Правовое регулирование рынка товаров и услуг. Правовое регулирование товарных рынков

Коммерческое право: конспект лекций Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 18. Структура товарного рынка. Правовое обеспечение развития товарного рынка

1. Структура товарного рынка

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:

1) изготовители товара;

2) оптовые торговые и иные посреднические организации;

3) организации розничной торговли;

4) потребители.

Изготовитель товара – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).

Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами. Виды оптовой торговли:

1) по месту исполнения – в местах оптовых продаж, в торговом заведении;

2) по времени передачи товара – по предварительным заказам, с немедленной передачей товара;

3) по сроку оплаты товара – с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;

4) по обязанности доставки товара – с доставкой, без доставки.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота. Виды розничной торговли:

1) продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;

2) продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по каталогу или по описанию;

3) продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о продавце, продукции и действиях, которые необходимо совершить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;

4) продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России Товарный рынок в России находится в стадии своего становления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на первоначальном этапе перехода от командно-административной экономической системы к развитым рыночным

Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

1. Структура товарного рынка Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:1) изготовители товара;2) оптовые торговые и иные

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, которые тем или иным образом касаются развития

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Из книги Правоведение автора Магницкая Елена Валентиновна

Раздел IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

Статья 1507. Регистрация товарного знака в иностранных государствах и международная регистрация товарного знака 1. Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его

Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 1507. Регистрация товарного знака в иностранных государствах и международная регистрация товарного знака 1. Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Глава 12. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 12.1. Понятие государственного кредита. Виды ценных бумагВ настоящее время в России образован рынок ценных бумаг. Кроме гражданского оборота ценные бумаги обслуживают публичные интересы государства. При помощи выпуска и

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

58. Понятие структуры и инфраструктуры товарного рынка Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.Структура товарного рынка - это совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении

Из книги автора

Раздел IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг Глава 7. О раскрытии информации на рынке ценных бумагСтатья 30. Раскрытие информации1. Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам

Из книги автора

26. Структура товарного рынка Основой рыночных отношений является товарный рынок, т. е. совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе реализации товаров или товарного обращения, под которым понимается массовая купля-продажа товаров, созданных

Из книги автора

27. Инфраструктура товарного рынка Под инфраструктурой товарного рынка понимают всю массу организаций, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе движения товаров. Чем более развита инфраструктура,

Из книги автора

134. Что представляют собой правовые основы формирования и развития внутреннего энергетического рынка? Либерализация энергетического рынка государств-членов, предусмотренная в Рабочем документе Комиссии 1988 г., началась с принятием 26 июня 1990 г. Директивы 90/377/ЕЭС,

Общие положения о правовом обеспечении развития товар­ного рынка. Отношения по материально-техническому снабже­нию в советский период. Роль договора в период плановой эко­номики.

Становление товарного рынка в период рыночной экономи­ки. Государственное регулирование торговой деятельности. Ос­новные принципы формирования товарного рынка.

Понятие товарного рынка. Законодательство о структуре то­варного рынка. Основные принципы и задачи формирования системы нормативных правовых актов, регулирующих товарные рынки. Концепция развития товарных рынков в РФ и РТ.

Участники товарного рынка. Организации оптовой торговли. Специализированные оптовые торговые организации. Оптовые продавцы. Организации розничной торговли. Оптово-розничные объединения. Роль посреднических организаций в системе то­варного рынка.

Понятие оптового рынка. Понятие оптовой торговли. Система учета и статистики в торговле. Понятие оптовой торговли по клас­сификатору видов экономической деятельности. Отличие опто­вой торговли от розничной. Формы организации оптовой тор­говли. Правовые основы регулирования оптовой торговли. Осо­бенности заключения договоров на оптовом рынке. Номенклату­ра товаров оптового рынка.

Организация ярмарочной и биржевой торговли.

Концепция комплексного развития инфраструктуры товар­ных рынков в Российской Федерации. Понятие сегментов товар­ного рынка России. Федеральная контрактная система как фор­ма организации товарного рынка.

Организация поставок для государственных нужд. Федераль­ные и межгосударственные целевые программы обеспечения особо важных государственных нужд. Законодательство, регули­рующее поставку товаров для государственных нужд.

Правовые формы реализации товаров. Роль договора при реализации товаров. Договор розничной купли-продажи. Договор поставки - как вид договора оптовой купли-продажи.

Перспективы дальнейшего развития законодательной базы торгового рынка.

Тема 4. Особенности правового положения, правовое регули­рование деятельности товарных бирж. Практика создания и функционирования.

Понятие и значение бирж. Биржа - как институт рыночной экономики. Экономические и юридические основы организации биржи. Юридический статус биржи. Биржевая торговля. Законо­дательство о биржах и биржевой торговле. Регулирование бирже­вой деятельности локальными нормативными актами. Правила биржевой торговли. Положение об арбитражной комиссии. Со­держание и юридическое значение этих локальных норматив­ных актов в деятельности биржи.

Особенности, характерные для биржи как юридического лица. Организационно - правовые формы создания и функциониро­вания бирж. Биржа в форме некоммерческого юридического лица. Имущественные права участников биржи. Цели и задачи дея­тельности биржи. Правоспособность биржи. Лицензирование бир­жевой деятельности.

Функции биржи. Организация биржевых торгов. Разработка правил биржевой торговли. Разработка биржевых контрактов. Стандартизация требований к биржевым товарам. Функции бир­жи по разрешению споров по биржевым сделкам. Участие биржи в выявлении и регулировании биржевых цен. Биржевое страхо­вание. Биржевая система клиринга и расчетов. Информационная деятельность биржи.

Государственный комиссар, его полномочия, порядок назна­чения Биржевая арбитражная комиссия.

Государственное регулирование биржевой деятельности Сис­тема контроля за биржевой торговлей. Контроль за соблюдением законодательства биржей и биржевыми посредниками. Полно­мочия органов государственной власти и управления в регули­ровании биржевой деятельности. Полномочия антимонопольных органов в сфере биржевой деятельности. Правовые гарантии в области управления деятельностью биржи.

Участники биржевой торговли. Члены биржи. Правовой ста­тус членов биржи. Постоянные и разовые посетители. Обстоя­тельства, исключающие членство на бирже. Полные и неполные члены биржи. Полномочия членов бирж и постоянных посетите­лей. Полномочия разовых посетителей.

Товарная биржа. Основные тенденции и современное состоя­ние организации и развития бирж. Функции товарной биржи. Особенности биржевой торговли. Предмет сделок на товарной бирже. Биржевые контракты на поставку товара.

Виды товарных бирж. Фьючерсная биржа. Особенности тор­говли на фьючерсной бирже. Фьючерсный контракт. Основные виды товаров, являющиеся предметом биржевой торговли.

Фондовая биржа. Принцип функционирования фондовой бир­жи. Правовое положение фондовой биржи. Организационно-пра­вовая форма деятельности фондовых бирж. Виды деятельности, которые может осуществлять фондовая биржа. Организация бир­жевой торговли на рынке ценных бумаг. Лицензирование дея­тельности фондовой биржи.

Валютная биржа. Понятие валютных ценностей. Деятельность биржевого валютного рынка. Источники регулирования деятель­ности валютной биржи. Локальные нормативные акты валютной биржи. Функции и принципы деятельности валютной биржи.

Смешанные товарно-фондовые биржи.

Основные понятия

Ассортимент товаров набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Аукцион способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену Биржевые торги организованные торги, проводимые биржей . Биржа организатор торговли, имеющий лицензию биржи. Биржей может являться только акционерное общество . Биржевая сделка зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Бренд (брендинг) клеймо; марочный (от англ. «brand» марка товара) принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брендов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга . Брокер биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента. Брокерская деятельность совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента. Горизонтальные сбытовые (маркетинговые) сети система взаимозависимых организаций, специально созданных для осуществления организации сбыта и непосредственно сбыта товаров. Дилер биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет в целях последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли). Дилерская деятельность совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет в целях последующей перепродажи на бирже. Дистрибьютор оптовая организация, осуществляющая продажу товаров, приобретаемых по договору с определенным производителем на долгосрочной основе. Заявка предложение и (или) принятие предложения заключить один или несколько договоров на организованных торгах. Изготовитель организация независимо от ее формы собственности , а также индивидуальный предприниматель , производящие товары для реализации потребителю. Инфраструктура рынка совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность участников товарного обращения. Классификация товарных рынков совокупность критериев, определяющих типы товарных рынков. Клиринговый брокер участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом участником организованных торгов. Конъюнктура товарного рынка временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени. Маркетинг система управления предпринимательской деятельностью , основанная на комплексном анализе рынка, включая изучение и прогнозирование спроса, цен, рекламу и др., и имеющая целью сведение риска к минимуму. Маркетмейкер участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором. Оператор товарных поставок организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций, если иное не установлено Федеральным законом «0 клиринге и клиринговой деятельности». Оптовая торговля составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров. Основные формы оптовой торговли ярмарки, товарные биржи, аукционы и др. Оптовый рынок ключевое звено в организации торгового бизнеса , обеспечивающее взаимосвязь между производством и потреблением. Организатор торговли лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 325-ФЗ «Об организованных торгах»). Организованные торги торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг , иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ст. 9 Федерального закона «Об организованных торгах»). Паблик рилейшнз (Public Relations — PR) вид деятельности, направленный на формирование благоприятного общественного мнения о фирме. Покупатели юридические и (или) физические лица , использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги. Посредник в коммерции лицо (фирма или организация), стоящее между производителем и потребителем и содействующее их товарообороту; в юриспруденции лицо, содействующее продавцу и (или) покупателю в заключении и исполнении контрактов. Потребители рекламы лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Потребительский рынок рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств. Правила клиринга документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга. Реализация товаров (работ, услуг) передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товар, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу Реклама информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламопроизводитель лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Рекламораспространитель лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Розничные торговые организации организации торговли, реализующие товар конечному потребителю (ритейл). Рынок совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда; механизм (институт), сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг Рыночная экономика система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства . Сбыт товаров система мероприятий по реализации товаров. Спрос количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен; конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. Структура товарного рынка совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. Товар объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, неизъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам. Товарное обращение совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности. Товарный оборот объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарный рынок сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Товаропроизводитель изготовитель товара. Торги форма торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов с определенными технико-экономическими характеристиками. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Торговая система организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации негосударственные некоммерческие организации , объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и др.), а также для представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом. Торгово-распределительная сеть внутренний торговый аппарат и внешняя сеть торговых предприятий-посредников, через которые осуществляется реализация продукции. Торговые агентства особый вид посредников, подыскивающих покупателей, ведущих переговоры с ними, информирующих продавцов о предпринимательской среде рынка. Торговые дома многопрофильные торговые предприятия, интегрированные в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы. Торговые сети совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Торговый агент лицо, которое продает товар одного или нескольких предприятий по договору, действуя на рынках с высокой конкуренцией . Участник торгов лицо, которое допущено к участию в организованных торгах. Цена денежное выражение стоимости товара. Центральный контрагент юридическое лицо , являющееся одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеющее лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности и получившее статус центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте». Ярмарка ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно, организуемые в установленном месте торги.

Товарный рынок и предприниматель

Представляется обоснованным утверждение, что общие категории рыночной экономики, приведенные выше, подлежат изучению и преподаванию в рамках курса предпринимательского права как наиболее близкие к нему в ряду правовых дисциплин, изучающих рыночные отношения. Гражданский кодекс РФ ссылок на рынок практически не содержит, и это вполне понятно, поскольку Кодекс оперирует в основном категорией имущественных отношений . В предпринимательском праве предметом правового регулирования является предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, которая может осуществляться только в рыночной экономике. Поэтому предпринимательское право является неотъемлемой составляющей системы права России, как рынок — неотъемлемой составляющей рыночной экономики.

