Мастера фотографии начало 20 века. Самые знаменитые фотографии XX века

Профессия фотографа сегодня является одной из самых массовых. Пожалуй проще здесь было бы стать лучшим из лучших в начале или середине XX века. Сегодня, когда каждый второй или третий фотограф, ну по-крайней мере себя таковым считает, критерии хорошей фотографии, на первый взгляд, размыты. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Стандарты качества и установка на талант никуда не делись. Всегда нужно держать перед глазами своего рода эталон, пример, на который можно было бы равняться. Мы подготовили для вас список 20 лучших фотографов мира, который станет отличным камертоном...

Александр Родченко

Фотограф-революционер. Родченко для фотографии значит столько же, сколько Эйзенштейн для кинематографа. Он работал на стыке авангарда, пропаганды, дизайна и рекламы.

Все эти ипостаси составляли неразрывное единство в его творчестве.




Переосмыслив все жанры, что существовали до него, он совершил своего рода великий перелом в искусстве фотографии и задал курс всему новому и прогрессивному. Знаменитые фотографии Лили Брик и Маяковского принадлежат его объективу.

  • А еще он автор знаменитой фразы “Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев”.

Анри-Картье Брессон

Классик уличной фотографии. Уроженец Шантелуп, департамента Сены и Марны во Франции. Начинал как художник, рисующий в жанре “сюрреализм”, но этим его достижения не исчерпываются. В начале 30-х годов, когда в его руки попала знаменитая «Leica», он навеки влюбился в фотографию.

Уже в 33-м году прошла выставка его работ в «Julien Levy», галерее Нью-Йорка. Он работал с режиссером Жаном Ренуаром. Особенно ценятся уличные репортажи Брессона.



Особенно современники отмечали его талант оставаться незаметным для фотографируемого.

Поэтому в глаза бросается непостановочный, достоверный характер его фотографий. Как настоящий гений, он оставил плеяду талантливых последователей.

Антон Корбайн

Пожалуй, для фанатов западной рок-музыки это имя - не пустой звук. Вообще, один из самых известных фотографов мира.

Самые оригинальные и незаурядные фотографии таких групп, как: Depeche Mode, U2, Nirvana, Joy Division и других сделаны Антоном. Он же является оформителем альбомов группы U2. Плюс снял клипы для ряда команд и исполнителей, среди которых: Coldplay, Том Уэйтс, Ник Кейв, легенда кантри Johnny Cash, мастодонты трэш-метала Metallica, певицы Roxette.



Критики отмечают оригинальность стиля Корбайна, у которого, впрочем, сонмы подражателей.

Мик Рок

Бывают фотографы-папарацци, без спросу вторгающиеся в личную жизнь звезд и безжалостно оттуда вышвыриваемые. А бывают такие, как Мик Рок.

Что это значит? Ну как вам сказать. Помните Дэвида Боуи? Вот Мик - единственный из людей с объективом наперевес, кто был вхож в личное пространство открывателя новых музыкальных горизонтов, трикстера и марсианина от рок-музыки. Фотоработы Мика Рока - это своего рода кардиограмма периода творчества Боуи с 1972 по 1973, когда Зигги Стардаст еще не вернулся обратно на свою планету.


В тот период и ранее Дэвид и его соратники усиленно работали над образом настоящей звезды, который в результате стал явью. По бюджету работы Мика недорогие, но производящие впечатление. “Всё было создано на очень маленьких средствах с дымом и зеркалами”, - вспоминал Мик.

Георгий Пинхасов

Оригинальный фотограф своего поколения, член агентства Magnum, выпускник ВГИКА. Именно Георгий был приглашен Андреем Тарковским на съемочную площадку фильма “Сталкер” в качестве репортера.

В годы Перестройки, когда в приоритете среди продвинутых фотографов был жанр “ню”, Георгий одним из первых обратил внимание на важность репортажного снимка. Говорят, что он сделал это с подачи Тарковского и Тонино Гуэрры.



В результате сегодня его снимки той повседневности - не только шедевры, содержащие в себе подлинность, но и важнейшие свидетельства той эпохи. Одним из известных циклов Георгия Пинхасова являются “Тбилисские бани”. Георгий отмечает важную роль случайности в искусстве.

Энни Лейбовиц

Важнейшее имя для нашего списка лучших фотографов. Энни сделала своим главным творческим принципом погружение в жизнь модели.

Один из самых знаменитых портретов Джона Леннона сделан ею, причем довольно спонтанно.

“Я тогда еще не умела управлять моделями, просить их сделать то, что мне нужно. Я просто замеряла экспозицию и попросила Джона на секунду глянуть в объектив. И щелкнула...”

