Как изготовить клише для тиснения. Как поставить качественный оттиск? Как делают клише для тиснения промышленным способом

Клише - средство для создания оттиска, промежуточный носитель визуальной информации, с помощью которого изображение контактно передается на запечатываемую поверхность - бумагу, картон, пластик и пр. Печатающие элементы клише возвышаются над пробельными.

Материалы

Какой материал будет выбран для создания клише, зависит от планируемого объема тиражей, материала носителя, вида тиснения и других параметров. В основном, это:

  1. Фотополимеры (для блинтового и плоского тиснения небольшими тиражами)
  2. Силикон (для печати средних тиражей на пластике), резина и чернилонаполненная резина (позволяют производить сразу печатающее клише).
  3. Металлы (в т.ч.цинк, магний, латунь, медь и сталь).

Различные металлы подразумевают различные технологии обработки.

Технология фотополимеризации

Фотополимерные клише изготавливаются из фотополимерной пластины, защищенной от УФ-лучей с помощью специальной пленки. Из пластины вырезается элемент, соответствующий по размеру будущему клише. Перед экспонированием защитная пленка с него удаляется, а вместо нее размещается другая пленка с нанесенным на нее графическим изображением-маской - негативом будущего оттиска - и осуществляется засветка. В ходе засветки незащищенные изображением фрагменты пластинки подвергаются полимеризации - отвердеванию, а защищенные сохраняются в неизменном состоянии: они и вымываются после с помощью вымывного устройства. Таким образом, поверхность пластины приобретает требуемый рельеф. После этого будущее клише сушится и подвергается вторичной засветке, обеспечивающей достаточную износостойкость печатающих элементов (в одно экспонирование подобной стойкости без разрушения полимеров добиться нельзя). После вторичной полимеризации клише готово к работе.

ПЛЮСЫ : Этот метод позволяет быстро (меньше часа) и сравнительно дешево изготовить клише с достаточно высокой степенью точности.

МИНУСЫ: Глубина рельефа не превышает 1,5 мм, тиражестойкость такого клише ограничена несколькими тысячами экземпляров.

Технология вулканизации

Это многоступенчатая технология, использующаяся для создания резиновых и силиконовых клише. В зависимости от характеристик материала процесс и действующие вещества могут немного отличаться, однако общая схема одинакова. На первом этапе создается форма (из гипса, магния, кремния и пр), при этом обращенные к будущей печатной стороне клише поверхности формы делаются максимально гладкими, а в самой форме остаются отверстия для вывода излишков материала. Далее при помощи термопресса изготавливается матрица будущего клише, а само оно вступает во взаимодействие с вулканизирующим агентом, в результате чего молекулы резины «сшиваются», что обеспечивает высокую прочность материала, одновременно снижая его пластичность и абсорбирующую способность.

ПЛЮСЫ : Таким образом создаются весьма износостойкие клише, не разрушающиеся под воздействием многих видов красителей. На однажды настроенном оборудовании можно производить огромное количество единиц продукции.

МИНУСЫ: Так как процесс состоит из многих последовательных действий, на каждом этапе возможна ошибка, что требует высокого профессионализма исполнителей. Кроме того, оборудование дорого и окупается только при огромных тиражах, например, при создании единообразных печатей общего назначения без указания реквизитов.

Химический способ изготовления

Химический способ (травление) подходит для мягких металлов, таких как магний и медь, а при травлении на небольшую глубину применяется также для латуни и сталей. Изготовление клише из цинка становится все менее распространенным в связи с вредностью этого производства для исполнителей и окружающей среды. На рынке представлены как пластинки с нанесенным слоем фоторезиста, позволяющими оптимизировать процесс подготовки, так и без него - в таком случае фоторезист наносится самостоятельно.

Суть процесса в удалении верхнего слоя материала путем воздействия на него химическими реактивами, активизирующимися при определенных условиях. Для получения определенного рельефа используется наложение маски - защищенные участки остаются без изменения.

Травление проходит в травильных машинах, состоящих из травильной ванны и пульта управления. На пластину, расположенную на дне травильной ванны с помощью лопаточки (в лопаточных травильных машинах) или - реже - форсунки (в форсуночных аппаратах) набрасывается раствор. Угол травления, зависящий от запечатываемого материала и способа тиснения, для магниевый и цинковых клише регулируется путем изменения температуры и скорости нанесения раствора. В случае с медью процесс несколько сложнее за счет необходимости использовать дополнительные добавки.

ПЛЮСЫ : Травление обеспечивает высокую производительность, дает возможность за один цикл создавать несколько клише. Персонал для работы легко обучаем.

МИНУСЫ: Травление не относится к экологичным производствам, требует утилизации отходов, создание специальных условий труда. Кроме того, таким методом невозможно получить многоуровневые клише.

Механическое изготовление металлических клише (гравировка).

Для механического изготовления наиболее подходят магниевые и латунные пластины, легированные свинцом. При работе со стальными пластинами иногда предварительно используют метод травления. Кроме того, механическим методом создаются некоторые клише из простой и чернилонаполненной резины и несколько реже - силикона.

Ручной механический метод с его богатой историей и репутацией строго индивидуальной работы, подразумевает достаточно длительный процесс, где точность и качество результата зависит исключительно от профессионализма мастера.

Полуавтоматический метод подразумевает использование гравировально-фрезерной машины с ручной подачей инструмента.

При автоматическом методе работа осуществляется при помощи ЧПУ и ПК. В этом случае гравировка проводится по программе: режущий инструмент удаляет на заданную глубину и по заданному рисунку объемы, соответствующие пробельным элементам, а печатающие остаются на первоначальной высоте. Частным случаем автоматической гравировки является лазерная гравировка, выбирающая пробельные объемы за счет фокусировки света от лампы в луч и передачи его через систему зеркал на линзу, которая и посылает его на гравируемый материал. Испарение попавшего под действие луча слоя и обеспечивает требуемый рельеф. Глубина гравировки зависит от мощности станка, твердости материала и количества проходов. Точность - от расстояние между линзой и материалом.

ПЛЮСЫ : Гравировка (преимущественно - автоматическая) обеспечивает высочайшую точность составления рисунка. Это экологичное производство, позволяющее переносить изображение сразу на конечный продукт - клише - и дающее минимальное количество отходов.

МИНУСЫ: Оборудование достаточно дорого и работа с ним требует определенной профессиональной подготовки.

Меня очень часто спрашивают как можно самостоятельно сделать клише для тиснения на коже. Отвечу - что конечно не у всех такое может получиться. Нужны некоторые навыки и способности например скульптурные или навыки модельщика или резчика. И конечно нужно очень сильное желание.
Один из простых способов для самостоятельного изготовления клише для тиснения - это отливка из легкоплавких металлов. Если есть подходящие для этого дела навыки - то труда это не сотавит и таким способом можно легко и быстро создать большую коллекцию клише без особых затрат.
Модель для отливки изготавливается из скульптурного пластилина или воска. Я предпочитаю воск, так как модель создаю вырезая резцами. А из пластилина - нужно лепить, а не резать. Ну это кому как нравится. Условия для воспроизведения мелких деталей - также одинаковы как у пластилина, так и у воска. Если нет соответствующего опыта - то и начинать лучше с простых моделей не имеющих особо мелких деталей. Описывать как изготовить гипсовую форму и как заливать олово или свинец - не буду, так как это более чем подробно описано в инете на сайтах посвященных декоративному литью из олова. Вообще то лить можно и из свинца,особенно крупные изделия не имеющие мелких деталей. Олово - более текучее и пластичное в расплавленном состоянии. что и отражается на итоговом качестве изделия. Не советую также изготавливать клише с тонким, высоким рельефом - так как все таки и олово и свинец очень мягкие металлы. Но мягкость металла имеет свои плюсы, среди которых основной - это возможность доработки готового клише надфилем, шилом, штихелем. Получится не с первого раза, но научиться этому будет нетрудно. Вот на этом изделии географическая карта оттиснута с помощью клише,изображение на котором можно выгравировать с помощью обычного шила (если нет иного инструмента) учитывая мягкость олова .
Теперь о качестве таких клише. Конечно не стоит их сравнивать с магниевыми или латунными. Но оловянные или свинцовые клише изготовляются самостоятельно и обходятся очень дешево. Поэтому даже при их малотиражности - изготовить несколько одинаковых для замены в дальнейшем отработавших клише не составляет проблемы. На сотню оттисков при аккуратном использовании одного клише вполне хватит. Более долговечны клише отлитые из цинка так как он более твердый и плавится при более высокой температуры. Но я с цинком не работаю ввиду того, что он не такой текучий и пластичный. И не нравится мне работать с цинком.
Теоретический понять все вышесказанное не так уж и легко. Поэтому лучше попробовать на практике и решать по ходу возникающие затруднения. В дальнейшем я расскажу еще о некоторых способах для самостоятельного изготоления клише для тиснения на коже.

Для получения качественных оттисков рекомендуем соблюдать правила подготовки макетов.


1. Макет должен быть подготовлен в векторной программе.ai, .eps, .cdr. Наличие растровых элементов в макете недопустимо. 100% черно-белая заливка.

2. Изображения черного цвета являются тиснящим элементом. Наличие "мусорных" элементов с белой или прозрачной заливкой недопустимо.

3. Шрифты переведены в кривые.

4. Все элементы должны содержать не более 1 слоя.

5. Векторы изображения не должны пересекаться (в меню вид-каркас).

6. Все кривые и линии каждого изображения должны быть замкнуты.

7. Все абрисы преобразованы в объекты, толщина абриса равна нулю.

8. Расстояние между элементами изображения должно быть не менее 0,2 мм.

9. Толщина всех частей изображений должна быть не менее 0,1 мм.

10. Каждое изображение должно быть построено по минимально возможному количеству точек.

11. Изображение не зеркалить и не инвертировать!

12. С макетом в разрешении.cdr, .eps или.ai обязательно направлять этот же макет в разрешении.jpg.

Минимальный размер элементов конгрева составляет две толщины бумаги (картона). Толщину материала можно узнать и поставщиков бумаги. Рекомендуемая минимальная ширина 0,6 мм.

Если Вы не можете сами изготовить макет для клише обратитесь к помощи наших дизайнеров.

Глубина гравировки

Минимальное расстояние между

тиснящими элементами

2,5 мм 1,92 мм
1,5 мм 1,27 мм
1,0 мм 0,95 мм
0,5 мм 0,62 мм
0,2 мм 0,42 мм

При нагреве металл имеет свойство расширяться. Это обязательно нужно учитывать при подготовке макетов для изготовления клише. Описание расчета

Если вы собираетесь тиснить при температуре 150 градусов Цельсия, сначала отнимите от вашей рабочей температуры (150) температуру переноса изображения на клише (20 градусов в среднем), остающуюся разницу в градусах (130) умножьте на 0,00289 и получите 0,3757. На столько процентов нужно уменьшить исходное изображение 100%-0,3757%=99,6243% Готовый файл уменьшаем в масштабе на полученное число.


Тиснение фольгой в основном применяется для придания сувенирам и подарочной полиграфической продукции индивидуальности и оригинальности. Украшают таким образом визитки, открытки, папки, блокноты, пакеты, кожаные изделия и т. д. Существует несколько способов печати фольгой, отличающихся по способу и материалу нанесения. Технологически тиснение - процедура не особенно сложная. Украсить таким образом какие-либо сувениры можно даже в домашних условиях.

Способы тиснения фольгой

Сдеалть подобный можно двумя способами:

  • с использованием ламинатора;
  • утюгом.

Как нанести рисунок с использованием ламинатора

Для выполнения печати в этом случае понадобится кроме ламинатора и Лучше если он будет не полноцветным, а обычным. Что касается ламинатора, то стоит приобрести модель с очень большим усилием сжатия. Также нужна будет тонерочувствительная фольга. При желании можно использовать как матовую или глянцевую, так и голографическую.

Бумагу лучше всего взять простую. Фактурная или специальная декоративная для тиснения в домашних условиях подходят не слишком хорошо. При использовании такого материала рисунок получится неаккуратным и некрасивым. В углублениях бумаги этой разновидности металл просто-напросто не приклеится.

Тиснение фольгой с использованием ламинатора производится следующим образом:

  • Найдите красивый векторный узор или орнамент. Можно также написать в какой-нибудь программе, к примеру в том же «Фотошопе», подходящий текст оригинальным шрифтом. Желательно только, чтобы он не был слишком тонким.
  • Распечатайте рисунок на принтере.
  • Положите лист с узором или надписью на стол и накройте его металлизированной фольгой любого цвета.
  • Положите поверх нее еще один лист чистой бумаги.
  • Прогоните получившийся «пирог» через ламинатор. Тонкая фольга обязательно пристанет к рисунку. Если узор получится неаккуратным и прерывистым, процедуру можно повторить. Прогоняйте листы через ламинатор до получения удовлетворительного результата.