Рынок служит основным регулятором экономики. Трудности отечественной экономики объясняются тем, что в стране пока имеется лишь подобие рынка, его имитационная форма. Между тем, как отмечает Б. И. Пугинский, «гражданское право не дает определения сущности рынка, не указывает направления и способы его развития. Очевидно, что данная проблема относится к предмету науки коммерческого права и к сфере регулирования торгового законодательства»". Мы полностью согласны с уважаемым ученым, только следует различать рынок и торговлю. Рынок — это особая экономическая категория, а торговля — отрасль экономики. Рынок — сфера потенциальных обменов. Когда обмены становятся реальными, можно говорить о завершающей (и в то же время начальной) стадии воспроизводственного экономического цикла. При таком подходе предметом науки коммерческого права является торговля как вид предпринимательской деятельности. Наука предпринимательского права изучает более широкий круг различных видов деятельности, направленных на систематическое получение прибыли, а не только торговлю.

В законодательстве о предпринимательской деятельности рыночные категории встречаются довольно часто, например в нормах Закона о рынке ценных бумаг (ст. 1—7 и др.), НК РФ (ст. 40, 188, 214"), Закона о валютном регулировании. Закона об иностранных инвестициях в РФ (ст. 18) и многих других.

Понятие «товарный рынок», равно как и понятия некоторых других видов рынков, приобрело правовое значение и широко используется в нормативных актах . Они были введены в российское законодательство с принятием Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и некоторых других законов.

В Законе о защите конкуренции дано определение товарного рынка как сферы обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4).

Значительное влияние на характер и содержание взаимоотношений между субъектами рыночных отношений оказывает религиозное мировозрение. В этом плане наглядным примером могут служить материалы соборных съездов Всемирного русского народного собора (ВРИС — международной общественной организации, основанной в мае 1993 г под эгидой Русской православной церкви с целью консолидации русского народа). Например, на VII соборном съезде обсуждалась тема «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России»; на XI — «Богатство и бедность: исторические вызовы России»".

В условиях рыночной экономики, товарного производства предприниматель выступает в качестве товаропроизводителя. Результатами его производственно-хозяйственной деятельности являются товар, выполнение работ, оказание услуг

Товар — важнейший объект рыночной экономики — продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность, приобретаемый посредством купли-продажи или обмена. Он обладает двумя свойствами: 1) удовлетворять потребность людей (потребительная стоимость); 2) обмениваться (пропорции, в которых один товар обменивается на другой, есть его меновая стоимость).

Этими качественными характеристиками товара руководствуется предприниматель при осуществлении своей производственно-хозяйственной деятельности, проведении маркетинговых исследований, анализе рыночной ситуации, поведения товара на рынке.

Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение

О маркетинге сегодня говорят не только маркетологи, управленцы, экономисты, социологи, представители инженерных социологии и психологии, информатики, технических отраслей знания, но и другие специалисты в области рыночного хозяйства. Можно только приветствовать обращение юристов в своих научных исследованиях к правовым аспектам этого уникального явления рыночной экономики^.

Британский институт по вопросам маркетинга определяет его как функцию менеджмента фирмы, состоящую в организации и управлении всем комплексом деловой активности, связанной с выявлением покупательной способности потребителя с тем, чтобы обеспечить получение намеченных фирмой прибылей или достижение других целей.

