Гиперзвуковой истребитель. Гиперзвуковая скорость

Хотя эпоха «Холодной» войны осталась в прошлом, на сегодняшний день в мире осталось достаточно проблем, решать которые приходится с помощью новейших разработок в области оружия. На первый взгляд главные мировые проблемы исходят от террористических группировок, отношения некоторых крупных мировых держав тоже достаточно напряжённые.

В последнее время крайне обострились отношения между Россией и США. Используя НАТО, США окружает Россию системами ПРО. Обеспокоенная этим Россия приступила к разработкам гиперзвуковых летательных аппаратов, так называемых «беспилотников», которые могут нести ядерные боеголовки. Именно с этими проектами связан секретный сверхзвуковой глайдер «Ю-71, испытания которого проходят в обстановке строжайшей секретности.

История развития гиперзвукового оружия

Первые испытания самолётов, способных летать со скоростью, превышающей скорость звука, начались ещё в 50-х годах 20 века. Это было связано с эпохой Холодной» войны, когда две сильнейшие сверхдержавы мира (США и СССР) пытались обойти друг друга в гонке вооружений. Первой советской разработкой в этой области стала система «Спираль». Она представляла собой небольшой орбитальный самолёт, и должна была соответствовать следующим параметрам:

  • Система должна была превосходить американскую X-20 «Dyna Soar», которая представляла собой подобный проект;
  • Гиперзвуковой самолёт-носитель должен был обеспечить скорость порядка 7 000 км/ч;
  • Система должна была отличаться надёжностью и не развалиться при перегрузках.

Несмотря на все старания советских конструкторов, характеристики гиперзвукового самолёта-носителя даже не приблизились к заветной скоростной цифре. Проект пришлось закрыть, так как система даже не взлетела. К огромной радости советского правительства, американские испытания тоже с треском провалились. В то время мировая авиация была ещё бесконечно далека от скоростей, превышающих в несколько раз скорость звука.

Испытания, которые уже были более приближены к технологиям, связанным с гиперзвуком, проходили в 1991 году, тогда ещё в СССР. Тогда был осуществлён полёт «Холода», который являлся летающей лабораторией, созданной на базе ракетного комплекса с-200, на основе ракеты 5В28. Первое испытание прошло достаточно успешно, так как удалось развить скорость около 1 900 км/ч. Разработки в этой области продолжались до 1998 года, после чего были свёрнуты в связи с экономическим кризисом.

Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке

Хотя точной информации о разработке гиперзвукового вооружения за период с 2000 по 2010 годы нет, собрав материалы из открытых источников, можно увидеть, что данные разработки велись в нескольких направлениях:

  • В первую очередь разрабатываются боевые блоки для баллистических межконтинентальных ракеты. Хотя их масса намного превышает обычные ракеты такого класса, за счёт осуществления маневров в атмосфере их невозможно будет перехватить стандартными средствами ПРО;
  • Следующим направлением развития сверхзвуковых технологий является разработка комплекса «Циркон». Данный комплекс базируется на сверхзвуковой ПРК «Яхонт/Оникс»;
  • Разрабатывается также ракетный комплекс, ракеты которого смогут развивать скорость, которая превышает скорость звука в 13 раз.

Если все эти проекты объединятся в одном холдинге, то ракета, которая будет создана совместными усилиями, сможет быть как наземного, так и воздушного или корабельного базирования. Если американский проект «Prompt Global Strike», который предусматривает создание сверхзвукового оружия, способного поразить любую точку мира в течении одного часа, увенчается успехом, Россию смогут защитить только межконтинентальные сверхзвуковые ракеты собственной разработки.

Российские сверхзвуковые ракеты, испытания которых фиксируют британские и американские специалисты, способны развивать скорость около 11 200 км/ч. Их практически невозможно сбить и даже крайне сложно отследить. Информации о данном проекте, который часто фигурирует под названием Ю-71 или «объект 4202», крайне мало.

Самые известные факты о секретном оружии России Ю-71

Секретный глайдер Ю-71, который является частью российской ракетной сверхзвуковой программы, способен долететь до Нью-Йорка за 40 минут. Хотя данная информация официально не подтверждена, исходя из того, что сверхзвуковые российские ракеты способны развивать скорость свыше 11 00 км/ч, можно сделать именно такие выводы.

По немногочисленной информации, которую можно про него отыскать, глайдер Ю-71 способен:

  • Лететь со скоростью свыше 11 000 км/ч;
  • Обладает невероятной маневренностью;
  • Способен планировать;
  • При осуществлении полёта может выходить в космос.

Хотя испытания ещё не закончены, всё говорит о том, что к 2025 году на вооружении России может быть данный сверхзвуковой глайдер, вооружённый ядерными боеголовками. Такое оружие будет способно в течение часа оказаться практически в любой точке мира и нанести точечный ядерный удар.

Дмитрий Рогозин заявил, что оборонная промышленность России, которая во времена СССР была самой развитой и передовой, сильно отстала в гонке вооружений за 90-е и 2000-е годы. За последнее десятилетие российская армия начинает возрождаться. Советская техника заменяется современными высокотехнологичными моделями, а оружие пятого поколения, которое с 90-х годов «застряло» в конструкторских бюро в виде проектов на бумаге, начинает обретать вполне конкретные очертания. По словам Рогозина, новое российское оружие может удивить мир своей непредсказуемостью. Под непредсказуемым оружием, скорее всего, имелся ввиду глайдер Ю-71, вооружённый ядерными боеголовками.

Хотя данный аппарат разрабатывается как минимум с 2010 года, информация о его испытаниях попала к американским военным лишь в 2015 году. Пентагон от этого впал в полное уныние, ведь в случае применения Ю-71 вся система ПРО, которая установлена по периметру территории России, становится абсолютно бесполезной. Кроме этого, сами Соединённые Штаты Америки становятся беззащитными перед этим секретным ядерным глайдером.

Ю-71 в состоянии не только наносить ядерные удары по противнику. Благодаря наличию мощной ультрасовременной системы радиоэлектронной борьбы, глайдер способен за несколько минут, пролетая на территорией США, вывести из строя все станции обнаружения, оснащённые радиоэлектронной аппаратурой.

Если верить донесениям НАТО, то с 2020 по 2025 годы в армии России может появиться до 24 аппаратов типа Ю-71, любой из которых способен незамеченным пересечь вражескую границу и уничтожить целый город несколькими выстрелами.

Российские планы по развитию гипероружия

Хотя в России по вопросу принятия на вооружение Ю-71 никаких официальных заявлений не делается, известно, что разработка начата как минимум в 2009 году. Ещё в 2004 году было озвучено заявление, что космический аппарат, который способен развивать гиперзвуковую скорость, успешно прошёл испытания. Также известно, что испытуемый аппарат способен не только лететь по заданному курсу, но и совершать различные манёвры в полёте.

Ключевой особенностью нового оружия станет именно эта возможность совершения манёвров на сверхзвуковых скоростях. Доктор военных наук Константин Сивков утверждает, что современные межконтинентальные ракеты способны развивать сверхзвуковую скорость, хотя при этом они действуют лишь как баллистические боеголовки. Траекторию полёта данных ракет несложно рассчитать и предотвратить. Главной опасностью для противника являются именно управляемые летательные аппараты, которые в состоянии менять направление движения и двигаются при этом по сложной и непредсказуемой траектории.

На заседании военно-промышленной комиссии, которая прошла в Туле 19 сентября 2012 года, Дмитрий Рогозин сделал заявление о том, что следует ожидать появления нового холдинга, который возьмёт на себя все аспекты разработки гиперзвуковых технологий. Также на этой конференции были названы предприятия, которые должны войти в состав нового холдинга:

  • «НПО машиностроения», которое сейчас непосредственно занимается разработками сверхзвуковых технологий. Для создания холдинга, «НПО машиностроения» должно выйти из состава Роскосмоса;
  • Следующей частью нового холдинга должна стать корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
  • В работе холдингу должен активно помогать и концерн «Алмаз-Антей», сфера деятельности которого в настоящее время лежит в области противоракетной и воздушно-космической сферы.

Хотя, по словам Рогозина, данное слияние уже давно необходимо, из-за некоторых юридических аспектов, оно пока не состоялось. Рогозин подчеркнул, что данный процесс – это именно слияние, а не поглощение одной компании другой. Именно этот процесс позволит значительно ускорить развитие гиперзвуковых технологий в военной области.

Директор Центра анализа мировой торговли оружием, военный эксперт и председатель Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко поддерживает идеи по слиянию, озвученные Рогозиным. По его словам, новый холдинг сможет полностью сконцентрировать свои усилия на создании новых перспективных видов вооружения. Так как оба предприятия обладают огромными возможностями, вместе они смогут внести значительный вклад в развитие оборонного комплекса России.

Если к 2025 году на вооружении России будут состоять не только гиперзвуковые ракеты, с ядерными боеголовками, но и глайдеры Ю-71, это будет серьёзной заявкой на переговорах с США. В связи с тем, что Америка на всех переговорах подобного типа привыкла действовать с позиции силы, диктуя второй стороне лишь выгодные для себя условия, полноценные переговоры с ней можно вести, только обладая новым мощным вооружением. Заставить США прислушаться к словам оппонента можно, только серьёзно испугав Пентагон.

Президент России Владимир Путин, выступая на конференции «Армия-2015» отметил, что ядерные силы получат 40 новейших межконтинентальных ракет. Многие поняли, что имеются ввиду гиперзвуковые ракеты, которые в состоянии преодолеть все известные системы противоракетной обороны. Слова президента косвенно подтверждает Виктор Мураховский (член экспертного совета при председателе военно-промышленной комиссии), говоря о том, что российские межконтинентальные баллистические ракеты с каждым годом совершенствуются.

Россия ведёт разработки крылатых ракет, которые способны летать на гиперзвуковых скоростях. Данные ракеты способны достигать целей на сверхмалых высотах. Все современные комплексы ПРО, которые находятся на вооружении НАТО, не в состоянии поразить цели, летящие на таких низких высотах. Кроме этого, все современные комплексы противоракетной обороны способны перехватывать цели, которые летят со скоростью не более 800 метров в секунду, поэтому даже если не считать глайдер Ю71, сверхзвуковых российских межконтинентальных ракет хватит, чтобы сделать Натовские системы ПРО бесполезными.

По последним данным известно, что США и Китай также разрабатывают свой аналог Ю-71, только китайская разработка может составить реальную конкуренцию российской разработке. Американцам, к глубочайшей их скорби, пока в этой области серьёзных успехов добиться не удалось.

Китайский глайдер известен под названием Wu-14. Данный аппарат официально испытывался только в 2012 году, но в результате данных испытаний он смог развить скорость свыше 11 000 км/ч. Хотя про скоростные качества китайской разработки известно широкой публике, про вооружение, которым будет оснащён китайский глайдер, нигде нет ни слова.

Американский сверхзвуковой беспилотник Falcon HTV-2, который проходил испытания несколько лет назад, потерпел сокрушительное фиаско – просто потерял управление и разбился после 10 минут полёта.

Если сверхзвуковое оружие станет стандартным вооружением российских Космических Сил, то вся система ПРО станет практически бесполезной. Внедрение сверхзвуковых технологий произведёт настоящую революцию в военной сфере всего мира.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Как отмечалось ранее, начиная с 70-х годов в ОКБ велись работы по созданию самолетов, способных выполнять длительный полет на крейсерских гиперзвуковых скоростях,
К означенному периоду в авиационно-космической технике и технологиях были достигнуты значительные результаты, полеты на сверхзвуковых скоростях стали обыденным явлением для самолетов военного назначения, внедрялись в эксплуатацию первые сверхзвуковые пассажирские самолеты, осуществлялись пилотируемые и беспилотные полеты в космос. Появились уже и серийные самолеты, летавшие в атмосфере со скоростями, соответствующими М=3 (МиГ-25, SR-71). Космические спускаемые аппараты и воздушно-космические самолеты с большими числами М совершали полеты на очень больших высотах, кратковременно проходя плотные слои атмосферы с гиперзвуковыми скоростями.

Общая диалектика развития авиационной техники, а также желание военно-политического руководства стран по обе стороны «железного занавеса» получить в свои руки очередное абсолютное оружие, поставило перед авиационной промышленностью передовых авиационных держав задачу создания летательных аппаратов самолетного типа с большими гиперзвуковыми скоростями, соответствующим М=3-10, способными выполнять полет на высотах 30-35 км. Подобный летательный аппарат по своим техническим решениям (как по части силовой установки, так и по своей конструкции) должен был в значительной степени отличаться от современных самолетов и космических аппаратов. Существовавшие типы ВРД, эффективно использовавшие атмосферу при полетах на малых высотах, из-за ограничений по температуре были приемлемы только для летательных аппаратов со скоростями полета, соответствующим М=3. С другой стороны, ракетные двигатели, для которых таких ограничений не было, из-за необходимости нести на борту полный запас топлива (горючее + окислитель), являлись нерациональными для продолжительных полетов в атмосфере.

