Методическая копилка. Страхование жизни и недвижимости

1 Приемы статистико-экономического и монографического методов (на базе конкретных ситуаций):

Средние и относительные величины;

Регрессионно-кореляционный и дисперсионный анализ;

Комплексно-функциональный анализ;

Суммирование относительных показателей и др.

2 Балансовый и экономико-математический методы (на базе конкретных ситуаций):

Анализ исходного уровня явления и процесса;

Балансовые коэффициенты взаимосвязи;

Прием балансовых моделей;

Системно-нормативный прием и др.


Глава 7. Проблема научного исследования и его актуальность

Исследовательская работа начинается с выбора объективной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае экономической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Выбор объективной области определяется такими объективными факторами, как значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность и субъективными: образование, жизненный опыт, интересы исследователя, др. Сама тема исследования должна содержать проблему. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно входить в жизнь. Правильная постановка проблему – залог успеха научного поиска.

Основными направлениями характеристики актуальности исследования являются следующие:

Выбранная тема изучена не в полной мере и необходимо, преодолеть эту проблему;

На основе полученных в исследовании данных имеется возможность решить определенные практические задачи. Актуальность применительно к научным работам заключается в убеждении в том, что ранее подобных работ не выполнялось.

Тема должна отражать продвижение вперед в сравнении с ранее выполненными работами, опубликованными результатами научных исследований по данной проблематике.

Формулировка темы призвана отражать ее содержательность. Должно быть ясно, что ей присущи содержательное начало, наличие направленности, целевой ориентир.

В краткой формулировке темы необходимо достичь максимально высокого уровня предметности и конкретности, очевидной, несмотря на многословность названия.

Названию темы следует придать современность, с тем, чтобы не веяло архаизмами, уже пройденными в науке рубежами.

Целесообразно обратиться к каталогу уже защищенных диссертаций в научных библиотеках и использовать соответствующие Интернет – ресурсы.



Стоит обратить внимание на смежные области знаний: зачастую на стыке двух научных дисциплин, можно найти темы, имеющие исследовательские перспективы (экономика и социология; экономика и психология и др.).

Полезен просмотр научной периодики, специальных изданий по своей научной специальности.

Значение имеет и методологический ракурс рассмотрения проблемы. Смена ракурса, новый угол зрения – это уже тема научной разработки. Следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов, используемых в смежных областях применительно к изучению «своей» области знания. Полезен может быть и пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций.

Взяв за основу изречение Исаака Ньютона: «При изучении наук примеры полезнее правил», остановимся на практических примерах формулирования проблем научных исследований и их актуальности.

Проекты - победители регионального конкурса Российского гуманитарного научного фонда "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее"

Стратегия комплексного развития сельских территорий региона (по материалам Калужской области) № 08 – 02 – 59208, а/Ц, 2008 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. В ходе аграрной реформы в отечественном агропромышленном комплексе произошли радикальные социально-экономические преобразования. Однако неблагоприятные макроэкономические условия в стране, ценовой диспаритет, инфляция, сокращение государственной финансовой поддержки и товарная экспансия экспортного продовольствия, неудовлетворительная адаптация органов государственного управления и значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования нейтрализовали позитивные результаты аграрной реформы.

За последние 15 лет деревню оставили 3,5 млн. человек и ускоренная убыль населения продолжается. Также как и выбытие пахотных земель из сельскохозяйственного оборота. Уже сейчас не обрабатывается 40 млн. гектаров угодий, что сравнимо с территорией Германии.

Одновременно за последние 15 лет вдвое вырос объем импорта молока в России, а уровень потребления молочных продуктов сокращено почти вдвое.

Вместе с тем, Россия располагает объективными факторами сельскохозяйственного производства. К ним относятся в первую очередь достаточное количество земельных ресурсов. Но проблемы с наличием грамотного управленческого персонала, трудовых ресурсов, техникой, не позволяющей эффективно использовать имеющиеся земельные ресурсы.

При достаточно высоком удельном весе занятых в сельском хозяйстве качество аграрных трудовых ресурсов далеко от нормы. Значительная часть аграрного населения состоит из людей пенсионного возраста. Уровень образования ниже, чем в промышленном секторе. Отсутствует надлежащая мотивация к труду. На селе имеется значительный дефицит инвестиций и квалифицированных управленцев. Все это следствие незавершенности экономической реформы на селе, консервации во многих регионах отживших форм собственности и организации сельского труда.

Требуется разработка и принятие программных документов, которые могли стать действительно работающим инструментом регионального развития сельских территорий. Необходимо систематизировать проектно-программные разработки с целью придания программам социально-экономического развития сельских территорий комплексной направленности с перспективой на 15-20 лет.

Исследуемая проблема носит актуальный, комплексный и междисциплинарный характер, находится на стыке экономики, социологии, стратегического планирования и управления качеством образовательных услуг и продуктов, моделирования социальных объектов, системного анализа и прогнозирования.

Рынок стоит перед необходимостью выработки политики, обеспечивающей комплексное и устойчивое развитие в условиях постепенного ухудшения определяющих параметров функционирования агропромышленного комплекса, составляющего основу экономики сельских территорий.

Создание многосекторной социально-ориентированной сельской экономики будет способствовать увеличению темпов прироста реальных доходов населения, а также сглаживанию отраслевых и пространственных диспропорций развития региона.

Политика социально-экономического партнерства государства и кооперации № 08 – 02 – 59217, а/Ц, 2008 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Для построения эффективной экономической системы в России необходимо создание адекватных современному уровню экономического развития институтов, учитывающих исторически сложившиеся традиции и правила экономической деятельности. Переход от централизованно-управляемой экономической системы к рыночной объективно формирует предпосылки для развития кооперативных институциональных форм.

Теория и практика дореволюционной России, стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на взаимопомощи, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы.

Сегодня в России для преодоления сложной социально-экономической ситуации на селе кооперативные начала приобретают исключительное значение.

Особенно актуальной является проблема кредитования товаропроизводителей и жителей сельской местности.

Вывод отрасли из кризисного состояния, укрепление продовольственной безопасности, переход к устойчивому социально-экономическому развитию требуют пересмотра роли государства и местного самоуправления в создании целостной системы экономического регулирования, включающей формирование многосубъектной кредитно-финансовой системы.

Кредитно-финансовая система занимает стратегическое положение. Это определяется ее целями, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в ее функционировании затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов, жителей сельской местности, может привести к дестабилизации экономической, социальной и других сфер общественной жизни.

Формирование системы сельской кредитной кооперации следует рассматривать как одно из важнейших направлений реформирования финансово-кредитного механизма в агропромышленном комплексе.

Создание системы кредитных кооперативов рассматривается сегодня в качестве важнейшей составляющей в реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Процесс развития кредитной кооперации в регионе требует развития адекватной системы научно-образовательных услуг.

