Презентация воинская культура казачества как православного рыцарства. Презентация на тему "казачество россии"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и быт казачества Подготовила: Елисеева М.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ школы №27 Красноглинского района

Законы казачества Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казаки и родители, отношение к старшим Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. На «Вы» обращались ко всем старшим. В присутствии старшего не разрешалось курить, непристойно ругаться, вступать без разрешения в разговор.

Для казака его гости, это еще одна «святыня»! Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почетное место. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Отношение к женщине Казаки с особым почтением относились к женщинам – матери, сестре, жене. В семье казака отношения строились на библейских заповедях, которые велели жене беспрекословно слушаться мужа и подчиняться ему. Женщина не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужчина в женские Обязанности по дому четко разграничивались, и было позором, если женщина выполняла мужскую работу, а мужчина женскую. Это было недопустимо. . Если того требовали обстоятельства, казак заступался за любую женщину, кем бы она ему не была и относился к ней с почтением, поскольку женщина была будущим казачьего народа.

Казак – это человек особого склада характера. Типичные черты казака: Мужество и отвага были главными составляющими настоящего казака. Так же типичными чертами характера являлись доброта и честность. настоящий казак всегда должен быть предельно собран, досконально подтянут и идеально опрятен. Он должен иметь хорошую осанку, статную фигуру и бравую выправку, достойную настоящего воина. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

Одежда казака К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Самая колоритная часть наряда казака – это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. Дальше бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары.

В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами. На груди черкески нашиваются газырницы,бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы.

Существует несколько версий возникновения
казачества. По неофициальной версии (которая
настаивает на том, что казачество является военным
сословием в составе России, с чем не согласно само
казачество, считая свои корни более древними и что
является причиной для споров уже много веков)
первоначальной родиной казачества считается линия
пограничных со степью русских городов-крепостей,
шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто
переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по
черте Путивля и Переясвлава.

Казаки являлись народной самообороной, нацеленной
на защиту мирного населения от постояных набегов
вооружённых банд татарского происхождения. Этим
людям, постоянно сталкивающимися в степи с
татарскими воинами и было присвоено тюркское
название казаки, потом распространившуюся на
вольных людей и в северной Руси. Древнейшее
известие о казачестве говорит о казаках рязанских,
оказавших своему городу услугу в столкновении с
татарами в 1444. В 16 веке городовые казаки, и прежде
всего рязанские стали оседать военно-промысловыми
артелями в открытой степи, в области верхнего Дона.
(В. О. Ключевский, «Курс русской истории»

Казачество обязано также своим
возникновением имеющейся во
время монголо-татарского ига
«живой дани», то есть людьми,
которых русские княжества
поставляли в орду для пополнения
монгольских войск. И само слово
казак имеет тюркское
происхождение, означающее
лёгкую конницу. Монголы лояльно
относились к сохранению
поданными своих религий, в том
числе и людьми, входившими в их
войсковые подразделения.

После развала единого монгольского
государства оставшиеся и осевшие на его
территории казаки сохранили войсковую
организацию, но при этом оказались в полной
независимости и от осколков былой империи,
и от появившегося на Руси Московского
царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли,
но не были корнем возникновения войск. Сами
казаки всегда считали себя отдельным народом
и не признавали себя беглыми мужиками

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки
находились в составе сторожевой и станичной
служб, что охраняли пограничные территории от
разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Казачьи общины («войска́»)
стали образовываться и на
территории Московского
царства XVI и XVII вв. из состава
сторожевой и станичной служб,
что охраняли пограничные
территории от разорительных
набегов крымских татар и
ногаев. Однако старейшим из
всех казачьих формирований по
официальной версии считается
Запорожская Сечь, основанная
во второй половине XVI века на
территории нынешней Украины.

Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию,
принадлежащую тогда Турции, и основала
Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус,
но была переселена на Кубань, в результате чего
возникло Кубанское казачье войско.

Казачьи войска принимали активное участие в
освоении Кавказа, Сибири (экспедиции Ермака) и
Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий
Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское
море, открыл Северный Сахалин и вернулся в
Якутск.

В 1648 сибирский казак Семён Дежнёв проплыл из
Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье
Анадыря) и открыл пролив между Азией и
Америкой.
В 1697-1699 сибирский казак Владимир
Васильевич Атласов (1661-1711) исследовал
Камчатку.

Казачество на протяжении веков являлось
универсальным родом вооруженных сил. Про казаков
говорили, что они рождались в седле. Во все времена
они считались великолепными наездниками, не
знавшими себе равных в искусстве джигитовки.
Военные специалисты оценивали казачью конницу как
лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава
казачества укрепилась на полях сражений в Северную и
Семилетнюю войны, во время Итальянского и
Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.

Особенно отличились казачьи полки в
наполеоновскую эпоху. Возглавляемые
легендарным атаманом М. И. Платовым
иррегулярное воинство стало одним из главных
виновников гибели наполеоновской армии в
России в кампании 1812, а после заграничных
походов русской армии, по словам генерала А.
П. Ермолова, «казаки стали удивлением
Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни
одна русско-турецкая война 18-19 веков

«Для того казак родится, чтоб царю на службе
пригодиться» - гласит старинная казачья
поговорка. Его служба по закону 1875
продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего
возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4
на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в
запасе. На службу каждый являлся со своим
обмундированием, снаряжением, холодным
оружием и верховой лошадью. За подготовку и
несение воинской службы отвечала казачья
община

. Главным собственником земли выступало
государство, которое от имени императора
отводило казачьему войску завоеванную кровью их
предков землю на правах коллективной
(общинной) собственности. Полученную землю
войско, оставив часть на войсковой запас, делило
между станицами

. В 19 веке основным хозяйственным занятием
казачества стало земледелие, хотя в разных
войсках имелись свои особенности и
предпочтения, например, интенсивное развитие
рыболовства как основной отрасли в Уральском, а
также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в
Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе,
Дону и т. д.

Казаки нередко выступали
против центральной власти
(примечательна их роль в
русской Смуте, в восстаниях
Разина и Пугачева, возникших
по причине постоянного
урезания государством прав и
свобод казачества, нарушении
устоев и традиций), однако с
ХХI в. до Октябрьской
революции они в основном
выполняли роль защитников
Российской государственности
и опоры царской власти.

После революции казачьи войска были
расформированы, так как они по большей части
приняли сторону белого движения. В годы
гражданской войны казачье население подверглось
массовым репрессиям.

Во время Второй мировой войны в составе Красной
Армии сражались 4-й гвардейский Кубанский
казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский
Донской казачий кавалерийский корпус,
казачество в составе РККА, конномеханизированные группы, пластунские дивизии,
казацкие сотни и отряды ополченцев.

2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-
й кавалерийский корпус генерала Н. Я.
Кириченко в составе 12-й Терско-Кубанской, 13й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий
остановил наступление крупных сил Вермахта,
продвигающихся от Ростова на Краснодар.
Казаками были уничтожены до 1800 солдат и
офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены
18 орудий и 25 минометов.

С 1943 года происходило объединение
казачьих кавалерийских дивизий и
танковых частей, в связи с чем
образовывались конномеханизированные группы. Лошади
использовались в большей степени
для организации быстрого
перемещение, в бою казаки были
задействованы в качестве пехоты. Из
кубанских и терских казаков так же
было сформированы пластунские
дивизии. Из числа казачества, 262
кавалериста получили звание Героя
Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17
кавдивизий получили гвардейские
звания

С 1989 года предпринимаются попытки возрождения казачества

В 1996-1998гг. в государственный реестр были
внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских
казачьих общества, в том числе: Волжское,
Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское,
Уссурийское, Енисейское, Оренбургское,
Кубанское войсковые казачьи общества, а также
казачье общество «Всевеликое войско Донское».

3 июля 2008 года Президентом РФ была принята «Концепция государственной политики в отношении российского казачества»

Согласно концепции,
«казаки активно
содействуют решению
вопросов местного
значения, исходя из
интересов населения и
учитывая исторические
и местные традиции».

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В многоликой истории Российского государства портрет казачества, как одной из социальных групп населения страны, всегда привлекал особое внимание. Культура, традиции, обычаи казаков России самобытны и интересны, достойны того, чтобы узнать о них подробнее.

Слайд 3

ЦЕЛЬ проекта:

узнать историю и культуру казачества России.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Найти и изучить информацию об истории казачества России Изучить вооружение казаков Познакомиться с культурой, традициями, обычаями российского казачества Найти литературные, музыкальные и художественные произведения о казаках Узнать историю казаков Гречишкиных – моих далёких предков

Слайд 5

ИСТОКИ

Образованию казачества России предшествовало появление в XII- XIII вв. на стыке границ Киевской Руси и Половецкой земли т.н. бродников - ватаг вольных людей совмещавших разбой с торговлей лошадьми и выступавших посредниками между русскими и половцами.

Слайд 6

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «КАЗАК»

С лингвистической точки зрения слово "казак" скорее всего тюркского происхождения, обозначающее вооруженного стража-охранника границы, удальца-наездника.

Слайд 7

ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ

ДОНСКИЕ ТЕРСКИЕ ЯИЦКИЕ ВОЛЖСКИЕ ЗАПОРОЖСКИЕ

Слайд 8

СЛУЖИВЫЕ

Существовали в Польско-Литовском королевстве: - Кияне - Черкасы - Казаки Северского княжества, подвластные Польско-Литовскому королевству

Слайд 9

Существовали в царстве Московском: - Городовые - Рязанские - Московские - Путивльские - Белопоместные

Слайд 10

ВООРУЖЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА

  • Слайд 11

    ДУВАН и ЯСЫРЬ

    Дуван – военная добыча казаков «Дуван дуванить» -делить добытое добро Ясырь - пленные, которых казаки освобождали за выкуп или оставляли у себя для ведения хозяйства.

    Слайд 12

    КАЗАЧИЙ КРУГ

  • Слайд 13

    ФЛАГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

  • Слайд 14

    ЖИЗНЬ И БЫТ КАЗАКОВСвадебный обряд

    Жених и невеста, согласившись на супружество, приходили вместе на собрание народа (в круг) на площадь или в становую избу. Помолясь Богу, кланялись на все стороны, и жених, назвав невесту по имени, говорил: «Ты будь мне жена». Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечала, также называя его по имени: «А ты будь мне муж».

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    КАЗАЧЬИ ЧУБЫ И УСЫ

    Чубы казаки носили на левую сторону, так как считалось что слева у человека чёрт, который на худое дело толкает, а справа ангел, который на добро вдохновляет. Вот казаки этим чубом как бы и смахивают чёрта. УСЫ казака – символ его СВОБОДЫ

    Слайд 19

    МНОГОЛИКИЙ МИР КАЗАЧЕСТВА

  • Слайд 20

    СТЕПАН РАЗИН

    Донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

    Слайд 21

    КОНДРАТИЙ БУЛАВИН

    Знаменитое Булавинское восстание 1707-1709 гг. началось с запрета имперского правительства казакам самостоятельно добывать соль и ультиматума - выдать с Дона беглых крепостных. Оба эти требования категорически противоречили «казацкой старине» - соль была основным доходом самостоятельного войска Донского, а беглые - основным пополнением казачьему войску.

    Слайд 22

    ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ

    Донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов.

    Слайд 23

    МАТВЕЙ ПЛАТОВ

    Русский военный, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), Участвовал во всех войнах конца XVIII - начала XIX С 1891 года атаман Донского казачьего войска. В 1805 основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска. «Кто мы такие - донские казаки? Языком изъясняемся русским, веру исповедуем православную, а зовут нас русскими - обижаемся...»

    Слайд 24

    КАЗАКИ И ГЕОГРАФИЯ

  • Слайд 25

    Покорение Сибири Ермаком.Василий Суриков

  • Слайд 26

    КАЗАКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Николай Васильевич Гоголь "Тарас Бульба" (1835 год) Михаил Александровия Шолохов "Тихий Дон" (1925-1940годы)

    Слайд 27

    Казачьи сказки

    являются частью русского фольклора, хотя и имеют свои особенности. -Односум, что это тебе так рожу разнесло? -Да вчера был на рыбалке – оса на губу села… -И ужалила? -Слава Богу не успела! Брат её веслом убил! (сказка-диалог-анекдот)

    Слайд 28

    Казаки – известные острословы. «Слово – тот груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», так говорили казаки. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Атаманам пышки, казакам шишки Без коня казак кругом сирота. Веселы привалы, где казаки запевалы. Житие собачье, зато слава казачья. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Терпи казак,- атаманом будешь. Казацкому роду нема переводу. Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает. Пели бы еще да в животе тоще.

    Слайд 29

    Песни казаков -это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние. Застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые песни. Казачья служба была тяжела и опасна. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песнях его удаль и веселье. Каждый казак знал более тысячи песен.


    Казахское ханство Боевые порядки и тактика действий казахского войска. Образование государства казахов и постоянные войны, как с врагами внешними, так и междоусобные за власть в степи, вырастили не одно поколение султанов, ханов и батыров обладавших стратегическим мышлением, прекрасных тактиков наделенных дальновидностью политическим мышлением боев.


    Военное искусство Казахского ханства Говоря о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения. Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку. Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов.


    Тактика казахских войск Тактическое построение войска казахов составляли отдельные части: авангард, правое и левое крыло и центр. Основной функцией подразделения была разведка местности и обнаружение противника. Казахский хан Аблай в одном из сражений с джунгарами однажды отправил вперед два отряда общей численностью в человек под начальством двух опытных батыров. Отряд обычно находился на определенном расстоянии от основных сил казахского войска. При обнаружении сил противника авангард, в зависимости от складывающейся боевой обстановки, либо принимал бой, пытаясь выиграть время до подхода основных сил, или отступал назад. В крупных сражениях авангард, как правило, первый начинал бой с противником. Общая численность авангарда достигала воинов.


    Кенесары Касымов Использование разведывательного отряда впоследствии получит развитие в период восстания гг. Кенесары Касымов размещал пикеты из двух человек на крупных трактах, вдоль рек на расстоянии от 50 до 100 верст во все стороны от лагеря, где располагаются основные силы.


    Облавная охота Особое место в подготовке воинов- кочевников занимала облавная охота. В проведении регулярных облавных охот кочевниками хорошо просматриваются военные маневры, с помощью которых проводится подготовка к боевым действиям и отработка тактических приемов. Известно, что Чингисхан в обучении воинов уделял особое внимание охоте. Э. Хара-Даван отмечал, что "монгол, воспитавший свою воинственность на звериной охоте, и на войну смотрит отчасти как на охоту". На охоте полководцы отрабатывали основные тактические приемы построения войска и ведения боевых действий. Для этого они предварительно продумывали организацию и порядок движения войска на место охоты, а также поведение отдельных отрядов во время облавы и при возвращении обратно. Методы проведения облавных охот способствовали формированию основного типа построения войска перед боем.


    Структура войск Структура боевых отрядов состояла из трех главных частей: центр и два крыла. Во время облавы два отряда загонщиков также отходят от центра, стараясь окружить дичь с двух сторон, и движутся навстречу друг к другу, постепенно создавая непрерывный круг с добычей в середине. В центре линии охоты находился главный распорядитель облавы, дававший указания загонщикам в каждом крыле. В военно- организационном построении в центре располагалась ставка хана, выполнявшая функцию управления и командования войсками. Командиры крыльев подчинялись непосредственно главнокомандующему. Правое и левое крыло ударные боевые единицы, которые несли всю основную тяжесть боя. Важная роль отводилась в походном движении авангарду, выполнявшему функции, сходные с функциями разведки на облавной охоте. В тылу боевого строя кочевников находился специальный отряд (засада, резерв), действовавший в самый решительный и ответственный момент. Для рядовых воинов охота служила школой, где они, постоянно тренируясь, отрабатывали умения владения различными видами холодного оружия дальнего и ближнего боя, навыки движения верхом в строю.


    Битва в ущелье Орбулак Примером воинской доблести и военного искусства служит битва в ущелье Орбулак. В 1643 году Жангир-хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром. одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов. Битва в ущелье Орбулак по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению должна войти в учебники истории войн и военного искусства.


    Родоплеменная основа Исходя из рассмотренного вопроса, следует сделать вывод, что военная организация казахов в позднем Средневековье традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. В позднем Средневековье роль военного института батыров внутри военной организации казахов постоянно росла. Причиной являлось то обстоятельство, что батыры были не только основной военно- политической силой ханов и султанов, но были также хранителями боевого опыта и военных традиций, способные организовать вооруженные отряды казахского ополчения.


    Заключение Таким образом, военный быт казахов-кочевников имел специфические особенности, военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинская повинность являлась одной из самых важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества, в ведении войны. Население казахских степей представляло собой вооруженную массу людей. Военная организация казахов традиционно основывалась на родоплеменной основе. Обычно каждое родоплеменное подразделение в рамках своего жуза формировало отряды ополчения спонтанно и независимо друг от друга. В период крупных военных столкновений происходил сбор обще казахского народного ополчения. Основу казахского войска составляли батыры. Главнокомандующим всех вооруженных сил являлся хан, осуществлять руководство военными действиями хан мог либо непосредственно, либо через своих подчиненных. В тех случаях, когда военные мероприятия не носили общегосударственного характера, походы могли возглавить султаны или отдельные батыры. Военная организация казахов в этот период представляла собой структуру с относительно большой автономией отдельных звеньев.

    Происхождение донского казачества. Теории автохтонного (местного, коренного) происхождения казачества появляются одновременно с началом изучения казачьей истории в XVIII в. идея кавказского происхождения казаков, впервые высказанна Г.З. Байером - предки казаков жили в Кабарде и были подчинены Тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем во 2-й половине X в. Позже казаки принимали в свой состав беглых россиян, поляков и представителей других народов. Г.З. Байер говорил о казаках как о представителях древнего народа. Схожую версию выдвинул В.Н. Татищев. Он утверждал, что запорожские казаки впоследствии положившие начало донскому казачеству, являлись прямыми потомками кавказских черкесов (черкас). Позже военный инженер по образованию и историк по призванию генерал-лейтенант А.И. Ригельман, полностью согласившись с точкой зрения В.Н. Татищева, отмечал, что сами донские казаки считали своими предками черкесов и горские народы и заявляли о своем отличии от русских людей. 4.