На современном предприятии маркетинг стоит не в конце, а в начале воспроизводственного цикла и оказывает воздействие на экономический анализ , планирование, проектирование ассортимента, производственный процесс, равно как и на распределение, сбыт продукции и предоставление послепродажных услуг

Маркетинг — это работа с рынком ради осуществления обменов, исследование и прогнозирование развития рынка, цель которых — удовлетворение нужд и потребностей человека , т. е. достижение потребительской удовлетворенности. Тому, кто хочет успешно и эффективно продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т. д. «Для ИБМ маркетинг всегда был источником радости и гордости. Он является средством доставки товаров и средством, с помощью которого ИБМ возвещает о себе остальному миру: во что она верит, на что надеется, что намерена совершить и чего собирается достигнуть».

Возвещает же о себе фирма остальному миру главным образом своими товарами, которые имеют товарные знаки, знаки обслуживания, свою марку. Именно поэтому в России получило развитие такое направление маркетинга, как брендинг (brand management). Сущность брендинга заключается в осуществлении маркетинговых мероприятий с определенным товарным знаком, знаком обслуживания, когда товарный знак становится брендом и «продает себя сам» благодаря созданной маркетологами благоприятной репутации бренда у потребителей, а соответственно, последующие расходы на сбыт произведенных товаров резко сокращаются.

Преуспевающие бизнесмены и специалисты по маркетингу говорят о маркетинге еще и как о своеобразной «философии бизнеса», «философии ведения деловых операций»", а не только как о важнейшем звене в системе управления производством и сбытом продукции. Пока его дух и идеи не пропитают всю компанию, не проникнут в каждую ее ячейку, начиная с высших эшелонов руководства, маркетинг никогда не станет эффективным.

Выпущенный Европейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО — FEACO) официальный справочник-указатель к маркетингу относит 14 разновидностей услуг, включая такие, как социально-экономические исследования и прогнозирование, реклама и содействие сбыту, корпоративный образ и отношения с общественностью и др.

П. Друкер считает, что главной целью маркетинга является достижение такой рыночной позиции фирмы, при которой усилия по сбыту продукции, товаров (услуг) оказываются ненужными. «Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать сами себя»^ Отсюда понятно, что главной составляющей маркетинга является деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории, в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта.

Все это направлено на формирование потребительского спроса на товары фирмы, поскольку, если товары фирмы не пользуются спросом на рынке, никакие цели предпринимательской деятельности не могут быть достигнуты.

Без получения прибыли всякое предпринимательство теряет изначальный смысл. «В самом деле, решающим фактором при определении ценности нововведения являются не его оригинальность, не научное наполнение и даже не оригинальность решения, а только успех на рынке»". В рыночной экономике не может быть товара или услуги, иного блага, не признанного рынком. И только на рынке в конечном счете предприниматели реализуют свой продукт и получают прибыль, основу их дальнейшей предпринимательской деятельности. Поэтому предпринимательство — конкретная деятельность, практика.

Роль права при осуществлении маркетинговой деятельности заключается в использовании таких правовых средств, которые способствовали бы достижению предпринимательских целей предприятия. Это прежде всего правовые средства, обеспечивающие высокое качество товара, его патентно-лицензионную защиту и чистоту, приоритетную защиту интересов потребителя и др.

Особое значение имеют положения нормативных актов , обеспечивающие процесс продвижения товара на рынок, его реализацию и послепродажное обслуживание. Ключевую роль здесь играет договор как экономико-правовое средство, регулирующее взаимоотношения субъектов рыночной экономики.

Право закрепляет и регулирует значительную сферу отношений, связанных с рыночной деятельностью: правовое положение субъектов рынка (предпринимателей-производителей, посредников, потребителей), правила поведения на рынке, ответственность за их нарушение. Это особенно важно для предпринимателя, так как на различных рынках действуют различные «правила игры». Правовое обеспечение маркетинга включает по меньшей мере:

  1. правовое закрепление маркетинга как необходимого элемента деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
  2. определение правового статуса маркетинговой службы (маркетолога) на предприятии;
  3. юридически обязательные условия осуществления предприятием маркетинговой деятельности;
  4. отражение требований маркетинга в заключаемых с покупателями договорах (показатели плана маркетинга должны получать отражение или закрепляться в конкретных договорах);
  5. правовое регулирование отношений по предоставлению маркетинговых услуг.

Правовое закрепление маркетинга как принципа деятельности предприятия в условиях рыночной экономики может обеспечиваться путем включения в устав предприятия общих норм, касающихся маркетинга, в том числе его приоритета в определении возникающих между подразделениями и службами задач. С помощью указанных норм обеспечивается также выполнение разрабатываемых на предприятии маркетинговых программ.

Поскольку предприятие самостоятельно организует свою деятельность, в том числе самостоятельно определяет структуру органов управления и самостоятельно планирует производство и сбыт, следует признать, что вопросы организации маркетинга на предприятии регулируются локальными правовыми актами самого предприятия.

В положении о маркетинговой службе наряду с целями, задачами должны быть обозначены вопросы деятельности, к которым относятся, например: 1) разработка программ маркетинга по производимым товарам; 2) исследование рынков; 3) разработка новых видов продукции и товарных знаков; 4) определение цен на продукцию; 5) осуществление рекламы и технического обслуживания потребителей; 6) организация сбыта; 7) транспортировка товаров; 8) коммерческая логистика ; 9) общее руководство маркетинговой деятельностью и др.

Правовое регулирование отношений по предоставлению посреднических маркетинговых услуг осуществляется посредством договоров на оказание маркетинговых услуг. При подготовке текста маркетингового договора следует сконцентрировать усилия не на поиске в ГК РФ договорной модели, которую можно было бы «увязать» с маркетинговыми исследованиями, а на разработке специфического договорного обязательства , формировании договорных условий, которые детально регулировали бы все аспекты взаимоотношений контр-агентов^.

Составной частью маркетинга является реклама. Законодатель, а вслед за ним и многие исследователи рассматривают рекламу как информацию о каком-либо объекте, удовлетворяющую четырем легально сформулированным признакам: 1) реклама — это распространенная информация об объекте рекламирования; 2) реклама предназначена для неопределенного круга лиц; 3) реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; 4) реклама направлена на продвижение на рынке объекта рекламирования.

Закон о рекламе исключает из сферы своего действия политическую рекламу; справочно-информационные и аналитические материалы; информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера"; объявления физических лиц или юридических лиц , не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; элементы упаковки товара; указание на товар, органично инкорпорированное в произведения науки, литературы и искусства и т. д. (ст. 2 Закона о рекламе).

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст 437 ГК РФ). Если же в самом предложении указаны все существенные условия договора и из предложения усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных условиях с любым, кто отзовется, то такое предложение признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), действительной в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок (ст 11 Закона о рекламе).

В зависимости от соответствия рекламы обязательным требованиям реклама делится на правомерную и неправомерную. К неправомерной рекламе традиционно относят недобросовестную, недостоверную, неэтичную, скрытую рекламу. В литературе встречались предложения выделять в качестве отдельного вида неэстетичную рек-ламу^

Основу законодательства о рекламе составляет Закон о рекламе. Он определяет цели, сферу применения и состав законодательства о рекламе, содержит соответствующий понятийный аппарат, формулирует общие и специальные требования к содержанию и порядку распространения рекламы, определяет основы саморегулирования рекламного рынка и государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе.

Отношения, возникающие в процессе производства и распространения рекламы, регулируются не только Законом о рекламе, но и иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами.

Характеризуя законодательство, регулирующее рекламную деятельность, следует в качестве примера международного договора привести Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности 2003 г. Среди документов, не имеющих нормативного характера, необходимо отметить Международный кодекс рекламной деятельности, первая редакция которого была утверждена Международной торговой палатой в 1937 г. В 1997 г. российским Общественным советом по рекламе был принят Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации. Ассоциация коммуникационных агентств России в 2002 г. утвердила Российский рекламный кодекс.

Важнейшей формой правового регулирования рекламных отношений между равноправными субъектами является договор. Выделяют следующие основные специфические виды договоров , заключаемых на рекламном рынке: 1) договор на создание рекламного произведения и производство рекламных материалов (выполнение рекламных работ); 2) договор на оказание услуг по распространению рекламы (оказание рекламных услуг); 3) договор на оказание посреднических рекламных услуг (как правило, на практике он заключается в форме агентского договора , реже — договора комиссии , еще реже — поручения), который может быть направлен как на обеспечение производства, так и на размещение рекламных материалов силами третьих лиц; 4) договор на проведение рекламной кампании — это смешанный договор, по которому рекламист обязуется изготовить и разместить рекламу в рамках единой рекламной кампании, а рекламодатель обязуется принять и оплатить выполненные работы и оказанные услуги.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет ФАС России (ее территориальные управления), в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе; 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Кроме того, ФАС России в рамках своей компетенции осуществляет защиту конкуренции , в том числе на рекламном рынке, пресекая незаконные монополистические действия (ст. 22 Закона о защите конкуренции).

В КоАП РФ содержится ряд статей, описывающих составы административных правонарушений в сфере рекламы и устанавливающих санкции.

Паблик рилейшнз (public relations) — деятельность по организации положительного общественного мнения о фирме, обеспечению благожелательной известности о ней как об организации с высокой гражданской ответственностью, а также по противодействию неблагоприятным сведениям и слухам.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

Основные понятия

Аукцион — способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену.
Бартерная сделка — сделка, при которой взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты. Пропорции обмена при этом определяются, как правило, с учетом соотношения цен на обмениваемые товары на внутреннем или мировом рынке, качества продукции и условий поставки.
Биржевая сделка — зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар — не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Брокер — биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента (ст.9 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Брокерская деятельность — совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.
Брэнд (брэндинг) — клеймо; марочный (от — «марка товара») принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брэндов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга.
Дилер — биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли).
Дилерская деятельность — совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.
Информация — совокупность сведений о каких-либо событиях и фактах.
Коммерческая тайна — используемая в предпринимательской деятельности информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Маркетинг — система коммерческих мер предпринимательской деятельности в условиях рыночной концепции управления. Необходимая составная часть рыночной системы, эффективное средство конкурентной борьбы.
Паблик рилейшнз (Public Relations — ПР) — некоммерческие престижные мероприятия, направленные на создание благоприятного облика фирмы.
Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Закона РФ о рекламе).
Рынок — совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Рыночная экономика — система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства.
Товар — продукт труда, произведенный для продажи или обмена.
Товарная биржа — организация, наделенная правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ч.4 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Ярмарка — ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги.

Основные нормативные акты

Гражданский кодекс РФ — п.1 ст.10, ст.139, ст.401, 1033, 1222.
Налоговый кодекс РФ — ст.40, 188, 214.1.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Закон РФ 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., включая от 25 июля 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст.300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.169; N 24. Ст.2256; N 30. Ст. 2870; 1996. N 1. Ст.4; 1998. N 10. Ст.1143; 2000. N 26. Ст.2737; N 32. Ст.3333; 2001. N 32. Ст.3315; 2002. N 12. Ст.1093; N 30. Ст.3029; 3033.
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изм. и доп., включая от 21 марта 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 18. Ст.961; N 34. Ст.1966; 1993. N 22. Ст.790; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.2397; 2002. N 12. Ст.1093.
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе».
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст.609; 2003. N 2. Ст.167.
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст.3347.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ).
Положение о комиссии по товарным биржам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 (с изм. от 26 марта 1996 г.) // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787; СЗ РФ. 1996. N 13. Ст.1345.
Положение о государственном комиссаре на товарной бирже, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // СЗ РФ. 1994. N 10. Ст.787.
Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787.
Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 // СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.3982. Текст приложения см.: Ведомственное приложение к РГ. 1995. 21 окт.
Письмо ГКАП РФ от 30 июля 1996 г. N 16-15/АК «О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках» // Экспресс-Закон. 1996. N 38.
Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы, одобренная постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст.2910.