Паспорт урока по изо городецкая роспись. Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись"

Наталья Чеботова

Программное содержание : Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи . Учить выделять декоративные элементы росписи . Развивать чувство ритма, цвета.

Демонстрационный материал : иллюстрации городецкой росписи .

Раздаточный материал : кисточки; краски; вода; салфетки; шаблон разделочной доски.

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью . А сейчас послушайте стихотворение :

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городец – город в нижегородском Заволжье , на левом берегу Волги. Это древнейший русский город - крепость . Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью , резными досками.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки , которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись . (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы ; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)

Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки . Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

Давайте обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи . Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора) . После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.

Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку :

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый) .

Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования , обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.

Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.



Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель. Роспись матрешки» (подготовительная группа) ГБОУ школа №1015 Материалы: 1. грам запись русской народной песни 2. хохломская игрушка «Чаша» 3. дымковская игрушка «Индюк» 4. Гжель керамика.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Уточка» Конспект интегрированной образовательной деятельности ("Художественное творчество", "Музыка", "Познание", "Коммуникация"). Тема "Уточка".

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковских игрушек» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымковской.

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в подготовительной к школе группе Тема: «Хохломская роспись».

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись филимоновской игрушки» Конспект НОТ №3 по декоративному рисованию в подготовительной группе Тема: «Роспись филимоновской игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ.

Тема: «Городецкая роспись». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка,.

Цель урока: Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,

— Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек».

Задачи:

— Обучающие: познакомить учащихся с правилами и приёмами Городецкой росписи;

— Развивающие: развить у учащихся воображение, художественное и творческое

Мышление, оригинальность мыслительной деятельности.

— Воспитательные: воспитать у учащихся интерес и любовь к народному творчеству.

Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.

Оборудование:

— для учителя: картины с Городецкой росписью, гуашь, кисти, альбом;

— для учеников: альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, палитра, карточки с элементами Городецкой росписи.

Зрительный ряд: слайды с изделиями Городецкого промысла.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

1. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово учителя

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры,

Тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

— На предыдущих уроках мы говорили с вами о народных промыслах.

— Как они называются?

— Сегодня мы познакомимся с работами умельцев из города Городец.

Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних времен, слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. (Показ)

Особенности Городецкой росписи:

— Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной. (Показ)

— Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. (Показ)

— Как вы думаете, что изображено на этой работе?

— Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов. (Показ)

— Найдите на работах эти цвета и назовите мне их. (Красный, синий, чёрный, зелёный)

Ещё одна особенность - рисунок наносился по готовому цветному фону. (Показ)

Приемы выполнения Городецкой росписи

Сегодня мы с вами познакомимся с приёмами выполнения некоторых элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочек». (Показ) Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» — цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» — обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» — разбавленным цветом, а «тенёвка» — насыщенным. (Показ) На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. (Показ) Последовательность выполнения «купавки», «ягодки» та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов. (Показ)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. (Показываю на своём примере)

4. Практическая часть

Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ягодка», «листочки».

— На альбомном листе, пользуясь карточками, выполните элементы Городецкой росписи. Ваша задача соблюдать последовательность, подбор цветового сочетания, присущего Городецкой росписи и соблюдать правила пользования кистью при росписи. (Музыкальный ряд, показ изделий Городца)

5. Анализ и оценка работ детей

6. Выставка работ детей.

— С каким народным промыслом мы познакомились сегодня?

— О каких элементах Городецкой росписи вы узнали?

— Какими цветами пользовались Городецкие мастера?

7. Заключительное слово.

На следующем занятии мы с вами распишем с помощью этих элементов Городецкой росписи разделочную доску.

Зацветает Городец чудным садом -

— Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет.

Он никем так чутко не отгадан

И такой любовью не воспет.

Жизнь была бы глуше и суровей,

Красотой и радостью бедней,

Если б в красках, линиях и слове

Мы себя не отдали бы ей.

8. Задание на дом

Повторить элементы Городецкой росписи для закрепления материала.

Скачать >>

Метки к статье: Конспект, Конспект урока, Изо, 5 класс

Описание материала: предлагаю конспект кружкового занятия для детей 10-16 лет по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Этот конспект направлен на формирование у детей интереса к изучению росписи по дереву и посещению занятий кружка «Роспись по дереву».

Конспект кружкового занятия по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву»

Цель : формирование у учащихся интереса к изучению росписи по дереву.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с такими видами росписи как Хохлома, Башкирская роспись, Городец, научить некоторым приемам росписи по дереву.

· Развивающие: развить познавательный, эмоциональный опыт школьников.

· Воспитательные: воспитание общей культуры.

Наглядные пособия: слайды «Пасхальные яйца»; изделия, расписанные хохломской, башкирской, городецкой росписью; плакаты по видам росписи по дереву; эскиз пасхального яйца; педагогический рисунок.

Материалы и приспособления для учащихся : яйцо (белье для росписи ), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь.

План конспекта:

1. Организационная часть

2. Подготовительный момент

3. Основной момент

А) теоретическая часть

Б) практическая часть

В) анализ работ

4. Итог урока.

Ход урока:

1. Организационная часть:

Приветствие.

2. Подготовитеьный момент:

Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась.

3. Основной момент:

А) теоретическая часть: тема нашего занятия «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Существует немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных изделий. Мы с вами рассмотрим три из них, которая изучает данная программа: Хохлома, Башкирская роспись, Городец

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.

(Демонстрация изделий Хохломской росписи).

Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Колорит Хохломских изделий - сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.

Популярность Хохломской росписи вызывало и вызывает подражание. Но из всех попыток единственный самостоятельный ход нашли мастера и художники Башкортостана. В башкирском художественном объединении «Агидель» складывается новый вид декоративной росписи, в которой заложена уникальная технология Хохломы. А сам тип росписи отличается от свободного Хохломского письма строгой симметричностью в мотивах напоминавших световую мозаику. Сами формы предметов, украшенных Башкирской росписью, взяты от деревянной посуды имеющей широкое распространение в быту местных жителей и отвечающей национальной культуре башкир.

(Демонстрация изделий Башкирской росписи).

Давайте познакомимся с еще одним видом росписи - Городец. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко - желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.

(Демонстрация изделий Городецкой росписи).

Б) практическая часть

Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир - пасхальное яйцо Хохломской росписью.

Во многих странах весной отмечают Пасху. Пасхальные традиции и обряды различаются у отдельных народов, но всем известен обычай дарить друг другу крашенные яйца. Яйцо в этом древнейшем обычае - не случайный предмет. Ведь пасха - это праздник торжества жизни, поборовший смерть, а яйцо есть символ вечно возрождающейся жизни. «Все начинается с яйца» - говорили древние римляне». «Христос воскрес» -говорят христиане. И хотя теперь этот праздник выглядит по-новому, красивые расписные яйца остаются его главным символом. У многих народов крашение яиц превратилось в художественный промысел. В нем используют обычно не настоящие яйца, а сделанные из различного материала. По специальным заказам искуснейшими мастерами создавались настоящие произведения искусства.

(Показ слайдов.)

Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие - сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно.

Приступаем к расписыванию яйца. Нам дано яйцо с выполненным подмалевком. Наша задача выполнить самый красивый этап в росписи «оживка» и «травка». (Показываю на доске, дети выполняют роспись на своих работах). Во время работы делаем небольшой перерыв для выполнения физкультминутки.

Городецкая роспись.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с техникой

ВИД УРОКА: творческий практикум. Городецкая роспись . с историей и особенностями этого искусства; расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

способствовать творческому подходу работе,

развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

Раздел “История”.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.

На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.

Учитель по своему усмотрению выбирает нужный раздел презентации: история, производство, мастерская, итог. Презентация построена таким образом, что учитель может заходить в любой раздел не зависимо от очередности слайдов.

Раздел “Производство”.

Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива

Раздел “Мастерская”.

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

III. Объяснение нового материала. Если урок первый, то слайды из раздела “Мастерская” используются как объяснение нового материала, учитель также может рисовать элементы сам.

IV. Практическая работа. Во время работы учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.

V. Завершение урока.

Как итог используются слайды из раздела “Итог”

1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?

Лепниной;

Не украшали;

Раскрашивали разноцветными красками;

2. Какие цвета использовали

Красный и синий;

Синий и белый;

Любые;

3. Где расположен узор?

В середине;

По кругу;

Где хочет художник;

4. С каких элементов начинают писать узор?

С мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому;

С главного рисунка;

С какого хочет художник;

Подборка слайдов составлена таким образом что, дается вопрос и варианты ответов, учащиеся выбирают правильный.

Учитель или ребенок нажимают на выбранный ответ, если он правильный, то экране появится слово “Отлично”, если нет - “Подумай”. Можно вызвать одного ученика к компьютеру и он сам будет выбирать ответ.

VI. Подведение итогов: выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.

Тема урока: Городецкая роспись.

Цели урока:

1.)Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;
2.) Учить узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки;
3.) Познакомить с основными элементами городецкой росписи;

1.) Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
2.) Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме
3.) Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
4.) Формировать практические умения и навыки рисования с образца;

1.)Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
2.)Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;

3.) Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания «Кухонная доска»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакат «Городецкая роспись»
  • презентации «Городецкая роспись»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись.

Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка».

Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Ответ: Подмастерья.

Учитель: Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!