Актуальность проблемы. Устойчивая и эффективная работа действующих и вновь создаваемых кооперативов во многом обусловлена уровнем квалификации руководителей и персонала специалистов. Для успешного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходима постоянная подготовка и повышение квалификации следующих целевых групп: государственные и муниципальные служащие, ответственные за регулирование деятельности и поддержку кооперативного движения; фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели; работники кооперативов и др.

Требуется разработать учебно-методические материалы, программы обучения, планы обучающих семинаров, определить состав преподавателей с привлечением как представителей учебных и научных учреждений, так и практиков.

Необходимо дать систематизированные научные знания, объективные представления об историческом развитии кредитной кооперации, раскрыть ее роль как важнейшего компонента рыночных отношений, основные принципы и механизмы ее функционирования.

Сама Российская кооперация нуждается в средне- и долгосрочной стратегии. Она может быть изложена в концепции устойчивого развития кооперативной экономики, которую могут рассмотреть и утвердить властные структуры Российской Федерации. Основой такой стратегии будет политика экономического партнерства государства и кооперации.

Стратегия региональной экономической безопасности (опыт Калужской области) № 08-02-59217, а/Ц, 2008 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Понятие «экономическая безопасность» - относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой, но хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран. Экономическая безопасность – состояние защищенности от негативных воздействий и нанесения вреда хозяйственной деятельности. Принято различать следующие уровни экономической безопасности: международная, национальная, локальная (региональная) и частная (предприятий и личности).

Локальная экономическая безопасность характеризуется экономической безопасностью региона (субъекта федерации). Практически все регионы сталкиваются с множеством острых и сложных проблем – экономических, социальных, экологических и др. К важнейшим из них можно отнести

экономическую реинтеграцию регионов, региональный монополизм, региональные экономические кризисы и др.

Необходимо остановиться на ключевой проблеме, связанной с формированием новых рыночных отношений, а именно: тенденциях развития и оценки состояния сектора экономики Калужской области.

Актуальность проблемы. Среди региональных аспектов основное значение имеют проблемы: сепаратизма, ведущего к разрушению сложившегося социально-экономического пространства; развитие депрессивных районов; формирование новых полюсов и региональных центров роста.

Регионы должны самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развитие торговли, сферы услуг, инфраструктуры, использования недвижимости, поддержания правопорядка, развитие культуры, образования и здравоохранения.

Малые формы хозяйствования в реализации задач социально-экономического обустройства сельских территорий № 09 – 02- 59227, а/Ц, 2009 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Сегодня 32% населения страны проживает в сельской местности и каждый девятый представитель экономически активного населения работает в сельском хозяйстве. В последние семь лет малыми формами хозяйствования увеличено производство зерна и семян подсолнечника более чем в три раза, картофеля в четыре раза, сахарной свеклы в пять раз. Огромный потенциал развития малого бизнеса лежит в социальной сфере села. Именно в этой сфере имеется потенциал создания тысяч новых рабочих мест.

По оценке аналитиков Национального института системных исследований проблем предпринимательства, производительность малых фермерских хозяйств в нашей стране в полтора раза выше, чем у крупных сельхозпредприятий.

Для региональной экономики особое значение имеет решение проблем создания и развития малых форм хозяйствования в сельской местности. Привлекательными особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций; способность приспосабливаться к изменяющемуся спросу; оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий; создание новых рабочих мест; повышение уровня жизни в селах.

Малым формам хозяйствования нужны ясные и прозрачные схемы государственных преференций и в рамках Закона о малом бизнесе, и по государственной программе развития агрокомплекса страны.

Для поддержки и стимулирования малых форм хозяйствования на территориях сельских муниципальных образованиях должны быть сформирована стабильная устойчивая среда, что требует программного подхода, постоянного диалога между бизнесом, властью и наукой, развитие инфраструктуры поддержки; координации действий всех заинтересованных сторон. Решению проблем совершенствования механизма поддержки и стимулирования малых форм хозяйствования посвящен научно-исследовательский проект.

Актуальность проблемы. В современных условиях проблема перехода сельской местности к устойчивому развитию и разработке основных направлений этого процесса являются особенно актуальными.

Решение проблем стабильного функционирования сельских территорий во многом определяет благосостояние сельского населения. Малые формы хозяйствования играют важную роль в экономике муниципальных образований, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности, создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики.

Следует определить перечень проблем, решением которых необходимо заняться в первоочередном порядке, с учетом того, что регионы в 2009 году будут вправе по своему усмотрению проводить реформу местного самоуправлению.

Социально – экономическая эффективность государственной поддержки развития региональной системы кооперативных услуг № 09 – 02 – 59218, а/Ц, 2009 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Реализация приоритетных национальных проектов ускорила создание региональных систем кооперативных услуг, но темпы их формирования значительно различаются по регионам страны. В Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Московской, Пермской, Саратовской, Томской, Ярославской области накоплен весьма полезный опыт активного развития системы кооперативов, но многие регионы ещё значительно отстают в этом отношении.

Вместе с тем недостаточно разработанными остаются экономические и правовые основы формирования региональной системы кооперативных услуг. Необходим анализ особенностей их хозяйственной деятельности в условиях конкретных регионов. Не решены проблемы кадрового и информационного обеспечения кооперативов, малоисследованными остаются вопросы о влиянии кооперации на устойчивость региональной экономики в условиях реализации стратегии экономического партнерства государства и кооперации.

Необходимо повысить уровень теоретического обоснования процесса формирования региональной системы кооперативных услуг. Дискуссионный характер проблемы и её несомненная актуальность определили выбор темы.

Актуальность проблемы. В условиях формирования рыночной аграрной экономики России с преобладанием частных форм хозяйствования и возрождением кооперации настоятельной необходимостью становится научное обоснование происходящих процессов с учетом новых социально-экономических реальностей. В настоящее время в регионах России сформированы отдельные элементы системы кооперации, ее финансовой структуры и инфраструктуры поддержки, а также установлено взаимодействие между элементами, входящими в региональную систему кооперативных услуг. Реализация приоритетных национальных проектов способствует дальнейшему развитию этих услуг, но при этом возникают новые проблемы, требующие углубленного научного обоснования.

Региональная система кооперативных услуг в соответствии с концепцией национальных проектов должна стать инфраструктурой посредников, которая обеспечит высокоэффективное использование возможностей такого партнерства для решения социально-экономических проблем регионов.

Развитие трудового (интеллектуального) потенциала региона на базе научно-образовательных центров № 09 – 02 – 59207, а/Ц, 2009 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Стабильность экономики знаний обеспечивается монополизацией производства знаний как экономического ресурса, который образуется двумя составляющими: собственно знаниями, научными исследованиями и их результатами, опытными образцами продукции, технологиями, программным обеспечением и прочее и их генераторами и носителями. Последние являются продуктом образования. Поэтому всеми возможными мерами необходимо развивать в регионах профессиональное образование, в первую очередь высшее.

