Фз о добровольчестве. Вступил в силу новый закон о добровольчестве

Май 7, 2018

Президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон, который регулирует волонтерскую деятельность в стране. Закон вступил в силу с 1 мая.
Принятый законопроект, главным образом, признает равнозначными понятия «доброволец» и «волонтёр», добровольческая и волонтерская деятельность в документе определены как – «благотворительная деятельность, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг».
Закон определяет также новые полномочия федеральных органов исполнительной власти: это разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерским организациям.
Первоначально план мероприятий по развитию добровольчества и волонтерства, а также все предложения по дальнейшим шагам в данном направлении с перспективой их закрепления на законодательном уровне были озвучены общественниками.
Среди разработчиков проекта закона - первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, председатель Высшего Совета Российского союза спасателей, Заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин.
- В эпоху социальных сетей становится гораздо легче обратиться к большой аудитории, но гораздо сложнее вывести активных граждан в «оффлайн», - отмечал Сергей Викторович. - Тем ценнее тенденция роста добровольчества и волонтёрства в разных направлениях. Добровольчество и волонтёрство становятся общепризнанными формами гражданского участия и получают все большую популярность в нашей стране, продолжая развиваться в различных формах.
Добровольчество в последнее время заметно набирает обороты: эксперты отмечают, что этому способствуют возникающие новые организации. Российский союз спасателей, председателем Высшего Совета которого является Сергей Щетинин, за время своего существования сумела помочь множеству людей, спасти тысячи жизней. Каждый год круг этих людей заметно расширяется благодаря добровольцам-спасателям, принимающим участие в аварийно-спасательных и поисковых работах, в спасении человеческих жизней. Очень важно, что сегодняшние профессиональные спасатели, как и волонтеры, четко понимают, что в обеспечении безопасности главную роль играют не только вовремя принятые меры, но и профилактика чрезвычайных ситуаций.
По итогам общественной экспертизы закона о добровольчестве, проводимой в середине января 2018-го в Общественной палате РФ, Сергей Викторович подчеркнул:
- Нами проделана масштабная работа, которая принесла свои плоды. Ещё 2 года назад была группа волонтёров, которая говорила: «никакой закон о добровольчестве (волонтёрстве) нам не нужен». Сейчас я вижу представителей волонтёрских движений, которые обсуждают некоторые изменения в законопроекте, вносят свои предложения, участвуют в мероприятиях, популяризирующих добровольчество и волонтёрство в России.
Напомним, что 26 января 2018 года на заседании Госдумы в окончательном чтении был принят законопроект, регулирующий волонтерские и добровольческие организации.
Документ был внесен в нижнюю палату правительством в ноябре 2017-го. Инициатива была разработана в ОП РФ после поручения, данного Президентом России Владимиром Путиным, по итогам встречи с общественниками, представителями НКО и волонтерских объединений, которая состоялась 26 июля минувшего года.

Полный текст Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" опубликован на сайте правовой информации.

Одним из главных государственных «подарков», приуроченных к году волонтерства, стало принятие Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», который впервые в истории современной России установил официальный статус волонтеров и добровольцев и организационные основы их деятельности.

Федеральный закон, регулирующий волонтерскую деятельность в России, прошел долгий путь: на протяжении шести лет идея «волонтерского» закона обсуждалась на разных уровнях, резко критиковалась некоммерческим сообществом и вызывала опасения добровольческого корпуса.

За этот период до широкой общественности были доведены два проекта Федерального закона о добровольческой деятельности. Один из них был внесен на рассмотрение в 2013 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (), второй в 2016 г. выдвинут от фракции ЛДПР.

Активные участники волонтерского движения неоднократно выступали против принятия специального закона, он оценивался как попытка установления государственно-бюрократического контроля над сферой проявления гражданской активности и самоорганизации граждан, свободного общественно значимого волеизъявления людей, против принятия законопроекта в 2013 были даже подписаны петиции.

На время обсуждение закона приостановили.

Вновь о необходимости развития и законодательного регулирования волонтерской деятельности официально и публично, с трибун, заявил Президент в Послании Федеральному Собранию еще 01 декабря 2016 г. «Необходимо снять все барьеры для развития волонтерства», — подчеркнул Президент.

Вышеобозначенное поручение Президента и состоявшаяся 26 июля 2017 г. встреча Президента с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтёрского движения, стали началом работы по законодательному регулированию данного вопроса:

По итогам встречи было подготовлено соответствующее поручение Правительству Российской Федерации при участии Общественной палаты Российской Федерации и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: в период осенней сессии Государственной Думы 2017 года обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих регулирование волонтерской деятельности.

От подхода по созданию отдельного, самостоятельно закона о добровольческой деятельности отказались. Нормы о регулировании добровольческой деятельности внесли в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», откорректировав и дополнив его, а также расширили ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

И уже 14 ноября 2017 г. проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Законопроект претерпел небольшие доработки после первого чтения: положения об осуществлении добровольческой деятельности, связанной с участием в организации богослужений и иных религиозных обрядов, были закреплены не путем внесения изменения в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а посредством изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Что изменилось благодаря Федеральному закону? (подробнее об изменениях см. Памятку «Обзор изменений законодательства о волонтерстве» ).

На законодательном уровне закрепили условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности:

Уровнялись понятия «волонтерство» и «добровольчество».

Определен статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закреплены требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.

Установлено, что условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и/или оказание им услуг в целях в общественно полезных целях.

Определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития волонтерских организаций. Предусматривается утверждение регламентов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений и других организаций с волонтерскими объединениями. Установлены новые полномочия федеральных органов исполнительной власти - разработка и реализация государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства.

Обеспечивается формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества.

Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Сами волонтеры получили право на поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.

Одна из главных задач всех произведенных изменений – обеспечить единую позицию по отношению к волонтерам во всех регионах и на всех уровнях власти.

Этому способствует развитие инфраструктуры поддержки волонтерства, которая стала активно развиваться еще до принятия соответствующего закона:

Приказом Минэкономразвития России от 28.09.2017 г. №524 уже сформирована межведомственная комиссия по вопросам развития добровольчества и определены положения ее деятельности. В перспективе комиссия будет заниматься координацией добровольцев в различных отраслях (поисковики, медики, природоохрана), также будет создана концепция развития волонтерских центров, в которых будут организованы курсы подготовки добровольцев.

Исходя из Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации 5 июля 2017 г. N 4723п-П44, предусмотрена регулярная, в т.ч. совместная, работа федеральных органов власти и органов власти субъектов по обеспечению поддержки добровольческой деятельности, причем в разнообразных форматах.

В регионах планируют открыть специальные ресурсные центры, которые обеспечат налаживание коммуникации между чиновниками и волонтерами. Так, Ассоциация волонтеров России планирует до конца обучить около 20 тысяч государственных служащих практикам работы с волонтерами.

Сами регионы присоединяются к законотворческой работе: Московская область, разрабатывавшая местный закон о волонтерстве еще до принятия федерального документа, намерена написать обновленный «добровольческий» законопроект с учетом региональных особенностей.

Уже реализованы положения по формирования единой информационной системы — для добровольцев заработал интернет-ресурс , где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях. Ее основная цель обеспечить баланс между спросом и предложением на волонтерскую работу в России.

При этом по поручению председателя оргкомитета Года Волонтерства Сергея Кириенко с июня 2018 г. интернет-ресурс будет обеспечен справочной службой для волонтеров «единое окно», предназначенной для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности, на сайте можно сформулировать вопрос или проблему, найдя типовой ответ или отправить специальный запрос, к решению которого подключается выстроенная система волонтерства в РФ и регионах.

Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Наталья Непочатых

С 1 мая вступает в силу закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) ", который президент России подписал 5 февраля 2018 года. Документ вносит существенные изменения в закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", уравнивает понятия "волонтерство" и "добровольчество" и формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества. Эксперты ассоциации "Юристы за гражданское общество" рассказали ТАСС, что изменится для некоммерческих организаций, органов власти и волонтеров.

Зачем принят новый закон?

Принять такой закон после встречи президента РФ Владимира Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года. Тогда участники некоммерческого сектора сказали, что у них возникает немало проблем и сложностей в связи с разными подходами к работе с волонтерами и с документами, которые при этом необходимы.

Новый закон более четко определяет всех ключевых участников процесса в правовом поле.

Что именно меняет закон?

  • Уравнены понятия "волонтер" и "доброволец"

Впервые понятие "волонтер" появилось в российском законодательстве в связи с проведением Олимпиады в Сочи, а затем перешло в закон о физической культуре и спорте. А слово "добровольцы" использовалось в законе о благотворительной деятельности. И хотя для большинства из нас слова "волонтер" и "доброволец" — синонимы, юридически разница состояла в том, что в организации спортивных мероприятий участвуют волонтеры, а в благотворительной деятельности — добровольцы. Труд добровольцев является исключительно безвозмездным.

  • Определен статус добровольческих (волонтерских) организаций
  • Уточнены полномочия органов власти и местного самоуправления
  • Уточняется содержание договора с добровольцем (волонтером)

Что может получить доброволец (волонтер)?

Так же как и раньше, доброволец может получать поддержку в виде питания, формы, необходимого оборудования и средств индивидуальной защиты, а также оплату проезда до места назначения и обратно, страхование жизни и здоровья, психологическую помощь и возмещение расходов. Также доброволец может рассчитывать на информационную, консультационную и методическую поддержку в той форме, которая установлена организацией. Закон предусматривает для добровольца возможность получать поощрения и награждения за труд, в том числе в рамках конкурсов и программ всех уровней.

Что предполагает договор с добровольцем?

Если закон о физической культуре и спорте обязывает организации заключать договор с волонтером, то по закону о благотворительной деятельности договор с добровольцем не обязателен. С 1 мая вопрос, заключать или не заключать договор с добровольцем, также останется на усмотрение организации. Новшество состоит в том, что теперь более подробно описано содержание договора.

Так, в документе может быть прописано возмещение добровольцу расходов на наем жилого помещения, проезд, питание и на средства индивидуальной защиты, оборудование и спортивное снаряжение, а также оплата страховых взносов на медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья волонтера во время его добровольческой деятельности.

Юристы отмечают, что в договоре с добровольцем (волонтером) не должно быть никаких терминов трудового права (работа, отпуск, график, обязанности и т.д.). Даже подписав договор с организацией, доброволец может в любой момент отказаться от этой деятельности.

Что изменится для организаторов?

Закон вводит два совершенно новых понятия — организатор добровольческой деятельности и добровольческая организация. Статус организатора добровольческой деятельности могут получать НКО и физические лица, которые привлекают добровольцев к волонтерской деятельности. "С физическими лицами есть много вопросов. Во-первых, непонятно, какую деятельность в рамках закона может организовать физическое лицо с привлечением волонтеров. Во-вторых, в теории пока непонятно, как юридически это будет оформлено, как это будет выглядеть с точки зрения даже налогового законодательства", — отметили юристы.

Новый закон предусматривает, что добровольческие организации могут принимать программы развития добровольчества, получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, информировать граждан о возможностях стать добровольцами, участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества, создаваемых при органах госвласти и местного самоуправления, а также получать поддержку, предусмотренную законодательством РФ, например как социально ориентированная некоммерческая организация.

Что изменится для органов власти?

Теперь государственные органы и органы местного самоуправления получили законное право привлекать добровольцев. И это абсолютное новшество. "Фактически государство получает возможность использовать труд добровольцев для решения своих задач", — отмечают юристы.

Закон дает возможность органам исполнительной власти разрабатывать и проводить программы для поддержки добровольчества и формировать для этой же цели единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях. Информация в эту систему предоставляется не в обязательном порядке, а при желании.

Кроме того, документ позволяет органам власти в регионах внедрять собственные программы поддержки добровольчества.

Также с 1 мая начинают действовать изменения Налогового кодекса РФ, которые президент подписал 23 апреля. Теперь не будут облагаться налогом НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров.

Дарья Бурлакова

Москва. 26 января. сайт - Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон, регулирующий добровольческую деятельность в России.

Цель принятого закона - формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства). Законопроектом "уравниваются понятия "волонтерство" и "добровольчество", что позволит устранить противоречие между рядом правовых актов в этой сфере", - говорится в сопроводительных документах.

Закон определяет статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закрепляются требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.

Так, согласно закону, добровольцы (волонтеры) определяются как физические лица, добровольно осуществляющие благотворительную деятельность в общественно полезных целях, либо участвующие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

Председатель профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, общественным и религиозным организациям Сергей Гаврилов отметил, что законопроект устанавливает правовые условия и открывает новые возможности для осуществления добровольческой деятельности.

По его словам, закон определяет новые полномочия федеральных органов исполнительной власти - разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) РФ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки таким организациям, в том числе по взаимодействию с госучреждениями, социально ориентированным НКО.

"Важно, что предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества(волонтерства) осуществляется добровольно", - отметил Гаврилов.

Он добавил, что благодаря принятию этого законопроекта добровольцам в рамках госпрограмм будет обеспечено "питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплата проезда до места назначения и обратно, уплата страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности".

Волонтеры религиозных организаций

Законопроект также прописывает положение, согласно которому "законодательство о благотворительной деятельности не распространяется на деятельность граждан, направленную на безвозмездное добровольное участие в организации богослужений и иных религиозных обрядов (церемоний), совершаемых религиозными объединениями".

Гаврилов пояснил, что сохраняется отделение церкви от государства в вопросе привлечения волонтеров для обеспечения богослужебной деятельности. При этом в вопросе социального служения церковные волонтерские организации смогут пользоваться всеми правами и господдержкой, предусмотренными в законодательстве, как и любые другие волонтеры. Такое правило будет действовать в отношении всех конфессий.

"Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций будут определяться федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Русская православная церковь, а также религиозные организации других традиционных конфессий станут полноправными субъектами добровольческой деятельности и смогут получать поддержку в рамках волонтерских госпрограмм, и закон при этом никак не ущемит их деятельность", - сказал Гаврилов.

Он отметил, что в ходе рассмотрения законопроекта была принята поправка, согласно которой религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями будут вправе на законных основаниях привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Религиозные организации будут вправе заключать с добровольцами гражданско-правовые договоры о волонтерской деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение волонтерами работ и оказание ими услуг, отметил он. При этом существенным условием такого договора станет соблюдение внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора.

"Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности", - сказал он.

"Такая добровольческая (волонтерская) деятельность не будет регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерскими организациями. Данные изменения нашли поддержку со стороны представителей религиозных организаций России, в частности, юридической службы Московской Патриархии", - пояснил Гаврилов.

Такие изменения, по словам Гаврилова, позволят сохранить религиозным организациям свою свободу в ходе осуществления своей духовной, богослужебной и церковно-пастырской деятельности.