Сколько авианосцев у на данный момент. Авианосцы на вооружени моского флота разных стран

На сегодняшний день существует большое количество гигантских авианосцев. Основное требование к современной армии - мобильность. Именно по этой простой причине нет ничего эффективней авианосцев, которые на своем борту могут перевозить десятки и большое количество людей. Давайте рассмотрим с вами самые большие авианосцы в мире. Некоторые из них выполняют свою функцию и сегодня, другие же уже давно выведены из эксплуатации и служат в качестве музейных экспонатов.

Самый большой авианосец типа Nimitz

Можно с уверенностью говорить о том, что авианосцы класса «Нимиц» считаются самыми большими в мире. При длине в 333 метра и ширине полетной палубы более 76 метров, эти гиганты вмещают порядка 90 единиц воздушной техники. Среди них 64 истребителя и 26 вертолетов. Полный экипаж авианосцев «Нимиц» - 3 200 человек. Отсюда можно выделить 2 800 человек летного состава и 70 человек командного. Практически все корабли имеют одинаковые технические характеристики, конструкторские решения и вооружение на своем борту. Нельзя не отметить тот факт, что авианосцы «Нимиц» могут работать порядка 20 лет без замены энергоносителя силовой установки. Попросту говоря, его можно отправить на 20 лет в дальнее плавание. Первый корабль линейки был спущен на воду в 1975 году и имел одноименное название «Нимиц».

Более подробное описание авианосцев класса «Нимиц»

Отдельные несколько слов нужно сказать об энергоустановке корабля. Она состоит из основной и вспомогательной систем. Основная включает в себя два водяных реактора, каждый из которых питает по 2 турбины. Особенность водяного реактора заключается в том, что в качестве теплоносителя и замедлителя он использует обычную воду под давлением. Сегодня в мире такой вид на авианосцах является самым популярным и эффективным. Если сложить мощность четырех турбин, то в результате получится устройство на 280 000 лошадиных сил. Вспомогательная установка - это 4 дизельных двигателя общей мощностью 10 700 лошадиных сил. Данные самые большие авианосцы в мире оснащаются оружием для защиты от воздушных противников и подводных угроз. В первом случае устанавливают 3 зенитно-ракетных комплекса, а также 4 зенитки калибра 20 мм. Для защиты от торпед есть два торпедных аппарата калибра 324 мм. В настоящее время построено 10 авианосцев «Нимиц», последний из них - «Джордж Буш», его мы сейчас и рассмотрим.

Авианосец «Джордж Буш» - самый мощный боевой корабль в мире

Данный корабль является последней разработкой проекта «Нимиц». Он имеет ряд отличительных усовершенствований, которые делают его действительно уникальным. Как можно понять, назвали данный авианосец в честь 41-го президента Соединенных Штатов Америки - Джорджа началось в 2003 году и обошлось казне США почти в 6,5 миллиардов долларов. В 2009 году «Джордж Буш» официально был принят на вооружение. На сегодняшний день это один из самых больших и мощных авианосцев в мире. Длина гиганта составляет 332,8 метра при водоизмещении 110 тысяч тонн. Он может развивать скорость до 60 километров в час и перевозить на своем борту 90 единиц боевой техники. Многие называют его современным «Ноевым ковчегом». Благодаря тому что конструкторам удалось сместить рубку и антенны к краю палубы, получилось несколько расширить взлетную полосу, что очень важно для корабля такого назначения. Ну а сейчас давайте рассмотрим другие самые большие авианосцы в мире, ведь их довольно много.

Об «Энтерпрайз» в подробностях

Конечно, нельзя не упомянуть о самом длинном корабле в мире, который был спущен на воду более полувека назад. Это первый в мире атомный авианосец с экипажем почти в 5 000 человек и длиной 342 метра. Правительство планировало выпустить 6 кораблей «Энтерпрайз», но после того, как первый обошелся в 450 миллионов долларов и существенно повлиял на казну США, от остальных отказались. В течение многих лет говорилось о том, что «Энтерпрайз» - это вершина военного развития армии. За время службы авианосец побывал во многих конфликтах, начиная от Вьетнама и заканчивая Северной Кореей. За 52 года эксплуатации на «Энтерпрайз» служило более 100 000 человек, поэтому можно смело говорить о том, что данный корабль достоин внимания. В 2012 году его списали и до сих пор разбирают на металлолом, процесс планируют закончить к началу 2015 года.

Печальная история «Синано»

Если данное японское судно и нельзя назвать чем-то гениальным с конструкторской точки зрения, то к гигантам можно отнести без зазрения совести. Во время выполнения своего первого задания данный крейсер затонул, случилось это еще в 1944 году. Длина корабля составляла порядка 266 метров, а водоизмещение почти 70 тысяч тонн. Но активное ведение боевых действий не позволило конструктам на 100% достроить корабль, поэтому он был выпущен на воду и затонул уже через 17 часов после выхода из порта. Его торпедировала а так как водонепроницаемые перегородки изначально были установлены неправильно, и у команды отсутствовал опыт, то уже через 7 часов после попадания торпеды корабль был на дне.

Великий «Адмирал Кузнецов»

Среди Европы и Азии, существует корабль, названный в честь адмирала морского флота Адмирала Кузнецова, который является одним из самых больших и мощных. Разрабатывать этого гиганта начали еще в 1982 году в городе Николаеве. Судя по техническим характеристикам, «Адмирал Кузнецов» должен был стать передовым авианосцем. Палуба корабля была несколько удлиненной для возможности взлета истребителей Су-25 и Су-27. Примечательно то, что именно на данном крейсере впервые была применена оптическая система «Луна» и боковые подъемники истребителей. Длина корабля - 302 метра, а на его борту помещается 25 вертолетов и столько же самолетов. Если называть самые грандиозные авианосцы мира с точки зрения вооружения и радиолокационного оборудования, то «Адмирал Кузнецов» будет среди лидеров. На его палубах установлено 12 пусковых установок «Гранит», 8 установок «Кортик», 6 артиллерийских установок АК-630М и 4 установки «Кинжал». Такое большое количество вооружения, а также огромный боезапас позволяет кораблю вести непрерывный огонь в течение длительного времени. На сегодняшний день на этом действующем корабле происходит полная замена истребителей Су-33 на МиГ-29К, в 2015 планируется капитальный ремонт.

История крейсера «Варяг»

Мы уже перечислили многие самые большие авианосцы в мире, однако стоит упомянуть еще о корабле под названием «Варяг», или же «Ляонин». Его начали строить в Николаеве в 1986 году, а закончили в 1988 году. После распада Советского Союза крейсер достался Украине. До 1998 года его лишь поддерживали на плаву и не вкладывали средств в развитие, ремонты и т. п. Позднее было принято решение продать авианосец всего за 20 миллионов долларов, что являлось просто смешной ценой. Длина его составляет 304 метра при водоизмещении в 60 тысяч тонн. Китайская частная фирма, выкупившая «Варяг», достроила и модернизировала его, так что он до сих пор плавает и успешно выполняет поставленные задачи.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые известные авианосцы во всем мире. Конечно, то, о чем было сказано, это лишь «капля в море». Существуют еще такие известные корабли, как «Теодор Рузвельт» длиной 317 метров, «Рональд Рейган» - 332 метра и другие. Практически каждая современная страна пытается построить как можно более мощный флот. Многие действующие авианосцы мира могут вмещать на своем борту небольшую армию из самолетов и вертолетов, которые в любую минуту готовы к взлету.

Авианосцы США

При всем разнообразии современных боевых кораблей, ни один из них не производит столь же внушительного впечатления, как авианосцы США. Их грандиозные размеры как нельзя лучше соответствуют имиджу самой могущественной супердержавы за всю историю человечества. Сейчас уже трудно представить себе, что когда-то эти корабли считались второстепенными и вспомогательными. Тем не менее для того, чтобы значение авианосцев было осознано в полной мере, потребовались долгие десятки лет. В наши дни будущее морских гигантов вновь становится сомнительным, однако эти символы ничем не ограниченного могущества едва ли потускнеют в ближайшие годы.

История создания авианосца

14 ноября 1910 года состоялось событие, которое поначалу могло показаться не более чем еще одним шагом на триумфальном пути развития недавно родившейся авиации: с палубы лёгкого американского крейсера «Бирмингем» впервые взлетел небольшой самолет. Пилотировал его Юджин Эли. В начале следующего, 1911 года этому же лётчику удалось посадить свой аэроплан на другой корабль, крейсер «Пенсильвания».

Разумеется, само по себе это достижение могло бы и не привести к последующему появлению авианосцев, однако Юджин Эли, скорее всего, совершал свои полёты не просто так – ведь сама идея использования самолетов для войны на море в то время уже не была новой. Родилась она, скорее всего, во Франции – именно из этой страны американский военно-морской атташе в 1908 году отправил в Вашингтон доклад, в котором были изложены основы самой концепции будущих кораблей.

Значительно более ясное изложение тех же мыслей содержалось в книге «Военная авиация», написанной французским инженером Клеманом Адером. Этот человек примерно за 13 лет до полетов братьев Райт построил летающий аэроплан с мотором своей собственной конструкции. Впрочем, описывая придуманный им корабль с плоской палубой «очищенной от всяческих препятствий», Адер, едва ли проявил сверхъестественную прозорливость – идея, можно сказать, витала в воздухе вместе с самими самолетами, которым в те годы еще не требовалось длинных взлетно-посадочных полос.

Альтернативным способом привлечения авиации к войне на море было использование гидропланов. Поначалу этот путь выглядел наиболее многообещающим. Незадолго до начала Первой мировой войны , в мае 1914 года, британское Адмиралтейство выкупило у компании «Blyth Shipbuilding» корпус строившегося на верфи сухогруза с целью его последующей переделки в экспериментальную плавучую авиабазу.

Судно получило ангар и плоскую палубу, которая была предназначена не для совершения взлетов и посадок, а для запуска моторов и ремонта самолетов. Кроме того, были установлены достаточно мощные по тем временам краны, с помощью которых севшие на воду гидропланы можно было поднять на борт корабля, вошедшего в состав британского флота под названием Ark Royal.

Первая попытка создания авианосца с полноценной взлётно-посадочной палубой также была предпринята англичанами. Опыт, полученный при эксплуатации Ark Royal, а также значительный «противолодочный» боевой потенциал авиации, проявившийся в ходе Первой Мировой войны, заставили британских флотоводцев и судостроителей задуматься о создании еще одного носителя самолетов. Основой для этого корабля стал линейный крейсер Furious. Первоначально предполагалось, что на нем, как и на Ark Royal, будут размещаться гидропланы.

Когда в конце июня 1917 годаFurious был передан британскому флоту, он был оборудован лишь сравнительно небольшой взлётной палубой. Между тем, еще во время эксплуатации Ark Royal стало понятно, что посадка гидропланов на воду и их последующий подъем на борт возможны лишь при сравнительно тихой погоде. Разумеется, это ограничивало возможности авианесущих кораблей.

2 августа 1917 года один из самолетов, размещенных на Furious, выполнил первую в мире посадку на палубу движущегося корабля. Несмотря на успех этого эксперимента, было понятно, что для выполнения безопасных полетов полосу следует значительно удлинить. Поэтому корабль подвергся значительной модернизации — его палубы исчезла грот-мачта, было убрано кормовое орудие, ангары оборудовали специальными лифтами для подъёма самолетов. Главным же стало появление достаточно большой по тем временам посадочной полосы протяженностью в 91 метр.

Авиагруппа Furious после модернизации составила 20 самолетов – довольно много для 1918 года.

Практически одновременно с переоборудованием линейного крейсера английские судостроители осуществляли постройку корабля Argus, который стал первым авианосцем классической компоновки. Как и Ark Royal, он представлял собой переделанное гражданское судно – итальянский пассажирский лайнер Conto Rosso, приобретенный британским Адмиралтейством в августе 2016 года.

Главным отличием «Аргуса» стала большая плоская полетная палуба, занимавшая всю верхнюю часть корабля. Это позволяло летчикам осуществлять взлёт и посадку в значительно более благоприятных условиях, чем на Furious. Кроме того, именно на «Аргусе» впервые появились тормозные тросы для сокращения пробега самолетов, плоские горизонтальные дымовые трубы и множество других новшеств, впоследствии ставших типичными для этого класса кораблей.

Следует отметить, что при всех своих достоинствах Argus всегда рассматривался скорее как экспериментальный, опытный корабль, что было связано, прежде всего, с его «гражданским» происхождением и тихоходностью. Значительным недостатком было и отсутствие каких-либо надстроек над плоской верхней палубой. Поэтому уже после окончания Первой Мировой войны было принято решение о строительстве корабля Hermes, который, в отличие от всех своих предшественников, изначально проектировался как носитель палубной авиации. В состав британского флота «Гермес» вошёл лишь в 1920 году.

Таким образом, на звание первого в мире авианосца могут претендовать сразу несколько разных кораблей – и все они британские. Первенство могло бы достаться и Соединенным Штатам, но по каким-то причинам этого не случилось.

Имелись проекты создания авианосцев и в России. Автором одного из них являлся один из первых русских авиаторов, капитан Лев Мациевич. К сожалению, этот человек погиб осенью 1910 года во время выполнения демонстрационного полета, а проект его не получил никакого развития.

Эволюция авианесущих кораблей

Несмотря на довольно значительный прогресс, достигнутый в годы Первой Мировой войны и сразу после неё, дальнейшее развитие авианосцев в 20-е и 30-е годы прошлого века шло довольно медленными темпами. Это было связано прежде всего с отсутствием внятной концепции применения нового типа кораблей. Авианосцы предполагалось использовать для разведки, поиска подводных лодок и защиты флота от самолетов берегового базирования. Главной ударной силой продолжали считать огромные тяжелобронированные линкоры.

Первые попытки создания авианосцев в США натолкнулись на сопротивление со стороны командования флота, которое крайне низко оценивало не только боевые, но и эксплуатационные возможности аэропланов. Лишь в 1922 году американские моряки получили в своё распоряжение корабль, с которого могли взлетать самолеты. Это было переделанное грузовое судно «Юпитер», построенное еще в 1911 году и первоначально предназначенное для перевозки угля. После модернизации и переоборудования оно было превращено в авианосец CV-1 «Лэнгли».

Трудно сказать, сколько еще времени потребовалось бы США для постройки полноценных авианосцев, если бы не Вашингтонский договор, подписанный в 1922 году. В соответствии с этим документом, ведущие военно-морские державы, в число которых, наряду с Великобританией и США входили также Италия, Франция и Япония, брали на себя обязательства по ограничению количества линкоров и линейных крейсеров большого водоизмещения.

В те годы на американских верфях строились корабли Lexington и Saratoga. Оба они были спроектированы как линейные крейсера и подпадали под действие Вашингтонского договора. Единственным способом уберечь их от превращения в груду металлолома стала переделка в авианосцы. Именно так, почти принудительно, в составе американского флота и появились CV-2 и CV-3.

Подобным же образом тогда поступили и японские кораблестроители, превратившие в авианосцы линкор «Кага» и линейный крейсер «Акаги».

В течение 30-х годов прошлого века в США был создан новый тип больших авианосцев, получивший название Yorktown (в соответствии с именем головного корабля). Он оказался очень перспективным и позволил в дальнейшем разработать еще более совершенный тип Essex. Все авианосцы, построенные по этим проектам, уже не являлись результатом какой-либо переделки. При этом, однако, нельзя сказать, что появление новых кораблей сопровождалось значительным пересмотром военной доктрины.

Приблизительно таким же образом развивались события и в Японии – несмотря на то, что эта страна отказалась от ограничений, наложенных Вашингтонским договором, и получила возможность строить любые корабли, авианосцы по-прежнему недооценивались. Ситуация не изменилась даже после появления довольно удачных «Сорю» и «Хирю».

К началу Второй Мировой войны распределение авианосцев по флотам разных стран мира выглядело следующим образом:

  1. США – 8 кораблей, один из которых («Лэнгли») был переделан в авиатранспорт. Из семи остальных два представляли собой результат переоборудования линейных крейсеров;
  2. Франция – один авианосец «Беарн», переделанный из линкора еще в начале 20-х годов;
  3. Япония – 6 кораблей;
  4. Великобритания – семь авианосцев, включая старые «Аргус», Furious, Eagle, Hermes и «Корейджес». Более современным был только Ark Royal, спущенный на воду в 1937 году.

Боевые действия на море, развернувшиеся, начиная с 1939 года, продемонстрировали существенно увеличившуюся по сравнению с периодом Первой Мировой войны «противокорабельную» мощь авиации. Наглядным примером стало, в частности, нападение самолётов, взлетевших с нового английского авианосца Illastrious, на итальянские линкоры в бухте Таранто. Именно эта атака стала своего рода прообразом намного более масштабного разгрома американского линейного флота в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года.

Сторонникам линкоров было преподнесено еще несколько жестоких уроков, включая уничтожение кораблей Repulse и «Принц Уэльский» 10 декабря 1941 года. В этом примечательном случае против британского флота действовали не авианосные, а береговые самолеты, но это мало что меняло – стало понятно, что даже самая мощная броня не позволяет защитить недавних «повелителей океана» от атаки с воздуха.

Определяющими стали события 1942-го года – битва в Коралловом море и сражение у острова Мидуэй. В обоих случаях главными участниками боев стали американские и японские авианосцы, наносившие удары друг другу с огромного расстояния. Обычные же надводные корабли ничего не решали.

В этих условиях главным фактором победы стала экономическая мощь США, позволившая этой стране в сравнительно короткие сроки построить десятки новых авианосцев. Япония не смогла ничего этому противопоставить, что и привело в итоге к её полному поражению. Экстренная переделка в авианосцы крупнейших в мире линкоров серии «Ямато» не могла переломить эту ситуацию.

В Атлантике обстановка складывалась несколько иначе. Здесь первостепенной стала «эскортная» роль авианесущих кораблей, поскольку главным противником являлись немецкие субмарины. США и тут оказались на высоте, сумев наладить довольно масштабный выпуск небольших вспомогательных авианосцев. Делались они чаще всего на базе сухогрузов или танкеров.

После завершения Второй Мировой войны главным потенциальным противником США стал Советский Союз. Поскольку военный флот, имевшийся у СССР, был сравнительно небольшим, масштабных морских сражений не предвиделось. По этой причине был предпринят ряд попыток превратить американские авианосцы в средство нанесения стратегических ударов по советской территории.

Предполагалось, что после перехода Холодной войны в «горячую» фазу авианосцы подойдут как можно ближе к берегам СССР, после чего с них поднимутся бомбардировщики A-3 Skywarrior и AJ Savage с ядерными бомбами на борту. Концепция эта с самого начала была весьма сомнительной, а после появления подводных ракетоносцев, тяжелой стратегической авиации и межконтинентальных ракет от неё пришлось и вовсе отказаться.

В то же время советский военный флот к 60-м годам значительно усилился, что поставило вопрос о возвращении американским авианосцам их первоначальной роли – они вновь должны были стать эффективным инструментом завоевания господства на море. Для этого были необходимы новые, более мощные и крупные корабли. Возникла концепция «суперавианосца», оснащенного атомным реактором и способного к неограниченно длительному плаванию. Первым таким кораблём стал CVN-65 Enterprize, введённый в строй в 1961 году. Затем началось строительство авианосцев класса Nimitz – настоящих монстров водоизмещением около 100 тысяч тонн. Сегодня именно они являются главной ударной силой американского флота и предметом национальной гордости Соединенных Штатов.

Современные авианосцы в США

CVN-65 Enterprize являлся, по меркам 60-х годов, прямо-таки «золотым» кораблём – в ходе его строительства и испытаний был потрачен 451 миллион долларов, что привело в ужас военное командование США. Учитывая это, от первоначальных замыслов, предусматривающих спуск на воду целой серии новых атомных авианосцев, решили отказаться. Ситуация изменилась после того, как Enterprize принял участие в войне во Вьетнаме, ярко проявив своё преимущество над своими более старыми «соперниками» — он мог сколь угодно долго находиться в заданном районе, не отвлекаясь на дозаправку топливом.

В итоге к концепции «суперавианосца» вернулись, но на ином уровне – решено было построить серию кораблей более продуманной конструкции. Если CVN-65 приводился в движение восемью атомными реакторами, то на авианосцах новой серии, впоследствии получившей название Nimitz, имелось только две ядерных установки.

Кроме того, был разработан особый производственный цикл изготовления этих кораблей, позволивший кардинально сократить сроки их строительства и заметно снизить накладные расходы.

Всего в состав американского военно-морского флота вошло 10 авианосцев класса Nimitz. Все они на сегодняшний день остаются в строю. Кроме того, в 2009 году на воду был спущен Gerald R. Ford – головной корабль новой серии. В целом этот авианосец схож со своими предшественниками, но конструкция и оснащение были заметно улучшены.

10 кораблей класса Nimitz

Разумеется, американские суперавианосцы появились не все сразу, они строились один за другим, постепенно увеличивая военно-морскую мощь США. Изготовителем этих кораблей стала компания Newport News Shipbuilding, на верфях которой было, кроме того, изготовлено больше половины всех американских атомных подводных лодок.

USS Nimitz (CVN68)

Сооружение самого первого авианосца в серии началось в июне 1968 года. Заняло оно чуть менее четырёх лет, после чего громадный корабль, полное водоизмещение которого достигает 104 112 тонн, подвергся целому ряду различных проверок и испытаний. Торжественная церемония ввода авианосца в состав ВМФ, одним из участников которой стал президент США Джеральд Форд, состоялась 3 мая 1975 года.

Назван был этот корабль в память о Честере Нимице, американском адмирале, который командовал во время Второй Мировой войны тихоокеанским флотом.

Первым эпизодом боевого применения авианосца стало его участие в попытке освобождения американских граждан, удерживаемых в Иране в качестве заложников (операция «Орлиный коготь»). Как известно, эта попытка завершилась полным провалом, к которому, впрочем, «Нимиц» никакого отношения не имел.

В 1981 году авианосец стал непосредственным участником «инцидента в заливе Сидра», жертвой которого стали два самолета Су-22 ВВС Ливии, сбитые истребителями F-14, взлетевшими с палубы «Нимица». Спустя десять лет корабль был использован для налётов на Ирак в ходе широко известной операции «Буря в пустыне».

В 2003 году авианосец «Нимиц», характеристики которого всё еще отвечали требованиям времени, снова привлекли к нанесению ударов по сторонникам Саддама Хусейна. Как известно, новая война закончилась оккупацией Ирака, который и сегодня еще не полностью восстановил свой государственный суверенитет.

Самым трагическим эпизодом истории этого корабля стало происшествие, случившееся еще в 1981-м году. Тогда на палубу авианосца рухнул самолет EA-6B Prowler. В результате 45 человек получили ранения, а 14 погибли. Одной из причин катастрофы стало употребление марихуаны членами палубной команды.

По всей видимости, именно CVN-68 станет первым кораблем класса «Нимиц», отправленным «на пенсию». В соответствии с новыми планами командования ВМФ, в составе американского флота должно быть лишь 10 авианосцев, а сейчас их 11.

Dwight D. Eisenhower

Второй корабль класса Nimitz получил свое название в честь американского президента Эйзенхауэра, который также известен как главнокомандующий экспедиционными силами союзников во время Второй мировой войны.

Строился этот авианосец несколько дольше, чем «Нимиц» - более пяти лет, начиная с 1975 года. В состав военного флота его ввели в 1977-м. В последующие годы этот корабль почти не попадал в новостную хронику, хотя и участвовал в целом ряде походов и боевых дежурств. Как и «Нимиц», этот авианосец был привлечен к нанесению воздушных ударов по Ираку в ходе операции «Буря в пустыне».

В течение полутора лет, начиная с лета 1995-го года, корабль подвергли крайне дорогостоящей модернизации. Общие затраты составили не менее трех миллиардов американских долларов.

В течение «нулевых» годов «Эйзенхауэр» неоднократно отправлялся на боевое дежурство в Персидский залив. В 2016-м авианосец находился в Средиземном море, выступая в качестве своего рода противовеса для российской корабельной группировки, рассредоточенной вблизи от берегов Сирии. До столкновений, к счастью, дело не дошло.

В настоящее время этот авианосец проходит серию испытаний после выполнения очередного ремонта. Предполагается, что к боевой службе корабль сможет вернуться в следующем году.

Carl Vinson

Третий по счету авианосец класса Nimitz появился в составе американского флота в 1982-м году. Строительство его началось за семь лет до этого и закончилось в 1980-м. Интересно, что конгрессмен Карл Винсон, на протяжении длительного периода возглавлявший Военно-морской комитет США, был еще жив, когда на верфях появился названный в его честь корабль.

В отличие от своих «старших братьев», «Карл Винсон» не принимал участия в операции «Буря в пустыне», поскольку в 80-е годы он посещал Средний Восток лишь эпизодически, совершив большую часть своих походов в пределах Тихого и Индийского океанов. Один из истребителей F-14, входивших в состав авиагруппы этого корабля, как раз в те годы принимал участие в съемках фильма Top Gun.

Первый эпизод боевого применения «Карла Винсона» состоялся в 2001 году, когда авианосец привлекли к нанесению ударов по группировке «Талибан» на территории Афганистана. Спустя два года корабль был использован и в ходе войны против Ирака. В 2011-м году на борт «Карла Винсона» доставили останки Усамы бен Ладена, «террориста №1», труп которого затем утопили в Аравийском море.

В апреле 2017 года этот авианосец был использован президентом США Трампом для психологического давления на руководство Северной Кореи. При этом американский лидер, по существу, солгал, заявив, что «Карл Винсон» направлен в Японское море, в то время как на самом деле корабль двигался в прямо противоположном направлении.

В мае 2019 года на борту авианосца был арестован один из членов его экипажа, обвиненный в шпионаже в пользу России. Впоследствии задержанный признал свою вину.

Theodore Roosevelt

Четвертый корабль класса Nimitz, названный в честь президента США Теодора Рузвельта, значительно отличался от своих предшественников. Это дало повод журналистам поговорить о новом типе авианосцев, однако официального отдельного обозначения последующая серия из четырех других кораблей так и не получила.

«Теодор Рузвельт», строившийся, начиная с 1980-го года, был введен в состав американских ВМС в 1986-м. Из всех авианосцев, принимавших участие в ударах по Ираку в 1991-м году, в рамках операции «Буря в пустыне», наибольшая нагрузка пришлась именно на этот корабль. Взлетевшие с него самолеты сбросили на цели свыше двух тысяч тонн различных боеприпасов в ходе четырех тысяч двухсот боевых вылетов.

Не менее активно использовался «Теодор Рузвельт» и во время нападения стран НАТО на Югославию весной 1999 года. Общее количество боевых вылетов составило тогда 4 270, причем все самолёты благополучно вернулись на авианосец.

Модернизация этого корабля проходила в 2007-м году, после чего он был возвращен в строй. Авианосец привлекался к борьбе против сомалийских пиратов, однако о каких-либо конкретных боевых эпизодах информации не было.

В 2016-м и 2018-м году «Теодор Рузвельт» совершал походы в Средиземное море, выступив в качестве условного противника для российской авиагруппировки в Сирии. Весной 2019-го этот корабль принимал участие в масштабных маневрах у берегов Аляски, за которыми самое пристальное наблюдение осуществляли российские самолеты Ту-95.

Abraham Lincoln

Весной 2019 года авианосец «Авраам Линкольн», получивший свое название в честь одного из самых известных президентов США, стал поводом для небольшого медийного скандала. Этот корабль был назван американским послом Хантсманом «ста тысячами тонн международной дипломатии», что в контексте других высказываний этого политика выглядело наглой угрозой в адрес России.

Авианосец Abraham Lincoln строился с 1984 по 1988 годы и уже в 1989-м был принят на вооружение. К операции «Буря в пустыне» его не привлекали, однако в 2003-м году корабль всё же был использован для нанесения ударов по территории Ирака.

По не вполне понятной причине именно этот авианосец стал персонажем широко известной байки «про маяк и корабль». Кроме того, «Линкольн», подобно «Карлу Винсону», использовался кинематографистами. С его участием был сделан известный блокбастер «Трансформеры».

В августе 2019 года на борту авианосца случилось чрезвычайное происшествие – при заходе на посадку совершил ошибку пилот самолета E-2D, в результате чего тяжелые повреждения получили четыре истребителя F/A-18 Super Hornet.

George Washington

Шестой корабль класса Nimitz в целом мало отличался от двух своих непосредственных предшественников, «Теодора Рузвельта» и «Авраама Линкольна». Как и эти корабли, он получил своё название в честь президента США – но только самого первого, Джорджа Вашингтона, одного из основателей самой страны.

Постройка авианосца продолжалась с 1986-го по 1990-й годы. Ввели в строй этот корабль в праздничный день – 4 июля 1992-го. Значительного боевого применения «Джордж Вашингтон» не получил, хотя, как и другие авианосцы, многократно посещал Персидский залив и Средиземное море.

В 2008-м году корабль «переехал» в Японию, на базу Йокосука, где ранее размещался старый авианосец «Китти Хок». Это вызвало у местного населения массовые протесты, поскольку на борту у «Джорджа Вашингтона» размещены атомные реакторы, что крайне не нравится жителям Японии.

В 2012-м авианосец совершил поход в Южно-Китайское море, став сильнейшим раздражителем для Китая, вовлеченного в территориальный спор в этом регионе. Другими участниками конфликта были Вьетнам, Бруней, Тайвань и Малайзия, но никаких вооруженных стычек не случилось. Спустя год «Джордж Вашингтон» был использован для доставки гуманитарной помощи для жителей Филиппин, пострадавших от разрушительного тайфуна.

В 2016-м году появились сообщения о том, что авианосец будет оснащаться беспилотными заправщиками. Видимо, соответствующие работы были включены в плановый ремонт корабля, продолжающийся в настоящее время. Продолжительность этого ремонта составит около четырех лет, а сумма затрат превышает четыре с половиной миллиарда долларов.

John C. Stennis

Авианосец «Джон Стеннис», получивший свое название в честь американского сенатора, стал первым кораблем класса Nimitz, построенным по модульной схеме. Это обозначает, что он был собран из отдельно изготовленных элементов, количество которых составляет 161. Благодаря такой технологии срок строительства сократился более чем в два раза – заложили авианосец в 1991-м, а спустили на воду уже в 1993-м. В то же время ввод в эксплуатацию этого корабля по непонятным причинам несколько затянулся.

Первый поход «Стенниса» состоялся в 1998-м. Авианосец проследовал в Персидский залив через Суэцкий канал, где вместе с «Джорджем Вашингтоном» принял участие в операции «Южный дозор». В том же году начался первый плановый ремонт корабля.

В ноябре 1999-го года команда ухитрилась посадить авианосец на мель, что, впрочем, нанесло ему сравнительно умеренный ущерб. В первое десятилетие двадцать первого века этот корабль неоднократно совершал походы в Персидский залив, однако в боевых действиях он прямого участия не принимал.

В 2012 году «Джон Стеннис» получил сигнал бедствия от судна, которое было атаковано пиратами. С борта авианосца был послан вертолет, после появления которого пираты попытались скрыться, однако подоспевший крейсер из состава АУГ задержал их.

В последующие годы этот корабль вновь многократно появлялся у берегов Ирана. Предполагается, что вскоре он будет направлен в доки для проведения капитального ремонта и модернизации. Произойдет это сразу после возвращения на своё место в боевом строю авианосца «Джордж Вашингтон».

Harry S. Truman

Этот авианосец, получивший своё название в честь президента США Гарри Трумэна, получившего этот пост незадолго до конца Второй Мировой войны, был построен в течение трех лет, начиная с 1993 года. В 1998-м его официально ввели в состав военно-морского флота.

Как и другие американские авианосцы, этот корабль часто использовался для боевого патрулирования в водах Персидского залива. В 2003-м году «Гарри Трумэн» был использован для съемок фильма «Слезы солнца», в котором снимались Брюс Уиллис и Моника Белуччи. В течение последующих 13 лет корабль многократно совершал различные походы, но в боевых действиях не участвовал.

В 2016-м году самолеты, взлетевшие с палубы «Гарри Трумэна», нанесли ряд ударов по объектам террористических группировок на территории Сирии. Первоначально предполагалось, что бомбардировкам будут подвергнуты также и правительственные войска, но этого не произошло.

Весной 2019 года в СМИ попали сообщения о том, что этот авианосец вскоре будет выведен из состава флота и списан. В качестве основной причины называлось стремление правительства США к экономии средств. Достоверность этой информации оценить пока не представляется возможным.

В сентябре 2019 «Гарри Трумэн» должен был выйти в очередной поход во главе корабельной группировки, однако этого не случилось, так как на борту возникли поломки, устранение которых продолжается в настоящее время.

Ronald Reagan

Президент США Рональд Рейган, занимавший этот пост в 80-е годы прошлого века, был еще жив, когда построили названный в его честь атомный авианосец. Произошло это в 2001-м году. Корабль несколько отличается от более ранних представителей класса Nimitz.

Изменения, в частности, позволили увеличить устойчивость авианосца в условиях значительного волнения. Кроме того, увеличена максимально допустимая масса самолетов, совершающих посадку на полётную палубу. В то же время количество тормозных тросов сокращено до трёх.

Портом приписки «Рональда Рейгана» стал японский порт Йокосука (первоначально он базировался в Сан-Диего). В основном этот авианосец используется в акватории Тихого океана. В 2018-м году произошло примечательное происшествие: выяснилось, что часть команды корабля употребляет на службе препарат ЛСД. По иронии судьбы, именно Рональд Рейган когда-то инициировал кампанию против распространения наркотиков среди военных моряков.

В августе 2019 года авианосец прибыл на Филиппины с дружественным визитом, но был при этом почему-то явно перегружен вооруженными самолетами, на что немедленно обратили внимание местные журналисты. Нельзя не отметить, что власти Китая достаточно нервно относятся к присутствию американских военных кораблей в этом регионе.

George H. W. Bush

Последний авианосец класса Nimitz стал своего рода «переходным» кораблем. На нем опробовались некоторые новшества, которые затем предполагалось использовать при строительстве авианосцев следующего поколения. Название было присвоено в честь Джорджа Буша-старшего, 41-го президента США, который сам принял непосредственное участие в церемонии именования.

Строительство началось в 2003-м, а в 2009-м году корабль был введен в строй. Для американского бюджета этот авианосец обошелся в 6,2 миллиарда долларов, что заметно превосходило затраты на строительство его непосредственных предшественников, которые стоили $4,5 млрд.

Неполный перечень новшеств, которые появились на «Джордже Буше», выглядит следующим образом:

  1. Использовано новое, более лёгкое покрытие палубы;
  2. Увеличена вместимость ангара;
  3. Модернизирован винт;
  4. Корпус корабля сделан выпуклым, что снизило его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР);
  5. Изменена схема обслуживания самолетов;
  6. Появились новые места для хранения авиационного топлива.

В то же время состав авиагруппы несколько уменьшился – на более ранних «Нимицах» он мог достигать 90 самолетов, в то время как на борту «Джорджа Буша» размещается лишь 68 летательных аппаратов (включая вертолеты).

Целью первого боевого похода нового авианосца стал традиционный визит в Персидский залив. Через несколько месяцев после возвращения, в июле 2012 года, корабль был направлен на капитальный ремонт – явно внепланово. В прессу тогда просочилась информация о целом ряде недоработок, среди которых были и нелепые – например, неисправно действующая канализационная система.

В 2014 году, на фоне референдума в Крыму, в украинской прессе почти два месяца муссировались заведомо абсурдные сплетни о скором прибытии «Джорджа Буша» в Черное море.

В феврале 2019 года авианосец был отправлен на очередной плановый ремонт. Продолжительность работ должна была составить десять месяцев, однако в конце лета было сообщено о том, что вернуться в строй корабль сумеет в лучшем случае в конце 2021 года. С чем это связано – совершенно непонятно.

Новейший авианосец Gerald R. Ford

В 2009-м году в Америке началось строительство головного авианосца нового класса. Этот корабль, получивший своё название в честь президента Джеральда Форда, при правлении которого когда-то были спущены на воду первые «Нимицы», должен был стать новой вехой в истории американского военного флота, однако пока ему еще не удалось оправдать этих ожиданий.

Размеры и водоизмещение нового авианосца почти не отличаются от аналогичных характеристик кораблей класса Nimitz, но к этому конструкторы и не стремились. Главной целью стало улучшение характеристик всего бортового оборудования, начиная с энергетической установки. В частности, запаса ядерного топлива, изначально размещенного в двух реакторах, должно теперь хватать на весь период эксплуатации корабля, который, по расчетам, составит 50 лет. В то же время мощность возрастет на 25% или более.

Усовершенствованная электроника позволит на 40% сократить численность экипажа авианосца по сравнению с кораблями класса «Нимиц», а электромагнитные катапульты новой конструкции дадут возможность существенно увеличить «производительность» лётной палубы, увеличив ежесуточное количество боевых вылетов со 120 до 160.

Кроме того, корабль оснащен новейшими радиолокационными станциями, а основным самолетом его авиагруппы должен стать многоцелевой малозаметный истребитель F-35.

В 2017-м году было заявлено о завершении ходовых испытаний «Джеральда Форда», после чего авианосец был введен в состав флота. Вскоре, однако, выяснилось, что решены далеко не все проблемы. В одном только 2019-м году корабль пришлось трижды срочно возвращать в порт из-за различных поломок. До сих пор «Джеральд Форд» совершает свои походы «порожняком», поскольку авиагруппа всё еще не составлена.

Между тем накладные расходы, которые выглядели явно чрезмерными еще на момент спуска корабля на воду, продолжают увеличиваться. Это едва ли нравится командованию флота – ведь их уверяли, что эксплуатация нового поколения авианосцев станет намного дешевле использования «Нимицев». Проблемы усугубляются еще и недоведенностью самолетов F-35. Судя по всему, «Джеральд Форд» придется комплектовать скорее истребителями F/A 18. Неудивительно, что военные эксперты, подсчитывая, сколько авианосцев у США, зачастую вообще не принимают во внимание этот корабль.

Технические характеристики

Поскольку все авианосцы класса Nimitz строились по единому проекту, их основные характеристики различаются лишь незначительно.

Необходимо учитывать, что помимо основного экипажа, на корабле размещается персонал авиакрыла и лётный состав – это еще 2 480 человек. Ядерного топлива, имеющегося в реакторе, хватает на 13 лет эксплуатации и более миллиона миль «пробега».

Особенности конструкции

Корпус современных американских авианосцев изготавливался (начиная с «Джона Стиннеса») по модульной схеме. Конфигурация его осталась в целом неизменной со времен Второй Мировой войны – массивная «коробка», изготовленная из приваренных друг к другу стальных листов и накрытая сверху плоской полетной палубой. По правому борту находится так называемый «остров» — надстройка, из которой осуществляется управление полётами и самим кораблём. Общий вес несущих конструкций авианосца превышает 60 тысяч тонн.

Площадь полетной палубы достигает 18 200 квадратных метров. Её покрытие состоит из соединенных между собой листов брони. В случае необходимости любой из этих элементов может быть демонтирован и заменен.

В самой нижней части авианосца размещается топливо для самолетов, а также силовая установка, состоящая из двух атомных реакторов. Над ней находятся девять служебных палуб, а на десятой находится ангар для самолетов. Общая площадь этого помещения превышает 6 800 квадратных метров. Высота потолков – около восьми метров.

При возникновении опасности пожара ангар разделяется специальными перегородками на три изолированных отсека.

Следующая палуба авианосца называется галерейной. Часть её отведена для размещения жилых кают, но основное предназначение этого пространства иное – здесь находится боевой пост управления, и центр управления аэрофинишером и катапультами.

Подъем самолетов из ангара на полетную палубу, которая находится непосредственно над галерейной, осуществляется при помощи четырех лифтов. Три из них находятся по правому борту, два впереди относительно надстройки и один позади.

Катапульты, обеспечивающие одновременный взлёт двух самолетов, являются паровыми (на новейшем авианосце «Джеральд Форд» они электромагнитные). Всего таких устройств четыре. Скорость разгона самолета при помощи катапульты – до 200 км/ч.

Основная силовая установка корабля составлена из двух ядерных реакторов A4W/A1G компании Westinghouse и четырех паровых турбин. Кроме того, на борту имеется и источник «аварийного питания» — дизельные двигатели совокупной мощностью в 10 720 лошадиных сил.

Посадочная полоса авианосца направлена несколько в сторону, что позволяет летчикам, допустившим ошибку, уйти на второй круг.

Боевое вооружение и авиация

Основой ударной мощи этих кораблей, разумеется, являются размещенные на их борту самолеты. Типичный состав авиакрыла выглядит следующим образом:

  1. Многоцелевые истребители-бомбардировщики F/A-18. Наиболее современная версия этого самолета – F/A-18F SuperHornet. Общее количество машин – 48;
  2. ЕА-18G Growler – самолеты радиоэлектронной борьбы. Общее количество – 4 единицы;
  3. E-2C Hawkeye – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Общее количество – 4 единицы;
  4. MH-60 Seahawk – противолодочные и спасательные морские вертолеты. Общее количество – 10 штук.

В качестве дополнения на борту могут находиться два самолета C-2 Greyhound. Допускается увеличение количества ударных машин.

В прошлом на борту «Нимицев» базировались также тяжелые двухместные истребители F-14. Они были предназначены для перехвата противокорабельных крылатых ракет и их воздушных носителей (например, советских бомбардировщиков Ту-22М3).

Кроме того, на авианосцах класса «Нимиц» устанавливались некоторые корабельные системы вооружений. В частности, для уничтожения воздушных целей могли быть использованы зенитные ракетные комплексы среднего радиуса действия RIM-7 Sea Sparrow и малого радиуса действия RIM-116 Sea Ram. Характеристики их выглядят так:

На самом ближнем рубеже обороны прорвавшиеся крылатые ракеты могут быть встречены огнем шестиствольных автоматических пушек М61А1 калибром 20 мм, размещенных в установке Mark 15 Phalanx. Они способны поражать цели на дистанции до полутора километров, ведя стрельбу со скоростью в 3000 выстрелов в минуту.

Следует отметить, что весь этот комплекс оборонительного вооружения едва ли сколько-нибудь эффективен против сверхзвуковых тяжелых противокорабельных ракет советского производства, таких, как «Гранит», или Х-22.

Поздние авианосцы класса Nimitz оборудовались также пусковыми установками для противокорабельных ракет «Гарпун» и двумя трехтрубными торпедными аппаратами.

Авианосцы России и США – сравнение

Вообще говоря, авианосцы России и США до такой степени не похожи друг на друга, что любое их сравнение выглядит по меньшей мере натянутым. Сопоставлять «Адмирал Кузнецов» с любым из «Нимицев» едва ли корректно. Это корабли совершенно разных «весовых категорий». Водоизмещение российского авианосца составляет всего только 46 540 тонн, а количество летательных аппаратов на его борту не превышает 52 единиц, включая 24 вертолета.

Кроме того, «Адмирал Кузнецов» не имеет атомного реактора, это корабль с обычными дизельными двигателями. Единственное, да и то весьма относительное преимущество российского авианосца – это наличие двенадцати пусковых установок для противокорабельных ракет «Гранит». Несмотря на почтенный возраст этого оружия, оно и сегодня представляет собой более чем серьёзную угрозу для любой надводной цели.

Необходимо учитывать, что «Кузнецов» создавался не в качестве аналога «Нимица», его задачи были намного более скромными – корабль должен был обеспечивать воздушное прикрытие советских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Кроме того, он мог также использоваться и для поиска субмарин противника.

Еще до «Адмирала Кузнецова» в состав советского военно-морского флота входили нескольку авианосцев, рассчитанных на использование самолетов вертикального взлета и посадки. К сожалению, созданные для этих кораблей штурмовики Як-38 так и не стали полноценными ударными машинами, а разработка нового Як-141 прекратилась после распада СССР.

Сегодня существует несколько новых проектов российского авианосца, однако вполне вероятно, что они никогда не будут реализованы. Дело тут даже не в отсутствии необходимых технологий и производственного опыта, и не в нехватке финансирования – главной проблемой являются серьёзные сомнения в необходимости для России самих этих кораблей, особенно таких, которые соответствуют критериям «суперавианосца».

Вся история боевого применения «Нимицев» указывает на то, что они использовались, прежде всего, против слабых региональных государств, находившихся на большом удалении от США. Трудно представить себе, что Россия в обозримом будущем будет заниматься чем-то подобным. Даже гораздо более могущественный СССР не распространял так далеко свою военную активность. С другой стороны, будь в распоряжении советского руководства даже два десятка таких же кораблей, как «Нимиц», чем бы это могло помочь в ходе войны в Афганистане?

В ходе какого-то крупномасштабного ядерного конфликта особой пользы от авианосцев тоже ожидать не приходится – про них могут даже и не вспомнить. Учитывая всё это, нетрудно спрогнозировать, что планы по созданию российских «Нимицев» и «Джеральдов Фордов» дальше самого общего замысла едва ли продвинутся.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В мире. Они поражают своими размерами и функционалом. На палубе такого корабля способно разместиться несколько десятков единиц летательной техники, среди которых могут находиться штурмовики, истребители, противолодочные самолёты, вертолёты и т.д. Помимо этого все современные морские сооружения имеют мощную энергетическую установку и могут совершать плавание без заправки на протяжении нескольких лет.

На сегодняшний момент только 10 стран мира имеют в своём составе авианесущие морские судна. Большая их часть принадлежит ВМС США.

В ТОП-10 вошли самые большие авианосцы в мире, находящиеся на вооружении.

10. Чакри Нарубет | 183 метра

» (Тайланд) – лёгкий авианосец открывает десятку самых больших кораблей в мире, состоящих на вооружении. Он же является самым малым современным авианосцем. Основными задачами тайландского судна являются поисково-спасательные операции и обеспечение воздушной поддержки. Низкая боеспособность корабля связана с недостатком финансирования и нечастыми выходами в море. Длина «Чакри Нарубет» составляет 183 метра. На корабле способно разместиться более 600 членов экипажа. Так как авианосец большую часть времени неактивен, его могут посетить приезжие туристы. Помимо этого, «Чакри Нарубет» прозван как самая большая в мире королевская яхта, так как во время выходов в море, на нём очень часто присутствует королевская семья.

9. Кавур | 244 метра


» (Италия) – самый большой авианосец итальянских ВМС. Своё название получил в честь государственного деятеля Италии графа К. Кавура. Был введён в состав флота в 2009 году. Длина судна составляет 244 метра. На палубе разместились 8 самолётов AV-8B «Харриер» и 12 вертолётов. Кроме летательных машин здесь могут разместиться более 500 человек, 24 танка или 50 единиц тяжёлых боевых машин.

8. Шарль де Голь | 261 метр


» (Франция) – крупный авианосец, входящий в состав ВМС Франции. «Шарль де Голь» пришёл на замену устаревшим авианосцам типа «Клемансо» и является самым боеспособным авеанесущим кораблем в мире, после американского «Нимица» и российского «Адмирала Кузнецова». Судно с протяженностью в 261,5 метров, предназначено для 40 воздушных единиц и более 1500 членов экипажа, включая авиагруппу. Кораблю активно участвовал в военных операциях по всему миру, включая Афганскую войну против талибов в 90-х годах 20 века.

7. Сан-Паулу | 265 метров


» (Бразилия) – единственный авианосец ВМС Бразилии. До 2000 года принадлежал Франции и относился к типу кораблей «Клемансо». Его прежнее название – «Фош». Длина судна составляет 265 метров. На борту «Сан-Паулу» способно разместиться свыше 1500 человек, включая лётно-технический состав, а также более 30 воздушных суден. Будучи ещё в составе ВМС Франции авианосец участвовал в военных операциях, проходивших в Боснии, Персидском заливе, Ливане и других.

6. Викрамадитья | 283 метра


» (Индия) – крупный авианосец Индии, входящий в состав ВМС. Ранее тяжёлый авеанесущий крейсер принадлежал России и носил название «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Корабль был полностью модернизирован и передан индийским ВМС. Длина судна составляет 283,4метров. На своей палубе «Викрамадитья» может перевозить до 40 летательных единиц и более 1500 членов экипажа.

5. Куин Элизабет | 284 метра


Авианосцы типа «» (Англия) известны под кодовым названием CVF. Английские морские судна строятся на замену авианосцам типа «Инвисибл». Два корабля являются самыми крупнейшими из всех, что были построены для Королевского флота. Планируется, что один из них вступит в строй уже в этом году, другой будет введён в состав флота лишь в 2018 году. На палубе «Куин Элизабет», площадь которой составляет 13 000 кв.м., сможет разместиться свыше 40 самолётов и вертолётов. Воздушные машины смогут одновременно взлетать и совершать посадку на палубу. Вместительность для экипажа составляет 1500 человек, включая авиагруппу. Длина морского судна равна 284 метрам.

4. Ляонин | 304 метр


» (Китай) – китайский авианосец, который является первым и единственным в составе Военно-Морского Флота НОАК. Был построен в СССР и относился к авианосцам типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В 2012 году был выкуплен Китаем и реконструирован. Размер модернизированного судна составляет 304,5 метров в длину. На палубе «Ляонина» могут разместиться 40 единиц воздушной техники и более 2000 человек. ВМФ использует авианосец в основном с целью обучения пилотов для последующей службы на корабле.


» (Россия) – единственный авианесущий крейсер в составе ВМФ России. Своё название получил в честь Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. В отличие от своих отечественных предшественников крейсер способен обеспечивать взлёт и посадку летательных аппаратов. Площадь полётной палубы составляет более 14 000 кв.м. Авиационная группа корабля может включать до 30 самолётов и 10 вертолётов. Состав экипажа рассчитан на 2000 человек. Протяжённость авианосца составляет 305,1 метров.

2. Нимиц | 332 метра


Авианосцы типа «» (США) – самые крупные военные корабли в мире, находящиеся на вооружении Военно-Морских Сил США. Всего было построено 10 таких авианосцев. Также это самые дорогие морские судна: стоимость каждого составляет порядка 4,5 млрд. долларов. На своей палубе «Нимиц» готов принять до 90 самолётов и вертолётов – это максимальный показатель вместительности среди существующего морского транспорта. Помимо этого, на борту могут разместиться более, чем 5000 членов экипажа, включая авиагруппу. Длина одного такого морского сооружения составляет 332,8 метров. Авианосцы активно участвуют в военных операциях (Югославия, Ирак), а также оказывают гуманитарную поддержку пострадавшим странам от природных катастроф (цунами в Индонезии — 2004; землетрясение на Гаити — 2010). Средний срок эксплуатации такого судна – 50 лет.

1. Джеральд Р. Форд | 337 метров


» (США) – самый огромный современный авианосец, строительство которого ведётся с 2009 года. Размер махины составляет 337 метров в длину. Планировалось, что «Джеральд Форд» придёт на смену гиганту «Энтерпрайз». Но последний был уже выведен из состава в 2012 году. Эксплуатация нового судна по прогнозам должна обойтись на 4миллиарда дешевле, чем «Энтерпрайза» из-за сокращения числа экипажа. Современный авианосец способен будет вмещать порядка 4660 человек. В 2013 году состоялась церемония спуска судна на воду. Введение в состав американского флота планируется в ноябре этого года. Авиационная группа составит более 75 самолётов, вертолётов и «беспилотников» (БПЛА).

Человек готов оберегать свой покой любыми путями. Просторы океана, например, хранят в себе невероятных размеров агрегаты, призванные служить на благо мира и спокойствия. Самые большие авианосцы будут рассмотрены ниже.

1 место

Энтерпрайз. Невероятных размеров авианосец, стоимостью 451 млн долларов. Оснащенный ядерной установкой, в длину он занимает 342 метра. Проект предполагал выпуск еще пяти подобных сооружений, однако, стоимость постройки Энтерпрайза показала, что такие планы слишком дорого обойдутся вооруженным силам США. Впервые спущен на воду в 1961 году. Полное водоизмещение корабля – 93 400 тонн.

2 место

Нимиц. Еще одно детище Америки, спущенное на воду в 1975 году. По проекту Нимица был построен еще десяток кораблей, последний из который введен в строй уже в 2009 году. Себестоимость этого типа авианосцев оказалась меньше, чем Энтерпрайза, потому был налажен серийный выпуск. Длина агрегата составляет 333 метра. Полное водоизмещение – 106 тыс. тонн.

3 место

Линкольн . Авианосец типа «Нимиц», спущен на воду в 1988 году, пятый корабль в проекте. Известен тем, что был использован во время боевых действий в Ираке, а так же был снят в нескольких фильмах. Длина судна составляет 332,8 м, водоизмещение корабля 97 тыс. тонн. Авиационная группа корабля являет собой 90 самолётов и вертолётов.

4 место

Китти Хоук . И снова США лидирует в списке производителей мощнейших авианосцев мира. Китти Хоук достигает в длину 327 метров, оснащен современными системами электроники и гидролокации. Корабль не имеет атомной артиллерии, как его последователи. Спущен на воду в 1955 году. Водоизмещение корабля составляет 93 тыс. тонн.

5 место

Форрестол . Назван в честь первого минобороны Штатов, Форрестол стал также первым проектом после Второй мировой войны. Весь опыт, полученный в результате ведения боевых действий, был собран лучшими военными инженерами и воплощен в этом авианосце. Его длина составляет 325 метров, водоизмещение – 81 тыс. тонн. Применялся с 1955 года. Один из примечательных случаев, связанных с этим авианосцем, это пожар, произошедший в 1967 году. Официальная версия гласит, что пожар стал следствием самостоятельного пуска ракеты под действием скачка напряжения.

6 место

Джон Кеннеди . Авианосец длиной в 320 метров и снова производства США. Четвертый последователь Китти Хоук, названный в честь 35-го президента Америки. Изначально было запланировано оснастить его ядерной установкой, но позже проект пересмотрели, приняв решение в пользу газотурбинных генераторов. Эксплуатировался с 1968 года. Водоизмещение судна – 82 тыс. тонн.

7 место

Мидуэй . Первооткрыватель тяжелых американских авианосцев, длиной 306 метров. Корабль имеет богатую историю, так как активно использовался во время бомбардировок Вьетнама и операции «Буря в пустыне». Сегодня он уже выведен из состава флота, но продолжает функционировать в другом ключе – как корабль-музей.

8 место

Адмирал Кузнецов . Построен в СССР, выходец Черноморского завода судостроительства. Назван в честь Адмирала Флота СССР, предназначался для атак против крупных целей и защиты морского пространства. На авианосце располагаются истребители и вертолёты во время походов. Длина корабля составляет 302 метра, выпущен в 1990 году. Водоизмещение – 59 тыс.тонн.

9 место

Лексингтон . Авианесущий корабль длиной 271 метр является одним из исторических в США. Выпущен на воду в 1929 году, был оснащен надстройкой и атомными установками, а также бронированным корпусом. Полное водоизмещение – 47 700 тонн.

10 место

Шинано . Представитель Японии в числе крупнейших авианосцев мира, имеет длину 266 м. Выпущен на воду в 1944 году. Примечательно, что к началу войны корабль был готов только на половину и строился по проекту линкора. Однако, после поражения японской армии у Мидуэй, было решено перестроить корабль в авианосец. Толщина брони новоиспеченного авианосца составляла 178 мм, оснащен резервуарами для хранения авиатоплива объемом 718 тонн. Полное водоизмещение корабля – 71 890 тонн.