Конкурентные и неконкурентные способы определения исполнителя по государственному и муниципальному контракту. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Основные виды процедур определения исполнителей по контрактам

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения - от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6-12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации - свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции - равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика - его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций - приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы - единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок - необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае - к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках - регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции - заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот - на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки - к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок - конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений - гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений - это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете - лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Что относится к конкурентным способам определения поставщика, а что не относится, какие виды конкурентных способов закупок существуют, подробно рассмотрим каждый и рассмотрим, когда и какой способ лучше использовать.

Способ определения поставщика по 44-ФЗ

Для закупки товара заказчик может применять конкурентные способы закупки, либо же закупки у единственного поставщика. Конкурентные способы закупки по 44-ФЗ - это все варианты конкурсов, аукционов, запросы предложений и запросы котировок. Для осуществления конкурентной закупки необходимо провести закупочную процедуру, предварительно занеся ее в план-график, указав детали.

Закупки у единственного поставщика – это способы, указанные в статье 93. При осуществлении таких закупок проведения долгих процедур не предусмотрено. Для большинства из них даже не требуется индивидуального внесения в план-график (кроме естественных монополий – электричество, водоотведение и тд). Они просто заносятся во вкладку особые закупки по строкам (по п.4, по п.5 статьи 93 и тд).

Что относится к конкурентным способам закупки

Конкурентные способы определения поставщика подрядчика исполнителя проводятся с целью обеспечения прозрачности, гласности закупок, соблюдения закона о конкуренции, а также для достижения максимальной экономии при расходовании бюджетных денег.

Под открытым электронным конкурсом понимается способ определения поставщика подрядчика исполнителя при котором информация о нем сообщается всем желающим.

Как заказчику выбрать правильный способ закупки?

Спросите умного помощника в сервисе Ассистент заказчика.
1. Получите демо-доступ,
2. Укажите ОКПД2 продукции и параметры будущей закупки (ответьте на вопросы),
3. Узнайте возможные способы проведения в вашем случае и обоснования к ним.

Использовать сервис

В ЕИС публикуется извещение и конкурсная документация. Для разработки документации заказчик может привлечь спецорганизацию. При проведении конкурса с ограниченным участием требования те же самые, но победителю и участникам необходимо пройти предквалификационный отбор . При проведении двухэтапного конкурса заказчик может установить дополнительные требования. Побеждает участник, прошедший отбор на первом этапе и предложивший лучшие условия исполнения по итогам второго этапа.

Закрытые конкурсы применяются заказчиками, работающими в сфере обороны страны и обеспечения безопасности (в ПП №223 от 28.09.2019 можно ознакомиться с такими заказчиками), либо когда речь идет о государственной тайне. Конкурсные предложения рассылаются закрытому кругу поставщиков. Победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта (кроме двухэтапного).

Следующий конкурентный способ определения поставщика – это электронный аукцион . Открытый аукцион является приоритетным способом определения поставщика. При его проведении информация сообщается неограниченному кругу лиц, а торги проходят на электронных площадках (на данный момент их восемь). Закрытые аукционы используются, когда речь идет о государственной тайне, ценностях Госфонда, ценностях, имеющих культурное значение. Победителем аукциона будет участник, предложивший самую низкую цену.

Нужно сказать, что иногда некоторые подведомственные организации объединяются и проводят совместные конкурсы и аукционы (например поставка хлеба для нескольких больниц, организуемая министерством здравоохранения).

Следующий вид – запрос котировок в электронной форме . Информация находится в ЕИС в свободном доступе. Заказчик размещает только извещение. Срок окончания подачи заявок – не ранее, чем через 5 рабочих дней с даты размещения извещения. Начальная цена процедуры, проводимой таким способом, не может превышать 500 тысяч рублей, а сумма за год должна составлять не более 10% СГОЗа заказчика. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену закупки. Проведение торгов не предусмотрено.

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.
Заказчикам, которые ошибутся при выборе способа закупки, грозит штраф. Читайте, как правильно выбрать закупочную процедуру.

Последний вид – это запрос предложений . Информация сообщается неограниченному кругу лиц. В ЕИС размещаются извещение и документация. Побеждает участник, чье окончательное предложение больше всех удовлетворяет потребности заказчика в ТРУ, описанные в требованиях. Запрос предложений можно использовать, если закупается инвентарь и экипировка для сборных команд РФ; лекарства, жизненно необходимые пациенту при наличии медицинских показаний и в соответствии с некоторыми другими пунктами статьи 83. Также заказчики могут использовать данный способ, если проводимые до этого электронные конкурсы и аукционы признаны несостоявшимися по всем предусмотренным основаниям. Запрос предложений – единственная процедура, отмена которой невозможна.

Также следует напомнить, что заказчику желательно проводить максимально возможное количество конкурентных процедур для СМП и СОНКО, так каждый год до первого апреля года, следующего за отчетным, необходимо сдать отчет о закупках у данной категории. С 2019 года несостоявшиеся процедуры также включаются в расчет.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Закон № 44-ФЗ регламентирует определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несколькими способами, отличающимися как по набору критериев оценки предложений, так и по начальной (максимальной) цене контракта (рис. 8.4 и табл. 8.3). Для сравнения способы размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ приведены в табл. 8.4.

Рис. 8.4.

Таблица 8.3

Способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика) / Начальная (максимальная) цена контракта (лота)

Конкурсы

Аукционы

Запрос предложений

Запрос котировок

Запрос котировок (гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС)

До 100 тыс. руб .

У единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн руб. в год)

Совокупный годовой объем закупок не должен превышать 10% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, но не более 100 млн руб. в год

От 500 тыс. руб. и выше

Таблица 8.4

Способы размещения государственного (муниципального) заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

Способы размещения заказов / Начальная (максимальная) цена контракта

Запрос котировок

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

гуманитарная помощь, ликвидация последствий ЧС

До 100 тыс. руб.

(предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами)

Закупка товаров осуществляется у единственного поставщика (размещение заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение одного квартала на сумму свыше 100 тыс. руб. – запрещено)

От 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 500 тыс. руб. и выше

Рассмотрим более подробно способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1. Конкурс – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, конкурсной заявке которого присвоен первый номер. В случае если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, конкурс проводится в закрытой форме.

Критериями оценки заявок могут быть:

  • – цена контракта (лота);
  • – функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  • – качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
  • – расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;
  • – сроки (периоды) поставки товара (работ, услуг);
  • – срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.

Извещение о проведении открытого конкурса (изменения к извещению) размещается на сайте заказчика, в котором должны быть указаны следующие сведения:

  • – форма торгов;
  • – наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
  • – предмет контракта с указанием количества поставляемого товара (объема выполняемых работ или оказываемых услуг);
  • – место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • – начальная (максимальная) цена контракта (лота);
  • – срок, место и порядок предоставления конкурсной документации с указанием адреса официального сайта (если конкурсная документация размещается в электронной форме);
  • – размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации (если данное условие предусмотрено);
  • – место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса;
  • – преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15%.

При проведении закрытого конкурса размещения извещения в единой информационной системе не требуется. Заказчики посредством закрытых каналов связи направляют приглашения принять участие в закрытом конкурсе ограниченному кругу лиц, удовлетворяющих требованиям к сохранению государственной тайны, а также имеющим соответствующий доступ к таким сведениям.

Оформляя заявки на участие в конкурсе, участники закупок руководствуются требованиями, которые содержатся в конкурсной документации, включающей следующие сведения:

  • – требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению;
  • – требования к описанию участниками размещения заказа предмета конкурса, его функциональных, количественных и качественных характеристик;
  • – требования к обслуживанию товара, к расходам на его эксплуатацию (при необходимости);
  • – место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • – начальную (максимальную) цену контракта (лота);
  • – форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;
  • – порядок формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • – сведения о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг;
  • – порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
  • – порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений;
  • – место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов;
  • – критерии, порядок оценки и сопоставления заявок;
  • – размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок, порядок и реквизиты внесения денежных средств;
  • – размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, а также другие сведения.

Конкурс может быть признан несостоявшимся по следующим основаниям:

  • – только один участник подал заявку;
  • – по результатам рассмотрения конкурсных заявок всем участникам закупок было отказано в допуске, кроме одного претендента;
  • – участники, заявкам которых были присвоены первый и второй номера, уклонились от заключения контракта.

Если конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного конкурса, условия которого он может изменить. Кроме того, можно осуществить закупку у единственного источника, при этом контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, опубликованной ранее, а цена контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену, указанную в первоначальном извещении.

Пример

Рассмотрим вариант выбора поставщика в форме конкурса на поставку автобусов для нужд перевозки пассажиров на городских маршрутах. Критериям оценки конкурсных заявок предварительно были присвоены весовые коэффициенты с использованием метода парных сравнений. Наиболее важному в паре критерию соответствовала оценка 2, наименее важному – 0, когда критерии имели одинаковую степень важности, каждому присваивалась оценка 1. Ранги расставлялись в порядке убывания итоговых сумм по строкам (наибольшей сумме соответствовал наивысший ранг) (табл. 8.5).

Таблица 8.5

Таблица парных сравнений критериев оценки и сопоставления конкурсных заявок

Критерии

Срок поставки

Вместимость

обслуживание

Гарантийное

обслуживание

Сумма баллов

Условия оплаты

Расход топлива

Срок поставки

Вместимость

Текущее обслуживание

Гарантийное

обслуживание

Заявки на участие в конкурсе подали 5 потенциальных поставщиков, представляющих автобусы марок МАЗ, ЛиАЗ, "Икарус", MAN и SCANIA (табл. 8.6).

Таблица 8.6

Предложения участников конкурса по критериям оценки заявок с указанием предельных значений показателей

Критерии оценки заявок

Условия оплаты (отсрочка не менее 1 мес. с момента подписания акта приемки-передачи)

Срок поставки (не более 3 мес. с момента заключения контракта)

Цена (не более 5,5 млн руб/шт.)

Общая пассажировместимость (не менее 54 чел.)

Средний расход топлива (не более 30 л/100 км в городском цикле)

Гарантийное обслуживание

Расходы по текущему обслуживанию (не более 200 тыс. руб/год)

Пробег к моменту поставки (не более 300 тыс. км)

Веса установлены по доле каждого критерия в общей сумме баллов (см. табл. 8.3). Лучшее из представленных предложений является эталоном, который может быть максимальным или минимальным в зависимости от влияния критерия на общую оценку (например, для ценового показателя эталон будет минимальным, а для отсрочки платежа – максимальным). Рейтинговые оценки участников конкурса по каждому критерию рассчитываются по следующим формулам (табл. 8.7):

Стоит отметить, что ограничения по значениям количественных и качественных показателей оценки, которые установил заказчик автобусов, также можно трактовать как релейные критерии, используя общую терминологию управления поставщиками в логистике снабжения.

Для перевода значений качественного критерия "наличие или отсутствие гарантийного обслуживания" использовалась двухбалльная шкала: "да" – 2 балла, "нет" – 0. Интегральными оценнами (рейтингами ) для каждого участника размещения заказа является сумма рейтинговых оценок по всем критериям (табл. 8.7):

Таблица 8.7

Критерии оценки заявок

Участники размещения заказа (поставщики)

Условия оплаты

Срок поставки

Общая пассажировместимость

Средний расход топлива

Гарантийное обслуживание

Расходы по текущему обслуживанию

Пробег к моменту поставки

Интегральная оценка

Предложение по автобусу "Икарус" считается лучшим, поскольку получило наибольший рейтинг (интегральную оценку) и с соответствующим участником заключается государственный контракт на поставку (закупку).

Кроме стандартных конкурсов в открытых и закрытых формах закон о контрактной системе предусматривает еще несколько разновидностей данных способов определения поставщика, формы проведения которых могут также быть открытыми и закрытыми.

Конкурс с ограниченным участием, к которому допускаются участники закупок, имеющие необходимый уровень квалификации, если необходимые товары (работы, услуги) являются технически или технологически сложными, а также могут иметь инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер. Необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который можно назвать дополнительным или специализированным.

  • 1. Двухэтапный конкурс , который проводится при одновременном соблюдении следующих условий:
    • – необходимо заключить контракт на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, а также на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции или в целях создания произведения литературы (искусства);
    • – для уточнения характеристик предмета закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Кроме того, как и в случае ограниченного участия, необходимый уровень квалификации поставщиков определяется заказчиками с помощью предквалификационного отбора, который проводится на первом этапе конкурса.

2. Аукцион – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), победителем которого признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Предполагается, что для товаров (работ, услуг), закупаемых с помощью аукциона, есть функционирующий рынок, конкуренция достаточная и сравнение предложений участников закупок целесообразно производить только по ценам.

Открытый аукцион проводится только в электронной форме (электронный аукцион ) на электронных торговых площадках, таких, например, как Правительств г. Москвы и Республики Татарстан, РТС, ММВБ и Сбербанка. Для обеспечения доступа к участию оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников закупок.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ . Включение предметов закупки в такой перечень осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • – существует возможность сформулировать подробное и точное описание предмета закупки;
  • – критерии определения победителя электронного аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Таким образом, аукцион применительно к сфере государственных закупок, в отличие от его классического понимания, является торгами иа понижение начальной цепы; его часто называют обратным, или редукционным, аукционом. По общей классификации методов выбора контрагентов в логистике снабжения, которая была рассмотрена в предыдущих главах, аукцион является аналогом метода доминирующих характеристик.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Первая часть должна содержать только согласие участника закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об аукционе, а также сведения о качественных и функциональных характеристиках товара. К таким сведениям относятся технические характеристики, сведения о безопасности, размере, упаковке и отгрузке товара, а также иные сведения, представление которых предусмотрено документацией. Первая часть заявки также может содержать эскиз, рисунок, чертеж или фотографию товара, на поставку которого размещается заказ.

Вторая часть заявки содержит сведения об участнике. Первая и вторая части заявки одновременно направляются участником оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, подписанных с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП ). На основании рассмотрения первых частей заявок, которые оператор электронной площадки предоставляет в распоряжение аукционной комиссии, принимается решение о допуске к участию.

Оператор обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся во вторых частях заявок, до момента окончания электронного аукциона и размещения протокола о его проведении, после чего направляет их аукционной комиссии для рассмотрения на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к участникам закупок (заявкам), которые содержатся в документации об аукционе. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, признается окончательным победителем, в случае если вторая часть его заявки соответствует таким требованиям.

Понятие "шаг аукциона" отражает дискретность ставок, т.е. определенную величину снижения начальной цены контракта (лота) при поступлении очередного предложения со стороны участника закупки. Для электронного аукциона "шаг" составляет от 0,5 до 5%.

Если сведения о предмете закупки составляют государственную тайну, аукцион проводится в закрытой и неэлектронной форме, когда вместо извещения заказчики направляют приглашения принять участие ограниченному кругу лиц.

3. Запрос котировок – способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Принципиальным отличием данного способа от аукциона является отсутствие возможности торговаться у участников закупок. Победителем запроса котировок признается участник, в котировочной заявке которого указана наиболее низкая цена исполнения контракта.

Однако заказчик вправе осуществлять закупки с помощью запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых таким способом, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но ие более чем на 100 млн руб. в год.

В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера запрос котировок проводится без ограничения максимальной цены контракта . В этом случае заказчики ежегодно проводят предварительный отбор потенциальных участников закупок, которые могут в возможно короткий срок и без предварительной оплаты (с отсрочкой платежа) осуществить поставки необходимых ресурсов.

4. Запрос предложений – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник, представивший окончательное предложение, которое наилучшим образом отвечает потребностям заказчика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях, например:

  • – заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • – заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • – заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • – признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися и др.

При определении поставщика данным способом все заявки участников оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. После чего всем участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за датой проведения. Заказчик определяет победителя, оценивая окончательные предложения, поступившие от участников, выбирая лучшее.

  • 5. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику. В общем случае использование данного способа возможно при условии, если совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Кроме того, закупка у единственного источника без указанных выше ограничений возможна, когда, например:
    • – предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
    • – возникает потребность в работе или услуге, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственным ему государственным учреждением;
    • – оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
    • – осуществляются поставки культурных ценностей;
    • – выполняются работы по мобилизационной подготовке в РФ;
    • – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы;
    • – заключается контракт управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений;
    • – процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана несостоявшейся. При этом контракт может быть заключен с единственным источником но цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта;
    • – осуществляется закупка на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, проживание, питание) и др.

Рассмотрим отдельные этапы процедур государственных закупок в зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на примере положений Закона № 94-ФЗ (табл. 8.8 и 8.9).

Пример

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве") .

Росрезерв выполняет задачи по обеспечению:

  • – мобилизационных нужд;
  • – неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • – гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок;
  • государственной поддержки различных отраслей народного хозяйства, организаций, субъектов РФ, предприятий и др.

Среди функций Росрезерва можно выделить следующие:

  • – закупка и доставка материальных ценностей;
  • – закладка – принятие материальных ценностей и их хранение;

Таблица 8.8

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ

открытый

закрытый

открытый в электронной форме

закрытый

Нет сложившегося рынка. Принятие решения но критериям: цена, качество

Сложившийся рынок. Сравнение предложений только но цене

Государственная тайна. По согласованию с уполномоченным контрольным органом

Извещение о проведении (З, УО, СО)

Не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов

На официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок (или за 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Извещения не требуется. Приглашения принять участие направляют в письменной форме лицам, имеющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не позднее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок

Внесение изменений в извещение (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней (или до 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Обеспечение заявки (У)

От 0,5 до 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Не более 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) цены контракта (лота)

Отказ от проведения (З, УО)

Не позднее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок

Не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок (или за 5 дней до окончания срока подачи заявок при начальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Документация (З, УО, СО)

Конкурсная документация

Документация об аукционе

В письменной форме или на официальном сайте

Только в письменной форме

На официальном сайте

Только в письменной форме

Стоимость

документации

Размер платы не должен превышать расходов на изготовление копии документации и ее доставку посредством почтовой связи

Внесение изменений в документацию (З, УО)

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 20 дней

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок с его последующим продлением до 15 дней или 7 дней при начальной цене контракта не более 3 млн руб.

Заявка на участие (У)

Запечатанный конверт или электронный документ

Запечатанный конверт

Предварительная аккредитация на сайте. Первые части заявок в электронной форме с электронно-цифровой подписью.

Только в письменной форме

Отзыв заявки на участие или ее изменение

До момента вскрытия конвертов или даты открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме

До момента вскрытия конвертов

До окончания срока подачи заявок на участие

Вскрытие конвертов (К)

Аудиозапись. Видеозапись по желанию участника

Аудио- и видеозапись не допускается

Рассмотрение заявок (К)

Принятие решения о допуске к участию (в течение 20 дней с момента вскрытия конвертов).

Признание участником аукциона по результатам рассмотрения первых частей заявок (нс более 7 дней)

Признание участником аукциона (не более 10 дней)

Оценка и сопоставление заявок (К)

Присвоение заявкам порядковых номеров по мере уменьшения степени выгодности (в течение 10 дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 0,5% максимальной цены контракта (лота). Рассмотрение вторых частей заявок (не более 6 дней или 4 дней при максимальной цене контракта не более 3 млн руб.)

Проведение аукциона. Шаг 5 – 6,5% максимальной цены контракта. Аудио-, видеозапись не допускается. Протоколы не публикуются

Заключение

контракта

С победителем или участником, заявке которого присвоен 2-й номер (в случае уклонения победителя), не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание конкурса несостоявшимся

С победителем или участником, сделавшим предпоследнее предложение (в случае уклонения победителя), но не ранее чем через 10 дней с момента объявления результатов. Либо обращение в суд с иском о понуждении или признание аукциона не состоявшимся

Обеспечение исполнения контракта (У)

До 30% максимальной цены контракта (цены лота) в форме банковской гарантии (договора поручительства, залога). Обязательно 10–30% при максимальной цене контракта (цене лота) более 50 млн руб.

Примечание. З – заказчик; УО – уполномоченный орган; СО – специализированная организация; У – участник; К – комиссия по размещению заказа.

Таблица 8.9

Этапы процедур размещения заказа в соответствии с положениями закона № 94-ФЗ

Наименование этапа (исполнитель)

Запрос котировок

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Размещение заказа у единственного поставщика

Извещение о предварительном отборе участников (З, УО)

Не позднее чем за 30 дней до истечения срока подачи заявок

  • 1. Предметы закупочной деятельности относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  • 2. Осуществляются поставки культурных ценностей.
  • 3. Выполняются работы по мобилизационной подготовке.
  • 4. Производство товаров осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
  • 5. Представлена только одна заявка на участие в размещении заказа.

Заявка на участие

В письменной форме

Предварительный отбор (З, УО)

Формирование перечня поставщиков (квалификационный отбор) в течение 10 дней со дня окончания представления заявок

Принятие решения о проведении (З, УО)

Не по конкретным заявкам. Сложившийся рынок, начальная цена контракта не более 500 тыс. руб. (по одноименным предметам снабжения в течение квартала)

Установленный перечень товаров без ограничения цены

Извещение о проведении/запрос котировок (З, У О)

На официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок (или 4 рабочих дня при цене контракта не более 250 тыс. руб.)

По результатам предварительного отбора с использованием любых средств связи – за 4 дня

  • 6. Только один участник, подавший заявку, был признан участником.
  • 7. Конкурс или аукцион признан несостоявшимся.
  • 8. Размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
  • 9. Размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку, и др.
  • 10. Только один участник.
  • 11. Размещение заказа признано несостоявшимся

Представление заявки на участие

Котировочная заявка в письменной или электронной форме

С использованием любых средств связи в срок, установленный в запросе котировок

Рассмотрение заявок (К)

На соответствие требованиям – в течение 1 рабочего дня, по окончании срока подачи заявок

Присвоение заявкам номеров по предпочтительности (критерии: цена, количество не менее 30% от необходимого объема поставки, отсутствие предоплаты)

Заключение контракта (З, У)

С победителем, заявка которого содержит лучшее условие но цене, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя) не ранее чем через 7 дней с момента объявления результатов

С победителем, заявка которого содержит лучшие условия по цене и количеству, или со следующим участником по предпочтительности (в случае уклонения победителя)

  • – выпуск – реализация или безвозмездная передача материальных ценностей определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке (в том числе в форме заимствования, раз- бронирования и замены);
  • – освежение – выпуск в связи с истечением установленного срока хранения (1/2 срока годности) материальных ценностей, тары, упаковки при одновременной поставке и закладке равного количества аналогичных материальных ценностей и др

При осуществлении закупок для пополнения материального резерва применяются следующие формы размещения государственного заказа.

  • 1. Через предварительный отбор в форме запроса котировок при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 2. Через закрытые формы торгов (конкурсы и аукционы), поскольку часть номенклатуры является стратегическим запасом, информация о котором представляет государственную тайну.
  • Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 6 Приложения.
  • В соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ. Пример перечня, действовавшего в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ, см. в табл. 7 Приложения.
  • URL: rosreserv.ru

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивается заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - часть процедуры осуществления закупки (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перечислены в ст. 24 Закона N 44-ФЗ:

1) конкурентные способы:

Конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

Аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион);

Запрос котировок;

Запрос предложений;

2) осуществление закупки у единственного поставщика.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ решение о том, каким способом определить поставщика (подрядчика, исполнителя), принимается заказчиком по правилам, установленным данным Законом. В частности, в силу ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик всегда должен осуществлять закупку путем проведения открытого конкурса за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 Закона N 44-ФЗ.

Открытый конкурс. Открытый конкурс представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации; к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем конкурса составляет 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В течение этого срока победитель конкурса должен подписать проект контракта и представить его заказчику.

Конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Конкурс с ограниченным участием - конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает следующим условиям:

Победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Конкурс с ограниченным участием применяется в установленных ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ случаях, связанных с наличием у участника закупки определенной квалификации для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Двухэтапный конкурс - конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к которому предъявляются следующие требования:

Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации;

К участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования;

Победителем признается участник, который принял участие в проведении обоих этапов конкурса, прошел предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований и предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Электронный аукцион. Электронный аукцион - конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которого должны соблюдаться следующие требования:

Информация о закупке сообщается заказчиком неопределенному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона и документации о нем;

К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования;

Проведение аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

При проведении электронного аукциона все необходимые условия и требования, относящиеся к поставкам товаров, выполнению работ или оказанию услуг, указываются заказчиком в документации об аукционе (содержание документации конкретизировано в ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Проект контракта, который предлагается заключить по итогам проведения аукциона, прилагается к этой документации и составляет ее неотъемлемую часть (ч. 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем аукциона ранее устанавливался в документации об аукционе, но не мог быть менее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона (для случая, предусмотренного ч. 3 ст. 40 Закона N 94-ФЗ, - 7 дней). В течение этого срока победитель должен был подписать проект контракта и представить его заказчику. Срок подписания заказчиком контракта законом не был определен. В новом Законе N 44-ФЗ данный пробел устранен.

Запрос котировок. Запрос котировок представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

Детализированные сведения обо всех условиях поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, требующихся заказчику, указываются в извещении о проведении запроса котировок (ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). К такому извещению должен быть приложен проект контракта (ч. 2 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении (п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Если в этот срок подписанный контракт не представлен победителем, он считается уклонившимся от заключения контракта

Запрос предложений. Запрос предложений представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о товаре, работе, услуге, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд, сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений и документации. Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Случаи, в которых заказчик имеет право осуществлять закупку путем проведения запроса предложений, установлены ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Все необходимые условия и требования, относящиеся к поставкам товаров, выполнению работ или оказанию услуг, указываются заказчиком в извещении и в документации о проведении запроса предложений (ч. 4, 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). К документации обязательно прилагается проект контракта (ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя) , как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта . То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

· Размещение планов закупок и планов-графиков

· Подготовка, размещение закупочной документации

· Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)

· Заключение контракта

· Приемка товаров, работ, услуг

· Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

КАК ЗАКАЗЧИКИ ПО 44-ФЗ ПЛАНИРУЮТ ЗАКУПКИ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.

Государственный заказчик по 44-ФЗобязан планировать закупки ,размещать планы закупок и планы-графики . Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера, ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок должны включать

1. Идентификационный код закупки

2. Цель осуществления закупки

3. Наименование объектов закупки

4. Объем финансирования

5. Сроки, периодичность

6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики должны включать

1. Идентификационный код

2. Наименование и описание объекта закупки

3. Указание характеристик:

1. количество товара

2. объем работы или услуги

4. периодичность

5. начальная цена

6. размер аванса

7. этапы оплаты

Дополнительные требования к участникам и их обоснование

Способ определения поставщика и его обоснование

Дата начала закупки

Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней . Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК ПО 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

· способы определения поставщиков

· централизованные закупки

· участие в закупках специальных субъектов

· требования к участникам закупки

· оценку заявок

· формы обеспечения заявок

· понятия контрактной службы

· специализированных и экспертных организаций

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ ПО 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов. Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

КОНКУРЕНТНЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА ПО 44-ФЗ

1. Открытые конкурсы

1. Открытый конкурс

2. Конкурс с ограниченным участием

3. Двухэтапный конкурс

Закрытые конкурсы

0. Закрытый конкурс

1. Закрытый конкурс с ограниченным участием

2. Закрытый двухэтапный конкурс

Аукционы

0. Электронный аукцион

1. Закрытый аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

КАК ЗАКАЗЧИКИ ОЦЕНИВАЮТ ЗАЯВКИ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

2. Расходы на эксплуатацию

3. Характеристики

1. Качественные

2. Функциональные

3. Экологические

Квалификация

0. Финансовые ресурсы

1. Оборудование и другие материальные ресурсы

2. Опыт работы по предмету контракта

3. Деловая репутация

4. Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость. Таким образом, можно будет на этапе подготовки предложения оценить сколько баллов сможет принести каждый из них. Критериев может быть не менее 2 , обязательным из которых является цена . При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году. Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.