Этапы эволюции малого бизнеса в рф. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в россии

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987-1988 гг.):

  • - сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;
  • - предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи.

Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1. - Этапы развития малого предпринимательства в современной России:

Нормативный акт

Дата принятия

Последствия для экономики

1. Закон СССР «О кооперации в СССР»

Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы

2. «Положение об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода

Создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны

3. Закон СССР «О предприятии в СССР»

Объявлено о равенстве организационно- правовых форм предприятий любой формы собственности

Рост предприятий различных форм собственности

4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»

Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании

5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»

Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в стране

6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса

Усиление государственной поддержки малого бизнеса

7. Постановление Совета Министров Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»

Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса

Повышение эффективности предприятий малого бизнеса

8. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП

Развитие и повышение эффективности деятельности МП

9. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и от четности для субъектов малого предпринимательства»

Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций

Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране

10. Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц

Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности или ограничивающих ее

11. Федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства

1994 г. - настоящее время

Намечены всесторонние конкретные меры по развитию малого предпринимательства в стране

Создание условий для дальнейшего развития малого предпринимательства

Поскольку малое предприятие, как правило, связывает свою деятельность с небольшим количество продуктов или товаров, то жизненный цикл малого предприятия-это как правило жизненный цикл товара, составляющего предмет его деятельности. Выделяют четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия:1.Исследование, разработка технологии деятельности и создание коммерческой схемы деятельности.2.Создание производства и выход на рынок. (детство).3.Достижение коммерческого успеха (зрелость).4.Деградация рынков товаров (жизненный закат предприятия).

Цикличность развития - это объективный процесс, поэтому практически перед любым МП стоит задача, чтобы вместе с товаром не исчез и сам бизнес. Для этого необходимо вовремя отказываться от деградирующих позиций и подгадывать к этому времени взлет новых видов товаров. При этом возможности субъекта по удлинению жизненного цикла повышаются, если ставка делается не на один, а на несколько видов товаров. Менеджмент предприятия должен учитывать особенности каждого из этапов жизненного цикла, для того, чтобы реально оценивать ситуацию и предпринимать упреждающие меры.

Особенности каждого этапа следующие:

На первом этапе выручка от реализации как правило небольшая, а денежные потоки и вовсе отрицательные. На данном этапе возникают риски дефицита инвестиций, поскольку, как правило, на данном этапе субъект не может рассчитывать на банковские кредиты, то собственники предприятия должны реально оценивать свои финансовые возможности. На втором этапе возможно привлечение заемных ресурсов, но при этом необходимо помнить, что перед любым предприятием возникает дилемма – либо рентабельность, либо ликвидность. Стремление нарастить оборот в условиях отсутствия достаточного объема собственных оборотных средств ведет к снижению ликвидности предприятия. На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота могут быть ниже, нежели на предыдущем этапе. Денежные потоки становятся положительными, на данном этапе изменяется структура расходов, например, возникает необходимость расходов на рекламу, на развитие торговой сети, что требует также немалых средств. На данном этапе у предприятия существенно повышаются шансы получения заемных финансовых ресурсов. Следует отметить, что именно на данном этапе развития, малые предприятия являются наиболее интересными клиентами для банка, и это дает основание для получения более выгодных условий финансирования, кредитных линий. Четвертый этап может стать выходом в новый вид , или в освоение нового продукта. При этом стратегически выигрывает тот, кто вопросы разработки и освоения нового продукта начинает ещё на втором этапе, и сознательно идет на некоторое снижение эффективности производства. Тем более, что успехи от действующего производства создают источник средств для новых разработок.

Франчайзинг представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзора продукции с использованием запатентованной технологии, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Корни франчайзинга уходят в средние века …

В РБ начало развитию элементов инновационной инфраструктуры было положено в 1993г. Был создан первый технопарк при БГУ. В 1993г. в Могилеве также создается технопарк, в 94г. на базе БНТУ создан …

Черты, кот. привели к положительн. результатам в росте экспорта и соверш-нии его структуры:1)стимул-е экспортного пр-ва в виде: субсидий; гарантир-я частн. вложений; предост-я грантов произв-лям; стимул-я прямых иностран. инвестиций; субсидир-я научно-исследовательских …

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнеса влияет на все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса, и оно должно помогать ему в развитии, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в РФ, и рассматривать новые идеи и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.