По оценке экспертов большинство существующих сегодня в России ВУЗов неконкурентоспособны (реально конкурентоспособными, по данным экспертов, можно признать порядка 150 ВУЗов, это 15-20% от общего числа). Реальным решением проблемы, по мнению руководства страны (Ю. Медведев, А. Фурсенко) и специалистов (выраженным в Концепции) может являться формирование сети научно-образовательных центров, совмещающих исследовательские институты и ВУЗы.

Коренные экономические и политические преобразования последних лет значительно усиливают роль регионов, как субъектов Российской Федерации в развитии производства и социальной сферы, обеспечивая повышение качества жизни населения.

В современных условиях такое развитие не может быть эффективно осуществлено без опоры на создание и широкое использование передовых достижений науки, технологий, без экономически инновационного типа.

Калужская область занимает одно из ведущих мест по научному потенциалу в Центральном федеральном округе. Научно-технический комплекс включает около 40 крупных научных организаций. В них работает свыше 14 тыс. человек. Разработки по атомной энергетике, космической технике, новым материалам и химическим продуктам, экологии, радиооборудованию и приборостроению создают базу для развития наукоемких производств.

В то же время настораживает тот факт, что небольшое количество аспирантов и студентов, по сравнению с количеством докторов и кандидатов наук, принимают участие в фундаментальных исследованиях, ведь фундаментальные исследования – это генерация новых знаний, а это основная функция государственных научных центров и высшей школы. К сожалению, высшая школа Калужской области не озабочена развитием научно-исследовательской деятельности и подготовкой молодых ученых.

Преодолению проблемной области в развитии интеллектуального (трудового) потенциала региона должна способствовать реализация концепции формирования научно-образовательных центров.

Актуальность проблемы. Трудовой (интеллектуальный) потенциал региона определяется уровнем образования населения и обеспечения производственного сектора экономики, социальной сферы и управления высококвалифицированными кадрами. В Калужской области остается сложным положение с квалифицированными кадрами, необходимыми для успешного активного инновационного развития экономики региона.

Численность населения области снижается. Многие специалисты (особенно молодые) предпочитают уезжать на работу в Москву и Санкт-Петербург и другие города. Вызывает беспокойство качество подготовки специалистов. Все эти и ряд других проблем необходимо решать в комплексе областными образовательными учреждениями, научными организациями, предприятиями с их производственными, интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами.

Разработка теоретико-методической базы и практических рекомендаций по реализации концепции создания научно-образовательных центров в Калужской области будет способствовать решению проблемы, как в конкретном регионе, так и в других регионах Центрального федерального округа.

Инновационная деятельность по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона № 09 – 02 – 59228, а/Ц, 2009 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Переход на инновационный путь развития предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста в отраслях промышленности. Согласно правительственной Концепции социально-экономического развития, к 2020 году «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - до 25-35% (2005 год – 2,5%), доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%)». Позитивная реакция институтов рыночной самоорганизации зависит от конструктивной политики применения государством набора следующих инструментов. Бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольная политика и др. Так масштабный подъем цен на энергоносители может привести к разорению предприятий машиностроительного комплекса, поскольку энергоемкость отечественной продукции значительно выше по сравнению с конкурентами.

Для оперативного решения задачи модернизации машиностроительных предприятий необходимо разработать комплексные методики оценки эффективности инновационных технологий, а также их влияния на деятельность предприятий машиностроительного комплекса региона.

Актуальность проблемы. Количество предприятий машиностроительного комплекса проводящих новый или существенно модифицированный продукт должно значительно увеличиться. Конкуренция, в свою очередь будет заставлять производителей применять все новые и новые технологии, повышая качества деятельности. В настоящее время по данным Европейского статистического ведомства и Росстата, Россия занимает 14 место по уровню затрат на науку – 1,07%, а в рентинге стран по доле предприятий промышленности, осуществляющих инновации, наша страна находится на последней 30-й позиции. По вкладу в совокупный темп прироста инвестиций в основной капитал в 2007 г. доля машиностроительного комплекса составила 3,1% с увеличением на 0,5 пункта к позапрошлому году. По мнению руководства МЭРТ: «объем инвестиций в указанную сферу недостаточен для решения стратегических задач развития».

Калужская область является примером промышленного региона с доминирующим положением обрабатывающих производств – 90% от общего объема промышленного производства.

Основой промышленного комплекса области является машиностроительный комплекс.

Из важнейших видов продукции машиностроения в настоящее время производятся паровые турбины, маневровые тепловозы, машины для строительства и ремонта железнодорожных путей, автомобильное электрооборудование, трубы стальные, легковые автомобили. Требуется модернизация предприятий машиностроительного комплекса на основе формирования эффективной системы менеджмента с учетом инновационного характера развития.

Региональная политика стимулирования развития малого предпринимательства № 09 – 02 – 59217, а/Ц, 2009 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. От государственной поддержки в разных формах, на сегодняшний день, зависит успешное развитие предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса. Структурная перестройка производства, повышение его технического уровня, реализация крупных социально-экономических программ с целью построения в регионах высокоэффективной инновационной социально ориентированной экономики невозможны без разработки научно обоснованной политики стимулирования малого бизнеса. На территории Калужской области проводится единая политика, направленная на поддержку малого предпринимательства. В области реализуется ряд программ развития, в которых предпринимательство является как одним из основных факторов реализации, так и объектом действия.

Общий объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2007 году оценивается в 2,4 млрд. рублей или 107 % к предыдущему году в фактических ценах. По результатам комплексного анализа состояния малого предпринимательства за 2007 год Калужская область заняла пятое место среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ и двенадцатое место среди субъектов Российской Федерации.

Распространение положительного опыта может быть полезным для других регионов.

В тоже время, существующие подходы не учитывают всей совокупности взаимосвязей внешней и внутренней среды при использовании различных организационно-правовых форм малого предпринимательства. Не сформирована межмуниципальная инфраструктура по оказанию финансовой и иной поддержки; не разработан механизм упрощенного доступа к финансовым и материальным ресурсам; отсутствует эффективная система информационного и кадрового обеспечения субъектов малого предпринимательства; требуется совершенствование нормативно-правовой базы.

Актуальность проблемы. Решение проблем устойчивого, комплексного развития территорий регионов и повышения благосостояния населения России требует определить стратегические средства, способные предотвратить превращение нашей экономики в сырьевую и добывающую и обеспечить развитие производства, инвестиций и инноваций за счет увеличения потребления населения на основе роста реальных доходов. Повышение реальных доходов населения призвано сбалансировать социальную интеграцию, обеспечить защиту социально уязвимых слоев общества и повысить мотивацию трудовой деятельности.

