Самый мощный флот. Десантные корабли типа «уосп»

Самым необычным боевым кораблем в мире является, пожалуй, американский тримаран Independence (LCS-2). К 2035 году американцы планируют постройку до 55 кораблей этого класса двух типоразмеров – малого (до 1000 т) и большого (2500–3000 т), но на сегодняшний день готов лишь первый корабль, основатель нового класса. Он был спущен на воду в 2008 году, а в январе 2010 года поступил на службу ВМС США.

Самый крупный: авианосцы типа «Нимиц»

Страна: США
Спущен на воду: 1972
Водоизмещение: 100000 т
Длина: 332,8 м
Мощность полного хода: 260000 л.с.
Скорость полного хода: 31,5 узла
Экипаж: 3184 чел.

В настоящее время самый крупный надводный корабль в мире – тяжелый атомный авианосец типа «Нимиц». Головной USS Nimitz был спущен на воду 13 мая 1972 года и вступил в строй ВМС США тремя годами позже. Всего построено десять кораблей, названных в честь известных американских политических деятелей. Честер Нимиц, давший свое имя всей серии, был главнокомандующим Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны.

По своей архитектуре «Нимиц»– гладкопалубный корабль с угловой полетной палубой. Площадь полетной палубы– 18200 м2. Корабль имеет надводную и подводную конструкционную защиту. Днище защищено бронированным настилом второго дна и третьим дном. Четырехвальная главная энергетическая установка включает два водоводяных ядерных реактора и четыре главных турбозубчатых агрегата.

Конструктивно корабли класса «Нимиц» одинаковы, однако шесть последних имеют увеличенные водоизмещение и осадку. Период перезарядки топливом их ядерных реакторов – до 20 лет. Основу вооружения авианосцев типа «Нимиц» составляет авиация: «Джордж Буш» – последний, десятый корабль авианосцев типа «Нимиц» – введен в боевой состав ВМС США 10 января 2009 года. Он стал «переходным» кораблем к новому поколению авианосцев класса Gerald R. Ford.

Самый оригинальный из современных: тримаран USS Independence

Страна: США
Спущен на воду: 2008
Водоизмещение: 2784 т
Длина: 127,4 м
Скорость полного хода: 44 узла
Экипаж: 40 чел.

Самым необычным боевым кораблем в мире является, пожалуй, американский тримаран Independence (LCS-2). К 2035 году американцы планируют постройку до 55 кораблей этого класса двух типоразмеров – малого (до 1000 т) и большого (2500–3000 т), но на сегодняшний день готов лишь первый корабль, «основатель» нового класса. Он был спущен на воду в 2008 году, а в январе 2010 года поступил на службу ВМС США.

Своеобразный дизайн тримарана продиктован необходимостью построить максимально скоростной военный корабль; корпус разработала компания Austral, уже испытавшая эту концепцию на гражданском пароме Benchijigua Express, курсирующем между Канарами, Тенерифе, Гомерой, Иеррой и Пальмой в Атлантическом океане.

Independence – это боевой корабль прибрежной зоны, способный разгоняться до 50 узлов (90 км/ч) и проводить боевые операции при пятибалльном волнении моря («неспокойное море», высота волны 2,5–4 м). Основной классовый конкурент тримарана – корабли класса Freedom, разработанные компанией Lockheed Martin. Последние имеют классическую компоновку. Что лучше – покажет время.

Самый большой из неавианесущих: «Пётр Великий»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1996
Водоизмещение: 25 860 т
Длина: 250,1 м
Мощность полного хода: 140000 л.с.
Скорость полного хода: 32 узла
Экипаж: 635 чел.

Мощнейший на сегодня неавианесущий корабль – российский атомный крейсер «Петр Великий», относящийся к серии крейсеров проекта 1114 «Орлан» . Первый корабль этого проекта, тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Киров», был спущен на воду в 1977 году и передан флоту в 1980-м. Сегодня в строю лишь «Петр Великий», остальные три крейсера проходят модернизацию, а пятый ТАРК проекта («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») так и не был заложен из-за распада СССР.

