Мозговая атака. Когда и как применяется мозговой штурм? В процессе мозговой атаки не используют принцип

В чем заключается метод мозговой атаки? При разрешении любого рода проблемных ситуаций возникает вопрос поиска и выбора оптимального варианта, так как обычно имеется несколько возможностей выхода. Оптимальным считается вариант, позволяющий обеспечить высокую степень достижения цели в доступных пределах.

В условиях, когда требуется оценить возможности всех альтернативных вариантов в ограниченный период, используются так называемые оперативные методы принятия решений. Особенно действенны такие методы, когда из-за недостатка информации для точной экспертной оценки нужно определить наилучшую средневероятную возможность достижения цели. Те же методы актуальны для решения ряда взаимосвязанных проблем, когда выбор альтернативы должен быть совместным для всей группы ситуаций.

В целом, алгоритм поиска и принятия решения сводится к оценке отдельных аспектов ситуации или группы ситуаций, рассматриваемых как некая система, и анализу совокупности выявленных возможностей. Важными этапами оперативного системного анализа являются: формулировка проблемы, синтез идей и отсев идей. Идея, обобщающая опыт и отношение к текущей ситуации отдельного человека, рассматривается как элемент творчества в процессе анализа.

Один из самых широко применяемых на практике оперативных методов решения — метод мозговой атаки, или, называя иначе, метод деструктивной отнесенной оценки. Происходит это потому, что мозговая атака, или мозговой штурм, — уникальная доступная техника, позволяющая учитывать не только мнения узких специалистов, но также смежные или сторонние соображения. К тому же, эта методика достаточно проста структурно и применима к любым проблемам: индивидуальным и коллективным, творческим и научным, прикладным и теоретическим, профессиональным и бытовым. Сам этот способ, его производные и элементы часто используются для экспертной оценки ситуаций с целью поиска улучшенных технических и управленческих решений, для построения прогнозов и сценариев развития событий.

История и описание метода

Метод мозговой атаки был разработан в 1930-х годах американцем Алексом Ф. Осборном, который искал новые подходы к организации рекламного бизнеса. Известность и признание техника получила в 1953 году, благодаря выходу книги Осборна «Управляемое воображение», в которой метод был подробно описан.

Отправным пунктом для идеи Осборна стала противоречивая ситуация, сложившаяся в компании, где он работал: острая нехватка креативных решений при достаточном наличии творческого и интеллектуального потенциала. Изучив проблему, он обнаружил, что основная причина кризиса заключается в закрытом характере выработки и принятия решений. Действительно, включенными в процесс анализа становятся только опытные эксперты, обладающие специальными знаниями и владеющие специальной терминологией.

Их выводы зачастую шаблонны, но заметить это самостоятельно, при отсутствии стороннего критического анализа, они неспособны. Остальные сотрудники, даже обладающие несомненными творческими способностями, навыками или опытом в смежных сферах, остаются простыми исполнителями и наблюдателями, в основном потому, что не могут сформулировать свои идеи и предложения в приемлемой для эксперта форме.

Исходя из таких наблюдений, Осборн приходит к мысли, что, во-первых, необходимо включить в обсуждение неспециалистов, а во-вторых, разделить процесс анализа проблемы на два этапа:

  1. Предложение идей.
  2. Критика и отбор идей.

При этом творческая активность участников обсуждения не должна быть ничем ограничена.

Впоследствии на этой основе были разработаны следующие правила организации и проведения мозгового штурма.

Формулировка проблемы (предварительный этап). Чтобы найти способ достижения цели, эту цель необходимо четко обозначить, определить аспекты, мешающие ее достижению, и промежуточные задачи. На предварительном этапе происходит сбор необходимой информации.

Формирование рабочей группы. Отбор участников обсуждения производится целенаправленно, с учетом аспектов проблемы. Важно учитывать психологические моменты, которые должны способствовать созданию благоприятного микроклимата и творческой атмосферы при совместной работе. Участники, как правило, близки по возрасту и служебному положению, но при этом различаются по опыту, специализации, взглядам, активности. Если группа работает постоянно, то ее состав необходимо обновлять, приглашая новых людей. В зависимости от способностей, участники разделяются по ролям:

  • генераторы идей (люди с преобладающей творческой фантазией, неспециалисты);
  • эксперты (люди с преобладающим аналитическим мышлением и специалисты).

Руководить работой группы должен ведущий, обладающий соответствующим опытом и способностями. Он следит за соблюдением правил дискуссии, контролирует временные и тематические рамки обсуждения.

На этапе предложения идей важно количество, а не качество высказываемых соображений, поэтому запрещена любая критика. Предложения не требуют доказательств или соответствия каким-либо стандартам; связь с обсуждаемой проблемой может быть как прямой, так и ассоциативной. Все идеи нужно зафиксировать, желательно с помощью технических средств, чтобы ничего не было упущено. Эксперты в первом этапе обсуждения участия не принимают.

На этапе отбора идей происходят анализ и оценка предложений, выдвинутых на первом этапе. Оба этапа следует разделить некоторым временным промежутком (период инкубации). В соответствии с поставленной задачей следует заранее определить общие для всех участников критерии оценки. Лучше всего обозначить их наглядно. Методы анализа могут быть разными, аргументация и критика приветствуются. В процессе обсуждения идеи группируются и рассматриваются исключительно с позиций соответствия критериям и возможностям реализации.

Прямая и обратная мозговые атаки

Оба этапа обсуждения необязательно применяются в комплексе. В зависимости от ситуации, они могут использоваться по отдельности.

Если обсуждение ограничено исключительно первой частью, такой метод называют прямой мозговой атакой, конференцией идей или коллективной генерацией идей. В целом, прямой мозговой штурм проводят согласно вышеизложенным правилам, за исключением того, что последующая экспертиза предложений протекает в закрытом или ограниченном режиме.

Наиболее эффективной считается рабочая группа численностью 5-8 человек, условно разбитая на 2 количественно равные подгруппы: постоянные участники (ядро) и приглашенные участники (новички). Метод прямой мозговой атаки лучше всего подходит для небольших профессиональных и творческих коллективов. Аналогом конференции идей являются конструктораты — разного рода заседания и совещания, например: ученые советы, межведомственные комиссии, планерки.

Метод обратной мозговой атаки также используют в небольших коллективах, чаще всего при необходимости выявить недостатки определенного проекта или технического объекта. Состав и численность рабочей группы при этом те же, что и при прямом мозговом штурме, с тем отличием, что в ограниченном или закрытом режиме происходят выдвижение, систематизация и разработка идей, а последующее обсуждение носит характер коллективной экспертизы.

Обратный мозговой штурм — это процесс деструирования (разрушения), при нем отсутствует возможность вносить предложения, направленные на улучшение показателей.

Но иногда в результате дискуссии рождается контридея, сводящая воедино все возможные недостатки проекта и формулирующая способ их устранения. Примером может служить защита диссертаций, бизнес-планов и различных научных проектов.

Метод мозговой атаки, первоначально предназначенный для коллективной работы, может быть использован отдельными экспертами для работы индивидуальной. Индивидуальный мозговой штурм в этом случае становится этапом конференции, тогда это профессиональная экспертиза предложенных идей или, наоборот, подготовительный сбор информации для обратного мозгового штурма. Но иногда индивидуальная мозговая атака представляет собой целиком самостоятельное исследование, основанное на обработке сведений, полученных из независимых источников. Чаще всего метод применяют для анализа тенденций, формирования прогнозов, разработки стратегий.

Основные исходные данные для формирования индивидуального прогноза: интервью, массовые опросы и экспертные оценки. Сбор данных осуществляется путем переписки, личных бесед, телефонных звонков. Переговоры должны осуществляться с помощью специально разработанной программы, согласно которой участникам предлагается несколько вариантов решения проблемы или определенное количество вопросов по поводу объекта изучения. Техника исследования основана на предположении, что его участники владеют формулировками и необходимыми знаниями для ответов на вопросы программы, поэтому обычно исследование проводится среди четко обозначенной социальной или возрастной группы.

При разработке стратегий особенно важна стабильность в группе, так как интервью с ее участниками предполагает неизменность их планов и положения. Результаты различных этапов исследования оформляются в виде документа, в зависимости от их дальнейшего предназначения

.

Индивидуальный экспертный анализ имеет свои достоинства, например: позволяет максимально снизить возможность давления на исполнителя, помогает эксперту полностью сосредоточиться на определенной проблеме. Но при этом самостоятельная работа достаточно продолжительна, трудоемка, требует полной самоотдачи и большой ответственности. Основной недостаток метода — его зависимость от субъективных оценок и восприятия, ограниченности знаний отдельного человека, а также от успешного выбора респондентов.

Метод «Дельфи»

Одной из самых известных экспертных методик на основе техники мозгового штурма стал метод прогнозирования «Дельфи», разработанный в конце ХХ века корпорацией РЭНД. «Дельфи» — это статистическое исследование отдельных экспертных мнений, позволяющее оценить вероятность того или иного события с высокой степенью объективности. Метод успешно применяется для анализа тенденций и построения сценариев развития ситуации для периодов протяженностью 1-3 года.

Методика объединяет индивидуальные и групповые методы анализа путем нескольких этапов письменного опроса независимых экспертов по специальной программе. В зависимости от целей исследования, к нему может привлекаться до 100 и более различных специалистов.

Процесс исследования осуществляется в несколько этапов:

  1. Формирование рабочей группы, проводящей экспертный опрос.
  2. Формирование экспертной группы, мнение которой будет обрабатываться.
  3. Составление программы опроса.
  4. Проведение экспертизы и подведение итогов.

По итогам опроса строится график, а итоговым считается мнение, оказавшееся средним в упорядоченном ряду значений.

Методы оперативных исследований на основе техники мозгового штурма постоянно совершенствуются, а их число неуклонно растет. Целевое использование экспертного анализа становится все более востребованным в современных условиях, а компьютерная обработка данных и появление новых средств коммуникации позволяют расширять его возможности. Из всего этого можно сделать вывод, что метод Осборна — наиболее перспективный способ системного анализа из всех ныне существующих.

ВВЕДЕНИЕ

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое место - не программный аспект, как думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно помогают в извлечении необходимой информации и знаний.

Основное достоинство групповых методов - это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких специалистов предприятия или экспертов, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции существенно обогащают общее поле знаний. Однако следует отметить, что эти методы гораздо более трудоемки и дороги, чем индивидуальные, по причине сложности их организации.

Активные групповые методы обычно используются как своего рода острая приправа на стадии извлечения знаний, сами по себе они не могут служить источником более или менее полного знания. Их применяют как дополнение к традиционным индивидуальным методам (наблюдения, интервью и т. д.), ради активизации мышления и поведения специалистов предприятия.

Обмен мнениями по спорным вопросам имеет давнюю традицию в истории человечества (вспомним античную Грецию, Индию). До наших дней дошли литературные памятники, связанные с обсуждением спорных вопросов (например, «Искусство спорить» Протагора, работы софистов) и послужившие первоосновой диалектики - науки вести беседу, спорить, развивать теорию. В самом слове дискуссия (от лат. discussio - исследование) содержится указание на то, что это метод научного познания, а не просто споры (для сравнения: полемика, от греч. polemikos - воинственный, враждебный)

Одним из наиболее известных и широко применяемых методов поиска идей путем творческого сотрудничества группы специалистов является метод «мозговой атаки». Будучи единым мозгом, группа старается штурмом преодолеть трудность, которая мешает решить рассматриваемую проблему.

Цель работы - рассмотреть метод мозговой атаки при анализе работы пищевого предприятия.

Сущность методы «мозговой атаки»

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления. Другие методы (метод фокальных объектов, синектика, метод контрольных вопросов) применяются гораздо реже из-за меньшей их эффективности.

Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм должен подчиняться определенным правилам, в противном случае мозговой штурм превращается в обычное совещание. Метод мозгового штурма очень эффективен при решении организационных и управленческих проблем, например найти новое применение для выпускаемой продукции, придумать соответствующую реакцию на действие конкурента, усовершенствовать рекламу и т.д.

Мозговая атака является методом увеличения числа предложений. Цель этого метода -- создать как можно больше любых, даже “безумных”, идей, часть которых может оказаться на удивление полезной.

Создавать новое, полагаясь на собственные силы, трудно. Гораздо проще (как в маркетинге, так и вообще в любой работе) искать решение всем коллективом или командой единомышленников.

Если группу людей запереть с утра пораньше в каком-либо помещении, то единственное, что они смогут выдумать -- это новые проклятья по поводу своей работы вообще и поставленной задачи в частности. Или еще хуже: кого-нибудь из них осенит мысль, которая вообще никуда не годится, а остальные с восторгом ухватятся за нее и будут ее отстаивать с единственной целью -- избавить себя от необходимости думать. Если же вы надеетесь пробудить творческий потенциал своих коллег, лучше использовать структурированный коллективный метод. Это значит, что вы должны убедить группу принять участие в мероприятиях, известных под названиями мозгового штурма и мозговой атаки. При применении данного метода люди очень часто сопротивляются попыткам вовлечь их в обсуждение. Но не надо вдаваться в панику. Не сдавайтесь без боя. Спросите у коллег, что они потеряют, потратив полчаса на обсуждение вашей идеи. Применив одну из предлагаемых ниже методик выработки идей, они сами убедятся, насколько продуктивнее коллективное творчество, и примут участие в групповом обсуждении.

Метод “мозговой атаки” был разработан в 1953 г. американским консультантом в области рекламы Осборном. Основной принцип этого метода заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. Для успешного применения этого метода необходимо выполнить ряд условий:

В заседании должны принимать участие от 7 до 12 человек;

Оптимальная продолжительность заседания -- от 15 до 30 мин.;

Количество предложений важнее, чем их качество;

Любой участник может перенять и развить идеи другого;

Критика в любом виде запрещена;

Логика, опыт, аргументы “против” только мешают;

Иерархический уровень участников не должен слишком отличаться, иначе могут возникнуть психологические барьеры, мешающие коммуникации и построению ассоциаций.

Метод мозговой атаки -- одна из наиболее эффективных форм групповых дискуссий. Этот метод предназначен для коллективной генерации большого количества идей по решению той или иной проблемы. Исследования выявили тот факт, что количество и качество выдвигаемых альтернатив существенно возрастают, когда начальная генерация идей четко отделена от их оценивания и окончательной формулировки. Именно данный принцип положен в основу метода мозговой атаки, который известен также под названиями «мозговой штурм» (брэйнсторминг), «коллективная генерации идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями».

Всех участников решения проблемы предварительно разделяют на две группы, -- «генераторов идей» («фантазеров») и «критиков». Дело в том, что одни люди больше склонны к генерации идей, другие -- к их критическому анализу. При обычных обсуждениях «фантазеры» и «критики» оказываются вместе и мешают друг другу. Поэтому во время мозговой атаки этапы генерирования и анализа идей строго разделены. Задача «генераторов идей» -- выдвинуть как можно больше предложений по поводу решаемой проблемы. Среди полученных идей может оказаться много глупых, фантастических и даже абсурдных, но «глупые идеи легко исключаются последующей критикой, ибо компетентную критику легче получать, чем компетентное творчество». Задача «критиков» заключается в систематизации и критическом анализе полученных предложений с последующим отбором среди них наиболее ценных идей, используемых для решения проблемы. Не исключено, что отдельные участники обсуждения могут работать в обеих группах.

К основным правилам проведения мозговой атаки относятся следующие положения: полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений; необходимость избавиться от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение; необходимость высказывать как можно больше разных идей; рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства; краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования; право каждого из участников выступать много раз; предоставление слова, прежде всего, тем лицам, у которых возникли идеи под влиянием предыдущего выступления; запрет на зачтение подряд списка предложений, которые могут быть подготовлены заранее.

Можно выделить шесть основных этапов проведения мозговой атаки. На подготовительном этапе формируются группы участников мозговой атаки. Как показывает опыт, оптимальная численность группы «генераторов идей» составляет 10-15 человек. Группа «критиков» может насчитывать до 20-25 человек. Наиболее жесткие требования предъявляются к персональному составу первой группы. Главными принципами отбора в эту группу являются широкая эрудиция, гибкость мышления, воображение, склонность к фантазированию, а также разнообразие профессий, квалификации и опыта участников. Не рекомендуется приглашать людей, мыслящих категорически, а также посторонних наблюдателей и сотрудников, имеющих сильные различия в служебном положении. Вместе с тем в эту группу желательно включать и активно мыслящих дилетантов, способных предложить свежее, оригинальное решение. Группа «критиков», как правило, формируется из числа узких специалистов, обладающих аналитическим складом ума и трезво оценивающих реальные возможности осуществления предложенных идей.

На этапе постановки проблемы участники мозговой атаки должны ознакомиться с решаемой проблемой и настроиться на активную мыслительную деятельность. Для этого организаторы мозговой атаки предоставляют им всестороннее описание проблемной ситуации, включающее в себя: изложение сути проблемы; анализ причин возникновения проблемы и возможных последствий развития проблемной ситуации; анализ опыта решения подобных и смежных проблем; классификацию возможных подходов и путей решения проблемы; формулировку основных ограничений и целей принятия решения.

На этапе генерации идей организаторы мозговой атаки должны создать атмосферу благожелательности и поддержки, освобождающую участников от излишней скованности. Обстановка, в которой проводится обсуждение, должна способствовать открытому и свободному высказыванию различных идей, мнений и предположений. Ведущий должен еще раз довести до сознания участников, что приветствуются любые идеи, что необходимо получить много идей, и что участники мозговой атаки должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, выдвинутые другими.

Вначале каждый член группы работает самостоятельно, обдумывая поставленную проблему. Затем ведущий дискуссии просит участников высказываться. При этом он может использовать принудительный опрос, чтобы быстрее возбудить их активность. После этого процесс генерации идей развивается, как правило, спонтанно и лавинообразно. Ведущий в этом процессе играет пассивную роль, передавая слово для выступления желающим высказаться и координируя работу группы. Очередной выступающий зачитывает свои идеи, остальные слушают и записывают на отдельных карточках новые идеи, возникшие под влиянием услышанного. Кроме того, все идеи могут фиксироваться секретарем на специальной доске или экране. После вспышки активности в процессе обсуждения может наступить некоторое затишье. Это не означает, что все идеи закончились -- просто идет обдумывание. Ведущий снова может активизировать участников, предложив им прочитать записи на доске или заранее подготовленные вопросы по теме обсуждения на специальных карточках. Причем эти карточки с вопросами могут выдаваться как перед началом работы, так и непосредственно в ходе мозговой атаки. После непродолжительной задержки обычно вновь наступает подъем творческой активности. Поток новых идей нарастает подобно снежному кому. Идеи каждого из участников порождают в умах остальных специфическую реакцию, которая в силу запрета критики формируется как новая, отсутствующая идея. Причем наибольшую ценность имеют идеи, которые непосредственно связаны с ранее высказанными мыслями или возникли в результате их объединения. Эффективность мозговой атаки поразительна. Исследования показывают, что коллективное мышление в условиях запрета критики производит на 70 % больше ценных идей, чем простая сумма идей, полученных индивидуально. За один час работы группа может выдвинуть до 150 новых идей. Это объясняется основной концепцией мозговой атаки -- дать новым идеям выход из подсознания. На этапе систематизации идей выполняются следующие действия: составляется общий список всех высказанных идей; каждая идея формулируется в общепринятых терминах; выявляются повторяющиеся и дополняющие идеи, которые затем объединяются в одну комплексную идею; формируются признаки, по которым различные идеи можно объединить в группы; идеи объединяются в группы; происходит систематизация идей в группах. При этом в каждой группе идеи записываются от более общих к более частным, дополняющим или развивающим общие идеи.

На этапе критики идей начинает работать группа «критиков». На этом этапе каждая идея подвергается всесторонней критике, благодаря чему происходит «разрушение» (деструктурирование) неперспективных и нереалистичных идей. Основной принцип -- рассмотрение каждой идеи только с точки зрения препятствий к ее осуществлению, т.е. участники дискуссии должны выдвигать доводы, которые опровергают обсуждаемую идею. Но в процессе «разрушения» идеи важно сохранить ее «рациональное зерно» (если оно есть) и получить на его основе контридею, содержащую реальное предложение по решению проблемы. Результат этого этапа -- перечень критических замечаний относительно каждой идеи или группы идей, а также список контридей.

И наконец, на этапе разработки альтернатив производится опенка всех полученных идей, контридей и критических замечаний с тем, чтобы составить окончательный список практически приемлемых альтернатив, направленных на решение проблемы. С этой целью разрабатывается перечень показателей для оценки реалистичности и приемлемости каждой идеи. Например, идеи могут оцениваться по таким показателям, как оперативность, человеческие ресурсы, технологии, затраты финансовых средств, полезный эффект, этические и правовые аспекты. В окончательный список попадают только такие идеи, которые удовлетворяют всем установленным ограничениям. Эти идеи играют роль альтернативных вариантов выбора и предъявляются ЛПР (руководителю организации) для более глубокого анализа и принятия решения.

Метод мозговой атаки имеет много разновидностей и модификаций. В частности, одним из его вариантов является так называемый метод 635. Этот метод характеризуется фиксированным числом участников и определенной процедурой взаимодействия между ними на этапе генерации идей. В работе группы принимают участие 6 человек. Каждому из них выдается специальный бланк сбора идей. Все участники записывают в свой бланк по 3 основных идеи и передают его по кругу следующему участнику, который изучает полученный бланк и дополняет его тремя новыми идеями и т.д. После 5 итераций все бланки заполняются и в итоге содержат 108 идей, которые передаются «критикам». Практика использования «метода 635» показывает, что представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем высказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными.

Несмотря на то, что данный метод является групповой процедурой, тем не менее, он может применяться и индивидуально. Иногда идеи летят так быстро, что рекомендуется использовать магнитофон. В последующие два или три дня идеи, извлеченные в результате “мозговой атаки”, могут быть отпечатаны для тщательного анализа. Затем устанавливается сеть заранее установленных критериев и отбираются наиболее обещающие нормативы.

Исследования показывают, что значительно больше хороших идей получается путем процедуры “мозговой атаки” (как индивидуальной, так и групповой), чем более обычными подходами к их генерации.

Таким образом, дocтoинcтвoм мeтoдa "мoзгoвoй aтaки" являeтcя выcoкaя oпepaтивнocть пoлyчeния тpeбyeмoгo peшeния. Оcнoвным нeдocтaткoм eгo - cлoжнocть opгaнизaции экcпepтизы, тaк кaк инoгдa нeвoзмoжнo coбpaть вмecтe тpeбyeмыx cпeциaлиcтoв, coздaть нeпpинyждeннyю aтмocфepy и иcключить влияниe дoлжнocтныx взaимooтнoшeний.

Метод мозговой атаки (brainstorm, брейнсторминг) - один из наиболее эффективных методов в ситуации отсутствия свежих и неизбитых решений. Он помогает найти оригинальные идеи и задействовать ресурс коллектива по максимуму.

Суть мозгового штурма (брейнсторминга) состоит в творческом споре специалистов относительно определённой проблемы. Личный контакт и рассмотрение проблемы с разных точек зрения помогает найти свежие идеи. Для применения метода традиционно необходимы две группы специалистов. Первая группа выдвигает идеи, вторая – анализирует их. Также распространённым является вариант применения метода, при котором и выдвижение идей, и их анализ проводится одной и той же группой.

Основополагающие правила метода мозгового штурма

Одним из основных принципов применения метода мозгового штурма является принцип разнообразия привлекаемых экспертов. Различия между привлекаемыми участниками позволяет привнести те самые разные точки зрения на проблему, которые и необходимы для поиска решения. Мозговой штурм в «чистом виде» предполагает привлечение людей разных профессий. Однако в крупных компаниях обычно привлекаются для атаки сотрудники одного департамента (отдела/подразделения), которые занимаются разными направлениями работы. Хорошие результаты также показывает привлечение 1-2 членов группы, которые абсолютно не ориентируются в рассматриваемом вопросе (имеют только общее представление).
Исследования показали, что эффективность применения метода существенно снижается, если в группе присутствует один самый сильный член, который доминирует. Авторитет лидера напрямую влияет на позицию других членов группы и уменьшает количество получаемых тезисов.
Общие правила мозгового штурма:
  • поддержание высказываемых мыслей других участников группы
  • генерирование как можно большего количества идей
  • написание заголовков
  • иллюстрирование
  • масштабное мышление
  • неспешное принятие решения
Принцип написания заголовков предусматривает выражение концепции максимум в 6 словах. Это даёт возможность сделать мысль «концентрированной», легко применяемой. Иллюстрирование идей помогает выразить их суть (иногда рисунок справляется с эти лучше, чем слова). Необходимо учитывать, что иллюстрирование и написание заголовков не является обязательным для всех решений.

Этапы мозгового штурма


Можно выделить два основных этапа брейнсторминга:

  • генерация идей
  • практический анализ
Главной задачей первого этапа является сбор как можно большего количества вариантов решения проблемы. Все идеи отображаются на специальных карточках (записи проводятся непосредственно участниками или специальным членом группы). На втором этапе карточки сортируются и анализируются группой. Также во время выдвижения идей можно проводить аудиозапись, которая на втором этапе прослушивается и анализируется. Результатом проведения мозговой атаки является передача идей ответственным сотрудникам для воплощения их в жизнь.
Важно. Результат проведённой мозговой атаки должен обязательно воплотиться в так называемый прототип. Затягивание с созданием прототипа может привести к потере актуальности полученными идеями.

Примеры грамотного проведения мозгового штурма

Применение мозгового штурма зависит напрямую от масштаба группы, которой необходимо провести совещание и конечной цели. В группу обязательно должны входить специалисты, которые знакомы с техничкой проведения такого совещания.
Если говорить о методе мозгового штурма, пример правильного его применения может поэтапно может выглядеть так:

  • формирование проблемы (задачи/необходимости в поиске решения)
  • формирование списков участников группы
  • рассылка короткого содержания встречи и поставленной задачи всем участникам (рассылка «брифа»)
  • подготовка расходных материалов (мел, доска, листы бумаги, стикеры)
  • назначение ведущего
  • назначение секретаря (если избран метод фиксирования идей именно секретарём)
  • определение продолжительности первого этапа
  • постановка задачи
  • фиксирование идей
  • передача идей второй группе на обработку
  • выделение лучших идей
  • формирование «прототипа»
Такой приблизительный план помогает участникам быть готовыми к встрече (а, значит, более эффективными) и сделать её максимально результативной. Модератор (ведущий) встречи обязан деликатно курировать процесс. На практике возможна ситуация, в которой сотрудники, которые ниже по званию или должности, не выражают мысли в присутствии директора. В таком случае модератор должен аккуратно привлекать всех участников.

Как выбирать вопросы для обсуждения: нужны ли шаблоны


Вопросы мозгового штурма должны быть сформированы его организатором ещё до начала. Ориентировочный перечень необходимо рассылать участникам собрания предварительно (для подготовки). Необходимо, однако, помнить, что суть техники – в свободном потоке мыслей. Поэтому план и вопросы должны быть приблизительными.

Экскурс в метод обратной мозговой атаки

Обратная мозговая атака предусматривает процесс выявления недостатков процесса или предмета. Обратный брейнсторминг предусматривает ответ не на вопрос «Что делать?», а ответ на вопрос «Чего делать не нужно?». Применение этой технологии является таким же эффективным, как и обычный brainstorm.

Как провести мозговой штурм видео

Видео-тренинги по проведению совещаний в форме brainstorm можно найти на многих образовательных ресурсах. Особенный интерес для любителей этой техники представляют примеры, наведённые сотрудниками компании Google. Некоторые бизнес-тренера считают brainstorm неэффективным по причине возможного ухода мыслей в другом направлении. Однако для поиска решения в сложной ситуации техника может быть достаточно эффективна.

Среди множества методов генерации идей и развития творческого мышления особо выделяется метод мозговой атаки (другое название ). Он пользуется огромной популярностью во всем мире. Использование метода позволяет находить решения сложных задач и помогает раскрыть личностный потенциал. Как правило, метод применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда возникает необходимость найти оптимальное решение той или иной проблемы.

Метод был разработан в 1930 году. Его автором является американский ученый Алекс Осборн. Он предложил свою методику руководителям предприятий с целью наиболее эффективного планирования предпринимательской деятельности. В 1953 году А. Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», автор описал разработанные им приемы, и которая быстро завоевала популярность среди менеджеров предприятий. Многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу и с успехом практикуют его, отмечая при этом повышение эффективности труда, рост прибыли, появление большого количества новых, интересных идей.

Суть метода состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача, которую нужно решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты, оспаривать предложения других участников. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения.

Алекс Осборн

К созданию метода А. Осборна подтолкнула ситуация, возникшая на предприятии, где он работал. Компания столкнулась с проблемой нехватки креативных идей, хотя интеллектуальный и творческий потенциал имелся в достаточном объеме. Ученый начал разбираться в проблеме и пришел к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений, поскольку в этом процессе участвуют только опытные специалисты. Но ход их мысли, как правило, является шаблонным, хотя сами они этого не замечают. Остальные сотрудники, не имеющие соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: предложение идей и их анализ и отбор. Важным условием обсуждения Осборн считал отсутствие ограничений в творческой активности участников. Так родился метод мозговой атаки.

Виды мозговой атаки

Существует несколько видов мозговой атаки: прямая, обратная, теневая и индивидуальная.

  • Прямая мозговая атака является самой распространенной разновидностью метода и используется для быстрого решения актуальной проблемы. Она подходит для обсуждения самых важных вопросов, касающихся развития предприятия, внедрения новых проектов и пр. Внесение в обычные планерки и совещания элемента деловой игры позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал сотрудников. Кроме того, данный метод улучшает психологический климат в коллективе.
  • Обратная мозговая атака эффективна в том случае, когда принятое ранее решение оказалось несостоятельным и требуется срочно придумать другое. В ходе обсуждения участники должны активно оспаривать идеи друг друга. Споры и вступление в полемику приветствуются. Метод обратной мозговой атаки можно применять для преодоления неразрешимых противоречий, которые требуют основательного вмешательства. Участники обсуждения могут высказывать любые предложения без ограничений. Данный подход является очень эффективным.
  • Теневая мозговая атака разработана для людей, которые не могут заниматься творчеством в коллективе. Для реализации метода группа участников делится на две подгруппы. Одна подгруппа ведет активное обсуждение, высказывает идеи и оспаривает их. Другая подгруппа не принимает активного участия в обсуждении, а исполняет роль наблюдателей. Каждый участник второй подгруппы записывает на бумагу идеи, возникающие в его голове под влиянием работы активной группы. Список идей, придуманных и активной и теневой группой, передают экспертам для оценки, доработки и дальнейшего развития.
  • Индивидуальная мозговая атака подходит для человека, переживающего профессиональный или творческий кризис. Прием прекрасно подходит для активизации идей не только в коллективе, но и у отдельного человека. Во время индивидуальной подхода человек ведет диалог с самим собой, выдвигает самые разнообразные идеи, сам оценивает их. Этот способ работает довольно эффективно и помогает преодолеть творческий кризис. Его можно использовать в качестве метода принятия решения в условиях ограниченного времени.

Как метод реализуется на практике

Вся работа выполняется в три этапа:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе проводится подготовка к мозговому штурму. Прежде всего, выбирают ведущего группы, который должен формулировать задачи и цели метода, подбирать участников для последующих этапов и решать все организационные вопросы.Участников обсуждения делят на две группы: «генераторов» и «аналитиков». В первую группу входят активные сотрудники с развитым креативным мышлением. Во вторую группу включают экспертов, хорошо разбирающихся в теме обсуждения. Они проводят оценку идей, выдвинутых первой группой. В некоторых случаях создается третья, дополнительная группа – «генераторы контридей».
  2. Основной этап (генерирование идей). Основной этап работы длится приблизительно 15-20 минут. В это время происходит активный поиск идей. Полностью процесс мозговой атаки занимает 1,5-2 часа. Все идеи, выдвигаемые участниками группы, тщательно записываются. В процессе генерации руководитель группы всячески поддерживает участников, стараясь максимально активизировать их творческое мышление. Он может приводить примеры самых безумных идей, чтобы подтолкнуть к процессу остальных.
  3. Завершающий этап (подведение итогов). На этом этапе собранные предложения представляют группе «аналитиков» для анализа, систематизации и оценки их жизнеспособности. Проводится отбор наиболее интересных и конструктивных вариантов и составляется их перечень.

Правила проведения мозговой атаки

Оптимальное количество участников – 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления. Группы должны быть смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой. Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.

Количество активных и умеренных членов в группе должно быть примерно одинаковым. Для проведения мозговой атаки нужно выбрать отдельную комнату или зал совещаний, где ничего не будет мешать процессу. Удобнее всего проводить обсуждение за круглым столом.

Руководитель должен постараться создать непринужденную обстановку, которая позволит участникам чувствовать себя свободно. Для этого можно использовать юмор и другие приемы. Все идеи нужно фиксировать на бумаге или записывать на диктофон.

Руководитель тоже принимает участие в процессе генерации идей. Задача руководителя – освободить участников группы от шаблонного мышления и подтолкнуть их к творческому поиску. Нередко процесс генерации идей у участников обсуждения продолжается и после завершения собрания. В этом случае руководитель должен собрать группу через несколько дней и зафиксировать придуманные ими идеи.

Условия успешного проведения мозговой атаки

В процессе обсуждения не допускается критика выдвигаемых идей. Даже самая фантастическая и необычная идея должна быть записана. Это способствует активизации мышления у членов группы. Участники должны постараться придумать как можно больше предложений.

Суть метода мозговой атаки состоит в том, чтобы избавить участников от шаблонного мышления и заставить их мыслить нестандартно. Только в этом случае метод будет эффективным. Важно не качество идей, а их количество. В общей сложности, за 20 минут работы группа может создать около 100 идей. При грамотной организации процесса возможен и более высокий результат – 200-250 идей.

Все идеи записываются, так чтобы участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать их маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске. После того как все идеи собраны и записаны, членам группы нужно дать передышку, чтобы они смогли отдохнуть от умственной работы. На этом этапе часто продолжается работа над задачей на бессознательном уровне и может происходить реорганизация идей.

Достоинства и недостатки метода

Метод мозговой атаки, как и любой метод генерации идей, обладает рядом достоинств и недостатков.

Достоинства :

  • активизируется творческое мышление;
  • процесс коллективного обсуждения сближает участников группы и учит их эффективно работать в команде;
  • процесс поиска идей избавляет от лени, шаблонного мышления, пассивности, подталкивая даже самых неактивных членов к творческому процессу;
  • метод прост в использовании, его правила легко понять всем участникам процесса, кроме того, его проведение не требует специального оборудования и условий.

Недостатки :

  • из-за поощрения любых, даже самых фантастических идей, члены группы могут уйти в сторону от реальной проблемы;
  • среди выдвигаемых вариантов бывает непросто найти по-настоящему практичный вариант;
  • наиболее опытные и активные участники могут начать претендовать на лидерство и стараться продвигать свои идеи, как наиболее продуктивные.

Применение метода мозговой атаки поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных улучшить эффективность работы производства.

Вторым распространенным методом проведение экспертиз является метод мозговой атаки . Этот метод, известный также под названием «мозговой штурм», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 году.

Основная направленность метода - выявление новых идей и решений. Для этой цели организаторы экспертизы создают атмосферу, наиболее благоприятствующую генерированию идей (благожелательности, поддержки), освобождающую эксперта от излишней скованности. Обсуждаемая проблема должна быть четко сформулирована.

Метод мозговой атаки характерен открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия: во-первых, запрещается критика чужих мнений; во-вторых, предполагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета сиюминутной ценности или возможности реализации. Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. При этом выявляются рациональные моменты в каждом из высказанных предположений и на основе их обобщения формулируются решения. Достоинством метода мозговой атаки является возможность принятия решения за сравнительно короткий срок.

При реализации метода может применяться принцип Парето . После регистрации идей из всей их совокупности каждым экспертом отбирается 20% идей, с их точки зрения заслуживающих наибольшего внимания. Данный отбор также фиксируется. Далее из их состава отбираются те, которые получили наибольшее количество очков.

В методе мозговой атаки существенная роль принадлежит организатору, проводившему экспертизу. Он знает о конечной цели экспертизы, направляя дискуссию в соответствующее русло, но если руководитель выделит лишь перспективные с его точки зрения идеи, результат экспертизы окажется менее значительным.

Применение этого метода устраняет эффект конформизма , т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.

Наилучшие результаты метода мозговой атаки достигаются при разработке новой продукции, совершенствовании выпускаемой продукции и существующих способов работы, при содействии маркетингу и продажам, улучшении технических конструкций, а также при построении дерева целей.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей - генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением , с фантазией и со знаниями науки, техники и экономики. Эксперты - это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.


2. При генерировании никаких ограничений не должно быть. Высказываются любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и ТЭО. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на диктафоне и т.п. Таким образом, основа метода - это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки.

3. Философская основа метода - теория З. Фрейда , согласно которой сознание человека представляет собой топкое и непрочное наслоение над подсознанием . В обычных условиях мышление и поведение человека определяются основным сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, нарушение запретов, на всякие иррациональные мысли. Изобретателю приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность и запреты, обусловленными представлениями о возможном и невозможном.

Основное достоинство метода мозговой атаки - в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость метода. Для развития идеи и необходимо выявить ее недостатки, а для этого нужна критика.

Весь процесс «атаки» можно разделить на шесть этапов:

1. Формируется группа экспертов. Обычно ее численность составляет 10-15 человек.

Состав группы предполагает их целенаправленный подбор :

а) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг друга;

б) из лиц разного ранга, если участники незнакомы друг с другом (в этом случае каждому участнику присваивают номер и в последующем обращаются по номеру);

в) в группу могут включаться специалисты из других областей знаний, обладающие высоким уровнем эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

2. Составляется проблемная записка.

Для ее подготовки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации. Записка может содержать следующие сведения: состав причин возникновения проблемной ситуации, анализ причин и возможные последствия проблемной ситуации, анализ мирового опыта разрешения подобных проблем (если он имеется), классификация (систематизация) возможных путей разрешения ситуации, формулировка проблемной ситуации в виде центрального вопроса с иерархией подвопросов.

3. Генерация идей.

Ведущий раскрывает содержание проблемной записки, напоминает участникам мозговой атаки о следующем :

а) высказывания должны быть четкими и сжатыми;

б) скептические замечания и критика предыдущих ораторов запрещается;

в) каждый участник может выступать многократно, но не подряд;

г) не разрешается зачитывать подряд список идей, подготовленных участником заблаговременно.

Одна из главных задач ведущего - побудить психическую восприимчивость участников, их волю к целеустремленному мышлению. Активна работа ведущего предполагается лишь в начале «штурма». Достаточно скоро возбуждение участников достигает критической точки и выдвижение новых идей приобретает спонтанный характер.

После этого роль ведущего сводится к следующему:

а) концентрировать внимание участников на проблемной ситуации;

б) не объявлять, не осуждать и не прекращать исследование ни одной цеди;

в) поддерживать и поощрять участников, кто в этом нуждается;

г) создавать непринужденную обстановку, способствуя тем самым активной работе экспертов.

Продолжительность мозгового штурма может составлять 20-60 минут (в зависимости от активности участников). Высказываемые идеи желательно фиксировать, чтобы не забыть и иметь возможность их затем систематизировать.

4. Систематизация идей, высказанных на третьем этапе (генерации) .

Эта работа возлагается на группу анализа проблемной ситуации.

На данном этапе:

а) составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей;

б) выявляются дублирующие и дополнительные идеи, затем они объединяются с основной идеей;

в) выделяются признаки, по которым могут объединяться идеи;

г) идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам;

д) составляется перечень идей по группам, в каждой группе идеи записываются по правилу от общих к частным.

5. Деструирование (разрушение) систематизированных идей.

Каждая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществления. Участники штурма выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. В процессе разрушения может объявиться контридея. Процесс разрушения ведется до тех пор, пока систематизированная идея не подвергнется критики.

6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.

На данном этапе составляется сводная таблица. Первая графа таблицы - этапы систематизации идей, вторая - критические замечания, опровергающие идеи, третья - показатели практической применимости идей, четвертая - контридеи.

Затем оценивается каждое критическое замечание и контридея:

а) вычеркивается из таблицы, если опровергается хотя бы одним показателем практической применимости;

б) не вычеркивается, если не опровергается ни одним показателем.

Составляется окончательный список идей. В список переносятся только идеи, которые не опровергнуты критическими замечаниями или контридеями.

К методу мозговой атаки часто прибегают при разработке дерева целей. С помощью экспертов получают само дерево, а также коэффициент относительной важности целей.