Может ли ВМФ России бороться с авианосными ударными группами? Флот России получит атомный авианосец. Он прикроет подлодки в Мировом океане Российский подводный авианосец

Ходят слухи, что после 2020 года Россия начнет постройку одного из самых необычных военных проектов нового века. Давайте посмотрим, что будет уметь первый в истории подводный атомный авианосец, проходящий под маркировкой Проект 941-бис. Считается, что разработка амбициозного проекта курировалась высшим руководством ГРУ и стартовала еще в 1989 году. Идея создания подводного атомного авианосца базировалась на наработках проекта подлодочного проекта 941.
Существовала даже легенда, что для Проекта 941-бис уже было создано авиакрыло и даже корпус подводного авианосца уже закончен. Даже в New York Times мелькала статья о том, что советский подводный катер уже был замечен в Тихом океане.
Это далеко от действительности: на данный момент проект существует лишь на бумаге. Будет ли он реализован в действительности? Никто не знает. На самом деле, недостатков у подводного авианосца хватает - непонятно, к примеру, кто будет защищать его на поверхности, пока авиакрыло выполняет боевые задачи.

США называют гегемоном Мирового океана – этот статус им обеспечивают авианосные ударные группы. Систему противодействия им разрабатывают все великие державы, но противодействие не равно альтернативе, тем более вызову. Однако таким вызовом может стать российский атомный подводный авианосец. И эта идея не так парадоксальна, как кажется на первый взгляд.

В Главном штабе ВМФ РФ по стенам развешаны портреты великих русских флотоводцев. Эти люди открыли для нашей страны такие территории, как Острова Кука, Маршалловы Острова, Французская Полинезия, Фиджи, Папуа – Новая Гвинея, Гавайи, Трук и многое другое. Теперь эти курорты принадлежат США, Франции или Британскому Содружеству, а ведь могли и даже хотели стать частью России.

Но Александр I отказался принять в подданные . Александр II . Александр III не захотел занимать . Российские императоры избегали связываться с подобными территориями по одной простой причине: у России не было и до сих пор нет действительно мощного военно-морского флота, который мог бы в случае необходимости блокировать любую страну мира в любом уголке земного шара, как это могут сделать американцы.

Опыт мировых войн показал, что Черноморский и Балтийский флот легко блокируются даже не крейсерами или линкорами, а обычными катерами. , что без мощного флота крайне трудно помогать заморским союзникам. Однако в России по-прежнему строят в основном фрегаты, корветы, боевые катера, десантно-штурмовые лодки, вспомогательные суда, то есть корабли для плаванья по мелководью. На выходе – .

Чтобы доминировать в мире, нужен простор. Необходимо иметь в боевом походе в каждом море-океане как минимум одну классическую авианосную ударную группу – или нечто, что могло бы ее заменить. Одним из наиболее амбициозных и прорывных проектов в этом смысле можно считать идею подводного атомного авианосца.

Грызуны для Дяди Сэма

Первыми о подводных авианосцах задумались еще в самурайской Японии. В 1932 году со стапелей была спущена субмарина I-2 проекта J-1M, внутри которой располагался герметичный ангар для самолета-разведчика Caspar U-1.

Несмотря на ряд неудач и трудностей, связанных с этим ноу-хау, японские моряки пришли к выводу, что подводный авианосец не такая уж абсурдная идея. К 1935 году была построена улучшенная подводная лодка I-6. Однако военным чрезвычайно не нравилось, что самолет все время приходится спускать на воду специальным краном.

Перед нападением на Перл-Харбор японские военно-морские силы получили сразу три усовершенствованных лодки с разведчиком на борту – I-9, I-10 и I-11. Именно субмарина I-9 в итоге запустила в небо самолет, чтобы заснять результаты атаки на американскую базу. А 9 сентября 1942 года еще более совершенная субмарина проекта B1 нанесла первый удар непосредственно по территории США: самолет Yokosuka E14Y сбросил несколько зажигательных бомб на лес в штате Орегон, однако американцев спасли удача и дождливая погода – пожар не разгорелся.

Британская субмарина HMS M2, 1933 год (фото: The Air and Sea Co)

Венцом японской мысли стала лодка I-400 длиной около 120 метров. Субмарина несла 20 торпед и четыре самолета, которые вооружались двумя 250-килограммовыми бомбами. Японцы хотели даже сбросить на территорию США специальные контейнеры с грызунами, зараженными холерой и сибирской язвой. Не сложилось. Зато подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными субмаринами в мире.

Под конец войны морские самураи обладали десятками авианесущих подлодок разного класса и модификаций. Этот подводный флот мог доставить к берегам США свыше полусотни самолетов с биологическим или химическим оружием. И тогда история пошла бы совсем другим путем.

Американские военные были в шоке, когда поняли, какая беда обошла стороной их благополучный континент. И выводы сделали исчерпывающие.

В марте 1946-го в полном соответствии с достигнутыми прежде договоренностями Москва потребовала предоставить советским специалистам доступ к японским подводным авианосцам. После этого американцы попросту утопили все японские подлодки. Это еще один судьбоносный поворот истории, которого так и не случилось: если бы Советский Союз в те годы получил самурайские технологии, гегемонии США и Британии в Мировом океане рано или поздно пришел бы конец.

Германия, Англия и Франция также пытались создать подводные авианосцы, но дальше экспериментальных образцов с маленьким самолетом-разведчиком не продвинулись. После серии неудач европейцы плюнули на амбициозный проект и занялись надводным флотом.

Смертоносный русский «Фазан»

Сегодня в интернете активно муссируются слухи, что атомный подводный авианосец создает и Россия. При этом сообщения иллюстрируются картинкой огромной субмарины с аэродромом на спине, где готовятся к старту современные истребители.

На этот проект уже вылили ушаты критики – был обсмеян каждый кингстон атомной подводной лодки. Но вопрос в том, откуда вообще информация, что подводный авианосец будет выглядеть именно так? Понятно, что захребетный аэродром попросту не даст субмарине ни плыть под водой, ни всплыть на поверхность. Это всего-навсего фантазия художника.

Аэродром должен быть обтекаемым, под корпус самой лодки. Вместо придуманных дизайнером истребителей с разбегом моряки, скорее всего, будут использовать ударные беспилотники вертикального взлета типа тейлситтер, то есть летательный аппарат, способный взлетать и садиться в вертикальном положении. Достоверно известно, что такой аппарат для Министерства обороны России уже , а имя ему – «Фазан».

После отрыва от стартовой площадки эта машина набирает высоту, скорость и затем переходит в режим привычного горизонтального полета. При этом «Фазан» может нести на борту не только аппаратуру разведки, но и ударные комплексы. Его предполагаемая скорость – 350–400 километров в час, дальность полета – две тысячи километров.

Атомная субмарина может иметь на борту несколько десятков таких машин – стоймя влезет много. То же касается боеприпасов к вооружению «Фазана».

Выстреливая этими машинами из ракетных шахт или запуская стаю из надводного положения, атомный подводный авианосец быстро отходит к месту предполагаемого сбора. Тем временем рой беспилотников неожиданно атакует американскую группу кораблей, военно-морскую базу или устремляется для удара вглубь континента на 500 километров. После этого остатки отряда могут вернуться к месту сбора для ремонта, техобслуживания и пополнения боезапаса.

Российским военным не придется тратиться на дорогостоящее обучение и не менее затратное обслуживание пилотов морской авиации. Более того, стоимость «Фазана» намного меньше современного истребителя, и потеря беспилотника никем не будет восприниматься как трагедия.

Но главные преимущества атомного подводного авианосца в его скрытности и внезапности появления над противником боевых дронов. Любой американский авианосец с группой кораблей похож на кладбищенский оркестр, слышимый за версту. А отследить атомный подводный крейсер практически невозможно. Он может появиться практически в любой точке у побережья США и нанести удар.

От Восточного до Западного побережья Соединенных Штатов в среднем около 4500 километров. Два подводных авианосца смогут атаковать континент с разных сторон на всю его глубину. То есть фактически не останется места, где бы население Америки чувствовало себя в полной безопасности.

Если удастся реализовать такой проект, Россия станет самой могущественной морской державой.

А вот классические авианосцы .

Известно немало случаев, когда в учебном бою такие корабли безнаказанно поражались подводными лодками различных классов. Американцев успешно «топили» шведы, канадцы, французы, англичане и даже чехи с чилийцами.

По подсчетам специалистов, в современной войне любой авианосец проживет не более двух часов, и летчики, взлетая со своего плавучего аэродрома, могут заранее искать запасное место посадки.

И недалек тот день, когда авианосцы США будут напоминать не о грозном и смертоносном оружии, а о неуловимом Джо из анекдота – кому он нужен-то?

В скором времени на баланс ВМФ России может поступить авианосец с ядерной энергоустановкой. Он дополнит боевой «парк» флота, на балансе которого пока значится лишь авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По мнению экспертов, прототипом для корабля может стать авианосец «Шторм». Как будет выглядеть боевая «новинка» и сможет ли она составить конкуренцию американскому флоту, выяснил «360».

Начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников заявил, что флот работает над проектом авианосца нового поколения. По словам контр-адмирала, сейчас отечественные предприятия готовят ядерную энергоустановку для нового корабля.

Тряпичников отметил, что специалисты проектных бюро Объединенной судостроительной корпорации и представители крупнейших судоверфей работают над проектом, для которого потребуются значительные производственные мощности. В данную программу также вовлечены научно-исследовательские центры Военно-морского флота. По словам контр-адмирала, в одном из таких институтов уже ведется разработка атомного двигателя для будущего авианосца. В ближайшее время представители флота определятся с концепцией перспективной силовой установки.

Военный подчеркнул, что корабль будет отвечать всем новейшим требованиям строительства судов такого класса. «Да, это дорого, но корабль должен быть современным, выполнять соответствующие задачи», - рассказал он в интервью телеканалу «Звезда».

«Шторм» в океане

Представители ВМФ России пока не раскрывают, на базе какого авианосца будет создан корабль с ядерным двигателем на борту. Опрошенные «360» военные эксперты склоняются к тому, что прототипом может послужить проект «Шторм». Его разработкой занимаются ученые из Крыловского государственного научного центра совместно с инженерами Невского проектно-конструкторского бюро.

В соответствии с планом проекта длина нового корабля составит 330 метров, ширина - 40 метров, а глубина погружения - 11 метров. Скорость авианосца будет достигать 30 узлов. В движение корабль будет приводить силовая установка смешанного типа, состоящая из атомных и газотурбинных блоков.


Источник фото: Минообороны РФ

Он сможет «нести» до 90 самолетов и вертолетов, а также принимать воздушные суда дальнего радиолокационного дозора. На борту авианосца сможет базироваться российский истребитель пятого поколения Су-57, утверждают проектировщики.

Вместимость корабля позволит перевозить до шести тысяч тонн топлива и транспортировать до четырех тысяч человек командного состава. При этом российский авианосец начинят самым новым вооружением. Так, для «Шторма» планируют разработать корабельные версии перспективных зенитных ракетных систем С-500. Они заточены под обнаружение аэродинамических и баллистических целей на дальности до 800 километров и на скорости до семи тысяч метров в секунду.

Россия имеет выход к двум океанам, поэтому вопрос создания полноценного флота авианосцев для страны достаточно актуален, отметил в беседе с «360» военный эксперт, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин.

Объективно, без достаточного количества авианосцев Россия не может считаться великой морской державой. Они нужны флоту для прикрытия атомных подводных лодок при операциях в разных районах Мирового океана. Сейчас в этом сегменте лидируют американцы, поэтому идти по их пути и создавать обширную группировку эсминцев - неразумно, и есть смысл оборудовать эсминец атомными реакторами

Василий Дандыкин капитан 1-го ранга.

Впрочем, для его эффективного использования ВМФ РФ придется собрать или же заново построить полноценную авианосную группу. В нее должны войти как минимум два ракетных крейсера, три эсминца, две атомные подводные лодки и несколько кораблей снабжения. Также авианосная группа потребует возведения всей необходимой для нее инфраструктуры, отметил в беседе с «360» военный эксперт Алексей Леонков.

«Главная проблема строительства авианосцев сейчас - это отсутствие полноценной площадки для его строительства. У нас есть стапель на Дальнем Востоке - „Звезда“, но пока он не загружен кораблями такого размера. Вдобавок нужно иметь соответствующую подготовку палубной авиации, которая сможет взлетать с авианосца. Плюс строительство даже одного авианосца обходится в миллиарды долларов. Поэтому военным необходимо предельно точно ставить задачи, чтобы разработать оптимальный вариант нового авианосца», - подчеркнул военный эксперт.

В настоящее время на боевом дежурстве состоит только один авианосец - «Адмирал Кузнецов». Его построили на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и спустили на воду еще в 1991 году. В феврале прошлого года корабль совершил самый длительный поход за свою историю - в Средиземное море для участия в военной операции в Сирии. После командировки авианосец по решению Минобороны отправили на реновацию.

Мировые конкуренты


Источник фото: РИА «Новости»/Павел Канонов

Хотя сейчас российский морской флот наращивает боевой «парк», силы в плане авианосцев с США неравны. На боевом дежурстве в американской армии состоят 11 кораблей такого класса. Последний из них - Gerald R. Ford - спустили на воду в 2017 году. Его строительство обошлось американской казне в 13 миллиардов долларов. Еще один авианосец должен появиться в США к 2023 году.

Помимо американцев активно строят авианосцы и китайцы. Причем в марте этого года КНР объявила о создании первого в своем парке боевого корабля с ядерной энергетической установкой. Инженеры обещают построить авианосец к 2025 году. Сейчас в составе ВМС Китая есть только один авианосец - вернее, авианесущий крейсер «Ляонин». Этот корабль построен на базе купленного у Украины в 1998 году недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг».

Постоянно модернизирует свой флот и Великобритания. К примеру, в 2014 году был построен крупнейший в истории английского флота авианосец Queen Elizabeth. На его возведение страна потратила порядка трех миллиардов фунтов. Первое путешествие корабль совершит в эту субботу.

человека поделились статьей

Первый подводный атомный авианосец проекта 941-бис будет построен в России, так утверждают интернетовские слухи...

Суть не в слухах - будет построен подводный авианосец или не будет, а в идеи, которая могла родиться только в России. Для англосаксов сама мысль осуществлять взлеты и посадки на палубу авианосца, который плавает под водой противоречит логике английского языка.

АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись что это временное помешательство и страна будет восстановлена.

Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и более того наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.

Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.

Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень - скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.

Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.

Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую. часть страны круглогодично СевМор путем.

Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.

За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт - перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.

Американцы как то вяло наблюдали за “Звездой”в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря - катапульта.

К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто напросто куплены.

Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации. Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.

18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый авианесущий крейсер подводный “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому как теперь понятно - жизнь….

-----------------

Как всегда модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.

Скрытое противостояние стальных гигантов - атомных подводных лодок с завершением «холодной войны» не прекратилось. Напротив, и в Соединенных Штатах, и в Российской Федерации стали больше ценить возможности подводного флота. Особенно это касается многоцелевых подводных лодок, оснащенных крылатыми ракетами. На такие субмарины в России возлагают особенные надежды - наряду с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, многоцелевым подлодкам предстоит выполнять сложнейшие задачи по сдерживанию любой, даже самой серьезной агрессии на море и в случае необходимости, наносить ответный удар по надводным и подводным целям, а также уничтожать объекты противника на суше.Оценка угрозы Сколько бы эксперты не обсуждали защиту авианосцев и не считали корабли сопровождения из состава авианосной ударной группы, неизменно, любой спор в сообществе профессионалов приходит к вопросу о том, каким образом такие силы в случае необходимости можно нейтрализовать. Шутка ли - корабль, 70 самолетов с ракетами, и десяток вспомогательных судов, включая эскорт с ракетным вооружением - серьезная сила, которую на испуг не возьмешь.Внимание к ракетному вооружению, которое российские КБ и Минобороны из года в год уделяют при постройке и проектировании подводных лодок, уже давно отмечено зарубежными коллегами. Сознавая, что недавно принятая в строй, вооруженная крылатыми ракетами и уникальными торпедами субмарина может превратить огромный корабль в решето, американцы стали заметно волноваться. Почти 30 лет командование флота США не делало резких заявлений об опасности российских подлодок.

Однако многолетнее молчание нарушил Гарри Харрис - главком Тихоокеанского командования. Харрис заявил, что программа модернизации и строительства новых субмарин представляет серьезную опасность для тихоокеанского региона и «сигнализирует о серьезности, с которой Москва рассматривает этот регион». Эксперты отмечают, что «признание» успехов по перевооружению и модернизации российского флота свидетельствует о том, что каждую модернизированную и тем более новую субмарину командование ВМС считает опасной, и подлодки третьего поколения отходят на второй план при одном только упоминании российских АПЛ четвертого проекта.Четыре ярда

Справедливости ради нужно отметить, что формированию и содержанию собственного подводного флота американцы подошли основательно. В довесок к ракетным подводным крейсерам стратегического назначения типа «Огайо» построены и введены в строй многоцелевые атомные субмарины типа «Вирджиния». Правда, построить новые многоцелевые субмарины американцы решились не просто так. На определенном этапе военно-морского противостояния, взвесив все «за» и «против», и попутно оценив данные о советских АПЛ проекта 971 американские военные выдали техническое задание на разработку многоцелевой АПЛ.
Силами специалистов компании Electric Boat и десятков профильных компаний был разработан проект многоцелевой атомной подводной лодки с передовым оснащением и вооружением, названный «Сивулф» (англ. Seawolf, «морской волк»). Все в конструкции «Сивулф» было подчинено одной цели: обнаруживать противника и не быть обнаруженным, и тем более уничтоженным. Для того, чтобы обеспечить скрытность субмарины во время движения разработчики пошли на такие нестандартные решения, как отказ от традиционного гребного винта. Вместо него был использован водометный движитель, изначально разработанный для британских субмарин «Трафальгар», а корпус был выполнен с использованием специального звукопоглощающего покрытия.
Гидроакустический комплекс, средства наблюдения и суммарный боекомплект торпед и ракет в 50 единиц должны были превратить «Сивулф» в настоящего повелителя глубин, но сбыться мечте военных инженеров было не суждено. Виной всему, как водится, стали деньги. Научно-исследовательские работы, изучение материалов, разработка электроники и прочих систем стоили американскому военному ведомству ровно один миллиард долларов. Еще почти четыре с половиной миллиарда (4,3 если быть точным) нужно было заплатить за каждую построенную субмарину. Пересчитав затраты на постройку, содержание, ремонт и модернизацию американские военные решили ограничиться всего тремя субмаринами и на этом вопрос с серийным производством «Сивулф» был закрыт.«Вирджиния» против «Ясеня»
По количеству потраченных на строительство и обслуживание денег, принятая на вооружение вместо «Сивулфа» подводная лодка типа «Вирджиния» оказалась существенно дешевле, однако стать сравнительно недорогим кораблем этой подводной лодке так и не удалось. Недавно спущенная на воду USS Illinois обошлась американским ВМС почти в три миллиарда долларов (2,7 если быть точным). Аналогично подлодкам предыдущего поколения, в задачи многоцелевой АПЛ «Вирджиния» включили все те же мероприятия - борьбу с подводными лодками противника, осуществление прибрежных операций (имеется в виду уничтожение объектов на суше) и при необходимости - высадку десантных подразделений. Одним из важных аспектов изучения многоцелевых субмарин (да и субмарин вообще) является вооружение. И как раз здесь начинается самое интересное - сравнение возможностей американской «Вирджинии» и российского «Ясеня» в качестве основных конкурентов. На вооружении первых версий «Вирджинии» (серии Block I и Block II) находятся 12 крылатых ракет «Томагавк», а с версии Block III начинается оснащение субмарины пусковым устройством «револьверного» типа по 6 крылатых ракет в каждом.

Несмотря на то, что главный конкурент «Вирджинии» - российская многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень» в силу всем известных политических и экономических причин вошла в строй существенно позднее, уровень решений по части силовой установки, вооружения, бортовой электроники и средств контроля таков, что наверняка в штабе ВМС США после изучения некоторых из параметров прибавится седых генералов. Начать, пожалуй, следует с главного - вооружение «Ясеня» состоит по большей части из крылатых ракет, коих в корпусе подлодки может разместиться аж тридцать две. Для того, чтобы понять, много это или мало следует обратиться к практической стороне вопроса - боевой (пусть и гипотетической) стрельбе.
«Если взять во внимание количество ракет и сопоставить этот показатель с количеством кораблей в составе авианосной ударной группы, то можно путем вычислений определить, что один ПЛАРК "Ясень" залпом из 32 ПКР может поразить АУГ из трёх авианосцев. Правда, залп такой пока не отрабатывали, чтобы проверить его на практике», - отмечает в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.Безусловно, по АУГ всегда (в случае необходимости) работает группировка и одиночная работа АПЛ по десятку кораблей маловероятна, но как поясняют эксперты, техническая возможность для осуществления такого «мероприятия» имеется. Многие из тех, кто смотрел знаменитое на весь мир видео стрельб каспийской флотилии ракетами «Калибр» на полторы тысячи километров даже не подозревают, что похожим ракетным вооружением может пользоваться и российская подводная лодка. «Ясень» может осуществлять пуск противолодочных ракет-торпед 91РЭ1 «Калибр», которые способны уничтожить подводные лодки любого водоизмещения.
Специалисты сразу же отмечают, что подобное вооружение есть и у американской «Вирджинии», опуская при этом одно важное обстоятельство - скоростные характеристики «Томагавков», выпущенных из торпедных аппаратов и противолодочных «Калибров» отличаются в разы. «Первая ступень торпеды 91РЭ1 обеспечивает ее движение под водой, потом происходит выход из-под воды и набор высоты на скорости 2-2,5 М за счет работы второй ступени. Ракета летит по управляемой траектории к обнаруженной цели. Поражение цели на дальности 40-50 км происходит практически мгновенно», - поясняет Алексей Леонков. Но и это еще не все. Пусковые установки «Ясеня» можно оснастить крылатыми ракетами Х-101 с дальностью полета более пяти тысяч километров.Учитывая, что испытания этих ракет с авиационных носителей завершились успехом, можно заключить, что препятствий для оснащения подобным вооружением подводной лодки практически не осталось. Количество пусковых установок, а также характеристики ракеты так же позволяют предположить, что вопрос с уничтожением любого, даже хорошо защищенного противника можно решить «из соседнего моря», не показываясь при этом на горизонте. К тому же, как заявляют разработчики, конструкция пусковых шахт подлодки проекта 885 «Ясень» такова, что в них можно загружать любые состоящие на вооружении ВМФ крылатые ракеты морского базирования.Лодки переходного периода или охотники за технологиями Выигрывает «Ясень» у «Вирджинии» и по другому важному показателю: максимальной глубине погружения - 488 метров у американской против 600 у российской субмарины. И хотя ключевые характеристики американской и российской лодок, такие как скорость движения, точное количество экипажа, силы и средства обнаружения и другие данные еще долго (а скорее всего, вообще никогда) не будут доступны общественности, следует понимать, что «Ясень» и «Вирджиния» не находятся на вершине технического прогресса. Все дело в том, что с того самого момента, когда началось активное строительство подводных лодок и их применение, одновременно стартовали работы и исследования, направленные на обнаружение подводных лодок.