«Петр Великий» предназначен для уничтожения авианосных групп противника; он был заложен в 1986 году и передан флоту в 1998-м. Его дальность плавания практически неограниченна, а крылатые ракеты П-700 «Гранит» способны поражать цель на расстоянии до 550 км. Энергетическая установка крейсера оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами.

Самый совершенный ракетный крейсер: ракетные крейсеры типа «Тикондерога»

Страна: США
Спущен на воду: 1980
Водоизмещение: 9750 т
Длина: 173 м
Мощность полного хода: 80000 л.с.
Скорость полного хода: 32,5 узла
Экипаж: 387 чел.

Крейсеры класса «Тикондерога» считаются наиболее опасными среди судов такого типа. Они спроектированы с учетом работы в условиях применения оружия массового поражения и способны вести бой при семибалльном волнении.

На «Тикондерогах» применяются две установки вертикального пуска по 61 ракетной ячейке каждая. Типовую их загрузку составляют 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». С 1981 по 1992 год на воду спущено 27 ракетных крейсеров этого класса, пять из них уже списаны; к 2029 году планируется полностью заменить класс «Тикондерога» новым поколением ракетных крейсеров.

Самый известный корабль второй мировой: линейный корабль «Бисмарк»

Страна: Германия
Спущен на воду: 1939
Водоизмещение: 50900 т
Длина: 251 м
Мощность полного хода: 150170 л.с.
Скорость полного хода: 30,1 узла
Экипаж: 2092 чел.

«Бисмарк» был одним из самых совершенных и мощных кораблей Второй мировой войны, головным кораблем класса «Бисмарк» (вторым линкором серии стал «Тирпиц»). Даже сегодня тип «Бисмарк» входит в тройку крупнейших линкоров всех времен, уступая лишь «Айове» и «Ямато», построенным несколько позже.

Мощное вооружение (в том числе восемь 380-мм пушек) позволяло «Бисмарку» противостоять любому кораблю подобного класса. Правда, первый же рейд нового линкора обернулся его гибелью: после того как «Бисмарк» потопил флагмана английского флота линкор «Худ», за немецким гигантом открыли целенаправленную охоту и уничтожили явно превосходящими силами.

Самый крупный линкор: линкор типа «Айова»

Страна: США
Спущен на воду: 1942
Водоизмещение: 45000 т
Длина: 270,43 м
Скорость полного хода: 33 узла
Экипаж: 2637 чел.

Американский линкор типа «Айова» – самый крупный надводный корабль в мире до эпохи постройки ударных авианосцев. Его создатели достигли максимального сочетания вооружения, мореходных качеств и средств защиты. Всего было построено четыре линкора этого типа: «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». Вошли в боевой состав ВМС США в 1943 году, выведены из боевого состава в 1990-м.

Принимали участие во Второй мировой, в войнах в Корее и Вьетнаме, а после модернизации с установкой в дополнение к орудиям главного калибра (406 мм) противокорабельных комплексов «Гарпун» и крылатых ракет типа «Томагавк» наносили высокоточные удары по береговым объектам в ходе операции «Буря в пустыне».

Самый современный боевой корабль: Type 45 Daring
Страна: Великобритания
Спущен на воду: 2006
Водоизмещение: 8100 т
Длина: 152,4 м
Скорость полного хода: 29 и более узлов
Экипаж: 195 чел.

Самым современным и совершенным боевым кораблем в мире на сегодняшний день считается британский эскадренный миноносец типа 45 («Дэринг»). На данный момент в распоряжение британского флота поступили первые два «Дэринга» – Daring D32 и Dauntless D33.

Эти корабли предназначены в первую очередь для противовоздушной обороны в зоне действия флота, а системы корабля способны координировать действия прибрежной авиации. С другой стороны, дальность плавания свыше 5000 морских миль позволяет 45-му типу быть достаточно мобильной автономной платформой для размещения комплексов ПВО в любых точках планеты.

