Презентация к уроку на тему: "Архитектура Древней Греции". Ордерная система Типы греческих храмов

Орденая системаОРДЕР
- определенное сочетание несущих и
несомых частей стоечно-балочной конструкции,
их структура и художественная обработка.
Ордер
включает несущие части (колонна с
капителью, базой, иногда с пьедесталом) и
несомые (архитрав, фриз и карниз, в
совокупности составляющие антаблемент).

Существует три типа греческих ордеров:

Дорический ордер.
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным
в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в
начале
6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания - стереобата; несущей колонны.
По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными
желобками) с острыми гранями.
Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и
абака
(четырехгранной плиты.) несомой части - антаблемента, включающего архитрав
(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися
триглифами
(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из
камня
или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в
западных
районах греческого мира (Сицилия).
На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.

Парфенон

Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному
утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI
в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий,
своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями,
а также количеством и сложностью деталей.
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались
капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три
выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В
карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья
(климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы
поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и
украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти
ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот
факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись
статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней
Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших
по протяжённости храмов.

Храм Ники Аптерос

Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал
ионический.
Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно
оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.
Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная
рельефными изображениями
листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой
архитектуры
с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя
высшей гармонии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Греческий ордер Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует». Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.

Уже в Древнем Египте массивные стойки-колонны поддерживали лежащие на них балки.

Конструкция из стоек и балки, лежащей на них, естественна для деревянного строительства.

Именно при строительстве деревянных сооружений сформировались основные части ордера.

Стереобат колонна Антаблемент Фронтон Стилобат Ствол колонны Капитель Архитрав Фриз Карниз Метопа Триглиф Основные части греческого ордера

Происхождение названия частей греческого ордера Стереобат – от греч. « stereos » - крепкий и « bates » опора. Колонна – от лат. « columna » - столб. Антаблемент – от греч. « ante » - прямо и « blemma » - взгляд. Фронтон – от лат. « frons » - лоб, лицо. Стилобат – от греч. « stylos » - стержень, колонна и « bates » - опора. Капитель – от лат. « caput » - голова. Архитрав – от греч. « archi » - главный и « trabs » - балка. Фриз – от греч. « frisso » - дрожу, трепещу. Метопа – от греч. « metopon » - лицевая сторона. Триглиф – от греч. « tries » - три и « glypho » - вырезаю. Карниз – от греч. « koronis » - завершение.

Попробуйте на фотографии Парфенона найти основные части ордера. ? ? ? ? ? ? ?

Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции греческие архитекторы много работали над зрительным впечатлением от постройки. Одна и та же конструкция, например, стойка и балка, может по-разному выглядеть, в зависимости от оформления. Эти видимые изменения конструкции называют тектоникой.

Проследим за тектоническими изменениями опоры.

Конструкция простого столба и колонны одинакова, но тектоническое (зрительное) их решение разное. Так архитектор с помощью тектоники добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.

Ствол колонны Капитель База Абак Волюты Эхин Абак Каннелюры С помощью этих деталей достигается тектоническая выразительность колонны.

Стволы колонн тщательно вымеряли, вытесывали из отдельных каменных блоков, вплоть до каннелюр, и скрепляли между собой шипами.

Однако основным в ордере является не последовательность частей здания, а их четкая соотнесенность между собой, их пропорциональность. Именно пропорции отличают один ордер от другого.

1 1 1 16 18 20 1 3/2 2 1/3 1 1 1/4 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 1/2 1 3/4 2 Пропорции греческих ордеров Модуль (единица измерения) – диаметр колонны.

Пропорции дорического ордера делают его массивным, тяжелым. Не случайно дорические храмы называли «мужскими».

Этому впечатлению помогает очень простое строение вершины колонны – капители.

Парфенон – самый известный дорический храм древности.

Храмы ионического ордера более стройны и изящны. Не случайно говорили, что у их колонн женские пропорции.

Капитель коринфской колонны, словно прихотливая прическа, украшена листьями аканта.

В эпоху классицизма (XVIII-XIX века) здания во многом строились на основе ордера.


Дорический стиль является наиболее простым и лаконичным. Доридой называлась горная местность в Средней Греции, где расселились племена дорийцев, которые отличались строгой военной дисциплиной, простым образом жизни, принесли с собой искусство сурового «геометрического стиля», стали авторами новой архитектуры. Считается, что дорический ордер имеет такой же строгий, мужественный и мощный характер. Главные отличительные особенности этого ордера следующие. Колонны этого ордера не имеют базы, ствол установлен непосредственно на стилобат. Ствол в дорическом ордере покрыт вертикальными желобками-каннелюрами, число которых обычно составляет не более двадцати. Капитель дорического стиля состоит из двух элементов: круглой подушки - эхина и лежащей на ней квадратной плиты - абаки. Антаблемент в дорическом стиле имеет следующие особенности: архитрав - гладкий. Фриз всегда состоит из двух чередующихся частей - слегка выступающих пластинок «триглифов» и «метоп», имеющих рельефные изображения или росписи. Выше фриза располагается карниз. Карниз и двускатная крыша образуют фронтон, имеющий треугольную форму. Самая древняя, приземистая из построек этого типа - храм Посейдона в г. Пестуме. Более стройные пропорции - у дорических колонн знаменитого Парфенона на Афинском Акрополе.


Урок изо

8класс

Батурина Любовь Леонидовна


  • ОРДЕР - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
  • Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент).




Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным

в развитии греческой архитектуры.

Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале

6 в. до н. э., состоит из следующих частей:

трёхступенчатого основания - стереобата; несущей колонны.

По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями.

Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака

(четырехгранной плиты.) несомой части - антаблемента, включающего архитрав

(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами

(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня

или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.

Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных

районах греческого мира (Сицилия).

На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.




Ионический ордер

Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей.

Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.

Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.

Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.




-Символизирует образ прекрасной девушки, выражение её нежности и чистоты.

-В многоэтажных постройках лёгкий коринфский ордер занимает верхнюю позицию.

-Применяют для торжественных музейных зданий, концертных залов, театров и т. д.


Коринфский ордер .

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический.

Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.

Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.

Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями

листьев анакфа – ядовитого растения.

В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры

с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии.






В капители композитного ордера присутствует некоторое соединение коринфского и ионического ордеров. Он символизирует лёгкость, изящность.

Применяют для украшения залов дворцов, выражения пышности, богатства, нарядности.