В связи с этим исследование роли и места малого бизнеса в экономическом развитии нашего общества представляется достаточно актуальным.

Кроме этого, данная тема представляет непосредственный интерес лично для меня по следующей причине: мне хотелось бы глубже изучить основы малого бизнеса с целью возможной в будущем организации собственного малого предприятия и в связи с этим более отчетливо и достоверно представлять себе реальное положение дел в сфере малого бизнеса в России и его возможные перспективы.

Значимые личности в истории развития малого бизнеса: английский экономист Р. Кантильон, французский экономист Ж.Б. Сэй, Й. Шумпетер, А. Тюрго, Ф. Хайек, Д. Рикардо, А. Смит, Дж. Кларк и др.

Предмет исследования: проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Объект исследования: малое предпринимательство.

Целью курсовой работы является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в России.

Задача исследования состоит в нахождении проблем развития малого бизнеса и выработке способов их решения. В ходе решения задачи данных исследований, рассматриваются следующие вопросы:

Основные этапы развития малого бизнеса;

Понятия и сущность малого бизнеса;

Состояние и потенциал малого бизнеса в России;

Анализ динамики показателей роли и места малого бизнеса;

Характеристика экономической деятельности малого бизнеса;

Преимущества и недостатки малого бизнеса;

Проблемы развития малого бизнеса в России и способы их решения.

Курсовая работа состоит из: введения, теоретической части, аналитической части, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматривается Эволюция малого бизнеса в РФ.

Вторая глава посвящена месту и роли малого бизнеса в системе предпринимательства в России.

В третьей главе рассматриваются проблемы развития малого бизнеса в России и пути их преодоления.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.

Эволюция малого бизнеса в РФ

Исторические этапы развития и становления малого бизнеса

В работах западных ученых и экономистов само понятие малого бизнеса появилось в 30-х годах ХХ века. Британский министр М.Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 году впервые использовал термин «малые и средние предприятия»; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.) .

Эволюция малого бизнеса в России, как и всего предпринимательства в целом, была достаточно сложной. За последние 100 с лишним лет, начиная с 1900 года, многие ученые выделяют следующие основные этапы развития малого бизнеса :

I этап - стабильное развитие. В 90-е годы XIX века окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, и к началу ХХ века оно стало массовым явлением в России. В этот период предприниматель сформировался как собственник, и получила развитие акционерно-паевая форма предпринимательства.

II этап - ликвидация. Начиная с 1917 года в России ликвидировались рыночные экономические связи, осуществлялась национализация предприятий, экспроприация имущества и средств производства.

III этап - оживление. В период новой экономической политики 1921-1926 годов (НЭП) в экономике страны наблюдалась оттепель, а вместе с ней и оживление предпринимательской деятельности.

IV этап - повторная ликвидация. К 30-м годам ХХ века предпринимательство, а вместе с ним и малый бизнес, были свернуты.

V этап - реанимации. В 90-е годы ХХ века с выходом законов РФ «О собственности в РСФСР» (1990) и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) начинается новое развитие предпринимательства и построение новых экономических отношений.

VI этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

VII этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее МП преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся значительным сокращением прироста числа МП.

Три основных этапа развития :

I этап - становление или экстенсивный рост (1987-1991 гг.) - активное создание малых предприятий на базе кооперативов и вспомогательных подразделений госпредприятий;

II этап - созревание или интенсивный рост (1991-1995 гг.) - сверхвысокие темпы создания новых малых структур (фактически бум малого предпринимательства) на фоне либерализации цен, галопирующей инфляции, приватизации и обвального спада производства;

III этап - зрелость или стабилизация (2000 г. - н/вр.) - падение темпов роста числа малых предприятий, известная структурная (отраслевая и региональная) устойчивость тенденций развития малого бизнеса. Выявляются и окончательно формируются доминирующие отрасли сектора малого бизнеса: сфера услуг, гостиничный и туристический бизнес, торговля, строительство, промышленность (в том числе - легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая, а также производство строительных материалов), обеспечивающие около 70% валовой выручки сектора и около 90% его занятых.