Эксперты отмечают, что именно поэтому такое понятие как «приемлемый уровень шума» для современных подлодок просто перестало существовать - каждое следующее поколение АПЛ, будь то «стратеги» с ядерными ракетами «за спиной» или морские истребители вроде «Ясеня» должны быть неслышимы для гидроакустиков противника. По части уменьшения шумности подводной лодки написаны сотни диссертаций, а профильные НИИ наверняка не первый год бьются над схемами размещения оборудования внутри корпуса. Прорывным решением, как отмечают специалисты, может стать отказ от использования в АПЛ турбин и исключение их как источника шума на борту с попутным переходом на электрические двигатели. «Электрическая» схема, как объясняют эксперты, позволит решить сразу несколько проблем.
Во-первых, станет возможным снизить уровень шума и фактически сделать огромную подводную лодку неслышимой для современных гидроакустических станций. Во-вторых, можно будет «играть» с пространством внутри самой подлодки и размещать в освободившемся пространстве другие механизмы и устройства. В этом направлении уже активно работают американцы - в частности, версия Block V подводных лодок типа «Вирджиния» прорабатывается именно с электроприводом основного вала, без использования турбин и компрессоров. Однако, как отмечают эксперты, в реализации этой программы есть определенные сложности, преодолеть которые американские инженеры пока не могут.И «Ясень» и «Вирджиния» в этом смысле являются лабораториями по обкатке новых технологий, и совершенно справедливо было бы подумать об отказе строить «Ясень» и сосредоточиться на более технологичных атомных подводных лодках. Но и тут, как говорится, есть особенность.«В среднем, новый проект требует минимум 7-8 лет на разработку. А ставить что-то на вооружение надо уже сейчас», - отметил в интервью сайту телеканала «Звезда» военный эксперт Виктор Мураховский. Дальше идет чистая математика. Точнее, экономика.
Учитывая мнение специалистов о том, что стоимость производства головной подлодки проекта 885 «Ясень» как минимум вдвое меньше производства американских многоцелевых АПЛ, а цена производства всех последующих субмарин проекта 885М с улучшенными характеристиками снизится еще на треть, можно сделать вывод, что российский ВМФ получит не только современные многоцелевые атомные подводные лодки, но и потратит на это куда меньше средств, чем американские «коллеги». Огромным подспорьем в этом случае станет и список технических решений, уже реализованных в «Ясене» и запланированных к использованию при постройке атомных многоцелевых подлодок пятого поколения.По словам генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимира Дорофеева, именно работа над проектом 885 «Ясень» во многом определила облик подлодок пятого поколения, производство которых запланировано после 2020 года. Несмотря на то, что в распоряжении ВМФ России находится всего одна подлодка проекта 885, отчетливо можно наблюдать нервоз американских военных. Задача, которую придется решать американским военным после того, как вся серия подлодок 885 проекта войдет в строй, будет сформулирована примерно следующим образом: «Посчитать сколько кораблей может уничтожить одна подлодка проекта 885, если в запланированной серии из шести (а по другим данным, восьми) субмарин каждая несет по 32 ракеты». Если судить по уровню внимания, которое уделяется новейшим субмаринам, если сопоставить номенклатуру используемого на подлодках проекта 885 вооружения и прибавить к этому уровень полностью утраченной несколько десятков лет назад и восстановленной кооперации, то «Ясень» является не только компонентом неядерного сдерживания вероятного противника, но и демонстрирует готовность промышленности создавать не просто испытательные суда, а строить боевые корабли, которые сразу после испытаний готовы выполнять поставленные задачи.Видимо, не случайно американские эксперты окрестили подлодки