Интегрированное занятие по рассказу В.Бианки "Три весны" план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему. Конспект занятия по внеклассному чтению по рассказу Виталия Бианки «Три весны» В бианки когда наступает весна

Полетела Зинька в поле.

Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж она себя прокормит.

В поле, в кустах, жили серые куропатки — красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.

— А где же тут спать? — спросила у них Зинька.

— А ты делай, как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди. Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче — да бух с разлёту в снег!

Снег сыпучий — обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.

«Ну нет, — думает Зинька, — синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега».

Нашла в кустах кем-то брошенную плетёную корзиночку, забралась в неё, да и заснула там.

И хорошо, что так сделала.

День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал, а ночью мороз ударил.

Утром проснулась Зинька, глядит, — где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит — ледяная корка.

Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей, и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички — боевой народ.

Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, — большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.

Вот уж они её хвалили, благодарили!

Натаскали ей зёрен, семечек разных.

— Живи с нами, никуда не улетай!

Она и жила. А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нём куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать. Под Зинькиной корзинкой.

И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались!

Тут не прошло и трёх дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах чёрные, с белыми носами грачи.

— Здравствуйте! С прибытием!

Ходят важные, тугим пером поблёскивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из неё потаскивают.

А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились.

Зинька с радости звенит-захлёбывается:

— Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!

Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:

— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.


Апрель

Полетела Зинька на реку.

Летит над полем, летит над лугом, слышит: всюду ручьи поют. Поют ручьи, бегут ручьи — все к реке собираются.

Прилетела на реку, а река страшная: лёд на ней посинел, у берегов вода выступает.

Видит Зинька: что ни день, то больше ручьёв бежит к реке.

Проберётся ручей по овражку незаметно под снегом и с берега — прыг! — в реку. И скоро многое множество ручьёв, ручейков и ручь-ишек набилось в реку — под лёд попрятались.

Тут прилетела тоненькая чёрно-белая птичка, бегает по берегу, длинным хвостиком покачивает, пищит:

— Пи-лик! Пи-лик!

— Ты что пищишь? — спрашивает Зинька. — Что хвостиком размахиваешь?

— Пи-лик! — отвечает тоненькая птичка. — Разве ты не знаешь, как меня зовут? Ледоломка. Вот сейчас раскачаю хвост да как тресну им по льду, так лёд и лопнет, и река пойдёт.

— Ну да! — не поверила Зинька. — Хвастаешь.

— Ах, так! — говорит тоненькая птичка. — Пи-лик!

И давай ещё пуще хвостик раскачивать.

Тут вдруг как бухнет где-то вверху по реке, будто из пушки! Ледоломка порх — и с перепугу так крылышками замахала, что в одну минуту из глаз пропала.

И видит Зинька: треснул лёд, как стекло. Это ручьи — все, что набежали в реку, — как понатужились, нажали снизу — лёд и лопнул. Лопнул и распался на льдины, большие и малые.

Река пошла. Пошла и пошла, — и уж никому её не остановить. Закачались на ней льдины, поплыли, бегут, друг друга кружат, а тех, что сбоку, на берег выталкивают. Тут сейчас же и всякая водяная птица налетела, точно где-то здесь, рядом, за углом ждала: утки, чайки, кулики-долгоножки. И, глядь, Ледоломка вернулась, по берегу ножонками семенит, хвостом качает.

Все пищат, кричат, веселятся. Кто рыбку ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то, кто мушек над берегом ловит.

— Зинь-зинь-хо! Зинь-зинь-хо! Ледоход, ледоход! — запела Зинька.

И полетела рассказать Старому Воробью, что видела на реке.

И Старый Воробей сказал ей:

— Вот видишь: сперва весна приходит в поле, а потом на реку.

Запомни: месяц, в который у нас реки освобождаются ото льда, называется апрель. А теперь лети-ка опять в лес: увидишь, что там будет.

И Зинька скорей полетела в лес.


Май

В лесу ещё было полно снега. Он спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно было достать его там. В поле давно уже зеленела посеянная с осени рожь, а лес всё ещё стоял голый.

Но уж было в нём весело, не то что зимой. Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями, прыгали по земле и пели — пели на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе.

Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало легко. Синичке больше не надо было заботиться о ночлеге: найдёт свободное дупло — хорошо, не найдёт — и так переночует где-нибудь на ветке или в чаще.

И вот раз вечерком ей показалось, будто лес в тумане. Лёгкий зеленоватый туман окутал все берёзы, осины, ольхи. А когда на следующий день над лесом поднялось солнце, на каждой берёзе, на всякой веточке показались точно маленькие зелёные пальчики: это стали распускаться листья.

