Супер эсминец. Неприкаянный "Замволт"

Стремление создать «суперкорабль», более сильный, чем любой потенциальный противник его класса, в разное время было свойственно конструкторам и кораблестроителям разных стран. Но здесь есть своя закономерность: чем слабее экономика и промышленность государства, тем это стремление активнее; для развитых стран оно, наоборот, менее характерно. Так, в межвоенный период британское Адмиралтейство предпочитало строить весьма скромные по боевым возможностям корабли, но зато в массовом количестве, что в итоге позволяло иметь хорошо сбалансированный флот. Япония же, напротив, стремилась создавать корабли, индивидуально более сильные, чем английские и американские. Таким образом она рассчитывала компенсировать разницу в экономическом развитии со своими будущими соперниками.

В этом отношении особое место занимает кораблестроительная политика тогдашнего СССР. Здесь после решения партии и правительства строить «Большой флот» навязчивая идея «сверхкораблей» фактически была доведена до абсурда. С одной стороны, Сталин, вдохновленный успехами авиационной промышленности и танкостроения, посчитал, что столь же быстро удастся решить все проблемы и в кораблестроительных отраслях. С другой, атмосфера в обществе была такова, что проект любого корабля, предлагаемого промышленностью и не превосходящего по своим возможностям зарубежных собратьев, легко могли посчитать «вредительским». Со всеми вытекающими отсюда последствиями. У конструкторов и кораблестроителей просто не оставалось выбора: им приходилось проектировать «самые мощные» и «самые быстрые» корабли, зачастую вопреки здравому смыслу. На практике это выливалось в следующее: корабли с размерами и вооружением линкоров стали именовать тяжелыми крейсерами (зато самыми сильными в мире!), тяжелые крейсера - легкими, а последние - лидерами эсминцев. В такой подмене одних классов другими имелся бы смысл, если бы отечественные заводы могли строить крейсера в том количестве, в каком другие страны строили эсминцы. Но поскольку это было, мягко говоря, не так, то шедшие наверх рапорты о выдающихся успехах проектировщиков часто выглядели банальным очковтирательством.

Уже в ходе затянувшейся постройки лидеров типа «Ленинград» стало ясно, что на фоне последних мировых достижений эти корабли никакие не лидеры, а вполне заурядные эсминцы. Разумеется, такое положение дел не устраивало военно-политическое руководство страны. Поэтому создание суперэсминцев в середине 30-х годов стало одной из приоритетных задач советского кораблестроения.

В 1934 году руководитель специального конструкторского бюро ЦКБС-1 В.Л.Бжезинский предложил инициативный проект эсминца, обладавшего уникальными характеристиками. При стандартном водоизмещении всего в 1437 тонн он должен был развивать скорость 42 узла и нести вооружение из шести 130-мм орудий в трех башнях и двух четырехтрубных торпедных аппаратов (то есть он был мощнее, чем лидер «Ленинград»). Достичь таких параметров предполагалось за счет внедрения мощной, но легкой энергетической установки с прямоточными паровыми котлами системы Л.К.Рамзина, а также широкого применения электросварки, дававшей солидный выигрыш в весе по сравнению с традиционной клепкой. Корабль, получивший имя «Серго Орджоникидзе», строился на ленинградском заводе имени А.А.Жданова ударными темпами: заложив в июне 1935 года, его уже через пять месяцев спустили на воду. Таким образом, был установлен рекорд скорости постройки благодаря впервые примененной секционной сборке корпуса. Однако затем дело застопорилось: сказывалось множество нерешенных проблем, преодолеть которые с помощью одного лишь энтузиазма не удавалось.

Следует заметить, что заказ на «Серго Орджоникидзе» был редким для отечественного судостроения случаем, когда эсминец изначально создавался как экспериментальный корабль для отработки множества заложенных в его конструкцию новшеств. Планировалось, что после завершения испытаний (намеченных, кстати, уже на конец 1936 года) он станет прототипом серии эскадренных миноносцев нового поколения, которые придут на смену «семеркам». Но рискованность ряда конструкторских решений, неподготовленность технологической базы и многие другие причины привели к тому, что возлагавшиеся на проект надежды не оправдались. Сварные конструкции получили значительные деформации, прямоточные котлы оказались слишком капризными, а система их автоматической регулировки - неработоспособной. На испытания эсминец вышел только в 1940 году уже под новым, более скромным именем «Опытный». Из-за неготовности штатного вооружения он получил трехтрубные торпедные аппараты вместо четырехтрубных и три одиночные палубные 130-мм артустановки вместо такого же числа двухорудийных башен. Но и с облегченным вооружением эсминец развил на мерной миле только 35 узлов, причем лишь при ручном управлении котлами (котельная автоматика по-прежнему работать отказывалась). Испытания затянулись до самого начала Великой Отечественной войны, когда их пришлось прервать, а корабль условно ввести в состав флота. Правда, в море он не выходил и участвовал лишь в артиллерийской поддержке войск с огневых позиций в черте города. В июне 1945 года «Опытный» вновь вернулся на верфь для доводки механизмов, однако к этим работам так и не приступили. Около десяти лет несостоявшийся суперэсминец провел на заводе имени А.А.Жданова, лишь изредка отваливается от причала для участия в морских парадах на Неве. В середине 50-х годов его сдали на слом.

265. Лидер эсминцев «Ташкент» (проект 20). СССР, 1939 г.

Строился на заводе «Одеро-Терни-Орландо» в Ливорно, Италия. Водоизмещение стандартное 2836 т, полное 4175 т. Длина наибольшая 139,7 м, ширина 13,7 м, осадка 4 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 130 000 л.с., скорость 43,5 узла. Вооружение (на 1941 г.): шесть 130-мм орудий, шесть 37-мм зенитных автоматов, шесть 12,7-мм пулеметов, три трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

266. Лидер эсминцев «Киев» (проект 48), СССР, проект.

Строился на заводе имени А.Марти в Николаеве. Водоизмещение стандартное 2350 т, полное 3045 т. Длина наибольшая 125,1 м, ширина 11,7 м, осадка 4,2 м. Мощность трехвальиой паротурбинной установки 90 000 л.с., скорость 44 узла. Вооружение: шесть 130-мм орудий, две 76-мм зенитные пушки, восемь 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1939 году заложили два корабля: «Киев» и «Ереван»; оба остались недостроенными.

267.Эскадренный миноносец «Огневой» (проект 30), СССР, 1945 г.

Строился на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Водоизмещение стандартное 2016 т, полное 2767 т. Длина наибольшая 115,5 м, ширина 11 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 54 000 л.с. (проектная), скорость 37 узлов. Вооружение: четыре 130-мм орудия, две 76-мм зенитные лушки и шесть 37-мм зенитных автоматов, четыре 12,7-мм пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1939-1941 годах заложено 30 единиц, из них достроено 11, в том числе 10 - в 1947-1950 годах по проекту 30-К.

268.Эскадренный миноносец проекта 35, СССР, проект.

Водоизмещение стандартное 2650 т, полное 3350 т. Длина наибольшая 125 м, ширина 12,5 м, осадка 4,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 84 250 л.с., скорость 40 узлов. Вооружение: шесть 130-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, двенадцать 12,7-мм пулеметов, три трехтурбинных 53-мм торпедных аппарата.

Предвидя трудности на пути создания суперэсминца собственными силами, советское правительство параллельно искало возможность заказа такого корабля за границей. Из потенциальных подрядчиков наиболее выгодные условия предложила итальянская фирма «Одеро-Терни-Орландо». В сентябре 1935 года с нею заключили контракт на проектирование и строительство лидера эсминцев с выдающимися для своего времени характеристиками. В частности, на испытаниях он должен был держать скорость не менее 42,5 узла в течение 60 часов!

Итальянцы решили опробовать на этом заказе ряд нетрадиционных конструктивных решений, разумно полагая, что лучше всего это делать за чужой счет. В случае успеха выгода была обоюдной: СССР получал передовой в техническом отношении корабль, а фирма приобретала ценный опыт, который затем можно было использовать при постройке кораблей для собственного флота.

Строительство лидера, получившего имя «Ташкент», велось весьма быстро. Заложенный в январе 1937-го, он сошел на воду уже в конце того же года. После успешных испытаний, на которых корабль развил наибольшую скорость 43,53 узла, советская сторона подписала приемный акт. В апреле 1939 года итальянская команда привела лидер в Одессу, где его приняли советские моряки. Вооружение предстояло установить уже в СССР, но двухорудийные 130-мм башни Б-2ЛМ к тому времени, увы, не были готовы, и на «Ташкенте», как и на «Опытном», временно установили три одиночные 130-мм пушки Б-13. Штатное вооружение лидер получил только в 1941 году, буквально накануне войны. Тогда же на нем усилили и средства ПВО, заменив малоэффективные 45-мм пушки 37-мм автоматами.

«Ташкент» (проект 20) в своем классе по праву считается одним из лучших образцов военного кораблестроения 30-х годов. Помимо мощного вооружения он имел рациональную конструкцию корпуса, удачную компоновку внутренних помещений, удобную ходовую рубку и закрытый штормовой коридор, позволявший личному составу достичь всех боевых постов, не выходя на верхнюю палубу. Корабль обладал отличными ходовыми качествами, а оригинальное расположение топливных цистерн обеспечивало ему дальность плавания 20-узловым ходом в 5030 миль (для сравнения: у лидера «Ленинград» при вдвое меньшей мощности турбин дальность плавания составляла всего 2100 миль).

По чертежам «Ташкента» планировалось построить три корабля в СССР, однако от этого пришлось отказаться: применить итальянскую технологию на отечественных заводах оказалось невозможно. К тому же некоторые наши военно-морские специалисты о проекте лидера отзывались критически. В частности, начальник главного штаба ВМФ Л.А.Галлер считал, что «Ташкент» для его размеров имеет слишком слабое (?!) вооружение. В качестве альтернативы для серийной постройки был предложен проект 48 («Киев»), разработанный корабелами города Николаева. Этот лидер по размерам примерно соответствовал «Ленинграду», но нес вооружение даже более мощное, чем «Ташкент», а максимальная скорость оценивалась в 44 узла! Правда, его характеристики выглядели прекрасными лишь на бумаге, и есть все основания полагать, что будь корабль построен, они были бы куда скромнее…

Но амбициозный проект «Киева» меркнет перед так называемым «бронированным лидером», разработка которого началась в 1939 году. Этот корабль (проект 47) водоизмещением в 6000 т должен был иметь 70-мм наклонный броневой пояс и нести вооружение из шести 152-мм или десяти 130-мм орудий! То есть он представлял собой типичный легкий крейсер и именовался лидером лишь в силу причин, о которых упомянуто выше.

Впрочем, рост размеров и усиление вооружения были характерны не только для лидеров, но и для рядовых эсминцев «Большого флота». После того, как проект 7 был объявлен «вредительским» (см. «Моделист-конструктор» №10 за 2001 г.), в ленинградском КБ завода имени А.А.Жданова был разработан эсминец проекта 30. По компоновке новый корабль повторял «семерку-У», но 130-мм артиллерия теперь размещалась в двухорудийных башнях, а торпедные аппараты стали пятитрубными. Правда, зенитное вооружение по проекту состояло лишь из одной спаренной 76-мм артустановки и восьми крупнокалиберных пулеметов в четырех башенках - то есть оно было даже слабее, чем у раскритикованных «семерок». Любопытно, что заместитель наркома ВМФ адмирал И.С.Исаков после визита в США настаивал, ссылаясь на американский опыт, на оснащении эсминцев универсальными башнями главного калибра. Однако первые прикидки показали, что вес универсальной спаренной 130-мм башенной установки потянет на 50 т. Эту величину посчитали чрезмерной и дальнейшие работы в этом направлении приостановили. Традиционное стремление наших конструкторов создавать боевые корабли как можно меньшего водоизмещения сослужило, как всегда, плохую службу. Советский флот упустил шанс принять на вооружение универсальную артиллерию одним из первых и дорого заплатил за это, ведь в годы войны авиация стала главным противником наших эсминцев, и бороться с нею нашим морякам было крайне сложно.

Строился на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде. Водоизмещение стандартное 1570 т, полное 2010 т. Длина наибольшая 113,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: три 130-мм орудия, пять 45-мм зенитных пушек, два 12,7-мм пулемета, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

В целом эсминец проекта 30 выглядел весьма консервативно. Его корпус был клепаным (сварка применялась очень ограниченно), вместо принятого за рубежом наддува воздуха прямо в котлы применялось старомодное «дутье в котельные отделения». Серьезные нарекания вызывали недостаточная автономность и плохая мореходность. Поэтому в 1940 году приступили к разработке нового «серийного» эсминца проекта 35. За счет разумного увеличения водоизмещения «тридцать пятый» получил сбалансированные характеристики и вооружение, аналогичное установленному на «Ташкенте». Да и вообще, итальянский лидер оказал большое влияние на конструкцию «тридцать пятого» - об этом явно свидетельствуют и его общая архитектура, и овальная в плане носовая надстройка, и тот же штормовой коридор, и расположение торпедных аппаратов… Важным новшеством стало решение заменить 130-мм башни Б-2ЛМ универсальными Б-2У. Пожалуй, эсминец 35-го проекта в своем классе стал лучшей разработкой советских конструкторов, но, к сожалению, остался лишь на бумаге.

Накануне войны стало ясно, что программу создания «Большого флота» выполнить не удастся. Правительству пришлось свернуть перспективные конструкторские работы и сосредоточить усилия на достройке уже заложенных кораблей. Так, пришлось отказаться от эсминцев проекта 35, лидеров проекта 47, а серию кораблей типа «Киев» ограничить двумя единицами, да и то лишь потому, что для них уже начали изготавливать механизмы. Но и это не помогло: ни один из советских суперэсминцев не был достроен ни до начала Великой Отечественной, ни до ее окончания. Фактически единственным кораблем этого семейства, воевавшим с врагом, был лидер «Ташкент». Он показал себя с наилучшей стороны, но, к несчастью, в июле 1942 года погиб в Новороссийске под бомбами немецких самолетов. После войны его подняли, но восстановление признали нецелесообразным. Тогда же отказались и от достройки лидеров «Киев» и «Ереван», отбуксированных в 1941 году из Николаева на Кавказ.

Головной эсминец проекта 30 «Огневой» вступил в строй только в мае 1945 года, причем с трехтрубными торпедными аппаратами, так как «двухъярусные» пятитрубные так и не были созданы. Еще десять кораблей достроили в 1947-1950 годах по «корректированному» проекту 30-К (с усиленным зенитным и радиолокационным вооружением). Таким образом, из тридцати заложенных перед войной эсминцев этого проекта в строй вошли только одиннадцать. По послевоенным стандартам они выглядели уже безнадежно устаревшими, и потому их активная служба была очень непродолжительной.

С. БАЛАКИН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

В конце октября на американском судостроительном заводе Bath Iron Works был спущен на воду головной эскадренный миноносец проекта Zumwalt. Корабль USS Zumwalt (DDG-1000), названный в честь адмирала Элмо Зумволта, является одним из самых смелых проектов американского военного кораблестроения последнего времени. На корабли нового проекта возлагаются большие надежды и предъявляются высокие требования. Приоритет проекта и атмосферу секретности, окружающую его, можно считать главными причинами того, что спуск построенного корабля на воду состоялся без пышных церемоний и прошел под покровом ночи. По имеющимся данным, все торжественные мероприятия должны состояться немного позже.


На пути к DDG-1000

Проекта Zumwalt восходит к началу девяностых годов. Тогда американские военно-морские силы разработали требования к перспективным кораблям, которые должны были войти в строй в начале XXI века. В связи с такими сроками начала службы кораблей перспективные программы получили обозначения CG21 (крейсер) и DD21 (эсминец). Немного позже программы разработки крейсеров и эсминцев были переименованы в CG(X) и DD(X). Требования к новым кораблям были достаточно высоки. И крейсера, и эсминцы должны были выполнять широкий спектр боевых и небоевых задач. В зависимости от обстановки и необходимости любой из перспективных кораблей должен был атаковать корабли или подлодки противника, защищать соединения от атаки с воздуха, эвакуировать население из опасных зон и т.д.

Уже первые подсчеты показали, что стоимость подобного универсального корабля может не уложиться в разумные рамки. В связи с этим Конгресс настоял на закрытии одной из программ. По результатам анализа было решено отказаться от крейсеров CG(X) и сосредоточить все усилия на создании эсминцев. Таким образом, после списания всех крейсеров типа Ticonderoga в составе ВМС США в качестве многоцелевых кораблей с ракетным вооружением предполагалось использовать эсминцы Arleigh Burke и DD(X).

По финансовым причинам один проект был закрыт, а вскоре начались проблемы у второго. Полное выполнение требований заказчика, согласно расчетам, должно было привести к значительному росту стоимость конструкторских работ и строительства кораблей. Первоначально планировалось построить 32 эсминца нового типа. Однако оценка их стоимости и возможностей бюджета привела к нескольким сокращениям планируемой серии. Несколько лет назад Конгресс сократил ассигнования на эсминцы «Зумволт» до уровня, достаточного для строительства лишь трех кораблей. Стоит отметить, что после этого появились предложения завершить строительство головного эсминца и закрыть чересчур дорогой проект, но Пентагон смог отстоять три корабля. Также необходимо отметить, что к моменту начала конструкторских работ по проекту Zumwalt требования были изменены в сторону упрощения. Из-за этого существующий перспективный проект имеет несколько крупных отличий от планировавшегося DD(X).

Подготовка к строительству головного корабля DDG-1000 началась осенью 2008 года, а церемония закладки состоялась в ноябре 2011-го. В конце октября 2013 года первый эсминец нового проекта был спущен на воду. Предварительные работы по строительству корпуса второго корабля DDG-1001 (USS Michael Monsoor) стартовали в сентябре 2009 года на заводе Ingalls Shipbuilding. В 2015 году предполагается сдать заказчику головной эсминец и продолжить строительство следующих кораблей. Заказ третьего эсминца DDG-1002 планируется на 2018 финансовый год.

По имеющимся данным, стоимость каждого из трех новых эсминцев, с учетом затрат на создание проекта, может преодолеть отметку в 7 млрд. долларов. Для сравнения, новые корабли проекта Arleigh Burke обходятся казне примерно в 1,8 миллиарда, что в три с лишним раза меньше стоимости «Зумволтов». При этом необходимо учесть, что сроки строительства третьего перспективного эсминца, который планируется заказать лишь в 2018 году, могут соответствующим образом сказаться на его цене. Таким образом, есть все основания полагать, что общая стоимость программы будет постоянно увеличиваться.

Облик корабля

Новые эсминцы типа Zumwalt будут служить в ВМС США в течение нескольких следующих десятилетий. Именно заделом на будущее объясняется множество оригинальных и смелых технических решений, которые сразу бросаются в глаза. Самая заметная особенность новых кораблей – их внешний вид. В последние несколько десятилетий инженеры стараются снижать заметность кораблей для радиолокационных систем и добились в этом определенных успехов. В случае с эсминцами «Зумволт» понижение заметности стало основной задачей при проектировании обводов корпуса и надстройки. Перспективный американский эсминец похож на длинную и узкую платформу, в середине которой размещена надстройка сложной формы. Все обводы надводной части корабля представляют собой сложную систему плоскостей, сопряженных друг с другом под разными углами.

Корпус корабля имеет сравнительно низкий борт, обеспечивающий уменьшение заметности. Также необходимо отметить, что борта наклонены внутрь. По причине использования низких бортов авторам проекта пришлось применить оригинальный форштевень характерной формы. Подобные обводы корпуса обеспечивают высокие ходовые характеристики и одновременно с этим уменьшают заметность корабля для радиолокаторов. В середине двухтысячных годов был построен катер-демонстратор AESD Sea Jet, на котором проверялись возможности корпуса оригинальной формы. Результаты испытаний экспериментального катера показали правильность расчетов. Тем не менее, до сих пор высказываются сомнения относительно реальных характеристик нового эсминца. Существуют подозрения, согласно которым нос корабля будет зарываться в воду.

Корабль USS Zumwalt (DDG-1000) получился крупным: длина корпуса около 183 метров, наибольшая ширина – 24,6 м. Водоизмещение эсминца примерно равно 14,5 тыс. тонн. Примечательно, что при таких габаритах и водоизмещении корабли «Зумволт» оказываются крупнее не только эсминцев «Орли Берк», но и крейсеров «Тикондерога».

По своим боевым возможностям перспективные корабли так же должны превосходить существующие крейсеры и эсминцы. Отказ от программы CG(X) привел к передаче эсминцам некоторых функций, ранее возлагавшихся на крейсера. Хотя в ходе определения технического и финансового облика проекта перспективный эсминец лишился некоторых элементов оборудования и вооружения, по своим характеристикам он должен опережать корабли существующих типов.

В качестве главной энергетической установки на корабле USS Zumwalt используются два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent-30 общей мощностью 105 тыс. л.с. Двигатели соединены с электрогенераторами, которые снабжают энергией все системы корабля, в том числе и два электромотора, вращающие гребные винты. Подобная архитектура энергетической установки позволила обеспечить сравнительно высокие ходовые характеристики корабля. Заявленная максимальная скорость эсминца превышает 30 узлов. Кроме того, два генератора обеспечивают электроэнергией все корабельные системы. Параметры электросистемы позволяют в будущем, в рамках модернизации, оснастить корабли новым оборудованием и вооружением.

Основное вооружение эсминцев «Зумволт» – универсальная вертикальная пусковая установка Mk 57. Эта система является дальнейшим развитием аналогичной пусковой установки Mk 41, используемой на современных крейсерах и эсминцах. Корабль Zumwalt будет нести по 20 модулей Mk 57, размещенных в разных частях корпуса. Каждый из модулей имеет четыре ячейки для ракет. Ячейка пусковой установки может вмещать от одной до четырех ракет, в зависимости от их габаритов. В 80 ячеек пусковых установок предлагается загружать ракеты различных типов: зенитные, противолодочные и т.д. Конкретный состав боекомплекта будет определяться в соответствии с задачами, которые должен выполнить корабль.

Основным зенитным боеприпасом эсминцев Zumwalt станет ракета RIM-162 ESSM. Ранее утверждалось, что в боекомплект кораблей включат ракеты SM-2, SM-3 и SM-6, однако на данный момент новая информация о подобном вооружении кораблей отсутствует. Возможно, сейчас продолжаются работы по подготовке ракетных комплексов к использованию на перспективных эсминцах, а расширение доступной номенклатуры вооружений состоится только после принятия головного корабля в состав ВМС. Для атаки подводных лодок противника эсминцы типа «Зумволт» будут нести противолодочные ракеты RUM-139 VL-ASROC.

Интересной особенностью комплекса вооружений эсминцев Zumwalt является тот факт, что на данный момент отсутствуют какие-либо сведения об использовании противокорабельных ракет. Очевидно, имеющиеся ракеты RGM-84 Harpoon посчитали непригодными для использования на перспективных эсминцах. Подобный подход применен и при формировании требований к последней на данный момент серии эсминцев типа Arleigh Burke.

В носовой части эсминца DDG-1000 предполагается установить две артиллерийские установки AGS с орудиями калибра 155 мм. Система AGS представляет собой орудийную башню с развитыми подпалубными агрегатами. Интересной особенностью этой артиллерийской установки являются боеприпасы. Несмотря на калибр, система AGS не сможет использовать существующие 155-мм боеприпасы. Специально для новой корабельной артиллерийской установки создан снаряд LRAPS. Активно-реактивный боеприпас похож на ракету: его длина превышает 2,2 метра, а после выхода из ствола он должен раскладывать крылья и стабилизатор. При собственной массе 102 кг снаряд сможет нести 11-килограммовую боевую часть. Используя инерциальную и спутниковые системы навигации, снаряд LRAPS сможет поражать цели на дальности не менее 80 км.

Общий боезапас двух артиллерийских установок составит 920 снарядов. В укладках автомата заряжания обеих систем AGS будет находиться 600 боеприпасов. Большая длина снаряда заставила применить несколько интересных решений в конструкции и работе автоматики заряжания. Так, боеприпасы будут подаваться к орудию в вертикальном положении. Для этого перед заряжанием ствол орудия должен подниматься в вертикальное положение. Стрельба возможна с возвышением от -5° до +70°. Оригинальный автомат заряжания, по официальным данным, обеспечивает темп стрельбы на уровне 10 выстрелов в минуту. Заявлена возможность стрельбы длинными очередями.

В прошлом утверждалось, что эсминцы Zumwalt могут стать первыми в мире кораблями, несущими электромагнитную пушку. Подобные разработки уже существуют, но все они далеки от применения на военной технике. Одной из главных проблем этого перспективного является его колоссальное энергопотребление. При использовании электрогенераторов, установленных на новых эсминцах, для стрельбы из электромагнитной пушки пришлось бы на некоторое время отключать почти все электронные системы. Вполне понятно, что подобные особенности работы ставят крест на применении таких систем на практике.

Артиллерийское вооружение перспективных эсминцев состоит из двух установок AGS и двух зенитных орудий Bofors Mk 110 шведского производства. Примечательно, что калибр этих орудий значительно больше калибра ранее применявшихся зенитных систем. Причиной использования 57-мм орудий можно считать тот факт, что могущество 20- и 30-мм снарядов недостаточно для гарантированного уничтожения современных и перспективных противокорабельных ракет. Таким образом, большее могущество снарядов калибра 57 мм может компенсировать меньший темп стрельбы на уровне 220 выстрелов в минуту.

В кормовой части кораблей Zumwalt предусмотрен ангар для вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Эсминцы смогут нести один вертолет SH-60 или MH-60R, а также до трех беспилотников MQ-8. Таким образом, небольшая авиационная группа сможет обеспечить наблюдение за окружающей обстановкой и взять на себя часть функций радиоэлектронного комплекса корабля.

Для наблюдения за обстановкой и управления оружием эсминцы типа «Зумволт» получат многофункциональную радиолокационную станцию Raytheon AN/SPY-3 с активной фазированной антенной решеткой. Ранее планировалось устанавливать на новые корабли вторую РЛС Lockheed Martin AN/SPY-4, но в дальнейшем от нее отказались. Использование сразу двух станций, работающих в разных диапазонах, сочли слишком дорогим и не обеспечивающим соответствующего повышения характеристик. Таким образом, строящиеся корабли будут оснащаться лишь одной радиолокационной станцией.

Эсминцы Zumwalt смогут искать подлодки и мины. Для этого их оснастят тремя гидроакустическими комплексами AN/SQS-60, AN/SQS-61 и AN/SQR-20. Первые два устанавливаются в корпусе корабля, третий имеет буксируемую гидроакустическую станцию. Утверждается, что характеристики гидроакустических комплексов новых эсминцев будут значительно выше, чем у оборудования существующих кораблей типа Arleigh Burke.

Качество и количество

Исходя из имеющихся данных, можно предполагать, что перспективные эсминцы типа Zumwalt станут наиболее совершенными среди всех кораблей ВМС США. Тем не менее, имеющиеся плюсы технического и боевого характера при определенных обстоятельствах могут полностью нивелироваться существующими минусами. Главный недостаток нового проекта – высокая стоимость. Стоимость головного корабля с учетом затрат на разработку оценивается в 7 млрд. долларов. Таким образом, новый эсминец стоит примерно столько же, сколько стоил последний американский авианосец типа Nimitz – USS George H.W. Bush (CVN-77). Столь большая стоимость эсминцев стала причиной кардинального сокращения планируемой серии.

Даже если конгрессмены, придерживающиеся позиций строгой экономии, не продавят отказ от одного или даже двух эсминцев типа «Зумволт», то общее количество этих кораблей в военно-морских силах США останется слишком малым. Всего три эсминца – даже если по своим характеристикам они на голову превосходят все существующие корабли – вряд ли смогут оказать серьезное влияние на общий потенциал ВМС. Иными словами, новейшие эсминцы рискуют стать тем, что принято называть белым слоном или чемоданом без ручки. Дорогой проект, стоимость которого в свете последних сокращений финансирования может выглядеть неразумно высокой, при сохранении существующих взглядов не сможет дать ожидаемые результаты в отношении боеспособности флота.

В контексте проекта Zumwalt интересно выглядят планы Пентагона на корабли проекта Arleigh Burke. Согласно заявлениям последних лет, строительство этих эсминцев продолжится, а служить они будут до семидесятых годов XXI века. Сколько будут служить эсминцы «Зумволт», пока не вполне ясно. Тем не менее, даже без учета сроков службы можно уверенно говорить, что большая часть боевой работы ляжет на корабли старого проекта.

В оправдание новых кораблей следует сказать, что в проекте Zumwalt применено большое количество новых технических решений и технологий. Поэтому перспективные эсминцы станут платформой для отработки оснащения, вооружения и технологий, которые будут применяться на кораблях будущего.












По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://naval-technology.com/
http://raytheon.com/
http://navyrecognition.com/
http://navweaps.com/
http://baesystems.com/

МОСКВА, 13 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Суперсовременные американские эсминцы "Замволт" словно преследует "фамильное проклятье". Не успели эксперты завершить обсуждения прошлогодней поломки головного корабля DDG-1000 в Панамском канале, как на этой неделе частично вышел из строя его "младший брат" — DDG-1001 "Майкл Монсур". . У корабля отказали фильтры гармоник, которые защищают чувствительное электрооборудование от колебаний мощности. В итоге "Майкл Монсур" временно лишился большей части своей высокотехнологичной электронной начинки. У американских военных моряков прибавилось головной боли: корабли, уступающие по цене лишь авианосцам, упорно не хотят избавляться от множества "детских болезней". О том, почему проект новейших эсминцев до сих пор буксует, — в материале РИА Новости.

Слишком продвинутый

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным вооружением Zumwalt должны были стать универсальными боевыми кораблями, но с упором на борьбу с береговыми и наземными целями. На "Замволты" планировали возложить задачи огневой поддержки морского десанта, ударов высокоточным оружием по войскам и инфраструктуре, а также атаки надводных кораблей противника. Программа по строительству перспективных эсминцев стартовала в 2007 году, когда на создание двух первых "Замволтов" конгресс выделил 2,6 миллиарда долларов. Всего же ВМС США рассчитывали получить 32 корабля этого типа и уложиться при этом в 40 миллиардов.

Однако стоимость кораблей этого проекта, которые американские инженеры пытались подтянуть под высокие требования военных, начала расти астрономическими темпами. Сначала заказ снизили до 24 эсминцев, потом до семи. В итоге в 2008 году флот решил ограничиться всего тремя кораблями. Каждый из них, по последним данным, обошелся казне в 4,4 миллиарда долларов, не считая стоимости обслуживания корабля на протяжении его жизненного цикла (итоговая стоимость может превысить семь миллиардов).

© AP Photo / Robert F. Bukaty

Первый "Замволт" вступил в состав ВМС США 16 октября 2016 года. Уже через месяц — 21 ноября — DDG-1000 заглох в Панамском канале на пути к порту в Сан-Диего. Морская вода проникла в два из четырех подшипников, соединяющих индукционные бортовые двигатели корабля с его приводными валами. Оба вала вышли из строя, и "Замволт" врезался в стены канала. Суперсовременному эсминцу пришлось позорно возвращаться в порт на буксире. Более того, в Сан-Диего на корабле обнаружили утечку в системе охлаждения смазки, но ее причину установить на тот момент не удалось. Как показали последние события, серьезные проблемы с силовой установкой испытывает и второй эсминец серии.

"Надо отдавать себе отчет в том, что американцы боевые корабли строить умеют, — рассказал РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — И "Замволт" по всем своим параметрам — очень интересный, оригинальный проект. Особенно его необычная энергетическая установка, схожая с той, что применяется на стратегических подводных лодках класса "Огайо". Отличие лишь в том, что на "Замволте" вместо атомного реактора дизель-газотурбинный двигатель. Он соединен с электродвигателями, которые используются на малом и среднем ходу. В теории данный подход подразумевает экономию топлива, когда корабль идет в крейсерском режиме на одном электричестве. На практике же такая система резко удорожила двигательную установку и снизила ее надежность. Отсюда и поломки".

Алексей Леонков напомнил старую шутку: "Американцы всегда находят правильное решение, но лишь тогда, когда испробуют все неправильные". Эксперт подчеркнул, что такая же история была с изначально "сырыми" штурмовой винтовкой М-16 и истребителем F-16, которые в итоге довели практически до совершенства. Нет сомнений, что со временем отшлифуют и "Замволты". Вот только до сих пор неясно, какую нишу эти три корабля займут в Военно-морских силах.

Дыра для бюджета

Уильям Биман: эсминцы "Замволт" у берегов Китая – страх США перед КНР Причиной для принятия решения разместить новейшие вооружения у границ Китая является обеспокоенность США растущим влиянием КНР на Азиатско-Тихоокеанский регион. Так американский политолог прокомментировал недавнее заявление главы Пентагона.

Ударные возможности "Замволта" достаточно высокие, но не выдающиеся. Его основное вооружение — 80 крылатых ракет в шахтах вертикального пуска, размещенных вдоль бортов. Ноу-хау эсминца должно было стать артиллерийское вооружение. Изначально планировалось установить на него два электромагнитных рельсотрона. Однако проект был обречен на провал, так как это оружие съедало бы все энергетические мощности корабля. Вооруженный рельсотронами эсминец, по сути, превращался в плавучий лафет для пушки и "отключался от сети" после каждого выстрела.

Позже было решено остановиться на двух 155-миллиметровых артиллерийских орудиях AGS нетрадиционной активно-реактивной схемы с дальностью стрельбы до 148 километров. Применяемые в них снаряды LRLAP, по заявлениям разработчиков из концерна Lockheed Martin, настолько точны, что способны "поразить цели в каньонах прибрежных городов с минимальным сопутствующим ущербом". Все бы ничего, вот только стоимость одного боеприпаса такого типа уже превысила 800 тысяч долларов. Для сравнения: отлично обкатанная в десятках вооруженных конфликтов крылатая ракета "Томагавк" бьет на 2,5 тысячи километров и стоит лишь ненамного дороже — около миллиона. Командование ВМС США с 2016 года ищет альтернативу "золотым" снарядам для чудо-пушки, но пока безуспешно.

© AP Photo / Robert F. Bukaty Новейший эскадренный миноносец США типа "Замволт" (Zumwalt)


© AP Photo / Robert F. Bukaty

"Таким образом, у "Замволтов" остаются только по 80 "Томагавков" на корабль, — рассказал Алексей Леонков. — А теперь давайте проведем несложные расчеты. Один эсминец с 80 ракетами стоит 4,4 миллиарда долларов. Крейсер типа "Тикондерога" (до 122 "Томагавков") обходится американским налогоплательщикам примерно в миллиард. Эсминец класса "Арли Берк" (до 56 "Томагавков" плюс противокорабельные ракеты и система ПРО Aegis), по последним данным, стоит около 1,8 миллиарда. Оба этих корабля прекрасно испытаны в боевых условиях и давным-давно доведены до ума. Да, "Замволт" выполнен по технологии малозаметности. Но любой специалист по РЛС скажет вам, что все эти игры с невидимостью — это только игры. Можно лишь частично снизить заметность и в определенном диапазоне. Так не проще ли за те же деньги построить две АПЛ класса "Огайо", каждая из которых в нестратегическом варианте может нести по 154 "Томагавка"? Такой подводный крейсер уж точно менее заметен, чем "Замволт", а по своей ударной мощи превосходит его вдвое".

По мнению эксперта, "Замволт" так и не пойдет в крупносерийное производство, оставшись дорогостоящей и бесполезной "игрушкой". Как подчеркнул Леонков, реализация хотя бы трех кораблей этого типа "в металле" — прямое следствие усилий лоббистов проекта в правящих кругах США. Американская промышленность давно умеет строить более дешевые и эффективные корабли. Пусть и не такие высокотехнологичные и оригинальные внешне.

USS DDG-1000 "Zumwalt", Корабль XXI века

Единственный в настоящее время боевой надводный корабль относящийся к третьему поколению построен в США, он назван в честь адмирала Элмо Зумволта.

Рассмотрим сильные и слабые стороны данного проекта, начнём с конструктивных показателей эсминца.

«Zumwalt» - самый крупный из когда-либо построенных для ВМС США эсминцев, более того, водоизмещение в 15тысяч тонн при 185 м в длину и ширине 24,6м.(в разговоре можно сказать 25 с половиной) выводит его в разряд крупнейших неавианесущих кораблей современности после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144«Орлан»(Киров), водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн. При длине 251 метр.

Это головной корабль серии из трех единиц, хотя изначально планировалось построить 32 корабля данного типа. Однако, стоимость проекта Зумвальт фирмы Northrop Grumman изначально оцениваемая в 1,5 млрд $ за каждый корабль оказалась сильно заниженной. Согласно последним данным, стоимость первого корабля составляет 4.400.000.000$, на следующих удалось сократить стоимость на 400.000.000.

К цене постройки следует добавить стоимость содержания этого гиганта, не менее 4,0 млрд $ будет стоить жизненный цикл каждого корабля.

Всего же, с учётом стоимости разработки, цена первого в серии DDG-1000 по некоторым оценкам превышает 7.000.000.000 (7млрд) долларов .

Стоимость всего проекта, включая стоимость обслуживания выходит в астрономическую сумму 27.000.000.000$ за три корабля! Вероятно, программа будет пересмотрена с целью сокращения издержек и они сократятся на несколько миллиардов, но всё равно данный проект останется самым дорогим. Сейчас основной целью их постройки стали заявлять испытания новейших систем различного вооружения. Возникает вопрос - не слишком ли дорогой испытательный стенд? В дальнейшем, мы будем сравнивать Зумвальт с типом Арли-Бёрк, и ещё вернёмся к вопросу стоимости этих проектов.


В настоящий момент продолжаются испытания корабля, которые начались в декабре 2015 года, а зачисление в списки флота планируется 15 июля 2017 на военно-морской базе Перл-Харбор, Гавайи. При этом ранее в прессе проходила информация, о том, что боевые системы испытают только в начале 2018 года. Двухэтапное производство предполагалось с момента подписания контракта. Получается, корабль войдёт в состав флота, не проведя полных испытаний боевых систем, которые вероятно будут ещё некоторое время дорабатываться. В общем то, это уже сложившаяся в последнее время общемировая тенденция, ничего необычного в этом нет.

Эсминец класса «Замволт» многоцелевой, и предназначен как для борьбы с наземными силами противника, так и для огневой поддержки с моря и борьбы с авиацией. Благодаря высокой автоматизации экипаж составил всего 148 человек, намного меньше, чем у прежних кораблей подобного класса. Это даёт основание некоторым экспертам утверждать, что Зумвальт является самым высокотехнологичным и автоматизированным надводным кораблем в истории.

Различные системы эсминца так глубоко интегрированы, что экипаж учился не просто управлению отдельными элементами оборудования, а оперированию огромной «системой систем». Общая длина программного кода – около 6.000.000строк, программное обеспечение приходится временами подгружать и вносить изменения.


Несмотря на заявленное совершенство корабельных систем, Zumwalt сломался в ноябре 2016 во время прохождения Панамского канала.

Как стало известно, у новейшего эсминца возникла проблема с центральной силовой установкой, обеспечивающей подачу электроэнергии для двигателя, а также навигационной системы и вооружений корабля. Что послужило причиной аварии неизвестно, информация засекречена, интересно, это мог быть сбой в программном коде?

Довольно часто можно встретить критические замечания, о неустойчивости Эсминца, вследствие необычного типа корпуса с ломаным силуэтом, который напоминает корабли столетней давности. Однако ходовые испытания продемонстрировали несостоятельность данных утверждений.

Погодные условия во время испытаний были сложными, но корабль продемонстрировал высокий уровень устойчивости. Его разгоняли до скорости выше 30 узлов (более 55 км/ч) – при максимальной скорости 33,5 узла (62 км/ч). При резком повороте угол крена составлял 7-8 градусов. Это очень впечатлило Кёрка, первого капитана корабля, ожидавшего гораздо большего наклона. Корпус судна с его необычным, «радиопоглощающим» завалом оказался невероятно устойчив.

Примечательно, что на время испытаний из соображений безопасности судоходства на корабль установили отражатели. Таким образом, гражданские суда могли видеть стелс-эсминец на своих радарах.


Два машинных отделения включают две электростанции, состоящие из Advanced Induction Motors (AIM) и газовой турбины MT-30 Rolls-Royce, которые вместе производят 39 МВт – в общей сложности, 78 МВт (больше, чем любой американский эсминец). На судне реализован т.н. принцип «полностью электрического корабля», «электрохода», «Full Electric Propulsion»: используется общий первичный источник выработки электроэнергии, которая обеспечивает и движение судна, и электроснабжение всех без исключения систем корабля. Упомянутые выше мощные британские газовые турбины Rolls-Royce, построенные на базе современных асинхронных двигателей, приводят в действие электрогенераторы, после чего электроэнергия при помощи гребных электродвигателей снова преобразуется в механическую энергию. «Электроходы» – редкость для военно-морских сил. До этого единственным прецедентом «полностью электрического корабля» был британский «Дэринг».

Каждый Advanced Induction Motor напрямую связан с одним из двух гребных валов корабля, поэтому исчезает необходимость использования редуктора (что, в свою очередь, снижает уровень шума и вибраций). Машинные отделения управляются дистанционно. Высокая выработка электроэнергии понадобится в будущем для работы рельсовых пушек, которые всё ещё находятся в разработке.


Изначально флот поставил цель создать корабль – невидимку, это действительно удалось сделать, заметно снизив радиолокационную заметность. Вот только при наличии спутников у вероятного противника, способного отслеживать любой корабль после выхода с базы - это несколько сомнительное достижение.

Единственное, что возвышается над ровной, плоской передней палубой – это огромные носовые башни, в которых «прячутся» две 155-миллиметровых пушки Advanced Gun System – самые крупные (за последние десятилетия) морские пушки, установленные в качестве стандартного оборудования корабля.

По краям корабля и вдоль кормовой полётной палубы находится несколько рядов из ячеек для ракет. Они расположены в новом порядке, призванном обеспечить защиту судна при помощи «взрывных щитов» (blast shields) ракетных ячеек, оставляя срединную линию свободной для артиллерийской системы.


Первоначально планировалось, что на корабле будет 117–128 ракет, но получилось установить шахты только для 80ед.

Орудия должны были быть электромагнитными, и стрелять на расстояние до 180 км.

Однако в настоящий момент установлено два орудия калибра 155 мм. системы AGS. Интересной особенностью этой артиллерийской установки являются боеприпасы. Несмотря на калибр, система AGS не сможет использовать существующие 155-мм боеприпасы, поэтому специально был создан снаряд LRAPS, активно-реактивный боеприпас которого больше похож на ракету, его длина превышает 2,2 метра, а после выхода из ствола он должен раскладывать крылья и стабилизатор. Используя инерциальную и спутниковые системы навигации, снаряд LRAPS сможет поражать цели на дальности до 110 км. Немалой является цена каждого боеприпаса – около 100.000$, что уже вызывало жаркие споры в конгрессе США.

Из авиации на корабле могут базироваться, как минимум, один вертолёт и три БПЛА.


А теперь сравним супернавороченный «Зумвольт» с самым массовым эсминцем США – типа «Арли-Бёрк»

Средняя стоимость основного эсминца США типа "Арли Бёрк" 1,7 млрд$, годовое обслуживание- 25млн. На вооружении каждого "Бёрка" находится 96 ракет в 2-х ячейках (32 носовая и 64 кормовая) плюс к этому нужно добавить 8 противокорабельных ракет «Гарпун», суммарно, на 24 ракеты больше, чем на Зумвальте, есть ещё 2 торпедных аппарата и 2 шестиствольных комплекса Вулкан-фаланкс.

Бёрки оснащены БИУС «Иджис», аналог которой в усеченном виде установлен на Зумвальте. «Иджис» последней модификации устанавливаемой на «Арли-Бёрках» способна, как утверждается во флоте США, видеть во всех направлениях, и направлять противоракеты SM-3 (ПРО) на спутники и баллистические ракеты.


Все эсминцы типа «Арли Бёрк», начиная с USS Bainbridge (DDG-96), получат обновлённые 127-мм/62 АУ Мark 45 Mod. 4, способные запускать управляемые активно-реактивные артиллерийские снаряды на дальность до 63 морских миль (116 километров), получается, они не сильно уступают перспективному оружию новейшего зумвальта.

Таким образом, модернизация "Арли Бёрк" практически нейтрализует боевой потенциал «Зумвольта», который безусловно, является новым словом в кораблестроении, но как и всякий корабль, опередивший время, имеет достаточно недостатков, устранение которых потребует немало времени, и ставит под сомнение целесообразность всего проекта в целом.

Неизвестно, устранен ли недостаток связанный с системой ПВО корабля, по просочившимся из оборонного ведомства США данным, "Зумволт" пока не в состоянии применять новейшие противоракеты.

При проектировании Зумвальта были поставлены следующие цели:

Минимальная заметность (выполнено)

Платформа ПРО (не выполнено)

Универсальная боевая система, с количеством ракет в ПУ 117–128ед (не выполнено, 80ед)

Электромагнитное орудие (не выполнено)

Стоимость не выше 1,7млрд. за 1 борт (не выполнено)

США построили несколько "Стелс" кораблей новой формации (литторальные) с минимальной заметностью, которые являются новым словом в кораблестроении, но при этом все серии новейших кораблей ("Freedom", "Independence", "Zumwalt") были значительно сокращены, с 20-30 бортов, до 3-5 из-за чрезвычайной дороговизны и недостаточной эффективностью новых систем на данном этапе.


Подводя черту под общей стоимостью проекта, а это по разным подсчетам от 13 до 27 млрд $ за 3 корабля, возникает вопрос – получил ли флот то, что хотел, или корпорации ловко заработали вместе с Пентагоном на этом? За эти деньги можно было построить не менее восьми, а в пересчете на все время эксплуатации – не менее 15 проверенных временем, весьма неплохих, стоит признать, эсминцев Арли Бёрк"...


Для наших подводников, будет большой честью пустить на дно эту махину, если когда нибудь дело дойдёт до горячей фазы противостояния, но надеемся, войны между ядерными державами не случится никогда, мир у нас один, другого нет.

Полный текст представлен только на КОНТе.

Ролик сделан командой группы МИРОВАЯ ПОЛИТИКА, заходите к нам в группу, у нас интересно.

На текущей неделе ВМС США получат в свое распоряжение крупнейший в мире эсминец Zumwalt стоимостью в $ 4,4 млрд. (назван честь адмирала Элмо Замволта ). Американские СМИ называют его самым передовым боевым кораблем в морской истории.

Многоцелевой корабль последнего поколения сконструирован с применением технологий stealth, и отличается характерной угловатой формой корпуса. Кроме того, при производстве использовались специальные радиопоглощающие материалы и покрытия. В результате, как уверяют разработчики, на радарах эсминец виден как небольшое рыболовецкое судно.

Между тем, корабль далеко не мал. Его длина 183 м, ширина - 24,6 м, водоизмещение - около 15 тыс. тонн. Газотурбинная установка Rolls-Royce развивает мощность 58 МВт и обеспечивает кораблю крейсерскую скорость 20 узлов. Если же мощность поднять до максимальных 78 МВт, скорость составит 30 узлов. Построен эсминец на верфи Bath Iron Works (штат Мэн), принадлежащей компании General Dynamics.

Несмотря на внушительные размеры, кораблем управляет команда всего из 158 человек, благодаря высочайшему уровню автоматизации. Впечатляет и вооружение эсминца. Он оснащен 20 новейшими ракетными модулями Mk.57 вертикального пуска от компании Raytheon. Эти ракеты позволяют поражать воздушные, наземные и надводные цели. От предыдущего поколения ракетного оружия Mk.57 отличаются еще большей автономностью и защищенностью на случай поражения противником или нештатных ситуаций на борту.

Кроме того, в систему вооружения корабля входят крылатые ракеты Tomahawk, две 155-миллиметровые дальнобойные артиллерийские установки AGS, зенитная ракетная система типа RIM-162 ESSM, противолодочная ракетная система семейства Asroc и две малые 30-миллиметровые артустановки.

Наконец, эсминец оборудован для использования одного вертолета типа Sikorsky MH-60 Seahawk и трех разведывательно-боевых беспилотников вертолетного типа MQ-8 Fire Scout от компании Northrop Grumman c дальностью действия до 280 км.

Чтобы управляться с этим хозяйством, команду корабля пришлось интенсивно готовить в течение двух лет.

По данным американского телеканала ABC, передача Zumwalt ВМС США пройдет 20 мая в городе Бат (штат Мэн). А официальная церемония, после которой эсминец заступит на боевое дежурство, состоится в октябре в Балтиморе. Затем корабль отправится на базу постоянной дислокации в Сан-Диего.

Против кого США планируют использовать «невидимый» супер-эсминец, какие корабли Россия может противопоставить Zumwalt?

