Приоритетная федеральная программа создания комфортной городской среды. Минстрой России – Национальный проект Жилье и городская среда

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

О бюджетных ассигнованиях на реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Постановление от 7 марта 2018 года №237, распоряжение от 6 марта №387-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются средства в размере 5 млрд рублей на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Господдержка позволит обеспечить реализацию таких проектов не менее чем в 80 малых городах и исторических поселениях.

25 декабря 2017 , Об изменениях в порядке предоставления субсидий на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 16 декабря 2017 года №1578. Внесёнными в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды изменениями установлены порядок и условия проведения рейтингового голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству. Это позволит органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления подготовить пятилетнюю программу формирования комфортной городской среды, которая будет максимально соответствовать интересам жителей муниципальных образований.

27 сентября 2017 , Общие вопросы реализации национальных проектов О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

18 апреля 2017 , Дорожное хозяйство Об изменениях и дополнениях в паспортах приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»

13 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 10 февраля 2017 года №169. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. В федеральном бюджете на 2017 год на эти цели предусмотрены средства в объёме 20 млрд рублей.

8 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда Брифинг Михаила Меня по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

5 декабря 2016 , Экономика городов. Городская среда Утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» Ключевая цель проекта – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

21 ноября 2016 , Дорожное хозяйство О паспортах приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития «Безопасные и качественные дороги», «ЖКХ и городская среда», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Новосибирская область вошла в практическую плоскость реализации проекта «Формирование комфортной городской среды»: рассмотрение идей в сфере благоустройства с участием представителей муниципальных образований ведется в областном министерстве еженедельно в формате заседания рабочих групп. Планируется, что в 2017 году в регионе в рамках приоритетного проекта будет благоустроено более 200 объектов.

Цель проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного в ноябре 2016 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, – создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации. Проект подразумевает реализацию в стране к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству и предусматривает финансовое участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий благоустройства, с участием общественного обсуждения объектов благоустройства.

Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень отметил, что проект по формированию комфортной городской среды был назван приоритетным президентом страны Владимиром Путиным, а слова о благоустройстве и развитии общественных пространств впервые прозвучали с такой высокой трибуны.

«Выполнение этой задачи мы начнем с наведения элементарного порядка в наших городах и селах – речь идет обо всех муниципалитетах нашей страны с населением более 1 тыс. человек. Таких в нашей стране сегодня 12 145», – отметил Михаил Мень.

В целом проблемы у всех муниципалитетов одни и те же: заброшенные общественные зоны, вандализм, плохое содержание уличной инфраструктуры – тротуаров, освещения, зеленых насаждений, уличной мебели, неухоженные дворы, среда, агрессивная к маломобильным группам, и т.д. Михаил Мень особенно подчеркнул необходимость вовлечения населения в программу благоустройства российских городов: согласно экспертным исследованиям, до 80 % жителей даже не задумываются об участии в жизни города. Первые же шаги в этом направлении дали результат. В отдельных регионах граждане сами выходят с инициативой благоустроить двор собственными силами, а местные власти с удовольствием поддерживают эти инициативы и оказывают финансовую помощь.

«Мы видим, что благоустроенные в рамках данных инициатив дворы не подвергаются вандализму, становятся для жителей местом проведения досуга, настоящим предметом гордости», – отметил Михаил Мень.

Важно, что дворовые территории будут включаться в проект не административным путем, а с согласия и по инициативе собственников жилья. Выбор благоустраиваемых общественных пространств, определение их дизайн-макета и контроль реализации проекта также остается за гражданами.

«Мы понимаем, что за год навести порядок во всем городе и благоустроить все нуждающиеся в этом территории невозможно, поэтому, основываясь на опыте практической работы, в 2017 году регионы и муниципалитеты до 1 сентября и 1 декабря соответственно должны разработать пятилетние программы формирования комфортной городской среды, в которых зафиксируют погодовой план благоустройства. В них должны быть включены все территории, нуждающиеся в благоустройстве, – от парков и скверов до пустырей и территорий, принадлежащих частным собственникам», – подытожил глава Минстроя России.

Поскольку в реализации проекта значительная роль отводится жителям городов, особое внимание будет уделено информационному сопровождению приоритетного проекта.

«Изменение среды способно повлиять на самочувствие и настроение людей, а также экономику города и его привлекательность для жителей и туристов. Этот эффект сложно измерить, разработка индекса качества городов и их влияния на качество жизни людей – это отдельная наша задача, которую мы будем решать в рамках реализации проекта. Пока мы оперируем такими показателями, как доля приезжающих и уезжающих людей, изменение налоговых отчислений в благоустроенных районах. Так, порядка 70 % людей перед тем как искать новую работу, выбирают город для жизни», – прокомментировал замминистра Андрей Чибис.

В Новосибирской области общий объем финансирования мероприятий приоритетного проекта составит более 700 млн руб. за счет средств федерального и областного бюджетов. Из федерального будет выделено более 470 млн руб., из областного – около 258 млн руб. Проект коснется муниципальных образований численностью населения свыше 1 тыс. человек, в том числе города Новосибирска.

Муниципальные программы благоустройства в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» должны быть представлены на общественное обсуждение.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка обратил внимание на важность четкого соблюдения сроков в реализации приоритетного проекта. «Срок общественного обсуждения проектов должен составлять не менее 30 дней. Важно, чтобы все муниципальные органы власти отнеслись к этому самым ответственным образом», – подчеркнул Сергей Сёмка, напомнив, что до 25 мая данные программы должны быть утверждены с адресным перечнем благоустраиваемых в 2017 году дворов и общественных пространств. Также вице-губернатор обратил внимание на важность применения в Новосибирской области лучших практик благоустройства на основе современного опыта – для этого в процессе разработки дизайн-проектов должны участвовать профессиональные специалисты в сфере архитектуры, ландшафтного дизайна и пр.

На реализацию проектов благоустройства в областном центре в 2017 году будет направлено 340 млн руб., в том числе, из бюджета Новосибирской области 140 млн руб., из федерального бюджета – 200 млн руб.

Как сообщила выступившая на мероприятии начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Анна Терешкова, общественной территорией, на которой в Новосибирске в 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» будет проводиться благоустройство, с учетом голосования граждан определена территория Михайловской набережной. В рамках благоустройства планируются работы по устройству зоны променада, мощению дорожно-тропиночной сети, наполнению садово-парковой мебелью, озеленению, ландшафтные работы.

Также в Новосибирске по направлению благоустройства общественных пространств планируется провести работы на 131 объекте, которые позволят привести в надлежащее состояние территории 187 многоквартирных домов.

Михаил Мень отметил, что Минстрой разработал новый термин – «экология глаза»: очень важно, что будут видеть сегодняшние молодые люди, дети – следующие поколения россиян – в окружающем мире, в пространстве, где они будут воспитываться, играть, взрослеть. По мнению министра, это очень важно, поскольку с детства окруженный прекрасным не способен на нарушения закона, противоправные действия. «Поэтому задача перед нами стоит не техническая, а во многом психологическая и воспитательная», – резюмировал Михаил Мень.

В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.

Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.

Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.

В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.

Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.

Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.

Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:

  • Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
  • Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
  • Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
  • Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.

Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.

В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.