Во всем мире происходит переход к информационно-индустриальному обществу с высоким уровнем человеческого капитала, генерирующему высокие технологии, научные идеи и развивающемуся за счет интеллекта, творчества, свободы.

Малый бизнес, как показывает мировая практика, занимает одно из первых мест в рейтинге экономических приоритетов. Малый бизнес способен помочь в решении ряда социально-культурных проблем и реализации главных ценностей: индивидуальной свободы, справедливости, защиты достоинства человека и его собственности, в создании демократического общества, в развитии местного самоуправления, в формировании «среднего класса» - гаранта социально-экономической стабильности.

Малое предпринимательство России значительно отстает от развитых стран по роли в развитии экономики и решении социальных задач регионов.

Состояние и темпы развития малого предпринимательства в регионах России не удовлетворяют потребностям рыночной экономики, не соответствуют предпринимательскому потенциалу.

Использование потенциальных возможностей малого предпринимательства способно предать экономике регионов гибкость, маневренность, мобильность, что в конечном итоге будет способствовать модернизации экономики, повышению эффективности и конкурентоспособности, приведет к конкретным изменениям в гражданском обществе.

Стратегия формирования материально-технической базы сельского туризма в Калужской области № 10 02- 54611, а/Ц, 2010 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. Одним из перспективных видов хозяйственно-экономической деятельности, способствующих устойчивому развитию сельских территорий регионов России, по оценкам российских и зарубежных экспертов, является туристическая деятельность. Темпы развития сельского туризма на территории Калужской области значительно ниже общероссийского. Такая ситуация в перспективе может привести к нарастанию отставания области от регионов – лидеров туризма. Калужская область обладает уникальными туристско-рекреационныими ресурсами. При богатейшей ресурсной базе, расположении в непосредственной близости от мегаполисов, доля области на российском (не говоря уже о международном) туристическом рынке незначительна. Основным фактором, препятствующим развитию туристической деятельности в сельской местности, является отсутствие необходимой материально-технической базы, обеспечивающей условия для эксплуатации ресурсов. Отсутствуют современные комплексные исследования, посвященные стратегии формирования и управления материально- технической базой сельского туризма.

Актуальность проблемы. Возникла необходимость в проведении исследований в этой области, изучение особенностей этой деятельности, разработке теоретико-методических аспектов и программных рекомендаций. Требуют изучения вопросы понятия материально-технической базы сельского туризма, средств и методов формирования и управления, иерархии формирования и принципов ее развития. В теоретическом аспекте актуальность темы исследования обусловлена отсутствием системного анализа и обобщения накопленного в данной сфере отечественного и зарубежного опыта, что существенным образом отражается на развитии туристской деятельности в регионах России и эффективности формирования и использования материально-технической базы. С точки зрения практики, выбор данного направления исследования связан с острой необходимостью разработки комплекса конкретных предложений, направленных на формирование и развитие материально-технической базы сельского туризма. Особое место в исследовании будет уделено созданию сети гостевых домов, позволяющих развивать туристические пребывания в сельской местности, удовлетворять требования и нужды сельского туризма. Для примера будет использован опыт деятельности национальной сети гостевых домов Франции. Гостевые дома Франции являются важнейшим элементом сельского туризма. Объединившись в Национальную Федерацию более 50 лет назад, преследуют следующие цели: развитие туристических пребываний в сельской местности; содействие валоризации и сохранению сельского населения и сельской окружающей среды; помощь в создании гостевого дома и, таким образом, участие в местном развитии; помощь сельским жителям в получении дополнительных доходов благодаря продаже пребываний в гостевых домах, и, таким образом, содействие сохранению жизни в деревнях.

Источники финансирования антикризисных мер в регионе: оптимизация структуры бюджета № 10 – 02- 54615, а/Ц, 2010 год.

Научная проблема, на решение которой направлен проект. В научных публикациях ряда ведущих экономистов все чаще встречается утверждение о том, что государственные институты выступают одним из главных ресурсов развития. Поэтому меры и инвестиции направленные в развитие государственных институтов, ориентированные на снижение коррупции, защиту прав частной собственности, улучшение делового климата, должны быть наивысшим приоритетом в деятельности органов государственной власти по регулированию экономики. Повышение качества государственного управления позитивно воздействует на экономику в целом, стимулирует развитие частного предпринимательства, создает необходимые предпосылки для перехода к инновационной модели экономического развития. В тоже время выявлено, что увеличение государственных расходов дает позитивный эффект до определенного уровня (до момента достижения страной отметки 3400 долл. ВВП на душу населения). При более высоком уровне развития их дальнейшее наращивание начинает сдерживать экономический рост. Глобальный финансово-экономический кризис внес коррективы в бюджетную политику государства. Президент РФ Д.А. Медведев в бюджетном послании на 2010 – 2012 год подчеркнул ряд принципиальных положение современной бюджетной политики. В первую очередь: о необходимости перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств и установлении ответственности за неэффективное расходование средств на каждом уровне. Далее: о необходимости снижения бюджетного дефицита, оптимизации форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, принципиальном совершенствовании механизма государственных закупок и т.д. Решение проблем формирования современной региональной бюджетной политики, адекватной сформулированным условиям, является исключительно актуальной и своевременной задачей.

Актуальность проблемы. В предшествующие годы руководством Калужской области была поставлена задача, стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость. За период с 2000 года удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сократился с 23 до 9%. К 2010 году планировалось решить поставленную задачу войти в число регионов-доноров. Это стало бы возможным благодаря тому, что происходили качественные изменения в экономике и, прежде всего, промышленности. Благодаря активной инвестиционной политике, которая проводилась в регионе, промышленность имела одни из самых высоких темпов роста объема производства в России. На развитие экономики и социальной сферы в 2007 году было направлено более 26 млрд. рублей. Это больше, чем объем всего консолидированного бюджета. Объем иностранных инвестиций составил 381 млн. долларов США. В круг инвесторов все активнее включаются крупнейшие мировые, европейские и отечественные компании. Одним из ключевых обязательств, взятых в 2007 году, являлось увеличение объема доходов областного бюджета на 50 %. Эта задача была выполнена. В 2007 году доходы областного бюджета составили 19,1 млрд. рублей, а консолидированного бюджета увеличились на 43% и достигли 25,7 млрд. рублей. Каждый пятый заработанный рубль направлялся на газификацию, строительство дорог, мостов, оснащение инженерной инфраструктурой индустриальных парков и территорий массовой жилищной застройки, укрепление материальной базы учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Вместе с тем, несмотря на положительную макроэкономическую динамику последних лет, подлинной, глубокой модернизации всех сфер жизнедеятельности пока еще не произошло, а негативные явления, связанные с кризисом, реализация бюджетной политики в условиях неопределенности, потребовали осуществления режима жесткой экономии. Органам региональной власти необходимо обеспечить исполнение социальных обязательств, повысить качество услуг, оказываемых гражданам, определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки, принять иные антикризисные меры.

Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, защищенные в период 2008 – 2100 годы.

Специальность 08.00.05- Экономика и управление народным хозяйством.

Региональная экономика.

Государственная поддержка региональной системы кооперативных услуг.

Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночной аграрной экономики России с преобладанием частных форм хозяйствования и возрождением кооперации настоятельной необходимостью становится научное обоснование происходящих процессов с учетом новых социально-экономических реальностей. В настоящее время в регионах России сформированы отдельные элементы системы кооперации, ее финансовой структуры и инфраструктуры поддержки, а также установлено взаимодействие между элементами, входящими в региональную систему кооперативных услуг. Реализация приоритетных национальных проектов способствует дальнейшему развитию этих услуг, но при этом возникают новые проблемы, требующие углубленного научного обоснования.

Анализ процесса формирования региональной системы кооперативных услуг свидетельствует о том, что, помимо неблагоприятных макроэкономических условий, сильное сдерживающее влияние на развитие всех видов кооперации оказывают низкий уровень правовых и экономических знаний участников кооперации, неразвитая система специального кооперативного образования, слабая государственная, муниципальная и общественная поддержка формирования кооперативных видов деятельности.

Развитие региональной системы кооперативных услуг сдерживается, с одной стороны, несовершенным правовым и информационным обеспечением этого процесса, с другой – нехваткой квалифицированных кадров для работы в кооперативах. Формирование специальных знаний по вопросам создания и развития деятельности кооперативов призвано способствовать динамичному и эффективному развитию региональной системы кооперативных услуг. Необходима реализация стратегии устойчивого развития кооперативной экономики, основанной на экономическом партнерстве государства и кооперации и создании сети кооперативных организаций.

II
Региональная система кооперативных услуг в соответствии с концепцией национальных проектов должна стать инфраструктурой посредников, которая обеспечит высокоэффективное использование возможностей такого партнерства для решения социально-экономических проблем регионов. Назрела необходимость создания системы кооперативных банков, которые смогли бы стать учреждениями, регенерирующими, контролирующими и кредитующими кооперативные организации, координирующими работу кооперативов разных видов.

Реализация приоритетных национальных проектов ускорила создание региональных систем кооперативных услуг, но темпы их формирования значительно различаются по регионам страны. В Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Московской, Пермской, Саратовской, Томской, Ярославской области накоплен весьма полезный опыт активного развития системы кооперативов, но многие регионы ещё значительно отстают в этом отношении.

Сфера услуг.

Стратегия развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Актуальность темы исследования. В результате проведения аграрной реформы в России реально сложилась многоукладность, которая исторически присуща российскому селу.

Противопоставлять крупные сельскохозяйственные организации крестьянским (фермерским) хозяйствам и домашним подворьям, гигантов пищевой и перерабатывающей промышленности – предприятиям малым и средним неправомерно.

Все они составляют единую систему агропромышленного комплекса России и должны в одинаковой мере получать государственную поддержку.

Анализ данных исследования показывает, что 2008 году в России было около 2000 хозяйств, которые относятся к крупному бизнесу, до пяти тысяч – к среднему, более тридцати тысяч по численности занятых попадают в категорию малого бизнеса. Сюда же входят все малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские), индивидуальные предприниматели, личные подсобные и другие хозяйства населения, которые остро нуждаются в системах и механизмах обслуживания.

Тема проведенного исследования исключительно актуальна, так как малому и среднему бизнесу особенно необходимы системы сбыта, снабжения, финансирования и др., которые учитывали бы потребности и специфику их развития. Дальнейшая модернизация и рост производства в этих секторах, повышение занятости и доходов сельского населения, сглаживание социальной напряженности на селе невозможно без развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, опирающейся на существенную поддержку со стороны государства.

Экономическая безопасность.

Стратегия повышения экономической безопасности региона.

Актуальность темы исследования. В быстроменяющихся условиях современной экономики способность обеспечить безопасность страны от воздействия внутренних и внешних угроз определяет уровень ее конкурентоспособности и динамику социально - экономического развития. Глобальные кризисные явления в производственной, продовольственной, энергетической, финансовой и иных сферах заставляют уделять особое внимание такому понятию, как экономическая безопасность. Сегодня она рассматривается, в основном, с позиций национальной экономики, в то время как, региональная составляющая изучена недостаточно полно.

Региональная безопасность имеет четко выраженную специфику. Это связано с совокупностью различных уникальных условий: географическим положением, климатом, степенью обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры и пр.

Выявление и нейтрализация угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения глобальных угроз национальной безопасности. В последнее время на федеральном и региональном уровнях принят целый ряд нормативно-правовых актов по вопросам безопасности, однако их реализация пока не принесла ожидаемых результатов. Существующие стратегии повышения экономической безопасности регионов нуждаются в новых методах, механизмах и инструментах адекватных современным экономическим условиям.

Актуальность и практическая значимость рассматриваемой проблемы, а также недостаточность ее методической разработанности обусловили выбор темы диссертационной работы, постановку цели и задач исследования.

АПК и сельское хозяйство.

Повышение конкурентоспособности продукции перерабатывающих предприятий АПК (на материалах Калужской области).

Актуальность темы исследования. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования, эффективность деятельности в рыночной среде - фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

Взятый государством курс на повышение конкурентоспособностинациональной экономики диктует необходимость нового ведения системы управления как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий. В современных условиях первоочередными задачами предприятий становиться обеспечение их конкурентоспособности и устойчивости, что предполагает применение системного подхода в управлении с учетом влияния различных факторов, и специфики деятельности.

Актуальность проблемы развития агропромышленного комплекса, повышение конкурентоспособности производимой им продукции бесспорна. Особенно в условиях глобализации и либерализации экономики, когда конкурентная борьба за экономические ресурсы между экономическими субъектами многократно усиливается.

Рассматривая показатели эффективности функционирования отрасли, наиболее перспективной и динамично развивающейся является пищевая промышленность.

Не смотря на относительный рост показателей эффективности производства предприятий пищевой промышленности, существуют серьезные проблемы в обеспечении их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.

Одной из главных проблем отрасли является отсутствие собственной сырьевой базы практически во всех подотраслях пищевой и перерабатывающей сфер производства. Наиболее остро этот вопрос стоит в мясной подотрасли. Высокая стоимость отечественного мяса приводит к росту импорта, зачастую некачественной продукции, негативно влияющего на развитие производства и продовольственной независимости России.

В этой связи проблема повышения конкурентоспособности мясной продукции требует разработки научно-методических и практических рекомендаций, адекватных современных рыночным условиям хозяйствования. Это объясняет актуальность темы диссертации ..

Автор неизвестен

Семинары играют важную роль в современной науке. Являясь одной из форм практических занятий, семинары позволяют обсуждать различные научные проблемы, вырабатывая общие решения. Часто семинары проводят в учебных заведениях для развития у обучающихся основ научного мышления, практики отстаивания собственной научной позиции. Основная цель семинаров проводящихся для студентов, это погружение в изучение дисциплины, овладение методологией научного познания. На семинарах студенты получают возможность овладеть на практике навыками совместного использования теоретических знаний, применительно к особенностям изучаемой науки.

Выделяют несколько типов семинаров:
Междисциплинарные
Проблемные
Тематические
Ориентационные
Системные
Спецсеминары
Онлайн-семинары (вебинары)

Тематические семинары

Тематический семинар - семинар, основная цель которого заострить внимание участников на одной актуальной теме или на группе вопросов со схожей проблематикой. На таких семинарах обсуждают наиболее важные аспекты выбранной темы. В случае обучающего семинара, студентам заранее требуется обозначить важнейшие моменты обсуждаемой темы. Если обучаемые не могут выделить основные моменты, преподаватель должен сделать это за них. Данный тип семинаров увеличивают глубину понимания выбранной темы, помогает найти совместное решение проблемы и ответов на поднятые вопросы.

Проблемные семинары

Данный тип семинаров помогает решить определенную научную проблему или круг проблем. Во время семинара формулируется проблема и проводится её обсуждение, с совместным поиском решения.

Междисциплинарные семинары

На междисциплинарных семинарах обсуждаемую тему рассматривают в различных аспектах с применением различных дисциплин. На данном семинаре желательно присутствие соответствующих специалистов в обсуждаемых областях.

Ориентационные семинары

На ориентационных семинарах обсуждают новые аспекты известных тем или варианты решения уже поставленных и изученных вопросов.

Онлайн-семинары (вебинары)

Данный тип семинаров отличается от всех остальных по форме организации. Участники семинара не собираются в отдельном помещении, а обсуждают тему удаленно, зачастую находясь в разных частях света. Вебинар проводится через Интернет с помощью специального оборудования, при этом каждый участник семинара находится у своего компьютера пользуясь специальным программным обеспечением. Важной отличительной чертой при использовании вебинаров является возможность анонимного участия в семинаре. На данный момент применение вебинаров является одним из самых эффективных способов коллегиального решения актуальных проблем.

УТВЕРЖДЕНО
педагогическим Советом
школы от 30.08.2010г.
протокол №1

Семинар №1

02.11.2010г.

«Проектирование пространства поддержки и развития одаренных детей в системе образования школы»

1. Роль совместной деятельности педагога и школы в создании образовательного продукта.
(Антоненко Т.А.)

2.Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования.
(Баева Н.Н.)

3. Создание системы мер, направленных на социальную адаптацию одаренных и талантливых детей, их адресную поддержку.
(Светличная Л.А.)

4. Инновационные подходы, применяемые к обучению одаренных и талантливых учащихся.
(Булатова С.С.)

5.«Особенности системы работы педагогического коллектива МОУ ВСОШ с одарёнными детьми»
(Бенда Л.А.)

Семинар №2

10.01. 2011г.

«Учитель «Нашей Новой школы»:
личностные качества и профессионально-педагогические компетенции»

1. Личностные качества и профессионально - педагогические компетенции учителя при работе с одаренными детьми.
(Сиволобова Т.В.)

2. Профессионально-личностные качества учителя в культурологической концепции личностно-ориентированного образования.
(Недбаева П.П.)

3. Стандарты профессионального педагогического мастерства учителя.
(Антоненко Т.А.)

4. Образовательная область «технология» в контексте задач национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»
(Рогачев А.Н.)

5. Воспитание и дополнительное образование в контексте национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»
(Бенда Л.А.)

6. Современная школьная библиотека в контексте национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа»
(Патрушева Н.И.)

Семинар №3

28.03.2011г.

«Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание образования»

1.Пространство сотворчества педагога и ребенка, обеспечивающее инновационное содержание филологического образования.
(Исхакова Р.Р.).

2.Формирование креативности школьников средствами внеклассной работы по русскому языку и литературе (Вековищева М.И.)

3.Кружковая работа как способ совершенствования юных талантов.
(Булатова С.С.).

4.Преемственность дошкольного и начального образования в контексте сотворчества педагога и ребенка.
(Апрышенко Т.А.)

5. «Проектирование пространства адресной поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования».
(Светличная Л.А.)

Семинар №4

25. 04.11

«Современные образовательные технологии развития исследовательских, креативных и других способностей школьников»

1.Инновационные технологии развития креативных способностей младших школьников.
(Баева Н.Н.)

2.Информационные технологии как средство развития одаренности и познавательной деятельности школьников.
(Сиволобова Т.В.)

3.Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики - условие развития школьников.
(Недбаева П.П.)

4. Инновационные технологии развития исследовательских способностей в преподавании истории и обществознания.
(Булатова С.С.)

5. «Реализация национально - регионального компонента во внеучебной деятельности по предмету «технология» - условие развития творческого потенциала одаренных и талантливых детей (проектная деятельность)».
(Рогачев А.Н.)

6. Активизация познавательной инициативы учащихся на уроках физики.
(Торопов Н.А.)

7. Подходы и методы применения компетентностных информационных технологий при работе с одаренными детьми.
(Исхакова Р.Р.)

Семинар-практикум

Тема: «Организация и проведение мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия».

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Правильная осанка – важный показатель здоровья.

Лекция

21.01.2009.

1.Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы, значение правильной осанки в жизни человека;

б) формы и методы работы воспитателя по профилактике сколиоза и плоскостопия;

в) совместная лечебно – профилактическая работа ДОУ и родителей.

2. Обзор литературы по теме.

Задания для воспитателей :

разработать систему упражнений и игр для профилактики сколиоза и плоскостопия у детей соответственно своей возрастной группе; в уголке для родителей подобрать соответствующую данной теме информацию.

Старший воспитатель

50мин

50мин

« Принять правильную осанку!»

Практическое занятие.

27.01.2009.

1. «Обмен опытом» воспитателей по вопросу профилактики сколиоза и плоскостопия у детей.

2. Анализ выполнения домашнего задания воспитателями.

3. Игровые задания для воспитателей. «Игра - путешествие».

а) самомассаж: «Что умеют наши пальцы на руках и на ногах?»

б) первая станция «Лесная».

Упражнения для выработки навыка правильной осанки (профилактика сколиоза).

в) вторая станция «Веселый зоосад».

Упражнения на укрепление мышц стоп и голени и формирование свода стопы.

г) третья станция «Игровая».

Упражнения для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики ног.

д) четвертая станция «Подвижные игры».

Игры для детей, имеющих нарушения осанки» Стоп», «Горячий мяч».

е) релаксация.

4. Работа с родителями:

Консультации.

5. Подведение итогов семинара.

Срок : постоянно.

Старший воспитатель, воспитатели.

20 мин

1 час 10 мин

1 час 30мин

Семинар - практикум

Тема: «Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья».

(ознакомление с историей родного края)

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

«Система работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей родного края»

Лекция

28.09.2009.

а) воспитание любви к своей малой родине;

б) организация развивающей среды при ознакомлении детей с историей Поволжья;

в) ознакомление дошкольников с историей Поволжья через различные формы работы;

г) совместная деятельность ДОУ и семьи в вопросах приобщения дошкольников к истории родного края (анализ анкетирования).

2. Обзор литературы по теме.

3. Задания для воспитателей:

  • разработать перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с историей и традициями народов Поволжья (соответственно возрасту детей);
  • продумать развивающую среду в своей группе при ознакомлении детей с историей родного края;
  • продумать конспект открытого занятия с детьми по данной теме;
  • совместно с детьми и родителями сделать макеты «Подворье народов Поволжского края»

Срок: 3 недели

Старший воспитатель

50 мин

30 мин

1 ч.20 мин

Практическое занятие «Родной край»

Систематизация знаний педагогов о родном крае, формы работы с детьми, «педагогическая копилка».

Семинар-практикум

22.10.2009г

2. Практические советы педагогов по приобщению дошкольников к истории Поволжья - «Педагогическая копилка».

3. Демонстрация наработанного материала по теме (домашнее задание).

4. Викторина для воспитателей «Знаешь ли ты свой край».

Воспитатели,

старший воспитатель

50 мин

1ч. 50 мин

2ч. 40 мин.

«Саратовский калач»

(чаепитие)

Круглый стол

28.10.2009

Отчет воспитателей о проделанной работе.

Подведение итогов семинара.

Старший воспитатель

1 ч.10 мин

1 ч. 10 мин

Семинар-практикум

Тема: «Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

и

е

«Здоровьесберегающая система ДОУ».

Презентация программы «Здоровья».

Семинар (лекция)

14.01.2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) сущность здоровьесберегающей педагогической системы: понятие, критерии, технология;

б) обзор методик здоровьесберегающей системы в ДОУ;

в) презентация программы «Здоровье» в ДОУ.

3. Домашнее задание:

Разработка перспективных планов по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни;

Изготовление воспитателями групп пособий, которые можно использовать в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками;

Подготовка теоретического и практического материала для «Аукциона педагогических идей.»

Старший воспитатель.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Аукцион педагогических идей.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Семинар-практикум

20.01.2010г.

2. Первый лот: методы здоровьесберегающей системы ДОУ (теоретический аспект и примеры из практики);

3. Второй лот: нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

4. Третий лот : виды массажа, применяемые в работе с детьми.

5. Четвертый лот: биоэнергетическая и дыхательно-звуковая гимнастика (задачи, комплексы упражнений);

6. Пятый лот: лечебно-профилактическая работа в ДОУ.

7. Заключительное слово ведущего.

8. Рефлексия.

Старший воспитатель, воспитатели, старшая медсестра.

1 ч 10 мин

1ч. 20 мин

2ч.

30 мин

3

з

а

н

я

т

и

е

Мастер-класс: «Изготовление пособий для профилактики и коррекции сколиоза и плоскостопия»

Практическое занятие

27.01.2010г.

1. Представление вниманию педагогов папки-передвижки «Упражнения для профилактики плоскостопия и неправильной осанки».

2. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия.

3. Подведение итогов семинара.

- продолжать формировать у дошкольников представления о ЗОЖ;

Систематически и регулярно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии;

Продолжать работу по профилактике сколиоза и плоскостопия;

Систематически проводить совместно с родителями спортивные мероприятия;

Срок: постоянно

Воспитатели групп

1ч.20 мин

1ч.

20 мин

Семинар-практикум

Тема: «Технология речевого развития».

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Речь – великая сила: она убеждает,

обращает, принуждает.

Р. Эмерсон.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

Семинар,

26.02. 2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы речевого развития;

б) обзор методик речевого развития в ДОУ;

в) условия успешного речевого развития в детском саду;

г) диагностика речевого развития;

д) анализ планирования занятий по развитию речи детей.

2. Обзор методической литературы.

3. Домашнее задание:

Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

Изготовление воспитателями групп дидактических пособий для речевого развития в игровой деятельности;

Анализ анкетирования родителей «О развитии речи вашего ребенка», подготовка наглядной информации для родителей.

Срок: до 03.03.2010 г.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели.

1час 50мин

1час 50мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ».

Практикум

04.03.2010г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Проведение викторины для педагогов по речевому развитию дошкольников (Брейн-ринг).

3. Демонстрация дидактического (игрового) материала по развитию речи.

4. Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия.

1ч. 20 мин

1 ч. 20 мин

МДОУ «Детский сад № 235» Утверждаю

Заведующая д/с ___________

План проведения семинаров на 2009/2010 учебный год

п/п

Тема и цель семинара

Дата проведения, количество занятий

Литература

Практическая деятельность

Ответственный

«Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья»

Цель: систематизация знаний педагогов о родном крае, систематизировать знания о формах работы с детьми; активизировать деятельность педагогов, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Сентябрь-октябрь,

3 занятия

1. Н.В.Елжова. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ.

2. Гаврилова А.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - М.: Детство-пресс, 2009

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до5 лет. - М.:Айрис-Пресс,2009

1. Просмотр открытых занятий и развлечений.

2. «Педагогическая копилка» - презентация наработанного материала по теме.

3. Викторина «Знаешь ли ты свой край».

4.Разработка перспективных планов работы по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов Поволжья.

5.Изготовление макетов «Народное подворье» совместно с детьми и родителями.

Семинар для родителей «Готовим ребенка к школе».

Цель: познакомить родителей подготовительных групп с особенностями подготовки детей к школьному обучению, с мотивационной, педагогической, психологической, волевой готовностью к школе.

Октябрь,

2 занятия

1. Диагностика готовности ребенка к школе./Под ред. Н.Е.Вераксы.Г.А.Широкова

2.Справочник дошкольного психолога.

3. Справочник старшего воспитателя. №4, 2008 г.

1. Открытый просмотр занятия в подготовительной группе.

2. Практические советы педагога-психолога и учителя-логопеда.

3. Методики определения «школьной зрелости».

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

«Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель:активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение подбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Январь,

3 занятия

1. Орлова М.А. Основы здорового образа жизни. - Саратов: Научная книга, 2000

2. Чупаха Н.В., Пужаева Е.З., Соколова Н.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном, М.,Ставрополь: Народное образование, 2003

1. Разработка перспективных планов по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников.

