Экранная культура является разновидностью массовой культуры. Экранная культура

экран, культура, экранная культура, мышление, язык.

Аннотация:

В статье рассматривается спектр обобщения влияния экрана как на жизнь каждого конкретного человека, так и всей культуры в целом.

Текст статьи:

Размышляя над экранным характером современной культуры, нельзя не отметить, что в последнее время экран занимает преимущественное место в культуре и жизни человека. Не случайно экран «иконой XXI века», в чем сосредотачивается весь спектр обобщения влияния экрана как на жизнь каждого конкретного человека, так и всей культуры в целом. Перечислим основные параметры этого влияния:

  • компьютер выдает нужную информацию,
  • экран компьютера помогает в обучении,
  • экран обогащает культурную сферу человека,
  • экран позволяет мгновенно обрабатывать необходимую информацию,
  • экран занимает основное досуговое время человека современной культуры,
  • экран позволяет решать финансовые и экономические проблемы,
  • нередко экран становится быстрым и релаьным способом зарабатывания денег.

Остановимся также подробно на том, каково влияние компьютера на человека современной культуры, его общение, мышление, язык. Как известно, компьютер- это искусственно созданное человеком техническое средство для решения тех задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей. Из этого следует вывод, согласно окторому экран должен быть подчинен человеку. Отмечая это обстоятельство, Э.Фромм формулирует, по нашему мнению, основной смысл взаимоотношения человека и компьютера, который заключается в том, что именно человек, а не технические устройства, должен стать основной ценностью, оптимальное развитие человека, а не максимальная производительность труда.

Трудно не согласиться с тем, что общение при помощи компьютера изменяет характер межличностного общения самих людей, определяет совершенно новые черты этого общения. Как известно, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, специфическое средство и форма передачи социальной и культурной информации, процесс обмена деятельностью, опытом, знаниями, способностями.

Однако, подчеркнем, что одновременно с этим, общение — это межличностная связь культурных и социальных субъектов друг с другом, в процессе которой они воспринимают и понимают партеров. Поскольку в государстве общение превратилось в фактор объединения людей в различные социальные общности и стало органической частью жизни людей и общества в целом, следовательно, оно стало нести на себе следующие функции:

  • коммуникативную (обмен информацией),
  • интерактивную (взаимодействие партнеров),
  • перцептивную (восприятие и познание друг друга партнерами),
  • информационную форму коммуникации, предполагающую передачу сообщения в одностороннем, монологическом порядке и процессуальную форму коммуникации, то есть осмысление коммуникации, как процесса общения,

Отметим, что применение технических средств, как средств общения, не ограничивается коммуникативной функцией. Эти средства могут выполнять следующие функции:

  • выдавать оценки,
  • корректировать ошибки,
  • обеспечивать опосредованное общение людей друг с другом,
  • рассчитывать и предсказывать тот или иной результат деятельности.

Таким образом, все это подводит нас к мысли и о специфике общения в сфере экранной культуры, которое опосредовано компьютерными техническими средствами. Поскольку изобретение средств информационных технологий необычайно расширяет возможности человеческого общения, экранная культура оказывается совершенно не ограниченной непосредственным присутствием индивидуума, ибо у нее имеется много средств для перенесения этого инструмента общения в любую точку пространства.

Безусловно, новые типы общения, порожденные современными информационными технологиями, дает следующие перспективы экранного культурного общения:

  • возможность эффективно связываться между собой на больших расстояниях,
  • делает доступным для человека огромный мир художественных артефактов,
  • сохраняет анонимность пользователя,
  • делает общение опосредованным.

Отметим, что с социальной точки зрения анонимность — полезный механизм для того, чтобы люди могли дать выход своим чувствам, обмениваться идеями и концепциями, а также прятаться от критки последних, от общественного неодобрения. Однако, отметим, что сама по себе анонимность создает и протиовречие в культуре и обществе, поскольку существует довольно значительное противоречие между потребностями общества в открытости и потребностями отдельных людей иметь право и возможность высказываться анонимно.

Отметим также, что опосредованность общения приводит к обеднению его человеческих форм, возникает отчуждение субъектов друг от друга, растет дефицит межличностных связей. При этом, отчуждение является специфическим социальным процессом, который характеризуется превращением деятельности человека в относительно самостоятельную силу, господствующую и довлеющую над ним. Человек современной культуры отрывается от многих компонентов реальной действительности, уходит в область фантомных миров, в которых он добровольно или вынуждено должен существовать.

Все это приводит нас к выводу, согласно которому экранный характер соквременной культуры может приобщить человека к великим культурным ценностям и, тем самым, способствовать его интеллектуальному развитию. Но одновременно может и превратить человека в простого потребителя примитивных игровых программ, когда случае происходит отчуждение человека от истинной культуры и плодотворной интеллектуальной деятельности.

Подчеркнем, что данное противоречие порождается именно экраном: человеку становятся доступны дела и интересы всего мирового сообщества, и в то же время он находится в социальной изоляции. Так, совершенствование экранных технических средств, с одной стороны, увеличивает свободу выбора личностью тех или иных культурных ценностей а, с другой, ограничивает сферу межличностных человеческих общений.

Интересно, что при просмотре кинофильма в кинотеатре происходит общение между зрителями в масштабах зрительного зала, что уходит с появлением телевидения, которое сужает сферу общения, как правило, до размеров семейной группы. Экран остается наедине с его пользователем, позволяя пользоваться собой бесконтрольно и вне временных ограничений.

Таким образом, в экранной культуре формируется интерактивное общение, в процессе которого индивид может изменять форму и содержание передаваемой информации в соответствии со своими вкусами и желаниями. Отметим, что если в процессе развития экранной культуры масштабы межличностных отношений уменьшаются, то интерактивность общения возрастает.

Важно заметить, что в киноискусстве интерактивность общения практически отсутствует, в отличие от телевизионной культуры, где зритель имеет возможность выбирать ту или иную программу. Известно также, что в телевидении используются два канала — вещательный и интерактивный. Интерактивное телевидение может быть использовано при демонстрации развлекательных программ, совершении сделок, в процессе обучения.

К числу современных интерактивных телевизионных технологий следует отнести многочисленные телеприставки, некоторые из их имеют жесткий диск, при помощи которого зрители могут во время телепередач изменять программу просмотра, делать паузы, исключать при просмотре передач экранные ролики. Интерактивное общение в телеискусстве реализуется также при выборе художественных передач по телефону, при опросе общественного мнения о той или иной художественной передаче, скаждым днем все более и более корректируя современную культуру.

Остановимся вкратце на допустимости понятия «компьютерное искусство». При помощи возможностей современного экрана через Интернет пользователь имеет возможность широкого выбора демонстрации художественных ценностей, также имеет возможность сам принять участие в создание художественных произведений. При том, что отсутствие профессиональной подготовки при создании подобных произведений не допускает говорить об искусстве как таковом, нельзя не отметить безусловное воздействие современной компьютерной технологии на искусство в следующих направлениях:

  • с одной стороны, компьютерная экранная технология используется в творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов,
  • с другой, — современные информационные средства делают высокую культуру общедоступной, тем самым, снижая ее ценностную планку.

Так, наприемр, большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве связано с живописью и рисунком, что делает актуальными два подхода к использованию компьютеров в этой области, в первом случае компьютер играет роль простого инструмента, в другом — художник задает машине программу, не зная, что из этого получится и компьютер сам создает произведение искусства, которое лишь условно может быть так названо.

Отметим также, что в традиционной архитектуре моделирование проектируемых строений сводится к изготовлению макетов из пластмассы, стали и других материалов, окрашиванию этих макетов, монтажу и фотографированию под разными ракурсами для демонстрации заказчику. Внесение изменений в модель или ее пересмотр нередко приводят к повторению этой работы, при этом, пользуясь компьютером, архитектор может сначала построить модель при помощи существующих ныне архитектурных программ, смоделировать текстурные и ландшафтные особенности проекта, сохранить нужную информацию в памяти машины. Впоследствии, внося изменения, архитектор вводит в компьютер новую информацию, а включение новых данных в общий проект и, при необходимости, построение новой модели берет на себя машина.

Отметим также следующие перспективные направления использования экрана в художественном творчестве:

  • подобная методика существует как своеобразное направление в музыкальном творчестве, именуемое компьютерной музыкой или электронной музыкой, компьютеры очень широко применяются в создании музыкальных произведений, поскольку музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму;
  • компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы, компьютерная музыка синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии;
  • перспективы имеет и творчество художника, которое, включая в себя участие компьютера, осводождает автора от ряда длительной, чисто технической работы, с помощью таких программных продуктов, как и художник может создавать на компьютере наброски, макеты будущих картин или самостоятельные произведения искусства;
  • перспективно также использование экранной компьютерной культуры в театре, что происходит, в основном, моделированием сценических декораций и вариантов светового оформления;
  • возможности экрана очень широко используются в литературе как средство набора, хранения, обработки и перевода текстовой информации.

Отметим, что интерактивное общение — это общение через техническое средство, и оно не может заменить непосредственное личностное общение, в котором люди всегда будут нуждаться. Однако, не стоит забывать, что информационные технические средства осуществляют почти мгновенную передачу культурных ценностей, сжимая пространство и ускоряя время. Информация передается в режиме реального времени, делая пользователя сопричастным к тому потоку истории, который течет именно сейчас.

С.Г. Кара-Мурза, исследовавший проблему изменения сознания людей под воздействием информационных технических средств, отмечает, что некоторая аномальная сила внушения, которой обладает телевидение, сможет послужить симптомом для обнаружения более фундаментальной проблемы — изменение типа сознания и мышления при переходе человечества к новому способу получения информации, не с листа, а с экрана.

Таким образом, пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления, лишает людей непосредственного общения друг с другом. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает невольное стремление к упрощению картины мира, боязни принятия решений, страха ответственности.

Отметим, что подобное мышление часто задается жесткой компьютерной программой, подчиняется правилам формальной логики, становится однозначным, как бы теряя диалектическую гибкость и способность ощущений. Оно становится оторванным от субъекта, лишенным его эмоциональных чувств, интуиции, истинного творческого процесса. Все это приводит к тому, что естественнонаучный подход сменяется искусственно-техническим, информационным подходом, в котором человек как бы индивид активен и участвует как единица сознания, которая постепенно сливается с потоком знаков и образов, продуцируемых экранной культурой.

Постепенно отождествление человека с экранной культурой может привести к потере индивидуальности и снижению общекультурного уровня личности. Подобное мышление и его продукт- знание можно назвать обезличенным и нетворческим, поскольку личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, которая обладает быстротой и точностью в ущерб эмоциональности и диалектичности.

Безусловно, негативное влияние все это оказывает и на культуру как межличностного общения, так и творческой реализации. В морали и поведении людей, в их культурных запросах на первый план выходит критерий практической пользы, целесообразности, человек современной культуры становится все более прагматичным, расчетливым в ущерб своего эмоционального восприятия мира.

Отметим также, что изменение мышления людей оказывает воздействие на их поведение, потребности и способы их удовлетворения, на весь образ жизни индивидов и общества в целом. Все это делает социально значимым исследования корректировки сознания людей под воздействием компьютерной технологии, которая преаращается в.некую новую историческая данность.

Последнее обстоятельство ползволяет нам говорить о новом типе мышления человека экранной культуры как результате отражения процесса компьютеризации общества. Получая через систему СМИ поток обрывочных и случайных сведений, человек остается на поверхности явлений без их критического восприятия и вдумчивого осмысливания. Современная культура начинает превращаться в некую паутину, в которой скапливаются обрывки интриг и фальши, политических игр и потока излишней информации.

Современная экранная компьютерная культура, оснащенная мощными информационными средствами, оказывает и положительное воздействие на мышление людей, поскольку под ее влиянием для современного мышления становятся характерными такие свойства, как слияние образного и логического отражения реальности, обогающее мышление человека, однако лишь в том случае, если этой культурой пользоваться дозированно. Поскольку логическое на экране телевизора, а тем более компьютера, преподносится зрителю в форме образов, что делает восприятие логического более легким, доступным и эмоционально окрашенным.

Впоследствии это приводит к тому, что реализуется гносеологическая функция экранной культуры, выступающая в разнообразных познавательных формах, взаимодополняющих друг друга. Подобное взаимодополнение образного и логического имеет психофизиологическую основу в двух полушариях головного мозга, правое выполняет функцию отражения реальности в виде образов, чувств, левое решает функции рационального познания.

Поскольку оба полушария являются двумя частями одной гиперсложной системы — человеческого головного мозга, они оказываются взаимосвязанными между собой, поскольку мозг человека работает, опираясь и на логику, и на образное мышление. В том случае, когда человек мыслит исключительно логически, одновременно оказывается задействованной и внелогическая часть сознания.

Трудно однозначно ответить на вопрос, превалирует ли в компьютерной культуре образное восприятие мира или оно связано с логическим мышлением, несмотря на образность и мозаичность компьютерного мышления, это мышление ориентирует человека на слияние понятийного и наглядного, быстроту и гибкость, реактивность мысли. Отметим также, что новые навыки, прививаемые современному человеку экранной культурой, не всегда имеет позитивную окраску. Так, компьютерные сайты выдают противоречивую информацию об одних и тех же событиях, что способствует формированию мнения о том, что истин множество.

Все это приводит к тому, что психологический портрет пользователя продуктами экранной культуры и ее техническими возможностями, следующие:

  • внутренняя разобщенность,
  • раздробленность мнений у людей,
  • повышение конфликности,
  • ощущение своеобразного культа информации,
  • однонаправленность мнений,
  • привычка мыслить набором штампов и стандартов.

Поскольку изменение общения под влиянием техники экранной компьютерной культуры вызывает определенные изменения мыслительной деятельности людей, формирует новый стиль этого мышления, то изменения характера и содержания мышления оказывает существенное влияние на язык, который органически связан с мышлением, является средством общения, материальной оболочкой мышления, что влияет на развитие и формирование языка.

Традиционно известно, язык порожден общением людей друг с другом, которое возникает в процессе человеческой деятельности, особенно в процессе труда. Именно труд как целенаправленная и активная деятельность людей, деятельность, имеющая осознанный характер по преобразованию внешних условий существования человека, формирует мышление человека и его язык, который рождается из потребности что-то сказать другому человеку.

Данная логика приводит нас к следующему заключению: поскольку язык возникает как средство общения и эту функцию выполняет и сегодня, вполне естественно, что изменение общения под воздействием экранной культуры способствует изменению языка. В том случае, если язык как средство общения не используется или же используется редко, сам по себе язык меняется.

Безусловное негативное влияние на эволюцию языка оказывает телевидение, поскольку ведущие и дикторы бывают порой неграмотны и используют скудный язык, это оказывает негативное воздействие на язык и мышление телезрителей, а,зачастую, и на их поведение. Трудно не согласиться с тем, что современное функционирование экранной культуры привело к тому, что в русском языке сложился своеобразный экранный жаргон.

Поскольку под влиянием быстрых изменений технической базы экранной культуры с калейдоскопической скоростью происходят языковые изменения, появляются новые слова, новые выражения, однако сам по себе язык становится беднее, примитивнее.

Рассмотрим следующие изменения мышления и языка под влиянием информатизации общества проявляется в экранной компьютерной культуре:

  • реверсия,
  • экзуция.

Первое изменение состоит в том, что в процессе развития и функционирования культуры происходит своеобразное возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психологических компонентов и способов общения. Для ранних стадий развития общества присуще мифологическое сознание со свойственными для него особенностями:

  • логическая составляющая еще отчетливо не отделилась от эмоциональной сферы,
  • нерасчлененность в содержании этого сознания субъекта и объекта,
  • неразделенность предмета и знака,
  • мифологическое мышление выступает, в основном, в знаково-символической форме.

На смену мифологизму в современной культуре пришли выработанные социальные нормы и правила общения, которые присутствуют не всегда, провоцируя порой первичный, примитивный, до сих пор подавляемый способ реагирования. Подобный процесс происходит в условиях информатизации общества. Связанные с этой информатизацией явления и процессы трудно укладываются, согласуются с существующими в индустриальном обществе жесткими нормами не только в политической жизни, но и в экономике, духовной культуре, в том числе в мышлении и языке.

Отметим также, что поскольку отказ от жестких норм в экранной культуре сопровождается некоторым количеством удовольствия, то оно становится притягательной силой экранной культуры, выражающейся в форме символов, заставляет телезрителя или пользователя компьютером часами сидеть у экрана телевизора или дисплея компьютера, меняя стиль своего мышления и способы его выражения — язык.

Остановимся вкратце на реализации в экранной культуре реверсия, в частности, изменений роли письменной речи. Письменность современных пользователей компьютерных сетей приобретает атавистические особенности, характерные для письменной культуры. Поскольку система электронной почты возродила навыки письменного общения, которые постепенно сходили на нет после появления телефона и радиосвязи, при переписке посредством компьютерных сетей усваиваются новые формы общения.

Отметим также, что в экранной компьютерной культуре значительные трудности вызывает эмоционализация письменной речи, так как навыки письменного выражения эмоций мало развиты у большинства людей за исключением тех, кто обладает специальными способностями или подготовкой. Эмоции выражают «смайлики», которые восполняют отсутствие невербальных средств коммуникации в компьютерном мире, которые являются необходимым условием полноценного обмена. «Смайлики» представляют собой значки, фигурки, состоящие из разнообразных сочетаний: двоеточий, являются своеобразной реверсией письменности человека давно прошедшей эпохи. Отметим, что потребность дополнить слово рисунком является отголоском далекого прошлого.

Подчеркнем, что функционирование компьютерной культуры сопровождается не только реверсией, но как бы прямо противоположной тенденцией – экзуцией, которая заключается в отмирании ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности:

  • межличностные общения заменяются анонимными,
  • приобретенные навыки общения при помощи компьютера переносятся в социальную реальность,
  • происходит упрощение и обеднение непосредственного межличностного общения, многозначный, эмоциональный язык межличностных общений сменяется эмоционально блеклым, сухим, рациональным языком.

Анализируя особенности экранной культуры и воздействия ее непосредственно на экранную культуру кино, отметим, что в информационном экранном мире изменяются взаимоотношения людей друг с другом и с обществом в целом. Результатом изменения этих взаимоотношений отчасти явилось наличие в функционировании экранной культуры двух тенденций — массификации и демассификации.

Поскольку связь экранной культуры с массовой культурой обусловливает массовый характер самой экранной культуры, в содержание последней входят многочисленные артефакты мировой культуры. Крупнейшие библиотеки мира и знаменитые музеи, памятники архитектуры и истории, концертные залы и театры становятся доступными широкому кругу зрителей и слушателей. Доступность многочисленных культурных артефактов десяткам миллионам людей приводит к распространению массовых форм их жизнедеятельности.

Остановимся вкратце на демассификации: современные информационные технические средства создают новое культурное всемирное сообщество людей, не лишая их индивидуальности. Человек может получить и передать любую необходимую ему информацию в нужное время и в любом месте, мгновенно связаться с нужным ему человеком или учреждением. Нынешние средства массовой информации все в большей степени переходят в режим удовлетворения эстетических запросов различных групп потребителей и индивидуальных абонентов.

Таким образом, современная информационная технология позволяет получать не массовую, а индивидуальную информацию, которая соответствует запросам потребителя.

Все это приводит к тому, что средства массовой информации переходят в свою противоположность и становятся и средствами индивидуальной информации. Возникает ощущение, словно сетевые и телекоммуникационные технологии существуют для одного человека.

Впоследствии все это приводит к тому, что новая коммуникативная система, порожденная экранной культурой, одновременно интегрирует в глобальном масштабе производство и распространение слов, звуков и изображений в нашей культуре и приспосабливает их к персональным вкусам и настроениям индивидов. Таким образом, демассификация культуры повышает роль личностного, индивидуального начала. Но при этом лишает его реальной социальной адаптации.

Отметим, что на основе творческого отношения к другим личностям и к самому себе люди организуют свои потребности и желания, они становятся идентичными себе. Именно идентичность позволяет разделить себя с окружающим миром, помочь осмыслить свой внутренний мир, осознать себя. Формирование идентичности происходит под воздействием растущего разнообразия социума, жизненной среды человека, что особенно характерно для периода становления информационного общества.

Трудно не согласиться с тем, что человек современной культуры в условиях динамичных социальных и технологических изменений часто чувствует свою незащищенность. Это свя\зано с теем, что происходит конфликт между глобализацией человеческой жизнедеятельности, сопричастности личности к общему и индивидуальному внутреннему миру человека актуализирует проблему идентичности.

Важным также является тот факт, что в исторический период, характеризуемый деструктурированием организаций, делегитимизацией институтов, угасанием крупных общественных движений и эфемерностью культурных проявлений, идентичность становится главным, источником личностных смыслов. Последние формируются на основе представлений людей о том, кем они являются, а не основе реальных взаимодействий с окружающим миром. Последние, собственно, и нарушает экранная компьютерная культура.

Следует отметить, что процессы демассификации экранной культуры нельзя отрывать от процесса ее массификации, поскольку человек современной культуры может удовлетворить свои вкусы и желания в процессе потребления художественных артефактов потому, что имеет возможность широкого выбора информации, предлагаемой ему культурой. Все это приводит к фундаментальным трансформациям культуры, изменению основных ее тенденций на основе внедрения новых информационных технологий.

Необходимо также отметить, что в процессе демасификации происходит постепенный переход от письменной культуры к аудиовизуальной, на смену газетной, журнальной и книжной статьям приходит экранная страница телевидения и компьютера.

Введение

Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Фактически в культуре произошла смена эпох: после тысячелетнего господства книга оказалась в ситуации конкурентной борьбы с экраном. На смену логоцентристскому пришел новый тип культурно-информационного пространства, где нейтральное место принадлежит визуальному образу. Система “экранная культура” включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.

Многие полагают, что развитие экранной культуры не уничтожает преимуществ книги. Она расчитана на спокойное и вдумчивое чтение, на получение эстетического удовольствия не только от содержания, но и от оформления произведений классической литературы, томика любимых стихов, увлекательного детектива или фантастики. Отметим также, что для серьезной интеллектуальной работы сегодня нужны не только компьютеры, но в первую очередь книги, где содержится подавляющая часть культурной информации, особенно когда речь идет о прошлом.

Таким образом, экранная культура  это культура, основным носителем текстов которой является не письменность как прежде, а экранность. И в этом смысле, экранная культура  логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница  это ожившая, озвученная книжная страница. Современная экранная культура формируется на основе последних достижений современной цивилизации: компьютеров, телевидения, видеотехники, современных средств связи, каналов передачи информации.

Экранная культура позволяет выйти в информационное пространство, расширить диапазон выбора, увеличить скорость подключения к любому потоку информации. При этом особенно важным является то, что выбор делает сам человек. Вовлечение в информационные процессы освобождает человека от рутинной работы.

Если при общении с книгой человек ограничен временем и пространством, то экранная культура позволяет ему знакомиться с традиционными культурами. моделировать варианты прошлой, настоящей и будущей культуры.

Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком котороых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

I Мультимедиа как один из видов инновационных технологий.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедиа, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает эмоциональное воздействие на человека. Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

В современной социокультурной ситуации весь спектр информационно-коммуникационных технологий, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становится все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Образование на основе совместных интересов локальных и интернациональных сообществ, благодаря легкодоступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (арт-серверы, листы-рассылки, видеоконференции и т.д.) в целом повышает динамизм культуры и общественных связей. При этом особенно важным становится осмысление места мультимедиа в современной культуре, а также анализ данного феномена как явления массовой культуры, каким он является на начальном этапе своего развития.

Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека.

Мультимедиа как учебный предмет появился сравнительно недавно. Первоначально это был раздел курса прикладной информатики, где наряду с другими технологиями информационного общества рассматривались и мультимедийные в частности. В качестве самостоятельной учебной дисциплиныв ряде вузов, в том числе и российских, мультимедийные технологии начинают изучаться с начала 1990-х гг., хотя некоторые ответвления его, связанные с экранной культурой, медиаобразованием, имели место в 1960 – 70-е гг. и ранее.

Не вызывает сомнения, что мультимедийная технология даже на начальном этапе своего развития выводит общение между пользователем и компьютером на новый уровень, расширяет спектр форм и средств информационного обмена. Она усиливает элемент творчества как в процессе

подготовки обучающих программ, так и в процессе самого обучения, сокращая долю рутинной и неинтересной работы, совершенствуя процесс преподавания.

Будущим специалистам, которым предстоит работать в век электронной культуры, особенно важно иметь представление о принципах создания мультимедийных продуктов, программно-техническом обеспечении и перспективах предоставления мультимедийных услуг пользователям информационных учреждений.

Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как мультимедиа, мультимедийное искусство, медиакультура.

Мультимедийное искусство (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура или аудиовизуальная культура могут выступать системой уровней развития личности человека, способного

воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Медиаискусства (media arts) – искусства, основанные на медиаформе (тоиесть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (печать, фотография, радио, грамзапись, киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.). Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура или аудиовизуальная культура могут выступать системой уровней развития личности человека, способного

воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Медиаобразование (media education) – процесс образования и развитии личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощимедиатехники.

Представленные определения не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения. Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности? Сам термин «мультимедиа» многозначен.

Мультимедиа означает, что компьютер может предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

В «Энциклопедии “Кирилла и Мефодия”» мультимедиа определяется как электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.).

В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще – анимации и видео

Мультимедиа - это собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых используется несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео, фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Мультимедиа – это многообразие форм передачи информации.

Таким образом, в современном мире мультимедиа – совокупность технологий, синхронно использующих тексты, графику, видео-элементы, звуковые эффекты, фотографии, анимацию и др. Иными словами, это сочетание визуальных и аудио-эффектов с помощью интерактивного программного обеспечения.

Благодаря одновременному воздействию на потребителя графической, аудиовизуальной (звуковой) и визуальной информации, мультимедийные средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, так и в практику информационных учреждений и в домашний досуг. Отдельным направлением развития мультимедийных средств является их использование в так называемых «бизнес-приложениях»- программах для специалистов различного профиля.

Мультимедийные ресурсы отличаются от «немультимедийных» прежде

всего тем, что:

1) данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;

2) они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.);

3) их существенной особенностью является интерактивность – активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние. Пользователь может взять тот или иной Интернет- продукт, например, и тут же добавить в него свои материалы, тем самым выступая его соавтором, сотворцом;

4) наличием гипертекста.

Что привлечет к себе больше внимания: статичное изображение или яркий и динамичный мини-фильм с великолепно подобранным музыкальным сопровождением? Человек устроен так, что легче и быстрее всего воспринимает информацию, при подаче которой задействованы и органы зрения, и органы слуха. Необходимо важно сделать любую информацию легкодоступной и воспринимаемой.

Являясь действенным инструментом визуализации и представления информации, мультимедиа сегодня активно используется в науке, бизнесе, искусстве. Мультимедийные технологии позволяют создавать электронные издания (презентации, каталоги) в виде виртуальной реальности и обеспечивают эффективное восприятие любой информации в условиях интерактивного режима взаимодействия. Важным преимуществом любого типа мультимедиа-продукции является простота и доступность в работе с ней.

В зависимости от способа подачи информации мультимедиа выделяют следующие разновидности.

    Мультимедиа , построенная на взаимодействии разнообразных информационных составляющих (текста, видео, графических элементов) при помощи гиперссылок. Это может быть специально оформленные текст или графическое изображение, где каждая из гиперссылок ведет к конкретному информационному блоку.

    Мультимедиа , основанная на интерактивности. В этом случае у пользователя есть возможность самому выбирать нужную информацию, очередность и скорость ее отображения

В зависимости от целевой аудитории, для которой предназначена та или иная информация, мультимедиа-продукцию можно разделить на обучающую и бизнес-приложения.

К обучающей группе можно отнести разнообразные электронные справочники, энциклопедии, программы, дающие пользователю знания в той или иной сфере (например, обучение иностранным языкам, игре на гитаре и т.д.). Широкие изобразительные возможности мультимедиа позволяют максимально эффективно воспринимать и запоминать самую разную информацию.

В бизнес-среде мультимедиа – продукция становится особенно популярной. Как правило, она представлена в виде презентаций и каталогов, которые дают возможность оригинально и ярко донести до потребителя исчерпывающую информацию о компании, направлении ее деятельности. Более того, мультимедиа позволяет не только рассказать, но и наглядно продемонстрировать сильные стороны и преимущества своей продукции перед конкурентами. Результатом такого воздействия обычно является увеличение объемов продаж и уровня востребованности услуг. Кроме того, компания, использующая в презентации своей деятельности мультимедиа-технологии , повышает свой авторитет и укрепляет имидж динамично развивающегося предприятия в глазах клиентов и деловых партнеров.

II Мультимедиа в структуре культурного феномена.

Мультимедиа является культурным феноменом, обязанным своим возникновением исторически - постиндустриальному обществу, техническому – развитию коммуникационных технологий, прежде всего, электронной коммуникации, художественно - неограниченным, развернутым в будущее способам соединения изобразительных и выразительных средств, отражения реальной и создания виртуальной действительности.

Мультимедиа выступает новой технологией социокультурных коммуникаций и культурного обмена, особенности которой состоят в том, что данный феномен не только фиксирует транслируемое аудитории явление в формах самого явления, но и прогнозирует его развитие, апеллируя как к воображению реципиента, так и «реально», через систему звукового, зрительного, а сегодня тактильного и ароматического рядов. Мультимедиа является отличительной характеристикой такой формы межкультурной коммуникации, как сетевое общение, позволяющей соединить целые миры и континенты с индивидуальным типом восприятия различных видов информации, художественность общения в Сети с неограниченным набором аудиовизуальных, интерактивных, гипертекстовых и гипермедийных средств.

Культура, если под ней понимать вторую природу, есть все то, что создано человеком, безгранична.

Однако не все, созданное человеком, способствует его развитию, соответствует его ценностям. Явлением культуры можно признать только ту часть мультимедиа, которая развивает, ценностно обогащает, совершенствует человека, выступает с ценностным плюсом. Понимание культуры позволяет высветить перспективы исследования природы мультимедиа:

1) сам культурный феномен мультимедиа и его оценка культурологами,

теоретиками, практиками и культурным сообществом;

2) рефлексия общества, создателей и пользователей мультимедиа на изменения в традиционном культурном менталитете в связи с высокими скоростными трансформациями современной культуры, а также с техническими инновациями в моделях информационно-коммуникационных каналов;

3) дигитализация (оцифровка – от англ. digital) культурного наследия, что предполагает комплексное осмысление данной проблемы специалистами не

только собственно информационно-технологической, но и философской, культурологической и социально-культурной сфер. Эти направления стимулируют формирование научного.

Мультимедиа в Интернет становится масштабным социокультурным феноменом, стимулирующим не только собственное развитие, но и существенно влияющим на все сферы общественной жизни. Пользователи Сети становятся обладателями принципиально новых коммуникационных возможностей, для многих из них Интернет выступает инструментом профессиональной самореализации. Субъекты мультимедиа начинают дифференцироваться в зависимости от статуса и ролей в Сети: это основатели Интернета, модераторы и собственно пользователи, - каждая из которых имеет свою портретную характеристику, мотивацию и другие отличительные признаки. Статусный портрет пользователей мультимедиа (преимущественно молодежь в возрасте от 18 до 27 лет) позволяет уточнить характер потребностей и интересов, динамику популярности ресурсов и услуг, а также рассмотреть Интернет как особый катализатор глобальных изменений и сдвигов в социуме, в социально-психологической сфере, в социально-экономической и культурной атмосфере общества.

Молодежная субкультура представляет собой новое социокультурное явление, приоритетными чертами которого выступают коммуникация, форма самореализации и креативные потребности.

Как форма художественного творчества мультимедиа обладает новыми средствами, специфическим проявлением которых являются:

1. хранение – обработка и представление информации в цифровой форме; транслирование различных видов информации (не только текстовой, но и звуковой, графической, анимационной, видео и т.д.);

2. интерактивность – активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние и сотворчество; наличие гипертекста.
Мультимедиа не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В этом смысле мультимедиа выступает не столько продуктом «технологической революции», сколько цифровым воплощением идей, которые присутствуют в разных видах искусства и деятельности на протяжении тысячелетий. Мультимедиа также рождает новые формы художественного творчества (компьютерная графика, анимация и др.) и новый тип культуры.

Критическая масса культурного наследия, оцифрованного и представленного в Сети, позволяет говорить о становлении такого вида культуры, как электронная.

Заключение

Мультимедиа становится важным инструментом в профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Актуальным является уточнение места мультимедиа как предмета и средства преподавания в системе культурологического образования, а также расширение спектра учебных и научных специальностей в области прикладной культурологии.

Будучи информационно-коммуникационной технологией мультимедиаи позволяет преодолевать физическое пространство и через интенсификацию обмена информацией способствует постепенному нивелированию разрыва между центром и периферией по концентрации культурной жизни исключительно в мегаполисах. В результате мультимедийные и, в частности, Интернет-технологии (которые по сути своей мультимедийны) позволяют российскому, и не только российскому, сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы.

Мультимедийные средства обладают большим постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации.

Список используемой литературы

    Борзенко А., Федоров А. Мультимедиа для всех. – 2-е изд. – М.: КомпьютерПресс, 1996. – 251 с.

    Вернер Ингенблек. Все о мультимедиа. – Киев: BHV, 1996. – 352 с.

    Воройский Ф. С. Информатика. Новый систематизированный словарь справочник. Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах. – 2-е изд., перераб., доп. – М.:Либерея, 2001. – 536 с.

    Дьяконов В.П. Популярная энциклопедия Мультимедиа. – М.: ABF, 1996. –390 с.

    Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. – М.:ИПО Профиздат, 2002. – 224 с.

    Каптерев А.И., Шлыкова О.В. Введение в мультимедиа: Учеб.пособие/ М-во культуры РФ, МГУК. – М., 1997. – 105 с.

    Кирмайер М. Мультимедиа /Пер. с нем. – СПб.:BHV – Санкт-Петербург,1994. – 192 с.

    Культура культура торговли, качество обслуживания покупателей, культура обслуживания покупателей. Культура торговли... -менеджер видит на экране всю хронологическую последовательность... товаровед-менеджер видит на экране предупреждение о снижении товарных...

  1. Реферат >> Культура и искусство

    ... культуры 4. Послевоенная культура России 5. Советская культура в период "оттепели" и "застоя" 6. Отечественная культура и "перестройка" Глава 1. Советская культура ... снятого, но не допущенного на экран в силу "идеологической невыдержанности" или присутствия...

О понятии экранная культура стало уместно говорить после изобретения кинопроектора и развития киноискусства. С развитием кино и телеискусства, а также компьютерных технологий и интернета экранная культура из простого понятия сформировалась в сложное явление. Сегодня экранная культура – это социокультурное явление, включающее в себя кино, телевидение, радио, видео, все виды аудиовизуальных произведений, персональные компьютеры, интернет, 3D-эффекты, анимацию, гаджеты, видеоигры, видео инсталляции. Экран и, следовательно, экранная культура, прочно вошли в жизнь каждого человека, практически вытеснив из сферы первоочередных интересов книгу, театр и элитарные виды искусства. Следует отметить, что залы драматических, оперных театров не опустели и издание книг не снизилось. Более того, потребительский спрос на литературу высок, в том числе и в искусстве кинематографа, поскольку произведение литературы было и остается основой фильма. В данном контексте можно возразить тем, кто утверждает, что экранная культура пришла на смену книжной или письменной. Напротив, экранная культура следующий этап развития книжной и письменной культур, она их дополнение в сфере суггестивных возможностей и гедонистических, когнитивных, коммуникативных и идентификационных функций.

Экранная культура – это ожившая литература, пост литература, одна из форм интерпретации художественного текста. Один художественный текст, произведение литературы может стать основой следующего произведения – оперы, драматического спектакля, балета, фильма и т.д. Однако истинным произведением искусства оно становится благодаря творцу. Текст, видоизмененный взглядом, мыслью, идеей и режиссерской сверхзадачей творца становится произведением искусства другого жанра. Талант и мастерство художника, его собственное авторское видение, чувство прекрасного (эстетика), идейность, сверхзадача, традиции и новаторство являются главными показателями подлинности произведения искусства.

Зачастую аудиовизуальное произведение меняет представление зрителя о героях, их поступках и, в целом, о том или ином литературном тексте, сложившемся после прочтения книги. Многие персонажи ассоциируются в подсознании зрителей с сыгравшими их актерами. Так аудиовизуальное произведение как вид экранной культуры создает киноленту видения места действия, времени действия, целой эпохи или поколения, моды и образа жизни людей того или иного периода, традиций и всей жизни народа, формируя зрительское восприятие литературы и вкусовые предпочтения личности. Несмотря на многократную экранизацию мировым кинематографом одного и того же произведения, очень часто всего один фильм или образ сохранялись в памяти у нескольких поколений зрителей в качестве эталона или модели великого героя или героини. К примеру, роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, начиная с 1910 года по 2012 год, был экранизирован 22 раза, из них 9 экранизаций в немом кино. Образы Анны Карениной и Алексея Вронского из знаменитого романа Л.Толстого на долгие годы в памяти советских зрителей сохранились в интерпретации Татьяны Самойловой и Василия Ланового («Анна Каренина», реж. А.Зархи, 1967 г.). В классическом голливудском кинофильме «Анна Каренина» (1935 г.) режиссера Клэренса Брауна Анну сыграла Грета Гарбо, Вронского – Фредрик Марч. За роль в этом фильме Грета Гарбо получила New York Film Critics Circle Award в 1935 году в номинации «Главная женская роль». Фильм был признан Лучшим иностранным фильмом на Венецианском фестивале . В дальнейшем Анну Каренину сыграли такие знаменитые актрисы, как Вивьен Ли (Великобритания, реж. Жюльен Дювивье, 1948 г.); Жаклин Биссет (ТВ, США, реж. Саймон Лэнгтон, 1985 г.); Софи Марсо (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.); балерина Майя Плисецкая в фильме-балете Маргариты Плихиной (СССР, 1974 г.). Вронского сыграли Джон Гилберт (США, реж. Эдмунд Гулдинг, 1927 г.); Шон Коннери (ТВ, Великобритания, реж. Рудольф Картье, 1961 г.); Шон Бин (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.) и многие другие .

Следует отметить, в актерской биографии знаменитой актрисы Грета Гарбо роль Анны считается одной из лучших. Она сыграла главную героиню романа два раза. Первый раз – в 1927 году в голливудском немом кино кинорежиссера Эдмунда Гулдинга. Финал данной экранизации отличается от авторского своим счастливым концом, когда Каренин умирает, и Анна с Вронским воссоединяются. Фильм не был принят критиками, поскольку даже в европейской версии произведение Л.Н. Толстого узнается с трудом. При этом исполнение Греты Гарбо было принято зрителями и критиками единогласно. Спустя восемь лет актриса повторила свой успех второй раз, сыграв Анну Каренину в звуковой экранизации Л.Толстого. Данная постановка 1935 года включена в список лучших фильмов мирового кинематографа.

Таким образом, из многочисленных экранизаций зритель принял и запомнил всего несколько версий и образов. Остальные версии в сознании творцов и потребителей воспринимаются сравнительно, через призму наиболее удачных экранизаций. Связано это с тем, что в подсознании уже сформированы образы до тончайших деталей – тембра голоса, взгляда, жестов и т.п.

Тем не менее, каждая экранизация претендует на переоценку и переосмысление, как самого произведения, так и ранних версий и образов, потому что при просмотре фильма, снятого на основе известного произведения литературы, зритель мысленно в своем воображении, виртуально погружается в мир предлагаемых обстоятельств автора фильма. Режиссер фильма предлагает свое видение сюжета, истории, своих героев и порой свой финал, отличный от книжного финала. Фильм влияет на восприятие уже известной истории и героев, несмотря на то, что первичные и вторичные впечатления были сформированы в других интерпретациях, в других жанрах. В данном контексте от удачной постановки авторов и исполнителей зависит зрительское восприятие. Таким образом, экранная культура способна создавать и разрушать, влиять и направлять, манипулировать и «очищать» (катарсис). З.Фрейд считал, что художественные образы вызываются глубокими бессознательными побуждениями их создателя. По мнению Фрейда, глубокому впечатлению от художественного произведения соответствует «приманка» или «заманивающее наслаждение» со стороны художественной формы или ее техники . Поэтому на создателе аудиовизуального произведения, на творцах огромная ответственность за созданное экранное произведение и его суггестивные последствия в будущем. Поскольку зритель проживает каждое событие и поступки, запечатлевает их в своей памяти, которые могут стать лейтмотивом жизни и моделью поведения.

В современных условиях цифровых технологий и возможностей погружения в виртуальную среду при помощи различных видео, свето-, звуко эффектов, 3Dформата, позволяет экранной культуре быть наиболее действенной, эффективной и популярной у зрителя. Именно благодаря факторам доступности, эффекта «присутствия» и эффекта «соучастника» событий, экранное искусство доминирует среди всех видов искусств и, как следствие, экранная культура является модератором вкуса и интересов личности.

Однако данная тенденция, сложившаяся за последние годы не позволяет нам утверждать, что литература вытеснена из сферы интересов современного человека. Напротив, появилась электронная книга, которая сделала еще более доступной и интересной печатный вид. На рубеже веков бурное развитие приобрели аудиокниги. CD-диски с аудиопроизведениями литературы, как новые формы книг, также являются сегодня частью экранной культуры.

Таким образом, развитие видеотехнологий в течение ХХ века способствовали рождению нового типа культуры – экранной. Развитие цифровых технологий и видеоформата, видеоизображения на рубеже ХХ-ХХI веков позволили говорить об экранной культуре, как о сложном социо-культурном явлении. Экранная культура уникальна по своей структуре, потому что это гармоничное соединение возможностей техники, искусства и личности творца. Экранная культура сегодня – это ультра современные технологии, цифровые форматы, возможности творчества и коммуникации. Однако аудиовизуальное произведение, созданное с использованием последних технических изобретений, становится частью экранной культуры только при наличии творца и потребителя. В каждом виде искусства, в каждом жанре присутствует творец и потребитель, то есть объект и субъект творчества. Более того, произведение искусства не может состояться без творца и потребителя.

В современной экранной культуре наблюдается тенденция сужения грани между творцом и потребителем, они сливаются в единое целое. Это связано рядом причин: во-первых, аудиовизуальное произведение сегодня является виртуальной реальностью и эффект «присутствия» и «соучастия» максимальны; во-вторых, при современных технических возможностях каждый может стать автором собственного фильма и, поместив его в интернет сетях, собрать круг своих зрителей и фанатов. Так, в современной экранной культуре наблюдается тенденция разделения объектно-субъектных отношений, то есть, исчезает четкая грань между творцом и потребителем. Более того, многие современные творцы оказались в психологической зависимости от технических возможностей, используемых экранной культурой, что приводит к чрезмерному увлечению компьютерным моделированием. Техническая часть некоторых современных фильмов доминирует над художественностью. Красиво воссозданному на компьютере кадру зачастую не хватает идейности, души, жизненности, правдоподобности.

Компьютерные технологии упростили создание экранного произведения и доступ к его потреблению. Так экранная культура стала восприниматься активной частью потребителей аудиовизуальной продукции, как некий гаджет или игра.

Следует отметить положительные и отрицательные стороны новых технологий в создании аудиовизуальных произведений.

Внедрение новых технологий и возможности их использования в интернете каждым человеком создает с одной стороны, основу для самореализации и творчества, с другой – иллюзию я-идентификации профессионального творца, автора высокохудожественного произведения.

Доступность видеокамер высокого качества и возможности создания в домашних условиях авторских фильмов (видео и звуковой монтаж, цветокоррекция и т.п.) действительно создали новую среду любительских фильмов и перспективы для развития любительского творчества и перехода его в профессиональное.

Таким образом, перед творцами и потребителями экранной культуры в ХХI веке стоит новая задача – сохранения профессиональной грамотности и соблюдения этических норм в обращении с аудиовизуальными произведениями. Положительной стороной размыва грани между творцом и потребителем является открытие новых возможностей в творческой самореализации, в глобальной коммуникации и просвещении. Из отрицательных сторон следует назвать деформацию я-представления личности. Видеоролик или фото коллаж, созданные самостоятельно в домашних условиях и собравшие в You Tubе тысячные просмотры и «лайки» формируют у его автора ложное представление о себе, повышают самооценку и понижают критическое восприятие.

Несомненно, развитие техники развивает творческие возможности личности, открывает для нее новые пространства, новый виртуальный мир непосредственно перед экраном компьютера, но, к сожалению, не всегда развивает общую культуру, так как создает иллюзию “все возможности”, “все доступности”, вездесущности и даже вседозволенности, отвергая базовые ценности. Пожалуй, в этом экранная культура уступает книжной, театральной или другой традиционной культуре, насчитывающей многовековую историю. Это, надо полагать, еще одна задача будущего перед экранной культурой, которой предстоит заняться поиском новых форм для решения всех поставленных перед ней задач.

Учитывая сложившиеся положительные и отрицательные тенденции в создании и восприятии аудиовизуальных произведений, на современном этапе экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике выявления, определения, анализа и способов самоидентификации творца и потребителя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека. Миф как очень древняя форма донаучного знания. Ценности и социальные нормы в мифологии. Мифы политической и общественной жизни, этнической и религиозной самоидентификации, массовой культуры.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Современная экранная культура: трансляция интересов общества. Типология и динамика экранного насилия. Модусы эстетизации насилия на современном экране, особенности его функционирования. Эстетизация насилия на примере фильма "Законопослушный гражданин".

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Тенденции развития, гуманистические принципы и идеалы культуры XX века. Развитие науки, идеи новой космической культуры, установка на научно-рациональное познание мира. Глобальные проблемы современности, кризис цивилизации и их отражение в культуре.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Основные этапы развития российской культуры. Славянская культура, принятие христианства, культура Древней Руси, культура Московского и Киевского государства. Петровская эпоха. Советская культура и культура современности. Основные культурные центры.

    презентация , добавлен 07.10.2015

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Содержание массовой культуры. Развитие средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Средства компьютерного отображения информации.

    презентация , добавлен 14.12.2012

    Возникновение понятия "культура", его современное значение. Культура как способ национальной самоидентификации. Структура и основные функции культуры как неотъемлемого атрибута существования человека. Характерные черты и специфика украинской ментальности.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

УДК 7(097)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.А.Алиев

Цель статьи - изучение телевидения как неотъемлемой части экранной культуры в эпоху информационного общества. Главная задача исследования - изучить систему «экранной культуры» и телевидения, которые в ходе развития компьютерной промышленности снабжаются новыми техническими средствами. Телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации, но и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Ключевые слова: экранная культура, телевидение, информационное общество, телевизионное искусство.

E.A.Aliyev TV in system of screen culture.

The purpose of clause studying of TV as integral part of screen culture during an epoch of an information society. The main task of research to study system “screen culture” and TV, which process of the computer industry is supplied with new means. The TV, being a component of screen culture, is not only mass media. The TV as a kind of art is as well means of mastering, accumulation, storage and transfer to the future generation’s national-cultural heritage.

Key words: screen culture, TV, information society, TV art.

«Экранная культура» тесно связана с научно-техническим прогрессом. Технический прогресс явился причиной создания таких артефактов экрана, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Экранная культура, являющаяся носителем информации, адресована непосредственно обществу. Она является такой формой культуры, где экран - материальный носитель текста информационного характера.

Экран (с французского «ecran» - щит, ширма) - устройство, обладающее способностью принимать, обращать и отражать различные энергетические лучи. Экран предназначен для использования лучей или же защиты от них . Однако главной его функцией является получение изображения с помощью электронных лучей. Именно эта функция оценивается как основной технический базис экранной культуры. Отсюда вывод, что экран - это сугубо техническое понятие. С его помощью зрители в наглядно-образной форме создают связь с экранной культурой. Экран прошел ряд революционных технических стадий: переходя из своей первоначальной формы, то есть из белого полотна кино в устройство, отражающее электронные лучи телевидения и далее, пройдя в последнюю эволюционную форму - дисплей компьютера. На каждом этапе вышеуказанного процесса развития способность экрана отражать изображение совершенствовалось. А это, в свою очередь, устранило разницу между реальным миром и миром знаков. На современном этапе экранные артефакты явились причиной создания специального виртуального мира.

Развитие экранных средств, передающих информацию, дало толчок формированию «экранной культуры». Пожалуй, можно согласиться с мнением русского исследователя В.Полиектова о том, что «каждый научно-технический прогресс и научный переворот исторического значения вместе с тем формирует новые «эпистемологические метафоры». А это обусловливает контроль над образом мышления и манерой поведения общества». Начиная с конца XX века и до сегодняшнего дня, одной из таких метафор стал «экран». «Экранный» феномен создал почву для создания экранной культуры. Таким образом, «экран», «экранизация», «экранная реальность» и связанная с ним «виртуальная реальность» стали центральным культурным феноменом XX века .

Сегодня формируется новый тип экранной культуры, сочетающий в себе технические возможности информационных технологий с интеллектуальным потенциалом человека. Критерием, определяющим экранную культуру, является именно «экранизация», а не «запись», являющаяся материальным носителем информации. Эта культура создана на основе системы изображений экрана, речи различных персонажей и имитации событий. Экранная культура, проходящая процесс развития, является интерактивным плодом, созданным на основе системы мирового опыта человеческой деятельности.

Многие характерные черты экранной культуры раскрываются в ее формулировке. Согласно заключению, приведенному в научной литературе, для того чтобы дать общую формулировку «экранной культуры» нужно систематизировать все мировые методы подхода и изучения.

Система «экранной культуры» совмещает в себе три основных элемента, органически

связанных друг с другом - кино, телевидение и компьютерную культуру. Главным фактором, создающим систему экранной культуры, является представление какого-либо объекта в аудиовизуальной и динамичной форме. Этот фактор, касающийся всех трех элементов экранного искусства, создает системную связь между кино, телевидением и компьютерной культурой. Сегодня формируется фактор «представления информации в цифровой форме», которая параллельно создает достижение научно-технического прогресса. Электронно-цифровой метод характерен наиболее всего для компьютерной культуры.

Передающая информацию продукция экрана сочетает в себе все элементы экранной культуры. Согласно формулировке, данной В.Егоровым в «Терминологическом словаре телевидения» (1997): «Телевидение - создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации» .

Сущность телевидения, как и других средств массовой информации (в дальнейшем СМИ), определяется категорией «времени» и «пространства». Категория «времени» обусловливается гармоничной продолжительностью телевидения в определенном временном отрезке. А категория «пространства» телевизионных передач определяется синхронностью, регулирующей прямую связь телевидения с аудиторией, то есть передачей той или иной аудиовизуальной информации большой аудитории, включающей различные возрастные группы людей. Кроме этого существуют еще и другие отличительные особенности телевидения: полифункциональность, направленность в одну сторону, возможность свободного выбора телевизионных программ, персонификация информации, возможность усвоения визуальной продукции и т.д.

Говоря об общей эстетической сущности телевидения его, обычно представляют как запутанную систему, отражающую реальность. На самом деле, являясь единой системой, телевидение состоит из двух основных частей «художественной» и «нехудожественной». Система художественного телевидения включает различные виды телепрограмм, созданных посредством экранного искусства. А к нехудожественной системе телевидения относятся передачи информационного плана, в том числе публицистические, образовательные, дидактические, спортивные и другие передачи.

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Значимость экранной культуры с каждым днем растет все больше и больше, на основе аудиовизуальной техники, компьютера, видеотехники и новейших средств связи, созданных в постиндустриальном информационном обществе. Получение хранение, передача и использование информации происходит с помощью новых технологий. А это, в целом, становится причиной коренных изменений в культуре. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в получении и передаче информации опирающаяся на космические компьютерные технологии «экранная культура» по своей сути носит интернациональный характер и с легкостью переходит границы национальных государств. Экранная культура не знает языковых ограничений и без «переводчика» находит путь к сознанию многоязычной публики.

В информационном мире трансформируются формы взаимных отношений людей друг к другу и в целом к обществу. Трансформация взаимоотношений обусловливает еще две тенденции

в развитии экранной культуры - массовость и антимассовость (индивидуальность). Специалист Азербайджанского телевидения, профессор Эльшад Кулиев в своем исследовании под названием «Телевидение: теория, тенденции развития» (2004) совершенно верно отмечает следующее: «Одним из отрицательных качеств телевидения является его тенденция стандартизировать духовную жизнь и отождествлять поведение людей и личность человека (добиться массовости общества)» . Исходя из этого, можно сказать, что связь экранной культуры с массовой культурой придает первому характер массовости. Массовость экранной культуры заключается в том, что здесь находят отражение все артефакты мировой культуры. Таким образом, посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. «В связи с развитием кабельного телевидения, спутниковых антенн и других видов электронной техники начался процесс предотвращения тенденций общества к «стандартизации», «централизации» и «массовости», каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» .

Решение этой гуманистической проблемы заключается в объективной оценке событий, происходящих в современном мире, в выявлении характера современной действительности. Кроме того, в овладении глубокими философскими знаниями, отрицанием существующих идеологических догм и познании мира в новом аспекте, в процессе его эволюции в контексте новых тенденций. Первоначальной проблемой была избрана проблема реальной действительности в новой интерпретации для теории искусства. Философия, связывающая свои идеи с идеями исторических эпох, сегодня в изучении науки выступает в роли компаса и тем самым освещает стадии развития человечества и, в свою очередь, в информационном обществе выявляет различные культуры на международном уровне.

Г лобальное информационное общество, формирующееся в XXI веке, оказывает влияние на сущность телевидения и становится причиной формирования нового вида искусства. Сегодня телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации. Телевидение как вид искусства является также и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Литература:

1.Азербайджанская Советская Энциклопедия. В 12-ти т. Том 3. Баку: Красный Восток, 1979. - 600 с. (на азерб.яз.)

2.Полиектов В. «Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре?»//СПб университет. - 1998. - №10. - С. 3-10.

3. Егоров В.Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://auditorium.ru. - Проверено 15.05.2008

4. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - 366 с. (на азерб.яз.);

5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - , 366 с. (на азерб.яз.)