Тут и начался лесной праздник.

Засвистал, защёлкал в кустах Соловей.

В каждой луже урчали и квакали лягушки.

Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала Кукушка.

Друг Зиньки — Дятел-Красношапочник — и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь.

А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел.

Зиньке всё было любопытно. Зинька всюду поспевала и радовалась вместе со всеми.

По утрам на заре слышала Зинька чьи-то громогласные крики, будто в трубы кто-то трубил где-то за лесом.

Полетела она в ту сторону и вот видит: болото, мох да мох, и сосенки на нём растут. И ходят на болоте такие большие птицы, каких никогда ещё Зинька не видела, — прямо с баранов ростом, и шеи у них долгие-долгие.

Вдруг подняли они свои шеи-трубы да как затрубят, как загремят:

— Тррру-рру! Тррру-рру!

Совсем оглушили синичку.

Потом один растопырил крылья и пушистый свой хвост, поклонился до земли соседям да вдруг и пошёл в пляс: засеменил, засеменил ногами и пошёл по кругу, всё по кругу; то одйу ногу выкинет, то другую, то поклонится, то подпрыгнет, то вприсядку пойдёт, — умора! А другие на него смотрят, собрались кругом, крыльями враз хлопают.

Не у кого было Зиньке спросить в лесу, что это за птицы-великаны, и полетела она в город к Старому Воробью.

И Старый Воробей сказал ей:

— Это журавли: птицы серьёзные, почтенные, а сейчас, видишь, что выделывают. Потому это, что пришёл весёлый месяц май, и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало.

Виталий Валентинович Бианки - известный писатель-натуралист. Он был одним из тех, кто стоял у истоков советской Появление в ней научно-популярного жанра - это большая заслуга Бианки. "Лесная газета", главные герои которой это не только люди, но и растения звери, птицы, - самое известное произведение писателя. Оно входит в круг детского чтения уже более пятидесяти лет.

Как велась работа над произведением

Виталий Бианки рассказы "Лесная газета" писал на протяжении тридцати лет. Произведение совершенствовалось от издания к изданию - обновлялись представленные там сведения о природе, увеличивалось количество рубрик этой своеобразной "газеты". Кроме того, расширялась география регионов страны, природа которых была описана в рассказах. Дети узнают о природе в жарком климатическом поясе России, за полярным кругом и в средней полосе.

Обновление фактического материала становилось возможным благодаря огромной работе, которую проделывал писатель. Он много путешествовал по стране, лично сам проводил исследования, записывал результаты своих наблюдений. Для написания рассказов В. В. Бианки использовал сведения о новейших достижениях, касающихся разных сторон жизни человека и окружающей его природы. Для этого писатель постоянно изучал работы ведущих ученых страны. Он был высокоэрудированным человеком, способным изложить научные сведения доступным для детей языком.

В 1923 году в детском журнале "Воробей" стали появляться первые статьи Бианки. "Лесная газета", краткое содержание которой можно передать словами "вести о лесной жизни", очень полюбилась детям и их родителям. В 1928 году книжка вышла как самостоятельное издание.

Особенности произведения

Форма подачи материала в "Лесной газете" носила новаторский характер. Подобный способ преподнесения научных сведений используется и сегодня теми людьми, кто занимается в сфере образования и

Как известно, любая газета предназначена для того, чтобы передавать события, происходящие в мире. Именно на этом основывалась задумка Виталия Бианки. "Лесная газета" - рассказы, отражающие все, что происходит в лесу, поле, на реке в разные времена года. Героями же произведения стали звери, птицы, насекомые, растения и, конечно, человек.

В каждом номере этой "газеты", как и любой другой, всегда есть свежие новости. Здесь публикуются объявления, очерки корреспондентов, статьи редакции, письма охотников и рыболовов и даже срочные телеграммы. Все происшествия, случившиеся в природе, тоже освещены на страницах номеров газеты. Читатель легко ориентируется в материале, так как он разбит по рубрикам, да и названия выпусков говорят о многом.
Всего существует двенадцать номеров газеты - по количеству месяцев в году.

Воспитать любовь к своей Родине, показать многообразие ее природы, напомнить о существовании взаимосвязей в ней призвано произведение Бианки "Лесная газета".
Краткое содержание рассказов, входящих в номера, передать очень трудно. Это связано с тем, что по объему рассказы маленькие, в них содержится только самая важная для раскрытия темы информация.

А идеи, которые обсуждаются на страницах "Лесной газеты", самые разнообразные. Например, дети узнают, можно ли вырастить бруснику у себя в огороде? Что может случиться, если зайца вскормит кошка? Как птицы учат летать своих птенцов? Почему медведя зимой нельзя тревожить? И еще много очень интересных и запоминающихся сведений получают читатели этого необычного издания.

Летние месяцы

В номерах газеты, посвященных описанию жизни природы в июне, июле и августе, читатели узнают, как определить, когда началось и закончилось лето. Это время года, которому радуются и люди, и животные, и растения. О преимуществах летних месяцев неоднократно упоминает Бианки.

"Лесная газета", краткое содержание которой приводится в статье, извещает о том, где животные добывают корм для себя и потомства. Что может стать пищей для обитателей водоемов, лесов, степей и полей.

Кроме того, имеется информация, раскрывающая секреты строительства "квартир" всех лесных, водных, степных, полевых жителей. Надо сказать, что животных мало интересует, как строят жилье их многочисленные соседи. Самое важное - это знать, как строили убежища сородичи. Ведь только в нем можно по-настоящему чувствовать себя в безопасности.

"Газета" много рассказывает о самых трудолюбивых представителях дикой природы. К ним, конечно же, можно причислить пчел, шмелей и других насекомых, которые помогают опылять растения.

Человек летом тоже не перестает трудиться. Ему нужно постараться вырастить и собрать хороший урожай зерна, овощей и фруктов. О том, как это делается, читатель тоже узнает.

Зимние месяцы

Много удивительных историй может поведать "газета" своим читателям. Но особенно интересно узнать, как переносят звери суровую зиму. Об этом и рассказывает Виталий Бианки.

"Лесная газета", краткое содержание которой передано в статье, познакомит с птицами, ведущими необычный образ жизни. Писатель говорит, что для них "законы не писаны". Оказывается, клест вопреки всем законам выводит свое потомство в самый разгар зимних морозов. А оляпка - птица, которая умеет не только летать, но нырять и бегать по дну водоема.

Несмотря на лютую стужу, жизнь зимой тоже полна историй и происшествий. Необычным поведением может отличиться медведь, мыши-полевки, зайцы и многие другие животные. А у каждого из растений тоже есть своя зимняя история.

Литературное наследие

За свою творческую жизнь, которая длилась более 25 лет, писатель создал около 300 рассказов, сказок, былей для детей. На этих произведениях выросло несколько поколений настоящих читателей. И сегодня на полках библиотек можно встретить сборники и отдельные издания книг, которые создал Виталий Валентинович Бианки.
"Лесная газета" не потеряла своей актуальности до сих пор. И является одним из самых востребованных произведений писателя. За время своего существования она переиздавалась семь раз и была выпущена миллионными тиражами.

Для младших школьников о временах года (о весне). О весеннем пробуждении природы, о птичках…

Первая песня.

В морозный, но солнечный день прозвучала в городских садах первая весенняя песенка.

Пел зинзивер, синица-кузнечик. Песня нехитрая:

«Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!» Только и всего. Но так весело звенит эта песня, точно бойкая златогрудая птичка хочет сказать на своём птичьем языке:

— Скинь кафтан! Скинь кафтан! Весна!

Загар.

Ночи сейчас принадлежат зиме. При луне и звёздах горят, дымятся снега, густой иней одевает кусты, полевой бурьян. Изморозь, одно-временно пушистая и колкая, возникает из ничего — из лунного света и пустоты полей, из чёрных теней и блеска звёзд. К утру она сгущается в туман, который долго стоит и после вос-хода солнца.

Днём солнце, горят снега. Днём весна.

Вербы зарумянились. Полиловели ольхи... Любое дерево всего краше весной, когда на пригреве смуглый живой загар тронет тонкую кожицу его ветвей!

Вежливая галка.

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый — альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели — солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок.

Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг- скок по карнизу. Круть-верть хвостом!

Села напротив моей галки и смотрит.

Моя галка кусок свой схватила в клюв — и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила! А чужая галка хвать у моей кусок из клюва — и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала — клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе — под снегом, на ветру, без еды. Она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, — думаю, — чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая — драчунья». Ничего я тогда не понял...

А недавно вижу: обе галки — моя и чужая — сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.

Эге! Гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый.

Я такого первый раз вижу.

Глаза марта.

В полуденные часы среди туч показываются глаза. Холодные, весёлые, с искрой. Глянут вниз, и нестерпимым блеском вспыхнут снега, разбегутся по ним бессчётные огоньки, а тени, резкие голубые тени, спрячутся за стволами деревьев.

Больно смотреть в глаза марта. Потому, низко опустив голову, бродит по насту и поёт про них краснобровый косач, и про них же спрашивает:

— Видишш?

А в еловом бору глухо. Нижние ветки молодых ёлок прижаты глубоким снегом. Но вот ветер с юга пригнал тучи, пошёл мелкий спорый дождь.

Одна ёлочка выдернула лапу из наста, покачалась, задрожала. Так же поступила её соседка, за ней — другая. Еловая молодь зашевелилась, закачалась, освобождаясь от плена.

Голубые лягушки.

Снег совсем почти стаял, и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.

Мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали и — бульк-бульк! — попрыгали в воду.

Канава была широка. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: «Из чего бы тут сделать мостик?»

Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки со страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они начали вылезать из воды. Вылезли и запели.

Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. А эти громко урчали, хрипели:

— Тур-лур-лурр!

Мальчик взглянул на них — и ахнул от удивления: лягушки были голубые!

До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, она надувала у себя на шее два больших пузыря.

А эти — в канаве — только горлышки раздували, и горлышки у них тоже были красивого светло-голубого цвета.

Мальчик подумал: «Наверно, ещё никто на свете не видел голубых лягушек. Это я первый открыл их!»

Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой.

Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:

— Смотрите, голубые лягушки!

Все обернулись к нему и замолчали. Он взял и вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.

Раздался громкий хохот.

Мальчик глянул на лягушек, раскрыл рот от удивления и густо покраснел: все три его лягушки были совсем не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета — серо-буро-коричневые.

Но отец мальчика сказал:

— Нечего вам смеяться над мальчишкой: ведь он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они некрасивы. Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, — они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета.

Не всякий из вас это видел.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении; достижение понимания текста на уровне смысла и содержания.

Задачи:

Продолжать знакомить с творчеством писателя;

Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения;

Привлечь внимание к выразительным средствам (образным словам и выражениям, эпитетам, сравнениям: «ледяные укрепления зимы», «золотые солнечные стрелы», «Будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед).

Формировать умение строить композицию рисунка, передавать своё представление о разных победах весны – полевой, речной или лесной.

Воспитывать творческую индивидуальность.

План занятия:

Загадывание загадки о весне:

«Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт-

В лесу подснежник расцветёт».

Да, ребята, это, конечно же, весна. И сегодня, мне бы хотелось познакомить вас с замечательным рассказом любимого уже вами писателя (показ портрета, дети узнают и называют его имя - Виталия Валентиновича Бианки). А рассказ называется «Три весны». А разве у нас бывает в природе три весны, как вы думаете? - Выслушиваются все ответы детей и их предположения. Ну почему-то ведь рассказ назван именно так. Хотите узнать, почему? Ну, тогда, приготовьтесь внимательно слушать.

(Чтение текста предполагается «медленное», т. е. с остановками для комментария прочитанного, включения воображения, усиления эмоционального восприятия и привлечения внимания детей.)

Примерные вопросы по содержанию текста:

Какая первая победа весны? Когда она начинается? – «Когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля». Показ иллюстраций или слайдов. Кто же больше всего обрадовался этой победе? (Дети вспоминают описание жизни птиц в рассказе).

Проводится физкультминутка «Птицы».

«Птицы долго зимовали в чужедальней стороне,

Но по Родине скучали и мечтали о весне

Будет труден перелёт, приготовиться в полёт!» (Свободно летают по группе)

Дети рассказывают о своих впечатлениях, о «весне речной». Как она «ведёт наступление».

Какими словами и выражениями это передано в рассказе?

-«поднатужилась и поднялась», «будто пушка ухнула над рекой – треснул толстый лед», «река вырвалась на волю», «солнце расстреляет их золотыми горячими стрелами», «паводок - весенний разлив». (Показ иллюстраций).

А как выглядит в рассказе третья победа весны? Какие выражения Вам запомнились и чем понравились?

-«морозы – утренники», «последние разбитые отряды снега», «лес закутается зеленым туманцем», «цветущая, благоуханная сирень». Дети объясняют, чем им так нравится весна лесная в рассказе В. Бианки.

Ребята, я предлагаю вам нарисовать свои впечатления по услышанному произведению. (Уточнить его название и автора). В рисунке покажите, пожалуйста, ту победу весны, которая произвела на вас наиболее сильное впечатление, наиболее запомнилась и как её описывает Виталий Валентинович Бианки.

Дети выполняют работы цветными карандашами.

Ребята, сегодня у нас нет ни одной одинаковой работы. Как вы думаете, это хорошо? (Мнения детей). Конечно, это просто - здорово! Это означает, что у вас есть собственное восприятие художественных произведений, воображение, своё мнение, а это так важно в жизни любого человека.

После занятия обмениваются впечатлениями о работах, своём замысле: кто какую весну изобразил; какие работы оказались наиболее удачными и т. д.