Сами американцы де-факто признают, что идея с постройкой серии передовых эсминцев типа Zumwalt себя не оправдала, - отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков .

На сегодня ВМС США заказали General Dynamics всего три корпуса таких кораблей, хотя изначально планировалось построить несколько десятков. Дело тут во многом в дороговизне проекта. По стоимости один Zumwalt соответствует двум ракетным крейсерам типа «Тикондерога», или трем эсминцам типа «Арли Бёрк». И никак нельзя сказать, что в таком же соотношении находятся боевые возможности этих кораблей.

Конечно, на Zumwalt стоит мощнейшая боевая информационно-управляющая система, которая позволяет решать широкий круг задач информационного обеспечения деятельности этого корабля. Но к остальным боевым компонентам новейшего эсминца возникает много вопросов.

«СП»: - В чем слабые места Zumwalt?

Начать с того, что на борту Zumwalt всего 80 ракетных пусковых установок. Для сравнения: на крейсере типа «Тикондерога» водоизмещением 9,6 тыс. тонн таких установок 124, а на эсминце типа «Арли Бёрк» - 96. Это означает, что ударные возможности Zumwalt существенно меньше.

Возможности по противовоздушной обороне у новейшего эсминца, вероятно, выше - прежде всего, за счет более совершенного радиоэлектронного оборудования, которое обеспечивает обнаружение целей. Но и тут возникает вопрос: сколько у него боекомплектов зенитных ракет класса «земля-воздух»? Рискну предположить, что боекомплектов у Zumwalt тоже меньше, чем у «Тикондероги» и «Арли Бёрка».

Между тем, если Zumwalt будет атакован авианосным ударным соединением, которое способно выпустить залп из 40 ракет, для их отражения потребуется 80−90 зенитных ракет. Это значит, после двух-трех ракетных атак противника Zumwalt попросту лишится боекомплекта ПВО.

Получается, что новый эсминец обладает и меньшими возможностями по отражению воздушных целей, чем «Тикондерога» и «Арли Бёрк» - правда, он способен обнаруживать эти цели более быстро. Кроме того, Zumwalt будет более эффективен при отражении низколетящих целей.

А вот с точки зрения решения противолодочных задач эсминец-«невидимка» будет точно превосходить «Тикондерогу» и «Арли Бёрк». На нем наверняка стоит более совершенное оборудование.

Плюс, он более эффективен для поддержки наземных войск. Его 155-миллиметровые артустановки способны поражать цели на большом расстоянии. Конечно, это не 180 километров, как указывается в некоторых источниках. Реальная дальность такого оружия - около 40 километров. Иначе снаряд по стоимости будет приближаться к ракете: ему, в частности, потребуется мощный пороховой ускоритель. Поместить такой крупный снаряд в 155-миллиметровый ствол - большая проблема, и не думаю, что американцы ее решили.

«СП»: - Применение технологий stealth делает этот корабль неуязвимым?

Вовсе нет. Он менее заметен для средств обнаружения, чем традиционные боевые корабли, да и то не во всех ракурсах. Надо понимать: stealth не делает Zumwalt по-настоящему невидимым, и ослабляет возможности его обнаружения не кардинально - в 2−2,5 раза.

Главный минус этой «невидимки» - ее шумность. Российские средства морской разведки сегодня делают ставку не на активную локацию с самолетов, а на поиск противника подводными лодками, которые обладают мощными акустическими комплексами. Наши подлодки смогут спокойно обнаруживать Zumwalt в составе так называемых ордеров (группировок) кораблей.

«СП»: - Принятие Zumwalt на вооружение меняет баланс сил в Мировом океане в пользу ВМС США?

Не думаю, что три таких эсминца внесут радикальные перемены в боевые возможности американских группировок. В случае массового внедрения кораблей типа Zumwalt эффект усиления сказался бы, но три единицы погоды не делают.

Да, если нашим противников будет Zumwalt, обнаружение его самонаводящимися головками российских ракет будет затруднено. Это нужно учесть, и, возможно, внести соответствующие технические изменения в системы наведения. Например, сделать эти системы работающими в нескольких частотных диапазонах для получения более высокой точности обнаружения корабля. Но каких-то иных принципиальных затруднений я не вижу.

«СП»: - Получается, корабли российского ВМФ смогут с Zumwalt эффективно бороться?

Боевая стойкость Zumwalt, если наши ракеты захватили его как цель, ничуть не выше, чем у рядового американского эсминца. Возможно, даже несколько ниже - на его палубе не видно некоторых систем, которые увеличивают возможности самообороны. В частности, автоматических пушек для «дострела» прорвавшихся ракет. По мне, Zumwalt как противник не представляет ничего особенного…

Корабли типа Zumwalt предназначены, прежде всего, для Азиатско-Тихоокеанского региона, - уверен директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов .

Напомню, что в конце февраля Китай разместил на спорном острове Вуди в Южно-Китайском море новейшие истребители J-11 и JH-7. Об этом сообщила разведка США. Ранее на этом острове, который оспаривается Китаем, Тайванем и Вьетнамом, американцы засекли комплексы противоракетной обороны HQ-9 и высокочастотный радар. По мнению военных экспертов США, это позволяет Китаю контролировать морской и воздушный трафик в районе Малаккского пролива, через который проходит до четверти всего морского товарооборота в мире. По сути, дело идет к тому, что Китай в военном плане получит «право вето» на действия США и их союзников в регионе. Это, понятно, американцам не по вкусу.

Именно поэтому я считаю, что Zumwalt ориентирован конкретно на Китай. Американцы держатся обозначенного при Бараке Обаме курса Shift to Asia - «сдвига в Азию». Этот курс, в частности, подразумевает серьезное усиление группировки США вблизи Китая. По планам, до 60% американских ВВС и ВМС должны быть сконцентрированы в Тихоокеанском регионе.

Я не исключаю, что подобные корабли могут использоваться в Черном и Балтийском морях, но только с целью демонстрации возможностей американского флота, и для решения чисто политических задач.

Да, Zumwalt - серьезный корабль, он только называется эсминцем, но по прежним представлениям эквивалентен трем-четырем крейсерам. Но специфика Балтийского и Черноморского театров заключается в том, что здесь корабли почти беззащитны от авиации. Это очень стесненные театры, на которых применение крупных кораблей, мягко говоря, неразумно.

Однако учитывая инциденты, в ходе которых наша боевая авиация блестяще себя проявила, включая историю с пролетами над американским эсминцем «Дональд Кук» (DDG-75 Donald Cook) в Балтийском море, не думаю, что Zumwalt полным ходом отправится на Балтику.

Повторюсь: такие корабли предназначены не против Москвы, а против Пекина. Поэтому путь Zumwalt, скорее всего, лежит либо в Южно-Китайское море, либо в Восточно-Китайское море. И можно сказать, что китайцы его уже ждут. Неслучайно в последние годы Поднебесная беспрецедентными темпами развивает свои ВМС. Китайцы приняли на вооружение авианосец, отправляют в морские походы новые атомные подводные лодки, ввели в состав флота новые эсминцы, корветы, госпитальные суда и даже разведывательные корабли. Надеюсь, китайцы справятся с эсминцами типа Zumwalt пусть не качеством, так количеством…