и довольно широким применением стенной живописи.

Своеобразной чертой чешской и словацкой архитектуры, связанной с ростом старых и основанием новых городов, было создание городских ансамблей. В центре города или нового городского района планировалась ратушная и рыночная площадь, окруженная домами, низ которых был занят лоджиями-галлереями, защищающими от непогоды (традиция, продолженная в 15 --16 вв. и обусловившая своеобразный облик площадей старинных чешских городов). Магистрали ориентировались на главную площадь и на городские ворота.

Расцвет чешской готики наступает с 30-х гг. 14 в. В этот период основной и господствовавшей строительной схемой служил трехнефный храм с очень широким по сравнению с боковыми центральным нефом. Это усиливало впечатление мощи главного пространства центрального нефа и придавало всему интерьеру зальный характер (трехнефный собор св. Якуба в Кутной Горе).

Большинство зданий, особенно в первой половине 14 в., по-прежнему строилось без сложной системы вынесенных наружу опор, в связи с чем возникла необходимость в массивных межоконных пилонах, поддержанных снаружи простыми тесно примыкающими к стене контрфорсами. Это придавало подобным сооружениям суровый, мужественный характер. Контраст массивных, мощно вздымающихся пилонов и огромных стрельчатых окон поражает зрителя, например, в храме Марии на Тыне, в Праге.

Наиболее значительным сооружением чешской готики следует считать собор св. Вита в Праге.

Зодчие использовали при постройке собора ограниченное количество архитектурных мотивов; однако, умело сопоставляя пилоны, контрфорсы, аркбутаны, высокие проемы стрельчатых окон, ажур балюстрады, они сумели вызвать к жизни неисчерпаемое богатство зрительных впечатлений.

Наружный декор собора удивляет неисчерпаемым богатством переплетающихся форм: разнообразием силуэтов и масштабов каменных листьев, прорастающих на каменных ветвях аркбутанов, и языков пламени, колеблющихся, подобно огням святого Эльма, на остриях пинаклей. Внутри же здания декор становится более сдержанным и скупым. Главным украшением служили витражи огромных окон и станковая живопись на дереве, подучившая в Чехии широкое распространение с начала 14 в.

Чешское зодчество того времени отличала здоровая изящная жизнерадостность.

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Приход готического стиля на смену романскому в XII-XV веках. Эволюция стиля: ранняя готика, период расцвета и поздняя готика. Архитектура храмов, соборов, церквей и монастырей. Система аркбутанов и контрфорсов. Распределение нагрузки. Готические своды.

    реферат , добавлен 30.01.2011

    Особенности развития искусства готики, которое зародилось в Северной Франции в 12 веке. Нотр-Дам д"Амьен - выдающееся произведение готического искусства. Архитектурный анализ Амьенского собора, его стиль и композиция. Роль Амьенского собора для зодчих.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2011

    Общая композиция готического храма. Творческий метод готического мастера. Строительство Реймсского собора, который является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям.

    презентация , добавлен 30.05.2014

    Значение и символизм готики - периода в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и части Восточной Европы, пришедшего на смену романскому стилю. Особенности архитектурного стиля. Развитие жанра портрета. Готическая мода.

    презентация , добавлен 24.03.2014

    Развитие готического искусства под эгидой католической церкви. Символико-аллегорический способ мышления в готике и черты условности в её художественном языке. Специфика архитектурного стиля готических соборов. Эволюция интерьера готического храма.

    реферат , добавлен 06.12.2011

    Понятие культуры и ее место в жизни общества. Искусство и отдельные его аспекты как предмет научного исследования. Особенности Готики Франции. Функции культуры по отношению к обществу. Развитие искусства Готики. План собора в Реймсе (Франция) 1211-1311 г.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Сущность и признаки романского стиля в искусстве, история и этапы его становления в архитектуре Западной Европы. Применение принципов романского стиля в возведении храмов XI–XII вв. Причины появления готического стиля, его типы и отражение в скульптуре.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2009

    Характерные черты романского искусства как общеевропейского стиля и отличительные черты искусства данного направления в разных странах Западной Европы, обусловленные влиянием других культур. Общие и отличные черты между школами, своеобразие архитектуры.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Готическая культура как разновидность субкультуры, степень ее распространенности в современном обществе. Характерные черты и признаки, присущие данному направлению, особенности готического стиля, искусства, философии. Убеждения и отстраненность готов.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Романский стиль - период в европейском искусстве в ХІ-ХІІ вв. до возникновения готического стиля в XIII в. Предпосылки формирования архитектуры, ее специфика, принципы и особенности. Источники, характерные черты и эстетический идеал скульптуры и живописи.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Европа - наиболее плотно населенная часть света. В Европе на данный момент 45 стран без учета России. Европейские страны наиболее развитые. В "большую семерку (восьмерку - если брать Россию)" входит четыре европейских страны: Великобритания, Германия, Франция и Италия.

