Городецкая роспись. Презентация к уроку

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Презентацию на тему "Город Городец" (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Обществознание. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Работу выполнили ученицы 7 «Б» класса: Кораблина Татьяна и Кораблина Анастасия

Городец и его достопримечательности

Слайд 3

История Городца Город Городец - почти ровесник Москвы, он был основан, по одним данным, в 1152 году Юрием Долгоруким, по другим - в 1163 году Андреем Боголюбским. В летописях впервые упоминается в записях от 1172 года. В 1238 году войска Батыя сожгли город, в 1263-1282 году он был восстановлен и стал столицей Городецкого княжества, в которое входил и Нижний Новгород. В 1263 году его правителем стал князь Андрей Александрович (Андрей Городецкий, Великий князь Владимирский, князь Новгородский и князь Городецкий, ок. 1255-1304), сын великого князя Владимирского Александра Невского (1221-1263). 14 ноября 1263 года в Городце умер Александр Невский, приняв за несколько дней до этого схиму под именем Алексия. При князе Андрее Александровиче Городец становится видным политическим центром. Впоследствии Городец входил в Суздальско-Нижегородское великое княжество, образованное в 1341 году и просуществовавшее с перерывами до 1425 года. В 1408 году хан Едигей (1352-1419) полностью разрушил город, после чего тот долгое время называли «Пустой Городец». Вновь он был заселен в конце XVI - начале XVII века и превратился в ремесленное село. Местные жители занимались изготовлением деревянной утвари, торговали хлебом. Примерно в это же время Волга изменила свое русло, отойдя от центра Городца. В конце XVIII века мы видим Городец богатым селом, широко известным на всем Поволжье. В это время здесь развиваются такие ремесла, как выделка кож и судостроение. Вторая половина XIX - начало XX веков - время расцвета Городца. Город разбогател на судоходстве, судостроении и торговле, многие вчерашние крестьяне становились промышленниками и купцами. Осенью и зимой функционировал Городецкий базар, уступавший только Нижегородской ярмарке, на котором торговали хлебом, льном, изделиями из дерева. Процветала хлебная торговля, мукомольное производство, народные промыслы (вышивка, выпечка печатных пряников, изготовление глиняной посуды, конских дуг, саней, детских игрушек). В 1870-х годах появилась «городецкая роспись» - сюжетная роспись на прялках.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Церковь Чуда Михаила Архангела

Кирпичная церковь, построенная в 1707-1712. Бесстолпный одноглавый четверик с трапезной с южным приделом Рождества Предтечи и столпообразной шатровой колокольней. Северный Скорбященский придел пристроен в 1860. Закрыта в 1935. Возвращена верующим в 1991, отреставрирована.

Слайд 7

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Кирпичная кладбищенская церковь, сооруженная в 1824. Однокупольная постройка в стиле классицизма с небольшой двухпридельной трапезной (Казанский и Всехсвятский приделы) и колокольней под шпилем. До ХХ в. была приписана к Троицкому собору. Закрыта в 1941, использовалась как склад. Возвращена верующим в 1992, отреставрирована.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Городецкий краеведческий музей

Дата открытия – 01. 01. 1918 18 мая – Международный день музеев Описание: музей в Городце был создан По инициативе общественности. летом 1918 года в одной из комнат народного Дома была открыта музейная экспозиция. В феврале 1920 года городецкий музей Переезжает в отдельный купеческий особняк. На 1 января 1921 года в музее числится 3774 Экспоната – это пожертвования граждан, Закупки отдела народного образования, Предметы, переданные в музее комиссией по национализации. Сегодня в фондах краеведческого музея – более 15 000 единиц хранения. Его коллекция имеет Не только просветительское, но и научное Назначение. В музее собран огромный материал По истории народных промыслов городецкой Земли: глухая домовая резьба, расписные донца Прялок, золотное шитьё, пряничные доски. Преображают музей и работы современных Мастеров декоративно – прикладного искусства (городецкой росписи и резьбы по дереву, вышивки, Глиняной жбанниковской свистульки)

Слайд 12

Слайд 13

История городецкого пряника

Когда точно в Городце начали выпекать пряники по своей особой рецептуре, неизвестно. Самые старые городецкие печатные пряничные доски датируются второй половиной XVIII века (ныне они хранятся в Государственном историческом музее в Москве). В конце XVIII столетия выпекали уже до 8000 пудов пряников в год. Цена «пряников русского меда» составляла 4 рубля за пуд, «украинского меда» - 3 рубля 80 коп. за пуд, разводных пряников - 2 рубля 50 коп. за пуд. В первой трети XIX века, по данным путеводителя по Волге братьев Чернецовых (1838 г.), выпекали уже до 10 тысяч пудов пряников, причем некоторые были весом до пуда (16,38 кг) и даже больше - известны 25-килограммовые городецкие пряники. Насчитывалось до 30 сортов городецких пряников: маленькие («закусочные»), большие («аршинные»), медовые, сахарные, паточные, фруктовые, миндальные, с ликером и т.д. К концу XIX века в городе было 15 заведений по выпечке пряников, в которых работали потомственные мастера. На всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде были представлены особо популярные пряники Александра Максимовича Бахарева. История сохранила фамилии и других потомственных мастеров, преимущественно старообрядцев: Глазуновы, Беляевы, Лемеховы, Щербаковы. Дважды городецкие пряники преподносили в дар императору Николаю II. После революции пряничный промысел не угас. В 1930 году была создана артель «Красный пряничек», где кроме пряников выпекали и другие хлебобулочные изделия, выпускали конфеты и монпасье. В 1956 году артель была преобразована в Городецкий пищекомбинат. С 1978 года здесь выпекается печатный пряник «Городецкий сувенир».

Слайд 14

Рецепт городецкого пряника В состав теста «Городецкого сувенира» входят: пшеничная мука 1 сорта, патока, маргарин, углеаммонийная соль, сода, ванилин, анис, кардамон, кориандр, корица, гвоздика, имбирь, мятная эссенция; начинка («подварка») состоит из тертого изюма и фруктового повидла. Пряники очень красиво оформлены. Вес городецких пряников - 600 грамм, 2 и 5 кг.

Слайд 15

Галерея добра «Галерея добра» была открыта 23 июля 2011 года в статном доме хлеботорговца и пароходовладельца Плеханова Тимофея Алексеевича. Идеей создания галереи послужило желание организаторов продемонстрировать широкой общественности коллекции интересных, уникальных предметов старинного русского быта, объединённых общей темой добра. Добро – это не только качество человека, измеряющееся благими делами и поступками, но и некое благосостояние, совокупность материальных вещей. В настоящее время открыты для посещения четыре зала галереи. При входе перед гостями предстаёт витрина с удивительной находкой – старинным денежным кладом. В «Парадном зале» представлена экспозиция медной посуды, дополненная уникальным предметом – работающим кассовым аппаратом конца XIXв. «Малый зал» демонстрирует коллекцию замков всевозможных форм и размеров: от 5-ти миллиметрового «крошки» до грозных секирных. «Зимний зал» знакомит посетителей с историей русской печи и коллекцией чугунных печных дверок. Наконец, в глубине дома расположен ещё один зал – «Купеческая спальня». Латунная кровать эпохи модерна, сочетающая в себе функциональность и элегантность, никого не оставит равнодушным.

Слайд 17

Поклонный камень

Поклонный камень был установлен в Городце, на набережной, в 1995 году - в 775-ую годовщину рождения великого полководца Александра Невского. Камень размещается на одной линии с памятником легендарному князю, на месте ранее стоявшего здесь монумента Павлика Морозова. Авторами памятного знака являются скульпторы В.М. Пурихов, И.И. Лукин и архитекторы В.В. Иванов, В.Н. Быков. Поклонный камень призван символизировать единство православной Руси и историческое и духовное единение городов, которые связаны с именем прославленного государственного деятеля Александра Невского: Санкт-Петербурга, Новгорода, Владимира, Пскова, Переславля-Залесского и Городца. Капсулы с землей, привезенной из этих городов, хранятся под плитами Камня.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

  • Подписи к слайдам:

    До Октябрьской революции село Городец было большим торговым центром, купеческим селом, которое насчитывало 10 церквей, один собор, Федоровский монастырь, 12 молельных домов, 29 трактиров. Городецкие купцы - торговцы хлебом - имели свои пароходы, баржи, на которых с низовьев Волги и Камы доставляли в Городец огромное количество хлеба.

    Городец - один из древнейших русских городов. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.
    Городец был построен как военная база и крепость на крутом и обрывистом левом берегу Волги примерно на 50 километров выше впадения в нее Оки.
    Имя Александра Ярославича Невского неразрывно связано с Городцом - древнейшим городом Нижегородского края.
    Здесь в далёком 1263 году завершился земной путь князя Александра. И хотя история Городца - как города-крепости и центра удельного княжества - продолжалась ещё полтора столетия, факт этот стал, безусловно, самым значительным в истории города, навсегда вписавшим его в историю Отечества.
    Городец- город
    мастеров
    1 часть

    Выполнила:

    Учитель МБОУ «
    Смольковская
    средняя
    общеобразовательная школа»

    Мишина Алла Анатольевна
    Городецкий
    вал.
    Сохранился
    земляной вал, насыпанный в 13 веке,
    протяженностью
    - 2100 метров, высотой - от 5 до 7,5 метров.
    Два разорения Городца
    монголо-татарами в 1238 и 1239 годах оставили страшный след пожарищ, перекрывающий и ныне всю его древнюю часть слоем слежавшегося пепла до 5
    сантиметров

    Разгром
    был настолько большой, что после него Городец не сумел оправиться, и почти 150 лет оставался в запустении.
    Со временем на этом месте выросло село Городец, положившее начало современному городу.
    Трудовое население занималось самыми разнообразными кустарными и отхожими промыслами. Городец был значительным центром деревянного судостроения и деревообрабатывающих промыслов. Также были развиты гончарный и золотошвейный промысел, прядение, ткачество, изготовление расписных деревянных и глиняных игрушек, вышивка, кружевоплетение. Особое место среди промыслов земли городецкой занимала и занимает декоративная резьба по дереву и художественная роспись, являющиеся теперь настоящим народным искусством
    .
    Первые
    монголо-татары
    пришли на русскую землю с разведывательными целями в 1223 году, но после разгрома русских войск на реке Калке повернули назад, в степи. В 1236 году орды Батыя приступили к планомерному подчинению русских княжеств.
    Один поток монголо-татар был целенаправленно послан Батыем на Городец.
    Можно полагать, что город был прекрасно известен тогда как крупный и богатый центр Древней Руси не только в Поволжье, но далеко за его пределами.

    Подписи к слайдам:

    Когда возник
    пряничный промысел в Городце
    , установить трудно, вероятно, в XVII столетии. Этот промысел на территории Нижегородской губернии был известен в разных местах, но самым известным и крупным центром выпечки пряников стал Городец. Первоначально пряники выпекались в домашних условиях, позднее - в специальных пряничных заведениях.
    Славную память о себе оставили и городецкие купцы, которые не жалели сил и средств для развития родного города.
    Благодаря их усилиям Городец был центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью.
    Городецкая глухая резьба по дереву
    В
    городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе.
    Кузнечное дело.
    По
    народному преданию, в Городце с давних пор одна из улиц называлась Кузнецкой (теперь имени Кожанова), находились кузницы - мастерские с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей
    .
    Кузнечным производством в Городецком уезде к 1924 году занималось в Б.
    Песошнинской
    волости 30 дворов, в
    Бриляковской
    - 12, в
    Зиняковской
    - 30
    ,

    в
    Смольковской
    - 26
    .
    Кузнечное мастерство было профессией почётной и очень необходимой.
    Плетение
    корзин
    существовало во многих местах Нижегородской губернии. Однако надо заметить, что в разных районах разные приёмы и формы: городецкие корзины не похожи на
    ветлужские
    и т.д
    .
    К 1912 году в Городецком районе плетением корзин занимались в
    Большепесошинской
    волости три человека, в
    Зиняковской
    - 125 человек, Василевской - 430 человек и т.д.
    Городец- город мастеров
    2 часть

    Выполнила:

    Учитель МБОУ «
    Смольковская
    средняя
    общеобразовательная школа»

    Мишина Алла Анатольевна
    Золотное
    шитьё.
    В 18 веке мастерицы Городца
    стали заниматься
    Золотным
    шитьём - вышивкой прядеными золотыми и серебряными нитями по бархату, шерсти, шелку.
    Излюбленные мотивы
    золотного
    шитья - цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты
    золотного
    шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону - "карте". После того как "карту" зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.
    Золотые вышивки использовались в праздничном женском костюме. Стоила такая одежда дорого, её бережно хранили в семьях и предавали по наследству.
    Гончарный промысел.
    Городецкие
    мастера по выделке глиняной посуды были известны ещё в глубокой древности. Ещё в течение XIII–XIV веков Городец-Радилов считался крупным торговым городом, имел широкое развитие промыслов и
    ремёсел.
    К концу XIX – начала XX века в Городецком уезде насчитывалось 93 гончарных предприятия по выпуску гончарных изделий.
    Ещё в середине XIX века славились гончары из
    Смиркина
    , Шадрина, Ульянова и других деревень. Мастера олифили кувшины, покрывали их варёным маслом и по этому грунту наносили
    инакрасочный

    узор. Традиции старых мастеров продолжают в настоящее время гончары деревень
    Смиркина
    и
    Шадрино
    .
    Традиции городецких
    корабелов
    продолжаются и совершенствуются на Городецкой современной судоверфи, которой в будущем году исполнится 75 лет.

    Городецкая роспись
    - народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г.
    Городец
    .
    Яркая
    , лаконичная, контрастная по цвету, Городецкая роспись служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.
    Судостроение.
    Паруса
    и флаги судов украшались живописью на сюжеты водной мифологии. Борта расшивы расписывались глухой городецкой резьбой и росписью. По ним и корме делались разные надписи, даты, фамилии хозяина судна, или мудрые изречения, например, «Бог - моя надежда!»
    Возникновение судостроения в
    Балахнинском
    уезде относится к 1722 году, когда Пётр Первый во время своего второго посещения Нижнего Новгорода учредил у села Чёрного верфь для постройки тогдашнего типа судов, названных «расшивами».
    Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Пётр Первый вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское

    Подписи к слайдам:

    Люби, изучай, знай и береги родной край!
    Город Мастеров
    – одно из лучших в России резных зданий, выполненных современными мастерами и зодчими. Центр народных промыслов Городца. Каждый домик - это мастерская (
    золотная
    вышивка, роспись и иконопись, резьба по дереву и инкрустация, ткачество,
    жбанниковская
    свистулька,
    лозоплетение
    , гончарный промысел, выпечка медовых пряников). В мастерских проводят мастер-класс.
    Святой источник "Никола-ключ"
    Находится в 28 км к северо-востоку от Городца у д. Белоглазово (дорога на Ковернино). По преданию, в этом месте было явление святителя Николая Чудотворца. На источнике возведена бревенчатая часовня с купальней.
    Городец- город мастеров
    3 часть

    Выполнила:

    Учитель МБОУ «
    Смольковская
    средняя
    общеобразовательная школа»

    Мишина Алла Анатольевна
    Музей самоваров
    появился в Городце в 2008 году в доме купца Гришаева второй половины XIX века. Основу коллекции составило собрание самоваров Николая Полякова, руководителя управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. В настоящее время в экспозиции музея более 500 самоваров, а также другие чайные предметы.
    Дом графини Паниной.
    Музей
    встретит Вас звуками старинных мелодий. В музыкальной гостиной наряду с красавцем граммофоном и различными патефонами Вас удивит струнный граммофон и музыкальная шкатулка.
    О повседневной жизни купцов расскажут старинные весы, безмены и гири. В экспозиции представлено более двухсот разных измерительных приборов и гирь. На выставке «Секреты старинного утюга» представлено более трёхсот экспонатов - всё разнообразие чугунных,
    наплитных
    , спиртовых и других утюгов.
    Городецкий краеведческий музей
    Сегодня в фондах краеведческого музея - более 15000 единиц хранения. В музее собран огромный материал по истории народных промыслов Городецкой земли: глухая домовая резьба, расписные донца прялок, золотое шитье, пряничные доски. Преображают музей и работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства (Городецкой росписи и резьбы по дереву, вышивки, глиняной
    Жбанниковской
    свистульки). Интерес представляет коллекция археологических находок из раскопок средневекового Городца. В нее входят не только предметы, типичные для средневекового города, но и уникальные находки.


    Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный

    промысел Нижегородского края.

    Он получил развитие во второй половине XIX века

    в заволжских деревнях близ Городца.

    Жители окрестных деревень слыли искусными

    ремесленниками,среди которых были кузнецы,

    ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

    Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого

    материала, из которого делали всё: от детских игрушек

    до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие

    прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской

    ярмарке и расходились по все России. Их с удовольствием покупали

    благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

    После окончания работы такими донцами хозяйки украшали

    стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать

    не только прялки, но и многие предметы народного

    быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.


    Городецкая роспись своеобразна по своей манере,

    поэтому спутать её достаточно трудно.

    Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд,

    букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

    Городецкие мастера не знали законов перспективы,

    поэтому их рисунки были плоскими. Но их работы всегда отличались

    удивительной лёгкостью и прозрачностью.

    Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые

    ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного

    контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой

    чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.

    В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило

    цветовую гамму. Но технология осталась та же.


    Основными элементами городецкой росписи считают

    «розаны», «купавки», «ромашки», «бубенчики».

    Главные герои городецкой росписи – птица и конь.

    Все это по преимуществу фантастические птицы,

    кони, которые пришли к нам из доброй сказки. Вспомните сказки

    «Сивка-бурка», «Жар-птица», «Аленький цветочек»…

    Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет.

    Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях,

    сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими

    окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались

    и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство

    Давайте внимательно рассмотрим этапы выполнения каждого элемента

    и их разновидность.
















    1 . Назовите родину городецкой росписи.

    2. Какие изделия с городецкой росписью можно было встретить на ярмарках?

    3. Перечислите особенности городецкой росписи.

    4. Просмотрите еще раз внимательно поэтапное выполнение элементов росписи и создайте свою композицию .


    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      Детство и юношеские годы И.А. Бунина - известного русского писателя и поэта. Его обучение в Елецкой гимназии. Работа Бунина в редакции газеты "Орловский вестник", начало его творческой деятельности. Присуждение Бунину Нобелевской премии в 1933 году.

      презентация , добавлен 21.03.2012

      С. Есенин - русский поэт; биография, образование. Тема революции и радостное предчувствие преображения жизни в первых стихах. Обращение к деревенскому укладу как духовной первооснове художественного образа. Эмоциональная доминанта лирики позднего периода.

      презентация , добавлен 20.04.2017

      Биография С. Есенина: детство, юность, творчество. Становление С. Есенина как известного русского поэта. Воспевание Февральской и Октябрьской революции. Знакомство со стихотворениями поэта: "Я уехал снова в деревню", "В хате", "Персидские молитвы".

      презентация , добавлен 02.02.2011

      Биография Сергея Александровича Есенина: детские годы, учеба в Константиновском земском училище и церковно-учительской школе. Работа в типографии. Первые стихотворения поэта. Переезд в Петроград. Военная служба, женитьба. Запрет публикаций С.А. Есенина.

      презентация , добавлен 19.09.2013

      Есенин Сергей Александрович - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Основные вехи биографии поэта: детство, юность, личная жизнь, гибель. Изучение творчества Есенина, анализ стихотворений.

      презентация , добавлен 05.02.2012

      Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

      презентация , добавлен 29.11.2012

      Гумилев как русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, литературный критик, офицер. Гумилев в Париже, его деятельность. Исследование Африки поэтом. Книга "Путь конквистадора", "Романтические цветы", поэтический сборник "Чужое небо".

      Cлайд 1

      Cлайд 2

      Городецкая роспись План урока. 1. Знакомство с историей 2. Знакомство с основными сюжетами росписи. 3. Знакомство с основными приемами росписи. 4. Выполнение практического задания: роспись закладки для книги.

      Cлайд 3

      История городецкой росписи. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

      Cлайд 4

      Традиции Городца. Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

      Cлайд 5

      Городецкий орнамент В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

      Cлайд 6

      Техника исполнение Городецкого орнамента Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

      Cлайд 7

      Техника изображения основных растительных элементов. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

      Cлайд 8

      Техника изображения птиц. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.