Является участником закупки по 223 фз. Кому доступ в закупки закрыт

1. Положения № 223-ФЗ в новой редакции вступают в силу с 1 июля 2018 года (если иной срок напрямую не указан).

2. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ (утверждены и размещены в ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Если изменения в Положения о закупке не будут внесены, то после 1 января 2019 года такие Положения считаются не размещенными в ЕИС.

Закон не имеет обратной силы: если информация о закупке размещена в ЕИС до даты внесения изменения в Положение о закупке, то такая закупка осуществляется по правилам, действовавшим на дату размещения информации о закупке.

На сегодняшний день основной вопрос заказчиков, работающих по 223-ФЗ: когда же нужно вносить изменения в положение о закупке? И когда нужно начинать руководствоваться нововведениями в закон? 1 июля 2018 года или 1 января 2019 года?

В самом законе есть отсылочные нормы, также заказчики уповают на письма Минфина, где ведомство заявляет, что: «таким образом, до 1 января 2019 года заказчик вправе осуществлять закупки в соответствии с положением о закупке в редакции, действующей до приведения ее в соответствие с законом № 223-ФЗ, Законом № 505-ФЗ».

Участник закупки

В предыдущей редакции закона было указано, что участник закупки - это любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

С 1 июля 2018 года, согласно 505-ФЗ, фраза «которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке» удалена из 223-ФЗ.

Определение Верховного суда РФ от 26.12.2016 по делу № А40-30177/2016

«… если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться в совокупности к такой группе лиц, а не к отдельно взятому ее участнику. Установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективного участника закупки, противоречит правовому смыслу коллективного участника закупки, а также целям и принципам Закона о закупках и нарушает положения частей 5, 6 статьи Закона…».

Вопрос: допускать ли к закупке аффилированных между собой участников?

Да, аффилированных участников заказчик обязан допустить к закупке. Заказчик отклоняет только заявки, которые не отвечают требованиям извещения и документации. Каких-либо ограничений для аффилированных лиц в Законе № 223-ФЗ не предусмотрено (см. письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371).

Если заказчик установит запрет участвовать в закупках аффилированным лицам в документации или положении о закупке, он ограничит конкуренцию.

«Сама по себе аффилированность не доказывает, что участники вступят в сговор или недобросовестно выполнят контракт. Требование заказчика неправомерно и ограничивает конкуренцию» (решение ФАС от 25.05.2018 № 223ФЗ-360/18).

Конкурентные / неконкурентные закупки (№ 505-ФЗ с 1 июля 2018 года)

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

  • Способы конкурентной закупки, указанные в № 223-ФЗ, + иные способы конкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.
  • Закупки у единственного поставщика + иные способы неконкурентной закупки, предусмотренные Положением о закупке.

Заказчики вправе иметь как конкурентные, так и неконкурентные способы закупки, если это прописано в Положении о закупке.

Положением о закупке предусматриваются неконкурентные закупки.

Закупки у единственного поставщика + иные способы неконкурентных закупок. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке.

Конкурентный способы закупки:

  1. Торги:
    • Конкурс (открытый, закрытый, электронный),
    • Аукцион (открытый, закрытый, электронный),
    • Запрос котировок (закрытый, электронный),
    • Запрос предложений (закрытый, электронный).
  2. Другие способы
    • Согласно положению.

Торги по ГК РФ

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (ч.4 ст.447 ГК РФ)

Обязательное заключение договора - п.1 ст.447 ГК РФ

Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Уступка права и перевод долга по обязательствам - п.7 ст.448 ГК РФ

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Изменение условий - п.8 ст.448 ГК РФ

Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Конкурентные закупки

С 1 июля 2018 года запрос предложений и запрос котировок не могут быть проведены на бумаге, предусмотрены либо электронная, либо закрытая форма.

В законе указано ((ч.2 ст.3 № 223-ФЗ) (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ)

  • Конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке;
  • Конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на электронных площадках.

Стоит отметить, что ПП РФ 616 не изменено и не отменено.

Иные способы конкурентных закупок должны отвечать критериям отнесения к конкурентным закупкам и требованиям к порядку проведения закупок.

Критерии / условия отнесения к конкурентной закупке

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из способов (размещение в ЕИС / направление приглашений);

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 № 223-ФЗ.

Описание предмета закупки: (ч.61 ст.3 № 223-ФЗ) - конкурентные закупки

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент) ", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

«закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта»

…заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт );

государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.

Обзор практики

Включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

При этом указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика.

Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.

Остались неизменными требования к составу документации и указанию технических характеристик. В законе есть указание придерживаться принципов стандартизации.

Стандартизация

Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации не используются установленные в зак. о техническом регулировании, зак. о стандартизации требования, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В техническом задании, где мы описываем предмет закупки, необходимо указать:

  • функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные Законом.

Размещение информации о закупке (ч.5 ст.4 № 223-ФЗ)

При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом , в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено № 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4. …

При закупке у единственного поставщика информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Выводы (выдержки из закона):

При осуществлении любой закупки, кроме того, что прямо указано,

за исключением запроса котировок - в запросе котировок нет документации (только извещение),

у единственного поставщика информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке - размещается, если принято соответствующее решение,

информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено № 223-ФЗ и положением о закупке - иная информация / «неконкурентные закупки» …

Требования к извещению и документации есть только в конкурентных закупках!

Стоит отметить, что ПП РФ 908 не изменено и не отменено (некоторые части ступили в противоречие с 223-ФЗ).

Размещение информации - внесение изменений

Изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Сроки размещения извещения

Минимальный срок зависит от способа закупки

При закупке среди субъектов малого и среднего бизнеса сроки другие.

Разъяснения (№ 505-ФЗ с 1 июля 2018 года)

Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Вопрос: заказчик в разъяснениях изменил предмет закупки. Нарушил ли он закон?

Заказчик покупал керамические кирпичи. В техническом задании написал размеры 250/125/65 мм. Один из участников в запросе разъяснений указал, что стандартный размер керамических кирпичей 250/120/65 мм согласно ГОСТ 530-2012. Заказчик согласился с замечанием и разъяснил, что требованиям отвечают кирпичи шириной 125 и 120 мм. Таким образом, заказчик изменил предмет закупки, что незаконно. По документации участники предлагают кирпичи шириной только в 125 мм, а согласно разъяснениям - 125 мм и 120 мм.

Вывод: разъяснения не должны менять предмет закупки и существенные условия договора. Если заказчик изменит предмет закупки, ответственный сотрудник заплатит штраф 2000-3000 руб., а организация - 5000-10 000 руб. (ч.4 ст.3.2 № 223-ФЗ, ч.7 ст.7.32.3 КоАП).

Отмена закупки

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

  • Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.
  • По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов, предусмотренных законом (должны быть прописаны в документации о закупке и не противоречить положению о закупке):

  • Квалификационный отбор для отдельной закупки,
  • Квалификационный отбор для серии закупок,
  • Альтернативные предложения,
  • Постквалификация,
  • Преддоговорные переговоры.

Вопрос: вправе ли заказчик указать в извещении примерное количество продукции?

Нет, не вправе. В извещении о закупке указывается точное количество товара, объем работ или услуг. Это предусмотрено п.3 ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ.

По итогам закупки нельзя заключить рамочный договор или договор о намерениях, в котором не указано количество товара, работ, услуг. (см. Постановление от 30.01.2018 № 07АП-11656/2017, А45-20642/2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда).

Обеспечение заявки (ч.25 — 27 ст.32 № 223-ФЗ - «конкурентные закупки»)

  • Обеспечение заявки не устанавливается, если НМЦД не превышает пять миллионов рублей;
  • Если НМЦД превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить требование к обеспечению;
  • Размере обеспечения не более пяти % НМЦД.
  • Способ обеспечения: денежные средства, банковская гарантия, иной способ по ГК РФ.

Вывод: право заказчика не во всех случаях + специальные условия для закупок у МСП.

Возврат обеспечения заявки (п.24 ПП от 11.12.2014 № 1352)

Денежное обеспечение заявок обязан вернуть в сроки, которые предусмотрены в извещении и документации.

При закупке только среди МСП заказчик обязан соблюдать крайние сроки: деньги необходимо вернуть в течение семи рабочих дней с даты, когда подписан итоговый протокол. Победителю деньги заказчик обязан возвратить не позднее семи рабочих дней с даты, когда заключен договор, или со дня, когда принято решение не заключать сделку.

ч.26 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ:

Обеспечение не возвращается в случаях, когда участник уклонился от заключения договора:

  • отказался подписывать договор или не подписал своевременно;
  • не предоставил или предоставил с нарушениями обеспечение договора.

Заключение договора (ч.15 ст.32 № 223-ФЗ / ч.28 ст.32 № 223-ФЗ)

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения или обжалования договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты одобрения или вынесения решения.

Порядок заключения договора:

  • Направление договора победителю (5 дней);
  • Срок подписания победителем (5 дней);
  • Срок подписания заказчиком (3-5 дней).
  • Возможность направления протоколов разногласий (порядок рассмотрения таких протоколов);
  • Основания для признания победителя уклонистом.
  • Заявка на участие

    Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

    Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.

    Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Электронные площадки

    Конкурентная закупка в электронной форме (ч.1 — 12 ст.3 3 № 223-ФЗ)

    В соответствии с ч.5 ст.3.3 Закона № 223-ФЗ все электронные документы при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

    В соответствии с ч.1 ст.6 Закона № 63-ФЗ только использование усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечивает признание электронного документа, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Вывод: целесообразно осуществить перевыпуск сертификатов ключей электронных подписей, используемых при осуществлении закупок.

    Электронная форма

    В законе до определенного времени не было закреплено понятие электронной закупки.

    В настоящее время в № 223-ФЗ отсутствует определение понятия «закупка в электронной форме».

    Проведение такой закупки, в том числе подача заявок, предоставление заказчику доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений участников закупки о цене договора должно осуществляться посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки с сохранением конфиденциальности сведений об участниках закупки.

    Закупка в электронной форме по смыслу № 223-ФЗ включает в себя все стадии осуществления закупки от публикации извещения до заключения договора.

    • ЭТП по № 223-ФЗ - Перечень не установлен,
    • ЭТП по № 223-ФЗ для закрытых закупок - Перечень ЭТП утверждается Правительством РФ,
    • ЭТП по № 223-ФЗ для МСП - Перечень ЭТП утверждается Правительством РФ.

    Конкурентная закупка в электронной форме (ч.2 ст.3 № 223-ФЗ) (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ):

    • Конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено Положением о закупке;
    • Конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на электронных площадках.

    При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме размещение всей информации обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

    Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

    Оператором ЭП обеспечивается конфиденциальность информации:

    • о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа заказчику;
    • о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола.

    Закрытые закупки

    • Информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в единой информационной системе.
    • Заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой закупке не менее чем двум потенциальным участникам.
    • Заявка подается в бумажной форме.
    • Правительство РФ определяет особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок и порядок аккредитации на таких электронных площадках.

    Отбор ЭТП возможен, но с 01.07.2018 до проведения отбора - «бумажная» форма.

    Случаи, когда заказчики применяют закрытые формы закупки (Часть 1 статьи 35 № 223-ФЗ в новой редакции):

    1. РП РФ от 19.10.2017 № 2298-р (перевозка грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники);
    2. РП РФ от 27.09.2016 № 2027-р (изготовление банковских билетов, разменных монет, бланков документов, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета);
    3. РП РФ от 24.12.2015 № 2662-р (в сфере использования атомной энергии);
    4. РП РФ от 23.04.2013 № 671-р (в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями);
    5. РП РФ от 30.06.2015 № 1247-р (в сфере космической деятельности);
    6. РП РФ от 20.01.2018 № 51-р (финансовые услуги).

    Правительство РФ определяет перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок.

    Закупка в электронной форме - участники только субъекты МСП:

    (ч.10 — 11 ст.3 4 № 223-ФЗ)

    • Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

    Вывод: с 1 июля 2018 года заказчики должны осуществлять закупки у субъектов МСП только на площадках, входящих в утвержденный перечень + должен быть доработан функционал отобранных ЭТП.

    • Правительство РФ утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным в № 223-ФЗ.
    • Соглашение (на площадках, отобранных для продажи имущества) - 6 ЭТП. Единые и дополнительные требования к ЭТП - 8 ЭТП.

    ЭТП по № 223-ФЗ для МСП

    1. Требования разрабатываются Министерством финансов РФ,
    2. Требования утверждаются постановлением Правительства РФ,
    3. Формирование комиссии, проверка соответствия и заключение соглашения с ЭТП,
    4. Оформляется распоряжением Правительства.

    Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 656 «Требования к ЭТП по № 44-ФЗ» - единые требования.

    Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 657 «Требования к ЭТП по № 223-ФЗ - дополнительные требования.

    • Плата за участие (за заключение договора) ПП РФ от 10 мая 2018 г. № 564 1 % но не более 5000 (2000).
    • Специальный счет
    • Независимый регистратор
    • Аккредитация.

    1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу

    Республики Татарстан»

    2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»

    3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»

    4. Акционерное общество «ТЭК - Торг»

    5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»

    6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная

    система торгов»

    7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС - тендер»

    8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

    По Гособоронзаказу - Закрытое акционерное общество «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

    Закупки у МСП

    При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с № 44-ФЗ.

    Оператор ЭТП заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень.

    Субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном № 44-ФЗ.

    Нет указания на порядок аккредитации с 1 января 2019 года (аккредитация в ЕИС с последующим доступом на все ЭТП).

    Спецсчет у МСП

    В течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора.

    Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.

    По банковским гарантиям в 223-ФЗ ничего не прописано.

    Положения статьи 3 4 № 223-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 34 настоящего Федерального закона.

    Закупки по № 223-ФЗ, где участниками могут быть только МСП будут осуществляться по новым правилам № 223-ФЗ только после отбора ЭТП, которые могут проводить такие закупки. До момента функционирования новых ЭТП закупки у МСП идут как раньше.

    Порядок обжалования

    1. С этого года расширен перечень случаев, когда участники закупки вправе обжаловать действия заказчика в ФАС. Подать жалобу в антимонопольный орган участник вправе, если заказчик:

    • при закупке нарушил требования Закона № 223-ФЗ или Положения о закупке;
    • не опубликовал в ЕИС или опубликовал с нарушением сроков Положение о закупке, изменения в положение, сведения о закупке, о договорах и другую информацию, которую заказчик обязан разместить в ЕИС;
    • предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел документацией о закупке;
    • не утвердил и не опубликовал в ЕИС Положение о закупке и при этом провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
    • не разместил в ЕИС или опубликовал недостоверный отчет о годовом объеме закупки у МСП.

    В перечень случаев обжалования не входит нарушение заказчиком требований 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе нарушение требований ч.1 ст.17.

    Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

    При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

    1) координация организаторами или заказчиками деятельности участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    2) создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

    3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

    4) участие организаторов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

    Нарушения заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст. 17 135-ФЗ, при осуществлении процедур закупок в рамках 223-ФЗ с 31.12.2017 г. не могут быть предметом рассмотрения антимонопольного органа при административном обжаловании действий (бездействия) заказчика в порядке ч.10 ст.3 223-ФЗ о закупках.

    С учётом внесённых поправок и исчерпывающего перечня оснований для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика в рамках 223-ФЗ, рассмотрение обращений участников закупки о нарушении заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст.17 135-ФЗ, может осуществляться антимонопольным органом с 31.12.2017г. только в рамках гл.9 135-ФЗ, то есть исключительно в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства.

    2. Определён общий порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок и установлены особенности его применения

    С 31.12.2017 г. в 223-ФЗ (ч.10 ст.3) определён следующий порядок обжалования действий заказчика:

    3. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

    Особенности обжалования:

    • в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (ч.11 ст.3 223-ФЗ);
    • рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться доводами, составляющими предмет обжалования (ч.13 ст.3 223-ФЗ).

    Любое лицо (?), в том числе не подававшее заявку на участие в закупке, имеет право с 31.12.2017 г. обжаловать действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки, что серьезно сдвигает баланс прав в сторону участников закупки, а также так называемых профессиональных жалобщиков. (это следует из буквального прочтения ч.3 ст.3 223-ФЗ)

    Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок теперь напрямую привязан к ст.18.1 135-ФЗ.

    В силу прямого указания ч.2 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана только двумя категориями заявителей:

    1)участники закупки, подавшие заявки вправе обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок;

    2)«иные лица» (например: участники закупки, не подававшие заявки, корпорация развития МСП, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации) вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, если в результате нарушения порядка организации и проведения закупки могут быть нарушены их права и законные интересы.

    Какие лица могут принимать участие в корпоративных закупках в качестве исполнителей? Что значит быть участником закупок и почему важно иметь этот статус? В статье рассмотрим эти и другие актуальные вопросы об участии в закупках по 223-ФЗ.

    Кто может участвовать в закупках

    По большому счету, участником закупок может стать практически любое лицо — организация, ИП, физлицо. Что касается компаний, то их организационно-правовая форма, местонахождение и происхождение капитала никакого значения не имеют.

    Более того, на стороне одного участника могут выступать несколько лиц . В таком случае они обычно объединяются на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества). Хотя закон никаких особых форм такого участия не предусматривает, а значит, они могут быть иными. Помимо упомянутых лиц и их объединений, Минфин признает правомерным, когда от имени одного участника выступают аффилированные с ним лица.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    На стороне одного участника закупки по 223-ФЗ может выступать несколько организаций, ведущих совместную деятельность

    Кому доступ в закупки закрыт

    А вот круг лиц, которые не могут принимать участия в закупках, оговорен в законодательстве довольно четко. Это организаторы торгов, заказчики, а также их работники . Кроме того, весьма вероятно, что вскоре принимать участие в закупках не смогут и родственники лиц из руководства заказчика и членов комиссии по закупкам. Соответствующий законопроект размещен на портале правовых актов и проходит стадию антикоррупционной экспертизы.

    Кто считается участником

    Закон 223-ФЗ не разъясняет термин «участник закупки» и критериев отнесения лица к таковым. Однако заказчики должны сделать это в своих Положениях о закупке. Это необходимо для того, чтобы было понятно, какие лица имеют права участников, а какие - нет.

    Упомянутые права, например, включают обжалование действий заказчика или его бездействия во внесудебном порядке или в суде. Кроме того, Положение о закупке заказчика может предоставлять участникам и иные права, в том числе в части обжалования.

    Но поскольку четкого определения участника закупочное законодательство не содержит, то на практике порой случаются злоупотребления. В частности, жалобы подаются лицами, которые все равно не смогли бы стать исполнителями в силу отсутствия у них возможности поставить (осуществить/выполнить) объект закупки.

    Каким требованиям должны соответствовать участники

    В данном контексте имеются в виду общие требования к лицу, которое может быть признано участником закупки, а не к потенциальному исполнителю конкретного договора. Примером таких требований может быть:

    • регистрация в качестве организации или ИП, то есть наличие лица в соответствующем реестре;
    • отсутствие задолженности перед бюджетом;
    • отсутствие в отношении лица процедур банкротства, конкурсного производства, ликвидации, приостановки деятельности.
    • наличие всех необходимых разрешений, свидетельств, лицензий и так далее;
    • финансовая устойчивость и платежеспособность лица, которая следует из показателей его финансово-хозяйственной деятельности;
    • отсутствие субъекта в РНП (право установить такое требование заказчику дает пункт 7 статьи 3 закона).

    Этот список неполный, ведь всего заранее не предусмотришь. Конкретные требования к участникам той или иной закупки необходимо прописывать в ее документации . А в Положении следует указать, что список приведенных в нем требований является открытым и может быть уточнен по каждой конкретной процедуре.

    Например, в Положении участник указывает, что документация закупки может включать требования:

    • к репутации исполнителя;
    • к наличию у него опыта;
    • его соответствия другим требованиям, которые могут иметь значение для исполнения договора.

    Также стоит указать в Положении, что документация может содержать иные требования к участникам , которые обусловлены спецификой закупки. При этом они должны соответствовать принципам корпоративных закупок, изложенным в статье 3 закона.

    Принципы осуществления закупок по 223-ФЗ, связанные с отбором участников

    В части допуска к закупкам по закону 223-ФЗ должны исполняться следующие принципы:

    1. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
    2. Недопустимость установки неизмеряемых требований к участникам.

    Реализация первого принципа достигается тем, что к участию допускаются практически любые лица . Кроме того, во исполнение этого принципа закон 223-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать к участникам требований, не прописанные в документации закупки. Также в законе закреплено, что требования должны применяться в равной степени ко всем участникам. Однако здесь есть исключения :

    • национальный режим, то есть приоритет товаров российского происхождения;
    • преференции для субъектов малого и среднего бизнеса.

    Пример того, какие требования считаются ограничивающими конкуренцию и недопустимыми в закупках по 223-ФЗ, .

    Цель запрета на установку неизмеряемых требований в том, чтобы участник еще до подачи заявки мог оценить свои силы и понять, удовлетворяет ли он установленным критериям. В связи с этим заказчик не может требовать того, что нельзя измерить. Например, наличие «необходимого количества» кадровых ресурсов является недопустимым требованием. Ведь непонятно, что конкретный заказчик подразумевает под необходимым количеством, а четких критериев этого понятия не существует. Участник может посчитать, что обладает нужным количеством работников, а заказчик будет иного мнения и отклонит заявку.

    Иными словами, все требования в документации должны быть четкими и измеряемыми . В примере с необходимым количеством сотрудников корректно было бы указать, например, что у заказчика должно быть как минимум 10 работников, прошедших профессиональную подготовку в определенной сфере и имеющих указанную квалификацию, подтвержденную сертификатом либо иным документом.

    Запись вебинара для начинающих поставщиков по 223-ФЗ:

    Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ

    Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (далее - заказчики). Этот Закон не определяет непосредственно способы закупки, условия их применения и порядок проведения закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупке. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также, например, письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).

    Это касается и требований, предъявляемых к участникам закупки (далее - участники). За исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам. В последнем случае, как мы полагаем, формулировка не совсем точна, очевидно, имеется в виду, что измеряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям.

    Как видим, закон прямо допускает установление заказчиком требований к участникам, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке, требуя только чтобы эти требования были обоснованными и измеряемыми.

    То же относится и к представлению документов, подтверждающих соответствие установленным заказчиком требованиям. В п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указано, что документация о закупке должна содержать требования к участникам и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям. При этом не содержится каких-либо ограничений в части того, какие именно документы в подтверждение каким именно требованиям вправе требовать заказчик.

    Как указано в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований к участникам сужает круг потенциальных участников. Однако такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства и Закона N 223-ФЗ лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Также отмечено, что требования к участникам могут рассматриваться как нарушающие законодательство, если антимонопольный орган докажет что они включены в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

    Одновременно следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о закупке. В противном случае действия заказчика могут быть признаны неправомерными (см. постановления Девятого ААС от 01.12.2014 N 09АП-42440/14 и АС Московского округа от 17.03.2015 N Ф05-1173/15). При этом по смыслу положений ч. 2 ст. 2 и общей нормы ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, относящейся и к п. 9 этой части, в документацию о конкретной закупке могут быть включены только те требования к участникам и тот перечень документов , представляемых для подтверждения соответствия этим требованиям, которые предусмотрены для закупок такого рода в положении о закупке . Включение в извещение о закупке требований к участникам, не предусмотренных в положении о закупке для закупок такого рода, например, о наличии у них соответствующего опыта, может быть признано неправомерным (см., например, пресс-релиз УФАС по Хабаровскому краю от 08.11.2012 N 2/8159, решение УФАС по Вологодской области от 26.03.2012 N 119-17АМ3/12).

    Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке требования к участникам (для тех или иных способов закупки, закупки тех или иных видов товаров, работ, услуг) и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. В документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке (см. также раздел 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). Единственные ограничения - такие требования должны быть обоснованными, а соответствие им должно определяться измеряемыми, объективными показателями.

    Заметим, что некоторые требования вытекают из норм законодательства, устанавливающих требования наличия лицензии, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, или членства в такой организации в качестве условия осуществления деятельности (

    В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.

    Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

    Кто может являться участником закупки?

    Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

    • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
    • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

    Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

    Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

    Участником закупки не может выступать:

    • организатор закупки, заказчик,
    • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

    Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в . Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов . В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

    Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

    Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

    Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    Принципы отбора участников закупки

    Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

    1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
    2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

    Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

    • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
    • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
    • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

    Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

    1. , работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
    2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

    Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

    К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

    Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

    Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

    Требования к участникам закупки

    В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

    • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
    • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
    • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
    • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
    • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
    • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

    Конечно, при подготовке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

    Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

    • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
    • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
    • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
    • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

    Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным. Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

    Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

    Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.