Самый первый серийный беспилотный: Protector

Страна: Израиль
Запущен в серию: 2007
Длина: 9 м
Скорость полного хода: 50 узлов
Вооружение: оружейная платформа typhoon weapon system с возможностью установки 7,62-мм пулемета, 12,7-мм пулемета или 40-мм гранатомета

В 2007 году израильская компания Rafael Advanced Defense Systems Ltd запустила в серийное производство беспилотный катер Protector («Защитник»), который стал первым беспилотным боевым плавсредством, поступившим на вооружение, причем не только в Израиле, но также в Сингапуре.

Рассматривается и вариант постановки его на вооружение в ВМС США. Основное назначение беспилотного катера – разведка и патрулирование прибрежных территорий, когда использование обычных средств опасно для личного состава.

Лучший корабль первой мировой: паротурбинный эскадренный миноносец «Новик»

Страна: Россия
Спущен на воду: 1913
Водоизмещение: 1260 т (1620 т после модернизации)
Длина: 102,43 м
Мощность полного хода: 42000 л.с.
Скорость полного хода: 37 узлов
Экипаж: 117 (168 после модернизации) чел.

Долгие годы эскадренный миноносец «Новик», спущенный на воду в 1913 году, считался лучшим в мире кораблем своего класса – самый быстроходным, неуязвимым, маневренным. 21 августа 1913 года (еще до официального представления публике) на мерной миле корабль достиг скорости 37,3 узла – на тот момент это являлось мировым рекордом.

Миноносец «Новик» изначально рассчитывался на несение 60 шаровых мин без компенсации веса, в то время как с его английских конкурентов, для того чтобы принять на борт такое количество, приходилось снимать кормовую пушку и кормовой двухтрубный торпедный аппарат.

Лучший тяжелый крейсер второй мировой: крейсеры класса «Тонэ»

Страна: Япония
Спущен на воду: 1937
Водоизмещение: 15443 т
Длина: 189,1 м
Мощность полного хода: 152000 л.с.
Скорость полного хода: 35 узлов
Экипаж: 874 чел.

Лучшими кораблями класса тяжелых крейсеров за всю историю считаются, как ни странно, не американские или английские разработки, а французский «Альжери» и японские крейсеры типа «Тонэ». Два крейсера этой серии («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937 и 1938 году соответственно.

В сравнении с изначальным проектом (они планировались как легкие крейсеры) «Тонэ» были сильно перегружены, а команда жила в сильной тесноте, зато по уровню вооружения, броневой и противоторпедной защиты, мерам контрзатопления они не знали себе равных в мире.

Спущен на воду самый мощный авианосец Японии - Izumo.

Длинна корабля достигает 250 метров, а поместиться на нем может 14 боевых вертолетов. Izumo - самый большой авианосец Японии со времен Второй мировой войны.

Правительство страны заявляет, что воевать ни с кем не собирается. Тем не менее, китайцы напуганы запуском морского монстра, поскольку парни никак не могут поделить с соседями острова, расположены в Южно-Китайском море. Глядя на мощь Izumo, становится понятно, почему оппоненты японцев запаниковали.


Новый японский авианосец - далеко не предел совершенства боевой мощи мирового флота. Существуют корабли, с которыми Izumo и рядом не стоял.

Фрегаты серии Оливер Хазард Перри

Один из самых незначительных морских оруженосцев - фрегат серии Оливер Хазард Перри. Кораблик весит всего 4200 тонн, на его борту расположен ангар для двух вертолетов и 76-мм артиллерия. Без дозаправки оруженосец может пройти 8334 километра на скорости 40км/ч. Поэтому фрегат Оливер Хазард Перри до сих пор состоит на вооружении у 8 стран мира.


Источник: forums.civfanatics.com

Атомный крейсер Long Beach

Атомный крейсер Long Beach - заслуженный ветеран Штатов. Корабль спущен на воду в 1960-х. Принимал участие во всех войнах, от Вьетнама до Бури в пустыне, сбил 2 самолета, вел радиотехническую разведку и прикрывал корабли от налетов авиации. Еще одна медаль крейсеру за то, что он стал первым кораблем, который был вооружен новейшими ракетными системами и ядерной энергетической установкой.


Источник: f-16.net

Бисмарк

Бисмарк - корабль-герой, который отличился уже в первом бою, потопив грозу Королевского флота Худ во время Второй мировой. Британцам не понравился такой исход событий, после чего парни устроили охоту на немецкий корабль, названый в честь канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Результат: через три дня после Худа на дно ушел и сам Бисмарк.


Источник: globaldefenceanalysis.com

Линкор Марат

Линкор Марат - корабль, который принадлежит Российской Империи. После того, как грозу флота спустили на воду в 1911, Марат прошел и Первую мировую, и Гражданскую войну, и Великую Отечественную, и Финскую войну. Также этот линкор стал первым кораблем, на котором испытали систему защиты от магнитных мин.


Источник: blogs.militarytimes.com

Флетчер

Флетчер - один из самых успешных боевых кораблей. Эсминец способен пройти свыше 12 тысяч километров на скорости 30 км/ч, а на борту у него пять 127-мм орудий и десятки пушек зенитной артиллерии. Во время Второй мировой Флетчеры сбили 1500 японских самолетов. Именно поэтому было выпущено 175 кораблей данной серии. Они долго были на вооружении у 15 стран. Последний Флетчер списан в Мексике в 2006.


Источник: military38.com

Эссекс

Эссекс - гроза американского флота. Это огромнейшие корабли, которые могли проходить миллионы километров. На палубах у Эссексов были мощнейшие самолеты, что превращало корабли в господствующую силу океанов. Было произведено 24 авианосца. Их постоянно модернизировали, но это не уберегло грозу морей от списания. Последний Эссекс оставался действующим в составе флота США до средины 70-х.


Источник: hlj.com

Дредноут

21 тысяча тонн веса Дредноута говорит все за себя. Один залп морского монстра был равен залпу всех броненосцев времен Русско-Японской войны. Его мощь была настолько неописуема, что со временем имя Дредноут превратилось в нарицательное, а в народах об этом корабле начали сочинять легенды.



ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.



"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

В разное время эти гиганты наводили ужас на неприятеля. Но мир запомнит их не только как грозное орудие войны. Названия самых больших военных кораблей своего времени навсегда вписаны золотыми буквами в мировую историю.

7. Атомный крейсер проекта 1144 «Орлан»

Страна: Россия
длина: 250 м
ширина: 28,5 м
водоизмещение: 25 860 т (полное)
экипаж: 1035 человек

«Петр Великий» – именно такое гордое имя носит единственный на сегодняшний день тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» (всего было построено четыре таких корабля). Проект 1144 во всех смыслах знаковый. Сейчас «Петр Великий» является крупнейшим военным кораблем в мире, не считая авианосцев. Но крейсер знаменит не только своими размерами. В открытом бою он превосходит любой неавианесущий корабль. Крылатые ракеты П-700 «Гранит» дальностью до 625 км несут угрозу даже авианосцам (хотя, если быть честными, и сам корабль из-за размеров представляет собой удобную мишень). Вскоре «Петр Великий» может получить новые гиперзвуковые ракеты «Циркон», став таким образом еще опасней.

6. Универсальные десантные корабли типа «Америка»

Страна: США
длина: 257,3 м
ширина: 32,3 м
водоизмещение: 45 700 тонн (полное)
экипаж: 1059 человек экипажа + десант

Универсальные десантные корабли, как можно догадаться, созданы для проведения операций по высадке десанта. Но американцы основательно расширили это определение. Новый УДК типа «Америка» это, по сути, мини-авианосец, который способен нести солидную авиационную группировку из 22 истребителей пятого поколения F-35B. Эти самолеты будут взлетать с палубы, используя укороченный разбег, а садиться они будут вертикально. Но есть и другие конфигурации: УДК может нести множество конвертопланов V-22, которые смогут доставить десант по воздуху намного быстрее, чем это сделают обычные вертолеты. Головной корабль серии USS America (LHA 6) ввели в состав флота США в 2014-м, а всего американцы хотят получить двенадцать таких кораблей. Они в перспективе сменят УДК типа «Уосп».