2. Отбор практического материала по теме семинара и его презентация.

3. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия (мастер-класс).

Старший воспитатель, воспитатели

«Технология речевого развития»

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Февраль - март,

2 занятия

1. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. И др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Совершенство, 1998.

2. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спец-курс./Авт.-сост. О.С.Ушакова

1. Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

2. Презентация дидактического материала по развитию речи в игровой деятельности.

3. Викторина для педагогов. Выработка рекомендаций для родителей.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели

Семинар для воспитателей

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать введению инновационных технологий (метод проектов).

26. 01. 2011г.; 24. 02. 2011 г.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Семинар,

26.01. 2011 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) лекция с использованием презентации «Проектный метод в деятельности ДОУ»;

б) знакомство с положением о проектной деятельности в ДОУ;

в) условия успешного внедрения метода проектов в работу ДОУ;

в) создание алгоритмического предписания (моделирование);

г) анкетирование педагогов о проектной деятельности в работе детского сада.

д) обзор литературы по теме семинара.

2. Сообщение воспитателя подготовительной группы «Роль проектной деятельности в организации экологического воспитания в детском саду».

3. Домашнее задание:

Разработать план проекта по экологическому воспитанию дошкольников, определить цели, задачи, условия его внедрения в работу ДОУ;

Продумать работу с родителями по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс группы;

Срок: до 23.02.2011 г.

Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ».

Семинар

24.02.2011г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Выпуск информационных буклетов для родителей.

3. Демонстрация итогов работы над проектом.

4.Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия. Оценка своего участия в семинаре.

Старший воспитатель, воспитатели групп.

1 час 20 мин

1 ч. 20 мин

Семинар для родителей

Тема: « Готовим ребенка к школе»

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Проблема подготовки детей к школьному обучению. Актуальность проблемы.

«Творческая гостинная»

1. Причины затруднений адаптации детей к школе.

2.Прием в школу детей 6-летнего возраста. «За» и «против».

3. Методики определения

« школьной зрелости».Тест Керна-Ирасека.

4. Советы психолога.

5. « Грамотность речи дошкольников». Рекомендации логопеда.

Старший воспитатель, педагог-психолог, логопед.

50 мин

40 мин

1 час 30мин

« Мне скоро в школу».

Открытый просмотр занятия для родителей в подготовительной группе

Приветствие « Комплименты».

Упражнение « Двигательный диктант».

Игровое упражнение « Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать».

Релаксация.

Игровое упражнение « Собери портфель».

Рисование « Дошкольник-первоклассник».

Прощание друг с другом.

Старший воспитатель, воспитатели

30 мин

30 мин

Бизнес семинары предусматривают решение конкретных задач в бизнесе. Авторы передают технологии, проверенные на практике. Участники обучаются применению тех или иных методик работы в своей компании.

Основная задача – получение участниками новых знаний и навыков. Если вы желаете быть успешным в своей профессии, если вам нужно обновить определенные знания бухгалтерской или финансовой сферы, то посещение бизнес семинаров – это лучшее решение.

Курсы проводятся во многих городах России, но более эффективными считаются : в странах Европы, Китае, Японии, США, Канаде.

Управление предприятием

Рассматривается технология и практика эффективного управления компанией. Вы узнаете, что такое стратегическое управление. Немаловажный вопрос – развитие персонала. Управление компаниями для Глав Администраций областей и районов.

Семинары проводятся для руководителей и их заместителей, финансовых управляющих, директоров по персоналу, менеджеров по производству. Российские и зарубежные преподаватели читают лекции, проводятся производственные экскурсии, дискуссии, встречи со специалистами и директорами, круглые столы.

Могут существенно отличаться от тем мероприятий для сотрудников фирмы.

Энергетика

Что такое безопасность труда? Как обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку кадров, нюансы социальной политики энергокомплексных компаний.

Слушателями являются руководители энергопредприятий, их заместители и финансовые директора. Это могут быть лекции иностранных специалистов, проводятся дискуссии, при желании можно посетить производственные экскурсии и встретится с руководителями.

Страхование жизни и недвижимости

Рассматривается страхование здоровья человека, разновидности страхования: социальное и частное.

Семинары проводятся для владельцев риэлтерских и страховых компаний, а также их заместителей и финансовых директоров фирм. Лекции проводят зарубежные специалисты, знающие много в данной отрасли. Проводится посещение известных страховых компаний, встречи с их руководителями. Приветствуются дискуссии.

Медицина и организация медицинских услуг

Вы узнаете о реформировании здравоохранения и перспективах реструктуризации медицинских формирований в России и других странах. Доносится информация об организации работы фармацевтических предприятий и аптек.

Лекторы доносят информацию об уровне развития медицины во многих странах. Программа предусматривает посещения медицинских учреждений разных форм собственности (государственные и , поликлиники, профильные центры). Есть специализированные курсы по разнообразным отраслям медицины: пластическая хирургия, ортопедическая стоматология, физиотерапия, реабилитация, SPA.

Хлебопекарное и кондитерское производство

Семинары рассчитываются на специалистов и руководителей хлебопекарных и кондитерских производств. Вы ознакомитесь со значимым опытом автоматизации больших хлебных производств и с работой малых компаний. Зарубежные специалисты-кондитеры проводят мастер-классы. Предусматривается посещение шоколадных производств разных стран (небольшие цеха и крупные заводы).

Дошкольное, среднее, средне-специальное и высшее образование

Подходят специалистам различных ступеней образования (техникумов, школ, высших учебных заведений и даже детских садов). Основная задача – ознакомить участников с зарубежным опытом в образовательной области, чем отличаются системы обучения, прослеживание взаимосвязи между ступенями образования. Участники посещают зарубежные учебные заведения (вузы, колледжи, школы и ), общаются и обмениваются опытом с преподавательским и руководящим составом. Эти мероприятия очень популярны, так как они создают отличную возможность для творческого и профессионального общения.

Технология делового успеха женщины-руководителя

Лекции посещают женщины, управляющие самыми разными предприятиями и учреждениями. Главная цель – показать социальную роль женщины в разных странах, объединять творческих и активных женщин. В программе предусматривается посещение Ассоциаций деловых женщин, организаций и компаний, которыми успешно управляют женщины.

Автотранспортное предприятие

Рассматриваются вопросы организации и эффективности управления. Семинары рассчитаны на начальников, руководителей предприятий, специалистов диспетчерских служб и транспортных подразделений. Рассматривается множество актуальных вопросов. Желающие могут посетить зарубежные автотранспортные предприятий разного профиля.

Современные автомобильные дороги

Данные курсы проводятся для рассмотрения актуальных вопросов строительства, содержания автодорог и их капитального ремонта. Участники ознакомятся с условиями строительства дорог. Рассматриваются вопросы эксплуатации дорог в странах с разным уровнем развития экономики.