Как показывают исследования, существует довольно жесткая корреляция между макроэкономической ситуацией и масштабами мелкого предпринимательства. Это говорит о том, что в современной экономике эта форма предпринимательства по своему генезису может быть идентифицирована как вынужденное предпринимательство. Проще говоря, является альтернативой формой занятости при отсутствии возможностей для работы по найму. При этом отмечается наличие четкой корреляции между формами предпринимательства (вынужденное и добровольное) и качеством предпринимательства - рутинное и креативное соответственно. Суть связи заключается в том, что вынужденное предпринимательство лишено креативности и его вклад в рост производительности труда и экономический рост минимален. Учитывая, что в России очень велика доля вынужденного предпринимательства, рассчитывать на заметные сдвиги в области инновационной активности не приходится. Подтверждением тому результаты обследования среди российского мелкого предпринимательства: наличие инновационной составляющей в своей деятельности (новая ниша, новый продукт) отмечали от 3% до 6% респондентов.

Несмотря на непродолжительный временной период, которым ограничивается история современного предпринимательства в России, можно выделить четыре этапа его развития.

Первый этап развития мелкого предпринимательства охватывает конец 80-х годов и связан с развитием кооперативного движения в СССР после принятия Закона СССР «О кооперации» в 1987 году. Так как само принятие Закона и развитие кооперации ставили своей целью преодоление дефицитности в сфере потребительского спроса, то развитие малого предпринимательства было ориентированно именно в указанном направлении. Соответственно сферами наиболее динамичного развития малых предприятий стали производства несложной продукции потребительского назначения, переработка сельхозпродукции, строительство и оказание бытовых услуг. Проявилась и определенная специфика малого предпринимательства. Дефицитность потребительских благ позволяла продавать продукцию по завышенным ценам. Имелись широкие возможности для применения «ножниц цен» - приобретение ресурсов по государственным ценам, а реализация готовой продукции по рыночным ценам. Несовершенство законодательства позволяло осуществлять перелив активов государственных предприятий в частные руки. Поэтому отличительной чертой этого этапа стали быстрота и легкость обогащения предпринимателей. Это стало причиной возникновения ряда явлений, негативное воздействие которых прослеживается и поныне. Во-первых, у предпринимателей сформировалась не производительная, ориентированная на создание новых ценностей, а перераспределительная, т.е. ориентированная на извлечение дохода из товарообменных операций, психология. Во-вторых, не находившее адекватного отражения в получаемых обществом результатах скорое обогащение, создавало негативный фон в отношении малого предпринимательства как спекулятивного и мошеннического вида деятельности. В-третьих, немотивированное обогащение создавало мотивацию для административного вмешательства, в результате чего само малое предпринимательство стало объектом давления со стороны административных органов. В-четвертых, малое предпринимательство стало объектом интереса и со стороны криминальных структур, которые вязли на себя роль координатора ресурсных потоков и доходов в этом секторе экономики.

Второй этап развития мелкого предпринимательства связан с началом радикальных реформ 1992 года. С одной стороны, характерной для него чертой был бурный рост мелких предприятий - в среднем более чем удвоение за год. Это было обусловлено как общей либерализацией хозяйственной деятельности, так и возможностью получения доходов за счет быстрого роста цен. При этом наблюдалось интенсивное освоение предпринимательских ниш практически по всем секторам экономики. С другой стороны, характерной чертой этого периода было создание финансово слабых, а часто и фиктивных, предприятий, стремление к извлечению доходов за счет спекулятивных и не правовых методов. Поэтому, давая общую оценку этого периода развития мелкого предпринимательства в России, его следует определить как период грюндерства - массового, лихорадочного учредительства предпринимательских структур, характеризующихся низкой хозяйственной ответственностью.

Как это не парадоксально, но шоковая либерализация, создав условия для столь бурного роста малого бизнеса, стала причиной подрыва потенциала для его развития. Ликвидация дефицита и сужение спроса резко ограничили возможности для деятельности малых предприятий, и темп их прироста резко упал. Увеличилась доля формально существующих предприятий. Высокая инфляция, создавая благоприятные условия лишь для извлечения инфляционного дохода, стала причиной массового перехода субъектов малого бизнеса в непроизводственную сферу и доля малых предприятий, работающих в реальном секторе экономики, стала сокращаться. В условиях ограниченного спроса и роста цен иа ресурсы доходность малого бизнеса резко упала, что обусловило его дрейф в теневой сектор экономики.

Третий этап начался в 1994 г. и характеризовался снижением темпа прироста численности мелких предприятий, а впоследствии даже снижением их численности. Это явилось результатом сужения высокодоходных сфер деятельности, исчерпанием психологических ожиданий и возросшей конкуренцией. С учетом того, что малые предприятия имели слабую предметно-функциональную дифференциацию (более 60% заняты в сфере торговых операций) и работали в одном сегменте рынка, ухудшение экономического положения способствовало обострению конкурентной борьбы между ними, следствием чего стало сокращение количества мелких предприятий. Несмотря па то, что был принят ряд законодательных актов - принятый 12 мая 1995 года Закон РФ «0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определявший направления государственной поддержки малого предпринимательства, и созданы органы по поддержке развития малого предпринимательства, перелома ситуации не произошло. Процесс развития малого предпринимательства затормозился. Существенно ухудшилась и его качественные свойства. Практически все малое предпринимательство оказалось, хотя и в разной степени, связанным с «теневой деятельностью». Дефолт 1998 года привел к массовому банкротству мелких предприятий и поставил под вопрос само существование мелкого предпринимательства. Третий этап развития малого бизнеса стал этапом застоя.

Четвертый этап развития малого предпринимательства, хотя и с определенной долей условности, можно связать с внедрением нового подхода к его развитию. Суть его состоит в снижении административных барьеров, которое рассматривается в качестве главной причины, препятствующей развитию малого бизнеса в России. С этой целью предполагается принятие пакета законов, результатом которых должно стать снижение административного давления па малый бизнес и создание более благоприятных условий для его развития. В 2001 году был принят Закон о проверках и инспекциях, который ограничил количество проверок и установил большую ответственность проверяющих органов. В 2002 году была упрощена процедура регистрации небольших предприятий и снижена ее стоимость. В 2003 году принят Закон о введении системы упрощенного налогообложения, в соответствии с которым количество налогов сокращалось с 9 до 7. Закон о сертификации и стандартизации снизил стоимость этих услуг и увеличил срок действия сертификатов и лицензий. Как показал мониторинг деятельности малых предприятий, принятые законы оказали положительное влияние на уровень административной нагрузки, которую несет малый бизнес, хотя отмечается, что этот уровень все же остается высоким. Вместе с тем, данные опросов показывают, что в последние годы произошли существенные сдвиги в оценках факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства. Государственное регулирование уже не выделяется субъектами этого вида предпринимательства как существенный фактор. Наиболее значимыми считают такие факторы как макроэкономическая нестабильность и конкуренция. Причем конкуренция в таком качестве названа впервые, что свидетельствует о качественных сдвигах в условиях осуществления малого предпринимательства. Образно говоря, малое предпринимательство России подошло к «моменту истины».

Таблица 5.4

Динамика развития малого предпринимательства в России

Источники: Российский статистический ежегодник. М: Госкомстат. 2004. - С. 338; Малое предпринимательство в России. Стагсборник. Госкомстат России. М.: 2000. - С. 9-17, 24-29, 44-50; Греф Г.О. «О развитии малого и среднего предпринимательства России и о социально- экономическом развитии Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (15.02.2006). Заседание Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России"

Диаграмма 5.1

Проведенное в марте-апреле 2005 г. в 80 субъектах РФ обследование выявило целый ряд проблем, которые мешают развитию мелкотоварного сектора. Наибольшие трудности в работе малого бизнеса вызывают ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в 7 из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступ к производственным площадям, включая офисные помещения (благоприятная ситуация зафиксирована только в 3 из 80 регионов). Так, лишь 0,7% российских предпринимателей уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе.