5. Универсальные десантные корабли типа «Уосп»

Страна: США
длина: 257,30 м
ширина: 42,67 м
водоизмещение: 40 532 тонны (полное)
экипаж: 1147 человек экипажа + десант

Вплоть до появления «Америки» корабли типа «Уосп» не имели конкурентов по своим размерам среди УДК. Они создавались специально для обеспечения транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье экспедиционного батальона морской пехоты, численность которого может достигать почти 1900 человек. Поддержку десантникам могут оказать боевые самолеты с вертикальным взлетом и посадкой AV-8B Harrier II (их число может достигать 20). А еще морпехи имеют в своем распоряжении ударные вертолеты AH-1W Super Cobra. В кормовой части «Уоспа» находится крупное помещение, где может находиться техника, используемая для десантных операций. Всего американский флот получил восемь таких кораблей.

4. Авианосцы типа «Клемансо»

Страна: Бразилия
длина: 265,0 м
ширина: 51,2 м
водоизмещение: 32 780 т (полное)
экипаж: 1338 человек

По сути, авианосцы типа «Клемансо» создавались не в Бразилии, а во Франции, причем еще в 50-е. После появления гораздо более современного «Шарля де Голля» их сняли с вооружения, а один из кораблей был передан бразильскому флоту, где он продолжает нести службу по сей день. В Бразилии корабль получил имя «São Paulo». Даже в наши дни он остается достаточно грозной боевой единицей, которая может нести до 40 летательных аппаратов, включая пятнадцать французских палубных штурмовиков Super Étendard.

3. Авианосец «Шарль де Голль»

Страна: Франция
длина: 261,5 м
ширина: 64,36 м
водоизмещение: 42 000 тонн (полное)
экипаж: 1200 человек

Это единственный атомный авианосец ВМС Франции: власти хотели заложить еще один, однако от этой идеи отказались, учитывая огромную стоимость боевого корабля. В любом случае перед нами крупнейший европейский авианосец. Основа мощи этого корабля – истребители поколения 4++ Rafale M. Всего же он может нести до 40 летательных аппаратов. По своему боевому потенциалу «Шарль де Голль» проигрывает американским авианосцам (они крупнее по размерам и могут нести большее число крылатых машин). Однако и «Шарль де Голль» тоже не раз доказывал свою боеспособность, в частности во время операции в Сирии. Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» вскоре потеснят «Шарля де Голля»: когда они будут введены в эксплуатацию, то станут самым большими в Европе боевыми кораблями.

2. Авианесущие крейсера проекта 1143

(характеристики соответствуют ТАВКР «Адмирал Кузнецов»)
страна: Россия
длина: 306,45 м
ширина: 71,96 м
водоизмещение: 59 100 т (полное)
экипаж: 1980 человек

Уточним: под определением «проект 1143» скрывается несколько подтипов авианесущих кораблей. Четыре из них («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку») могли использовать штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. В дальнейшем на базе проекта 1143 был построен корабль проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов», а также еще два авианесущих крейсера («Варяг» и «Ульяновск»), получивших расширенную взлетную палубу и возможность использовать самолеты с обычным взлетом и посадкой, такие как Су-33. Судьба всех этих кораблей сложилась по-разному. «Адмирал Кузнецов» стал единственным российским авианосцем. А вот «Варяг» превратился в китайский «Ляонин». Корабль «Баку» прошел модернизацию и пополнил ряды ВМС Индии под именем «Викрамадитья». «Ульяновск» так и не был достроен, хотя концептуально был самым совершенным из всей серии: он имел паровую катапульту и в теории мог использовать самолеты ДРЛОиУ.