Полученный результат сразу попал на обложку Rolling Stone. Последняя фотосессия в жизни Леннона была также проведена ею. То самое фото, на котором обнаженный Джон калачиком свернулся вокруг Йоко Оно, облаченной во все черное. Кто только не попадал в объектив камеры Энни Лейбовиц: беременная Деми Мур, Вупи Голдберг, купающаяся в молоке, Джек Николсон, в домашнем халате играющий в гольф, Мишель Обама, Наталья Водянова, Мэрил Стрип. Всех и не перечислить.

Сара Мун

Настоящее имя - Мариэль Хаданг. Родилась в Париже 1941, во время режима Виши ее семья переезжает в Англию. Начинала Мариэль как модель, позируя для разных изданий, потом попробовала себя по ту сторону объектива и вошла во вкус.

Можно отметить ее чуткую работу с моделями, так как об их профессии Сара знала не понаслышке. Ее работы отличаются особенной чувственностью, у Сары отмечают талант особенно чутко передавать женственность своих моделей.

В 70-е годы Сара уходит из модельной сферы и обращается к черно-белой художественной фотографии. В 1979 году снимает экспериментальное кино. Впоследствии работала в качестве оператора на съемочной площадке фильма “Лулу”, который получит в 1987 году премию Венецианского кинофестиваля.

Салли Ман

Еще одна женщина-фотограф. Уроженка Лексингтона, штат Вирджиния. Практически никогда не уезжала из родных мест. С 70-х принципиально работает только на Юге Соединенных штатов.

Снимает только летом, все остальные сезоны занимается проявкой фотографий. Излюбленные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурная фотография. Любимая цветовая гамма: черно-белая. Прославилась Салли фотографиями, где запечатлены члены ее семьи - муж и дети.

Главное, что отличает ее работы - простота сюжетов и интерес к повседневной жизни. Салли и ее муж относятся к поколению хиппи, что стало фирменным стилем их жизни: жизнь вдали от города, огород, независимость от социальных условностей.

Себастьян Сальгадо

Магический реалист от фотографии. Все свои чудесные образы он черпает из реальности. Говорят, что красота в глазах смотрящего.

Так вот, Себастьян способен разглядеть ее в аномалиях, несчастьях и экологических катастрофах.



Вим Вендерс, выдающийся режиссер “Немецкой новой волны”, на протяжении четверти века исследовал творчество Сальгадо, результатом чего стал фильм “Соль Земли”, получивший специальный приз на Каннском фестивале.

Уиджи (Артур Феллиг)

Считается классиком криминального жанра в фото. В период его активного творчества ни один городской инцидент - от драки до убийства, не оставался без внимания Уиджи.

Он опережал своих конкурентов, а порой поспевал на место преступления даже раньше, чем полицейские. Помимо криминальной тематики, специализировался на репортажах о повседневной жизни трущоб мегаполиса.

Его фотографии легли в основу нуара Жюля Дассена Naked City, а еще Уиджи упоминается в “Хранителях” Зака Снайдера. А еще известный режиссер Стэнли Кубрик в юности учился у него искусству фотографии. Посмотрите ранние фильмы гения, они определенно сделаны под влиянием эстетики Уиджи.

Ирвин Пенн

Мэтр в портретном жанре. Можно отметить у него ряд излюбленных приемов: от съемок моделей в углу комнаты до использования однотонного белого или серого фона.

Также Ирвин любил фотографировать представителей различных рабочих профессии в их униформе и с инструментами наперевес. Родной брат режиссера “Нового Голливуда” Артура Пенна, известного своими “Бонни и Клайдом”.

Диана Арбус

Имя, полученное при рождении - Диана Немерова. Ее семья эмигрировала из Советской России в 1923 году и поселилась в одном из кварталов Нью-Йорка.

Диану отличала тяга к нарушению общепринятых норм и к совершению экстравагантных поступков. В 13 лет, вопреки воле родителей, она вышла замуж за Алана Арбуса, начинающего актера и взяла его фамилию. Через некоторое время Алан оставил подмостки и занялся фотографией, приобщив к делу жену. Они открыли фотостудию и разделили обязанности. Творческие разногласия привели к разрыву в 60-х. Отстояв свои творческие принципы, Диана стала культовым фотографом.



Ее как художника отличал интерес к уродцам, карликам, трансвеститам, слабоумным. А также к обнаженной натуре. Больше узнать о личности Дианы можно, посмотрев картину “Fur”, где её отлично сыграла Николь Кидман.


Евгений Халдей

Очень важный для нашего списка фотограф. Благодаря ему запечатлены ключевые события первой половины XX века. Будучи еще подростком, он выбрал стезю фотокорреспондента.

Уже в 22 года он сотрудник “Фотохроники ТАСС”. Делал репортажи о Стаханове, запечатлел строительство Днепрогэс. Проработал военным корреспондентом всю Великую отечественную войну. Пройдя от Мурманска до Берлина со своей верной камерой “Leica”, он сделал ряд фотографий, благодаря которым мы сегодня может хоть немного представить военные будни.

В око его объектива попала Потсдамская конференция, водружение красного знамени над Рейхстагом, акт капитуляции фашистской Германии и другие важнейшие события. В 1995-м, за два года до смерти Евгений Халдей получил титул Рыцаря ордена искусств и литературы.

Марк Рибу

Мастер репортажного жанра. Первая его знаменитый снимок, напечатанный в Life - “Маляр на Эйфелевой башне”. Признанный как гений фотографии, Рибу отличался скромным характером.

Он старался оставаться незаметным как для фотографируемых, так и для своих почитателей.


Наиболее известен снимок девушки-хиппи, протягивающая солдатам, стоящим с автоматами наперевес, цветок. Есть у него и цикл фотографий из повседневной жизни СССР 60-х и еще масса всего интересного.

Ричард Керн

И еще немного рок-н-ролла, тем более, что это основная тема данного фотографа, наряду с насилием и сексом. Считается одним из важнейших фотохудожников для нью-йоркского андеграунда.

Запечатлел многих известных, можно сказать - экстремально известных музыкантов. В их числе абсолютный монстр и трансгрессор панк-музыкант GG Allin. Керн также сотрудничает с мужскими журналами, куда поставляет свои эротические работы.

Но подход его далек от общепринятого глянцевого. В свободное от фотографии время занимается съемкой клипов. В числе групп, с которыми Керн сотрудничал - Sonic Youth и Marilyn Manson.


Томас Моркес

Хочется спокойствия, безмолвия, а может и безлюдья? Тогда это одна из самых подходящих кандидатур. Томас Моркес из Чехии - Фотограф-пейзажист, избравший своей темой обаяние осенней природы. В этих снимках есть все: романтика, грусть, торжество увядания.

Один из эффектов снимков Томаса - желание выбраться подальше от городского шума в какие-нибудь такие дебри и поразмышлять о Вечном.


Юрий Артюхин

Считается лучшим фотографом диких животных. Является научным сотрудником лаборатории орнитологии в Тихоокеанском институте географии РАН. Юрий страстно любит птиц.


Именно за фотографии пернатых он удостаивался (и не раз) самых различных наград не только в России, но в мире.

Хельмут Ньютон

Как насчет жанра “ню”? Отличный, очень тонкий и деликатный жанр, в котором есть свои мастера.

Своими работами прославился Хельмут весь мир. Его негласным девизом стало выражение “Sex sells”, что значит “секс помогает продавать”.

Лауреат престижнейших конкурсов, в их числе наград - французский “Орден искусств и литературы”.


Рон Галелла

Охватив различные направления фотографии, нельзя не сказать о пионере такого сомнительного и в то же время важного для понимания современного мира жанра, как папарацци.

Вы, наверное, знаете, что это словосочетание пошло от фильм Федерико Феллини “Сладкая жизнь”. Рон Гарелла относится к тем фотографам, которые не будут спрашивать разрешения на съемки, а напротив - будут подлавливать звезд, когда они к этому и не готовы в общем-то.

Джулия Робертс, Вуди Аллен, Аль Пачино, Софи Лорен - вот далеко не полный список тех, кого своевольно подловил Рон. Однажды Марлон Брандо настолько осерчал на Рона, что с ходу выбил ему несколько зубов.

Ги Бурден

Один из важнейших фотохудожников, которые нужны для правильного понимания мира моду, ее истоков и эстетики. Сочетает в своих работах эротизм и сюрреализм. Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Первые снимки он опубликовал в середине 50-х годов. Фотография была, мягко говоря вызывающими.Девушка в изящной шляпке на фоне телячьих голов, выглядывающих из витрины мясной лавки. В течение последующих 32 лет Бурден регулярно поставлял занятные снимки в журнал Vogue. Что его отличало от многих коллег, так это то, что Бурдену была предоставлена полная творческая свобода.

У меня есть несколько старых семейных альбомов. Начну с альбома Веденеевой Екатерины Дмитриевны 1899 г.р., это сестра моего деда по матери. Не буду Вас грузить текстом, так как никого кроме бабушки Кати на фото я не знал, но некоторые пояснения всеже дам. Фотографии абсолютно без фотошопа, только обрезка после сканирования.


