Особенности общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры ХIХ-ХХ вв., их отражение в философской мысли. Духовная ситуация современности НТР и природная среда

философия психоанализ наука

Новое время сменяет эпоху Возрождения как переходный период от феодализма к капитализму. Становление капиталистического способа производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса «религия-философия» занимает тандем «философия-наука». Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя.

В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство сомнительных целей. «В результате, -- как тонко подметил Ф. Ницше, -- умер Бог». «Но и человек не стал Богом», -- добавил Ф. М. Достоевский. Более того, человек потерял себя, превратился в общественную функцию.

В XX в. рабство капитала сменяется рабством абсурда. «Вторая природа» как система посредников вышла из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.

В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма в философии сменяется философским плюрализмом. Оформляются такие направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое.

Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев общества, которые рассматривают научно-технический прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности.

Философские школы деятельностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.

Философские школы антропологического направления охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.

Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование целесообразности религии.

Они формируют мировоззрение верующих, а также всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.

Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.

Философский плюрализм XX в. свидетельствует о том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «природа-общество-человек» актуализировались нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений, и что решение этих проблем далеко выходит за рамки возможностей классической философии.

Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).

Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.

Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:

· давалась критическая оценка рационального познания;

· определялись его границы, пределы его возможностей;

· изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);

· духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.

Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой классической философской системой:

1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).

2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.

3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов.

4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду.

Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:

· философия науки;

· экзистенциализм;

· психоанализ З. Фрейда;

· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;

· философский мистицизм.

Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.

Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей.

Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов.

Одним из его оригинальных трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.

Учебно-воспитательные задачи:

  • Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
  • Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
  • Показать масштабы научно-технических достижений человечества.

Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.

Этапы урока:

  1. Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
  2. Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
  3. В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
    • Геоинформатика;
    • Геоинформационные системы.
  4. Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
  5. В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.

Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему. (Слайд 1)

Определение целей.

Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.

Эпиграф. (Слайд 2)

Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)

План лекции: (Слайд 4)

  • Научно-техническая революция
  • Характерные черты НТР.
  • Составные части НТР.
  • Понятие о геоинформационных системах.

1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)

Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.

Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.

Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.

Беседа с классом

Вопросы:

  • Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)
  • Что объединяет все эти определения?
  • Какое бы определение вы дали НТР?
  • В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?

Ответ:

Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?

Ответ:

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.

2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)

1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)

НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.

Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.

Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?

2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)

Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)

Работа с учебником

Задание:

  • Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
  • Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.

3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.

4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)

Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее началевозвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.

3. Составные части НТР. (Слайд 14)

НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.

1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)

Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.

В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.

  • В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).

Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции) .

Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:

  • Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
  • В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.

2) Техника и технология. (Слайд 18)

Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.

Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.

По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.

Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:

  1. Эволюционный путь
  2. Революционный путь

(Слайд 19)

a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)

(Слайд 20)

Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.

Ответ:

Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.

Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.

Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)

b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).

Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».

Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. (Слайды 21–26)

Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.

Вывод (ученики делают самостоятельно) : Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)

Вопрос : Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)

a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.

Например:

  • в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
  • в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
  • в связи – сотовые телефоны.

Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.

Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.

b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)

Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.

c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)

Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.

В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.

d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)

Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.

Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.

e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)

Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.

Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.

Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.

Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.

f) Космизация. (Слайд 43)

Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».

Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.

Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.

4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.

Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.

Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика . Одновременно это наука об информации.

Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.

Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.

Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика .

4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.

(ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)

Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

III . Итоги урока:

1) Проверка схемоконспекта.

2) Закрепление:

Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:

  1. Производство новых материалов.
  2. Комплексная автоматизация.
  3. Перестройка энергетического хозяйства.
  4. Ускоренное развитие биотехнологии.
  5. Ускорение научно-технических преобразований.
  6. Космизация.
  7. Повышение требований к уровню квалификации.
  8. Зарождение НТР как военно-технической революции.
  9. Универсальность и всеохватность.
  10. Электронизация.

В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.

IV . Домашнее задание

  • Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
  • Подготовить презентации по темам:
  • «Использование достижений НТР в географии»,
  • «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»

Интересные факты

В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.

В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.

Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.

А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.

Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.

Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.

Литература

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.
  4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999

Слайд 2

Вопросы

  • Какие изменения в нашей жизни вызовет техника ХХI века?
  • Чем грозит обществу разрушение природной среды?
  • Научно-технический прогресс – благо или зло?
  • Слайд 3

    Научно-техническая революция

    Научно-техническая революция - скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

    Слайд 4

    Научно-техническая революция – скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных взглядов.

    Слайд 5

    • 1-ый этап (60-70 гг.). Автоматизация производства
    • 2-й этап (70-90 гг.). Компьютерная (информационная) революция
  • Слайд 6

    1 этап: 60-70 гг. ХХ в:

    • автоматизация производственных процессов,
    • роботы, станки с программным управлением,
    • гибкие, производственные линии

    Качественные сдвиги в технике, в орудиях производства

    Слайд 7

    С конца 70-х гг. – компьютерная революция:

    • ЭВМ контролирует и управляет машиной, освобождая человека от контакта с ней.
    • Им свойственна недоступная руке человека скорость движения и мысли.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    • Решающую роль в производстве стали играть информационно-интенсивные технологии и новое технологическое мышление
    • Изменение принципов производства
  • Слайд 10

    • направления развития современных технологий
    • получение материалов с заданными свойствами
    • биотехнологии (генная инженерия)
    • изменения в предмете труда
  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

  • Слайд 14

    • Интернет
    • Новая научно-технологическая цивилизация
  • Слайд 15

    Экономическое содержание нового этапа НТР

    • усиление социальной направленности
    • экономического развития
    • Сложность современного производства (экономические причины)
      • высокообразованный,
      • психологически устойчивый
      • волевой работник
  • Слайд 16

    • Переход на экстенсивный путь развития производства
    • Сокращение числа занятых в производстве
    • Сокращение использования сырья и энергии
    • Отказ от территориальной привязки предприятий к источникам сырья.
  • Слайд 17

    • Резкое увеличение капиталовложений в НИОКР
    • Увеличение роли научных исследований
    • Уменьшение сроков замены технологий
    • Появление научно-производственных объединений
  • Слайд 18

    Экономические последствия НТР

    • Переход на интенсивный путь производства
    • Трансконтинентальные компании
    • Капиталовложения в наукоемкие производства
    • Комплексные научно-производственные объединения
  • Слайд 19

    Социальные последствия НТР

    • Быстрое развитие сферы производственных и бытовых услуг
    • Меняется облик рабочего класса:
    • Рост квалификации рабочего класса
    • Сокращаются старые профессии (горняков)
    • НТР вызывает коренные сдвиги в организации производства и труда, в системе управления производства.
  • Слайд 20

    НТР и природная среда

    Рост масштабов хозяйственной деятельности привели к нарушению экологического равновесия на планете, следствием которого является экологический кризис.

  • Слайд 21

    • Возросло потребление природных ресурсов
    • Загрязнение планеты и Мирового океана, и атмосферного воздуха
    • 16-18% территории России – это регионы, где экологический риск для здоровья в 10-100 раз превышает нормы, установленные большинством стран.
  • Общество и научно-технический прогресс

    Вариант 1

    Современное состояние научно - технического прогресса определяется понятием научно-технической революции. Научно-техническая револю ция (НТР)- это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

    В научно-технической революции выделяют два этапа

    1) 50-е - конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен - автоматизация производственных процессов);

    2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный двигатель перемен - развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция, компьютеризация) .

    Основные направления научно- технической революции :

      автоматизация и компьютеризация производства;

      внедрение новейших инфор мационных технологий

      разработка биотехнологий ;

      создание новых конструкционных материалов;

      освоение новейших источников энергии ;

      революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

    Социально - экономические последствия научно - технической ре волюции:

      изменяется характер труда в направлении его усложнения, вы теснения доли простого труда , повышения требований к квалификации и образованию работников;

      возрастают капиталовложе ния в науку и наукоёмкие отрасли производства;

      изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием;

      усиливается социальная направленность экономического роста;

      обостряются проблемы занятости населения;

      экологически е проблемы

    Вариант 2

    Общество и научно-технический прогресс

    Научно-технический прогресс (НТП) - это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Научный и технический прогресс впервые стал сближаться в XVI-XVIII вв., когда развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретического и экспериментального решения практических задач. С конца XVIII века наука и техника окончательно сближаются, что определяет их взаимосвязанное, взаимозависимое дальнейшее развитие.

    Современный этап НТП характеризуется резким ускорением его темпов, что дало основание ввести термин «научно-техническая революция» (НТР). НТР включает в себя: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; доведение их результатов до практического использования в виде научно-технических разработок, инженерных решений; организацию производства новой техники; совершенствование организации производства, труда, управления; постоянное техническое перевооружение предприятий.

    НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, радиоэлектронизация, химизация, биологизация, генная инженерия, применение атомной энергии, создание новых материалов и др.

    НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран. Она предполагает расширение сферы деятельности людей, освоение новых областей биосферы и космоса. Главная черта НТР - интеллектуализация всех видов деятельности людей.

    Однако НТР таит в себе и серьезные опасности для общественной жизни. Злоупотребление достижениями НТР даже в условиях определенного контроля над их использованием может, по мнению обществоведов, привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения на длительный исторический срок окажется под властью привилегированной господствующей элиты. Если же НТР примет форму бесконтрольного процесса, то она может привести человечество к термоядерной, экологической или социальной катастрофе.

    Таким образом, наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозу для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Уже в сегодняшней реальности предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий НТР стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предлагает своевременное предвидение конкретных опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. На первый план сегодня выходит проблема гуманистического использования достижений научно-технического прогресса в интересах общества, в интересах духовного обогащения всего человечества.

    Вариант3

    Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции.
    Научно-техническая революция - это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.
    В научно-технической революции выделяют два этапа:
    1) 50-е - конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен - автоматизация производственных процессов);
    2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный двигатель перемен - развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция).
    Основные направления научно-технической революции:
    1) автоматизация и компьютеризация производства;
    2) внедрение новейших информационных технологий;
    3) разработка биотехнологий;
    4) создание новых конструкционных материалов;
    5) освоение новейших источников энергии;
    6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.
    Социально-экономические последствия научно-технической революции:
    1) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли простого труда, повышения требований к квалификации и образованию работников;
    2) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;
    3) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием;
    4) усиливается социальная направленность экономического роста;
    5) обостряются проблемы занятости населения;
    6) во весь рост встают экологические проблемы.


    Атомистическое строение вещества встало на экспериментальную основу. Первые попытки определить атомный вес. Обнаружение изомерии. Созданы модели молекулярных структур. Развитие синтетической органической химии. Создание Периодической системы химических элементов.












    Основоположник О. Конт. Для его представителей характерно преклонение перед всемогуществом научного знания. «Закон трех стадий» 1. Теологическая 2. Метафизическая 3. Позитивная. Основоположник К. Маркс. Представлял развитие общества как смену общественно – экономических формаций.







    Век начался как «век пара» и закончился переходом к энергетике электричества. Широкое развитие медицины. Новые средства диагностики. Научная школа бактериологии Р. Коха Предохранительные прививки Л. Пастер Санитарно-гигиеническая профилактика. Эффективные медикаменты. Улучшилось питание. Развитие консервирования.


    В обиход каждой семьи вошла мебель. Вытеснение национальной одежды. Нравственный долг. Керосиновые лампы, электродуговые лампы, лампы накаливания. Семья утратила функцию производственной единицы. В производство втягивались женщины. Активизировалось феминистское движение в США. Доминирование современной семьи.