Иной предмет расчета в чеке. Требования к кассовому чеку при получении аванса (частичной оплаты)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ



В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти.

2. Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу обеспечить разработку и утверждение правовых актов, направленных на реализацию настоящего постановления, в течение 180 дней со дня его вступления в силу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 июля 2017 г. N 913

ПРАВИЛА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ИНФОРМАЦИИ О СВОИХ
БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦАХ И ПРИНЯТЫХ МЕРАХ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ
В ОТНОШЕНИИ СВОИХ БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ СВЕДЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА", ПО ЗАПРОСАМ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и сроки представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам Федеральной налоговой службы (ее территориальных органов) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (ее территориальных органов) (далее - уполномоченные органы государственной власти).

2. Юридические лица представляют документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - сведения о бенефициарных владельцах), по запросам уполномоченных органов государственной власти, направленным в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, соответствующих требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (далее соответственно - операторы, запросы), или на бумажном носителе.

При направлении запросов и получении на них ответов в электронной форме Федеральная служба по финансовому мониторингу использует информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру Федеральной налоговой службы.

Порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы с Федеральной службой по финансовому мониторингу при направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу юридическим лицам запросов в электронной форме для представления сведений о бенефициарных владельцах и получении Федеральной службой по финансовому мониторингу ответов на запросы с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры Федеральной налоговой службы определяется приказом Федеральной налоговой службы по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

3. Запросы в электронной форме формируются при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи.

Запросы подписываются руководителем (заместителем руководителя) Федеральной налоговой службы, начальником структурного подразделения Федеральной налоговой службы, руководителем (заместителем руководителя) ее территориального органа. Запросы Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее территориальных органов вправе подписывать должностные лица, определенные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу.

4. При получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе.

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах юридическое лицо не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

5. При ответе на запрос в электронной форме юридическое лицо представляет в уполномоченный орган государственной власти сведения о бенефициарных владельцах в электронной форме (далее - электронное сообщение) одним из следующих способов:

а) по телекоммуникационным каналам связи через оператора;

б) на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.

6. Электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (иного лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица).

7. В процессе электронного документооборота, обусловленного направлением юридическим лицом электронного сообщения по телекоммуникационным каналам связи через оператора, представляются следующие электронные документы:

а) подтверждение дня отправки электронного сообщения;

б) квитанция о приеме электронного сообщения;

в) уведомление об отказе в принятии электронного сообщения.

8. Сопроводительное письмо, прилагаемое к оптическому или цифровому носителю информации, подписывается руководителем юридического лица (иным лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица) и представляется в уполномоченный орган государственной власти непосредственно или по почте заказным письмом.

9. Структура и формат запроса в электронной форме, структура и формат передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения, порядок формирования и обращения электронных документов, а также форма кодирования электронного сообщения и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при его формировании, определяются приказом Федеральной налоговой службы по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Образец запроса уполномоченных органов государственной власти на бумажном носителе определяется их приказами.

10. Днем направления в уполномоченный орган государственной власти электронного сообщения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил считается день, зафиксированный в подтверждении дня отправки электронного сообщения.

Днем направления в уполномоченный орган государственной власти электронного сообщения в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил считается день, указанный в расписке должностного лица уполномоченного органа государственной власти, получающего оптический или цифровой носитель информации с сопроводительным письмом, или в квитанции об отправке почтового отправления.

11. Днем получения уполномоченным органом государственной власти электронного сообщения считается день, зафиксированный в квитанции о приеме электронного сообщения или в уведомлении об отказе в принятии электронного сообщения, либо день, указанный на оттиске штампа, проставленном должностным лицом уполномоченного органа государственной власти, подтверждающем получение оптического или цифрового носителя информации и прилагаемого к нему сопроводительного письма.

12. Электронное сообщение, направленное в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, считается принятым уполномоченным органом государственной власти, если юридическому лицу направлена квитанция о приеме электронного сообщения.

13. Электронное сообщение не принимается в следующих случаях:

а) несоответствие структуре и формату, определенным пунктом 9 настоящих Правил;

б) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос, или несоответствие данных владельца сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи данным лица, уполномоченного подписывать ответы на запрос;

в) отсутствие на сопроводительном письме подписи лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил;

г) повреждение (дефект) оптического или цифрового носителя информации, которое не позволяет прочесть содержимое электронного сообщения (при ответе на запрос на бумажном носителе).

14. В случае непринятия по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 13 настоящих Правил, электронного сообщения, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, Федеральная налоговая служба в тот же день направляет в адрес юридического лица уведомление об отказе в его принятии с указанием причины отказа.

В случае непринятия по основаниям, указанным в подпунктах "а", "в" и "г" пункта 13 настоящих Правил, электронного сообщения, направленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, уполномоченный орган государственной власти в течение 3 рабочих дней со дня получения электронного сообщения направляет в адрес юридического лица уведомление об отказе в его принятии с указанием причины отказа.

15. При получении юридическим лицом уведомления об отказе в приеме электронного сообщения юридическое лицо обязано устранить причины, повлекшие непринятие электронного сообщения, и в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение в уполномоченный орган государственной власти в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

16. Передача в Федеральную службу по финансовому мониторингу электронного сообщения, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, осуществляется в день направления Федеральной налоговой службой юридическому лицу квитанции о приеме электронного сообщения.

С 1 июля 2017 года онлайн-кассы стали обязательными к применению. У налоговиков, техподдержки и бизнесменов был год, чтобы подготовиться к новшествам. Однако до сих пор нет однозначности в реквизитах кассовых чеков, несвоевременно утверждена нормативка, в результате не разработан необходимый софт и, как следствие, большинство новых аппаратов требуется перепрошить. Разъяснения налоговиков не вносят полной ясности. Попробуем сами разобраться, как действовать в различных ситуациях.

Общие правила

Современные кассовые аппараты осуществляют передачу данных о наличных денежных расчетах через операторов фискальных данных в налоговые органы в режиме реального времени.

На рынке доступны различные по стоимости и функционалу модели кассовой техники (письмо ФНС России от 21.02.2017 № АС-2-20/209@). Покупаемый аппарат должен быть включен в специальный реестр ККТ (п. 13 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», далее - Закон № 54-ФЗ). Информацию о применяемых моделях ККТ, а также сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных можно (письма Минфина России от 07.07.2017 № 03-01-15/43316 и от 04.07.2017 № 03-01-15/42321).

При работе на новых кассовых аппаратах следует учитывать, что смена не может длиться более 24 часов. В ином случае кассовая машина заблокирует возможность оформления фискальных документов (п. 1 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ).

С введением онлайн-касс перестали быть нужны кассовые документы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В частности: формы КМ-4 (журнал кассира-операциониста) и КМ-6 (справка-отчет кассира-операциониста). Данный вывод подтверждают письма Минфина России от 04.07.2017 № 03-01-15/42317, от 16.06.2017 № 03-01-15/37692 и ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-20/18059@ (вместе с письмом Минфина России от 16.09.2016 № 03-01-15/54413).

Между тем, как и ранее, следует оформлять приходные и расходные кассовые ордера, а также вести кассовую книгу. Речь идет о документах, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Электронный чек

Как и ранее, кассир во время получения наличных от клиента либо при оплате банковской картой обязан оформить кассовый чек (письмо Минфина России от 05.07.2017 № 03-01-15/42408).

Новшество заключается в том, что в случае предоставления покупателем до момента расчета мобильного номера либо адреса электронной почты кассир отправляет электронную версию чека на предоставленный телефон или адрес (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, письмо Минфина России от 20.12.2016 № 03-01-15/76182). Реквизит «телефон или электронный адрес покупателя» отражают в кассовом чеке (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). Допускается отправить клиенту не сам электронный чек, а сведения, его идентифицирующие, и наименование сайта, где такой чек можно бесплатно получить (п. 3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Обычно данную операцию исполняют операторы фискальных данных.

Электронная версия кассового чека приравнивается к кассовому чеку, отпечатанному ККТ на бумажном носителе (п. 4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, письмо Минфина России от 21.04.2017 № 03-01-15/24307).

Если клиент до момента расчета не предоставил номер телефона либо адрес электронной почты, то следует пробить кассовый чек в обычном порядке (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Из кассовых чеков покупатели и налоговые органы получают информацию о продавцах, применяемых ими системах налогообложения, сведения о реализованных товарах (работах, услугах), дате, времени и месте расчетов (письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-01-11/42798). Подделки кассовых чеков исключены. Ведь покупатель может в любой момент удостовериться в его легальности через бесплатное мобильное приложение (письма Минфина России от 14.06.2017 № 03-01-15/36876 и от 26.05.2017 № 03-01-15/32503).

Обычная продажа товаров

При получении денег от покупателя выбивается кассовый чек с признаком расчета «1» (Приход). Это следует из п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ и таблицы 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее - Приказ).

В данном случае признак способа расчета - «4» (Полный расчет) (таблица 28 приложения 2 к Приказу).

На покупку, оплачиваемую одновременно наличными денежными средствами и картой, оформляется один чек. В кассовом чеке отражают две формы расчетов: «Сумма по чеку наличными» и «Сумма по чеку электронными». Это следует из п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ и примечания к таблице 19 приложения 2 к Приказу.

Признак предмета расчета - это признак предмета товара, работы, услуги, платежа, выплаты, иного предмета расчета. Данный реквизит не обязателен (таблицы 4 и 29 приложения 2 к Приказу).

В кассовом чеке должно содержаться наименование товаров, работ, услуг (реквизит - «Наименование предмета расчета»), если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). Наименование товаров (работ, услуг) необходимо отражать на кассовом чеке независимо от их количества (письмо ФНС России от 22.02.2017 № ЕД-4-20/3420@). Отметим, что в законодательстве не прописаны конкретные требования к реквизиту в зависимости от вида и ассортимента товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 09.06.2017 № 03-01-15/36151 и от 24.05.2017 № 03-01-15/31942). Считаем, что это надо сделать так, чтобы клиент безошибочно идентифицировал покупку.

К сведению

Свернуть Показать

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, УСН, ЕСХН и ЕНВД (за исключением лиц, торгующих подакцизными товарами), вправе до 01.02.2021 не заполнять реквизит «наименование предмета расчета». Это следует из п. 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Таблице 1 см. реквизиты кассового чека при обычной продаже товаров.

Таблица 1

Свернуть Показать

Примеры формирования кассовых чеков в различных ситуациях описаны в методических рекомендациях по описанию формирования кассовых чеков, (письмо ФНС России от 12.07.2017 № ЕД-3-20/4723@). В дальнейшем мы эти рекомендации возьмем за основу.

Продажи в рассрочку

Дорогой товар часто продают в рассрочку. По сути это коммерческий кредит (п. 1 ст. 823 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ). В этом случае покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки (п. 3 ст. 500 ГК РФ).

Реквизит «Признак способа расчета» при продаже товаров в кредит может принимать следующие значения (таблица 28 приложения 2 к Приказу):

  • «5» (Частичный расчет и кредит) - частичная оплата предмета расчета в момент его передачи с последующей оплатой в кредит;
  • «6» (Передача в кредит) - передача товара без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит;
  • «7» (Оплата кредита) - оплата товара после его передачи с оплатой в кредит (оплата кредита).

Таблица 2

Свернуть Показать

Продажи с использованием банковского кредита

В данном случае между клиентом и банком заключается договор на предоставление потребительского кредита на покупку товаров. Одновременно клиент подписывает поручение на перевод денежных средств на расчетный счет магазина за приобретение товаров.

Ниже в таблице см. реквизиты кассового чека при оплате товара с использованием как собственных наличных средств, так и кредитных средств.

Таблица 3

Свернуть Показать

Предоплаты и авансы

Если договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором (п. 1 ст. 487 ГК РФ).

Как выбивать чеки на предоплаты, частичные оплаты, доплаты в законодательстве не прописано. Попробуем разобраться сами.

При предварительных оплатах и авансах в кассовом чеке отражают один из следующих признаков способов расчета (таблица 28 приложения 2 к Приказу):

  • «1» (Предоплата 100 %) - полная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета;
  • «2» (Предоплата) - частичная предварительная оплата до момента передачи предмета расчета;
  • «3» (Аванс) - аванс.

Судя по всему, аванс здесь обозначает внесение денежных средств по договору без привязки к конкретным наименованиям товаров / работ / услуг. Предоплата - предварительная оплата конкретной покупки. Только так мы можем объяснить разделение этих понятий в способе расчетов.

При авансах заранее не известен конкретный список и объем товаров, работ, услуг. Поэтому в момент оплаты на кассовом чеке указываются аванс и фактически полученные денежные средства без привязки к конкретным товарным позициям (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ).

При конечном расчете с учетом ранее предоставленного аванса на кассовом чеке указывают признак способа расчета «4» (Полный расчет) (таблица 28 приложения 2 к Приказу). Отражают фактически полученные денежные средства так же без привязки к конкретным товарным позициям, при этом сумму ранее полученного аванса не отражают (письма Минфина России от 03.07.2017 № 03-07-11/41761, от 29.06.2017 № 03-01-15/41166, от 14.06.2017 № 03-01-15/36865).

В проекте методических рекомендаций ФНС России приведен пример заполнения кассовых чеков при продаже товаров в оптовой торговле с использованием частичной предварительной оплаты. Причем налоговики предлагают пробивать кассовый чек и на отгрузку товара, который был оплачен по предоплате. Интересно, что в данном примере фигурируют следующие дополнительные признаки способа расчета (таблица 28 приложения 2 к Приказу): «6» (Передача в кредит), «7» (Оплата кредита).

В Таблице 4 см. заполнение реквизитов чека при продаже товаров с предварительной оплатой в оптовой торговле.

Подарочные карты

А вот где мы можем с полным основанием применить признак способа расчета «3» (Аванс), так это при продаже подарочных карт. Только так можно назвать внесение денег за будущую покупку без привязки к конкретным товарным позициям. Правда, в этом случае наименование предмета расчета все же имеется - это сама подарочная карта.

И при покупке подарочной карты, и при ее отоваривании должна применяться ККТ (письмо ФНС России от 09.11.2016 № АС-4-20/21227@).

Таблица 5

Свернуть Показать

Возврат товара

При возврате денежных средств покупателю также следует применять ККТ (Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03-01-15/28914).

Пробейте кассовый чек с признаком расчета «2» (Возврат прихода) (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, таблица 25 приложения 2 к Приказу, письма Минфина России от 04.07.2017 № 03-01-15/42312, № 03-01-15/42315, от 24.05.2017 № 03-01-15/31944). Остальные реквизиты чека те же, что и в первичном кассовом чеке на покупку товара.

Учтите, что кассовый чек оформляют не только при возврате наличных денежных средств, но и при переводе денежных средств на банковскую карту покупателя.

Не пробита покупка

На непробитую покупку следует формировать кассовый чек коррекции. Сделать это надо не позднее формирования отчета о закрытии смены (п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ). Вы вправе оформить кассовый чек коррекции за любую дату (как текущую, так и ранее).

Отметим дополнительные реквизиты чека коррекции.

Реквизит «Признак расчета» (таблицы 25 и 30 приложения 2 к Приказу):

  • «1» (Приход) - коррекция прихода, операция, при которой кассир вносит денежные средства (например, не пробита покупка либо выявлена неучтенная выручка);
  • «2» (Расход) - коррекция расхода, операция, при которой кассир изымает денежные средства.

Реквизит «Тип коррекции» (примечание к таблице 30 приложения 2 к Приказу):

  • «0» - самостоятельная операция;
  • «1» - операция по предписанию.

Реквизит «Основание для коррекции» (таблица 31 приложения 2 к Приказу):

Офлайн-работа

В некоторых случаях вы вправе применять ККТ без передачи фискальных документов в налоговые органы.

Основная причина, по которой кассы работают в офлайн-режиме, - это временное отсутствие Интернета. Таких ситуаций не стоит опасаться. Дело в том, что во всех кассовых аппаратах информация о платежах хранится в течение 30 календарных дней (п. 4 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ). Когда появится Интернет, кассовая машина обеспечит передачу всех непереданных документов (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ).

К сведению

Свернуть Показать

В местностях, , разрешено применять кассовую технику в режиме офлайн (письма Минфина России от 26.06.2017 № 03-01-15/39995, от 25.05.2017 № 03-01-15/32263). Конкретный перечень таких территорий определяют региональные власти (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). В настоящее время указанный перечень утвержден во всех регионах страны (письмо Минфина России от 04.07.2017 № 03-01-15/42165).

Если у оператора фискальных данных, с которым у пользователя заключен договор, была аннулирована лицензия на передачу данных, то вы вправе применять ККТ в офлайн-режиме в течение 20 календарных дней. Этого времени вам должно хватить на заключение договора с новым оператором, который передаст в налоговые органы все «подвисшие» документы (п. 7 ст. 1.2 и п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Обратите внимание: количество непереданных фискальных документов вы всегда можете узнать, сформировав на КТТ отчет о текущем состоянии расчетов (п. 8 Дополнительных реквизитов фискальных документов, утвержденных Приказом).