Судя по расположению фотографий в альбоме это ее отец - Дмитрий. Фото дореволюционное.


Тоже ее отец. Фото также дореволюционное, начало 10-х годов. Жаль, что нет подписей с датой.

Судя по земле под ногами снималось не в студии, а просто ставилась ширма на землю и производилась съемка. Какой нибудь рынок или просто фотограф ездил по деревням.


Это сама Веденеева Екатерина Дмитриевна. Это уже конец 1910-х годов.


В альбоме присутствуют фотографии не только людей, но и коров. А как же, кормилица.

И коров по всей видимости было 2. Похоже были не бедные люди. К тому же бедные вряд ли могли позволить себе фотографироваться самим и тем более снимать животных. Надо спросить у матери, были ли они раскулачены или сами сдали коров в колхоз.

Вверху брат Екатерины Дмитриевны, Тимофей Дмитриевич. Внизу его жена.


Фотоальбом «Москва 1920-х», изданный в Германии, будет интересен не только любителям истории, но и людям, увлекающимся фотографией. Во-первых, снимки в нём собраны действительно уникальные, а во-вторых делали эти снимки иностранцы.

Снимки раннего СССР, сделанные фотографами-иностранцами, нередко бывают более интересными, чем фото отечественных, даже самых профессиональных фотографов. Скорее всего, дело в том, что вряд ли коренному жителю придёт в голову фотографировать самые обычные, казалось бы, городские кварталы или здания, тогда как иностранец обращает на них особое внимание и видит их, порой, с весьма неожиданного ракурса. Так было с фотографиями , тоже самое произошло и с фотоработами из выпущенного в Германии альбома «Москва 1920-х».

Идут годы, окружающая действительность меняется, но благодаря иностранным фотографам можно спустя годы увидеть детали старой Москвы, которые местные фотокорреспонденты не замечали. А возможно, они просто не представляли для наших фотографов серьезного интереса. В объектив же иностранцев тем временем попадали не только радостно-протокольные события, но и повседневная жизнь и быт советских людей.


Современные москвичи привыкли, что из-за водосбросов и гидроузлов лёд на Москве-реке не становится, а ведь всего каких-то 90 лет назад Лужники (кстати, название это дано по находящимся здесь заливным лугам) зимой превращались в огромное снежное пространство, по которому были разбросаны лишь редкие домишки. На фото видна проходящая по московской окружной железной дороге граница столицы, за которой в самой Москве возвышаются башни Новодевичьего монастыря. Уже тогда справа от монастыря белели новостройки (сегодня это конструктивистский квартал между выходами из метро «Спортивная»). Современный престижный столичный район Хамовников, а тогда - городская окраина за Садовым кольцом, из которой проходилось в центр добираться целых полчаса (!) на трамвае.


Стоит заметить, что до того, как были построены водохранилища, шлюзы и гидроузлы, уровень Москвы-реки в зависимости от сезона существенно менялся. Летом и зимой понижался настолько, что в отдельных местах реку можно было просто перейти пешком, зато весной река нередко выходила из берегов.


В шатре на первом плане установлен Александру II Освободителю. Памятник этот в народе прозвали кегельбаном за протяжённые галереи.


В 1918 году здесь проходил субботник, на котором энтузиасты из числа рабочих и демонтировали памятник монаршей особе. Именно на этот субботник и приезжал сам вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, чтобы потаскать бревно. Об этом писали даже в детских книгах с яркими картинками. Правда, документальная хроника лоском не отличается.


Интересно рассматривать набережные трамвайные столбы и фонари. Это направление в городской стилистике наблюдалось ещё в 1930-х, но в послевоенное время совсем исчезло. И Москва, в отличие от европейских городов, где традиции не прерываются, окончательно изменила былому облику.


Все люди на дореволюционных фотографиях обязательно носят головные уборы. В те годы появляться с непокрытой головой - опростоволоситься - было просто неприлично. Примерно так же, как сегодня выйти в город в нижнем белье.


Эта фотография интересна в первую очередь тем, что башня на ней ещё беленая. Тогда и Кремль белили, поскольку по старой русской традиции некрашеное – значит непорядок. Красным Кремль стал с приходом большевиков.

До войны застроен был практически весь Васильевский спуск. Старый Московорецкий мост остался за кадром, он находится правее.


Некоторые берут на себя смелость утверждать, что в Москве, в отличие от европейских столиц, нет старого города. Но это не так. Старый город Москвы - это Кремль. Как и в любом европейском городе это и есть район в пределах крепостной стены. Доступ в Кремль был закрыт при Сталине. До этого ворота всех башен были открыты, и ходить можно было, где угодно – этакий проходной район.




А вот утерянное кремлевское сокровище - собор Спаса на Бору, известный с 1330 г. и снесенный в 1933 г. Храм на протяжении многих веков не раз перестраивался, но был при этом старейшей постройкой Москвы. Правда, это его не спасло от вандалов. По столице ходила легенда, что Сталин как-то проезжал мимо храма в автомобиле, увидел кучу дров, наваленных у его стен, и воскликнул: «Безобразие! Убрать!». Подчинённые не стали уточнять, что именно вызвало недовольство «отца народов», и храм был снесён.



Когда умер Ленин, на скорую руку на месте, где сегодня стоит мавзолей, был сооружён куб. Чуть позже в том же 1924 году вместо него установили ступенчатую пирамиду из дерева, а в 1930 году на её месте возвели известный на весь мир каменный мавзолей. Обратите внимание, особое умиление вызывает пальма на Красной площади.






А это Лубянка, одна из самых красивых площадей Москвы, к сожалению полностью уничтоженная. На фотографии – узкий проезд с Никольской улицы через Китай-городскую стену с башнями, рядом известная своими размерами огромная часовня Св.Пантелеймона. Особый интерес вызывают ровные дорожки, разрывающие брусчатку, которые были устроены для удобства пешеходов. Задний план украшает киоск Мосгорсправки, похожий на ракету.

Не сохранилась до нашего времени и Сухарева башня – ещё один шедевр петровской эпохи. Находилась башня на Сухаревской площади, ровно посредине Садового кольца.


Страстная площадь название своё получила по Страстному монастырю, уничтоженному в 1938 году. Памятник Пушкину, который стоял на Тверском бульваре, в 1950 году перенесли через улицу на место колокольни. На переднем плане тоже несохранившийся храм Дмитрия Солунского.


В 1920-е на Тверской площади вместо Юрия Долгорукого возвышался обелиск советской конституции, этакая статуя свободы по-советски.


Этот обелиск сделали, как говорится, на скорую руку, поэтому уже к концу 1930-х годов выглядел он весьма жалко. По Москве ходили шутки: «Почему у нас Свобода против Моссовета, потому что Моссовет против свободы». В результате циколпический монумент был демонтирован.


Справа - старообрядческий храм. Хотя это место узнать весьма тяжело, храм всё же сохранился и в наше время. Сегодня за ним возвышаются огромные стеклянные офисные корпуса, построенные на улице Лесной и на площади Белорусского вокзала. На переднем плане - грузовой извозчик «ломовик», и тут же рекламный автомобиль "Автопромторга".


Сегодня посредине Триумфальной площади расположен памятник Маяковскому. Сквера, который запечатлен на фото, нет уже давно, а здание бывшего цирка братьев Никитиных (второй Госцирк после цирка на Цветном бульваре) после войны было радикально перестроено. Сейчас в нём размещается театр Сатиры. О бывшем цирке напоминает только купол посредине серой коробки здания и круговая планировка помещений.




Уже вначале прошлого века Москва была мегаполисом, правда не таким гигантским, как сегодня, но общественного транспорта при этом было гораздо больше, чем в наши дни. Только на одной этой фотографии можно насчитать порядка десяти единиц наземного общественного транспорта, что для современных москвичей является просто фантастикой. При этом проезжая часть и пешеходные дорожки выделены при помощи разного покрытия.









Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)

Цикл цветных фотографий, отснятых в далеком 1911 году. Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано? Ведь еще совсем недавно, лет 50-60 назад, цветное фото было не то чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким!

алантливый химик, увлеченный фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Сергей Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвященных принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивавший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты три раза через три фильтра — красный, зеленый и синий. Получалось три черно-белых позитивных пластины.

Для последующего воспроизведения изображения он использовал трехсекционный диапроектор с синим, красным и зеленым светом. Все три изображения с трех пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала «Фотограф-любитель», Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту — составить фотолетопись Российской империи.

По рекомендации великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащенный железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное — создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объему. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов — стеклянные пластины в 20 ящиках.

В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина — в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа ее.

Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов в США возник вопрос о публикации первого тома «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря. И о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века ее свекор, князь Путятин, представил царю Николаю II некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По ее сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в Библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить трехпластиночные фотоработы Прокудина-Горского на компьютере. И случилось почти чудо — казалось, потерянные навсегда образы ожили.