1. Авианосцы типа «Нимиц»

Страна: США
длина: 332,8 м
ширина: 78,4 м
водоизмещение: 106 300 тонн
экипаж: 5680 человек

Наконец, заслуженное первое место нашего рейтинга досталось американскому гиганту «Нимицу» – самому большому и самому мощному боевому кораблю из всех, которые эксплуатируются в настоящее время. На его борту могут разместиться без малого 90 летательных аппаратов! Для сравнения, «Адмирал Кузнецов» может нести не больше 50 ЛА. В авиагруппу «Нимица» входят истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2C и другая авиатехника. Американцы ввели в строй десять таких кораблей: они активно использовались, в частности, во время кампаний в Ираке и Афганистане. Но «Нимиц» не вечен, и вскоре этот тип кораблей сменят другие авианосцы типа «Джеральд Р. Форд». Они будут столь же огромны, а кроме того, смогут нести истребители пятого поколения F-35C. В целом, «Форд» станет экономичней своего «старшего брата» при сохранении высоких боевых возможностей.


Неотъемлемой составляющей военного могущества любого государства являются его военно-морские силы. На протяжении всей истории военных кораблей при строительстве военного флота в разработки внедрялись передовые технологии, использовались новые материалы, совершенствовалось вооружение.

Это позволяло постоянно повышать живучесть кораблей и экипажа, решать разноплановые боевые задачи судами с малыми и большим водоизмещением. Представленный ниже ТОП 10 военных кораблей мира отражает результаты проводимой работы, а также их значение в отдельном историческом периоде.

Рейтинг ТОП-10 военных кораблей мира и России

10. МДКВП «Зубр» (СССР/Россия)

Водоизмещение корабля позволяет доставить к месту выполнения боевых задач до трёх современных танков или десяти БТР с личным составом до ста сорока бойцов десанта.

3 танка, позволяет доставить водоизмещение МДКВП «Зубр».

Это же определяет возможность быстрой доставки грузов военного назначения весом не менее ста тридцати тонн.

В настоящее время МДКВП «Зубр» находится на вооружении в Российской Федерации и морских подразделениях греческих ВС. Базируются корабли в акватории Средиземного моря на острове Кипр.


9. Линкор «Ямато» (Япония)

Девятую строчку ТОП-10 самых лучших военных кораблей мира по праву занимает линкор японских морских сил, спущенный на воду в годы Великой отечественной войны.

Лучший корабль Японии был потоплен США на тихоокеанских просторах.

Несмотря на всю мощь вооружений и высокие ходовые характеристики, самый крупный военный корабль в мире не принимал участия в морских баталиях.

Он вошёл в историю военных кораблей как линкор, не успевший сделать хотя бы один выстрел из головных орудий, способных поразить объекты противника на удалении до 45.0 километров.


Линкоры серии «Айова» разработаны и построены в преддверии Второй мировой войны. Вошли в историю мореходства, как самые крупные корабли своей категории.

«Айова» показала свою состоятельность при выполнении боевых операций в Тихом океане.

Впоследствии известно, что современные корабли обеспечивали морское прикрытие американских операций на территории Вьетнама и корейской кампании.

Из четырех спущенных на воду судов этого класса, три переоборудованы в музеи, один — до настоящего времени находится в резерве судов ВМФ Соединенных Штатов.


7. Легендарный «Бисмарк» (Германия)

Гордость третьего рейха — линкор «Бисмарк» вышел из судоверфи в 1939 году.

Его габариты и вооружение могли составить конкуренцию только аналогичным моделям кораблей японских и американских судостроителей («Ямота» и «Айова» — самые мощные корабли мира того времени).

«Бисмарк» один из самых мощных кораблей ВОВ.

Активное участие в Великой отечественной войне принять не смог. В его боевой истории документально зафиксирована одна победа — на дно было отправлено британское военное судно «Худ». Впоследствии «Бисмарк» был затоплен силами военно-морского флота, той же Британии.


6. Парусник Santisima Trinidad («Святейшая Троица», Испания)

Заслуженно вошел в рейтинг крупнейший в истории парусного судостроения испанский гигантский корабль «Святейшая Троица». Он был спущен на воду в 1769 году и находился на бессменном боевом дежурстве Испании еще тридцать пять лет.

Боевая мощь парусника состояла из 140 орудий различных калибров.

А прочность обеспечивалась применением особо твёрдых пород деревьев.

За время своего существования корабль прошёл достойный боевой путь. Достаточно напомнить, что во время Трафальгарского сражения ему пришлось вступить в бой с семью английскими боевыми судами.

Бой был проигран из-за фатального поражения живой силы испанцев. Но деревянный корабль не потерял своей плавучести, а его самопроизвольное потопление произошло во время буксировки англичанами.


5. Крейсер «Петр Великий» (Россия)

Пятое место в номинации «Самые большие военные корабли мира» отведено российскому атомному крейсеру «Петр Великий». Он покинул стапели в 1977 году.

Боевое предназначение флагмана российского флота — уничтожение авиагрупп противника.

Вооружение крейсера позволяет выполнить эту задачу при любых условиях ведения морского боя, даже шторма.

«Петр Великий» находиться на вооружении ВМФ России по сей день.

Дальность поражения целей штатным вооружением составляет не менее пятисот пятидесяти километров.

Знаменитый военный корабль России находится на вооружении ВМФ с 1996 года по настоящее время. Приписан к Северному военному флоту страны.


Крейсер «Петр Великий»
Длина/ширина/высота/осадка, м 262.0/28.5/59.0/10.3
23750.0/25860.0
Двигатель ядерный реактор, шт./л.с. 2.0/140000.0
Винты, шт. 2.0
Скорость, узлов 32.0
Автономность. суток 60.0
Артиллерия, АК-130.0, шт. 1.0Х2.0
Ракетное вооружение разных образцов, пусков 344.0
ЗУ, «Кортик», шт. 6.0
Минно-торпедное оружие, шт./пусков 10.0/20.0
Экипаж, человек 635.0
Борьба с подлодками, орудий 3.0
Самолёты Ка-27, шт. 3.0

4. Линкор HMS Dreadnought («Неустрашимый», Великобритания)

Знаменитый «Неустрашимый» положил начало разработкам серии линкоров класса броненосец. Самые большие военные корабли Великобритании морально устарели и могут нести угрозу только странам третьего мира.

«Неустрашимый» начал боевое дежурство в 1906 году.

Основным отличием британского корабля от аналогов, было представлено максимальным увеличением количества главных орудий, вместо средних калибров. Применение газотурбинного движителя повысило тактическое превосходство.

Следует отметить, что армейские судостроители иных государств ускорили создание и доработку своих проектов кораблей с подобной или более высокой огневой мощью. К началу первой мировой войны, каждая морская держава имела хотя бы один корабль такого класса.


Тактико-технические характеристики
Длина/ширина/осадка, м 160.74/25.01/9.05
Водоизмещение своб./нагрузочное, т 18412.0/21067.0
Двигатель паровой/турбина/мощность шт./л.с. 18.0/4.0/23000.0
Броня (мм) корпус/рубка/палуба/башни 179.0-279.0/35.0-76.0/305.0-76.0
Винты, шт. 4.0
Скорость, узлов 21.6
Автономность, миль/суток 6620.0/28.0
Артиллерия, калибр 305.0 мм, шт. 5Х2
Артиллерия, калибр 76.0 мм, шт. 27.0
Минное оружие, шт. 1.0
Экипаж, человек 685.0-692.0
Кормовые пулемёт «Максим», шт 5.0

3. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (СССР/Россия)

Третье место в ТОП-10 занял российский крейсер «Адмирал Кузнецов». Он был принят на вооружение в 1991 году. Несёт службу до настоящего времени в военно-морских частях Северного флота. Авиационная группа защищена мощным вооружённым прикрытием.

«Гранит» ракетный комплекс, которым оснащен «Адмирал Кузнецов».

Особенность представлена несвойственным для кораблей данного класса включением противолодочного реактивного комплекса «Гранит».

Несколько снижает ходовые качества армейского крейсера использование в качестве движителя котлотурбинной установки. Но при этом самый большой военный корабль в мире имеет характеристики автономного «поиска» и дальности похода, для современных условий, являются достаточными.


2. Подводная лодка проекта 941 «Акула» (СССР/Россия)

Первое подводное судно проекта 941 было принято на вооружение в 1981 году.

Возможности длительного автономного плавания, низкая шумность хода, глубина погружения, позволяют экипажу нести боевое дежурство практически на любом приближении к территории противника.