Существенную озабоченность респондентов вызывало состояние конкурентной среды и уровень безопасности бизнеса. Речь шла о преференциях со стороны региональных властей отдельным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Половина опрошенных заявили, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен подобными преференциями.

Пятый этап. 2007 год может быть принят в качестве начала нового этапа в развитии малого предпринимательства, развитие которого стали увязывать со средним бизнесом. В этом году был принят Федеральный закон РФ № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Настоящий закон был ориентирован на регулирование отношений, возникающих между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Новый закон вводил некоторое уточнение понятий субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Во- первых, малое предпринимательство стали рассматривать в неразрывной связи со средним предпринимательством. Во-вторых, в рамках малого предпринимательства выделялась новая организационная форма малого бизнеса - микропредприятия.

Типология форм малого и среднего предпринимательства, как и прежде, опиралась па численность занятых, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Закон устанавливал среднюю численность работников за год:

  • для категории субъектов среднего предпринимательства от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно;
  • для малых предприятий до ста человек включительно;
  • для микропредприятий до пятнадцати человек.

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 установило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога па добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • для микропредприятий - 60 млн. рублей;
  • для малых предприятий - 400 млн. рублей;
  • для средних предприятий - 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменялась только в том случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в законе, в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Общую картину состояния субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ дает проведенное Росстатом в 2011 году сплошное обследование этой сферы экономики. Оно показало, что количество реально действующих микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП) существенно ниже количества зарегистрированных субъектов МСП - почти на 1,5 млн. единиц (Таб. 9). Подавляющее большинство действующих МП - юрлица - 85,9% - это микропредприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно они обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСП. На малых предприятиях работает, в среднем, 32 человека, на микропредприятии - 4 человека, на среднем предприятии - 101 человек. Ежегодная выручка малого предприятия составляет (в среднем) порядка 60 млн. рублей, микропредприятия - 5,6 млн. руб., а среднего - почти 283 млн. руб. Большинство МП-юрлиц (92,7%) зарегистрированы в форме ООО. 4,6% предприятий являются акционерными обществами, из них 3,8% зарегистрированы в форме ЗАО. Большая часть малых и средних предприятий сконцентрирована в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (11%).

По данным Росстата на конец 2013 г. численность малых предприятий в РФ составила 2063,1 тыс, в том числе 1828,6 микропредпри- тий. Численность работников, занятых на них составила 11695, 7 тыс чел., а оборот - 24781,6 млрд. руб.

Таблица 5.5

Состояние малого и среднего бизнеса в России (но предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г.)_

В настоящее время ситуация такова, что вынуждает констатировать застой в развитии российского мелкотоварного и малого предпринимательства. Оно остается малочисленным, а его экономическая роль - незначительной, несмотря на то, что численность хозяйствующих субъектов, относимых в статистическом учете к малым и средним, увеличилась многократно и достигла более 3 миллионов единиц. Доля малых и средних предприятий в российской экономике составляет 29%, в то время как в странах Европейского Союза порядка 70-90%. В России весь сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечивает занятость всего 13% общей численности населения (таб. 5.6). Причем за последние 5 лет эти цифры не изменились.


А. ВИДЕ ИСКИ И, кандидат экономических наук, заведующий сектором ИЭ РАН

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая россий­ским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стаби­лизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедле­нием темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП нача­ли играть роль, характерную для малого предпринимательства в нор­мальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоя­тельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйствен­ную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП нетор­гового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной дея­тельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торго­вые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом мы полагаем, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неиз­бежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной системы рыночного хозяйствования, реши­тельных шагов в области демонополизации экономики, дебюрократи-зации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного инвестирования.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенден­ций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государ­ственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в под­держке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизне­са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрез­вычайно важно также расширение инновационной и научной деятель­ности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четверто­му этапу по-настоящему рыночного развития российского малого пред­принимательства.

А. БЛИНОВ,

доктор экономических наук, профессор, Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова