Система стандартизации россии. Система стандартов в российской федерации Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

К функциям Госстандарта относятся:

  • выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
  • рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
  • осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
  • руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
  • участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
  • издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
  • повышение качества отечественной продукции и ее конкуренто-способности на мировом рынке;
  • нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
  • обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устра-нение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации включают :

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

  • защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;
  • повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;
  • совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;
  • создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;
  • устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;
  • безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

  • снижение себестоимости производства стандартной продукции;
  • увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;
  • рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;
  • уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему :
I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг.
II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.
III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.
IV. Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории :

  • государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;
  • межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;
  • отраслевые стандарты – ОСТ;
  • технические условия – ТУ;
  • стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;
  • стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам.

На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий.

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ) . ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведение непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприятия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Так, например, проведение работ по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся:

  • ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-технической документации предприятия;
  • разработка технических условий на выпускаемую продукцию;
  • экспертиза и согласование проектов нормативно-технических до-кументов, поступающих на предприятие со стороны;
  • разработка необходимых стандартов предприятия.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции базовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие:

  • разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее испытаний для своей подотрасли;
  • согласование проектов стандартов смежных отраслей;
  • экспертиза и согласование проектов технических условий, разработанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией.

Если служба стандартизации предприятия выполняет функции головной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с директивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими организациями этой отрасли.

Умелое использование возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.

Основы стандартизации

Государственная система стандартизации
Понятие стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства.
В России действует государственная система стандартизации (ГСС) , объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны, на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.
Объектами стандартизации являются изделия, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, здравоохранении, а также в международной торговле.
Различают государственную (национальную) стандартизацию и международную стандартизацию .
Государственная стандартизация – форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Устанавливаемые при стандартизации нормы оформляются в виде нормативно-технической документации по стандартизации – стандартов и технических условий .
Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.
Технические условия (ТУ) – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.
Цели и задачи стандартизации
Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) - с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства страны.
Другими целями и задачами стандартизации являются:
1. Установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
2. Разработка и установление единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;
3. Установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
4. Развитие унификации промышленной продукции, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
5. Обеспечение единства и достоверности измерений, создание государственных эталонов единиц физических величин;
6. Установление единых систем документации;
7. Установление систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Формы стандартизации
В зависимости от метода решения основной задачи различают несколько форм стандартизации.
Симплификация – форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества. Являясь простейшей формой и начальной стадией более сложных форм стандартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, так как приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность.
Унификация – рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции.
В настоящее время унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов позволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения производства.
Типизация – это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное – базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.
Агрегатирование – метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

  • Международный стандарт
  • Региональный стандарт
  • Госстандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)
  • Межгосударственный стандарт (ГОСТ)
  • Стандарт отрасли
  • Стандарт предприятия

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.0).
Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные категории, которые должны быть удовлетворены (ИСО\МЭК2).
Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Технический регламент – регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).

Единые государственные системы стандартов
На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.
К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) начала формироваться в 1992 году. Основой её является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Фонд представляет четырех - уровневую систему:

  • Техническое законодательство – правовая основа ГСС.
  • Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
  • Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.
  • Стандарты предприятий и технические условия.

Законодательная база ГСС находится в стадии становления.
Единая система конструкторской документации (ЕСКД) . Эта система устанавливает для всех организаций страны порядок организации проектирования, единые правила выполнения и оформления чертежей и ведения чертежного хозяйства, что упрощает проектно-конструкторские работы, способствует повышению качества и уровня взаимозаменяемости изделий и облегчает чтение и понимание чертежей в разных организациях. ЕСКД включает в себя более 200 стандартов.
Единая система технологической документации (ЕСТД) представляет собой комплекс государственных стандартов, устанавливающих:
формы документации общего назначения (маршрутная карта технологического процесса, сводная спецификация, карта эскизов, схем и наладок и др.);
правила оформления технологических процессов и формы документации для процессов литья, раскроя и нарезания заготовок, механической и термической обработки, сварочных работ, процессов, специфичных для отраслей радиотехники, электроники и др.
Существует тесная связь между ЕСТД и ЕСКД. Эти системы играют большую роль в улучшении управления производством, повышении его эффективности, во внедрении автоматизированных систем управления и т. д.
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) устанавливает общие правила и нормы метрологического обеспечения. Основными объектами стандартизации ГСИ являются:
единицы физических величин;
государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
методы и средства поверки средств измерений;
номенклатура нормируемых метрологических характеристик средств измерений;
нормы точности измерений;
способы выражения и формы представления результатов измерений и показателей точности измерений;
методика выполнения измерений;
методика оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
требования к стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов;
организация и порядок проведения государственных испытаний, поверки и метрологической аттестации средств измерений, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской и технологической документации, экспертизы и аттестации данных о свойствах веществ и материалов;
термины и определения в области метрологии.

В Российской Федерации действует Государственная система стандартизации (ГСС), в которую входят все действующие на данный момент стандарты, органы и организации стандартизации.

ГОСТ Р - государственные стандарты, действующие на территории Российской Федерации.

ОСТ - отраслевые стандарты, распространяющиеся на область, являющейся отраслью производства определенного вида продукции.

СТП - стандарты предприятий.

СТО - стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги межотраслевого производства или применения, а также на конкретную продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности.

Соответствие продукции этим требованиям подтверждается обязательной сертификацией продукции.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам обязательны для субъектов хозяйственной деятельности, если они подтверждены договором или технической документацией изготовителя продукции. Соответствие продукции этим требованиям может подтверждаться добровольной сертификацией продукции.

Соответствие продукции требованиям государственных стандартов может удостоверяться путем маркировки продукции знаком соответствия государственным стандартам.

Субъекты хозяйственной деятельности, получившие лицензии на маркирование продукции знаком соответствия, а также сама продукция, маркированная этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Государственные стандарты принимает Госстандарт РФ, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой РФ).

Требования, устанавливаемые в государственных стандартах, могут быть как обязательными, так и рекомендательными. В этом заключается одно из принципиальных отличий стандартизации в России от стандартизации в Советском Союзе, где обязательными были все требования государственных стандартов.

Обязательные требования подлежат неукоснительному соблюдению всеми без исключения органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов. Законом РФ «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0-92 к обязательным отнесены:

требования, содержащиеся в стандарте и обеспечивающие

  • 1. безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственную безопасность и санитарные нормы;
  • 2. техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • 3. единство методов контроля и единство маркировки.
  • 4. любые требования, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Отраслевые стандарты (стандарты отраслей) устанавливаются на продукцию отраслевого производства или применения, а также на конкретную продукцию, закрепленную за соответствующим ведомством (министерством). ОСТы обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также предприятий других отраслей, применяющих эту продукцию. Отраслевые стандарты устанавливают дополнительные требования, отсутствующие в ГОСТах, которые необходимы для разработки, производства и эксплуатации продукции межотраслевого применения. ОСТы разрабатываются на отдельные потребительские товары, а также на сырье и полуфабрикаты, применяемые в отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно в целях совершенствования организации и управления производством, технологических процессов, технологической оснастки.

Требования СТП обязательны для соблюдения другими субъектами хозяйственной деятельности, если это оговорено договором.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

В зависимости от особенностей объекта стандартизации и предъявляемых к нему требований стандарты можно разделить на следующие виды:

  • · стандарты основополагающие;
  • · стандарты на продукцию, услуги;
  • · стандарты на процессы;
  • · стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования.

Объектами стандартизации здесь являются термины и определения, обозначения, общие требования и нормы, методы, размерные и параметрические ряды по основным характеристикам, общие потребительские характеристики продукции при ее изготовлении, поставке и эксплуатации.

К этому виду относятся и стандарты на системы управления качеством продукции, являющиеся организационно-методическими нормативными документами. ГОСТы устанавливают общие требования к разработке, организации и функционированию таких систем. СТП определяют особые условия деятельности предприятия, особенности продукции и технологии ее изготовления, организации производства и управления им.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Эти стандарты содержат нормы и требования для параметров конкретной продукции в зависимости от ее вида и назначения (для прочности, термостойкости, надежности, безопасности и т.д.), данные о форме и размерах готовых изделий или отдельных частей и деталей, химический состав материалов, номенклатуру марок, особенности конструктивного исполнения и основные размеры определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости.

Стандарты на процессы устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

В том числе эти стандарты устанавливают требования к маркировке товаров в целях информации покупателя об их особенностях, требования к упаковке, условиям транспортирования и хранения, обеспечивающим сохранение качества товара.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Эти стандарты регламентируют методику определения показателей свойств товара. В них указываются правила и методы отбора проб, подготовки их к испытанию и проведения испытаний, правила обработки результатов испытаний. Все это позволяет обеспечить объективность и сопоставимость результатов испытаний.

По территориальному признаку все стандарты можно разделить по следующим категориям:

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия). Поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Региональный стандарт - стандарт, принятый международной региональной организацией по стандартизации. Например, в рамках Европейского Экономического Союза (ЕЭС) существуют межправительственные организации CEN (Европейский комитет по стандартизации), CENELEC (Европейский комитет электротехнической стандартизации), ETSI (Европейский институт телекоммуникационных стандартов). Разработанные под их руководством и утвержденные ими стандарты имеют обязательный статус для стран-членов ЕЭС.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Украины (ДСУ), Германии (DIN), Российской Федерации (ГОСТ Р).

Данные категории стандартов принято применять в международной практике. Стандарт имеет распространение в пределах компетенции органа стандартизации. В России компетентными органами в области стандартизации являются ГОССТАНДАРТ России и Госстрой России.

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

ЛЕКЦИЯ 6

1. Общая характеристика системы стандартизации в Российской Федерации и направления ее реформирования.

2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации.

3. Понятие о технических регламентах.

4. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента.

5. Виды национальных стандартов РФ.

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов с целью защиты потребителей и государства.

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП (1992-2002 гг.)

Государственная система стандартизации (ГСС ) начала функционировать в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России как отдельного государства после распада СССР в 1991 г.

Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России через территориальные органы - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ ), их было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой четырехуровневую систему :

1 уровень - техническое законодательство , основой которого был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления Закона РФ «О техническом регулировании» в 2002 г.

2 уровень документы общероссийского уровня : государственные стандарты РФ (ГОСТ Р ); межгосударственные стандарты; государственные стандарты бывшего СССР (ГОСТ ); правила, нормы, рекомендации по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

3 уровень – документы, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства - стандарты отрасли (ОСТ ) – или сферой деятельности - стандарты научно-технических и инженерных сообществ (СТО ); категория ОСТ была введена в 1960 г, категория СТО была введена в 1992 г.

4 уровень – документы, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) - стандарты предприятий (СТП ) и технические условия (ТУ ).

2. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП (2003- 2010)

С принятием в декабре 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании» начался следующий этап реформирования системы стандартизации РФ - переходный. Согласно закону он равен семи годам, т.е. до 2010 г.

В 2006 г. разработана Концепция развития национальной системы стандартизации (принятая распоряжением Правительства РФ № 266-р от 26.02.2006 г.), согласно которой Государственная система стандартизации (ГСС ) должна быть преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС ) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.


Национальным органом по стандартизации вместо Госстандарта России в 2004 г. утверждено Федеральное агентство по техническому регулированию, метрологии и стандартизации – Ростехрегулирование .

Основой НСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов, представлявший собой трехуровневую систему :

1 уровень технические регламенты РФ (ТР ), которые устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП)

2 уровень национальные стандарты РФ (НС ), которые устанавливают требования на добровольной основе к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам ЖЦП).

3 уровень стандарты организаций (СТО ).

Со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» национальными признаны действовавшие на тот момент в стране государственные (ГОСТ Р ) и межгосударственные стандарты (ГОСТ) .

Переходный этап реформирования системы стандартизации РФ согласно ФЗ «О техническом регулировании» должен был закончиться в 2010 г, когда действующая НСС должна была окончательно приобрести форму и содержание в соответствии с заложенной идеей – т.е. должна возглавляться негосударственной организацией, фонд ТР должен окончательно сформироваться за 7 лет со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», и в связи с окончанием формирования фонда ТР НС будут документами сугубо добровольного применения.

Конкурентоспособность продукции

Важнейшим критерием, определяющим возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики, является конкурентоспособность продукции. Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции.

Таким образом, наряду с качеством к составляющим элементам конкурентоспособности относятся также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию (потребление) данной продукции, которые определяются как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара является более широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке (например, коммерческие условия контрактов, уровень сервисного обслуживания и т.д.).

Цена потребления рассчитывается на основе экономических показателей, характеризующих цену продажи товара и эксплуатационные расходы на весь срок службы изделия (или потребления изделия).

В основе определения интегрального показателя конкурентоспособности изделия лежит соотношение суммарного полезного эффекта, рассчитанного как сводный параметрический индекс по показателям качества или технического уровня, и полных затрат на приобретение и использование изделия, рассчитанных как сводный параметрический индекс по цене потребления.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов, и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством, и базируется на следующих ведущих направлениях: обеспечении качества, управлении качеством, улучшении качества.

Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Управление качеством включает методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления и совершенствования элементов производства и системы качества.

Деятельность по созданию систем качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000 должна включать следующие этапы:

I. Анализ организационных и технико-экономических условий внедрения МС ИСО серии 9000.



II. Выбор МС ИСО серии 9000.

III. Разработка предложений по организации работы в области формирования и функционирования системы качества в соответствии с выбранным МС ИСО серии 9000.

IV. Документальное оформление системы качества предприятия на основе МС ИСО серии 9000.

V. Разработка и реализация программы проведения внутреннего аудита (внутренней проверки) системы качества предприятия и мер корректирующего воздействия в соответствии с результатами проведенной проверки.

Предприятие, исходя из политики в области качества, базируясь на данных проведенного исследования и руководствуясь критериями по выбору и применению стандартов МС ИСО 9001 - 9003, которые различаются полнотой требований к системе, осуществляет выбор одного из них. Самый полный стандарт 9001 охватывает все стадии от проектирования до поставки продукции, МС 9002 включает стадии производства и монтажа, стандарт 9003 регламентирует деятельность, связанную с техническим контролем и испытаниями готовых изделий.

Стандартизация в системе обеспечения качества

Правовой статус государственной системы стандартизации в Российской Федерации определяется Законом "О стандартизации" 1993 г. В соответствии с этим законом стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

единства измерений;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в Российской Федерации является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В РФ сформирована Государственная система стандартизации (ГСС РФ). Она построена на единых для всей страны организационно-технических правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Основными нормативными документами по стандартизации являются

· государственные стандарты РФ - ГОСТ-Р;

·общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;

· стандарты отраслей - ОСТ;

· стандарты предприятий - СТП;

· стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

4. Сертификация продукции и систем качества

В условиях рыночной экономики, возрастающей роли неценовой конкуренции на товарном рынке потенциальные потребители становятся все более требовательны к качеству продукции и услуг, информация о которых должна быть объективной и достоверной. Определенные гарантии потребителю в области качества продукции дает сертификация.

Сертификация продукции (услуг) представляет собой деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Кроме сертификации продукции (услуг) в международной практике широкое распространение получила сертификация систем качества предприятий.

В международной и российской практике различают обязательную и добровольную сертификацию . Обязательная сертификация , осуществляется в соответствии с национальными законодательствами стран и, как правило, преследует цели защиты безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя продукции (услуг) и охраны окружающей среды. Добровольная сертификация осуществляется по желанию изготовителя (продавца) продукции и направлена, главным образом, на повышение конкурентоспособности продукции и предприятия.

Законодательную основу сертификации в Российской Федерации составляют Законы РФ "О защите прав потребителей" 1992 г. и "О сертификации продукции и услуг". В соответствии с этими и другими документами создана Государственная система сертификации ГОСТ Р.

Тема 4.5 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия