История развития гигиены за рубежом презентация. Презентация на тему: История становления и развития гигиены

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ» ПОДГОТОВИЛА САЛПАГАРОВА М.Д. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «ГИМНАЗИЯ №9» ГОРОДА ЧЕРКЕССКА

2 слайд

Описание слайда:

Сегодня никто даже не задумывается, нужно ли вымыть руки, придя с улицы, никто не сомневается по поводу необходимости ежедневно мыться, убирать квартиру, устранять пыль и грязь. Однако так было не всегда. Существовали временные периоды, когда люди совершенно не придавали таким вещам значения. Поэтому история развития гигиены как науки имеет длинные корни, уходящие в глубокое прошлое. Вплоть до начала 18-го века человек мог за всю свою жизнь ни разу не погрузиться в воду. Многие люди полагали, что купание - это нездоровая вещь, а «замачивание» своего тела в воде, особенно горячей, позволяет различного рода болезням и инфекциям проникать в организм. Даже если человек всё же решался принять ванну, то он делал это в одежде! Эта традиция сохранялась вплоть до конца 19-го века.

3 слайд

Описание слайда:

История возникновения и развития гигиены Гигиена - медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. В первых научных трудах принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как "О воде, воздухе и местностях" он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает.

4 слайд

Описание слайда:

На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и изучении влияния внешней среды на здоровье сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, правильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду.

5 слайд

Описание слайда:

Периоды развития Период - древний - Египет, Иудея, Греция и Рим. Этот период характеризуется практической направленностью гигиены.

6 слайд

Описание слайда:

В Моисеевом законодательстве уже имеются правила индивидуальной профилактики (режим питания, половая гигиена, изоляция заразных больных и пр.), контроль за выполнением таких правил соответственно возлагался на священников.

7 слайд

Описание слайда:

В Греции упор делали в основном в области физической культуры, укрепления физических сил и красоты, и правил диететики. В это же время в Греции возникают предпосылки к возникновению санитарных мероприятий, которые уже не являются личной гигиеной и преследуют цель оздоровления уже целых групп населения. К примеру, в городах строили санитарно-технические сооружения для водоснабжения, удаления нечистот.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Период средневековья - гигиена приостановила своё развитие. Эпидемии и пандемии чумы, натуральной оспы, сыпного тифа, гриппа, сифилиса опустошавшие страны сводили на нет тогдашние слабо развитые гигиенические достижения. Низкий уровень жизни и быта, социальные неравенства и бесконечные войны способствовали развитию эпидемий и пандемий. Этому способствовал и крайне низкий уровень санитарной культуры и просвещения.

10 слайд

Описание слайда:

В России Пётр I прививает санитарную культуру. Вместо Аптекарского приказа создает Медицинскую канцелярию, издает указы по охране здоровья населения и войск, был организован надзор за санитарным режимом в казармах, за питанием и водоснабжением войск. Адам Олеарий - дипломат и путешественник говорил, что Русские бани потрясли его до глубины души. В этом он, как и многие другие приезжие иностранцы, увидел, впрочем, не тягу русских к чистоплотности, а некий национальный мазохизм. Это же надо: самому залезть в такую жару, позволять себя хлестать там какими-то розгами, а потом прыгать в снег, а то и в прорубь! Явно русские столь жестокосердным образом изгоняют из себя Диавола.

11 слайд

Описание слайда:

У нас школьников тоже есть своя гигиена - гигиены труда детей и подростков.

История становления и развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела

Слайд 2

ГИГИЕНА (греч. Higienos) – приносящая здоровье

Слайд 3

Гигея В древнегреческой мифологии - дочь Асклепия, богиня здоровья. Гигея изображалась в виде молодой женщины в длинной одежде, со змеей, которую она кормит из чаши.

Слайд 4

ГИГИЕНА – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Слайд 5

В истории развития гигиены выделяют следующие этапы: 1.Эмпирический 2.Научно-экспериментальный

Слайд 6: Древний Египет

C уществовали санитарные рекомендации и ограничения, касавшиеся потребления продуктов питания, личной гигиены, применения массажа, водолечения, надзора за рынками и погребения умерших. Существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы. Эмпирический период

Слайд 7: Древний Китай

Особое внимание уделялось рациональной диете, закаливающим процедурам, лечебной гимнастике, режиму отдыха и сна. Существовали требования к размещению и планировке населённых мест и анализ их санитарно-технического благоустройства. Была известна вакцинация (активная иммунизация против оспы).

Слайд 8: Древняя Индия

Придавалось большое значение влиянию климата и погоды на здоровье человека. В древнеиндийских сводах законов были отражены требования к личной гигиен е, полезность физической подвижности, употребления молока, мёда, свежей растительной пиши.

Слайд 9: Древний Рим

Был создан ряд законодательных документов, регламентирующих санитарные требования к строительству, продаже пищевых продуктов, питанию войск. За соблюдением сан итарных требований следили городские чиновники – эдилы. Они обладали правом наказывать нарушителей санитарного порядка.

10

Слайд 10

ГИППОКРАТ (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.), древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Впервые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О здоровом образе жизни», «О воздухе, воде и почве».

11

Слайд 11

Авиценна (16.09.980-18.06.1037) - уделял большое внимание гигиене в своих трудах: «О хорошем воздухе», «О качестве воды», «О сохранении здоровья». Раннее средневековье

12

Слайд 12

вошли в историю как период упадка санитарной культуры. Это связано с многочисленными крестовыми походами, феодальными войнами, гнётом инквизиции и др. В большинстве городов отсутствовали водопроводы и канализация, не соблюдались правила личной гигиены. Были распространены эпидемии чумы, оспы, холеры. Средние века (XII-XV)

13

Слайд 13

Основоположником научно-экспериментальной гигиены считается Макс фон Петтенкофер (1818-1901). Он разработал и внедрил в гигиену объективные методы исследования (химические, физические) факторов окружающей среды с целью гигиенической оценки. Научно-экспериментальный период

14

Слайд 14: Доброславин Алексей Петрович (1842 - 1889)

Первый профессор гигиены в России. В 1871 г. организовал в Петербурге кафедру гигиены в медико-хирургической академии. Создал первую гигиеническую школу, санитарную лабораторию для исследования продуктов питания. Основал и редактировал первый в России «Журнал здоровье (1874)». Обогатил разные отрасли гигиены ценными теоретическими исследованиями и практическими предложениями, в частности в области гигиены питания, школьной гигиены и др. Написал «Курс военной гигиены» и «Гигиена- курс общественного здравоохранения». Был сторонником необходимости научно- экспериментального обоснования практических санитарных рекомендаций и хорошо понимал значение социальных факторов для возможности их реализации.

15

Слайд 15: Эрисман Федор Федорович (1842-1915)

Возглавлял организованную им кафедру гигиены Московского университета. Изучал вопросы школьной гигиены, санитарные условия труда и быта рабочих фабрик. Один из создателей санитарных учреждений в дореволюционной России. Рассматривал гигиену как науку, органически связанную с медициной и являющуюся её неразрывной частью. Неоднократно подчёркивал общественное значение гигиены.

16

Слайд 16: 1920 – 1930-е годы

Основным содержанием работы санитарно- эпидемиологической службы в 20-30-е годы явились ликвидация тяжёлых санитарных последствий гражданской войны, разработка и реконструкция населённых мест, изучение и оздоровление условий труда, быта рабочих отдельных отраслей промышлен- ности, санитарный надзор за строительством и эксплуатацией водопроводно- канализационных сооружений, очисткой населённых мест, охраной чистоты атмосферного воздуха. Большое внимание уделялось повышению гигиенической грамотности населения. В 1933г. создаётся Всесоюзная государственная санитарная инспекция в связи с большим объёмом промышленного и гражданского строительства в целях обеспечения предупредительного санитарного надзора. 1920 – 1930-е годы

17

Слайд 17: Период Великой Отечественной войны

В период ВОВ благодаря чёткой работе санитарно- эпидемиологической службы ни в армии, ни среди гражданского населения не было эпидемий и в целом сохранялось санитарное благополучие. Период Великой Отечественной войны

18

Слайд 18: ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Послевоенные годы выдвинули перед гигиенической наукой и санитарной практикой качественно новые задачи. Если в довоенные годы главным объектом изучения были преимущественно санитарно- технические аспекты охраны и оздоровления окружающей среды, то в послевоенные годы - изучение и регламентиро- вание влияния на здоровье человека отдельных факторов окружающей среды и их комплекса в условиях научно- технического прогресса. Актуальной стала задача гигиенического нормирования содержания различных веществ в атмосферном воздухе, почве, воде, пищевых продуктах. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

19

Слайд 19

Интенсивное развитие получил новый раздел гигиены - радиационная гигиена. Активизирова - лось изучение вопросов проектирования и эксплуатации лечебно- профилактических учреждений, факторов микроклимата и воздушной среды производственных и жилых помещений, микроэлементного состава почвы, воды, пищевых продуктов, очистки сточных вод. Большое внимание уделялось проблемам гигиены села. Развиваются исследования, связанные с освоением территориально-промышленных комплексов, новой техники космического пространства. Появилась необходимость выявления и гигиенического изучения экзогенных факторов риска возникновения и течения различных заболеваний.

20

Слайд 20: Современный этап

развития гигиены характеризуется ростом её роли в общественных мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья населения. Основная задача исследований - глубокое изучение характера и закономерностей комплексного влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье человека в условиях научно-технического прогресса. При этом основное внимание следует уделять проблемам гигиенических регламентаций совместного воздействия факторов окружающей среды различной природы, обоснованию и внедрению рекомендаций по личной гигиене и здоровому образу жизни, урбанизации и экологии, эффективной первичной профилактике наиболее распространённых заболеваний. Современный этап

21

Слайд 21

Марзеев Александр Никитович (1883-1956) Важнейшие деятели гигиенической науки Коммунальная гигиена Шандала Михаил Георгиевич (1928)


Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.


Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).


Основные задачи гигиены: Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства; Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов


Основные законы гигиены «Отрицательные» законы: Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. «Положительные» законы: Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека «Технологический» закон: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма


Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.


В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.


Методы и методики 1. Методы санитарного обследования среды: Метод санитарного описания объектов Методы углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические. 2. Методы изучения реакций живого организма: Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Метод клинического наблюдения. 3.Методы обработки результатов исследований: Статистические методы; Методы математического моделирования и прогнозирования. 4.Специфические методы гигиены: Эпидемиологический метод; Оценка социальной и экономической эффективности; Методы санитарной экспертизы.


Задачи и содержание гигиены: Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Проверка эффективности проведенных мероприятий.


Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э. В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания


М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.


А.П.Доброславин (1842-1889) является создателем первой русской гигиенической школы первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов


Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) основоположник гигиенической школы в Москве в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно-практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно-исследовательский институт.


Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности


Полномочия должностных лиц Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий: 1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; 2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; 3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; 4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; 5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.


Виды естественного прироста Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации: - регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0; - стационарный – когда сколько рождается, столько и умирает, прироста и убыли нет; - прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.


Экология человека Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).


Приоритетные направления: Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Приоритетные технологии Системы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"

Готовые презентации по истории предназначены как для самостоятельного изучения учениками, так и для учителей при проведении уроков. При использовании презентации по истории в учебном процессе учителя тратят меньше времени на подготовку к уроку и повышают усваиваемость материала у учеников. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по истории для 5,6,7,8,9,10 класса, а также много презентации по истории отечества.

«Гигиена кожи, одежды» - Состав слюны. Поддержание чистоты всего тела. Руки человека. Гигиена тела. Область медицины. Личная гигиена. Интимный туалет. Гигиена. Зубы. Обувь. Гигиена волос. Одежда.

«Правила личной гигиены для детей» - Обучающиеся. Знакомство с рефератами. Этапы реализации проекта. Формирование проблемы. Направления работы. Критерии оценивания презентации. Чисти зубки каждый день. Критерии оценивания реферата. Создание таблицы под руководством учителя. Приглашаем к сотрудничеству. Правила личной гигиены. Личная гигиена.

«Личная гигиена человека» - Правильное приготовление. Суточное распределение рациона. Болезнетворные микроорганизмы. Рацион. Обеззараживание квартиры. Личная гигиена. Кровяные инфекции. Соблюдение чистоты тела. Чистота. Своевременно изолировать больных. Инфекции дыхательных путей. Гигиена жилища. Инфекция наружных покровов. Вода.

«Личная гигиена школьника» - Мы такие разные. Личная гигиена. Судороги. Скифские женщины, например, мылись порошком из древесины кипариса. Красная глина. Мята. Баня моет, баня греет, хворь, недуги одолеет. Почему не рекомендуется умываться холодной водой. Гигиена школьника. Правила, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

«Гигиена девочки до года» - Наружные половые органы. Причина-повышение уровня ПРЛ, ГР. Стадии развития молочных желез у девочек по таннеру. Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы девочек. Нагрубание молочных желез (физиологическая мастопатия). После подмывания, купания – выкладывание на спинку на 10-15 мин.

«История гигиены» - Область науки, в частности медицины. Угадай пословицы народов мира. Духи и косметика. Синквейн «Гигиена». Возрождение несомненно внесло свежесть в мысли. Пословицы народов мира. Медицина. История развития гигиены. Блохи, клопы и вши. Гигиена. Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно.

Всего в теме 25 презентаций

Департамент Здравоохранения города Москвы Государственная бюджетная профессиональная образовательная организация Медицинскийколледж №6
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ КАК
НАУКИ
работу выполнила
студентка 2С 1 группы
Макарова Алёна
преподаватель – Маликова Наталья Анатольевна

Цель

Познакомиться с историей развития
гигиены как науки

Задачи

Дать определение понятию «Гигиена»
Рассказать об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки
Проследить основные этапы развития
гигиены как науки

Гигиена

Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности
воздействия на организм факторов окружающей среды с целью
предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей
среды. Она изучает влияние факторов внешней среды на
здоровье человека, его работоспособность и
продолжительность жизни, разрабатывает мероприятия,
направленные на оздоровление населенных мест.

Развитие гигиены как науки можно
разбить на несколько периодов,
отражавших влияние социальных и
экономических условий каждой эпохи.

Первый период -
древняя история
(гигиена Египта, Иудеи,
Греции, Рима, Индии,
Китая). У народов этих
стран наблюдались
попытки создания
благоприятных условий
для здоровья людей. В
древнем мире гигиена
имела
преимущественно
практическое
направление.

Первые дошедшие до
нас гигиенические
трактаты - «О
здоровом образе
жизни», «О воздухах,
водах и местностях» -
принадлежат
основоположнику
античной медицины
Гиппократу (ок. 460 до
н.э. между 377 и 356 до
н.э.). В этих работах
дана опенка
гигиенического влияния
различных факторов на
здоровье.

Второй период - Средние века (VL-XIV вв.) - эпоха забвения
всех гигиенических требований. Примитивная жизнь того
времени, крепостничество, феодализм и беспрерывные войны
давали почву для развития бесконечных эпидемий и пандемий.
Пандемия чумы - «черная смерть» - в XIV в. унесла в Европе
25 млн. жизней.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась
самостоятельным путем. Многие санитарные мероприятия были
осуществлены в России раньше, чем на Западе. Так, уже в XI в.
в Новгороде существовал общественный водопровод, мощение
улиц в Пскове проводилось в XII в., тогда как в Западной Европе
эти новшества появились на 300 лет позднее.

Третий период - эпоха
Возрождения (XV-XVI
вв.) - характеризуется
некоторым оживлением
интереса к гигиене, в
частности, к
профессиональной
гигиене. Научный
трактат итальянского
врача Бернардино
Рамаццини (1633-
1714) «Рассуждения о
болезнях
ремесленников»
является первым
сочинением в этой
области.

М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.)

Указывает, что плохое
питание является одной
из основных причин
плохого здоровья
населения России,
ставит вопрос о
необходимости
государственного
подхода к организации
правильного питания
населения.

Четвёртый период - вторая половина XIX в. Наибольший
расцвет гигиены начался в этот период. Поводом к этому
послужили рост крупных промышленных городов и
сосредоточение на их территории значительного числа рабочих,
не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных
условиях, вследствие чего намного возросла опасность
эпидемических заболеваний.

Огромную роль в
становлении гигиенической
науки сыграл немецкий
ученый Макс Петтенкофер,
который по праву считается
ее основоположником. Он
основал первую
гигиеническую кафедру при
медицинском факультете
Мюнхенского университета,
ввел в гигиену
экспериментальный метод,
благодаря чему она
превратилась в точную
науку, располагающую
объективными способами
исследования.

В России 60-80-е годы XIX в. были периодом становления и
последующего развития научной гигиены. На особое значение
профилактических мероприятий в предупреждении высокой
заболеваемости указывали многие русские врачи: Н.И. Пирогов,
Г.А. Захарьин, М.Я. Мудров.

Вывод

Таким образом, мы познакомились с
историей развития гигиены как науки,
дали определение понятию «Гигиена»,
рассказали об учёных, которые внесли
вклад в развитие гигиены как науки,
проследили основные этапы развития
гигиены как науки

Список литературы

http://www.bestreferat.ru/referat-282054.html
Гигиена, Малая медицинская энциклопедия. -
М.: Медицинская энциклопедия. 1991-1996.
Гигиена, Первая медицинская помощь. - М.:
Большая Российская Энциклопедия. 1994.
Гигиена, Энциклопедический словарь
медицинских терминов. - М.: Советская
энциклопедия. - 1982-1984.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гигиена