Какие планы после окончания универа. Мои профессиональные планы после окончания учебного заведения

Абсолютное большинство респондентов (65%), обучающихся в данный момент в ссузах, планируют затем поступать в вуз.


При этом 54% выпускников ссузов, решивших не получать высшее образование, впоследствии пожалели о том, что не продолжили обучение.


Жалеете ли вы о том, что не получили высшее образование?

Регион проживания Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Челябинская область 61 26 12
Московская область 60 22 17
Красноярский край 59 23 18
Ростовская область 58 21 21
Свердловская область 58 20 22
Новосибирская область 57 28 15
Самарская область 56 30 14
Республика Татарстан 56 33 11
Воронежская область 55 23 22
Остальные регионы 55 26 19
Краснодарский край 55 25 21
Москва 53 32 16
Республика Башкортостан 50 38 13
Санкт-Петербург 48 31 21
Нижегородская область 47 39 14

По специальности планируют работать 53% студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.


При этом всего 30% российских специалистов работают по специальности. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.


Доли специалистов - выпускников вузов и ссузов, - довольных и недовольных своей работой, практически равны - 41% и 42% соответственно.


60% учащихся и выпускников ссузов получают или получали образование ради знаний.


65% учащихся колледжей отмечают, что обучение помогло им приобрести профессиональные навыки.


Отметьте не более трех утверждений, наиболее соответствующих вам: в период получения среднего профессионального образования (в течение обучения в ссузе) я...

Регион обучения развил(-а) общие интеллектуальные способности, % приобрел(-а) профессиональные навыки, % научился(-ась) учиться, % научился(-ась) находить выход из сложных ситуаций, % научился(-ась) самодисциплине, % организовал(-а) личную жизнь, % хорошенько повеселился(-ась), % нашел(-ла) новых друзей, % нашел(-ла) свое профессиональное предназначение, % ничему не научился(-ась), ничего не приобрел(-а), % другое
Москва 41 64 18 37 24 6 11 32 15 6 2
Санкт-Петербург 47 65 24 35 27 6 13 30 15 4 0
Московская область 47 57 30 29 22 13 11 25 12 8 0
Краснодарский край 51 55 24 43 31 7 13 32 16 4 0
Ростовская область 47 63 22 46 33 4 13 25 18 3 1
Свердловская область 51 66 20 54 25 4 7 24 17 6 0
Самарская область 54 54 15 51 35 6 7 24 12 4 0
Красноярский край 50 60 19 48 29 9 5 26 14 2 2
Республика Татарстан 41 70 11 57 28 4 2 20 22 6 0
Воронежская область 55 68 21 36 23 9 13 19 8 6 0
Новосибирская область 56 63 31 31 29 6 6 21 15 10 2
Челябинская область 43 71 14 35 33 8 12 20 22 2 0
Остальные регионы 45 67 20 38 29 7 9 28 16 4 0

Среди респондентов - учащихся и выпускников колледжей - доля тех, кому учеба не показалось сложной, составила 86%, что на 19% превышает аналогичную долю в вузах.


Регион обучения Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Республика Татарстан 17 80 4
Самарская область 12 79 9
Свердловская область 11 83 6
Москва 11 83 6
Челябинская область 10 86 4
Краснодарский край 9 89 1
Остальные регионы 9 87 3
Санкт-Петербург 8 89 2
Ростовская область 8 86 6
Воронежская область 8 83 9
Московская область 7 86 7
Красноярский край 7 86 7
Нижегородская область 6 89 4
Республика Башкортостан 6 81 13
Новосибирская область 6 92 2

Сложным ли оказалось обучение в ссузе (колледже, ПТУ)?

Средняя оценка качества образования, которое получили выпускники колледжей и ПТУ, составила 3,8 балла.


Выпускники ссузов, независимо от того, работают они по специальности или нет, в большинстве своем склонны считать, что знания, полученные в вузе, понадобились им в трудовой деятельности - 29% респондентов с дипломом об окончании ссуза уверены в этом совершенно точно и еще 36% скорее придерживаются данной позиции, нежели считают, что полученные знания им не понадобились.


Понадобились ли вам в трудовой деятельности знания, полученные в процессе обучения в вузе и ссузе?

Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны - 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.


Среди специалистов с высшим образованием 33% работают по полученной специальности, у специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.


Несмотря на то, что выпускники вузов чаще трудоустраиваются по специальности, доли респондентов, удовлетворенных своей работой, практически не зависят от уровня образования.


Оказавшись на месте выпускника школы, специалисты с оконченным высшим образованием с большей охотой снова отправились бы в университет, нежели выпускники ссузов в аналогичной ситуации - 88% против 76% соответственно.


В разрезе уровня образования наибольшая доля потенциальных бизнесменов наблюдается среди студентов вузов и работников, окончивших школу и не продолживших обучение - 25% и 27%, соответственно.


Наибольшей долей респондентов, полагающих, что высшее образование является обязательным условием успешной карьеры, представлены студенты (18%) и выпускники (30%) вузов.


21% респондентов, сожалеющих о том, что им не удалось закончить вуз, уверены в том, что успешную карьеру невозможно построить без высшего образования. При этом 29% респондентов, не получивших высшего образования и не испытывающих досады по этому поводу, придерживаются противоположной точки зрения.


60% линейных руководителей и топ-менеджеров со средним специальным образованием испытывают острую нехватку знаний.


При этом учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.


Оцените качество знаний, которые вы получили в ссузе по пятибалльной шкале, где 5 - это высокое качество знание, а 1 - низкое.

Регион обучения Среднее
Челябинская область 3,98
Новосибирская область 3,92
Свердловская область 3,87
Республика Татарстан 3,87
Остальные регионы 3,79
Краснодарский край 3,77
Красноярский край 3,76
Воронежская область 3,75
Санкт-Петербург 3,75
Московская область 3,73
Москва 3,73
Ростовская область 3,71
Самарская область 3,65

Среди респондентов, планирующих открыть собственный бизнес в ближайшие один-два года, обучение было менее востребовано (57%) по сравнению с респондентами, не желающими в дальнейшем работать на себя (63%).


Студенты вузов и учащиеся ссузов примерно одинаково расставляют приоритеты, касающиеся обучения.


Дорогой читатель, если тебе интересно, что делать после окончания вуза, то эта статья будет особенно актуальна. Если честно, я удивляюсь современной молодежи, которая, оканчивая университет, испытывает некое чувство эйфории. Неужели им непонятно, что вскоре халява закончиться и придется принимать самостоятельные решения относительно будущей судьбы?

В университете все равно чувствуешь себя ребенком , поскольку проживаешь в той или иной степени на иждивении своих родителей, числясь в доме, как «младшенький». А вот по окончанию ВУЗа ситуация в корне меняется, поскольку наравне с родителями приходится быть добытчиком и жить, как говорится, вскладчину.

Вот тут-то и возникают трудности, поскольку выясняется, что без пяти минут специалист или магистр абсолютно не приспособлен к взрослой жизни, а на мир по-прежнему смотрит сквозь призму розовых очков. Так не пора ли ломать стереотипы и становиться взрослее, тем более что повод для этого самый что ни на есть подходящий – получение диплома о высшем образовании.

Наивные мысли студентов – выпускников

На пятом курсе, как правило, в голове студента сплошная каша, ведь помимо выполнения диплома все чаще и чаще в голову приходят мысли о будущей профессии и карьере. Кто-то наивно мечтает, но все же большинство выпускников при таких глобальных мыслях начинает мандражить.

Однако в большинстве своем мысли выпускников оказываются ошибочными, а некоторые и вовсе вызывают трогательную улыбку наивности. Так о чем же думают без пяти минут профессионалы?

1. Есть та категория студентов, подобно Левину из «Интернов», которая полагает, что именно их родина ждала все жизнь и на работу примет, не задумываясь, причем сразу же на руководящую должность. Как правило, такие иллюзии развеиваются уже в первый рабочий день, а некогда выпускник – отличник становится всего лишь «новобранцем», которого ждут сложные испытания на пути. Козырять своей теорией уж точно не придется, поскольку практика все равно возьмет верх.

2. Другая категория студентов по своему поведению похожа на Лобанова из тех же «Интернов», то есть работу высокооплачиваемую хочется, а усилия прилагать вовсе необязательно. Таких в трудовом коллективе тоже не любят, и каждый сотрудник будет считать своим долгом поставить наглеца на место и лишний раз доказать его никчемность даже при наличии корочки о высшем образовании.

3. Что же касается выпускниц вузов, то большинство из них наивно полагают, что в новом коллективе ими будут восхищаться, их будут жалеть и лелеять. На самом деле сформировавшемуся коллективу и дела нет, какая фифа пришла на новую работу. Так что придется самой заслуживать «место под солнцем» , а для этого не только наряды менять и глазами хлопать, но и принимать самое непосредственное участие в усердном рабочем процессе.

4. Некоторые студенты считают, что с дальнейшей работой у них проблем не будет, поскольку родители обо всем позаботились. Однако, пополнив штат сотрудников, возникают трения с коллегами, ведь блатных работников никто и нигде не жалует. Так что придется либо доказывать собственную значимость, либо стать отшельником на нелюбимой работе.

Я думаю, дорогой читатель, что теперь понятно, что я хочу сказать; и ты согласишься, что в жизни всего добиваться нужно самостоятельно, а не надеяться на подарки судьбы, которые якобы должны упасть с неба.

О своей будущей профессии студент должен думать еще с сентября последнего курса, чтобы постепенно подбирать варианты и пробовать себя на новом поприще. Сделать это несложно, однако период адаптации занимает определенный период времени.

Грамотный подход к будущей профессии

Итак, диплом не за горами, а вы еще не определились, чем планируете заняться в будущем? Это не годится, поскольку выбор должен быть сделан окончательно и бесповоротно. Для этого очень важно выполнить диплом самостоятельно. Почему, спросите?

Здесь все просто, поскольку практика на последнем курсе проходит в стенах будущего предприятия, а производственный наставник, как правило, — будущий коллега или начальник. Именно поэтому так важно своевременно себя зарекомендовать, как заинтересованного потенциального сотрудника, который стремится к новым знаниям.

Для этого желательно больше внимать в суть своего диплома или хотя бы делать умные глаза, своевременно кивая. Это позволит найти общий язык с потенциальными сотрудниками, которые будут относиться на равных. Они, кстати, и диплом помогут сделать, и стимул к будущей работе привьют. Так что не стоит проявлять гордыню, а с радостью заводить новые знакомства и приятные связи.

Если правильно зарекомендовать себя, то по окончанию ВУЗа можно будет прийти на это предприятие в качестве полноценного работника, в котором заинтересованы, и которого ждали с нетерпением. Такой молодой специалист имеет не только хорошие перспективы, но и быстро адаптируется в новом коллективе.

Получение бесполезной корочки

На сегодняшний день многие студенты уже на четвертом курсе имеют дополнительный заработок, который, как правило, не связан с будущей специальностью. Таким выпускникам нужна только «корочка», которая впоследствии будет без надобности пылиться в шкафу. Так можно и свой профессионализм потерять, и полученную специальность основательно не освоить.

Конечно, трудно уходить с насиженных мест, но стоит понимать, что требуется хотя бы попробовать понять ту специальность, которую пять лет в университете осваивал. Именно поэтому преподаватели так стараются привить любовь к предмету, чтобы желание посвятить ему остаток жизни вдохновляло и радовало.

Согласно статистике, большая часть выпускников на сегодняшний день не работают по специальности, а на вопрос: «Зачем тебе диплом о высшем образовании?» отвечают просто, но с юмором: «Для мамы».

Перспективы на будущее

Итак, если диплом о высшем образовании уже на подходе, самое время построить свою будущую судьбу, и сделать это необходимо грамотно. Вариантов решения внутреннего конфликта множество, но нужно найти для себя такой, который не будет вызывать тоски и уныния.