Наиболее рациональным для принятых режимов будущего гиперзвукового самолета являлся прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) в комбинации с разгонным двигателем (ТРД или ЖРД). С целью достижения высокой эффективности силовой установки в качестве горючего предлагалось использовать жидкий водород. Для полетов в диапазоне чисел М=3-5, наиболее приемлемой определялась комбинированная силовая установка, содержащая турбореактивный и прямоточный двигатель, работающие на углеводородном горючем или сжиженным природным газе (СПГ). Для полетов со скоростями, превышающих М=5-6, наиболее подходящим являлся ПВРД на жидком водороде с разгонными ТРД на керосине или на жидком водороде.

Коренных изменений, с учетом способности летательного аппарата длительно воспринимать в полете высокие и сверхвысокие температуры, требовала конструкция подобного летательного аппарата. Выбор конструкции должен был определяться следующими факторами: с одной стороны, интенсивностью аэродинамического нагрева и его продолжительностью, а с другой стороны, кратностью ее использования или ресурсом.

Накопленный опыт показывал, что для летательных аппаратов, подверженных интенсивному аэродинамическому нагреву продолжительное время перспективными представлялись следующие типы конструкций: «горячая», теплоизолированная и активно-охлаждаемая. «Горячая» конструкция непосредственно контактируете окружающей средой. Теплоизолированная конструкция защищена теплоизлучающим слоем или экраном. Конструкция с активным охлаждением предполагала использование системы циркуляции теплоносителя, отводящего тепло от обшивки. Основными проблемами, требовавшими решения, являлись ослабление температурных напряжений, уменьшение коробления и увеличение ресурса конструкции. Одним из направлений, позволявшим ослабить температурные напряжения, являлось использование теплозащитных панелей (гофрированных, трубчатых и т.п.). Теплоизолированные конструкции предлагалось выполнять как сочетание силовой конструкции и теплозащиты. Самолет с умеренными требованиями к ресурсу и с крейсерским числом полета М=6 мог иметь «горячую» конструкцию или экранированную конструкцию, или упрощенную пассивную систему охлаждения. Для самолетов с большим ресурсом активная система охлаждения представлялась необходимой. В системе должны были использоваться промежуточные теплоноситель (например этилен гликоль), циркулирующий в каналах обшивки, передающий тепло через теплообменник жидкому водороду, который после этого должен был служить охладителем компонентов двигателя и поступать в камеру сгорания. Требования к активной системе могли быть снижены применением теплозащитных экранов или теплоизоляции.

Необходимость использования жидкого водорода в качестве топлива гиперзвукового самолета требует разработки высокоэффективной конструкции баков и низкотемпературной теплоизоляции (НТИ). Несмотря на то, что начиная с 60-х гг. было исследовано как в США, так и в СССР много различных конструкций криогенных баков и НТИ ни одна из этих конструкций не удовлетворяет как техническим, так и экономическим требованиям для гиперзвукового самолета. Так, конструкции криогенных баков и НТИ, разработанные лля применения в ракетной технике, имеют ограниченный ресурс. Отсутствие необходимости их многократного использования не требовало подробных исследований срока службы НТИ при длительном влиянии термоциклирова-ния, вибрации, климатических условий, старения материалов с точки зрения деградации их теплофизичес-ких и физикомеханических характеристик во времени.

Исследования по вопросам создания самолета на криогенном топливе показали, что среди множества технических проблем, одной из наиболее существенных является тепловая защита криогенных топливных баков.

Имевшийся, на тот период, задел в области гиперзвуковой аэродинамики был более весомый, чем в области конструкций и силовых установок будущих гиперзвуковых самолетов. Многие результаты аналитических и экспериментальных исследований, проведенных по другим авиационным, ракетным и авиационно-космическим программам (в частности по МВКА) были во многом применимы к гиперзвуковым самолетам. Предстояло еще много сделать для определения оптимальной аэродинамической схемы, обеспечивающей полезное взаимодействие силовой установки и планера гиперзвукового самолета. Как и для обычных самолетов, необходимо было вести исследования по применению систем активного управления при уменьшении запасов статической устойчивости, что должно было снизить размеры и массу летательного аппарата.

В СССР работы по гиперзвуковым самолетам в ударных вариантах начались в середине 70-х годов. К работам над этой перспективной тематикой было подключено несколько авиационных ОКБ страны и научно-исследовательских организаций авиационной промышленности.

В Туполевском ОКБ работы шли в следующих направлениях:

  • - исследования и проектирование гиперзвукового дальнего ударного самолета, рассчитанного на крейсерскую скорость полета, соответствующую М=4 - проект «230» (Ту-230). Проектирование было начато в 1983 г. Эскизный проект был готов в 1985 г. Взлетная масса самолета определялась в пределах 180 т. Силовая установка должна была состоять из четырех комбинированных ТРД типа Д-80. Максимальный запас топлива (керосин) - 106 т. Высота крейсерского полета 25000 - 27000 м, максимальная дальность полета определялась в 8000 - 10000 км при продолжительности полета 2,3 часа, (длина самолета - 54,15 м, размах крыла - 26,83 м);
  • - исследования и проектирование гиперзвукового дальнего самолета, рассчитанного на крейсерскую скорость полета, соответствующую М=6 - проект «260» (Ту-260). Это был ЛА с двигателями, работающими на крейсерском режиме на жидком водороде с дальностью полета до 12000 км при 10 т полезной нагрузки;
  • - исследования и проектирование гиперзвукового межконтинентального самолета, рассчитанного на крейсерскую скорость полета, соответствующую М=6, при заданной максимальной дальности полета до 16000 км и с полезной нагрузкой до 20 т - проект «360» (Ту-360). Высота крейсерского полета 30000 - 33000 м.

По теме «260» и «360» в ОКБ было подготовлено несколько вариантов гиперзвукового самолета с силовой установкой с 4-6 маршевыми ПВРД и с шестью разгонными ТРДЦ тягой по 22000 кгс. Расчетный удельный расход топлива ПВРД на крейсерском режиме составлял 1,04 кг/кгсч. Выбранная компоновочно-аэродинамическая схема позволила получить расчетные значения качества 5,2 - 5,5. Для разгонных ТРДЦ предполагалось использовать керосин.

В рамках работ по гиперзвуковым самолетам в ОКБ было подготовлено предложение по проекту гиперзвукового пассажирского самолета, рассчитанного на крейсерский полет со скоростью, соответствующей М = 4,5-5 на высотах 28 - 32 км. Дальность полета определялась в 8500 - 10000 км. Число пассажиров - 250 - 280 человек. Силовая установка - комбинированная (ТРД + ПВРД), в качестве топлива должен был использоваться сжиженный природный газ.

В ходе исследований по гиперзвуковым самолетам в ОКБ были проведены обширные исследования материалов и конструкций, работающих в условиях интенсивного аэродинамического нагрева. Был сделан вывод, что одними из наиболее перспективных являются конструкции с металлическими внешними поверхностями. Разработка таких конструкций требовала решения ряда задач, основными среди которых являлись поиски новых конструкционных материалов с повышенным сопротивлением окислению и увеличенным пределом ползучести, а также разработка качественно новых типов многослойных металлических конструкций, эксплуатирующихся в условиях больших температурных градиентов. Основными типами таких конструкций, которые рассматривались в ОКБ для гиперзвуковых самолетов, были:

  • - металлические теплозащитные экраны для снижения тепловых потоков к основной силовой конструкции, не включенные в работу силовой конструкции и проектируемые на местную поперечную нагрузку;
  • - панели, обладающие как свойствами силовой конструкции, так и теплоизолирующими свойствами.

Одними из наиболее эффективных по несущей способности при работе в условиях нагрева до 250 - 500 °С являются многослойные конструкции из титановых сплавов.

В ходе этих исследований были разработаны технологии получения многослойных титановых панелей с ферменным заполнителем методом СПФ/ДС (сверхпластичная формовка и диффузионная сварка), в котором за одну операцию производилось и формирование из листового материала обшивок, заполнителя, элементов заготовок и соединения их между собой в готовую монолитную конструкцию.

Проводились исследования по низкотемпературной теплозащите (НТИ) топливных баков с криогенным топливом. Как наиболее перспективная рассматривалась теплозащита на основе экранно-вакуумной теплоизоляции (ЭВТИ) с мягкой герметичной оболочкой, обжатой атмосферным давлением для внешней НТИ, или давлением водорода для внутренней НТИ. Конструкция бака при этом может выполняться как из алюминиевых или титановых сплавов, так и из композиционных материалов. В ОКБ были изготовлены модельные баки, как с НТИ на основе пенопластов, так и с обжатой атмосферным давлением ЭВТИ. Были проведены ресурсные испытания этих баков с использованием жидкого азота.

Большое внимание уделялось проектированию криогенных топливных баков с большим ресурсом работы. При их разработке были созданы специальные нормы прочности, обеспечивающие необходимую герметичность в процессе эксплуатации.

Все эти и другие работы ОКБ имели большое значение для решения проблем создания гиперзвуковых летательных аппаратов, над которыми в те годы работало ОКБ, а также в работах по созданию криогенных самолетов, в частности, экспериментального Ту-155, проектов криогенных пассажирских самолетов Ту-204К, Ту-334К и др., над которыми ОКБ продолжает работать в настоящее время.

Сегодня ОКБ ОАО «Туполев» является обладателем уникальных технологий по криогенной авиационной технике, многие из которых были освоены в период работ по ВКС и гиперзвуковым самолетам.

Гиперзвуковые летательные аппараты, которые в ближайшем будущем достигнут технической зрелости, возможно, радикально изменят всю сферу ракетных вооружений. И в эту гонку России придется включаться, иначе возникнет риск потерять слишком много. Ведь речь идет ни много ни мало о научно-технической революции.

О гонке вооружений в данной сфере говорить пока рано - на сегодняшний день это гонка технологий. Гиперзвуковые проекты еще не вышли за рамки ОКР: пока в полет отправляются в основном демонстраторы. Их уровни технологической готовности по шкале DARPA находятся в основном на четвертой-шестой позиции (по десятибалльной шкале).

Впрочем, говорить о гиперзвуке как о некой технической новинке не приходится. Боевые блоки МБР входят в атмосферу на гиперзвуке, спускаемые аппараты с космонавтами, космические шаттлы - это тоже гиперзвук. Но полет на гиперзвуковых скоростях при схождении с орбиты - вынужденная необходимость, и длится он недолго. Мы же будем говорить о летательных аппаратах, для которых гиперзвук - штатный режим применения, и без него они не смогут проявить свое превосходство и показать свои возможности и мощь.

Стремительный разведчик: SR-72 - перспективный американский летательный аппарат, который может стать функциональным аналогом легендарного SR-71 - сверхзвукового и сверхманевренного разведчика. Главное отличие от предшественника - отсутствие пилота в кабине и гиперзвуковая скорость.

Удар с орбиты

Речь пойдет о гиперзвуковых маневрирующих управляемых объектах - маневрирующих боевых головках МБР, гиперзвуковых крылатых ракетах, гиперзвуковых БПЛА. Что, собственно, мы понимаем под гиперзвуковыми летательными аппаратами? Прежде всего, имеются в виду следующие характеристики: скорость полета - 5−10 М (6150−12 300 км/ч) и выше, охватываемый рабочий диапазон высот - 25−140 км. Одно из самых привлекательных качеств гиперзвуковых аппаратов - это невозможность надежного слежения средствами ПВО, поскольку объект летит в плазменном облаке, непрозрачном для радиолокаторов.

Стоит отметить также высокие маневренные возможности и минимальное время реакции на поражение. Например, гиперзвуковому аппарату требуется всего час после схода с орбиты ожидания для поражения выбранной цели.

Проекты гиперзвуковых аппаратов не раз разрабатывались и продолжают разрабатываться в нашей стране. Можно вспомнить Ту-130 (6 М), самолет «Аякс» (8−10 М), проекты высотно-скоростных гиперзвуковых самолетов ОКБ им. Микояна на углеводородном топливе в разных вариантах применения и гиперзвукового самолета (6 М) на двух видах топлива - водороде для больших скоростей полета и керосине для меньших.

Разрабатываемая в США гиперзвуковая ракета Boeing X-51A Waverider

Оставил свой след в истории инженерной мысли проект ОКБ им. Микояна «Спираль», в котором возвращаемый воздушно-космический гиперзвуковой самолет выводился на орбиту ИСЗ гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а после выполнения боевых задач на орбите возвращался в атмосферу, выполнял в ней маневры также на гиперзвуковых скоростях. Наработки по проекту «Спираль» были использованы в проектах БОР и космического челнока «Буран». Есть официально не подтвержденные сведения о созданном в США гиперзвуковом самолете «Аврора». Все о нем слышали, но никто его ни разу не видел.

«Циркон» для флота

17 марта 2016 года стало известно, что Россия официально приступила к испытаниям гиперзвуковой противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) . Новейшим снарядом будут вооружены АПЛ пятого поколения («Хаски»), также ее получат надводные корабли и, конечно, флагман российского флота . Скорость 5−6 М и дальность действия не менее 400 км (это расстояние ракета преодолеет за четыре минуты) существенно осложнят применение мер противодействия. Известно, что ракета будет использовать новое топливо Децилин-М, которое увеличивает дальность полета на 300 км.

Разработчик ПКР «Циркон» - НПО Машиностроения, входящее в состав «Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»». Появления серийной ракеты можно ожидать к 2020 году. При этом стоит учесть, что Россия имеет богатый опыт в создании высокоскоростных противокорабельных крылатых ракет, таких как серийная ПКР П-700 «Гранит» (2,5 М), серийная ПКР П-270 «Москит» (2,8 М), на смену которым и поступит новая ПКР «Циркон».

Крылатый удар: беспилотный гиперзвуковой планирующий самолет, разрабатывавшийся в КБ Туполева в конце 1950-х годов, должен был представлять собой последнюю ступень ракетной ударной системы.

Хитроумная боеголовка

Первая информация о запуске изделия Ю-71 (так оно обозначено на Западе) на околоземную орбиту ракетой РС-18 «Стилет» и его возвращении в атмосферу появилась в феврале 2015 года. Запуск был произведен с позиционного района Домбровского соединения 13-й ракетной дивизией РВСН (Оренбургская область). Сообщается также, что к 2025 году дивизия получит 24 изделия Ю-71 для оснащения уже новых . Изделие Ю-71 в рамках проекта 4202 создавалось также НПО Машиностроения с 2009 года.

Изделие представляет собой сверхманевренную боеголовку ракеты, совершающую планирующий полет на скорости 11000 км/ч. Она может выходить в ближний космос и оттуда поражать цели, а также нести ядерный заряд и быть оснащенной системой РЭБ. В момент входа «нырком» в атмосферу скорость может составлять 5000 м/с (18000 км/ч) и по этой причине Ю-71 имеет защиту от перегрева и перегрузок, причем может легко менять направление полета и при этом не разрушается.

Элемент планера гиперзвукового оружия, которое так и осталось проектом. Длина самолета должна была составить 8 м, размах крыльев - 2,8 м.

Изделие Ю-71, обладая высокой маневренностью на гиперзвуковой скорости по высоте и по курсу и летая не по баллистической траектории, становится недостижимым для любой системы ПВО. К тому же боеголовка является управляемой, благодаря чему имеет очень высокую точность поражения: это позволит использовать ее также в неядерном высокоточном варианте. Известно, что в течение 2011−2015 годов было произведено несколько запусков. На вооружение изделие Ю-71, как полагают, будет принято в 2025 году, и им будет оснащаться .

Подняться ввысь

Из проектов прошлого можно отметить ракету Х-90, которая была разработана МКБ «Радуга». Проект ведет свое начало с 1971 года, он был закрыт в тяжелом для страны 1992 году, хотя проведенные испытания показали хорошие результаты. Ракета неоднократно демонстрировалась на авиакосмическом салоне МАКС. Несколько лет спустя проект реанимировали: ракета получила скорость 4−5 М и дальность действия 3500 км с запуском с носителя Ту-160. Демонстрационный полет состоялся в 2004 году. Предполагалось вооружить ракету двумя отделяемыми боеголовками, размещенными по бокам фюзеляжа, однако на вооружение снаряд так и не поступил.

Гиперзвуковая ракета РВВ-БД была разработана ОКБ «Вымпел» им И.И. Торопова. Она продолжает линию ракет К-37, К-37М, находящихся на вооружении и . Ракетой РВВ-БД будут также вооружаться гиперзвуковые перехватчики проекта ПАК ДП. По заявлению руководителя КТРВ Бориса Викторовича Обносова, сделанному на МАКСе 2015 года, ракета начала выпускаться серийно и первые ее партии сойдут с конвейера уже в 2016 году. Ракета весит 510 кг, имеет осколочно-фугасную боевую часть и будет в широком диапазоне высот поражать цели на дальностях 200 км. Двухрежимный РДТТ позволяет ей развивать гиперзвуковую скорость 6 М.

SR-71: сегодня этот самолет, давно снятый с вооружения, занимает заметное место в истории авиации. На смену ему идет гиперзвук.

Гиперзвук Поднебесной

Осенью 2015 года Пентагон сообщил, и это было подтверждено Пекином, что Китай успешно провел испытания гиперзвукового маневрирующего ЛА DF-ZF Ю-14 (WU-14), который был запущен с полигона Учжай. Ю-14 отделился от носителя «на краю атмосферы», а затем планировал на цель, расположенную в нескольких тысячах километров на западе Китая. За полетом DF-ZF следили американские разведывательные службы, и по их данным аппарат маневрировал со скоростью 5 М, хотя потенциально его скорость может достигать и 10 М.

Китай заявил, что он решил проблему гиперзвукового ВРД для подобных аппаратов и создал новые легкие композитные материалы для защиты от кинетического нагрева. Представители КНР также сообщили, что Ю-14 способен прорвать систему ПВО США и нанести глобальный ядерный удар.

Проекты Америки

В настоящее время «в работе» в США находятся различные гиперзвуковые летательные аппараты, которые проходят летные испытания с той или иной долей успеха. Начало работ по ним было положено еще в начале 2000-х, и на сегодня они находятся на разных уровнях технологической готовности. Недавно разработчик гиперзвукового аппарата Х-51А компания «Боинг» заявила, что Х-51А будет принят на вооружение уже в 2017 году.

Среди реализуемых проектов у США имеются: проект гиперзвуковой маневрирующей боеголовки AHW (Advanced Hypersonic Weapon), гиперзвуковой ЛА Falcon HTV-2 (Hyper-Sonic Technology Vehicle), запускаемый с помощью МБР, гиперзвуковой ЛА Х-43 Hyper-X, прототип гиперзвуковой крылатой ракеты Х-51А Waverider компании «Боинг», снабженный гиперзвуковым ПВРД с сверхзвуковым горением. Также известно, что в США ведутся работы по гиперзвуковому БЛА SR-72 компании Lockheed Martin, которая только в марте 2016 года заявила официально о своих работах по этому изделию.

Космическая «спираль»: гиперзвуковой самолет-разгонщик, разрабатывавшийся по проекту «Спираль». Также предполагалось, что в систему будет входить военный орбитальный самолет с ракетным ускорителем.

Первое упоминание о беспилотнике SR-72 относится к 2013 году, когда Lockheed Martin сообщила, что на смену разведчику SR-71 будет разрабатывать гиперзвуковой БЛА SR-72. Он полетит со скоростью 6400 км/ч на рабочих высотах 50−80 км вплоть до суборбитальных, будет иметь двухконтурную двигательную установку с общим воздухозаборником и сопловым аппаратом на основе ТРД для разгона со скорости 3 М и гиперзвукового ПВРД со сверхзвуковым горением для полета со скоростями более 3 М. SR-72 будет выполнять разведывательные задачи, а также наносить удары высокоточным оружием «воздух-поверхность» в виде легких ракет без двигателя - он им и не потребуется, так как хорошая стартовая гиперзвуковая скорость уже имеется.

К проблемным вопросам SR-72 специалисты относят выбор материалов и конструкции обшивки, способных выдержать большие тепловые нагрузки от кинетического нагрева при температурах 2000 °C и выше. Также потребуется решить проблему отделения оружия из внутренних отсеков при гиперзвуковой скорости полета 5−6 М и исключить случаи потери связи, которые неоднократно наблюдались при испытаниях объекта HTV-2. Корпорация Lockheed Martin заявила, что размерность SR-72 будет сопоставима с размерностью SR-71 - в частности, длина SR-72 составит 30 м. На вооружение, как предполагается, SR-72 поступит в 2030 году.

30-06-2015, 16:01

К 2025 году Россия получит серьезный ядерный козырь в переговорах с США

Россия проводит испытания нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата Ю-71 (Yu-71), который способен нести ядерные боезаряды. Об этом 28 июня сообщило издание Washington Free Beacon со ссылкой на публикацию известного британского военно-аналитического центра Janes Information Group.

По данным WFB, Россия разрабатывала аппарат несколько лет, но первые его испытания были проведены в феврале этого года. Аппарат якобы является частью российского секретного проекта «4202», связанного с ракетной программой. По мнению авторов публикации, это даст России возможность гарантированно поражать цель только одной ракетой. По мнению Washington Times, Россия намерена использовать гиперзвуковой военный проект как инструмент давления во время переговоров с США по контролю вооружений.

Гиперзвуковые аппараты, подобные созданному Россией, крайне сложно выследить и сбить, поскольку они движутся по не рассчитываемой траектории, а скорость их перемещения достигает 11200 км/ч, отмечают эксперты британского центра. По их данным, до 24 указанных гиперзвуковых летательных аппаратов (боевых блоков) могут быть развернуты в Домбаровском полку РВСН в период с 2020 до 2025 года. Ранее в открытых источниках данное обозначение - Ю-71 - не фигурировало.

Стоит отметить, что даже отставные генералы РВСН предпочитают воздерживаться от комментариев по объекту «4202», ссылаясь на закрытость темы и возможные последствия обсуждения этой темы в «СП».

Планы принятия на вооружение объектов «4202», действительно не озвучивались. Но из открытых источников известно, что разработка аппаратов ведется «НПО машиностроения» (Реутов), и начата она была до 2009 года. Формальным заказчиком ОКР «4202» выступает Федеральное космическое агентство России, что, по мнению некоторых экспертов, может служить неким «прикрытием». В новогоднем поздравлении «НПО машиностроения» от 2012 года объект «4202» назван одним из важнейших для корпорации на ближайшие несколько лет. Скорее всего, первое испытание аппарата из объекта «4202» было произведено не в феврале 2015 года, как утверждают британские эксперты, а в рамках учений «Безопасность-2004» на полигоне Байконур, потому как на пресс-конференции тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба ВС России Юрий Балуевский заявил, что в ходе тренировки был «испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры, как по курсу, так и по высоте».

Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), доктор военных наук Константин Сивков говорит, что и нынешние боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет на пассивном участке развивают гиперзвук. Однако отличие перспективной гиперзвуковой боевой части, скорее всего, заключается в том, что она действует не просто как баллистическая боеголовка, а идет по довольно сложной траектории, то есть маневрирует как самолет с огромной скоростью полета.

Не исключено, что специалисты по теме «4202» пользуются советскими технологиями, над которыми работал один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники Глеб Лозино-Лозинский. Напомню, он был руководителем проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль», ведущим разработчиком МТКК «Буран», курировала проект многоразовой авиационно-космической системы «МАКС» и ряда других программ, где проводились работы в том числе и по гиперзвуку.

Надо понимать, что гиперзвуковые боевые части достаточно тяжелые - 1,5−2 тонны. Поэтому, наверное, она может стать боевой частью легкой МБР типа «Тополь-М» (ведь последние испытания проводились на УР-100Н УТТХ), однако МБР РС-28 «Сармат», которая должна быть принята на вооружение к концу десятилетия, сможет забрасывать сразу несколько таких боеголовок, которые будут идти по сложным траекториям, что сделает их практически неуязвимыми для систем ПРО противника. Скажем, даже в перехвате старых баллистических ракет, боеголовки которых не маневрируют, заатмосферные американские перехватчики GBI наземного базирования дают очень низкую вероятность поражения - 15−20%.

Если наши РВСН к 2025 году действительно примут на вооружение ракеты с гиперзвуковыми боевыми частями - то это будет довольно серьезной заявкой. Логично, что на Западе МБР с гиперзвуковыми БЧ называют новым возможным козырем Москвы на переговорах с Вашингтоном. Как показывает практика, Соединенные Штаты можно усадить за стол переговоров только одним единственным способом - поставить на вооружение системы, которые заставят американцев испугаться по-настоящему.

Кроме того, в России также ведется разработка гиперзвуковых крылатых ракет, которые могут идут на малых высотах. Соответственно, их поражение перспективными системами ПРО проблематично, потому что это, по сути, аэродинамические цели. К тому же современные комплексы противоракетной обороны имеют пределы по скорости поражения целей в пределах 1000 метров в секунду: как правило, скорость перехватчика составляет 700−800 метров в секунду. Проблема еще в том, что при стрельбе по высокоскоростной цели ракета-перехватчик должна иметь возможность по маневрированию с перегрузками, измеряемыми десятками и даже сотнями g. Такие противоракеты пока не существуют.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета при председателе Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский замечает: не секрет, что боевое оснащение, полезная нагрузка наших МБР непрерывно совершенствуются.

