Узлы вязать обучение. Узлы для связывания двух веревок

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

История узлов, насчитывает не один десяток веков. Еще первые люди умели применять их для своих нужд.

Существует мнение, что использовать узлы, человек начал раньше, чем научился добывать огонь.

Родоначальниками наиболее крепких и хитроумных видов крепежа, являются моряки. С появлением парусных кораблей, более шести тысяч лет назад, необходимость надежного крепления мачт, рей, парусов, создания тысячи метров такелажных снастей и систем, способствовала появлению морских узлов. От их качества, правильного исполнения – зависела скорость передвижения судна, безопасность матросов, а часто и сама жизнь корабля с экипажем.

Классификация узлов

В настоящее время собрано более 500 описаний различных видов морских узлов. Но, с постепенным вытеснением парусного флота современными моделями кораблей, используются порядка 40 наиболее известных типов узлового крепежа в современной морской практике.

Морские наименования вязки, названий узлов, вошли в наш язык, из иностранных терминологий. Англичане, использовали для обозначения термина «узел», несколько обозначений, характеризующие назначение той или иной конструкции:

  • «knot»;
  • «hitch»;
  • «bend».

По этой терминологии, узлы классифицируются:

  • первые, связывают (переплетают) коренной с ходовым концом, создают утолщение на конце веревки;
  • вторые, служат для крепления веревки ходовым концом к различным предметам (мачтам, реям, скобам, другим канатам);
  • третьи, предназначены, чтобы соединять ходовые концы разных тросов, образуя одну целую веревку.

Свободная часть веревки (каната), с которого производится вязание узла – называется ходовым концом. Противоположный, закрепленный неподвижно – считается коренной частью (концом).

Булинь

Королем, среди узлов, называют . Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

Используется для закрепления и подъема груза на высоту.

Принцип завязывания:

  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Штык

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.

Такой узел можно выполнить со шлагом:

Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит , носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, имеет тенденцию к сползанию.

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

В мире существует довольно много разнообразие различных узлов. Оптимальными из них на все случаи жизни являются морскими. Для любой ситуации подойдет этот вариант. Конечно, пользуются ими не только моряки. В повседневной жизни часто приходится пользоваться морскими способами вязки верёвок. И ни один из них еще ни разу не подводил.

Существует много разновидностей морских узлов. Опытные люди, которые часто ими пользуются, знают до 30 видов завязки этих узлов. Каждый из видов отличается по сложности или ситуации.

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления . Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Виды и их способ вязания

Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.

Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях.

Беседочный узел - это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:

При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.

Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.

Как сделать морской узел этого вида нужно:

  • Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
  • Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
  • Затягиваем его покрепче.

Как видите, он не представляет собой ничего сложного.

Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.

Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.

Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни

С помощью его можно с лёгкостью затянуть удавку вокруг предмета и в последующем делать с ним любые манипуляции.

Простой полуштык и его разновидности

Он очень широко распространён. Он относится к типу незатягивающихся узлов. Полуштык простой лежит в самой основе уже более сложных разновидностях. Для изготовления следует прежде всего лишь один конец верёвки обвести вокруг нужного нам предмета, и обернуть вокруг коренной верёвки, пропуская в образовавшуюся петлю. Затем нужно закрепить его вокруг коренного конца. Он может выдерживать большие нагрузки.

Разновидностями этого типа могут служить простой штык, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. Каждый из них отличается своими особенностями вязки и историей.

Простой штык образуется за счёт двух одинаковых петель . Он предназначен для закрепления судов на причалах. Изготовление происходит за счёт нескольких полуштыков. Но если вы навяжете много петлей, то это не будет говорить о надёжности и крепости соединения. Максимальное количество составляет три полуштыка. Это более чем достаточно.

Простой штык со шлагом это немного усложнённый вариант предыдущего. Он более надёжен в укреплении и поэтому используется для швартовки кораблей на долгое время стоянки, хотя и завязывается не очень сложно.

Еще одна разновидность - рыбацкий штык или другое его название якорный. Это также очень старый и крепкий. Он участвовал в креплении троса к якорю. Он также подходит для работы со всеми тросами, где есть воздействие нагрузки .

Веревка - незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Грейпван - более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Вариант 1

Вариант 2

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой - для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового - брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Якорная петля (Anchor Hitch) – используется для присоединения строп к какому либо объекту. Этот узел хорошо держит даже при смене натяжения стропы.

Булинь, беседочный узел (Bowline) – очень универсальный узел. Он быстро завязывается (когда наловчишься), он не скользит и не стопорится. С помощью этого узла можно легко сделать петлю, его даже можно использовать чтобы связать две стропы вместе.

Выбленочный узел (Clove Hitch) используется для присоединения строп к объекту. Не самый надежный узел, но достаточно надежный для присоединения кранцев к спасательным тросам.

Восьмерка (Figure Eight) – стопорный узел. Он используется на конце стропа для предотвращения его выскальзывания.

Стопорный узел (Rolling hitch) – универсальный узел у которого множество применений. Одно из самых важных применений - перевести давление на другой строп.

Шкотовый узел (Sheet Bend) – используется для соединения вместе двух стропов одинакового диаметра. В случае стропов разного диаметра, или в случае требования более надежного узла используй двойной шкотовый узел.

Рифовый узел (Reef Knot) – используется для соединения точек рифа на парусе. Если бы он не использовался для завязывания шнурков то его вероятно не стоило бы упоминать вообще. Традиционная фраза описывающая завязывание этого узла «левый над правым, потом правый над левым».

Якорная петля (Anchor Hitch) - используется для присоединения строп к какому либо объекту. Этот узел хорошо держит даже при смене натяжения стропы.

Булинь, беседочный узел (Bowline)

Булинь - очень универсальный узел. Он быстро завязывается (когда наловчишься), он не скользит и не стопорится. С помощью этого узла можно легко сделать петлю, его даже можно использовать чтобы связать две стропы вместе.

Выбленочный узел (Clove Hitch)

Выбленочный узел используется для присоединения строп к объекту. Не самый надежный узел, но достаточно надежный для присоединения кранцев к спасательным тросам.

Восьмерка (Figure Eight)

Восьмерка - стопорный узел. Он используется на конце стропа для предотвращения его выскальзывания.

Стопорный узел (Rolling hitch)

Стопорный узел - универсальный узел у которого множество применений. Одно из самых важных применений - перевести давление на другой строп.

Шкотовый узел (Sheet Bend)

Шкотовый узел используется для соединения вместе двух стропов одинакового диаметра. В случае стропов разного диаметра, или в случае требования более надежного узла используй двойной шкотовый узел.

Рифовый узел (Reef Knot)

Рифовый узел используется для соединения точек рифа на парусе. Если бы он не использовался для завязывания шнурков то его вероятно не стоило бы упоминать вообще. Традиционная фраза описывающая завязывание этого узла «левый над правым, потом правый над левым».

Узлы для связывания веревок

Ткацкий узел (в, г)

Узел легко вяжется;

Используется для связывания веревок одинакового диаметра;

Обязательны контрольные узлы;

Может использоваться для связывания рыболовных лесок.

Встречный узел

Узел легко вяжется, хорошо держит;

- «не ползёт»;

Используется для связывания веревок любого диаметра (а-г), для лент (д) и сочетаний лента-веревка;

Удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узел «встречная восьмерка»

Надежный узел, хорошо держит;

- «не ползёт»;

Вяжется медленно;

Сильно затягивается;

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

Шкотовый (а-е) и брамшкотовый (а) узлы

Надежные узлы, легко вяжутся;

Под нагрузкой не затягиваются;

Шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый - для веревок как одинакового, так и разного диаметров;

Обязательны контрольные узлы.

Узел «грейпвайн»

Надежный и красивый узел;

Для правильного вязания требуется практика;

Под нагрузкой сильно затягивается;

Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок;

Удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

Узел Хантера

Надежный и красивый узел;

Хорошо держит на мягких веревках и на лентах;

Сильно не затягивается;

Трудно запоминается, требует практики;

На жестких веревках недостаточно затягивается;

Используется для связывания мягких веревок одинакового и разного диаметров, лент, капроновых нитей.

Змеиный узел

Очень надежный узел;

- «не ползёт»;

Вяжется медленно;

Требует практики;

Используется на тонких мягких капроновых веревках;

На синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».

*******************************************************************

Узлы для утолщения троса

Простой узел (рис. 1). Это самый простой из всех известных узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым (рис. 1, а) или правым (рис. 1,б).

Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. При натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать. К нему как нельзя лучше подходит русская народная пословица: «Не велик узелок, да крепко затянут».Этот узел, как ни один другой, портит трос, так как сильно его изгибает. Если, например, для подъема тяжести использовать новый растительный (пеньковый, манильский или какой-либо другой) трос, на котором остался неразвязанный простой узел, то трос, хотя и рассчитанный для подъема данного груза, оборвется, причем в том месте, где завязан простой узел. У моряков принято считать, что прочность нового растительного троса, на котором при сильной тяге был затянут простой узел, который потом развязали, будет меньше в два раза, чем прочность такого же троса, на котором узла не было.

Рис. 1. Простой узел: а - левый; б - правый

Тем не менее на флоте простой узел издавна находил применение. При работе с растительными тросами он служил временным средством для предотвращения расплетания их каболок и прядей. Его также вязали через равные промежутки 20-30 сантиметров на наклонных пертах бушприта и утлегаря, чтобы ноги матросов не скользили при работе с передними косыми парусами.

Рис. 2. «Кровавый» узел: а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

Простым узлом с успехом пользовались для крепления деревянных балясин на временных штормтрапах. Этим узлом рыбаки некоторых стран брали так называемый «испанский риф»: завязывали верхний угол кливера, чтобы уменьшить его площадь. Вот, пожалуй, и все случаи использования простого узла моряками в прошлом.

Простой узел может оказаться полезным и в быту. Иногда человек попадает в беду: при пожаре, чтобы спасти жизнь, он из полос простыней связывает узлами веревку. Обычно в таком случае применяют прямой или бабий узел (см. ниже рис. 25, 23). Применяя последний, на концах полосы из простыни нужно завязывать по простому узлу. Это даст гарантию, что бабий узел не развяжется под тяжестью человека, который будет спускаться по связанной веревке из окна.

Простой узел всегда применяют для завязывания на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, и для предотвращения расплетания конца веревки, если человек не знает, как наложить марку. Простой узел, несмотря на свою примитивность и свойство сильно затягиваться, является составным элементом многих узлов, о которых мы расскажем позже.

«Кровавый» узел (рис. 2). От простого узла этот узел отличается тем, что его ходовой конец, будучи введен в петлю, еще один раз обносится вокруг коренной части троса. Это почти вдвое увеличивает размеры узла.

Древние жители Перу - инки - пользовались подобными узлами с разным числом шлагов в изобретенном ими узелковом письме. Завязывая узлы на веревках определенного цвета и с числом шлагов внутри каждого узла от одного до девяти, они вели счет до пятизначного числа.

Существуют два способа вязки таких узлов. Если число шлагов не превышает трех, их делают ходовым концом троса внутрь петли (рис. 2, а), а если оно больше, то шлаги делают вокруг коренной части троса и ходовой конец пропускают внутрь (рис. 2, б).

Рис. 3. Восьмерка

С далеких времен парусного флота такие многократные простые узлы у моряков разных стран назывались «кровавыми». В реестре наказаний матросов военных флотов прошлого фигурирует забытое в наши дни избиение линьками и плетьми, которые именовались «кошками». Они представляли собой сплетенную из пенькового троса плетку, имевшую от семи до тринадцати косичек, но чаще - девять. Каждая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от двух до девяти шлагов. «Кошки» подразделялись на простые и воровские. Последние были более тяжелыми. Ими секли за кражу.

При наказании «кошкой» провинившегося матроса привязывали за кисти рук к решетчатому люку, который вертикально ставили на шканцах, или к стволу пушки. Как правило, при этом вдоль обоих бортов выстраивали всю команду корабля и боцман (или его помощник) под барабанный бой наносил удары «кошкой» по голой спине наказуемого. Число ударов исчислялось дюжинами. В зависимости от проступка матрос в наказание мог получить от одной до двенадцати дюжин. Обычно после третьего удара на спине провинившегося появлялась кровь, так как узлы, туго затянутые на концах косичек «кошки», прорезали кожу (отсюда и название узла). После первой дюжины ударов окровавленные косички «кошки» слипались в один жгут и удары становились нестерпимыми, матросы теряли сознание и умирали в состоянии шока. Чтобы не терять таким образом в мирное время хорошо натренированных матросов, Британское адмиралтейство в середине XVII века издало ханжеский приказ: после первой дюжины ударов помощник боцмана обязан был разъединить слипшиеся от крови косички «кошки». Эта процедура носила название «расчесать кошку». Она повторялась после каждой дюжины ударов. Но даже самые выносливые матросы не могли выдержать шести дюжин ударов, теряли сознание от боли и погибали. В современном английском языке сохранилось идиоматическое выражение «То scratch the cat» - «расчесать кошку», которое, напоминая о варварском наказании на кораблях, теперь имеет значение «облегчить страдание».

В наши дни «кровавый» узел утратил свое назначение и находит другое применение как в быту, так и в различных профессиях, например, в портняжном и в переплетном деле для утолщения конца нити.

Восьмерка (рис. 3). Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора Десятков других, более сложных узлов различного назначения.

Рис. 4. Стивидорный узел

В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же.

В повседневной жизни восьмерка находит широкое применение. Прежде всего она очень удобна для закрепления троса, когда он проходит сквозь отверстие в каком-нибудь предмете, например, в деревянной рукоятке веревочного стартера подвесного мотора.

Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар, мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Стивидорный узел (рис. 4). Как и восьмерка, этот узел является стопором для тросов, проходящих через шкивы блоков. Вяжется он таким же способом, но с той лишь разницей, что ходовой конец вводится в петлю после того, как будет обнесен вокруг коренного конца троса дважды. При затягивании этого узла надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Затянутый стивидорный узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится ближе к коренному концу.

Рис. 5. Юферсный узел: а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

Название этого узла - американского происхождения. Оно впервые появилось в толковом словаре английского языка Уэбстера в 1890 году. Составители этого словаря заимствовали его из руководства по вязке узлов, выпущенного американской канатной фирмой «Стивидор роупс».

Юферсный узел (рис. 5). Этот старинный морской узел во времена парусного флота применялся для натягивания вант с помощью тросовых талрепов и юферсов. Его вязали на конце талрепа, чтобы последний задержать в отверстии юферса. На схеме даны два способа его вязки. Первый способ (рис. 5, а), основанный на простом узле, предусматривает ввод ходового конца в петлю снизу между коренным и ходовым концами с последующим пропуском его под себя. Второй способ вязки юферсного узла (рис. 5, б) предусматривает завязывание восьмерки и протаскивание обоих концов в соответствующие ее петли, как это показано двумя стрелками.

Особенность юферсного узла в том, что его сравнительно легко развязать даже в том случае, если он сильно затянут.

Устричный узел (рис. 6). Несмотря на свое название, этот узел, как и восьмерка, благодаря своей симметрии, с успехом применяется музыкантами для крепления на колках струн скрипки, гитары, мандолины и других музыкальных инструментов. По своим размерам затянутый устричный узел намного больше восьмерки, и поэтому его используют в тех случаях, когда отверстия на колках по каким-либо причинам больше, чем нужно для той или иной струны.

Рис. 6. Устричный узел: а - схема вязки; б - узел-орнамент

Рис. 7. Многократная восьмерка

У этого узла есть одна особенность завязывания: он затягивается в два приема (рис. 6, а). Сначала завяжите бегущий простой узел (см. ниже рис. 82) и затяните его. Пропустив ходовой конец троса в петлю, еще раз затяните узел. Если устричный узел затягивать в один прием, то он формируется неправильно.

На рис. 6, б показана схема устричного узла, свидетельствующая о его симметричности. В таком виде он может служить неплохим декоративным узлом-орнаментом для отделки женского платья или рисунком для вышивания.

Многократная восьмерка (рис. 7). Представьте себе, что вам необходимо обвязать веревкой большую картонную коробку, тюк или старый чемодан. Сделав это, вы обнаружили, что полтора метра веревки остались неиспользованными. Обвязав ходовой конец веревки вокруг той ее части, за которую вам предстоит нести этот груз, многократной восьмеркой вы не только укоротите веревку, но и сделаете удобную ручку для этой ноши.

Узел «многократная восьмерка» может быть применен во всех случаях, когда возникает необходимость временно укоротить трос или исключить ненадежную часть его длины из работы, если есть опасение, что он оборвется. Многократная восьмерка - неплохая ручка и для собачьего поводка и для веревки детских санок.

Чтобы узел получился ровным и тугим, по мере его завязывания утягивайте каждый шлаг, передвигая его к предыдущему. Если вам потребуется потом использовать всю длину веревки, многократную восьмерку нетрудно развязать. Как бы сильно она ни была затянута, веревки этот узел не испортит.

Рис. 8. «Пожарная лестница»

«Пожарная лестница» (рис. 8). В повседневной деятельности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, пожарных, горноспасателей и скалолазов нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте называют вертикально висящий растительный трос, закрепленный за что-нибудь верхней частью, а мусингами - утолщения на нем, вплетенные в него в виде узлов, через равные промежутки. С помощью таких тросов матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукой, когда срочно нужно спуститься по тросу за борт или подняться по отвесной стенке, если нет ни лестницы, ни штормтрапа. Представьте себе, например, такую ситуацию. С палубы стоящего в порту судна в воду упал человек. На палубе лежит свободная бухта растительного троса. Если вы бросите упавшему конец, то едва ли он сможет по нему подняться на борт: трос может оказаться синтетическим, а в порту на поверхности воды обычно есть слой нефти. Руки упавшего за борт человека будут скользить по тросу, не имеющему мусингов. В такой ситуации выручает «пожарная лестница».

Как уже упоминалось, простой узел является составным элементом многих полезных узлов. «Пожарная лестница» состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вяжутся один за другим (за полминуты можно завязать 20 узлов). Она великолепна своей простотой и эффективностью, но требует навыка и четкости в выполнении.

Вязка этого узла начинается с формирования определенного числа калышек, заведенных друг за друга. Возьмите в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15-20 сантиметров. Сделайте первую калышку диаметром не более 10 сантиметров таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделайте точно такую же калышку и прижмите большим пальцем левой руки к кончикам остальных. Точно таким же образом сделайте 5-7 калышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого) левой руки. У вас получится своего рода веревочный «стаканчик». Осторожно снимите его с пальцев так, чтобы он не рассыпался и не сплющился. Теперь ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите внутрь этого «стаканчика» и выведите его наружу с другой стороны. Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами. Загнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяните за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними - длине их окружности.

Описанным способом узлы можно быстро завязать, закрепить один конец веревки за батарею, за ножку кровати (стола), другой конец выбросить в окно и при необходимости спуститься по веревке вниз (например, в случае пожара) .

Возможна и такая ситуация. Нужно вытащить застрявший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, готовые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, завяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.

********************************************************************

Незатягивающиеся узлы

Простой полуштык (рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Простой полуштык применяется для соединения двух тросов «чужими» и «своими» концами.

Простой штык (рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягива-ющийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой.

Рис. 9. Простой полуштык

При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Рис. 10. Простой штык: а - правильно завязанный; 6 - перевернутый (не правильный)

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: «Два полуштыка спасли корабль королевы» и «Три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты».

Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.

Коечный штык (рис. 11). На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов.

Рис.11. Коечный штык

Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде «Койки вниз!» их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

Простой штык со шлагом (рис. 12). От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке

Рис. 12. Простой штык со шлагом

за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

Простой штык с двумя шлагами (рис. 13). Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла - дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла - весьма надежный способ.

Рис.13.Простой штык с двумя шлагами

Штык с обносом (рис. 14). Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Рис. 14. Штык с обносом

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рис. 15. Рыбацкий штык (якорный узел)

Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рис. 16. Обратный штык

Рис. 17. Мачтовый штык

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени СХОЖ с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличает-: ся от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Обратный штык (рис. 16). При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку у некоторых марок автомобилей.

Мачтовый штык (рис. 17). Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 48) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

Рис. 18. Буксирный узел

Рис. 19. Портовый узел

Буксирный узел (рис. 18). Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.

Портовый узел (рис. 19). Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.