Вариант первый . Если студент понимает, что хотел бы заметно расширить полученные знания и вывести их на международный уровень, то прекращать учебу еще рановато. Если есть возможности и финансовое обеспечение, то всегда можно продолжить обучение за границей . Это прекрасная перспектива, которая открывает перед выпускником уникальные возможности максимально реализовать себя в будущей профессии и сколотить при этом ощутимый капитал.

Вариант второй . Большинство студентов после получения диплома о высшем образовании начинают усердно искать работу, подключая к этому занятию не только все усилия, но и связи , возможности. С работой, тем более перспективной нынче туго, поэтому найти себе вакантное место достаточно проблемно. И, тем не менее, грамотные специалисты всегда нужны, поэтому так важно не засыпаться уже на первом собеседовании.

Вариант третий . Работа не по специальности также становится выбором многих современных студентов, однако в погоне за достатком они не всегда понимают, что утрачивают часть своей сущности и перечеркивают пять лет обучения в университете. Не исключено, что вскоре появится желание получить второе выше образование согласно любимой работе; а это означает, что первое было получено бессмысленно.

Вариант четвертый . Гуляй душа . Многие выпускники высших учебных заведений по окончанию учебы уходят в загул, расслабляясь и наслаждаясь жизнью сначала месяц, а потом и полгода. Если вовремя не взять себя в руки, то можно остаться безработным надолго, окончательно утратив уважение в глазах собственных родителей и близких друзей. Такие затяжные отпуска и временные заработки утрачивают высь смысл высшего образования, которое далось не так уж и легко.

Вариант пятый . Служба в армии также может стать лаконичным продолжением получения высшего образования. Дело в том, что далеко не во всех отечественных вузах имеется военная кафедра, поэтому многим выпускникам после получения диплома приходится отправляться в армию, чтобы отдать положенный долг родине. Однако в этом есть и свои преимущества, поскольку по окончанию срока службы может быть присвоено звание младшего офицерского состава.

Так что вариантов после студенческой скамьи предостаточно, главное – точно для себя определиться, чем хочется заняться в жизни, и чему посвятить все свое свободное время. Да, и не стоит жить чужими мозгами, поскольку чувство собственной нереализованности в будущем будет только угнетать.

Биржа труда вам в помощь

Если же искать работу самостоятельно не хватает опыта, настойчивости и сноровки, то почему бы не поручить это занятие специально обученному персоналу. Для этого на бирже труда требуется предоставить все необходимые документы и ксерокопии, а также высказать свои пожелания по поводу будущей зарплаты, должности и перспектив.

Пока центр занятости будет подыскивать хорошие варианты, не стоит самому лениться, поскольку, как известно, «одна голова – хорошо, а две — лучше». Также можно дополнительно пройти курсы по повышению квалификации, ведь лишняя корочка никогда не повредит. К тому же зря потраченное время способствует деградации, а этого выпускнику нельзя никак допустить.

Вывод : Так что теперь вполне очевидно, что расстраиваться и испытывать чувство меланхолии выпускнику уж точно не стоит, на ответ на вопрос, что делать после окончания вуза, требуется решить еще на последнем курсе, чтобы потом зря время не терять. Так что перспектив много, и лучше не распыляться, а вовремя расставить все приоритеты.

Теперь вы знаете о том, что делать после окончания вуза .

Практические навыки ценятся больше, чем теоретические, красный диплом — вовсе не гарантия успешного трудоустройства, а хорошее знание английского станет весомым плюсом для соискателя. Главные работодатели Красноярска делятся секретами: что делать студенту, чтобы после окончания вуза быстро найти хорошую работу.

Проявляйте настойчивость, мыслите нестандартно

Андрей Руппель, директор по персоналу Красноярского алюминиевого завода компании РУСАЛ

— Самое главное, что стоит понимать каждому студенту: трудоустройство после окончания вуза — это исключительно его забота, никто не принесет вам работу «на блюдечке». Поэтому нужно сделать все, чтобы работодатель знал тебя, хотел видеть сотрудником компании. Для этого есть два пути.

Первый — еще во время учебы определиться, куда и как ты хочешь развиваться и очертить пул компаний, отвечающих этим целям. Наладить с этими компаниями контакт — попасть на практику и зарекомендовать себя как перспективного работника. Приглашение в штат для такого соискателя не заставит себя ждать. Стажировка важна еще и потому, что позволяет в самом начале понять, правильный ли выбор сделан — будет ли эта работа любимой, приносить моральное удовлетворение.

К слову, с 2012 года в компании РУСАЛ работает программа подготовки квалифицированного кадрового резерва. В СФУ сформированы целевые группы по направлению «Металлургия», компания сопровождает таких студентов и выплачивает им корпоративную стипендию. Зачисление в группу практически 100% гарантирует попадание в штат компании.

Путь второй больше подходит для тех, кому практика на предприятии недоступна — к примеру, человек учится в педагогическом университете и вдруг понимает, что хочет стать металлургом. В этом случае нужно мониторить вакансии на сайте компании, отправлять свое резюме или лично обращаться в отдел кадров. Отказ — не повод опускать руки. Любая компания — это «живой организм», одни увольняются, другие — приходят. Главное — попасть в базу предприятия и тогда при наличии вакансии тебя могут пригласить на работу.

Важный этап — собеседование и первые месяцы после трудоустройства. Нужно трезво оценивать свои возможности, нередко приходят студенты, уверенные в том, что они все знают и умеют. Открытость ко всему новому, принятие корпоративной культуры предприятия, умение быть «нестандартным в стандартном»: улучшать работу, видеть потери и возможности их восполнения — эти качества оценит любой работодатель.

Подкрепляйте теорию практикой, не стройте иллюзий

Марина Тишковская, начальник отдела розничных продаж «Лизинговой компании «Дельта»

— Общие рекомендации — во время учебы подкреплять теорию практикой, самостоятельно выполнять все курсовые работы, а не списывать их из интернета. Отличник — это всегда прекрасно, но далеко не всегда это залог отличного уровня знаний.

Нередко отличники — это «зубрилки» , которые выучили, сдали и забыли. Трудно переоценить пользу от ежегодной производственной практики — она позволяет применить и закрепить теоретические знания. Без этих навыков сложно влиться в рабочий процесс предприятия. Рекомендую начинать стажировку с 1-го курса, ежегодная практика на разных предприятиях даст разный взгляд на одни и те же процессы — это бесценный опыт. Безусловным плюсом будет совмещение учебы и работы, но делать это стоит не раньше, чем после 3-го или 4-го курса. Именно к этому времени в вузе пройдена большая часть фундаментальных наук, без знания которых трудно освоить специальные дисциплины и есть риск запустить учебу. Если позволяют время и деньги, можно и нужно изучать языки, проходить дополнительные тренинги, расширять свой кругозор.

Обязательно готовьтесь к собеседованию и адекватно оценивайте себя. Вы — начинающий специалист, не стоит строить иллюзий относительно высокого заработка. Основная задача на первом рабочем месте — набраться максимального опыта и закрепить теорию практикой. Дайте понять потенциальному работодателю, что не боитесь трудностей и всегда готовы искать выход из сложившейся ситуации.

Работайте над портфолио, учите английский

Антон Шаталов , главный архитектор института «Красноярскгражданпроект»

— Оценки в дипломе никому не нужны и не гарантируют успешного трудоустройства вчерашнего студента. Если говорить о архитектурной профессии, в приоритете — реальные навыки и внушительное портфолио, оно обсуждается с соискателем на собеседовании. Приветствуется практика во время учебы, совмещение учебы и работы в реальном проектном офисе.

Я сам пошел работать в офис еще учась на 4-м курсе, сейчас нередко работаю со студентами над реальными проектами. От студента требуется немало сил, чтобы совмещать учебу и работу, но и дает это куда больше опыта и пользы, нежели один лишь университет. Увы, но наше образование оторвано от практики — выходя из института студенты не готовы к реальной жизни .

Кроме профессиональных, стоит развивать и общечеловеческие навыки. Если, будучи студентом, можно быть одиночкой и работать на себя, ни с кем не консультируясь, то работа в реальной жизни всегда командная. Люди должны быть терпимы по отношению к коллегам, не бояться коммуницировать — это обогащает их собственный опыт, помогать и делиться знаниями. Важна мотивация. Когда на первых минутах собеседования человек спрашивает: «А какая у меня будет зарплата?» , вряд ли он надолго задержится в компании — в командной работе первично желание отдавать, а не получать. Это правило одинаково актуально и для больших компаний, и для небольших рабочих групп.

Важнейший фактор — знание английского языка на высоком уровне. Такие соискатели сегодня в дефиците, в то время как спрос на них есть — часто приходится работать с зарубежными партнерами. Знание языка позволяет учиться и общаться без потери смысла, которая неизбежна при коммуникациях через переводчика.

Соизмеряйте свои силы, расширяйте кругозор

Виктория Петрова, адвокат Адвокатского бюро «Глисков и партнеры»

— Учиться, получать максимум знаний по своей специальности, расширять кругозор, изучая не только обязательные предметы — все это вклад студента в успешное трудоустройство в будущем. Важную роль в этом может сыграть и общение с сокурсниками и преподавателями, которые могут предложить вакансии.

Практика крайне важна, но проходить она должна без ущерба для учебы. Отодвинув на второй план «теорию», студенты потом уходят в академический отпуск, переносят на полгода-год сдачу «госов» или защиту диплома. Зачем? Нужно рационально использовать свое время: сначала отучиться, получить диплом и потом спокойно искать работу на полный день и расти профессионально. Нужно рассчитывать свои силы и возможности, чтобы не «погнаться» за двумя зайцами и в итоге — ни одного не поймать.

Другой вопрос — стажировка, начинать ее стоит как можно раньше . Это возможность определиться, в какой сфере в рамках своей специальности студент хотел бы работать. Итогом стажировки может стать даже решение вообще поменять сферу деятельности. В этом случае стоит стажироваться в разных компаниях — разный опыт расширяет возможности для самоопределения.

Вопрос развития непрофессиональных компетенций решается индивидуально. Нигде не будет лишним английский язык, только положительно на дальнейшем трудоустройстве скажется посещение различных тренингов. Лично мне в работе помогает спортивная подготовка — участие в различных спартакиадах повышает мой личный авторитет среди коллег.

Стажируйтесь по специальности, не опаздывайте на собеседование

Елана Таращук, руководитель пресс-службы компании HeadHunter по УФО и СФО

— Для того, чтобы без проблем найти работу после окончания вуза, нужно еще во время учебы приложить усилия. Например, пройти стажировку в компании, которая работает по профилю получаемой специальности. И обязательно получить опыт работы!

Не знаю, к счастью ли, но цвет диплома мало влияет на дальнейшее трудоустройство : соискателю с красным дипломом работодатель предпочтет сотрудника без такового, но с минимальным опытом работы. Прежде всего потому, что это доказывает — молодой специалист не ошибся с выбором вуза, он готов работать в данной сфере. Кроме этого, обучение и работа — вещи разные. Практический опыт дает представление о том, как вести себя на работе, учит строить отношения с коллегами, находить пути решения задач и вопросов.

Еще до начала поиска работы, стоит серьезно подойти к созданию резюме — визитной карточки сотрудника в дальнейшем. Для этого можно почитать статьи с практическими советами на специализированных ресурсах. Обязательно проверьте резюме на грамотность!

Собеседование — второй, не менее важный этап трудоустройства. Как пройти его успешно? Во-первых, не опаздывайте. Если задерживаетесь, позвоните и предупредите рекрутера. Заранее продумайте в чем пойдете. Лучше, если одежда будет удобной, но в деловом стиле. Момент третий — подготовьтесь к встрече: посмотрите сайт компании, в которую идете на собеседование, узнайте о ее проектах в интернете. В-четвертых, не стоит бояться и сильно волноваться — в компании вас встретят такие же люди, как и вы — когда-то они тоже устраивались на свою первую работу.

Наталья Мороз, фото из личного архива

В соответствии с образовательными стандартами (ОС) НИУ ВШЭ с 2014 года в учебный план образовательных программ бакалавриата включена проектная и научно-исследовательская работа.

В отличие от лекций и семинаров проект - это самостоятельная организованная деятельность студентов, осуществляемая под руководством руководителя проекта и направленная на поиск решения практической или теоретически значимой проблемы.

Проекты, как и учебные дисциплины, бывают:

- обязательные – «жестко» закрепленные в учебном плане и выполняемые на условиях образовательной программы;

- вариативные - доступные для самостоятельного выбора студентом из числа одобренных академическим руководителем программы.


Что дает участие в проектах?

Проектная деятельность позволяет студентам приобрести, закрепить или развить практические знания или умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности, а также опыт самоорганизации. При этом степень практической значимости проектной работы и самостоятельности студентов возрастает вместе с уровнем образования.

Проектная деятельность не привязана к графику учебного процесса. Она может быть организована в течение всего года как ограничено по времени, так и распределенно, включая периоды занятий и каникулярное время.


Где посмотреть, сколько кредитов отведено на проектную деятельность на текущий год?

Объем проектов на текущий учебный год отражается в учебном плане программы, который можно найти в разделе «Документы» на сайте каждой образовательной программы.


Где найти проекты?

Выбор студентами проектов осуществляется при помощи общеуниверситетского сервиса «Ярмарка проектов» (ссылка также располагается на вкладке «Студентам» на сайтах образовательных программ и в разделе «Образование»). Допускаются любые иные способы организации проектной деятельности, предлагаемые факультетами и образовательными программами, включая сервисы в среде электронной поддержки образовательного процесса LMS. Подробную информацию о наличии альтернативных способах поиска проектов можно уточнить в своем учебном офисе.

Выбор студентом вариативных проектов осуществляется самостоятельно исходя из научных и профессиональных интересов и возможностей. Используя предложения на «Ярмарке проектов», студент может подать заявку на любые проекты, из числа предложенных для образовательной программы, на которой он обучается.

В случае, если студент оформил заявку на участие в проекте из числа НЕ рекомендованных для его образовательной программы, такой проект может быть зачтен только по заявлению студента, в качестве факультативного "сверх" объема образовательной программы.

Руководитель проекта имеет право отклонить заявку студента, если студент не соответствует требованиям, предусмотренным в проектном предложении. В случае отклонения заявки автоматическое извещение приходит на корпоративную электронную почту студента.

Студент может самостоятельно предложить проект на Ярмарку проектов в том случае, если руководителем проекта станет один из сотрудников НИУ ВШЭ, заинтересованный в таком проекте. Информацию о научных интересах и контактах преподавателей можно найти на персональных страницах НИУ ВШЭ.

Какие бывают проекты?

Проекты бывают разных типов. С точки зрения целей и результатов различаются следующие типы проектов:

- Исследовательский – проект, основной целью которого является проведение исследования. В качестве результата предполагается получение статьи, публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и иного научного продукта;

- Прикладной – проект, основной целью которого является решение прикладной, либо коммерческой задачи. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт.

- Сервисный – проект, направленный на решение служебных задач или для обеспечения текущей работы Университета. Результатом такого проекта является вклад участника проекта в организацию какого-либо мероприятия (например, конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании) или в реализацию организационных процессов (например, организацию обратной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку каких-либо материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, систематизации баз данных).

Доля сервисных проектов ограничена и не может превышать 25% от указанного общего числа зачетных единиц, выделяемых на проектную деятельность для любой образовательной программы.


Как записаться/ отписаться от проекта?

Подача студенческих заявок на участие в проекте доступна с момента опубликования проекта на Ярмарке и до окончания даты записи на проект.

Совершая свой выбор, студент должен подать электронную заявку на участие в проекте, используя логин и пароль в электронной системе LMS. При заполнении заявки студенту необходимо написать мотивационное письмо объемом не более 200 знаков, отвечающее на вопрос «Почему вы хотели бы участвовать в этом проекте?», а также прикрепить свое резюме (рекомендуемое, но не обязательное поле). После отправления заявки на корпоративную электронную почту студенту должно прийти подтверждение о принятии заявки.

После окончания даты записи на проект в течение 7 календарных дней руководитель проекта проводит отбор поданных заявок и связывается со всеми отобранными для участия студентами. В случае если заявка не была одобрена руководителем проекта, студент получает уведомление об отказе на электронную почту.

Студенты, которые по каким-либо причинам не прошли электронную регистрацию записи, но были отобраны для участия в проекте, должны получить от руководителя проекта письменное подтверждение об участии в проекте и копию проектной заявки. В этом случае, студент-участник проекта самостоятельно передает письменное подтверждение об участии в проекте в учебный офис образовательной программы, на которой он обучается, в течение одной рабочей недели.

Если заявка была утверждена, но по каким-либо причинам студент не может принять участие в проекте, ему необходимо согласовать возможность отказа от участия с руководителем проекта. После чего заявка должна быть аннулирована руководителем в системе Ярмарки проектов. Извещение об этом приходит на электронную почту студента. Далее с указанным извещением студент должен обратиться в учебный офис своей образовательной программы для снятия проекта из индивидуального учебного плана в LMS.

Нужно ли согласовывать свое участие в проекте с академическим руководителем?

Проекты, представленные на «Ярмарке проектов», проходят предварительное согласование у академических руководителей и рекомендуются для ограниченного количества образовательных программ. Проекты, найденные или предложенные студентом самостоятельно, требуют получения согласия академического руководителя о возможности их зачета в качестве основной проектной деятельности.

Студенту не запрещается выполнять вариативные проекты из числа не согласованных с академическим руководителем. Результаты, полученные студентом по таким проектам, могут быть зачтены факультативно "сверх" нормативных зачетных единиц. В такой ситуации за студентом остается право решать: участвовать ли ему в несогласованном проекте на факультативных основаниях или выбрать другой проект, который будет согласован с академическим руководителем для зачета в рамках образовательной программы.


Кто и как будет оценивать проекты?

Оценка за проект выставляется руководителем проекта по заранее определенным в проектном предложении критериям каждому участнику проекта. Оценка за проект (не относящийся к категории обязательный) вносится руководителем проекта в оценочный лист без оформления ведомости, также руководителем проекта подписывается отчет по проекту, заполненный студентом самостоятельно. Заполненный оценочный лист и отчет передается менеджеру образовательной программы для внесения оценок в индивидуальные учебные планы, а также в электронное портфолио студента.

Руководитель проекта имеет право снизить число зачетных единиц, засчитываемых студенту по итогам выполнения проекта, по сравнению с первоначально заявленным в случае, если студент не смог выполнить все взятые на себя обязательства по объективным (болезнь, стажировка) или субъективным причинам.

Когда наступает академическая задолженность по проектной деятельности?

Ответственность за выбор проектов на предусмотренное учебным планом число зачетных единиц за весь период обучения несет студент. Академическая задолженность по проектам формируется в двух случаях:

Получение неудовлетворительной оценки за проект, внесенный в индивидуальный учебный план студента;

Невыполнение проектов на общее число зачетных единиц, рекомендованное учебным планом программы к моменту государственной итоговой аттестации.

В отличие от других видов образовательной деятельности, проекты могут выполняться на любом курсе обучения. В случае если студент не выполнил вариативные проекты на число зачетных единиц, рекомендованных учебным планом на данный учебный год, менеджер программы уведомляет студента о необходимости выполнить проекты на последующих годах обучения. Иными словами, студент может выполнять вариативные проекты в любом удобном для себя графике без формирования академической задолженности.

По всем вопросам, связанным с проектной работой, можно обратиться по адресу