И когда президент Владимир Путин, выступая 16 июня на форуме «Армия-2015», сказал, что в этом году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных ракет, то на эту цифру обратили внимание все СМИ, однако как-то упустили продолжение фразы - «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО».

В программе по совершенствованию боевого оснащения ведутся работы в том числе и по созданию гиперзвуковых маневрирующих боевых блоков именно на траектории маневра - после разведения полезной нагрузки, что позволит действительно игнорировать любую мыслимую перспективную систему ПРО. Да, стоящие на вооружении РВСН межконтинентальные баллистические ракеты и сейчас имеют блоки, которые разводятся со скоростью 5−7 километров в секунду. Но совсем другое дело - осуществлять маневр, причем управляемый, на таких скоростях. Вполне возможно, что эти БЧ могут быть установлены на новой тяжелой ракете «Сармат», которая заменит в войсках легендарные советские Р-36М2 «Воевода». Думаю, в последующем подобные боевые блоки будут установлены и уже на поступающие на вооружение РВСН ракеты.

«СП»: - По сведениям из открытых источников, 26 февраля запуск «объекта 4202» осуществлял ракетный комплекс УР-100Н УТТХ, серийное производство которого продолжалось до 1985 года. Эта ракета - модификация «Стилета» (УР-100Н, по классификации НАТО - SS-19 mod.1 Stiletto)…

Срок службы этого ракетного комплекса вроде как продлен до 2031 года, и используется он только для испытаний. Естественно, перед каждым пуском происходит освидетельствование этой ракеты, но она всегда демонстрировала надежность. Так, у нас полезную нагрузку на орбиту выводят ракеты-носители «Днепр» - РН уже, мягко говоря, не молодые, но также надежные, при эксплуатации которых, насколько я помню, крупных аварий не случалось.

«СП»: - СМИ неоднократно сообщали, что китайцы в дополнение к WU-14 ведут разработки гиперзвуковой крылатой ракеты.

Гиперзвуковые ракеты - это, конечно, совсем другое направление. Честно говоря, я не очень верю в появление такого вооружения даже в долгосрочной перспективе, поскольку не могу себе представить, каким образом можно разогнать крылатую ракету до гиперзвука в плотных слоях атмосферы. Конечно, можно соорудить что-то гигантское, но по отношению к полезной нагрузке это будет абсолютно не рациональный расход средств.

«СП»: - В США гиперзвуковые проекты в рамках реализации концепции «Быстрого глобального удара» разрабатываются различными ведомствами: самолет X-43A - NASA, ракета X-51A - ВВС, аппарат AHW - Сухопутными войсками, ракета ArcLight - DARPA и ВМС, планер Falcon HTV-2 - DARPA и ВВС. Причем сроки их появления называются разные: ракет - к 2018−2020 годам, разведывательных самолетов - к 2030-ому.

Все это перспективные разработки, не зря их так много. Скажем, проект AHW, по разным данным, также представляет собой комбинированное оружие, состоящее из трехступенчатой ракеты-носителя и непосредственно гиперзвуковой головной части. Но насколько американцы продвинулись в разработках по этому проекту - сказать сложно (испытания признавались то удачными, то неудачными - «СП»). Как известно, американцы особо не заморачивались по поводу оснащения своих ракет комплексами преодоления ПРО, имеется в виду, например, создание «облака» ложных целей вокруг реальной боевой части.



Оцените новость

Новости партнеров:

Желание создать как можно более быструю военную технику – это ключевая цель для любого государства, ведь только высокие скорости являются гарантией преодоления средств воздушной защиты. По этой причине технологии гиперзвукового оружия активно осваивались еще в гитлеровской Германии. Позже они перекочевали к союзникам, которые продолжили выдающие разработки.

Однако только в последние десятилетия технологии позволили сделать качественный шаг вперед. Для России это выражено в секретном проекте Ю-71 – гиперзвуковом летательном аппарате.

История создания гиперзвукового оружия

Гиперзвуковое оружие получило максимальное свое развитие в период «Холодной войны». Как и многие выдающиеся военные проекты человечества, принципиально новые технологии создавались в условиях конкуренции между США и СССР. Первые попытки превзойти скорость звука (а именно преодолеть барьер в 1234,8 км/ч) не привели к серьезным достижениям. Но и нельзя не отметить, что задачи ставились почти невыполнимые даже для таких мощных держав.

Об этих проектах известно не так много, но дошли некоторые сведения, что, например, в СССР перед конструкторами стояла задача сделать:

  • самолет, который смог бы развить скорость как минимум в 7000 км/ч;
  • надежную конструкцию, чтобы использовать технику много раз;
  • управляемый самолет, чтобы максимально затруднить возможность его обнаружения и ликвидации;
  • наконец, превзойти аналогичную разработку штатов – X-20 Dyna Soar.

Но во время испытаний стало понятно, что даже подняться в воздух с близкими скоростями и необходимой конструкцией не получается, и Советский Союз закрыл проект.

К счастью для руководства СССР, американцы также не достигли продвижения: лишь немногочисленное количество раз гиперзвуковой летательный аппарат поднимался на суборбитальную высоту, но в большинстве ситуаций терял управление и разбивался.

Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке

Гиперзвуковые технологии тесно переплетаются в двух разных направлениях: создании баллистических и управляемых ракет или конструировании полноценного летательного аппарата.

И если ракеты, превышающие скорость звука в несколько раз уже успешно создаются и даже участвуют в военных действиях, то летательные аппараты требуют поистине гениальных конструкторских решений. Основная загвоздка заключается в том, что перегрузки на высоких скоростях при маневрах измеряются даже не десятками, а сотнями g. Спланировать такие нагрузки и обеспечить технике надежность - довольно сложная задача.

Технологии не стоят на месте, поэтому в 21 веке в России был реализован проект «4202», который часто упоминается как Ю-71 - гиперзвуковой летательный аппарат.

Он вырос на основе развития гиперзвуковых технологий в ракетах.

О разработке известно очень мало, ведь подобные работы велись и ведутся не только в СССР, а затем России, но и США, а также Китае, Британии, Франции. Желание ведущих мировых держав сохранить сложные и дорогостоящие открытия в секрете, вполне понятны, так как с гиперзвуковой техникой будет достигнуто серьезное военное превосходство.


Известно, что первые успехи были достигнуты еще в СССР, в 1991 году. Тогда в воздух успешно поднялся летательный аппарат «Холод». Запускался аппарат на базе зенитно-ракетного комплекса С-200, с помощью ракеты 5B28. У инженеров получилось осуществить управляемый полет и развить скорость в 1900 км/ч. После этого возможности только расширялись, но в 1998 году испытания прекратили. Причина оказалась прозаичной - разразившийся в стране кризис.

С учетом высокой секретности информации, достоверных источников не так много.

Однако в зарубежной прессе приводятся такие сведения, что в 20-2010 гг. Россия вновь приступила к разработке гиперзвуковых проектов. Задачи ставились такие:

  1. Опережающими темпами создавать баллистические и управляемые ракеты для гарантированного преодоления любых известных средств перехвата до достижения цели.
  2. Разработать ракетные комплексы со скоростью ракет, превышающей скорость звука до 13 раз.
  3. Провести испытания летательного аппарата со средствами доставки ядерного и не ядерного вооружения.

Основная причина разработки такого вооружения базировалась на том, что аналогичный проект американцев Prompt Global Strike разрабатывался для базирования на кораблях и самолетах, чтобы гарантировано поражать любую точку планеты за 1 час. Естественно, Россия должна была ответить таким же оружием, потому что ни одна страна не располагает средствами перехвата, способными работать по целям с такой высокой скоростью.

Самые известные факты о секретном оружии России - Ю-71

Уже на старте работ идеи проекта «4202» серьезно опережали свое время, так как главным конструктором был гениальный Глеб Лозино-Лозинский. Но создать полноценный летательный аппарат смогли гораздо позже, уже в России.

По данным зарубежных источников, испытания глайдера, а именно летательного аппарата Ю-71 прошли не в начале 2015 года, как говорит военное руководство России. Есть сведения, что уже в 2004 году на Байконуре проводились запуски предположительно нового гиперзвукового глайдера. Подтверждает эту версию то, что в 2012 году на одном из оборонных предприятий страны в городе Реутов было озвучено новогоднее поздравление, где сотрудникам объявили, что проект «4202» является ключевым на ближайшее время.

В целом, российский сверхзвуковой самолет Ю-71 крайне сложно сбить и даже отследить. Поэтому много информации сокрыто для обывателей. По имеющимся сведениям, Ю-71 отличается следующими характеристиками:

  1. Гиперзвуковой летательный аппарат стартует с околоземной орбиты. Туда он доставляется ракетами типа УР-100Н УТТХ. На уровне мнений говорится о том, что в дальнейшем за доставку будет отвечать новейшая ракета «Сармат» МБР РС-28.
  2. Максимальная зафиксированная скорость Ю-71 оценивается в 11200 км/ч. Эксперты утверждают, что аппарат способен маневрировать на завершающей части траектории. Но даже без этой способности он остается не досягаемым для средств ПВО и ПРО из-за высокой скорости. По заверениям российских военных, Ю-71 может маневрировать по высоте и курсу с момента старта на околоземной орбите.
  3. Ю-71 может выходить в космос, чем становится еще более незаметным для большинства средств обнаружения.
  4. Считается, что с момента запуска глайдер может за 40 минут долететь до Нью-Йорка, неся на борту ядерные боеголовки.
  5. Гиперзвуковые модули отличаются очень большой массой, поэтому военное руководство рассматривает возможность доставки на околоземную орбиту сразу несколько Ю-71 более мощными ракетами, чем используются сейчас.
  6. Глайдер имеет 3 отсека с различным оборудованием и вооружением.
  7. Существует мнение, что Россия приступает к активному производству проекта Ю-71. Так, предположительно ПО «Стрела» под Оренбургом полностью технически перестраивается для сборки гиперзвукового вооружения.

Единственными сведениями, которые называются точными, это развиваемая летательным аппаратом скорость и способность маневрировать в полете.


Остальная информация держатся в секрете. Но уже понятно, что Россия готова адекватно ответить в гиперзвуковой гонке.

Конкуренты Ю-71

Гиперзвуковые технологии – предмет работы ведущих мировых держав. Некоторые добились серьезных достижений, для кого-то расходы оказались большими или не получилось вытянуть крайне технологичные проекты. Главными конкурентами России сегодня называются США и Китай.

Конкуренты Описание
1.Глайдер Advanced Hypersonic Weapon (США). Летательный аппарат AHW стал частью программы Prompt Global Strike. Технические стороны сокрыты под семью печатями.
Известно только, что глайдер развивает до 8 махов скорости (10 000 км/ч).
Первые испытания у него признаны успешными, а во время вторых взорвалась ракета-носитель. Так что можно уверенно говорить, что работы за океаном еще не закончены.
2.Глайдер WU-14 (КНР). Большие устремления КНР направлены на создание гиперзвуковых баллистических и крылатых ракет. Но разрабатывается также и глайдер WU-14.
Известно, что он развивает до 10 махов (чуть больше 12000 км/ч).
В некоторых источниках также приводится информация, что китайцы работают над собственным прямоточным гиперзвуковым двигателем специально для прямого запуска глайдера с самолетов.

Человечество в 21 веке вплотную подобралось к гиперзвуковому оружию.


Если верить утечкам информации, то Россия может быстрее остальных заявить о финальной стадии, а именно принятии на вооружение таких технологий. Это принесет ощутимое преимущество в военном плане.

Перспективы российского Ю-71

По некоторым сведениям, Ю-71 прошел испытания и готовится к серийному выпуску. Хоть проект и секретный, в ряде источников указывается, что к 2025 году Россия будет располагать 40 такими глайдерами с ядерными боеголовками.

Пусть запуски Ю-71 дорогостоящие, использовать аппарат можно для разных целей. Называется и способность в кратчайшие сроки доставить боезаряд в любую точку планеты, и, например, транспортировка продовольствия, снабжения.

Ю-71 за счет маневренности можно применять как штурмовик или бомбардировщик в глубоком тылу противника.

Размещаться Ю-71 будет, скорее всего, под Оренбургом, в тылу, так как самая уязвимая часть полета - старт и достижение орбиты. После отделения глайдера от ракеты, отследить его движение и, тем более, сбить, становится невозможным для современных систем ПРО или ПВО.

Видео