Материал с листа нужно снимать аккуратно, не торопясь.

Тиснение фольгой в домашних условиях утюгом

Конечно же, ламинатор есть далеко не в каждом хозяйстве. Стоит этот прибор недорого, но покупать его для того, чтобы делать красивое тиснение, совершенно не обязательно. Можно использовать для этой цели и обычный утюг для глажения. В отношении надписи или узора порядок действий в данном случае будет точно таким же, как при тиснении ламинатором.

Распечатанный лист следует положить на твердую поверхность рисунком вверх. Фольга накладывается на него изнаночной частью вниз. То есть блестящая сторона должна находиться сверху.

Утюг ставится на минимальный нагрев. По фольге им нужно водить максимально аккуратно. Если она не прилипнет к рисунку, повысьте немного режим нагрева. Гладить фольгу нужно примерно в течение 2 минут, пока тонкий металл не пристанет к разогревшейся краске. Не стоит снимать фольгу с листа сразу. Подождите, пока она остынет.

Тиснение на коже

По технологии, которая будет представлена ниже, можно украсить практически любое кожаное изделие: сумку, сапоги, кошелек, блокнот, ремень и т. д. Для выполнения рисунка в данном случае понадобится клише - специальный штамп с узором. Можно взять, к примеру, какую-нибудь большую металлическую пуговицу. Порядок тиснения фольгой в этом случае таков:

  • Кожа укладывается на жесткую поверхность.
  • От фольги отрезается небольшой прямоугольник (по размеру будущего рисунка). Его нужно наложить на кожу.
  • Далее следует нагреть утюг и придавить им фольгу. Держать горячую подошву на материале нужно около минуты.
  • После того как тонкий металл хорошо прогреется, утюг снимают.
  • Не дожидаясь, пока заготовка остынет, к ней нужно приложить пуговицу и хорошенько придавить. Держать «клише» на коже следует не менее 30 сек.

Тиснение фольгой в домашних условиях на коже - процедура несложная, но в любом случае предварительно потренироваться на ненужном куске материала все же стоит. Если вы недодержите утюг или штамп, рисунок получится неаккуратным. Убрать же фольгу с сумки или кошелька будет довольно-таки проблематично.

Принтер для тиснения

Сегодня при желании можно приобрести специальную электронику для выполнения надписей и узоров тонким металлом. Это так называемый принтер горячего тиснения фольгой. Подключается он непосредственно к компьютеру через USB-разъем. Разумеется, на обычный принтер это устройство не очень похоже. Фольга в нем наматывается на два вала, расположенных по обеим сторонам рабочей части. Под ними располагается подвижная плоская твердая поверхность. В комплекте с прибором идет диск, на котором записано специально предназначенное для печати ПО.

Конечно же, стоит принтер для тиснения фольгой недешево. Да и купить его пока довольно проблематично.

Промышленное тиснение

Итак, как украсить сувениры, вещи или открытки с использованием фольги, мы с вами выяснили. Теперь, для общего развития, давайте поговорим о том, как выполняется тиснение в промышленных условиях. В данном случае, конечно же, используется гораздо более сложное, профессиональное оборудование, к примеру, пресс для тиснения фольгой. Сама процедура производится с соблюдением специально разработанных технологий.

По сути, тиснение фольгой является не более чем одной из разновидностей печати. Единственная особенность заключается в том, что наносится рисунок или надпись с использованием не краски, а тонкого металла. При выполении тиснения в данном случае обычно применяется метод высокой печати. Это значит, что те части, которые отвечают непосредственно за сам узор, выступают над поверхностью штампа-клише. Выполняется процедура тиснения промышленным способом так:

  • Печатная форма нагревается с помощью электричества. Необходимая температура поддерживается с помощью термостата.
  • При каждом рабочем такте полоса многослойной фольги, предназначенной специально для тиснения, передвигается на заданное расстояние. Этот процесс называется протягиванием.

То есть при использовании такого серьезного оборудования, как пресс для тиснения фольгой, процедура нанесения рисунка выполняется примерно по тому же принципу, что и при применении принтера.

Как делают клише для тиснения промышленным способом

Технология тиснения фольгой предполагает использование специальных износостойких и долговечных штампов. Клише для такого декорирования могут также изготавливаться разными способами и из разных металлов. Наносится рисунок на поверхность либо механической гравировкой, либо химическим травлением. Изготавливают клише обычно из таких металлов, как латунь, магний, медь и цинк. Чаще всего два первых материала. Магниевые клише используются в том случае, если тиснения требует не слишком большая партия изделий. Износостойкость таких штампов не особенно высока.

Латунные клише для тиснения фольгой используются для обработки большого количества продукции. Медные и цинковые применяются редко, что связано в основном с проблемами экологии.

Виды фольги, используемой при промышленном тиснении

Материал при нанесении печати на предприятиях используется самый разный. Это может быть фольга:

  • Металлизированная. Это хорошо известный всем блестящий материал: золотистый, серебристый, бронзовый. С использованием такой фольги можно выполнять как вогнутый, так и выпуклый рисунок.
  • Пигментная. После тиснения эта разновидность имеет вид обычной краски.
  • Прозрачная лаковая. Этой разновидностью материала выполняют тиснение матовых поверхностей. После ее нанесения на изделии остается эффектный блестящий узор.
  • Текстурная. Такая фольга может имитировать разные материалы: дерево, кожу, камень и т. д.
  • один из самых интересных типов материла. Тиснение голографической фольгой выполняется, например, на денежных купюрах для предотвращения их подделки.
  • Скретч-фольга. Эта разновидность используется для временной защиты информации от прочтения.
  • Дифракционная фольга. Применяется для печати на пластике.
  • Магнитная. Используется при изготовлении кредиток.

Материал для холодного и горячего тиснения

Всю фольгу можно разделить на две основные разновидности:

  • Предназначенную для холодного тиснения. С помощью этой фольги можно наносить печать на изделия, не выдерживающие повышенных температур. Обычно это тонкие пленки, предназначенные для изготовления пакетов и упаковок. Выгодным отличием такой процедуры, как холодное тиснение фольгой, от «горячего» способа является то, что данным методом можно выполнять рисунки с полутонами.
  • Предназначенную для горячего тиснения. Данная разновидность используется в промышленности чаще всего. Рассмотренные выше типы относятся именно к этой группе.

При помощи тиснения фольгой можно наносить на изделия узоры, логотипы, рисунки, рекламные и поздравительные надписи, панно и т. д. Технология выполнения такой печати несложна, а сама процедура отличается невысокой себестоимостью.

Нечасто обычному человеку нужна информация о том, как самому изготовить печать. Но все же бывают случаи, когда советы такого плана помогут в творчестве или реализации креативных идей. Мы собрали несколько рекомендаций, но сначала рассмотрим виды штампов и их предназначение.

Существуют печати для официальной документации:

  1. Гербовая. Удостоверяет подлинность документов государственных учреждений.
  2. Коммерческая. Используется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
  3. Штамп. Заменяет рукописный текст на бланках учреждений.

Если с документами все понятно, то как промаркировать свои книги, письма, личные вещи? Привыкшие к стандартам мастера вряд ли сделают креативный эскиз изображения. Проще сделать оттиск самостоятельно. Ниже расскажем, как сделать печать в домашних условиях.

Внимание: инструкция содержит советы о том, как изготовить печать для личных нужд. Незаконное изготовление штампа в коммерческих и других целях наказывается принудительными работами или лишением свободы на срок до двух лет. В лучшем случае вам придется заплатить штраф до 80 тыс. руб. (ст. 327, пункт 1).

Виды самодельных оттисков:

  • Экслибрис. Им можно пометить, например, книги домашней библиотеки. На оттиске может быть красивое изображение или ваш фамильный герб.
  • Логотип. Ставят на изделиях хенд-мейда, бумажных пакетах, упаковке.
  • Заготовка для оттисков на воске. Используют для запечатывания писем.
  • Игрушечная печать для игр с детьми.

Металлическое ударное клеймо - еще один вид самодельных оттисков

Программы для создания изображений

Изготовление печати начинается с создания рисунка для оттиска. Для этого используются графические программы:

  • Stamp - популярный и бесплатный софт для создания макетов изображений. Интуитивно понятный, работать с ним сможет даже непродвинутый пользователь. Бесплатно получится скачать только демоверсию.
  • «Штамп» - бесплатная программа с широким функционалом.
  • Corel Draw, Illustrator - векторные графические редакторы для создания детальных изображений. Требуют наличия базовых навыков.
  • Fine Print – платная программа для вставки изображения оттиска в текстовый документ.

Процесс создания макета печати в Corel Draw

Способы изготовления печатей

Приводим 3 основных способа: сложный, простой, для детей.

Сложный: печать из фотополимера

Технология фотоэкспонирования способна передать мельчайшие детали рисунка. Однако она финансово затратна и сложна в реализации: нужно освоить графические программы, купить пленку и полимер, найти экспонирующую камеру и подходящий лазерный принтер.

Шаг 1. Нужен макет изображения. Для создания профессионального рисунка воспользуйтесь Corel Draw, но подойдут и другие программы.

Шаг 2. Для распечатки макета используйте лазерный принтер с разрешающей способностью от 600 dpi. В качестве основы подойдут пленки Lomond или Kimoto.

Шаг 3. Распрямите негатив и положите его на стекло лицевой поверхностью кверху. Перед этим смочите стекло водой, чтобы негатив лучше прилип. Желательно закрыть его защитной пленкой. Разглаживающими движениями от центра к краям уберите из-под пленки воздух и остатки воды.

Шаг 4. Кромку негатива оклейте бордюрной лентой, углы оставьте свободными.

Шаг 5. Равномерно, без обрыва струи, залейте фотополимером негатив. Если появились пузырьки, проткните их иглой или выдуйте струей воздуха из резиновой груши.

Шаг 6. Аккуратно наложите на полимер пленку шершавой стороной внутрь, а гладкой наружу. Слегка прижмите ее посередине и постепенно отпускайте концы. Сверху положите еще одно стекло и зажимами (продаются в магазинах канцтоваров) зафиксируйте по краям.

Шаг 7. Полученный «бутерброд» поместите в экспонирующую камеру. Лицевая сторона должна быть сверху. Выставьте продолжительность экспонирования. По завершении процесса переверните композицию и повторите процедуру. Для каждого полимера задается своя продолжительность экспонирования. Например, VX55 и ROEHM следует выдерживать одну минуту. Чтобы не ошибиться, читайте технические регламенты.

Шаг 8. Осторожно снимите стекло и разделите негатив с полимером. Прозрачный субстрат оставьте на месте. С помощью зубной щетки и неабразивного моющего средства смойте с клише остатки незатвердевшего полимера. Лучше всего это делать под струей теплой воды.

Шаг 9. Промытое клише замочите на 5-10 минут в воде и повторно подвергните экспонированию.

Шаг 10. Аккуратно вырежьте клише по контуру, не трогая бортиков. Наклейте заготовку на оснастку. Печать готова!

Новички часто отделяют субстрат от полимера после экспонирования. В результате не получается приклеить заготовку штампа. Помните: шершавая поверхность субстрата соприкасается с полимером, а гладкая приклеивается к корпусу.

Такой оттиск можно использовать для запечатывания воска или сургуча

Простой: штамп, изготовленный с помощью фольги

Найдите старый штамп или дощечку подходящего размера, желательно с ручкой. Приклейте к ней полученную надпись, и можно пробовать качество оттиска.

Эта технология не требует от вас особых художественных талантов. Материалы для изготовления заготовки есть в каждом доме. Износостойкость такого штампа ниже, чем у фотополимера, однако с его помощью можно сделать несколько сотен оттисков.

Шаг 1. Подберите подходящий рисунок. Переведите его на кальку, а затем - на фольгу. Для этого можно взять карандаш или непишущий стержень ручки и обвести контур с легким нажимом. Фольга подойдет любая: пищевая в рулоне или от шоколадной плитки.

Шаг 2. В полученные углубления аккуратно залейте прочную шпатлевку или эпоксидный клей. Отложите заготовку на двое суток, чтобы она просохла.

Шаг 3. По окончании срока выньте полученную надпись из фольги. Слепок должен легко отделиться.

Шаг 4. Найдите старый штамп или дощечку подходящего размера, желательно с ручкой. Приклейте к ней полученную надпись и протестируйте качество оттиска. Готово!

Основой может стать износившийся резиновый штамп

Печати для детей

Кто из нас не рисовал на ластике, а потом с упоением не штамповал последнюю страницу тетради? Дети любят делать оттиски. И вы можете вместе с ними изготовить целую коллекцию фигурных штампов.