Что обозначает чайка. Значение слова «чайка

Полёт чайки, чистый и свободный, всегда навевает грусть и одновременно радость при виде этой независимой птицы.

Зачастую чайки обитают на морских просторах, но и на обычных водоёмах можно услышать их приветливый крик. Они стараются находиться рядом с людьми, так как такое соседство приносит им пользу. Эти красивые птицы хорошо плавают и считаются отличными охотниками, ведь так искусно ловить рыбу, как делают это чайки не может не один рыбак.

Что может означать татуировка «чайка»

Учитывая, что чайку чаще всего можно увидеть на водоёмах, её татуировку обычно делают моряки или рыбаки. Связано это с тем, что для моряка эта птица самая важная. Считается, что её появление на корабле приносит удачу и свидетельствует о скором прибытии на сушу, именно поэтому её образ является напоминанием о доме, любимых и родных людях.

Татуировка чайки имеет неоднозначное значение. Довольно часто она встречается на теле заключённых, так как символизирует тоску по воле. Образ этой птицы, летящей над волнами, указывает на сожаление человека о напрасно потерянном времени. Можно сказать, что таким образом происходит переосмысление ценности свободы. Обычно этот рисунок располагается у заключённых на руке, кисти или предплечье.

Чайка живёт по принципу: «Куда хочу, туда и лечу!», не признаёт каких-либо ограничений. Она служит символом самоуверенного и тщеславного человека, который считает себя и своё мнение выше других. Как правило, такой рисунок на тело наносят яркие и свободные личности.

Делают наколку этой птицы люди, любящие путешествия, она служит напоминанием о море и приятно прошедшем отдыхе. Некоторые воспринимают образ чайки, как символ высоты духа, лёгкости и полёта души. Но как перелётная птица, она может быть знаком измены или непостоянства. Девушки предпочитают делать её на лопатке, как символ невинности. Чайка не обладает большими размерами, поэтому на спине её рисуют довольно редко, а набитый своеобразный знак свободы и полёта на ноге был бы совсем не к месту ни у мужчин, ни у женщин.

Одним их характеристик чайки служит недоброжелательность и месть, так как эта на вид слабая птица, иногда приносит вред другим особям, уничтожает потомство, сбрасывая их яйца с высокой скалы. Однако, это не так важно, ведь чайки имеют больше положительных черт, чем отрицательных, поэтому основным значением их тату считается символ, красоты доброты и молодости.


Птицей 2006 года в России стала чайка. Об этом объявил Союз охраны птиц России и поставил главную задачу года – учет колониальных околоводных птиц. Нужно узнать, каким птицам рядом с нами хорошо, а каким плохо, как меняется численность того или иного вида, кому нужна помощь.


Значение колониальных околоводных птиц велико и для людей, и для природы. Не случайно «перепись населения» птичьих городов в 1986–1987 гг. стала первым отечественным примером составления кадастра животного мира. Ее и провели всем миром. У орнитологов были сотни помощников: работники лесного и охотничьего хозяйства, педагоги, школьники. Спустя 20 лет орнитологи пригласили всех любителей птиц принять участие в переписи чаек, крачек, цапель, пеликанов и других колониально гнездящихся птиц. Сообщив специалистам об их гнездовьях, вы поможете вести кадастр животного мира и Красную книгу нашей страны, организовывать охрану «птичьих городов».


Семейство чаек велико. В нем насчитывается 45 видов. И распространены они повсюду, кроме самых полярных точек земного шара. Держатся чайки в основном у воды, но их можно встретить и в глубине пустынь, и на высокогорных плато. Даже для Москвы чайка – птица вполне привычная. В России насчитывается пять родов и 22 вида чаек. Невозможно представить наши моря и реки без этих прекрасных белых птиц, реющих над водой или отдыхающих на песке.


Чайка – особенная птица. У каждого человека при упоминании о ней возникают свои ассоциации. Кто-то начинает напевать знаменитую «Чайку» (стихи В.Лебедева-Кумача, музыка Ю.Милютина) из кинофильма «Моряки» (режиссер В.Браун): Чайка смело / Пролетела / Над седой волной, / Окунулась / И вернулась, / Вьется надо мной...


Кто-то заговорит об знаменитом отечественном автомобиле с чайкой на капоте. А еще перед глазами возникает знаменитый занавес с чеховской чайкой, ставшей символом МХАТа. Знатоки греческой мифологии вспомнят Скиллу (дочь царя Мегары Ниса), превращенную богами в птицу – вы даже догадались в какую. В июне 1963 года на весь мир прозвучали знаменитые позывные Валентины Терешковой «Я – Чайка».


У тех, кто связал свою жизнь с морем, отношение к чайке особенно трепетное. Считается, что в чаек вселяются души погибших моряков.


Чайка – птица, ставшая романтическим символом. Ее образ восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей. Образ вольной птицы символизирует стремление человека к свободе, протест против гнетущей действительности, незащищенность страдающей личности. А «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» американского писателя Ричарда Баха, тоже ставшая знаменитой, – символ беспредельных возможностей того, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.



Москва. Чайка на фоне Крымского моста и памятника Петру I

Эти обитатели водных просторов прославлены поэтами и композиторами. Неудивительно, что замечательным птицам чайкам ставят памятники.


На берегу Финского залива, в окрестностях Петербурга, у входа на пляж установлена знаменитая композиция «Чайки». Этот элемент оформления прибрежной полосы появился в начале 60-х годов прошлого века. Создатели композиции архитекторы А.Г.Леляков, Е.М.Полторацкий, Е.М.Седова в 1968 году были удостоены Ленинской премии.


В Латвии на бульваре Райниса стоит памятник «Полет чайки над городом».


В американском городе Солт-Лейк-Сити – памятник чайкам, которые спасали от саранчи урожай первых поселенцев.


В Испании в Тосса-де-Мар – памятник уже упомянутой чайке по имени Джонатан Ливингстон.


В Шотландии в городе Инвернесс – памятник единорогу и чайкам.



Полет чайки над городом

В городах России идет подготовка мероприятий, посвященных птице года – чайке. Так, департамент по культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Перми, пермский зоопарк и управление по охране окружающей среды Пермской области приглашают дошкольные образовательные учреждения, школы, кружки юных биологов, экологов и краеведов, а также пермские семьи и индивидуальных участников принять участие в конкурсе «Чайка – птица года-2006». На конкурс принимаются любые материалы об этих птицах: авторские документы, личные наблюдения, проекты охраны чаек в своей местности, литературные подборки, библиографические сводки и т.д. Предпочтение отдается авторским работам: фотоснимкам, полевым наблюдениям, проектам и творческим разработкам.



Чайки

Ивановское отделение Союза охраны птиц России тоже готовится к работе: составляются программы семинаров, конференций. В Иванове пройдут конкурсы, популярные лекции и другие мероприятия, посвященные чайке. Главной же задачей ивановских орнитологов станет помощь чайкам, обитающим в Ивановской области. Кстати, им помогают и простые ивановцы. В одном из высотных домов на улице Ленина семья прикормила несколько чаек и теперь постоянно их подкармливает.


Конкурсы рассказов, стихов, сказок. Выставки плакатов, рисунков, фотографий, поделок из природных материалов. И все это посвящено белокрылой чайке.


Вы представляете, какие морские пейзажи нарисуют дети? Какие сочинят стихи и песни? Какие сделают фотоснимки? Впереди лето. Многие наши читатели поедут к морям-океанам, ручьям-рекам, прудам-озерам. Не лишайте их удовольствия принять участие в какой-либо акции вашей библиотеки, посвященной чайке – птице– символу 2006 года. И пусть Чайка – это будет и птица, и корабль, и хорошее дело, и вдохновение.



Чайка по имени Джонатан Ливингстон

Ты про чайку почитай-ка


Аджиев М. Про самых красивых птиц: [рассказ] / М. Аджиев // Лена, Яна, Витим и Оленек / М. Аджиев. – М., 1989. – С. 9.


Батров А. М.

Мальчик и чайка: рассказы / А. М. Батров. – М. : Дет. лит., 1978. – 143 с. : ил.

Батуев А.

Серебристая чайка / А. Батуев // Рядом с нами / А. Батуев. – Л., 1989. – С. 63–65.

Берестов В.

Чайки: [стихи] / В. Берестов // Улыбка / В. Берестов. – М., 1986. – С. 31.

Бианки В. В.

Все о... : лесная газета: повести и рассказы / В. В. Бианки; худ. В. Курдов, С. Артюшенко. – СПб. : Азбука-классика, 2004. – 559 с. : ил.

Из содерж.: Золотая чайка.


Бианки В. В.

Синичкин календарь: сказки / В. В. Бианки; худ. Е. Подколзин. – М. : Стрекоза-Пресс, 2003. – 95 с. : цв. ил. – (Б-ка школьника).

Из содерж.: Почему чайки белые.


Биссет Д.

Потерянный день рождения: сказки / Д. Биссет; пер. с англ. Е. Горобец; рис. М. Кузнецовой; сост. С. Сычев. – М. : Авансцена; Три кита, 1993. –103 с. : цв. ил.

Из содерж.: Про чайку Оливера.


Брэдбери У.

Чайки и крачки / У. Брэдбери // Птицы морей, побережий и рек / У. Брэдбери. – М., 1983. – С. 96–99.

Данилов В.

Жила-была чайка / В.Данилов; фот. В. Петухова. – Петрозаводск: Карелия, 1984. – 16 с. : ил.

Птица с ожерельем / В. Зак // Розовые чайки и черные журавли / В. Зак. – Л., 1985. – С. 107–116.

Звоницкий Э.

Чайка моевка: [стихи] / Э. Звоницкий. За Полярным кругом / Э. Звоницкий // – Белгород, 1995. – С. 11.

Леденцов Н.

Белая птица белого края: [рассказ] / Н. Леденцов // Страна загадок и чудес / Н. Леденцов. – Саратов, 1983. – С. 73.

Милюнас В.

Лети, чайка! : рассказы / В. Милюнас; пер. Г. Герасимов, худ. И. Генюшене. – М. : Дет. лит., 1979. – 111 с. : ил.

и предания древних славян. – М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 61 с. – (Внеклассное чтение). Из содерж.: Про чайку и озеро Нароч.

чайки и черные журавли: Книга о редких и исчезающих птицах / сост. Н. И. Сладков. – Л. : Дет. лит., 1985. – 206 с. : ил.


Памятник единорогу и чайкам

Чайки: [рассказ] / Н. Рыжих // Необыкновенный заплыв / Н. Рыжих. – М., 1989. – С. 28–30.

Сахарнов С.

Чайка / С. Сахарнов // Слоны на асфальте / С. Сахарнов. – М., 1979. – С. 45–47.

Сележинский Г.

У чукотских говорух / Сележинский // Полярный круг. – М., 1986. – С. 156–164.

Сепульведа Л.

Мама-кот, или История про кота, который научил чайку летать: повесть / Л. Сепульведа; пер. С. Николаева, худ. О. Горохова. – СПб. : Азбука-классика, 2005. – 158 с. : цв. ил.

Успенский С.

Жар-птица Севера / С. Успенский // Живущие во льдах / С. Успенский. – М., 1983. – С. 120–132.

над Онегой: рассказы карельских писателей: пер. с фин. / сост. Р. Минна; рис. М. Лохманова. – М. : Дет. лит., 1978. – 159 с. : ил.

Татуировка, на которой изображена чайка, означает: свободу, независимость, любовь к приключениям, непокорность, тщеславие, высокую самоуверенность, ветреность, непостоянство в действиях, невинность, силу духа, легкость, грациозность, любовь, верность, дом.

Значение татуировки чайка

Полет чайки завораживает своей грациозностью, а сама птица очаровывает своей независимостью и безграничной свободой. Чайка символизирует полет души и полноту жизни. В древности, люди верили, что птицы являются душами людей. Выполняя роль связных, между человеком и богом, люди считали птиц божественными вестниками.

Чайка обитает на побережьях и является талисманом удачи для моряков. Появление чаек на корабле всегда считалось хорошим знаком и символом удачи. Моряки ассоциируют эту птицу с возвращением домой, с долгожданной встречей с родными и близкими.

Для рыбаков, чайка предвещает большой улов и успешную рыбалку. Так ловко и умело ловить рыбу, как это делает чайка, человеку не по силам. Татуировка с чайкой является неотъемлемым символом всех профессий, связанных с водной стихией.

Татуировку, на которой нарисована чайка, посвящают большой и чистой любви. Так же, как и голубь, чайка – это знак добрых вестей. Чайка проживает недалеко от поселений и отлично контактирует с людьми. Поэтому ее изображение на теле можно считать символом открытости и коммуникабельности. Знаком того, что обладатель такого тату легко приспосабливается к любой ситуации в жизни.

Среди тюремных наколок очень часто можно встретить изображение чайки. Самым распространенным значением считается тоска по воле. Но также может являться символом долгожданного освобождения.

В зависимости от композиции, трактовка может меняться. Изображая чайку, летящую над морем, заключенные вкладывают сожаление о потерянной свободе, о ее ценности. Женщины, которые набивают чайку, в сочетании с солнцем, жалеют о потраченной впустую молодости. Чайка на фоне щита является образом дружбы, потерянной из-за заключения.

Люди, отдаленные от мест заключения, изображая чайку на теле, заявляют о своеобразном нраве, о ценности собственного мнения. Как правило, это яркие и целеустремленные люди.

Татуировка с эскизом чайки означает любовь к приключениям и жажда свободы. Она напоминает о проведенном времени в путешествии. Также является символом непокорности и независимости. Обладатели таких татуировок не признают чужого мнения и каких-либо запретов. Им бесполезно ставить преграды, они с легкостью их преодолевают, со скоростью ветра достигают поставленных целей.

У татуировки в виде чайки существуют и негативные значения. Чайка является перелетной птицей, поэтому может служить символом измены и ветрености. Не допускает ограничений и запретов, живя по принципу «Лечу, куда хочу». Месть, так же отмечают такой татуировкой. Потому, что чайка безжалостно сбрасывает яйца друг птиц в воду. Но такие отрицательные значения, в тату с изображением чайки, вкладывают очень редко.

Сочинение

Наступали новые времена. Уходила вспять эпоха реакции, полоса насилия над личностью, жестокого подавления всякой свободной мысли. В середине 90-х годов XIX века она сменялась порой общественного подъема, оживления освободительного движения, пробуждения весенних предчувствий близких перемен. А.П.Чехов чувствовал, что Россия стоит на разломе эпох, на грани крушения старого мира, слышал явственный шум голосов обновления жизни. С этой новой атмосферой рубежности, переходности, конца и начала эпох на грани XIX-XX веков и связано рождение зрелой драматургии Чехова, тех четырех великих произведений для сцены - “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад”, - которые произвели переворот в мировой драматургии.

“Чайка” (1896) -произведение для самого Чехова наиболее автобиографическое, личное (речь идет не о прямых житейских соответствиях героев пьесы с людьми, близкими Чехову, не о тех или иных прототипах, которых так настойчиво пытается поныне установить литературоведение, а скорее о лирическом самовыражении автора). В пьесе, написанной в маленьком мелиховском флигеле, Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию.

Это пьеса и о людях искусства, о муках творчества, о беспокойных, мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса и о любви (”много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви”, - шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, “общей идеи”, цели существования, “определенного мировоззрения”, без которого жизнь - “сплошная маета, ужас”. На материале искусства Чехов говорит здесь обо всем человеческом существовании, постепенно расширяя круги художественного исследования действительности

Пьеса развивается как полифоническое, многоголосное, “многомоторное” произведение, в котором звучат разные голоса, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень. Очевидно, поэтому невозможно, да вряд ли нужно выделять главного героя “Чайки”. Вопрос этот не бесспорный. Было время, когда героиней несомненно была Нина Заречная, позже героем стал Треплев. В каком-то спектакле вперед выдвигается образ Маши, в другом все собой затмевают Аркадина и Тригорин.

При всем том совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тех, кто только входит в жизнь. Хотя и здесь он видит разные, несливающиеся пути. Молодая девушка, выросшая в старой дворянской усадьбе на берегу озера, Нина Заречная и недоучившийся студент в потрепанном пиджаке Константин Треплев - оба стремятся попасть в чудный мир искусства. Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, которую написал влюбленный в нее талантливый юноша. Пьеса странная, отвлеченная, в ней говорится об извечном конфликте духа и материи. “Нужны новые формы! - провозглашает Треплев. - Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно!”

В вечернем саду наспех сколочена сцена. “Декораций никаких - открывается вид прямо на озеро”. И взволнованный девичий голос роняет странные слова: “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, словом, все жизни, все жиз ни, все жизни, свершив печальный круг, угасли… Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто…” Может быть, это рождается новое произведение искусства…

Но пьеса остается недоигранной. Мать Треплева, знаменитая актриса Аркадина, демонстративно не желает слушать этот “декадентский бред”. Представление сорвано. Так обнажается несовместимость двух миров, двух взглядов на жизнь и двух позиций в искусстве. “Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! - восстает Треплев против матери и преуспевающего писателя Триго-рина. - Не признаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!”

В этом конфликте проступает кризисная ситуация в русском искусстве и в жизни конца XIX века, когда “старое искусство разладилось, а новое еще не наладилось” (Н. Берковский). Старый классический реализм, в котором “подражание природе” превратилось в самоцель (”люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки”), выродился лишь в ловкое техническое ремесло.Искусство нового, грядущего века рождается в муках, и пути его еще не ясны. “Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах” - эта программа Треплева звучит пока как туманная и претенциозная декларация. Он со своим талантом оттолкнулся от старого берега, но еще не пристал к новому. И жизнь без “определенного мировоззрения” превращается для молодого искателя в цепь непрерывных мучений.

Потеря “общей идеи, - бога живого человека” разобщает людей переходной snoyrf. Контакты нарушаются, каждый существует сам по себе, в одиночку, не способен к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все нелюбимы и все несчастны. Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева, он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Три-горина, но тот бросает ее. Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но любви между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Медведенко - от черствости Маши…

Неконтактность грозит обернуться не только равнодушием и черствостью, но даже предательством. Так бездумно предает Треплева Нина Заречная, когда очертя голову бросается вслед за Тригориным, за “шумной славой”. (И может быть, по этому Чехов в финале не делает ее “победительницей”.) Так мать способна предать сына, стать его врагом, не заметить, что он стоит на грани самоубийства.

“Помогите же мне. Помогите, а то я сделаю глупость, я насмеюсь над своею жизнью, испорчу ее…” - молит Маша доктора Дорна, признаваясь ему в своей любви к Константину. “Как все нервны! И сколько любви… О, колдовское озеро! Но что же я могу сделать, дитя мое? Что? Что?” Вопрос остается без ответа. Вот в чем драма безответности, несовместимости людей в этой грустной “лирической комедии” Чехова.

Хотя пьеса эта названа “комедией” (вот еще одна загадка Чехова-драматурга), в ней мало веселого. Вся она проникнута томлением духа, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, всеобщей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек - известный писатель Григорий и тот тайно страдает от недовольства своей судьбой, своей профессией. Вдали от людей он будет молчаливо сидеть с удочками у реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастлив и одинок.

Словом, печальную комедию написал Чехов - до боли, до крика, до выстрела доходит здесь ощущение всеобщей неустроенности жизни. Почему же в таком случае пьеса названа “Чайкой”? И почему при чтении ее нас охватывает и покоряет особое чувство поэтичности всей ее атмосферы? Скорее всего потому, что Чехов извлекает поэзию из самой неустроенности жизни.

Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Не банальный “сюжет для небольшого рассказа” извлекал писатель из истории с подстреленной чайкой, а эпически широкую тему горькой неудовлетворенности жизнью, пробуждающей тягу, томление, тоску о лучшем будущем. Только через страдания приходит Нина Заречная к мысли о том, что главное - “не слава, не блеск”, не то, о чем она когда-то мечтала, а “умение терпеть”. “Умей нести свой крест и веруй” - этот выстраданный призыв к мужественному терпению открывает трагическому образу Чайки воздушную перспективу, полет в будущее, не замыкает ее исторически очерченным временем и пространством, ставит не точку, а многоточие в ее судьбе.