Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник. Николай Львович Захаров Андрей Леонидович Кузнецов Управление социальным развитием организации: Учебник Другие книги схожей тематики

Основная литература

1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011

2. Кибанов А.Я., Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами и стрессами: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2012.

Дополнительная литература

4. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Перевозчиков В.А. Конфликтменеджмент в государственном и муниципальном управлении: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2010.

5.Калмыкова О.Ю., Штрикова Д.Б. Профилактика профессионального стресса в организации: Учеб. пособ. – Самара: Самара: НОУ "ПИБ"; СамГТУ, 2012.

6. Калмыкова О.Ю., Гагаринский А.В., Калмыков Д.Ю. Профессиональный стресс: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2012.

7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: Учебник для вузов.М.: ЮНИТИ. 2008.

8. Калмыкова О.Ю. и др. Практикум по конфликтологии: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, ПИБ, 2009

9. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П., Мюллер Е.В. Кадровый менеджмент: Учеб. пособ. – Самара: НОУ "ПИБ"; СамГУ, СамГТУ, 2011.

10. Алехина, И. Морально-этические аспекты управления: практ. рекомендации / И. Алехина. - М.: Дело, 2007.

11. Самыгин С. И. Деловое общение: Учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2010

12. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. -2-е изд. -М.: Академический проект, 2009

13. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Деловой этикет: Учеб. пособие. – Самара: Самар. техн. гос. ун-т, Поволжский ин-т бизнеса, 2007.

14. Гагаринская Г.П., Штрикова Д.Б., Быкова А.В., Калмыкова О.Ю. Управление персоналом: Учебник. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2008. – 262 с.

15. Управление персоналом: Энциклопедия/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2010.

16. Бурганова, Л. А. Теория управления: учеб. пособие / Л. А. Бурганова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2012.

17. Басовский, Л. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2011.

18. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -3-е изд. - СпБ.: Питер, 2009

19. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009

20. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. – М.: Академический проект; Трикста, 2007.

21. Ратников В.П. Конфликтология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

22. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – СПб.: Авалон, Азбука – классика, 2006.

23. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книжный мир, 2007.

24. Калмыкова О.Ю., Горышева В.А., Букреева А.С., Халикова Н.Г. Теория конфликта. Структура и функции конфликтов: Метод. указ. к практическим занятиям / Сост. Калмыкова О.Ю., Горышева В.А., Букреева А.С., Халикова Н.Г. -Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2006

25. Калмыкова О.Ю., Трещанин М.И. Основные теории конфликта. Классификация конфликтов, их систематизация и деление по существенным признакам: Метод. указ. к практическим занятиям / Сост. Калмыкова О.Ю., Трещанин М.И. -Самара.: СамГТУ, ПИБ, 2006

26. Калмыкова О.Ю., Горбачева А.В., Орлов И.А., Кирильцева Н.А. Роль коллектива в преодолении конфликтов: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 50 с.

27. Калмыкова О.Ю. Деловое общение: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 56 с.

28. Калмыкова О.Ю. Этические нормы деятельности руководителя современной организации: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 52 с.

29. Калмыкова О.Ю., Горбачева А.В., Орлов И.А. Кадровая политика: социально-психологические аспекты управления человеческими ресурсами: Метод. указ. к практ. занятиям. – НОУ «ПИБ», ГОУ ВПО «СамГТУ». – Самара, 2005. – 50 с.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БЗ.Р» «Педагогическая конфликтология»
Направление подготовки: 050100: Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
^

Форма обучения – заочная ( ZSB -3-1)

Армавир - 2013г.


МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

Семинарские занятия (6 часов)
Семинарское занятие 1 . Теоретические основы конфликтологии (1 час)
Вопросы для обсуждения:

  1. Конфликт как социально-психологическое явление.

  2. Причины возникновения конфликтов

  3. Объективные элементы конфликта.

  4. Сущность и компоненты конфликта.

  5. Конфликтная ситуация. Особенности восприятия.

  6. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.

  7. Динамика различных видов конфликтов.

Основные понятия: конфликт, деструктивные и конструктивные функции, основные периоды и этапы конфликта.
^ подготовка к текущим лекционным и семинарским занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку, составление таблицы «Основные направления современной конфликтологии», представление в виде схемы основных этапов конфликта.
Список литературы






Семинарское занятие 2. Виды и причины конфликтов в педагогическом процессе (1 час).
Вопросы для обсуждения:


  1. Виды педагогических конфликтов.

  2. Причины возникновения педагогических конфликтов.

  3. В чем заключаются объективные факторы возникновения конфликтов?

  4. Что понимается под организационно-управленческими, социально-психологическими, личностными причинами возникновения конфликтов?

  5. Оценка допустимости поведения партнера по межличностному педагогическому взаимодействию.

  6. Роль учителя в предупреждении и разрешении конфликта.

  7. История возникновения и современное состояние педагогической конфликтологии.

^ Основные понятия: виды конфликтов; организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины возникновения конфликтов; педагогическая конфликтология.
^


  1. Составить аннотированный список публикаций, статей в научных сборниках, периодической печати, посвященных проблеме педагогического конфликта.

  2. Разработать модели педагогического конфликта.

Список литературы:


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

  3. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник для вузов / И.Е. Ворожейкин, А.Я Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: Инфра – М., 2003. – 240 с.

  4. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – Рек. УМО по образованию РФ

  5. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.



Семинарское занятие 3. Психолого- педагогические особенности

конфликтов в ДОО
Вопросы для обсуждения:


  1. В чем заключается значение педагогической конфликтологии в современном образовании?

  2. Возможно ли бесконфликтное образование?

  3. Что чаще всего приводит к конфликту – разные точки зрения или обстоятельства?

  4. В чем заключаются основные проявления деструктивной и конструктивной функций педагогического конфликта?

  5. Каковы виды и причины конфликтов между педагогом и воспитанником?

  6. Перечислить особенности педагогических конфликтов между педагогами и подростками и методы их предупреждения

  7. Какова специфика возникновения конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик (старшеклассник)» в учебной деятельности?

  8. Что такое конфликты деятельности, отношения и поведения?

^ Основные понятия: конфликтогены, деструктивная и конструктивная функции конфликта, конфликтность личности, акцентуация характера, внутриличностный конфликт.
^ Задания для самостоятельной работы

Составьте или подберите, используя ресурсы ИНТЕРНЕТ, ситуации, раскрывающие суть педагогического конфликта и дайте ей анализ, используя алгоритм разрешения конфликтной ситуации.
Семинарское занятие 4. Технология предупреждения и разрешения педагогических конфликтов (1 час)
Вопросы для обсуждения:


  1. Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов.

  2. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов.

  3. Какие существуют направления предупреждения конфликтов?

  4. Способы и и приемы профилактики конфликта.

Основные понятия: профилактика конфликта, социальное взаимодействие, инициальное коммуникативное поведение, внешняя и внутренняя толерантность.
Задания для самостоятельной работы:



  • представить перечень мероприятий, направленных на создание климата взаимного доверия и сотрудничества.
Список литературы:

  1. Анцупов А.Я. Системная концепция конфликтов. // Мир психологии, 2005. - №2. _ С. 24-35.

  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

Дополнительная литература:


  1. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997. – 335 с.

  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2007. – 174 с.

Семинарское занятие 5. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте (2 часа)
Вопросы для обсуждения:


  1. Этапы эффективного неконфликтного управления.

  2. Условия разрешения конфликтов.

  3. Этапы разрешения конфликта.

  4. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте.

  5. Роль третьей стороны в разрешении конфликтов.

  6. Семнадцать шагов в разрешении конфликтов с участием третьей стороны.

  7. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

Основные понятия: эффективное управление конфликтом, саморазрешение конфликта, тактические приемы переговоров.
Задания для самостоятельной работы:


    • подготовка к текущим лекционным и семинарским занятиям; изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку.

  • составление схемы на тему «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте».
Список литературы.

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. -304 с.: ил.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

  3. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов / В.А. Горянина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с. – Рек. УМО по образованию РФ

  4. Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений / О.А. Гулевич: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 432 с.

  5. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2003. – 320 с.

  6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.

  7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник / под ред. Наумкина Ю.В. – М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1999. – 350 с.

  8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

  9. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.

  10. Станкин М.И. Психологические способы установления контактов между людьми: Учеб. пособие / М.И. Станкин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с.

1. Ворожейкин И.Е Управление социальным развитием организации: Учебник. 2-е издание – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов заочного обучение – М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Кибанов А.Я., Мамед-заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. 3- е издание – М.: Экзамен, 2003

7. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. Пособие /Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Управление персоналом: Энциклопедический словарь /Под ред. А.Я.Кибанова – М.: ИНФРА-М, 1999.

10. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

Дополнительная

11. Алавердов А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. – М.: Соминтэк, 1997.

12. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Базаров Т.Ю. Управление персоналом – М.: ЮНИТИ, 1998.

14. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учеб. пособие. – М.: Экономика, 1998.

15. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003.

16. Веснин В.Г. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе – М.: Юрист, 1998.

17. Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие: Положения об отделах и службах, должностные инструкции. – М.: Экономика, 2000.

18. Десслер Г. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 1997.

19. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998.

20. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учебник. – М.: Академия, 2000.

21. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ПРИОР, 1998.

22. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2001.

23. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 1999.

24. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пособие. – СПб.: Северо-Запад, 1998.

25. Карташова Л.В. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка его эффективности. – М.: Информ-Знание, 2000.

26. Кибанов А.Я., Федорова Н.В. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие. – М.: Финстатинформ, 2000.

27. Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1998.

28. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело, 1998.

29. Лукьяненко А.Е. и др. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования – М.: Наука, 1999.

30. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2003.

31. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

32. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособиеПод ред. П.В.Шеметова - М.: ИНФРА-М, 1998.

33. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала. – М.: МарТ, 2003

34. Модели и методы управления персоналом (российско-британское учебное пособие) / Под ред. Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2001.

35. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. - М.: ИНФРА-М, 2000.

36. Мэйланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе / Пер. с англ. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

37. Оганесян И.А. Управление персоналом организации. – М.: Амалфея, 2000.

38. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник - М.: Финстатинформ, 1997.

39. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998.

40. Руденко Г.Г., Кулапов М.Н., Карташов С.А. Рынок труда: Учебник. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1997.

41. Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь / Под общ. ред. В.Н. Бобкова, А.П. Починка. – М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001.

42. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000.

43. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

44. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: Учебно-практическое пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 1999.

45. Технологии управления персоналом в России, опыт профессионалов. – М.: Книжный мир, 2001.



46. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

47. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2000.

48. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

49. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Поршева, А.Я. Кибанова, В.Н. Гунина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

50. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. – М.: МГУ, 1997.

51. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под ред. Р.Марра, Г.Шмидта – М.: Изд-во МГУ, 1997.

52. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. – М.: ПРИОР, 1999.

53. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

54. Учебный социологический словарь / Общ. ред. С.А. Кравченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Экзамен, 1999.

55. Хентце Й. Теория управления кадрами в рыночной экономике – М.: Международные отношения, 1997.

56. Чернышев В.Н., Двинин А.А. Человек и персонал в управлении - СПб.: 1997.

57. Чижов Н.А. Кадровые технологии. – М.: Экзамен, 2000.

58. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2003.

59. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: МГУ, ЧеРо, 1996.

60. Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под общ. ред. В.М. Анисимова. – М.: ИНФРА-М, 1999.

61. Периодические издания (журналы): «Кадры», «Проблемы теории и практики управления», «Служба кадров», «Социальная защита», «Справочник по управлению персоналом», «Труд за рубежом», «Управление персоналом», «Человек и труд».

62. Полезные сайты: www.uhr.ru, www.hrmguide.net, www.hr-guide.com, www.human-resources.org, www.haygroup.com, www.shlsolutions.com, www.shrm.org.

демократию – самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике. Осуществляется гуманизация труда на основе улучшений условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форм, размеров оплаты труда и других факторов, непосредственно влияющих на характер отношений в организации.

С гуманизацией труда непосредственно связано качество трудовой жизни – понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации .

Особым видом социальной деятельности организации является управление ее социальным развитием – это комплексный элемент целостного управления организацией. Реализуя свои генеральные цели, организация вынуждена учитывать социальные условия и управлять своим социальным развитием (т. е. адекватно реагировать на внешние социальные условия).

В этой связи предметом изучения выступают способы, методы и механизмы управления социальной деятельностью, обеспечивающие социальное развитие организации. Цель дисциплины «Управление социальным развитием организации» – формирование комплекса знаний и навыков у специалистов по управлению персоналом, необходимых для выработки оптимальных методов управления социальной деятельностью организации, что в конечном итоге, с одной стороны, должно открывать возможность самореализации человека в трудовой деятельности, а с другой – стимулировать экономическую эффективность организации.

Предмет и цель дисциплины определяют и ее основные задачи:

Освоение понятийного аппарата управления социальным развитием организации;

Раскрытие роли, функций и задач управления социальным развитием организации;

Изучение и освоение комплекса теоретических и методических знаний управления социальным развитием организации;

Формирование практических навыков управления социальным развитием организации;

Рассмотрение тенденций развития науки в сфере управления социальным развитием организации и использования новых информационных технологий.

Понятие «организация» является полисемантичным; его многозначность усиливается синтетическим характером дисциплины «Управление социальным развитием организации», так как в экономической, управленческой, социологической, психологической и других науках, составляющих данную дисциплину, понятие «организация» имеет свою специфику и свои устоявшиеся дефиниции. Именно поэтому требуется уточнение значения этого понятия.

Понятие «организация» для данной дисциплины введено проф. И. Е. Ворожейкиным, автором первого учебника «Управление социальным развитием организации» . Согласно его точке зрения, понятие «организация» шире, чем используемое прежде в российской управленческой науке понятие «предприятие», а кроме того, в современном правовом лексиконе используется термин «организация» . Исходя из данного подхода рассмотрим понятийный смысл «организации».

В самом полном и общем виде понятие «организация» рассматривается в современной науке в трех основных значениях – как:

Социальный институт;

Процесс упорядочивания;

Объект (система), имеющий упорядоченную структуру. Достаточно полное и развернутое определение понятию «организация» дает известный российский социолог профессор А. И. Пригожин:

«Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т. д.

Во-вторых, этот термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. Здесь организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

В-третьих, здесь можно иметь в виду упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта. Именно это понимание организации мы имеем в виду, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т. д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная организация» и «неформальная организация».

Таким образом, такое, например, выражение, как «организация данной организации в более организованное состояние», в принципе не является тавтологическим, так как содержит три разных значения».

Сложившееся в российской науке понимание организации характеризуется полнотой и валидностью . Между тем понимание такого видового признака организации, как социальный институт, включает в себя еще два значения:

Неуправляемая саморегулирующаяся социальная организация;

Управляемая целевая организация.

На эти два значения указывает профессор В. Л. Романов , подчеркивающий, что не всякая социальная организация, имеющая сложившиеся функции, может рассматриваться как целенаправленно управляемая, так как управление – это производная от целепо-лагания. Именно целевой организации уделяет особое внимание ведущий российский специалист по теории организации профессор Б. З. Мильнер. Он отмечает, что в современной науке родовые признаки «организации» рассматриваются в двух основных значениях – как процесс упорядочивания и как объект, имеющий упорядоченную структуру, и подчеркивает, что для понимания специфического, «ключевого» значения важен «поведенческий подход, ставящий в центр исследований человека систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и к достижению установленных целей» . Анализу целевой организации посвящены и современные исследования по менеджменту . Таким образом, рассматриваемая нами организация понимается не как вообще социальный институт, а только как управляемый социальный институт или как целевая организация (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Схематическое представление общефилософского понятия «организация»

Кроме устоявшегося общего научного понятия «организация» существуют и его прикладные значения, определяемые в других терминах. Так, в экономической литературе имеется термин «предприятие», а термином «юридическое лицо» оперирует Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

В Ы С Ш Е Е О Б Р А З О В А Н И Е

серия основана в 1 9 9 6 г.

Министерство образования Российской Федерации Государственный Университет Управления

И.Е. ВОРОЖЕЙКИН А.Я. КИБАНОВ Д.К. ЗАХАРОВ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом»,

«Государственное и муниципальное управление»

Москва ИНФРА-М

УДК 331.1(075.8) ББК 65.240я73

Рецензенты:

Кафедра управления человеческими ресурсами Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

Зам. директора института труда Министерства труда и социального развития РФ,

Заслуженный экономист РФ, д.э.н., проф. Зубкова А.Ф.

В75 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфлик­ тология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с. - (Выс­ шее образование).

ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

В учебнике излагаются научные и прикладные знания о кон­ фликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях разви­ тия, формах проявления, функциях и значимости в социально-эко­ номической и других сферах жизни общества. Рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.

Книга предназначена для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муници­ пальное управление», а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин.

© И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, 2002

знания. У нее спой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупрежде­ ния и регулирования.

I Как важная отрасль обществознания и человековедения конфлик­ тология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в йтесной связи с социальной философией, социологией, психологией, по­ литэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и ^гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтези­ рует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Имея изначально комплексный характер, конфликтология нахо­ дится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без ^сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и об­ ществе, способствует разностороннему пониманию проблем социально­ го взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

к Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем

Простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространен­ ным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее "не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко ^конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «вы­ водом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом ^восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, по­ зволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных! и общих интересов, норм поведения.

I- Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объек­ тивную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руково­ дителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них на­ мучиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять "конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

Г Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с?се теоретическим значением. Эта область науки реально помогает рас­ познавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилак­ тики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конф­ ликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздей­ ствия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное Противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизнен­ ных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем.

Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сво­ дить к минимуму их негативные последствия.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой дея­ тельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликт­ ные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствовать­ ся интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми оп­ ределенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

Научный подход предполагает системно организованные, принципи­ ально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае - о конфликтах), ориентацию на познание закономер­ ностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедре­ ние новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на ос­ нове аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического при­ менения выверенных наукой рекомендаций.

Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больвде чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь кон­ статирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагма­ тически приспособиться к обстоятельствам и найти практически при­ емлемый выход из конфликта, если уж он случился.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удов­ летворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) про­ филактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представ­ ление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответству­ ющих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в от­ ношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко пред-

ста м я я задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интел­ лектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.

В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Среди та­ кого рода руководств (см. Список рекомендуемой литературы) одной из первых получила известность небольшая по объему книга «Внимание: конфликт!» Ее авторы ФМ Бородкин и Н.М. Коряк, адресуясь в ос­ новном к руководителям предприятий, рассчитывали на то, чтобы сфор­ мировать у них конструктивное отношение к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт явля­ ется одним из средств управления, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает эффективность управленческой деятельности.

Ту же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конфлик­ тология: теория и практика». Рассматривая основные пути, формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также разрешения возникших конфликтов с наименьшими экономическими, социальными и нравственными издержками от них, автор обращается как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем причастным к нему в России.

Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной сто­ роне общественной жизни. Так, книга А.Г Здравомыслова «Социология конфликта», как следует уже из названия, выделяет социологические аспекты, ее содержание включает анализ социально-политических про­ цессов в современной России. Учебное пособие «Основы конфликто­ логии» под редакцией В.Н. Кудрявцева концентрирует внимание на юридических проблемах конфликтологии, соответствующих способах определения участников конфликтов, их взаимодействия и достижения согласия на принципах консенсуса. «Конфликтология» под редакций А.С. Кармина рассматривает внутриличностные, межличностные, груп­ повые, межнациональные и другие типы конфликтов в первую очередь с психологической точки зрения, среди наиболее эффективных техноло­ гий разрешения конфликтных ситуаций отдавая приоритет медиации - проведению переговоров с участием посредника.

Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадроиой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.

Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, пере­ веденные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. На­ пример, в наших экономических вузах пользуется спросом американский

учебник «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой дина­ мике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфлик­ тами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

«Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрокра­ тического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфлик­ тов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.

В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается си­ стематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учеб­ ник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессиональ­ ного образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, раз­ нообразные формы их проявления, роль и значимость в социальноэкономической и других сферах жизни общества.

Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию кон­ фликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и спо­ собов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилакти­ ки, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфлик­ тов и стрессов.

Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях да­ ются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завер­ шаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится спи­ сок рекомендуемой литературы по предмету.

Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин - Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллек­ тива) - гл. 8 и 9, Краткий терминологический словарь, тест; к.э.н., доц. Д.К. Захаров - 5.1 гл. 5, гл. 7, 10.3 гл. 10, Краткий терминологический словарь, тест.

КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗВИТИЕ

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1.1 . Накопление знаний о конфликтах

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаи­ модействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание чело­ века. Свидетельства тому - мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.

Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» В греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня

Раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое йблоко с лаконичной надписью «прекраснейшей» и как заспорили, кому предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятель­ ных богини: Гера - супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина - богиня мудрости и справедливой войны; Афродита - бо­ гиня любви и красоты. За разрешением спора они обратились к Парису - юному царевичу из Трои. Тот отдал предпочтение Афро­ дите, признав ее прекраснейшей из богинь...

Впечатляет библейское сказание о раздоре между Каином и Аве­ лем - сыновьями Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы богу каждый по своим заня­ тиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего». Бог благосклонно отнесся к дару Авеля, а «на Каина и его дар не призрел». Это обстоятельство сильно рас­ строило последнего, вызвало у него ревность и зависть к брату. Про­ изошла ссора, которая закончилась трагически - убийством Авеля..:

Можно вспомнить также русские былины. Отражая события, происходившие в пору становления Древней Руси, они красочно повествуют о защите рубежей своей земли от врагов, общественнополитических конфликтах того времени, богатырских подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, одолевших

в трудных противоборствах Соловья-разбойника, Идолище поганое и других чудищ...

Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с понима­ нием сущности самого человека и общества. Потому-то корни кон­ фликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.

Так, Конфуции - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать

и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному обще­ нию также корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть, краснобайство. Напротив, полезны строгое отноше­ ние к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим

и старшим, благосклонность к простым и малым. Поэтому, настав­ лял мудрец, надо улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись». От дурных помыслов и по­ ступков удерживает человечность, прежде всего доброта, справедли­ вость, чистосердечие, благожелательность.

Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благого­ вейно относиться к делу и честно поступать с другими»; вести себя на людях, как при встрече важной персоны; не делать другим того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране. Нужно платить за зло по справедливости, а за добро - добром.

Сам Конфуций, как представлялось его многочисленным учени­ кам, обладал несомненными достоинствами, был «ласков, добр, по­ чтителен, бережлив и уступчив». Ему были чужды по крайней мере четыре недостатка: «склонность к домыслам, излишняя категорич­ ность, упрямство, себялюбие».

В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ-диалек­ тик Гераклит. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непре­ менное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».

Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделяли и другие философы-материалисты древности. При этом некоторые из них (например, Эпикур) высказывали мысль о том, что враждебные столкновения своими тяжкими последствиями в конце концов убедят людей жить в мире и согласии.

I" Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы ан­ тичности, как Платон и Аристотель, жившие в V- IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; от­ дельный человек представляет собой лишь часть более широкого !#елого - общества; заложенное в человеке общественное начало ^придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с

другими людьми.

"" Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и Василию, В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на ис­ точники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоит в Неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, jgt также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве Характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

i; : Нужно заметить, что коллективизм в его примитивной, грубой, а нередко принудительной формах долгое время, вплоть до эпохи Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался ре­ лигией, Христианство, например, исповедывало библейское представ­ ление о человеке как создании Бога, о внутреннем его раздвоении ^следствие первородного греха, о противоборстве в обществе ниспос­ ланного людям свыше «добра» и неизбежного в земной жизни «зла».

ровался в мошную силу индивидуализм. Как один из главнейших принципов общественного взаимодействия и нравственности он стал своего рода катализатором социально-экономических преобразова­ ний, создания условий для творческих устремлений и самоутвержде­ ния личности. Это нашло свое выражение в западноевропейском гума­ низме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном

праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.

"* К примеру, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон и

Другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Иной, заметно отличной от гуманистов точки зрения придер­ живались Джон Ло к /с, Томас Тоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что человек есть отдельное самоценное существо,

для которого другие люди - только среда его обитания. В соотнесе­ нии с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей - это «война всех против всех», которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.

По этим суждениям конфликты предопределены естественным равенством людей как в их способностях, так и в своих требовани­ ях. Невозможность же реально удовлетворить разом все притязания создает в отношениях между ними конфликтные ситуации. Конеч­ но, путь к согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу естественных свойств человека, как считали древние мыслители, а в результате принуждения, угрозы наказания за ослушание, наруше­ ние общественного договора.

XVIII в. - век Просвещения - не принес существенных пере­ мен в разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их преодолению. Пожалуй, весьма характерно в этом плане мнение Адама Смита - родоначальника классической политэко­ номии. Он в своей книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некоей степени эгоизма, т.е. «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью.

Смит полагал, что основная причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный ста­ тус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровожда­ ющие их выгоды». Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми во главу угла поставил эконо­ мические интересы, считая, однако, главным, чтобы приоритетная забота человека о собственном материальном благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу, чтобы мысль о благоденствии всего общества преобладала над личными мотивами.

Автор «Теории нравственных чувств» определенно исходил из той посылки, что «человек может существовать только в обществе» и «имеет естественную склонность к общественному состоянию», а по­ тому для него «уважение к общим правилам нравственности и есть собственно так называемое чувство долга». Отмечая, что благоразумие, справедливость, человеколюбие качества, приносящие людям наибольшую пользу, Смит писал: «Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуж­ дает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстра­ няет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, с человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему».