Коллаж на тему информационная культура человека. Основы информационной культуры студентов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»; как проявляется информационная культура человека; каковы основные факторы развития информационной культуры.

3 слайд

Описание слайда:

Введение Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

4 слайд

Описание слайда:

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

5 слайд

Описание слайда:

Информологический подход В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

6 слайд

Описание слайда:

Культурологический подход При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

8 слайд

Описание слайда:

Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

9 слайд

Описание слайда:

Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.






Культура (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание, почитание) область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д.лат.культ подражаниесубъективностихарактеранавыковумениязнаниймаркеромцивилизаций культурологиипериодовэпохспособов производствапроизводственных отношений


"Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества" (Эдуард Барнетт Тейлор)


" Культура есть информационный бассейн, а индивидуум - активный пловец. С точки зрения эволюционной психологии культура является водоемом различных категорий информации, обрабатываемой мозгом различными способами. Индивид отбирает информационные единицы, "редактирует " их, модефицирует, и, самое главное, использует их. (Джером Баркоу)







Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект- субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. (Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия "Информация" С.48)


Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. (Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно - культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, С. 57).


Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. (Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер С.3).


Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. (Хангельдиева И.Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, сент г.: Тез. докл. - Краснодар С.2).


Информационная культура- уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. (Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс С.59).


Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиямСтандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям ориентирован на овладение школьниками умениями организовывать собственную информационную деятельность и выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; Овладения умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации; Вы работка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.



















Умения и качества, необходимые человеку 21-го века Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения. Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения. Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.


Памятка по проведению исследования Выбери одну из предложенных тем и укажи автора Поставь проблемный вопрос Выдвини свои гипотезы Продумай ход своего исследования Результаты оформи в виде таблицы или диаграммы Сделай выводы Не забудь указать использованную литературу





References http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= mhttp:// m _resursy_po_predmetam/literatura/urok_litera tury_i_informacionnaja_kultura_uchenika/ http://rrc.3dn.ru/publ/cifrovye_obrazovatelnye _resursy_po_predmetam/literatura/urok_litera tury_i_informacionnaja_kultura_uchenika/


Культура человека определяется: Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения людей. Способами и формами взаимного общения людей.




Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда.







В связи с этим ИК человека должна проявляться в следующем: 1. В навыках использования различными техническими устройствами – от телефона до ПК и КС. 2. В способности владеть информационными технологиями. 3. В умении извлекать информацию из электронных коммуникаций. 4. В умении представить информацию в понятном виде и правильно её использовать с максимальным эффектом. 5. В знании различных методов обработки информации. 6. В умении работать с разными видами информации.




0 – не владею 1 - плохо владею 2 – владею на среднем уровне 3 - хорошо владею Семенова Саша Федоров Олег Вихрян Саша Быкова Вика 1. В навыках пользования различными техническими устройствами – от телефона до ПК и КС В способности владеть информационными технологиями В умении извлекать информацию из электронных коммуникаций В умении представить информации в понятном виде и правильно её использовать с максимальным эффектом В знании различных методов обработки информации В умении работать с разными видами информации.2222 ИТОГО:12 (67%)11 (61%) 10 (56%)


Вывод: Учащиеся нашей группы владеют информационной культурой на среднем уровне. В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория – информационная. Поэтому на уроках информатики мы как раз и будем формировать и повышать уровень информационной культуры.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема 2 Информационная культура современного человека 11 класс

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, обучить его современным методам и технологиям работы.

Информационное общество опирается на

Информационная культура Информологический аспект Культурологический аспект Совокупность ЗУН поиска, отбора, хранения, анализа информации – информационная деятельность, направленная на удовлетворение информационных потребностей. Способ жизнедеятельности человека в информационном обществе – составляющая процесса формирования культуры общества.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Информационная культура проявляется в Конкретных навыках использования технических устройств; Способности использовать программные продукты; Умении извлекать информацию из различных источников; Владении основами аналитической переработки информации; Знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности; Умении работать различной информацией.

Факторы развития информационной культуры: система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития общества; информационная инфраструктура; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей. знание английского языка.

Работа Рыженко Елены Владимировны, учителя информатики и математики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 64».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.Обереговая культура в жизни современного человека

Работа с природным материалом - СОЛОМКОЙ, Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на...

Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.

Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

Формирование алгоритмического мышления и повышение уровня информационной культуры как задача современного математического образования

Приёмы формировнаия алгоритмического мышления...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же я...