Cлайд 4

Австрия находится в центральной части Европы. На севере она граничит с Германией и Чехией. На западе - с Лихтенштейном и Швейцарией. На юге - с Италией и Словенией. На востоке - с Венгрией и Словакией. Население - 8.2 млн. Площадь - 83 858 км². Столица - Вена (1.54 млн). Административно-федеральное устройство - федеративная республика. Официальный язык - немецкий. Основные религии: католицизм, протестанство. Валюта - евро. Австрия

Cлайд 5

Крупнейшие города Австрии: Вена - 1 540 тыс. Грац - 223 тыс. Линц - 186 тыс. Зальцбург - 145 тыс. Инсбрук - 115 тыс. Вена - столица Австрии и крупнейший город страны. В 18-19 веках Вена была столицей Музыки. Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Штраус - все они жили и творили в Вене.

Cлайд 6

Германия Германия занимает 13 место в мире и первое в Европе по численности населения. Германия одна из самых экономически развитых стран не только Европы, но и мира. В Германии находятся сразу несколько автомобильных гигантов. Это DaimlerChrysler (автомобили Mercedes, Chrysler), Volkswagen (Volkswagen, Audi), BMW (BMW, Rolls-Royse).

Cлайд 7

Берлин - столица Германии. Второй город в Европе по численности населения (после Лондона). После второй мировой войны Берлин был на 2 части: Берлин (столицу ГДР) и Западный Берлин, являвшийся городом-государством. В 1961 году была воздвигнута Берлинская стена, разрушенная в 1989 году.

Cлайд 8

Дания Дания - одна из четырех скандинавских стран. Большая часть Дании расположена на полуострове Ютландия. К Дании также относятся Фарерские острова и Гренландия, которые пользуются внутренней автономией. Крупнейшие датские острова: Зеландия (11 место среди всех европейских островов), Фюн. Сухопутные границы Дания имеет только с Германией (на юге), морские - с Норвегией и Швецией.

Cлайд 9

Копенгаген - столица Дании и крупнейший город страны, один из старейших городов Европы. Копенгаген расположен на острове Зеландия. В 1996 году Копенгаген получил почетное звание "Культурная столица Европы-96". Население - 5.4 млн. Площадь - 43 094 км². Столица - Копенгаген (1 750 тыс). Административно-федеральное устройство - конституционная монархия. Официальный язык - датский. Основные религии: лютеранство. Валюта - датская крона.

Cлайд 10

Франция Франция расположена на западе Европы. На юге граничит с Испанией и Андоррой, на юго-востоке - с Монако и Италией, на северо-востоке - с Бельгией и Люксембург, на востоке - со Швейцарией и Германией. От Великобритании Францию отделяет пролив Ла-Манш. На юге Франция омывается Средиземным морем, на западе - водами Бискайского залива, на северо-западе - проливами Ла-Манш и Па-де-Кале. Остров Корсика - девятый по величине среди европейских островов. Франции принадлежат: Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Французская Гвиана, Французская Полинезия, Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон. Западная и северная части Франции расположены преимущественно на равнинной местности. Горы расположены на юго-западе (Пиренеи), юго-востоке (Альпы с горой Монблан - 4807 м). В центральной и восточной частях Франции горы по высоте значительно уступают Пиренеям и Альпам.

Cлайд 11

Париж - город, который не нуждается в представлении. Эйфелева башня, Триумфальная арка, Версальский дворец, Нотр-Дам-де-Пари, Елисейские поля, Лувр, Центр исскуств Помпиду, Музей Родена - все это лишь маленькая толика Парижа. Население - 60.2 млн. Площадь - 547 030 км². Столица - Париж (2 150 тыс). Административно-федеральное устройство - президентская республика. Официальный язык - французский. Основные религии: католичество. Валюта - евро.

Cлайд 12

Швеция Швеция одна из четырех скандинавских стран, располагается на севере Европы. Ее берега омываются водами Балтийского моря и Ботнического залива. Швеция имеет сухопутные границы с Финляндией и Норвегией. Швеция имеет два больших острова: Эланд (1344 км²) и Готланд (3001 км²). По плошади Готланд занимает 17 место среди всех островов Европы, а Эланд - 20-е. Не стоит забывать, что в Европе есть такие большие острова как Великобритания, Исландия и Ирландия. Климат в Швеции схож с климатом северной части России. Современная Швеция - туристическая страна. Особенно популярны новогодние туры и горнолыжные туры.

Cлайд 13

Стокгольм - столица Швеции, самый крупный город страны. Основан в 1252 году, столицей Швеции является с 14 века. Население - 8.9 млн. Площадь - 449 964 км². Столица - Стокгольм (1 200 тыс.). Административно-федеральное устройство - конституционная монархия. Официальный язык - шведский. Основные религии: лютеранство. Валюта - шведская крона.



















1 из 18

Презентация на тему: Страны западной и центральной Европы 8 класс

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Франция после поражения во франко-прусской войне: Замедлились темпы экономического развития, и со второго места в мировом промышленном производстве Франция переходит на четвертое, уступая Англии, США и Германии. Выплата огромной контрибуции Германии (1873 г.). Нехватка собственного сырья и угля, машин и оборудования. Ввоз товаров превышал вывоз. Сохранилось большое количество мелких предприятий ремесленного типа, где не применялась новая технология. Отсталое сельское хозяйство, низкая покупательная способностью крестьян. По урожайности пшеницы Франция стояла на одном из последних мест в Европе. Крестьянство составляло 70% населения страны, и Франция в конце XIX в. была еще аграрно-индустриальной державой. Франко- прусская война - 1870-1871 гг. Гражданская война («Парижская коммуна») - март – май 1871 г. Экономический кризис

№ слайда 4

Описание слайда:

К концу XIX в. - экономический подъем Франции Создавались крупные корпорации - монополии (металлургический концерн Шнейдер-Крезо). Возникли крупные банковские монополии. Образование финансовой олигархии. Усиленный вывоз капиталов. французские банкиры вывозили капиталы в основном в форме государственных займов (давали займы правительствам различных стран под проценты). По размерам вывоза капитала Франция занимала первое место в мире. Металлургический завод Шнейдер-Крезо во Франции. Танк, созданный заводом Шнейдер-Крезо

№ слайда 5

Описание слайда:

1875 г. – принятие конституции, утвердившей во Франции республику (Третья республика во Франции). Президент избирался на совместном заседании обеих палат сроком на 7 лет Правительство (кабинет министров) Парламент (Национальное собрание) Палата депутатов - нижняя палата – избиралась на 4 года мужчинами, достигшими 21 года (кроме военных и жителей колоний). Сенат - верхняя палата – избиралась гражданами не моложе 40 лет сроком на 9 лет путем многоступенчатых выборов Исполнительная власть Законодательная власть Особенностью политической жизни Франции была многопартийность.

№ слайда 6

Описание слайда:

1880-1890-е гг. - эпоха демократических реформ 1879 г. - гимном республики опять стала «Марсельеза». 1880 г. - 14 июля объявили всенародным праздником (начало Великой французской революции). Принят закон о свободе печати и собраний. 1884 г. - принят закон, разрешавший свободную деятельность профсоюзов и забастовки, а муниципальные советы получили право избирать своего мэра (прежде на эту должность присылался чиновник из центра). 1880-е гг. - школа отделялась от церкви, образование становилось светским и вводились государственные программы обучения («школьные законы»). Руже де Лиль – автор гимна, впервые исполняет Марсельезу в 1792 г.

№ слайда 7

Описание слайда:

Одной из отрицательных черт политической жизни Франции стали взяточничество и беспечность многих государственных чиновников и политических деятелей: Громкий скандал разразился в связи с деятельностью акционерного общества, образованного для строительства Панамского канала. Позорная страница в истории Франции: «дело Дрейфуса».

№ слайда 8

Описание слайда:

Рабочее и социалистическое движение в конце XIX в. 1880 г. - образование Рабочей партии Франции: программа создана на основе учения К. Маркса, призывала к революционному преобразованию общества. 2. 1890-е гг. - французские рабочие: проводили демонстрации с требованием введения 8-часового рабочего дня, добились избрания в парламент своих представителей - Ж. Геда, П. Лафарга и Ж. Жореса. 1905 г. - создание Объединенной рабочей партии, лидером которой стал выдающийся деятель социалистического движения, ученый, философ, историк, журналист, республиканец и демократ Жан Жорес (1859-1914). 4. 1890-е гг. - теракты анархистов. Жан Жорес (1859-1914).

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

1869 г. - создана Социал-демократическая рабочая партия Германии (Вильгельм Либкнехт и Август Бебель). 1863 г. – создан Всеобщий германский рабочий союз (Фердинанд Лассаль). Социал-демократическое и рабочее движение Германии 1875 г. - объединительный съезд в г. Готе - создание единой рабочей партии (СДПГ) - принята ”Готская программа” немецких социал-демократов: Уничтожение частной собственности на средства производства. Создание социалистического общества мирным путем, через организацию производственных рабочих объединений. 1877 г. - на выборах в рейхстаг социал-демократы получили 12 депутатских мест.

Описание слайда:

Внутренняя политика правительства О.Бисмарка Введение единой денежной системы (золотая марка). Прусский банк преобразован в Рейхсбанк (Имперский банк). Создание единой государственной собственности путем национализации железных дорог, почты, телеграфа. Введение монополии на табак и алкоголь. Политика протекционизма (поощрение национального производства). Вмешательство государства в экономическую жизнь. Создание общегосударственной судебной системы, принятие единых для всей страны гражданского и уголовного кодексов.

№ слайда 14

Описание слайда:

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ ● Страхование рабочих на случай болезни (1883 г.) ● Страхование на случай производственного травматизма (1884 г.) ● Пенсии по старости рабочим с 70- летнего возраста(1889 г.) Германия стала первой страной, в которой было принято развернутое социальное законодательство. Законодательство привело к усилению авторитета и значения государства в глазах немцев. «Государство служит всем слоям общества» О. Бисмарк

Описание слайда:

Австро-Венгрия - конституционная монархия без всеобщего избирательного права Франц Иосиф - император Австрии и король Венгрии Но Австрия и Венгрия имели каждая свои: конституцию, парламент, правительство У Австрии и Венгрии общее: флаг, армия, три министерства: военное, финансов и иностранных дел. финансовая система. Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ

№ слайда 17

Описание слайда:

1868 г. –Чехия, Моравия и Силезия поставило вопрос об отделении от Австрии Австрия согласилась на проведение демократических реформ: Снизили имущественный ценз, дававший право на участие в выборах, в результате широкие слои мелких собственников города и деревни, часть рабочих получили право голоса. Чехи провели своих представителей в депутаты австрийского парламента. В областях, где было смешанное население, вводились два языка, и чиновники Чехии и Моравии обязаны были их знать. В целом же положение чехов, поставивших вопрос о полном отделении от Австрии, оставалось прежним. Против их притязаний на независимость выступала и Венгрия.

№ слайда 18

Описание слайда:

Конфликты в стране не утихали. С 1897 по 1914 гг. – в Австрии правительство сменилось 15 раз. Все правительства проводили политику небольших уступок, поддерживая население в «состоянии умеренного недовольства». Социального законодательства не было. Избирательное право не было всеобщим: мужчины старше 24 лет, грамотные, имущественный ценз. Австро-Венгрия стала федерацией, но границы ее не совпадали с национальными границами

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Западная Европа Презентация к итоговому уроку по теме “ Западная Европа ” для 11-ых классов Учитель географии ГБОУ СОШ №489 Лифшиц И.О.

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – гейзеров и рыболовства

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – игорных домов и океанариума

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – банков и часов

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – корриды и апельсинов

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – тюльпанов и бытовой техники

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – парфюмерии и высокой моды

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – горных лыж и вальса

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – молочных продуктов и сказок Андерсена

О какой стране Западной Европы можно сказать, что это страна – бумаги и Йоулупукки (что в переводе означает Рождественнский козел ) С наступающим Новым годом!

Географическое положение Отметьте на контурной карте Западной Европы крайнюю западную точку Евразии и подпишите ее название

Отметьте на контурной карте береговую линию Западной Европы

Назовите страны Западной Европы, входящие в Европейский Союз.

Достопримечательности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по географии 11 класс "Микрогосударства Западной Европы: Ватикан"

В данной презентации представлена характеристика, достопримечательности одного из микрогосударств Западной Европы - Ватикан...

География. 11 класс. Западная Европа – второй географический центр экономического соперничества.

План-конспект урока географии в 11 классе "Западная Европа - второй географический центр экономического соперничества"....

ИСКУССТВО 18 В. В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

  • СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
  • Великобритания
  • Австрия
  • Нидерланды
  • Бельгия
  • Германия
  • Швейцария
  • Франция
  • Ирландия
  • И несколько мелких государств
  • В настоящее время Страны Западной Европы самые развитые страны мира. Которые производят самолеты, автомобили – «Мерседес», «Ауди», «Рено», «Пежо».
  • Сложное электронное оборудование – компьютеры, вычислительную технику – которые экспортируют во многие страны мира.
  • В банках Западное Европы хранят денежные средства и золото многие страны мира. В Швейцарии самый надежный банк в мире.
  • Страны Западной Европы ежегодно посещают миллионы туристов и отдыхающих, чтобы познакомиться с културно – историческими достопримечательностями, полюбоваться природой, а также для отдыха и лечения.
  • Великобритания
  • Англичане, имеют ряд особенностей, отличающих их от других народов. Это народ многих традиций. Известная пословица «Мой дом - моя крепость» отражает личную независимость англичан. По мнению англичан, «умение держать себя в руках» - главное достоинство человека. С детства англичанина приучают стойко переносить холод и голод, преодолевать боль и страх. Характерна для них и невозмутимость. Идеал англичанина - образованность, независимость, достоинство, честность, вежливость, настойчивость в достижении поставленной цели.
  • Великобритания считается родиной футбола.
  • Биг Бен - это название не башни, а 13-тонного колокола, который звонит внутри.
  • Высота башни
  • 61 метр (не считая шпиля);
  • часы располагаются на высоте 55 м от земли. При диаметре циферблата в
  • 7 метров и длиной стрелок в 2,7 и 4,2 метра, высота каждой цифры - всего 61 сантиметр.
  • Столица Великобритании – Лондон находится на реке Темзе.
  • Франция
  • самое большое государство в Западной Европе с разнообразными природными условиями. Также неодинаковы и французы. На средиземноморском юге, где голубое небо, много солнца, яркие краски природы, под стать им и люди. Они выделяются живостью, любят громко поговорить. Север Франции не похож на солнечный юг. Небо часто затянуто низкими, полными влаги облаками. Прохладный ветер дует с Атлантики, часты утренние туманы. Француз-северянин менее общителен и разговорчив, чем южанин.
  • На севере преобладают высокие, худощавые, голубоглазые блондины, тогда как на юге часто встречаются низкорослые, коренастые, смуглые брюнеты.
  • Во Франции в замке Гриньон под Версалем находится первая в мире «гастрономическая» библиотека. Здесь собраны практически все рецепты кулинарии - от Древней Греции до кухни современных европейских монархов.
  • Эйфелева башня
  • Визитная карточка Парижа. Высота башни 300 м, вес 9000 т. Сегодня это грандиозное сооружение используется как обзорная и радиотелевизионная башня.
  • Среди готических храмов Франции
  • собор Парижской Богоматери
  • На башнях установлены знаменитые статуи химер, описанные в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», Это фантастические и жутковатые фигуры с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями - аллегорические воплощения всевозможных человеческих грехов.
  • Германия
  • Несколько слов о немцах. Для них характерны честность и дисциплинированность. Они терпеливы и добросовестны в работе, аккуратны как в начале дела, так и в его конце. Аккуратность - одна из самых заметных особенностей немецкого народа. Для немцев порядок - превыше всего. Немец никогда не перейдет дорогу на красный свет. Денежные доходы и расходы семьи тщательно записывают в специальную тетрадь.
  • Берлин раз в четыре года становится столицей Международной кулинарной олимпиады. Это грандиозное шоу проводится в Германии уже около ста лет. На время олимпиады огромный выставоч-ный комплекс Берлина превращается в бескрайний ресторан. В день соревнований каждая страна-участница обязана выдать как минимум 360 блюд, которые оценивает жюри.
  • Бранденбургские ворота
  • Построены в 1791 году по распоряжению короля Пруссии Фридриха ВильгельмаII. За два столетия своего существования они были свидетелями многих исторических событий.
  • Есть в мире памятники, поставленные людям и даже куклам, которых никогда не было в действительности. Это памятники литературным героям, плодам писательских фантазий.
  • Сказка братьев Гримм про этих артистов сделала Бремен – крупнейший промышленный центр на севере Германии – известным всему миру.
  • Установленный в 1951 году, памятник стал символом города. Скульптура изображает осла, пса, кота и петуха стоящими пирамидой друг на друге, как описывает их сказка: “Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту”. Эта фигура красуется в самом центре города с западной стороны здания городской ратуши, а создал ее скульптор Герхард Маркс.
  • Это блюдо придумали швейцарцы. Когда ешь сырное фондю, трудно не запачкаться. Через весь стол тянутся сырные нити, ведь каждый старается почаще обмакнуть кусочек хлеба в котелок Приготовить это блюдо очень просто: стенки горшка натереть зубчиком чеснока, нагреть в нём воду, положить натёртый “Эмментальский” сыр и сыр “Гауда”. Нагревать, всё время, помешивая, пока сыр не расплавится и не превратится в однородную густую массу. Добавить перец и мускатный орех. Нарезать хлеб кубиками и макать в блюдо.
  • Швейцария
  • Сырное фондю
  • Закрепление
  • изученного материала
  • Спасибо за внимание!