Гражданское право россии. Публичный конкурс Публичный конкурс может быть когда предложение организатора

Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (организатор), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

Организаторами конкурса могут быть любые юридические и (или) физические лица, а также гос. органы и органы местного самоуправления. Круг участников публичного конкурса также не ограничен.

Виды публичного конкурса: открытый - когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных СМИ; закрытый - когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Форма объявления о проведении публичного конкурса может быть любой.

Условия, кот. должно содержать конкурсное объявление, делятся на обязательные и факультативные.

К обязательным условиям относятся: сведения о существе задания (предмете конкурса); срок выполнения задания; порядок представления работ или иных достижений; место представления работы; критерий, порядок и срок сравнительной оценки работ; размер вознаграждения (премии); порядок и срок объявления результатов конкурса.

Факультативные условия указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса.

Изменение условий и отмена публичного конкурса: лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока; извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен; лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, кот. выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене; лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Право на получение награды (премии) возникает у участника конкурса лишь в случае признания его работы лучшей. Если результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такое соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.

Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроитель конкурса обязан возвратить участникам немедленно по объявлении результатов. Неисполнение данной обязанности дает участникам конкурса право требовать возврата своих работ, а в случае их утраты или повреждения - возмещения убытков.

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку - настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1057 Гражданского Кодекса РФ

1. Глава 57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание государственных премий.

2. Как и публичное обещание награды (гл. 56 ГК), объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК) и порождает обязанность лица, сделавшего объявление, выплатить награду.

Однако в отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее по сравнению с другими участниками выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлено единственным участником.

3. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию, сформулированному в п. 2 комментируемой статьи, что влечет недействительность сделки (ст. 168 ГК).

4. Объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права: как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК).

Конкурс может быть объявлен совместно несколькими лицами.

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Так, в компетенцию Федерального архивного агентства входит проведение конкурсов работ в области архивоведения, документоведения и археографии (п. 6.7 Положения о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 290 (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2572)).

В некоторых случаях государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления утверждает положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно.

5. По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под СМИ в ст. ст. 2, 24 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст. 300) понимаются: периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; иная форма периодического распространения массовой информации, в т.ч. периодически распространяемые тиражом тысяча и более экземпляров тексты, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в их банках и базах данных. СМИ подлежат регистрации (кроме случаев, перечисленных в ст. 12 указанного Закона) с учетом территории их преимущественного распространения в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или ее территориальных органах (ранее - в Мининформпечати России или территориальных органах Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати России). СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Таким образом, допускается как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса в зависимости от избранного организатором конкурса вида СМИ. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена.

Круг лиц, которым адресовано приглашение организатора конкурса, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, театров, оперных певцов и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.), возможные образовательные, возрастные и т.п. требования к участникам ставят рамки участия в конкурсе. Но при этом приглашение к участию в открытом конкурсе всегда неперсонально, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого публичного конкурса может быть ограничен проведением предварительной квалификации (предварительного отбора) лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию в конкурсе) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Особенность такой организации конкурса состоит в том, что участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатом предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Незаконный отказ в участии в публичном конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе. Основанием отмены в судебном порядке результатов конкурса может быть также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по усмотрению лица, объявляющего конкурс, т.е. предложения персональны. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

6. В п. 4 комментируемой статьи установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, признание победителем конкурса осуществляется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в конкурсную комиссию участников конкурса, тем не менее по этическим соображениям он нередко соблюдается.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст. 317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, либо в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или вынесения решения о выплате награды, или на иной момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (неденежной) форме должна относиться к числу оборотоспособных объектов гражданских прав (ст. ст. 128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы участника состязания, то гражданско-правового обязательства из публичного конкурса не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п. 4 комментируемой статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

7. В п. 5 ст. 1057 разрешен вопрос о соотношении гл. 57, посвященной публичному конкурсу, и ст. ст. 447 - 449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса.

Правила, регулирующие порядок проведения торгов в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги по конкурсу признается лицо, предложившее лучшие условия (ст. 447 ГК). В ст. 448 ГК по-другому, чем в ст. 1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора торгов возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа от торгов. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в п. п. 2, 3 ст. 448 ГК допускается действие и иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст. ст. 448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл. 57: в ст. 448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание лицом, выигравшим торги, и организатором торгов протокола о результатах торгов, а в ст. 449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

При коллизии норм ст. ст. 447 - 449 и гл. 57 в том случае, когда организатор публичного конкурса обязан заключить с победителем конкурса договор, ст. ст. 447 - 449 имеют приоритет.

8. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих проведение публичных конкурсов, дан в комментарии к ст. 447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2002. С. 995, 996).

Публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды . Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (организатор), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

Организаторами конкурса могут быть любые юридические и (или) физические лица , а также государственные органы и органы местного самоуправления . Круг участников публичного конкурса также не ограничен.

Виды публичного конкурса: открытый – когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных СМИ; закрытый – когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Форма объявления о проведении публичного конкурса может быть любой.

Условия, которые должно содержать конкурсное объявление, делятся на обязательные и факультативные.

К обязательным условиям относятся: сведения о существе задания (предмете конкурса); срок выполнения задания; порядок представления работ или иных достижений; место представления работы; критерий, порядок и срок сравнительной оценки работ; размер вознаграждения (премии); порядок и срок объявления результатов конкурса.

Факультативные условия указываются по свободному усмотрению устроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностей конкурса.

Изменение условий и отмена публичного конкурса: лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока ; извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен; лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы , понесенные любым лицом, кот. выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса и о его отмене; лицо, объявившее конкурс, освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи с конкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала условиям конкурса.

Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроитель конкурса обязан возвратить участникам немедленно по объявлении результатов. Неисполнение данной обязанности дает участникам конкурса право требовать возврата своих работ, а в случае их утраты или повреждения – возмещения убытков.

Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Гл.57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание Государственных премий.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п.2 ст.154 ГК). Вместе с тем обязательство из публичного конкурса возникает, если за его объявлением последуют определенные юридические факты, в т.ч. действия лиц, желающих участвовать в конкурсе. Причем на момент объявления конкурса неизвестно, будет ли иметь место совокупность необходимых фактов. Условный характер присущ любому публичному конкурсу, выражает саму суть данной сделки, и не зависит от воли лица, объявляющего конкурс. Без указанного условия конкурс не может быть объявлен. Эта особенность публичного конкурса не позволяет отнести его к категории сделок, совершенных под отменительным условием, о которых говорится в п.1 ст.157 ГК.

В отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой в гл.56 ГК за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.

Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей. Публичное же обещание награды может преследовать сугубо частные непротивоправные цели. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию закона, сформулированному в п.2 ст.1057, что влечет недействительность сделки (ст.168 ГК).

Согласно п.1 коммент. статьи объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права, как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например, фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (ч.2 п.1 ст.49 ГК).

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решений органов исполнительной власти и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Организация и проведение конкурсов в соответствующих сферах входят в компетенцию Министерства культуры РФ (подп.5 п.7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679-СЗ РФ, 1997, N 24, ст.2762), Министерства общего и профессионального образования РФ (подп.26 п.5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1997 г. N 395 - СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1796). В некоторых случаях государственный орган утверждает Положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно (см., например, Положение о Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России", утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 922 - СЗ РФ, 1997, N 30, ст.3660; Временное положение об организации конкурсов грантов в системе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утв. приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 апреля 1993 г. N 5 - Бюллетень Госкомвуза РФ, 1993, N 7, с.7).

По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под средствами массовой информации в ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст.300) понимаются периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кино хроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год, иная форма периодического распространения массовой информации. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что сделка не совершена.

Круг лиц, которому адресовано приглашение участвовать в открытом конкурсе, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, оперных певцов, театров и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.) ставят рамки участия в нем. Но при этом приглашение не персональное, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого конкурса может быть ограничен предварительной квалификацией лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатам предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Разъяснение Пленума ВАС РФ (п.13 постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий" - Вестник ВАС РФ, 1994, N 2, с.54) о том, что незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе, относится к торгам, но имеет значение и для публичного конкурса. Основанием отмены в судебном порядке результатов открытого публичного конкурса может служить также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу, лиц (персональные предложения) по усмотрению лица, объявляющего конкурс. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

В п.4 ст.1057 установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, победитель определяется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в комиссию участников конкурса, тем не менее он соблюдается, что диктуется этическими нормами.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст.317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или принятия решения о выплате награды, или на другой момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (не денежной) форме должна относиться к числу оборота способных объектов гражданских прав (ст.128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы, то гражданско-правовое обязательство не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п.4 коммент. статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

В п.5 ст.1057 разрешен вопрос о соотношении правил гл.57 и ст.447-449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса. Извещение о проведении торгов на конкурсной основе, как и объявление публичного конкурса, является односторонней сделкой, возникновение прав и обязанностей, по которой зависит от наступления условия - участия в торгах в форме конкурса не менее двух лиц и выборе лучшего из них (предложившего лучшие условия) в соответствии с заранее объявленными условиями организатора торгов (ст.447 ГК.). Однако обязанность организатора торгов, которую он должен исполнить в пользу лица, выигравшего торги, отличается от предусмотренной в п.1 ст.1057 ГК обязанности лица, объявившего публичный конкурс.

Организатор торгов, действующий от своего имени или от имени собственника вещи (обладателя имущественного права), обязан подписать с лицом, выигравшим торги, имеющий силу договора протокол о результатах торгов или оформить с ним протокол о заключении основного договора в будущем - в предусмотренный срок после подписания протокола. Во втором случае в пп.2, 5 ст.448 ГК право лица, выигравшего торги, на заключение договора названо предметом торгов. Какой именно обязанностью связал себя организатор торгов и какой конкретно договор должен быть заключен с выигравшим торги, устанавливается в извещении о торгах.

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано выплатить победителю конкурса денежное вознаграждение или выдать ему иную награду.

Обязанность заключить с победителем публичного конкурса договор возникает только в том случае, если она предусмотрена в качестве условия в объявлении о конкурсе, тогда как торги, будучи одним из способов заключения договоров, без соответствующей обязанности утрачивают свой смысл, они беспредметны.

При сопоставлении публичного конкурса и торгов в форме конкурса усматривается также различие в их целевой направленности. Заключение гражданско-правового договора, как правило, отвечает общественным интересам или, по крайней мере, не должно им противоречить (ст.10 ГК). Вместе с тем при заключении договора на торгах конкурсная форма непосредственно служит выбору наиболее подходящего контрагента, т.е. направлена на удовлетворение интересов собственника вещи или обладателя имущественного права и совсем не обязательно - на достижение общественно полезных целей. Публичный же конкурс должен быть прямо направлен на достижение указанных целей, что подчеркивалось выше (п.2 коммент. статьи).

Правила, регулирующие торги в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги в форме конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия (ст.447 ГК). В ст.448 по-другому, чем в ст.1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в пп.2, 3 ст.448 допускается действие и. иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст.448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл.57: в ст.448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание победителем и организатором торгов протокола о их результатах, а в ст.449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

Коллизия норм ст.447-449 и правил гл.57 происходит тогда, когда лицо, объявившее публичный конкурс, обязано заключить с победителем конкурса договор. В случае коллизии правила ст.447-449 имеют приоритет.

Представляется, однако, что правило п.4 ст.448 о зачете задатка, внесенного участником, выигравшим торги, в счет исполнения обязательства по заключенному договору применимо, если обязательство предусматривает совершение платежа, например, по договору купли-продажи (п.1 ст.454 ГК), аренды (ст.606 ГК), но неприменимо в иных случаях.

С другой стороны, положение п.5 ст.447 о признании несостоявшимися торгов в форме конкурса, в котором участвовало одно лицо, применимо к любому конкурсу независимо от его предмета.

Проведение торгов в форме конкурса предусмотрено рядом нормативных правовых актов: Законом о приватизации. Законом о банкротстве, Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст.1756), и др. Их перечень приведен в комментарии к ст.447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М., 1997, с.718-724).

ничем иным, как односторонней юридической сделкой. То есть для его проведения достаточно желания или волеизъявления одной стороны.

И что интересно - и со стороны лица, выполнившего определенную работу и представившего ее в итоге устроителю или организатору мероприятия, данный процесс также будет рассматриваться как односторонняя юридическая сделка. Так как участвует это лицо в конкурсе без предварительного согласования необходимых относящихся к данному мероприятию вопросов.

Надо сказать, что публичный конкурс является разновидностью такого юридического действия как публичное объявление награды . И обе эти формы гражданского права объединяет собственно за некое правомерное действие.

Организаторами публичного конкурса могут быть

отдельные люди или разного рода организации. Зачастую те, кеми такой конкурс объявлен, равно как и те, кто в нем участвует, не вполне осознают юридический аспект подобного мероприятия. А это иногда приводит к тому, что, не зная всех тонкостей организации данного процесса и последующей ответственности за свои публичные заявления или предложения, организаторы, скажем мягко, - очень рискуют, не вполне ясно представляя себе ситуацию с формальной точки зрения.

Ведь всякое публично объявляемое конкурсом мероприятие - это, в первую очередь, есть процесс, относящийся к институту гражданского права. Из чего следует, что тот, кто публично обещает выдачу в результате соревнования за то или иное действие определенного вознаграждения в виде конкретной награды (денежный или вещественный приз), берет на себя обязательства по проведению в определенный срок определенного конкурсного мероприятия с последующей выдачей обусловленной награды тому из участников, кто будет признан победителем этого мероприятия.


То есть, выражаясь юридической терминологией, лицо, которое объявляет публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче какой-либо иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, будучи организатором и инициатором конкурса, должно выполнить свое заявленное публично обещание.

Все эти публичные объявления делаются обычно либо на каких-то мероприятиях, либо в средствах массовой информации , либо на площадках интернет-пространства. То есть публичный характер такого мероприятия определяется тем, что его информация адресована широкому и, в сущности, неопределенному кругу лиц, находящемуся в любого рода публичном месте.

Но - давайте об этом поподробнее. Зачастую - и особенно в последнее время - публичных конкурсов разных масштабов проводится много. Как правило, они объявляются и проводятся в том случае, когда их организаторы намерены сподвигнуть свою аудиторию на достижение в том или ином виде деятельности какого-то определенного результата. То есть, одной из их особенностей является то, что подобные мероприятия должны ставить перед собой задачу достижения каких-то общественно полезных целей.

На практике, опять же, такие высокие морально-нравственные мотивации, характеризующие публичный конкурс как общественное мероприятие, в этом случае встречаются далеко не всегда. Чаще подобные мероприятия объявляются с целью более прозаической: разогреть, как говорится, аудиторию; заинтересовать людей той или иной возможностью; получить таким образом их лояльное отношение к тому или иному виду бизнес-предложения.

Впрочем, - в этом нет ничего плохого. Главное - чтобы все условия были выполнены и все, соответственно, остались бы довольны.


Обязательным условием публичного конкурса является

установление точной даты объявления его результата или же выбор определенного периода времени, в течение которого после принятого решения о победителе эти результаты будут объявлены.

Такое объявление происходит или в устной форме для лично пригашенных участников, либо с использованием разного рода СМИ. Каждый победитель конкурса оповещается при этом отдельно, зачастую организаторы проводят объявление победителей и результатов мероприятия в специально организованной торжественной обстановке.

Говоря о награде, надо отметить, что это может быть как определенное денежное вознаграждение, так и некая иного вида премия или несколько премий, выдаваемых победителям. В этом случае учитывается число объявленных призовых мест.

Иногда случается так, что обозначенная в условиях конкурса работа выполнена группой участников в количестве двух или более лиц. Тогда выигрыш или премия должны быть распределены в соответствии с отдельным обговоренным между участниками соглашением. Если же такого соглашения полюбовно, как говорится, достичь не удается - в силу вступает решение суда, которое и расставляет все точки над и в такого рода споре (п. 2 ст. 1059 ГК). В этот процесс организаторы конкурса, как привило, не вмешиваются.

Часто бывает, что на конкурсах тем, кто становится их победителями, присуждаются разного рода почетные звания, вручаются свидетельства, грамоты, почетные дипломы, торжественные медали, кубки и так далее.

При этом, с точки зрения юридической поощрение морального характера наградой за участие или победу в конкурсе быть не может и становится таковой лишь вместе с выдачей премии материального характера.

Несмотря на это, такого рода вознаграждение как моральное поощрение для победителей используется организаторами довольно часто.

В качестве примера одного из таких мероприятий можно привести некогда проводимый открытый всероссийский конкурс на стипендии Президента РФ.

В этом случае основанием участия в нем, наравне с другими условиями, являлось именно то, что претенденты на участие в конкурсе уже имели звания победителей в разного рода творческих соревнованиях и олимпиадах.

Ну, и возвращаясь к теме публичного конкурса как такового, - надо отметить и еще одну его сторону.

Если, скажем, у организаторов что-то пошло не так -


лицо, объявившее публичный конкурс, может изменить его условия. Но сделать это возможно только, практически, вначале, а точнее - в течение первой половины срока, который был установлен для сдачи конкурсных заданий.

При этом нужно помнить, что:

  • Информация об отмене конкурса или об изменении условий его проведения должна поступить к его участникам таким же образом и способом, которые использовались при объявлении конкурса;
  • Если лицо или организация, объявившие конкурс, решили по каким-то причинам его отменить, - они должны быть готовы к возмещению расходов, понесенных любым участником, выполнившим предусмотренные условиями задания, до момента, когда участник конкурса был проинформирован либо об изменении условий, либо об отмене конкурсного мероприятия;
  • При этом объявители конкурса могут быть освобождены от необходимости возмещения ими расходов лишь в том случае, если смогут доказать, что задания или определенная работа в этой связи была выполена участниками безотносительно объявленного мероприятия либо не соответствовала его условиям.
  • Кстати: надо иметь в виду, что публично объявленный конкурс признается обычно несостоявшимся и несостоятельным в том случае, если участие в нем принимает или намерен принять всего лишь один человек.

Если рассматривать конкретные ситуации - можно привести пример подобного мероприятия, объявленного в 2003-м году компанией Би Лайн GSM. Так, ею был объявлен публичный всероссийский конкурс на лучшую историю знакомств при помощи мобильного телефона, причем история эта должна была быть представлена учредителям как статья на обозначенную тему.

В этом конкретном примере очевидно, что в данном случае сошлись, что называется, как частная заинтересованность бизнес-организации (реклама, увеличение численности клиентов), так и цель, что называется, общественно-полезного характера: укрепление взаимного общения между людьми плюс создание, к тому же, некого продукта творческого харакера: литературной или публицистической статьи.


Именно поэтому и в этом случае отношения между организаторами и участниками конкурса должны регламентироваться юридическими нормами, приведенными в главе 57 ГК «Публичный Конкурс». Эта глава Гражданского кодекса, разбитая на статьи 1057 -1061, как раз и регулирует подобные мероприятия.