Сельскохозяйственный труд. Суть эффективности аграрной труда

Тема 6 Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда, пути ее повышения

Урок 23-26

Вопросы:

1. Труд в сельском хозяйстве и его особенности.

2. Трудовые ресурсы в сельском хозяйстве, их структура и использование.

3. Рынок труда в АПК и его регулирование.

4. Мотивация труда.

5. Производительность труда. Определение показателей производительности труда.

6. Пути повышения производительности труда на предприятиях АПК.

В жизни человека возникают самые разнообразные потребности: физические, биологические, физиологические и др. Большинство из них удовлетворяется за счет труда человека.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, а также других различных ценностей, удовлетворяющих потребности человека. Наряду с природой труд – источник всякого богатства.

Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага осуществляемый и (или) управляемый человеком.

Только в процессе труда раскрываются физические и духовные силы людей, обеспечивающие успех в техническом и социальном прогрессе.

В Конституции РБ записано, что каждый гражданин имеет право на труд. И это право обеспечивается созданием рабочих мест, постоянным сокращением безработицы с другими отраслями народного хозяйства, труд в сельском хозяйстве, а следовательно и формирование трудовых ресурсов имеет ряд особенностей:

1. Труд в сельском хозяйстве носит сезонный характер и выражается в несовпадении времени производства и рабочего периода. Это ведет к неодинаковой потребности в трудовых ресурсах и соответственно к неравномерному использованию их в течение года.

С сезонностью связана не одинаковая интенсивность труда в разные периоды года. Это проявляется в разной продолжительности рабочего дня, от 7 и до 10 часов.

2. Сельскохозяйственный труд не легкий, он связан погодными, климатическими условиями.

3. При производстве продукции человек ухаживает за растениями и животными, которые имеют свои особенности в жизни.

4. В сельском хозяйстве труд работника разнообразен, когда он выполняет в течение года самую различную работу.

5. В сельском хозяйстве условия применения трудовых ресурсов связаны с природой. Человек, его труд, является посредником между природой и всеми другими средствами производства. Из этого вытекает необходимость бережного отношения к природе в процессе развития производства, а также в особом критерии общественной оценки сложности и привлекательности сельскохозяйственного труда и др.

Все эти особенности формирования и использования трудовых ресурсов учитываются в практике развития сельского хозяйства.

Сельскохозяйственный труд отличается от всех других тем, что он находится в непосредственной зависимости от законов природы, биологических процессов, климатических изменений, и это нужно учитывать. Сезонный характер работы, иррегуляр­ный режим труда, суммированный учет рабочего времени, осо­бые требования к охране труда - всё это особенности регулиро­вания трудовых правоотношений в аграрном секторе.

Источниками правового регулирования трудовых отноше­ний в сельском хозяйстве, помимо Трудового кодекса РФ и иных общетрудовых актов, являются и специальные норматив­ные документы. Из международных договоров следует назвать Конвенцию МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.) и Конвенцию МОТ № 11 о праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.). Нормы трудового права содержатся в Федеральных законах «О сельскохозяйственной кооперации» и «О крестьянском (фер­мерском) хозяйстве». Из подзаконных актов для сезонных работ в сельском хозяйстве важно Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учи­тывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в со­ответствующем календарном году составила полный год». На­конец, в 2003 г. Министерство сельского хозяйства РФ приняло целый ряд правил по охране труда в сельском хозяйстве.

Реализовать свое право на труд гражданин может, вступая в один их видов трудовых правоотношений, которые дифферен­цируются по основанию их возникновения:

1) заключение трудового договора (наемные работники);

2) вступление в члены СПК;

3) регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

4) участие в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Предметом аграрно-трудового договора является личное регулярное выполнение трудовой функции, т. е. «живой» труд по определенной специальности, например, тракториста, а не «овеществленный» конечный результат труда (например, по­строенный коровник), как это имеет место по гражданско- правовому договору подряда. По трудовому договору работник, включённый в списочный состав предприятия, должен подчи­няться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать режим и меру труда.

От имени работодателя трудовой договор заключает его ру­ководитель или другое лицо в пределах установленной компе­тенции. Это может быть руководитель унитарного предприятия, директор ООО, председатель или правление СПК, глава КФК.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О сельскохо­зяйственной кооперации» для осуществления своей деятельно­сти СПК вправе нанимать работников. Потребительские коо­перативы вправе нанимать работников и из числа своих членов. Трудовые отношения работников в кооперативе регулируются законодательством о труде РФ, законами и иными нормативны­ми правовыми актами субъектов РФ.

Время работы в кооперативе работников и членов СПК за­считывается в общий и непрерывный трудовой стаж на основа­нии записей в трудовых книжках, которые СПК обязан вести на каждого члена кооператива, для которого работа в этом коопе­ративе является основной. Не допускается установление усло­вий, ухудшающих положение работников и членов СПК по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде РФ (минимальный размер оплаты труда, продолжитель­ность отпуска и др.).

Кооператив вносит в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского стра­хования страховые отчисления от своих доходов в порядке, ус­тановленном законодательством РФ.

Члены СПК и их наследники имеют преимущественное пра­во на получение работы в кооперативе в соответствии со своей специальностью и квалификацией. В случае невозможности обеспечить члена СПК работой в данном кооперативе ему мо­жет быть временно предоставлено право на трудоустройство вне данного кооператива без утраты членства в нём.

СПК самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива. Оплата труда может производиться как деньгами, так и в натуральной форме. Размер оплаты труда членов СПК определяется в зависимости от его личного трудо­вого участия и доходов кооператива. Помимо оплаты труда член СПК получает кооперативные выплаты в порядке и в сроки, ко­торые предусмотрены уставом кооператива.

Председатель СПК, члены правления и члены наблюдатель­ного совета СПК могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям только по решению общего собрания членов коопе­ратива.

В соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» членами КФХ могут быть родствен­ники, но не более чем из трех семей, а также граждане в количе­стве до пяти человек, не состоящие в родстве с главой КФХ. Права и обязанности членов КФХ определяются соглашением, которое подписывается всеми членами КФХ. Глава фермерского хозяйства признается членами КФХ на основании соглашения, в котором также фиксируются его полномочия в соответствии со ст. 17 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Глава фермерского хозяйства:

Организует деятельность КФХ;

Без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

Выдает доверенности;

Осуществляет прием на работу в КФХ и их увольнение;

Организует ведение учета и отчетности КФХ;

Осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Глава КФХ должен действовать в интересах представляемо­го им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные ин­тересы КФХ и его членов.

1. Что такое аграрное право?

2. Что понимается под государственным регулированием раз­вития агропромышленного производства?

3. Назовите организационно-правовые формы сельскохозяй­ственных коммерческих организаций.

4. Какие договоры применяются в АПК?

5. В каких формах может реализовать гражданин право на труд в сельском хозяйстве?

Во всех вариантах программ трудового обучения сельскохозяйственный труд младших школьников включает в основном работы по выращиванию растений, что легко объяснимо. Этот вид труда наиболее доступен и интересен младшим школьникам, для него легче обеспечить материальную базу, чем для выращивания домашних животных. При правильной организации он безопасен для детей.

Построение программ данного раздела обусловлено сезонным ритмом сельскохозяйственного труда. Программы представлены в двух вариантах - для городских и сельских школ) для каждого из четырех классов содержит одинаковые темы: «Осенние работы», «Весенние работы», «Работы в классе». Они также имеют единую структуру: даны перечни практических работ учащихся, знаний, необходимых для осознанного их выполнения, названы темы опытов с растениями, экскурсий по изучению сельскохозяйственного производства, рекомендованы объекты растениеводческого труда, раскрыто содержание общественно полезного сельскохозяйственного труда, внеклассной работы. Объем материала в разделе для сельской школы больше, но структура программ одинакова.

Преобладающее место в программе занимают практические работы. Выполняя их, учащиеся овладевают трудовыми умениями. Это значит, что они усваивают знания о процессе труда (о том, какие практические действия по выращиванию растений надо производить, в какой последовательности и как) и приобретают способность осуществлять процесс труда, т. е. выполнять эти действия, постоянно контролируя их правильность. Формирование у младших школьников навыков выращивания растений ограничено поливом и рыхлением почвы.

Основой для практических растениеводческих умений являются специальные знания о процессе труда, иначе говоря, о технологии выращивания растений. Однако известно, что «...умение характеризуется способностью производить определенные действия не только в данной ситуации, но и при различных изменениях первоначальных условий» (Бабанский Ю. К. Педагогика.). При обучении младших школьников растениеводческим умениям главная цель состоит в формировании у них способности к переносу умения. Для этого школьников необходимо учить обосновывать целесообразность трудовых действий, исходя из свойств предметов труда, в данном случае почвы, воды, удобрений, самих растений.

В связи с концентричностью программы требуется проанализировать содержание обучения сельскохозяйственному труду с точки зрения его системности и преемственности.

Основным предметом сельскохозяйственного труда уча­щихся I-IV классов являются живые растения на разных этапах их жизни (в стадии семени, всходов, более развитых подрастающих растений). В соответствии с программой начальной школы это должны быть представители трех групп культур: овощных, декоративных, плодово-ягодных. Общая особенность этих и всех других зеленых растений состоит в том, что для сохранения и продолжения жизнедеятельности им из внешней среды должны одновременно поступать свет, тепло, воздух, вода, пища. Каждому виду растений в разные периоды жизни требуется неодинаковое их количество.

Осознание учащимися общих свойств растений, почвы, удобрений, посевов и посадок позволяет подвести детей к выводам о признаках процесса растениеводческого труда: 1) о годовой цикличности работ по выращиванию растений; 2) о непрерывности труда учащихся в пределах вегетационного периода; 3) о перечне общих действий по выращиванию любого вида растений, т. е. об обработке почвы, семенного и посадочного материала, посеве и посадке уходе за растениями, орудиях труда, применяемых для этих работ, правилах техники безопасности и личной гигиены.

Основным результатом сельскохозяйственного труда младших школьников является выращенное растение. Отдельные его части, иногда целые растения (например, цветы на клумбе) обозначаются как урожай. И то и другое иначе можно назвать конечным продуктом рассматриваемого вида труда, так как они являются итогом многих работ в течение продолжительного времени. В этом случае обработанная почва, семена, политые посевы и т. п. есть промежуточные продукты или результаты сельскохозяйственного труда школьников.

Урожай как конечный продукт труда отличается от результатов, предположим, технического труда тем, что он живой, что в большинстве случаев хотя бы часть его представляет собой предмет следующего цикла сельскохозяйственного производства. Этим обосновывается в дальнейшем для учащихся необходимость обработки собранного урожая, его хранения и использования.

Рассмотренные первоначальные понятия формируются у младших школьников не только в процессе обучения их ручному труду по взращиванию растений, но и при изучении сельскохозяйственного производства своей местности. Следует отметить, что объем знаний о сельскохозяйственном производстве значительно меньше, чем о ручном труде, но тем не менее при формировании представлений о труде взрослых людей в растениеводстве, животноводстве в качестве плана изучения следует избирать именно рассмотренные общие понятия, так как они являются основой для формирования у детей связных, системных знаний. Они осваиваются учениками постепенно, чаще всего индуктивным путем. Учитель, организуя изучение конкретных растений, их строения, биологии выращивания, путем сравнения подводит учащихся к выводам о сходстве и различии предметов труда, действий с ними, результатов труда. Поэтому последовательность введения существенных признаков целесообразно определить сразу на весь курс сельскохозяйственного труда в начальной школе. В качестве примера такого распределения рассмотрим понятие урожая, с которым учащиеся знакомятся в начале учебного года.

Ученики I класса не могут работать со «своим» урожаем - они его не вырастили. Однако во время экскурсии по учебно-опытному участку все растения, выращенные другими детьми, обозначаются для них как урожай. Во II классе учащиеся убирают выращенный ими урожай сухих плодов и семян декоративных растений, в III-сухих плодов и семян зернобобовых культур (гороха, фасоли и пр.), в IV - урожай корнеплодов.

Таким образом, элементарное понятие урожая формируется у учащихся с I класса на основе представлений об урожае одного - двух видов растений соответствующей группы. Но в каждом классе на новом уровне обобщения ученики осознают основные признаки понятия урожая: во-первых, что он состоит из живых целых растений или их частей, во-вторых, что человек их использует.

Растениеводческие умения

Уборка, обработка урожая

Уборка, обработка урожая сухих плодов;

Уборка, обработка урожая корнеплодов;

Осенняя обработка почвы

Очистка поверхности почвы

Внесение сухих удобрений

Перекопка

Весенняя обработка почвы

Перекопка

Внесение удобрений под многолетние растения

Рыхление и выравнивание поверхности почвы

Разметка почвы открытого грунта

Разметка почвы в рассадных ящиках

Приготовление почвенной смеси

Подготовка семенного и посадочного материала.

Подготовка семян к посеву, отбор по величине, замачивание, проращивание;

Определение всхожести семян

Заготовка черенков ягодников

Подготовка рассады к высадке

Посев и посадка

Посев семян в открытый грунт

Посев семян в рассадные емкости

Пересадка и перевалка Рассады

Закаливание рассады

Высадка рассады в открытый грунт

Высадка черенков ягодников в грунт

Уход за посевами и посадками

Полив посевов до появления всходов

Полив всходов высаженной рассады

Полив всходов в рассадных ящиках

Полив многолетников открытого грунта

Установка опор для растений

Рыхление почвы в междурядьях однолетников

Рыхление почвы в посадках многолетников

Окучивание растений

Прополка междурядий

Подсадка выпавшей рассады

Жидкие подкормки растений

Прищипка и пасынкование побегов

Уборка плодов по мере их созревания

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по направлению «Технология. Cельскохозяйственный труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа предлагает собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся, содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  1. культура и эстетика труда;
  2. получение, обработка, хранение и использование информации;
  3. основы черчения, графики, дизайна;
  4. элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  5. знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  6. влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  7. творческая, проектная деятельность;
  8. история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

Распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

Возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

Для реализации обязательного минимума содержания по разделам «Растениеводство» и «Животноводство» в школе есть наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников – школьный учебно-опытный участок (УОУ), кабинет биологии, которые являются являются основной базой изучения растениеводства. Для изучения животноводства учебно-материальная база отсутствует, поэтому используется животноводческая ферма сельскохозяйственного предприятия «ЭкоАгроНива» и фермерские хозяйства родителей учащихся, как ознакомительные экскурсии и теоритический курс по учебному пособию для 5-7 классов под редакцией Д.И. Трайтак.

УОУ и кабинет биологии оснащены рекомендованными Министерством образования РФ набором ручных инструментов и оборудованием для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Большое внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе общего образования 18 часов в год, в каждом классе, в том числе: осенний период – 10 часов весенний период – 18 часов и летняя производственная практика на УОУ согласно возрастным возможностям: 5 – 7 классы по 2 часа 10 дней, 8 класс по 3 часа 10 дней, 10 класс по 4 часа 10 дней.

Рабочая программа является одним из возможных вариантов реализации обязательного минимума содержания по разделам «Растениеводство» и «Животноводство» и рассчитана на 72 час без учета часов производственной летней практике .

Для реализации программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» создана комбинированная программа, включающая разделы по агротехнологиям. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ вшколе.

2.Требования к уровню подготовки.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для направления образовательной области «Технология. Сельскохозяйственный труд» на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; знакомиться и изучать передовые и современные опыты выращивания с\х продукции, самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента:

знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний,

уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных сельскохозяйственных задач.

Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной рабочей программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию природных объектов, материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми потребительскими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий и научных открытий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения приусадебного хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

3.примерный Тематический план

5-9 классы, 72 часа

Разделы и темы

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Использование сельскохозяйственной техники в растениеводстве

Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в ЛПХ

ЖИВОТНОВОДСТВО

ИТОГО

4. Основное содержание

(72 часа по 18 часов в каждом классе)

5 класс(18 часов)

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Осенние работы (8 часов)

Условия необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы. Подзимые посевы и посадки. Уборка и учет урожая овощных культур.

Практические работы.

  1. Уборка растительных остатков с делянок на УОУ, закладка их в компостную кучу.
  2. Осенняя обработка почвы.
  3. Посев укропа и петрушки под зиму.
  4. Посадка луковичных культур (тюльпанов)

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Весенние работы (10 часов)

Основные теоретические сведения

Приемы выращивания культурных растений. Полевой опыт. Весенняя обработка почвы. Подготовка семян и посадочного материала к посеву. Весенние посевы и посадки. Особенности ухода за расениями.

Практические работы.

  1. Посев семян моркови.
  2. Посев семян столовой свеклы.
  3. Посев семян огурцов.
  4. Посадка лука-севка
  5. Посев цветочно-декоративных культур.


6 класс (18 часов)

Основы животноводства и сельскохозяйственной техники.

Осенние работы (8 часов)

Основные теоретические сведения.
Сельскохозяйственные животные. Значение животноводства. Условия содержания сельскохозяйственных животных. Особенности содержания кроликов и уход за ними. Животноводческая ферма. Назначение и классификация сельхоз машин. Общие сведения и сельскохозяйственных машинах и орудиях. Хранение сельхоз техники.

Практические работы.

  1. Экскурсия на МТФ
  2. Экскурсия в ЛПХ (условия выращивания кроликов)
  3. Экскурсия на машинный двор «ЭкоАгроНива»

Выращивание овощных культур

Весенние работы (10 часов)

Основные теоретические сведения.

Приемы ухода за растениями моркови, петрушки, столовой свеклы. Приемы ухода за луковичными растениями. Понятие о сорте. Районированные сорта. Районированные сорта лука и фасоли. Рассада и виды защищенного грунта. Агротехника выращивания овощных культур. Соблюдение севооборотов. Закладка опытов с морковью и луком.

Практические работы.

  1. Посев фасоли
  2. Посев чернушки
  3. Высадка маточного лука.

7 класс (18 часов)

Выращивание овощных культур

Осенние работы (8 часов)

Основные теоретические сведения.

Осенние работы в овощеводство. Отбор семенников двулетних овощных культур и закладка их на хранение. Значение овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур. Характеристика почв.

Практические работы.

  1. Уборка и учет урожая столовой свеклы и моркови.
  2. Сбор семян овощных культур: столовой свеклы, моркови, лука.
  3. Осенняя обработка почвы под овощные культуры.

Агротехника овощных и полевых культур

Весенние работы (10 часов)

Основные теоретические сведения.

Высадка семенников овощных культур в грунт. Защита культурных растений от сорняков. Защита культурных растений от вредителей. Посев и посадки полевых культур. Рыхление почвы, борьба с сорняками. Прореживание и окучивание растений. Поливы и подкормки. Биологическая защита растений.

Практические работы.

  1. Высадка семенников столовой свеклы, моркови.
  2. Посев яровых зерновых.

8 класс (18 часов)

Выращивание плодовых и ягодных культур

Осенние работы (8 часов)

Основные теоретические сведения.

Значение плодоводства. Краткая характеристика важнейших плодовых и ягодных культур. Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений. Уход за плодовыми растениями. Подготовка к зиме. Правила сбора и требования к условиям хранения плодов и ягод. Правила безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии, связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур.

Практические работы

  1. Посадка малины.
  2. Перекопка почвы в приствольных кругах.

Выращивание плодовых и ягодных культур

Весенние работы (10 часов)

Основные теоретические сведения.

Обрезка плодовых деревьев. Посадка черенков плодово-ягодных культур. Уход за земляникой. Защита сада от вредителей. Сбор урожая ранних ягодных культур. Подкормки в саду. Районированные сорта плодовых культур.

Практическая деятельность.

  1. Обрезка кустов малины.
  2. Подвязка кустов малины.
  3. Посадка черенков черной смородины.
  1. Ресурсное обеспечение программы.

Для учителя:

  1. Авторский коллектив: Потапова С.П., Чувикова А.А., Черных Т.Г., Коваль А.А. Методика по-становки опытов с плодовыми, ягодными и цветочно-декоративными растениями. Издательство «Просвещение» 1992 г.
  2. Бубнов В.З. Сельскохозяйственные машины и технология механизированных работ., М «Про-свещение»1999г
  3. Дроздов Л.Н., Ващенко С.Ф, Щербаков М.И. Практикум по овощеводству., М «Просвеще-ние»,1998г.
  4. Захарова Г.И. Учебные задания и методические разработки научно-исследовательских институ-тов и опытных станций по опытнической работе в ученических и производственных бригадах, на учебно-опытных участках. Воронеж., 1985г.
  5. Кивотов С.А. Практические занятия на школьном учебно-опытном участке.,УЧПЕДГИЗ., 1995г.
  6. Падалко Н.В. Практические занятия на пришкольном учебно-опытном участке. УЧПЕДГИЗ., 1998г.
  7. Устименко Г.В., Кононков П.Ф., Раздымалин И.Ф. Основы агротехники полевых и овощных культур., М «Просвещение» 1994г.

Для обучающихся:

  1. ДОЯРЕНКО а.г. Занимательная АГРОНОМИЯ., М. Издательство селькохозяйственной литературы, журналов и плакатов., 1963г.
  2. Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду. Гуманитарный издательс-кий центр ВЛАДОС.,2003г.
  3. Трайтак Д.И. Трудовое обучение (сельскохозяйственные работы) М «Просвещение» 1991г.

Электронные ресурсы:

3.http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

4.http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

5.http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

6.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Лискинский муниципальный район.

Муниципальное казенное образовательное учереждение

«Дивногорская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано Согласовано Согласовано

Руководитель МО

Протокол№______ Директор школы Зам. директора по УВР:

Л.В Чалая _________В.В. Симутина __________Е.Ю. Коробкина

«__» ______2012г. «__» ______2012г. «__» ______2012г.

Программа

по предмету «Технология»

для 5 – 8 классов

Учитель: Чалая Л.В.

с. Селявное

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МС МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

Протокол №____ от

«___» _________ 201__г.

«Утверждено»

Директор МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

Приказ № ______ от

«___» _________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Технология. Сельскохозяйственный труд

на уровне основного общего образования

для учащихся 8 класса.

Байда

Сергея Геннадьевича

с. Козьмодемьяновка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Источники составления программы.

    Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России 05. 03. 2004 № 1089.

Основой послужили учебное пособие « Сельскохозяйственный труд» 5-7 класс авторы Д.И. Трайтак, Г.В. Пичугина. Москва; « Просвещение» . Программы начальной и средней общеобразовательной школы: Сборник – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.-112 с.

Срок реализации 1 год .

Рабочая программа учебного курса « Технология. Сельскохозяйственный труд »

Предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы.

Направленностью данной программы курса «Технология. Сельскохозяйственный труд» является воспитание и развитие у учащихся средствами данного учебного предмета, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения . Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Значимость программы «Технология. Сельскохозяйственный труд» основывается на том, что программа предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 культура и эстетика труда;

 получение, обработка, хранение и использование информации;

 основы черчения, графики, дизайна;

 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

 знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 творческая, проектная деятельность;

 история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» является раздел «Растениеводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом того, чтобы дать учащимся возможность овладеть определённым объёмом знаний, получить практические умения и навыки исходя из необходимости потребностей личности школьника, его семьи и общества.

Учебный материал отбирается с учетом следующих положений:

Распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

Возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При изучение материала программы, связанного с практическими работами он должен предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, урожайность, и т. д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. В соответствии с имеющимися в школе возможностями выбраны объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом учитывается посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.

Проекты имеют социальную направленность, требуют от школьников активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, обращается внимание на ее практическую значимость для УОУ или приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.

Для реализации обязательного минимума содержания по разделу «Растениеводство» в наличии учебно-материальная база для организации практической деятельности школьников (школьный учебно-опытный участок (УОУ).

УОУ имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Программа предусматривает необходимость обеспечения безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, недопустимость работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

    овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

    развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

    воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:

    приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;

    создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

    развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;

    достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;

    формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

    развитие потребности в трудовой деятельности.

Место предмета в учебном плане.

На предмет технология в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 1 час в неделю из федерального компонента и 1 час в неделю из школьного компонента учебного плана. Таким образом, 8 классе на технологию отводится 70 часов в год, в том числе на модуль «Сельскохозяйственный труд» отводится 34 часа в год в осенне-весенний период.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология. Сельскохозяйственный труд»

В результате обучения учащиеся овладеют:

Трудовыми и технологическими знаниями и по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

Умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

Навыками использования распространенных ручных инструментов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения предмета «Сельскохозяйственный труд» ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

С основными технологическими понятиями и характеристиками;

С назначением и технологическими свойствами материалов;

С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

С видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки почвы и получения продукции.

С профессиями и специальностями, связанными с сельскохозяйсвенным трудом.

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;

Находить необходимую информацию в различных источниках;

Применять технологическую документацию;

Составлять последовательность выполнения технологических операций или выполнения работ;

Выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования.

Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;

Находить необходимую информацию;

Проводить разработку творческого проекта.

Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

Распределять работу при коллективной деятельности;

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по сельскохозяйственному труду.

Знакомство с историей позволяет проследить за историей различных национальных промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.

Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по сельскохозяйственному труду

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

Полностью освоил учебный материал;

Умеет изложить его своими словами;

Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

В основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

Подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

Не усвоил существенную часть учебного материала;

Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

Слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

Почти не усвоил учебный материал;

Не может изложить его своими словами;

Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

Не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

Творчески планирует выполнение работы;

Самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

Правильно и аккуратно выполняет задание;

Отметка «4» ставится, если учащийся:

Правильно планирует выполнение работы;

Самостоятельно использует знания программного материала;

В основном правильно и аккуратно выполняет задание;

Умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

Допускает ошибки при планировании выполнения работы;

Не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

Допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

Затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

Не может правильно спланировать выполнение работы;

Не может использовать знания программного материала;

Допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

Не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

3. Эстетические критерии (композиционная завершенность).

4. Экономические критерии (экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

5. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде; экологическая безопасность).

6. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.

Планирование составлено на основе программ: «Трудовое обучение Сельскохозяйственные работы». М. Просвещение. 1991 г., «Сельскохозяйственный труд» М. Просвещение,1994 г.

Количество часов в 5-8 классах всего 34 часа в год (для каждого класса);

Плановых контрольных уроков- 1, тестов- 4 (для каждого класса).

В программе сделаны изменения формулировок тем уроков с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение программы по сельскохозяйственному труду.

Учебно-тематический план

8 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Осенние работы в плодоводстве и овощеводстве.

Весенне-летние работы в плодоводстве

Проектная деятельность

Итого

8класс

Осенние работы в плодоводстве (18ч)

Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, районированные сорта и их характеристики. Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве. Технологии выращивания ягодных кустарников и земляники.

Практические работы.

№1 Уборка и учёт урожая.

№2 Ознакомление с плодовыми и ягодными культурами.

№3 Посадка саженцев плодовых деревьев.

№4 Посадка ягодных кустарников.

№5 Обработка почвы и полив.

№6 Обрезка сухих ветвей у смородины.

№7 Внесение удобрений, перекопка и полив.

№8 Укрывной материал.

№9 Сообщение о косточковых культурах.

Варианты объектов труда.

Земляника, малина, смородина, крыжовник.

Весенне-летние работы в плодоводстве.(12 ч)

Основные теоретические сведения.

Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками. Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды минеральных удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда при работе с удобрениями и средствами защиты растений. Охрана окружающей среды от возможных последствий применения удобрений и средств защиты растений. Профессии, связанные с выращиванием растений и их защитой.

Практические работы.

№10 Посадка черенков чёрной смородины.

№11 Внесение удобрения в междурядья.

№12 Полив и подкормка ягодных кустарников.

№13 Подкормка земляники.

№14 Защита растений сада от вредителей и болезней.

№15 Закладка опыта.

Варианты объектов труда: земляника, малина, смородина, крыжовник.

ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4ч)

Проект «Цветочный маскарад». Практическая работа на школьном участке « Оформление цветочных клумб»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 класса

В результате изучения сельскохозяйственного труда ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

Полный технологический цикл получения 2–3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

уметь:

Разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Плакаты: Типы почв, сельскохозяйственная техника.

    Ручной сельскохозяйственный инвентарь (мотыги, грабли, лопаты, садовая тележка, культиватор, малый инвентарь., лейки, ведра. Этикетки, ручной опрыскиватель.

    Рассадники. Ящики для выращивания рассады. Семенной материал.

    Учебный опытный участок.

    Г.В.Устименко «Основы агротехники полевых и овощных культур», М., «Просвещение», 1991г

    В.М.Тарасов «Практикум по плодоводству», М., «Просвещение»,1976г

    Г.Т.Казьмин «Коллективный и приусадебный сад на Дальнем Востоке», Хабаровское книжное издательство, 1980г

    В.Ф.Белин «Овощные культуры (справочник)», М., «Росагропромиздат», 1988г

    В.А.Родина «Цветоводство», М., «Просвещение», 1974г

    Набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов с/х работ на УОУ: малый и крупный с/х инвентарь.

    Муляжи плодово-ягодных культур; гербарий и коллекция семян с/х, сорных растений; коллекции вредителей с/х культур и плодово-ягодных растений.

    Таблицы рельефные и на бумажной основе.

    Коллекция минеральных и органических удобрений.

ЛИТЕРАТУРА

    Примерная программа созданная на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (Агротехнология)» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.

    Д.И. Трайтак. Основы сельского хозяйства. Учебник для 5-7 классов. М. 1998г

    В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Биология 7 класс