Московский государственный университет печати. Политика и экономика

Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий.

В их составе выделяются следующие:

) власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности;

2) разделение труда - предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования;

) дисциплина обязательна для всех - каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных;

4) единство распоряжения - управленческое воздействие должно исходить от одного лица;

) подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы;

) справедливость вознаграждения - справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника;

) устойчивость кадров - стабильность кадров признак хорошего руководства.

) порядок во всем - материальный (каждая вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте);

) единство руководства - проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия;

) корпоративный дух - нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.

Современные литературные источники, не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами:

2) обеспечение цели, результата и средств его достижения;

) комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;

) единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;

) контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;

) многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;

) индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;

) заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;

) ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

10) гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.

В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества.

Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления.

Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров.

Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке.

Власть неотделима от несправедливости. Хорошая власть - это здоровое и осторожное управление несправедливостью... Сосредоточить в своих руках величайшую власть - не для того, чтобы господствовать, но для того, чтобы давить.

А. Камю

Интеллектуальную и художественную атмосферу Франции 1930- 1950-х гг. трудно понять, если не учесть той роли, которую играли поистине пронизывающие ее литературу идеи экзистенциализма. Эта философская система не была чисто умозрительной и модной, но во многом питалась жизненными обстоятельствами эпохи, вырастала из них. Жесточайшие войны, преступления тоталитарных режимов против человечности и самой жизни, крах многих идеологических систем и нравственных понятий - все это сформировало представление о мире, в котором нет Бога, порядка, логики и смысла, но царствуют хаос и абсурд. В условиях, когда индивид беззащитен перед лицом жестоких, роковых сил, единственная ценность - это личное человеческое существование, экзистенция личности. На ее долю выпало одиночество и неотвратимость конца. В условиях тотальной разобщенности и некоммуникабельности людей, отсутствия прочных нравственно-этических ориентиров оказавшийся в экстремальных обстоятельствах человек мог полагаться только на себя, свою внутреннюю свободу и право выбора. Экзистенциалистские идеи, столь глубоко пропитавшие литературу Франции, заявили о себе, пусть не так широко, также в словесном искусстве Англии, Германии и США. Самый пессимизм экзистенциалистского мироощущения отражал существенные реалии французской истории: это и позор поражения 1940 г., и тяжесть оккупации, и моральная трусость коллаборационистов и предателей, сотрудничавших с нацистами. В наиболее глубоком и оригинальном виде экзистенциальные идеи преломились в творчестве двух в чем-то разных по манере и стилистике художников слова, Нобелевских лауреатов, без которых нельзя представить литературу минувшего столетия. Это Альбер Камю и Жан-Поль Сартр.

Камю и национальная традиция. Как отмечалось, традиция философии и моралистики, у истоков которой Монтень , во многом определяла национальную самобытность французской литературы.

Идеи Декарта и Гассенди животворили драматургию и прозу классицизма. Паскаль , Лабрюйер и Ларошфуко являли высокие образцы моралистики. Великие писатели Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, Дидро и Руссо, соединяли в себе художников и философов, «идеологов». Философская мысль обрела художественное воплощение у Франса. В XX в. развитие экзистенциалистских идей стимулировалось знакомством с творчеством Достоевского, исключительно популярного во Франции XX в., одним из первых пропагандистов которого был Андре Жид. В романе «Имморалист» его герой решается на аморальные поступки в духе Раскольникова, ибо подобным образом происходит его самоутверждение. Уподобиться Раскольникову с помощью «немотивированного преступления» пытается и Лафкадио, персонаж другого романа А. Жида «Подземелье Ватикана».

«“Все дозволено” Ивана Карамазова - единственное выражение свободы», - полагал Камю. А. де Сент-Экзюпери воспевал подвиг, не уставая размышлять над жизнью в духе идей, близких к экзистенциализму. Что до Камю, то он высказался на этот счет с необходимой прямотой, когда писал, что «без Достоевского французская литература не была бы той, каковой она является в действительности». Без автора «Карамазовых» не было бы и автора «Постороннего».

Почему же писатели оказались столь восприимчивы к этой философской системе? А среди них и Ж. Ануй, А. Мальро и Симона де Бовуар, и многие другие. Повлиял он и на писателей Германии, Англии и США. Именно эта философия, обращенная не к абстрактным метафизическим категориям, а к человеку, к коренным проблемам его существования, позволяла выражать смысл не с помощью тяжеловесного наукообразного «академического» мудрствования, а языком художественных образов. И делать это на основе реальных эстетически представленных жизненных ситуаций и образов. «Хотите мудрствовать - пишите романы», - советовал своим коллегам А. Камю. Вот почему в художественной ткани оказались взаимопроникающими философская идея и писательское слово. «...Экзистенциализм, - пишет Л. Г. Андреев, - не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где “все дозволено” и выбор соответствует его поведению». Оба - и Камю, и Сартр - дополняли художественное творчество написанием специальных трудов научно-философского характера. Эти два творческих аспекта были у них органично взаимозависимы.

Камю: «Миф о Сизифе». Альбер Камю (1913-1960) родился в маленьком городке Мондови в Алжире, его отец был сельскохозяйственным рабочим (он погиб в начале мировой войны в битве на Марне), а мать - неграмотной служанкой, испанкой по происхождению. Семья нуждалась. Позднее Камю писал: «Я обучился свободе не по Марксу. Меня научила ей нищета». С немалым трудом Камю удалось окончить лицей, стать бакалавром, поступив в Алжирский университет, где он продолжил учебу, но закончить который ему не удалось по болезни. Работал он журналистом, увлекался философией, прежде всего русскими мыслителями, Л. Толстым и своим соотечественником великим А. Бергсоном. Непременными своими учителями он все же считал большую троицу: Ницше, Кафку и Достоевского. Разделяя представление о тотальном абсурде и «смерти Бога», не называл себя экзистенциалистом, а склонялся к понятию моралист. Ключевым же для него оставалась концепция бунта , т.е. сопротивление горестной судьбе и неизбежности смерти. Как и многие французские интеллигенты, Камю пережил кратковременное увлечение левыми идеями, состоял в компартии (1935-1937), из которой вскоре вышел. Литературную деятельность начал в качестве корреспондента ряда газет.

В годы Сопротивления работал в подпольной газете «Комба », а написанные им передовицы с их антифашистским звучанием прочитывались с пониманием и живым интересом. К этому времени он уже был автором пьесы «Калигула», герой которой римский император, олицетворявший разгул и жестокость, иллюстрировал пагубность и аморальность философии вседозволенности. Когда в 1945 г. она была поставлена в Париже, заглавную роль в ней исполнил несравненный Жерар Филип.

В 1942 г., пожалуй, в самую тяжелую пору оккупаций, когда нацисты захватили южную зону, Камю публикует свой философский трактат «Миф о Сизифе». Это был блистательный образец того, как античный сюжет служит выражению глубинной жизненной правды и одновременно остается источником надежды. Герой мифа Сизиф был осужден богами втаскивать на вершину горы обломок утеса, который затем скатывался вниз из-за собственной тяжести. Но Сизиф неутомимо возобновляет свои безнадежные усилия. Разве это не метафора человеческой жизни? Если человек всю жизнь к чему-то стремится, чего-то добивается, думает о завтрашнем дне, то в финале его ждет лишь неотвратимая смерть. Тогда к чему все наши усилия? Проблема смерти - сердцевина экзистенциализма. Трагизм человеческого удела в мире одиночества и бездуховности - таков главный тезис этой философии.

Почему же трактат Камю о Сизифе, раздавленном каменной глыбой, был понят и с надеждой воспринят соотечественниками Камю в самую безысходную пору нацистской оккупации Франции? Андре Моруа , блестящий мастер биографического жанра, в очерке о Камю так отвечает на этот вопрос: «И тут раздался молодой голос, сказавший: “Да, это так: да, мир абсурден; да, от богов ничего не приходится ждать. И, однако, нужно, глядя в лицо судьбе, осознать ее, презреть и в той или иной мере, в какой это в наших силах, изменить ее”. К голосу молодого писателя прислушались, потому что он словно “проник в самое сердце современного мира”, чтобы сделать его приемлемым для отчаявшейся молодежи, вопреки, казалось бы, безнадежной ситуации».

«Посторонний»: жизнь и смерть Мерсо. «Миф о Сизифе» перекликается с хрестоматийным художественным созданием Камю - «Посторонний» , одним из двух его самых прославленных романов. Он долго обдумывался и был завершен в 1942 г. Он выдержал бесчисленное количество изданий на разных языках, «оброс» комментариями и интерпретациями, касающимися и общего смысла, и загадочной фигуры главного героя. Это многоплановое произведение, близкое по жанру к философской притче. Но сила Камю, его притягательность как раз в том, что образы и сюжет романа, выполняя определенную философско-идеологическую функцию, обладают художественной наглядностью, впечатляющей силой и эстетической завершенностью. В Камю в счастливой гармоничности соединяются моралист и мастер слова. В романе «не реальность и не фантастика». В нем миф, «укорененный в конкретной живой жизни, в жаркой плоти дня». Внутренний мотив романа - глубочайшее отчуждение личности. Про тагонист - молодой француз Мерсо, обычный мелкий конторский служащий, обитатель пригорода города Орана в Алжире, той части Африки, где прошла юность Камю, навсегда ему памятная. Но будучи реальным персонажем, он одновременно олицетворяет мифологию абсурда.

В романе выделяются две части. В первой события как бы пропущены сквозь «субъективную призму» героя. Во второй те же самые эпизоды и события представлены с точки зрения участников и очевидцев судебного процесса над Мерсо. Во всем произведении словно разлита атмосфера африканской жары, палящего солнца, отупляющей духоты. Это подчеркивает некое заторможенное состояние, которым парализован герой. Он - посторонний, безучастный, равнодушный. И в то же время питающий презрение к фальши окружающего мира. Его бытие монотонно, бездуховно. Изо дня в день ходит на работу, выполняет служебные функции с вызывающим безразличием, его встречи с любовницей лишены эмоций и сводятся к сексу. Равнодушие выказывает он и на похоронах матери; этот факт будет позднее обыгран на суде как свидетельство его преступной бесчувственности. Ничем не мотивированной вспышкой неконтролируемого раздражения становится и убийство им араба.

Во второй части центр художественного внимания - судебная процедура. Она воспроизведена с очевидной иронической и даже сатирической ретушью. Прокурор в речи, исполненной «обвинительного уклона», рассуждает о чудовищном злодеянии Мерсо. Адвокат же, напротив, в словесной эквилибристике живо рисует подзащитного как истинного труженика и верного сына. Под пером Камю механизм правосудия в действии обретает фарсовые черты.

Все это время Мерсо пребывает в состоянии некой прострации и отрешенности. Слабо воспринимает то, что говорится по его поводу, и всего более желает поскорее избавиться от духоты судебного зала и возвратиться в свою одиночную прохладную камеру. С таким безразличием встречает он и вынесенный ему смертный приговор, поскольку ощущает фальшь и несправедливость закона.

Мерсо у Камю - человек, который, не претендуя на героизм, согласен умереть за правду. Ожидая казни, он открывает для себя «вечность» и блеск звезд, и «нежное безразличие мира»... Он не раскаивается перед смертью, отклоняет любые догматы, будучи привержен к истине реальной жизни. Разъясняя свой замысел, Камю пишет: «Ненамного ошибутся те, кто прочтет в “Постороннем” историю человека, который безо всякой героической позы соглашается умереть во имя истины».

Абсурдному миру в романе противопоставлена природная стихия: солнце, прохлада моря как антитеза нависшей неодолимой духоте. Сияющее солнце - один из главных образов «Постороннего». В письме к Камю Борис Пастернак писал о впечатляющей силе романа: «Я все видел, все испытывал и почувствовал: жару, пустыню, необитаемую в воскресный день, близость моря, страшное соседство одухотворенной природы и бессердечного человека».

Как же можно определить жанр «Постороннего»? В нем есть черты романа воспитания , но особого рода. Столкнувшись с абсурдностью мира, герой не принимает его законы, не приспосабливается к нему. Он от него отторгается. Погружается в себя, в свое «я». И оно остается для него единственной самоценностью.

«Чума»: подвиг доктора Риэ. «Чума» (1947) - второй «вершинный» роман Камю. Дальнейшее развитие и одновременно обогащение мотивов, запрограммированных в «Постороннем». Более того, очередной этап в художественном преломлении экзистенциалистской философии в творчестве писателя. Камю - и это была существенная черта его творческой индивидуальности, - не был неизменен в своем миропонимании. Пребывал в движении, извлекал уроки жизни и не чурался признания своих ошибок. В романе, написанном уже после войны и крушения фашизма, нет безнадежного пессимизма. В нем виден «свет в конце туннеля». По свидетельству самого Камю, луч надежды, вспыхнувший в финале романа, - плод освоения писателем опыта победы над фашистской «чумой» и героики французского Сопротивления. Но эти новые философские подходы получили у Камю специфическое преломление на языке аллегории и притчи. Сама же структура романа - сложна и многопланова.

Как и в «Постороннем», место действия - Северная Африка и конкретно город Оран. Его поразила эпидемия чумы. В ней - квинтэссенция, метафора смертоносной природы фашизма. Эпидемия не просто косит людей. Главное, она парализует их волю. Фазы ее распространения, реакция на нее разных лиц и слоев общества - все это символично и значимо. В памяти всплывают события недавнего прошлого, а в них - важнейшие уроки.

При первых признаках эпидемии запираются ворота. Запрещен выезд из города. Будучи блокирован, он - символ оккупации. Чума же - метафора «атмосферы удушья, опасности и изгнания».

Хроникальная манера повествования, предложенная Камю, позволяла писателю рассмотреть проблему в историческом контексте. Смысл аллегории очевиден. Распространение чумы - это этапы усиления фашизма в обстановке трусости и попустительства властей (намек на буржуазные правительства Европы, благословившие «мюнхенское» предательство). Появление чумных крыс на улицах Орана, начальные симптомы болезни вызывают у городской «головки» желание сделать вид, что опасности нет. Затем наступает переполох среди оранцев, желающих смягчить приступ страха посредством ускоренного захоронения умерших, интенсификации работы крематория, расширения услуг черного рынка.

В «Чуме» Камю ориентирован на художественную методологию вольтеровских философских повестей . Романные персонажи в своей реакции на эпидемию демонстрируют определенную идейно-философскую позицию. Отец Панелу наставляет горожан в том смысле, что чума нам послана свыше в качестве «бича», дабы поразить грешников. Тарру - непротивленец, хочет быть в стороне, ни во что не вмешиваться, поскольку в природе заведено быть бичам и быть жертвам. Поэтому сострадание к последним - бесполезно. Принципиально значим парижский журналист Раймон

Рамбер , случайно оказавшийся в зачумленном городе. На первых порах он предпринимает огромные усилия, чтобы бежать из этого опасного места и воссоединиться со своей любовницей. Но в тот самый момент, когда Рамбер получает наконец возможность покинуть Оран, он неожиданно решает остаться. Им движет не только профессиональная журналистская потребность увидеть, запечатлеть трагические события, но и нравственные соображения. Это - прозрение, обретенное в результате пережитых испытаний. Посреди всеобщего горя ему «стыдно быть счастливым в одиночку».

Не менее значима фигура протагониста, доктора Бернара Риэ , носителя нового аспекта в экзистенциалистской концепции Камю. Он отказывается безропотно подчиняться злу. Он ему сопротивляется. И своим примером влияет на решение Рамбера. Риэ и его коллеги не знают, как лечить чуму, однако он предпринимает все, чтобы спасать людей, хотя и признается: его самоотверженный труд - это все же «бесконечное поражение». Но его человеческий долг - противостоять чуме. Риэ изолирует больных, проводит карантинные мероприятия, организует больницы и санитарные дружины. Вместе со своим верным помощником Граном у скромным медста- тистиком, неудачливым и в жизни, и в делах служебных, Риэ - пример стоицизма. А подобная позиция, по Камю, - оптимальная форма противостояния окружающему хаосу. Один из пациентов Риэ рассуждает о том, что «чума все та же жизнь». Чума - эго, конечно, фашизм, но не только. Камю понимает зло метафизически: оно укоренено в самом миропорядке, а потому войны и трагические катаклизмы - неизбежны. Свобода выбора в подобных ситуациях - выражение достоинства и чести человека.

В финале романа звучит светлая нота. Чума временно отступает, а ликующие жители Орана приветствуют Риэ. Значит, в жизни победы возможны, если не окончательные, то хотя бы частичные. Сама притчевая природа романа предопределила наличие в нем целого комплекса актуальных нравственно-этических проблем. Писатель их ставит, побуждает читателя задуматься и вникнуть в их сложность, не всегда предлагает их однозначное решение. А это дало основание одному из наших лучших и проницательных прозаиков Василю Быкову назвать роман «Евангелием XX в.».

Последние годы. В 1957 г. 44-летнему Камю, самому молодому среди писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. В своей Нобелевской речи он изложил свою жизненную философию. А год спустя в письме к Б. Пастернаку выразил солидарность с ним, когда того вынудили от премии отказаться. Еще ранее он опубликовал свой второй по значимости после «Мифа о Сизифе» философский трактат «Бунтующий человек », в котором прокламировал тезис: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Трактат этот вызвал неудовольствие марксистской критики, в СССР поклонники Камю старались его замалчивать.

Для Камю приемлем лишь «бунт метафизический». Он в самой природе человека, протестующего против абсурдной действительности. В итоге он ведет к самоусовершенствованию личности. Противопоставляет индивидуальный «бунт» и «революцию», последнюю считает «химерой», которая ведет лишь порабощению и тоталитаризму. В итоге он даже уравнивает Сталина и Гитлера. Трактат вызвал расхождение Камю с Сартром по принциниальной проблеме выбора. Сартр, близкий в начале 1950-х гг. к левым, упрекал Камю в том, что тот занимает пассивную позицию и не желает открыто вмешиваться в политическую борьбу.

Жизнь Камю была безжалостно оборвана на пике творческих исканий: он погиб в 1960 г. в результате автомобильной катастрофы. В машине была обнаружена рукопись незавершенного романа «Первый человек », опубликованного в 1994 г.

Камю проделал непростую внутреннюю эволюцию, но при этом его художественный мир органичен и целен. Он сам группировал свои произведения разных жанров по определенным циклам. Один из его исследователей С. Фокин выделяет в его развитии четыре этапа: раннее творчество (1932- 1938), «абсурд» (1938-1941), «бунт» (1941 - 1952), «любовь» (1952-1960). Автор одной из лучших работ о Камю С. Великовский определял его сущность в заголовке своего труда «Грани “несчастного сознания ”» (1973).

«Записные книжки»: философия Камю. В течение почти четверти века (1935-1959) писатель вел дневник, а также пополнял записные книжки, которые называл тетрадями. Как и «Записные книжки» Чехова, они приоткрывают его творческую лабораторию. Мир исканий и размышлений. Их отзвуки ощутимы в его художественных текстах.

Приведем некоторые из его сентенций, относящиеся к нему самому, к морали, этике, политике.

«Иногда я чувствую, как меня охватывает бесконечная нежность ко всем людям вокруг - людям, что живут в моем веке».

«Нобелевская премия. Странное чувство уныния и меланхолии. В 20 лет я был беден и гол, но именно тогда познал истинную славу».

«То, что я сказал или открыл, может и должно служить другим людям».

«Власть неотделима от несправедливости. Хорошая власть - это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

«Сосредоточить в своих руках величайшую власть - не для того, чтобы господствовать, но для того, чтобы давать».

«Жизнь в истине и для истины. Истина того, чем ты являешься изначально. Отказаться от игры с другими. Истина того, что есть. Не хитрить с реальностью. То есть принимать все ее своеобразие и бессилие. Жить в соответствии с этим своеобразием. В центре - творчество и безграничные силы человека, которым, наконец, должно быть дано уважение».

Камю хочется еще долго цитировать. И неслучайно у него частые ссылки на наших Толстого и Достоевского. Камю - большой художник XX в., классик при жизни, обращенный к глубинным проблемам человеческого удела во всем его трагизме. Он притягивает магией самобытного яркого таланта, искренностью, пафосом исканий и способностью к самокритике, а главное - неброским, но глубинным гуманизмом, который всегда необходим людям и составляет неотторжимую сторону писательской деятельности.

О Камю накоплено огромное количество критической литературы. Среди многих его характеристик приведем одну, принадлежащую критику А. Леруа: «Он был великим классиком и в то же время художником современным, тесно связанным со своей эпохой. И он остается примером писателя, который никогда не сдавался».

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

1 введение

Какая из перечисленных черт характеризует управление как искусство

Человек как субъект управления

Концепция управления

Моделирование и количественное измерение

Основной характеристикой организации как открытой системы

Готовность пересмотреть свою миссию

Обмен ресурсами с внешней средой

Лидерство на рынке

Наука управления влияет на его эффективность следующим образом:

Позволяет увидеть и распознать проблему

Формирует профессиональное сознание

Разрабатывает и вооружает управление новыми методиками

Менеджмент - это:

Искусство и наука

Наука

Искусство

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

2. Развитие менеджмента как научной дисциплины

Принципы бюрократического метода управления кадрами первым сформулировал:

Ф. Тейлор

А. Смит

А. Файоль

М. Вебер

Новое научное направление в менеджменте, выделившееся по результатам Хотторнского эксперимента, основано на том положении, что...

работа по управлению - это определенная специальность

постоянное совершенствование технологических операций - залог эффективности организации

разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата - залог повышения производительности труда

Человеческий фактор - основной элемент эффективности организации

Представители школы научного менеджмента в качестве основных задач исследования называли:

Поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации

Временной контроль проведения производственных операций

Максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте

Определение функций и принципов эффективного менеджмента

Питер Друкер считается основоположником подхода к управлению:

программного

ситуационного

Системного

процессного

Один из основных принципов управления по Анри Файолю гласит: «Власть не отделима от...»

Ответственности

прибыли

администрации

коррупции

3. Внешняя и внутренняя среда организации

К основным характеристикам внешней среды организации относят...

взаимосвязанность и предсказуемость

определенность и предсказуемость

сложность, подвижность, определенность

Взаимосвязанность факторов, сложность и неопределенность

К элементам, составляющим среду косвенного воздействия на предприятие, относятся...

конкуренты

природно - климатические условия

Международные события

поставщики

Согласно теории менеджмента к факторам внешней среды косвенного воздействия относятся:

Культура

потребители

союзы и общества по интересам

поставщики

Согласно теории управления менеджер может оказывать непосредственное влияние на следующие факторы …

Структура организации

Цели организации

средства массовой информации

конкуренты

В практике менеджмента бизнес в сети Интернет имеет следующие преимущества.. .

снижает себестоимость товаров за счет снижения качества

ориентирован на нишу рынка и предполагает хорошее знание постоянного потребителя

объединяет систему индивидуальных заказов и массового производства

Обеспечивает снижение затрат и сокращает время вывода товара на рынок

4. Социофакторы и этика менеджмента

Этика – это…

уровень воспитания

Система норм нравственного поведения

форма общественного сознания

общественный институт

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:

честность в конкуренции

Социальные гарантии

внимание к потребителям

Справедливую оплату

Этический подход к пониманию социальной ответственности бизнеса означает:

менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование и интересам компании и интересам стейкхолдеров

организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование

деловые организации должны служить интересам их собственников

Организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц - стейкхолдерами

Одним из подходов к этике бизнеса является

индивидуализм

демократизм

либерализм

Утилитаризм

5. Коммуникации в управлении

Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые менеджментом, включают в себя три основных процесса: координация, принятие решений и …

Коммуникации

мотивация

планирование

контроль

Согласно теории менеджмента основными элементами коммуникационного процесса являются...

Отправитель, сообщение, канал, получатель

внешняя среда, отправитель, сообщение, получатель

отправитель, невербальная информация, канал, получатель

организация, отправитель, сообщение, получатель

Согласно теории менеджмента в информационной сети ____ один руководитель контролирует деятельность нескольких подчиненных, информационные потоки исходят из одного центра, что позволяет быстро приступать к действиям.

«палатка»

+«звезда»

«шпора»

«круг»

С точки зрения теории менеджмента среди барьеров межличностных коммуникаций отсутствует(-ют)

использование методов демагогии

семантические барьеры

невербальные преграды

Информационные перегрузки

Целями обмена информацией не является:

повышение эффективности деятельности организации

Выбор наиболее экономичной альтернативы

обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям

выбор альтернативы из большинства возможных вариантов

6. Процесс принятия управленческого решения

При формировании последовательности действий в процедуре принятия управленческого решения под этапом «идентификация проблемы» понимается…

Выбор единственной альтернативы

Анализ отклонений от нормативных значений

Описание проблемной ситуации

Формирование перечня альтернатив

Доведения заданий до исполнителей в процессе реализации управленческого решения означает постановку перед каждым исполнителем конкретных задач и их определение…

Их прав, обязанностей и функций в исполнении решения

их отношения к реализуемому решению

их возможностей по его реализации

уровня оплаты и их труда

При необходимости принять рациональное управленческое решение Вы...

будете руководствоваться «здравым смыслом» и прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях

взвесите положительные и отрицательные последствия по каждому варианту действий и примете решение по принципу «из двух зол меньшее»

не проводя предварительного анализа ситуации, примете решение под воздействием импульса, что выбранный вариант действий - самый лучший

Определите симптомы, ограничения и критерии оптимальности, по которым сравните различные альтернативы и выберете наилучшую

Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения ориентирован на....

выработку специалистами творческих идей при помощи ассоциации

Коллективную выработку творческих идей

применение единоличной власти эксперта

разработку детального алгоритма процесса решения проблемы

Отправным этапом проверки исполнения управленческого решения должно быть...

планирование реализации решения на будущий период

наблюдение и измерение проверяемых процессов и явлений

сравнение результатов проверки исполнения решения с заданными стандартами

Определение параметров функционирования организации, подлежащих проверке

7. Стратегическое планирование как функция управления

Результатом текущего планирования является:

Годовой план

Миссия

Инвестиционный проект

Стратегический план

Процесс определения направления развития организации и разработки практических мер для достижения целей организации в менеджменте называется..

контролем

организацией

прогнозированием

Планированием

Прогнозирование в теории менеджмента – это метод управления, в котором используется …

Текущие допущения о будущем развитии событий

анализ соответствия плановых и фактических показателей

данные о влиянии внешних факторов на предприятие

Накопленный в прошлом опыт

Какие из методов прогнозирования в теории менеджмента требуют наличия информации о прогнозируемом параметре проекта за предыдущие периоды…

Метод экстраполяции

экспертные оценки

разработка регрессивной модели

«мозговая атака»

К объектам планирования в организации не относятся...

Квоты

кадры

маркетинг

финансы

8. Организационные формы и структуры управления

Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий называется ________ полномочий.

Снятием

Делегированием

Распределением

Сужением

Права менеджера использовать определённые ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных сотрудников на выполнение тех или иных задач являются сутью термина

власть

ответственность

делегировани

Полномочия

Для небольшой фирмы, производящей один или несколько видов продукции или услуг, с точки зрения теории менеджмента наиболее приемлема организационная структура

дивизиональная

матричная

неформальная

Линейно-функциональная

В менеджменте дивизиональное деление организационной структуры основывается на таких принципах, как…

Продуктовый (продуктивный)

политический

Географический

потребительский

Принцип ответственности в менеджменте означает

Необходимость несения наказания за невыполнение возложенных заданий

Знание менеджером объекта управления

Вертикальное разделение управленческого труда

Выделение уровней управления и выстраивание иерархии

9. Контроль как функция управления

Сущность координации как общей функции управления заключается в …

удовлетворении потребностей клиентов

максимизации прибыли

Своевременном принятии мер по обеспечения равномерного хода производства

обнаружении проблемы в процессе производства

Система эффективного контроля должна обладать следующими характеристиками: своевременностью, гибкостью, простотой и …

структурностью

Экономичностью

Формализованостью процедур

много вариантностью методов и способов проведения контроля

Система проверки соответствия функционирования объекта управления в заданные моменты времени называется…

обоснованием

Контролем

регулированием

руководством

Предварительный контроль на конкретном участке ведения работ предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ и предшествует процессу...

Анализа среды организации

Установки производственного оборудования на данном участке

Планирования

Осуществления хозяйственных операций

К типам контроля в менеджменте не относят ________ контроль.

предварительный

завершающий

текущий

Мотивирующий

1. Введение

2. Возникновение науки об управлении

3. Формулировка принципов и целей управления

4. Школы и подходы в науке об управлении. Школы в управлении

5. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении

6.Заключение


ВВЕДЕНИЕ.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Практика управления так же стара, как и организации. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.

Хотя само управление старо как мир, наука управления - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке. Что же касается теории принятия управленческих решений, то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы. В 50-60-е годы сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. Современная наука управления утвердилась как особая область знаний, стала предметом изучения высшей школы.

2. Возникновение науки об управлении

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов государств.

Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000-1500 гг. до н. э) содержит советы начальнику - субъекту управления: "... будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".

В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу труда: "Главная задача - поставить нужного человека на нужное, место и добиться выполнения своих указаний".

В Древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н. э) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.

Управленческие ноу-хау передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты. Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность".

Он говорил также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю". Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы". В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно иных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20 го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне". Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т.д. На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с основные вехи. Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5м тысячелетии до н.э. - это введение письменности.

Впервые появилась возможность передавать и накапливать информацию. Это послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми отношениями в древнем Шумере.

Во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э) был разработан и введен в действие Свод законов управления государством. В соответствии с этим Сводом законов управление в государстве переходило от религиозного к светскому стилю управления. Был усилен контроль и ответственность за выполнение работ. При правлении Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э) произошло соединение государственных методов управления с управлением, и прежде всего контрольными его функциями, в сфере производства и строительства.

Этапы развития управленческой мысли:

5000 - Шумеры - Письменность, регистрация фактов

4000 - Египтяне - Признание необходимости планирования, организации и контроля

2600 - Египтяне - Децентрализация в организации управления

1800 - Хаммурапи - Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы, признание недопустимости перекладывания ответственности

1491 - Евреи - Концепция организации, скалярный принцип

600 - Навуходоносор - Контроль за производством и стимулирование через заработную плату

400 - Сократ - Формулировка принципа универсальности менеджмента

400 - Ксенофонт - Признание менеджмента как особого вида искусства

175 - Кат он - Использование описаний работ

20 - Иисус Христос - Единоначалие Золотое правило Человеческие отношения

1100 - Газали - Требования к менеджеру1835 - Маршалл, Логман - Признание и обсуждение относительной важности менеджмента

1881 - Джозеф Вартон Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента

1900 - Фредерик У Тейлор - Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка

1916 - Генри Файоль - Первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента Александр Г Черн - Функциональная концепция менеджмента

1919 - Моррис Л Кук - Различные области использования менеджмента

1927 - Элтон Мейо - Социологическая концепция групповых устремлений 1943 - Линделл Урвик - Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента

1949 - Норберт Винер - Разработка системного анализа в теории информации

1976 - Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий менеджера в различных ситуациях 1985 - Том Петере - Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.

Наука об управлении Тейлора.

Но первый настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Этому в значительной степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX в. в США. Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали, прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления. Тем не менее управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных ошибках и находках предпринимателей. Все это создавало необходимые предпосылки для возникновения науки об управлении. Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911г. книги Тейлора "Принципы научного управления". Тейлор предложил систему "научного управления", которую характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния".

Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:

1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого ее элемента.

2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Интересны его, носившие революционный характер, предложения по организации производства и труда в целом и заработной платы в частности: заработная плата начисляется человеку, а не месту; установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках; расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными; благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно; заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству. От линейной, по типу армейской, системы организации, когда рабочий получал распоряжения от одного-единственного начальника, Тейлор предложил перейти к системе, в которой работа мастера и бригадира была разделена на восемь частей и рабочий вместо одного начальника непосредственно общался с восьмью "узкими" специалистами, которые гораздо более профессионально знали свой участок работы. Приводило к резкому увеличению административно-управленческого персонала, но в целом было несомненным шагом вперед и обеспечивало значительный рост производительности труда. Работы Тейлора были приняты в штыки. Профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся. Отрицательной была реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традиционных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедрению новой системы. Первые опыты по внедрению системы Тейлора на предприятиях США были достаточно впечатляющими. Но переломную роль в признании системы Тейлора сыграл получивший широкий общественный резонанс конфликт между железнодорожными компаниями, бывшими гордостью страны, и группой фирм - отправителей грузов, происшедший в 1910г. Железнодорожные компании под предлогом высоких издержек на заработную плату стремились повысить тарифы, с чем не были согласны отправители. С помощью системы Тейлора удалось показать, что издержки железнодорожных компаний могут снижаться на 1 млн. долл. (в ценах 1910г) ежедневно. Железнодорожные компании в этом споре потерпели поражение. Это послужило стимулом для более внимательного отношения со стороны широких предпринимательских кругов к принципиально новым управленческим идеям Тейлора. Идеи научного управления получили широкое признание. Уже в 1912г. в 55 отраслях бизнеса, включая транспорт и строительство, были внедрены методы научного управления. Одним из основных науки об управлении положений Тейлора явилось то, что он впервые отделил процесс планирования работы от самой работы. Таким образом, Тейлором была впервые выделена одна из основных управленческих функций. В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последователи Тейлора. Так, супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого - кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении). Г. Гант ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма, Ганта, стал предшественником широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Ганта широко используются и в современном календарном планировании деятельности предприятий.

Формулировка принципов и целей управления

Двенадцать принципов Эмерсона. Основное направление работ Эмерсона посвящено повышению производительности труда не рабочих, а управленцев. Он справедливо считал, что основной причиной, по которой расточаются природные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация. Согласно Эмерсону, мастер работает на заводе не для того, чтобы снять напряжение с заведующего, а для того, чтобы руководить рабочими, директор-распорядитель существует для обслуживания заведующих и т.д., т.е. он впервые осознал истинную миссию и назначение управленческого труда. Сформулированные Эмерсоном двенадцать целей и по сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Напомним их.

1. Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентированные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться колоссальных результатов. Не согласованность целей приводит к большим потерям.

2. Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за тоннажем, не стремление вложить в дело больше капитала, а разумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла.

3. Компетентная консультация. Эмерсон предлагал организовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управления во всех подразделениях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли менеджмента на современном предприятии.

4. Дисциплина, Должны существовать инструкции, каждый работник должен их знать и выполнять. Отклонение от них - шаг в сторону анархии.

5. Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации. Должны обеспечиваться хорошие отношения на производстве. Работники должны тщательно отбираться, при этом должны учитываться внутренние склонности и способности человека.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон считал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность, может достигнуть высокой производительности и выполнять другие принципы.

7. Диспетчирование. Диспетчирование представляет собой часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже не планированную работу, чем планировать работу и не диспетчировать ее.

8. Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определение рациональных трудовых норм должно производиться на основании хронометража всех операций, эффективного планирования, участия таких специалистов, как психологи, физиологи и т.д. Примитивная сдельщина, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не оправдывают себя.

9. Нормализация условий. Нормализация условий необходима для точного и полного учета, а также при планировании работ. Она обеспечивает расчет будущего на основании знания настоящего.

10. Нормирование операций. Нормирование операций способствует, с одной стороны, стандартизации производства, что позволяет внедрять автоматизацию производства, а с другой нормированию времени на выполнение операций.

11. Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону, сборник стандартных письменных инструкций является кодификацией законов и практики предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно Мнение, что стандартные инструкции убивают инициативу, ошибочно. Наоборот, выполнение рутинных операций самым быстрым и легким способом освобождает мозг для изобретения и разработки новых способов. Многие из положений Эмерсона хорошо согласуются с бюрократической организационной структурой, впервые предложенной немецким социологом Максом Вебером.

12. Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников помимо оплаты труда целесообразно использовать и другие формы. Принципы управления организацией Файоля.

Следующий прорыв в науке об управлении связан с работами Анри Файоля (1841 - 1925). В течение 30 лет Файоль возглавлял крупную французскую металлургическую и горнодобывающую компанию. Он принял ее на грани банкротства, а оставил одним из самых мощных французских концернов. Соединение творческой мысли с огромным практическим опытом и возможностями эксперимента в области управления организацией стало заметной вехой в развитии управленческой мысли. Файоль в своих работах не ограничивался рамками производства, а распространял свои идеи на любую организацию, являющуюся объектом управления. Он дал четкое определение понятия "управление": Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Он выделял 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять:

1. техническую (технологическую);

2. коммерческую (закупка, продажа и обмен);

3. финансовую (поиски капитала и его эффективное использование);

4. защитную (зашита собственности и личности);

5. бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

6. административную (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственно никакого влияния ни на материалы, ни на механизмы).

Файоль сформулировал принципы управления, которые он считал гибкими, требующими творческого подхода, а не абсолютными.

В области обучения искусству управления Файоль считал, что для этого далеко не достаточно обучаться лишь тонкостям инженерной подготовки. Необходимо учиться профессиональному умению управлять или, выражаясь современным языком, учиться менеджменту.

Принципы управления организацией, сформулированные Файолем.

1. Власть неотделима от ответственности. Те, кто отдают приказы и распоряжения, должны нести ответственность за наступающие вслед за этим последствия.

2. Разделение труда при специализации. Для всех видов труда, как управленческого, так и технического, характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях.

3. Единство распоряжения. Работник должен получать указания от одного начальника. Очевидно, этот принцип противоречит принципу Тейлора о многофункциональном подчинении. Хотя, скорее всего, эти принципы должны дополнять друг друга.

4. Дисциплина. Под дисциплиной Файоль понимал уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работников, так и для руководителей.

5. Единство руководства. Файоль считал, что нужен "один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель". Иными словами, в каждом деле нужна одна голова, отвечающая за достижение поставленной цели. Коллективной может быть только выработка рекомендаций.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие единого решения.

7. Вознаграждение. Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя.

8. Централизация. Эффективное производство обеспечивается сочетанием разделения труда и централизованного управления. Степень централизации может быть различна в зависимости от величины организации и специфики области деятельности. Как правило, в маленьких компаниях степень централизации выше; в более крупных - она несколько ослабевает.

9. Иерархия. В каждой организации должна существовать четко заданная "цепь начальников" - от более высокого ранга до менее высокого. Нарушать ее без надобности не стоит. Но если она приносит вред, ее целесообразно укорачивать.

10. Порядок. Файоль считал, что всему должно быть определено свое место и все должны быть на своем месте. Иными словами, предполагается четкая расстановка сил и четкое их взаимодействие в процессе достижения цели.

11. Справедливость. Лояльность и преданность делу рядовых работников

должны обеспечиваться добрым и справедливым отношением со стороны руководства.

12. Устойчивость персонала. Текучесть кадров, как правило, сопровождает недостаточно эффективную деятельность организации. В эффективно действующих организациях состав персонала обычно стабилен.

13. Инициатива. Инициатива способствует более полной реализации потенциала работников в деятельности организации. Файоль призывает руководителей по возможности поступаться реализацией собственной инициативы в пользу инициативы работника, стоящего рангом ниже.

14. Корпоративный дух. При управлении организацией Файоль не советует придерживаться принципа "разделяй и властвуй". Гораздо более целесообразным он считает принцип коллективизма в деятельности организации, обеспечивающий стремление коллектива к достижению единой цели.

Первой возникла школа научного управления (1885–1920 гг.), иначе это направление называют «тейлоризм», по имени основателя Фредерика Тейлора.

Тейлор в своей теории управления исходил из того, что труд каждого отдельного работника должен оплачиваться по результату, и отрицал наличие антагонистических противоречий между трудом и капиталом.

Центральным моментов в теории Тейлора было утверждение необходимости рационализировать методы производства в интересах повышения эффективности производства и всеобщего процветания.

Основные положения научной школы управления:

1. Весь объем работы должен разбиваться на мелкие операции. Для контрольного (эталонного) выполнения операции назначаются самые сильные и квалифицированные рабочие. Показатель их выработки фиксируется посредством хронометража, а затем устанавливается как норма, обязательная для всех. Наравне со временем выполнения трудовых операций определяется минимальное время, необходимое для неизбежных производственных перерывов и отдыха. Таким образом, устанавливается самый рациональный способ выполнения работы.

2. Использование системы стимулирования труда с применением материальных и моральных поощрений.

3. Отделение управленческих функций от фактического выполнения работы.

Слабой стороной этой школы является чрезмерное упрощение понимания мотивации труда, недостаточное знание психологии людей. Тейлор утверждал, что людей необходимо заставлять работать, они сами этого хотят, но в то же время, они не желают принимать на себя ответственность, не терпят перемен и им нельзя доверять.

Школа менеджмента Тейлора положила начало оперативному планированию производственного процесса.

В 1920–1950 годы возникла и развивалась классическая (административная) школа менеджмента . В рамках этой школы исследовались процессы управления организацией в целом, а не отдельными производственными операциями. Основателем административной школы управления является француз Анри Файоль.

Он утверждал, что производственное предприятие выполняет шесть функций:

1) техническая деятельность (производство);

2) коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);

3) финансовая деятельность (использование капитала);

4) деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала);

5) бухгалтерский учёт (проверка фондов, балансовые отчеты, учет затрат);

6) управленческая деятельность (планирование, координация, контроль).

Анри Файоль сформулировал 14 всемирно известных принципов управления:

1. Разделение труда.

2. Власть, неотделимая от ответственности.

3. Дисциплина, обязательная для всех.

4. Единство распорядительства (т.е. приказы отдает только один руководитель).

5. Единство руководство (единоначалие).

6. Подчинение индивидуальных интересов общим.

7. Справедливое вознаграждение.

8. Правильное соотношение централизации и децентрализации.

9. Властная вертикаль (иерархия соподчинения).

10.Порядок – место для всего, и все на своем месте.

11.Справедливость, основанная на объективности.

12.Стабильность персонала.

13.Инициатива.

14.Корпоративный дух (т.е. единение персонала).

Все эти принципы были научно обоснованы и доказаны, применяются в настоящее время.

Примерно в это же время начала формироваться еще одна школа менеджмента – школа человеческих отношений . Школа возникала как оппозиция тейлоризму. Основоположники этой школы развернули управленческую теорию в сторону человека, в социальную сторону производственного процесса. Возглавил школу Элтон Мэйо.

Основные положения теории Э. Мэйо:

1. Четко разработанные трудовые операции и высокая зарплата не всегда приводят к росту производительности труда.

2. Внутренние силы в коллективе могут превзойти усилия руководителей.

3. Поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочим и менеджером.

4. Рабочий по своей природе – не ленив, если ему создать определенные условия, он будет проявлять усердие и инициативу.

5. Менеджер должен быть лидером и в своей работе учитывать сложившиеся условия.

Таким образом, произошло смещение центра исследований в менеджменте на человека и его поведение.

3. Поведенческие концепции А. Маслоу, Д. МакГрегора,
Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда, В. Врума

Наиболее известные и часто применяемые поведенческие концепции принадлежат американским учёным Абрахаму Маслоу и Дугласу МакГрегору, Фредерику Герцбергу, Дэвиду МакКлелланду.

Создавая теорию мотивации А. Маслоу исходил из того, что люди имеют множество потребностей, которые можно объединить в пять групп:

1. Физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых).

2. Потребность в безопасности, защищенности, уверенности в будущем (оформление страхового полиса, поиск хорошей работы и т.п.).

3. Социальные потребности – это чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство привязанности и поддержки.

4. Потребность в уважении, в признании собственной значимости, компетентности.

5. Потребность самовыражения (реализация своих потенциальных возможностей, рост и развитие как личности).

Все эти потребности А. Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры, подчеркивая тем самым, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей нижних уровней (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

Иерархические уровни пирамиды не являются дискретными, так как для того, чтобы следующий, более высокий уровень начал определять поведение человека, не обязательно на все
100 % должны быть реализованы потребности более низкого уровня пирамиды Маслоу.

В экономически развитом уровне первичные потребности (физиологические и в безопасности) имеют относительно небольшую значимость для большинства людей. В то же время потребности вторичные служат сильным мотивирующим фактором в поведении людей.

Теория Маслоу используется в управлении для определения мотивации работников к труду. Руководители могут способствовать мотивации работников к трудовой деятельности различными методами (таблица 6.1).

Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, Д. МакКлелланд дополнил ее и ввел понятия потребностей власти, успеха и причастности.

Теория потребностей Д. МакКлелланда представляет собой другую модель мотивации, ориентированной на потребности высших уровней.

Согласно этой теории, людям свойственны три потребности: власть, успех, причастность. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Они не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Мотивировать таких людей нужно достижением коллективных целей.

Потребность успеха реализуется в процессе трудовой деятельности. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Эти качества должны быть учтены при мотивации их трудовой деятельности.

Потребность в причастности развита у людей, заинтересованных в налаживании дружеских отношений, в оказании помощи другим, в возможности социального общения. Чтобы развить мотивацию к труду, руководители не должны ограничивать межличностные отношения и контакты.

Таблица 6.1 – Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды 3. Проводите с подчиненными периодические совещания 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок
Потребности в уважения
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

Теории мотивации, базирующиеся на потребностях, определяющих поведение людей, называются содержательными . Теории, опирающиеся на восприятие и ожидания, связанные с конкретной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения, называются процессными .

Теория ожиданий (большой вклад в ее развитие внес Виктор Врум) основывается на утверждении, что человек стремится к достижению цели, только если он ожидает от этого определенных результатов для себя (вознаграждения).

Мотивация, таким образом, складывается из трех факторов: соотношения усилий или затрат (З) и полученных результатов (Р), соотношение результатов (Р) и ожидаемого вознаграждения (В), валентности (ценности вознаграждения или поощрения). Соотношение этих факторов схематически показано на рисунке 6.2.

Ожидаемая ценность вознаграждения
Мотивация

З – Р Р – В Валентность

Мотивация = З – Р Р– В валентность

Рисунок 6.2 – Модель мотивации В. Врума

Теория справедливости утверждает, что люди субъективно оценивают соотношение вознаграждения и затраченных усилий и сравнивают их с тем, что имеют другие работники за подобный труд.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, в которой утверждается, что результативность труда порождает удовлетворенность трудом, а не наоборот.

ТЕМА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА