При облагораживании любой территории не обойтись без удобного и красивого дорожного покрытия. Производство тротуарной плитки как бизнес: рентабельность, план с расчетами доходов и затрат в обзоре для начинающих предпринимателей.
Плюсы и минусы
Тротуарная плитка - популярный строительный материал для обустройства дорожек и площадок в самых разнообразных местах:
- городские парки, скверы, дороги, площади;
- территория перед магазинами и прочими деловыми предприятиями;
- дворы в частных и многоквартирных домах.
Конкуренция в этом секторе экономики очень высока, но огромные объемы потребления позволяют получать прибыль всем производителям качественной брусчатки.
Предпринимателей привлекают следующие моменты:
- Отсутствие разрешений на открытие своего дела.
- Простота юридического оформления.
- Необходимость в малом числе сотрудников.
- Несложный технологический процесс.
- Возможность получать дополнительный доход от предоставления услуг по укладке плитки.
- Высокий уровень рентабельности.
К негативным сторонам относятся:
- Сезонность – большая часть производства приходится на теплое время года, так как зимой выполняется малый объем строительных работ.
- Однотипная и монотонная работа – в связи с этим возможна текучка кадров.
- Дорогостоящее оборудование – брусчатка в крупных масштабах изготавливается с помощью станков стоимостью до полумиллиона рублей.
Скачать бизнес-план производства тротуарной плитки с расчетами можно по .
Бизнес-план
Чтобы ничего не упустить при запуске проекта по изготовлению тротуарной плитки, необходимо придерживаться следующего плана действий:
- Маркетинговое исследование рынка.
- Изучение технологии производства плитки.
- Регистрация предприятия.
- Аренда помещения.
- Закупка оборудования и материалов.
- Поиск рабочих.
- Организация рекламы и сбыта.
- Расчет прибыльности.
Для экономии времени можно параллельно заниматься несколькими делами, например, закупать оборудование и нанимать рабочих.
Владельцу производства тротуарной плитки бизнес-план может понадобиться в случае привлечения заемных средств - банковского кредита или некоммерческого займа.
Маркетинг
На рынке присутствует много разновидностей плитки, которые отличаются характеристиками и способами производства. Начинать «с нуля» выпуск сразу нескольких типов дорого и рискованно. Лучше определить самій востребованный товар и лишь после того, как предприятие начнет приносить стабильную прибыль, расширять производство.
Выявить лидера продаж можно как собственными силами, так и заказав исследование маркетинговой компании. Также на этом этапе необходимо определить нижний и верхний предел цены на плитку, чтобы иметь возможность конкурировать без ущерба для собственного бизнеса.
Возможен еще один вариант: если при анализе рынка окажется свободной какая-либо ниша, то при наличии спроса можно занять прочные позиции в производстве уникальной продукции.
Технология
Покрытие бывает трех основных видов:
- Обычная бетонная плитка, которой вымащивают тротуары и дорожки. Цвет и форма могут быть самыми разнообразными, даже с 3D дизайном.
- Плитка из полимерного пластика. С помощью добавок ей придают нужные свойства - морозоустойчивость, армированность, водостойкость. У полимерной плитки более долгий срок службы, ее проще обрабатывать и приятнее эксплуатировать, чем бетонную.
- Мягкая тротуарная плитка. Основа для производства - измельченные автомобильные шины. Такое покрытие используют при обустройстве спортивных площадок, открытых бассейнов и прочих травмоопасных мест. Плитка выдерживает большой диапазон температур, обладает высокой устойчивостью к неблагоприятной окружающей среде, имеет нескользкую резиновую поверхность.
При производстве применяют два подхода:
- Вибролитье – простой и дешевый метод изготовления не слишком прочной и качественной плитки. Сперва в бетономешалке готовится бетонная смесь из цемента, щебня, песка и добавок. Затем смесь заливают в формы на вибростоле, который работает до момента увлажнения поверхности плитки. Формы сушатся на поддонах в помещении двое суток, потом нагреваются в течение нескольких минут до 60ºС-70ºС для извлечения плитки на вибростоле. В процессе подогрева и выбивания матрицы на брусчатке могут образовываться трещины и сколы, особенно если используется неквалифицированный труд и дешевое оборудование.
- Вибропрессование и гиперпрессование – для этого метода используется дорогостоящая техника, но и плитка получается высокого качества. Как и при вибролитье, готовится формовочная смесь, которая уплотняется вибропрессом или гидропрессом. Сушится такая плитка 8-9 часов естественным способом или 5-6 часов горячим паром. Так как ручной труд сведен к минимуму, то бракованной продукции практически не бывает.
Чтобы производить качественную плитку, нужно учитывать следующие нюансы:
- Полимерные формы при первом использовании обрабатываются специальным средством, снимающим статический заряд. В дальнейшем желательно применять смазку эмульсолом и после окончания изготовления плитки промывать 7% раствором соляной кислоты.
- Для сохранения влаги в плитке при сушке ее закрывают пленкой. Но тогда увеличивается время высушивания.
Готовую брусчатку аккуратно укладывают на деревянные поддоны, фиксируют пленкой и лентой. Хранить плитку нужно в сухом, теплом и хорошо проветриваемом складском помещении.
Юридическая регистрация
Владелец предприятия может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или открыть общество с ограниченной ответственностью. Далее нужно встать на налоговый учет в ФНС и социальных фондах. Упрощенная система налогообложения дает возможность сдачи отчетности 1 раз в год с уплатой налога в процентах от объема выручки и фиксированных социальных взносов.
Никаких специальных разрешений для ведения деятельности не нужно. При необходимости выдать заказчику сертификат качества на плитку нужно предоставить образец продукции в сертификационную службу.
Помещение
Изготовление тротуарной плитки как бизнес невозможно осуществлять в домашних условиях - для расположения оборудования и хранения готовой продукции в промышленных масштабах необходимо помещение площадью не меньше 70 кв. м. В промышленной зоне любого города найдется свободный цех или подходящий склад по приемлемой цене.
Основные требования к мини-заводу:
- Наличие коммуникаций - водоснабжение, канализация, электричество.
- Утепленное помещение и наличие отопления, если планируется не останавливать производство в холодное время года.
- Бытовка для рабочих или возможность самостоятельного обустройства жилой зоны.
- Отдельные площадки для производства и склада.
- Высокие потолки.
- Приспособленный для грузового транспорта подъездной путь.
Желательно найти помещение вблизи оптовых баз, торгующих сырьем для производства, чтобы сэкономить на доставке.
Оборудование и сырье
В перечень необходимого оборудования при любой технологии производства входит:
- бетономешалка (для изготовления двухслойной плитки нужно 2 штуки);
- матрицы разнообразных типоформ в количестве 150-200 штук (бывают металлические, пластиковые, деревянные, силиконовые);
- емкость для мытья форм;
- емкость с подогревом для извлечения плитки из матрицы;
- стеллажи для сушки плитки;
- поддоны для складирования готовой продукции;
- инструменты и приспособления для упаковки;
- весы;
- гидравлическая тележка для перемещения поддонов с плиткой.
В зависимости от метода изготовления брусчатки, потребуется:
- Вибростол.
- Гидропресс.
Новая техника стоит достаточно дорого (от 100 000 до 500 000 руб.), бывшая в употреблении – процентов на 30-40 дешевле. Вибростол и железные формы можно сделать своими силами при наличии опыта в машиностроении и умения работать с металлом. Но при этом под вопрос ставится технология производства и качество готовой продукции.
При наличии свободного стартового капитала можно приобрести готовую линию по изготовлению плитки за 800 000 руб. - 1 000 000 руб.
Сырье для бетонной брусчатки дешевое и доступное. Рецептура для изготовления 1 кв. м. тротуарной плитки высотой 6 см:
Это самый распространенный среди производителей состав. Также при изготовлении можно использовать резиновую крошку, клей, проволочную сетку, полимеры, глину.
Важный момент: чтобы получать стабильно качественную продукцию, компоненты для приготовления смеси должны быть одной и той же марки и производителя.
Сотрудники
Количество необходимых рабочих на заводе по производству брусчатки зависит от планируемых объемов выпуска. Например, для производства методом вибропрессования 50 кв. м. тротуарного покрытия в смену потребуется 3 человека:
- работник на станке;
- разнорабочий;
- грузчик.
Административную работу, деятельность по сбыту продукции и учету на предприятии в первое время может выполнять владелец. После того, как завод станет прибыльным, имеет смысл нанять специалистов.
Особое внимание нужно уделить технике безопасности, выдать рабочим спецодежду и средства защиты.
Сбыт продукции
Для начинающего предпринимателя главными покупателями тротуарной плитки являются владельцы частных домов и торговых точек. Чтобы получить заказ от строительной компании будет необходимо провести сертификацию продукции.
Первыми клиентами могут стать знакомые или родственники, которым нужно облагородить территорию. Искать заказы нужно через объявления в местных газетах, строительной прессе, информационных порталах в интернете. Хороший результат дает участие в профильных ярмарках-выставках и контакты с агентами по снабжению строительных компаний.
Иногда от покупателей поступают заказы на плитку с укладкой. Чтобы оказывать услуги «под ключ», можно заключить договор с монтажной организацией или для каждого случая нанимать рабочих.
Для привлечения крупных заказчиков, нужно делать скидки, например, при покупке определенного количества продукции предлагать бесплатную доставку и давать гарантию на эксплуатацию.
Видео: как открыть бизнес по производству тротуарной плитки?
Экономические расчеты
Для определения величины инвестиций в плиточный проект нужно составить калькуляцию расходов-доходов и рассчитать, выгодно ли заниматься этим бизнесом.
Запуск производства методом вибропрессования включает в себя следующие затраты:
Половину вложений составляют затраты на приобретение оборудования. В технологии вибролитья не используется дорогостоящая аппаратура и начать бизнес можно, имея в наличии 700 000 руб. – 750 000 руб.
Постоянные затраты при изготовлении тротуарной брусчатки в месяц состоят из:
Себестоимость 1 кв. м. тротуарной плитки обойдется предпринимателю в 280 руб. В процессе работы могут возникнуть дополнительные расходы на ремонт оборудования, сертификацию продукции, поощрительные выплаты сотрудникам и т. д.
Доход завода будет зависеть от объемов выпуска и реализации плитки. Предположительно, при норме изготовления в день 50 кв. м. брусчатки и реализации 80% по 600 руб., месячный товарооборот составит:
При таких расчетах инвестиции окупятся за 4 месяца - это очень высокий показатель для производства. Если к тому же оказывать услуги по укладке плитки, то рентабельность будет еще выше.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .