Формирование и развитие менеджмента кратко. Исторические периоды возникновения и развития менеджмента

Курс лекций

Дисциплина «Менеджмент»

для студентов заочного отделения

Шадринск, 2015

Составитель: преподаватель Е.А.Чепарухина

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов заочного отделения по дисциплине «Менеджмент».

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол №____________от____________2015г.

Председатель цикловой комиссии:____________(Е.А.Чепарухина)

Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента

Исторические периоды возникновения и развития менеджмента

Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в резуль­тате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие - управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно склады­вались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционе­ров, по сути, в менеджеров.

Постепенно появляется новый тип деловых людей. Помимо соблюде­ния ритуальных почестей, они заведовали сбором налогов, управляли го­сударственной казной, ведали имущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда. Побочные результаты такой управленческой деятельности - появление письменности (так как запомнить весь объем информации было невозможно) и потребности в расчетах.

Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инст­румент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со вре­менем в социальный институт и профессиональное занятие.

Первой управленческой революцией считается зарождение письмен­ности в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммер­сантов», связанных с торговыми операциями.

Вторую революцию в управлении относят к 1760 г. до н.э. и связыва­ют с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод зако­нов управления государством с целью регулирования отношений между различными социальными группами.

Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоноссора II (605-562 гг. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления и контролем за дея­тельностью в сфере производства и строительства.


I период - Древний период (с 9-7 тыс. до н.э. и примерно до XVIII в.)

В этот период были самые простые зачаточные формы упорядочения организации. В Др. Египте сформировался достаточно развитой государственный управленческий аппарат. В Риме – тоже самое.

Одним из первых кто дал характеристики управления в этот период были:

Сократ (470-399 гг до н.э.), Платон (428-348 гг до н.э.), А. Македонский (356-323гг до н.э.).

Великая индустриальная революция XVII-XVIII в. оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все пред­шествующие революции. По мере того как индустрия перерастала грани­цы мануфактуры и созревала современная система акционерного капита­ла, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами; вместо единствен­ного руководителя-собственника появилось несколько наемных менед­жеров. При этом под администрированием понималось формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль их реализации.

II период – Индустриальный период (1776-1890гг.)

Основными представителями развития государственного управления являлись:

Адам Смит, Роберт Оуэн, Чарль Бейбидж

Этот период характеризовался представителями классической политической экономики, которые сделали анализ форм разделения труда, дали характеристику обязанностей государя и государства. И даже использование вычислительной техники в управленческом труде.

III период – Период систематизации (с 1856- 1960)

В этот период формировались новые школы, управленческий аппарат, меняются взгляды на управление. Появляются менеджеры, которые обеспечены работой и ведется их обучение. Их представителями являются Тейлор, Файоль, Гилбретт, Вебер, Мэйо, Маслоу и другие.

IV период – Период информационный (1960 – по настоящее время)

Появление данного периода связано с применением математики и компьютеров в управлении, т.е. сочетание труда человека и ЭВМ.

Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние технического прогресса чрезвычайно ус­ложняют управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую кальку­ляционную основу - все переводится в формулы и деньги. Каждый про­изводственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется про­блема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объеди­нить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, под­разделение).

Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого систему принятия решений, цели политики компании и др.

Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги как науч­ная и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя там свободное предпринимательство очень развито, а в крупных корпорациях. Годовыедоходы некоторых корпораций нередко превышают бюджеты многих го­сударств. Если в докапиталистический период развития общества функ­ция управления еще не была обособлена от непосредственной производи­тельной деятельности и сводилась в основном к функции надзора и принуждения к труду, то развитие капитализма ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной, специфической обла­стью деятельности. Появляется многочисленный штат специалистов, прошедших подготовку в школах бизнеса и системах профессионального обучения.

Управление как наука возникла в США в началеXX в. Этому способ­ствовали: демократичность страны; трудолюбие граждан; высокий престиж образования; отсутствие государственного вмешательства в экономику; свобода от консервативных догм Старого света; создание монополий, при­водившее к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.

Возникновение научного управления связано с работами Фредерика Тейлора, в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Система Тейлора характеризуется следующими положениями:

Нормализация приемов и условий работы;

Специализация функций в производстве;

Отбор работников, их обучение и тренировка;

Точные инструкции каждому работнику;

Специальная подготовка работника;

Отделение административной работы от исполнительской;

Введение института мастеров;

Учет и контроль всех видов работ.

Главная идея Тейлора - управление должно стать системой, осно­ванной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необхо­димо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора обеспечило значительный рост производитель­ности труда. Следует отметить и некоторые недостатки системы Тейлора, прежде всего игнорирование человеческого фактора. Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему научно обос­нованных инструкций.

Значительный вклад в теорию и особенно практику управления внес Генри Форд. Механик и предприниматель, он был известен как талантли­вый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной.

Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управле­ние и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. Г.Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в практиче­ской деятельности.

Крупный вклад в теорию управления внес Анри Файоль, разработав­ший «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. В работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.) им определены функции, принципы и элементы управления. В качестве главных функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. К важнейшим принципам управления Файоль относит: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. Основной вклад в теорию менеджмента А. Файоля в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менедже­ру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом. Несо­мненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.

Что такое менеджмент (management) и для чего он нужен? Основные понятия: виды, функции, методы и принципы менеджмента. Менеджмент, как профессия в современном мире.

Приветствую вас, дорогой друг! Вас приветствует Дмитрий Шапошников, один из авторов сайта ХитёрБобёр.ru.

Более 10 лет я руководил коллективами до 1000 человек в крупных банках и телекоммуникационных компаниях России.

Сегодня мой опыт в том числе лег в основу этой статьи.

Давно заметил, что большинство людей не понимают, что такое менеджмент и для чего он нужен.

Ниже я поделюсь с вами понятной теоретической основой этого понятия и практическими примерами из своей жизни.

Эта информация будет полезна как начинающим менеджерам, так и тем, кто хочет узнать больше об управлении и эффективно использовать эти знания на практике.

1. Что такое менеджмент – полный обзор понятия

Слово «Management» в переводе с английского дословно означает «управление», «администрирование», «умение руководить».

Однако точным синонимом «управления» это слово не является. Ведь управлять можно не только фабрикой, но и автомобилем или велосипедом. Менеджмент – это в первую очередь управление людьми. При этом занимается управлением тоже человек, а не автомат или компьютер.

Наиболее точное определение менеджмента следующее:

Менеджмент - это управление, максимальное эффективное использование и контроль социальных или экономических систем в условиях рыночной экономики. Первоначально менеджмент развивался как искусство управления производством, но затем трансформировался в теорию управления поведением человека.

Вообще существует несколько значений термина «менеджмент». Вот некоторые из них:

  1. Вид трудовой деятельности, представляющий собой процесс управления: непрерывное осуществление действий и принятие решений, способствующих выполнению поставленных задач.
  2. Собственно процесс управления чем-либо – прогнозирование, координация, стимулирование деятельности, командование, контроль и аналитическая работа, а также объединение различных способов управленческой деятельности воедино.
  3. Организационная структура, предназначенная для управления компанией, предприятием, группой людей, страной.
  4. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем управления и руководства людьми.
  5. Искусство управления людьми, в том числе оперативное и в условиях стресса. Предполагает не только знание теории, но и интуитивное понимание человеческого поведения.
  6. Искусство управления интеллектуальными, денежными, сырьевыми ресурсами в целях максимально эффективной производственной деятельности.

Приведенные выше определения менеджмента не противоречат друг другу, а наоборот, взаимосвязаны и раскрываю различные аспекты данного понятия.

С одной стороны это теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением законов и принципов управления, с другой – чисто практическая деятельность, направленная на рациональное распределение людских и/или материальных ресурсов.

Мировая история развития менеджмента

Точной (и даже примерной) даты зарождения науки управления не назовёт ни один историк.

Логично предположить, что менеджмент существует в обществе с момента возникновения социальных отношений. Даже в самых древних сообществах были нужны люди, которые брали на себя функции управления и координирования деятельности групп.

Древние менеджеры управляли людьми при строительстве жилищ, добыче пищи, защите от диких зверей и врагов.

Выделяют 4 исторических периода развития менеджмента как науки управления людьми:

  1. Древний период (10 000 лет до н.э. – 18 век н.э.). Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную сферу знаний, общество столетиями накапливало по крупицам опыт управления. Зачаточные формы существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины и вожди представляли собой руководящее начало всех разновидностей деятельности. Примерно в 9-10 тысячелетиях до нашей эры присваивающее хозяйство (собирательство и охота) постепенно уступило место производящему: этот переход можно условно считать периодом зарождения менеджмента. Уже в Древнем Египте (3 тыс. лет до н.э.) был сформирован полноценный государственный аппарат с обслуживающей прослойкой. Позже принципы управления сформулировали в своих работах философы Сократ и Платон.
  2. Индустриальный период (1776-1890). Максимально точно принципы государственного управления раскрыл в своих работах А. Смит. Он сформулировал законы классической политэкономии и управления, писал об обязанностях руководителя государства. В 1833 г. британский математик Чарльз Бэббидж предложил свой проект «аналитической машины», которая помогла принимать управленческие решения более оперативно.
  3. Период систематизации (1860-1960). Время интенсивного развития теории управления, появления новых направлений, течений и школ. Можно сказать, что современный менеджмент зародился именно во времена промышленной революции. Возникновение фабрик привело к необходимости создания единой теории управления большими группами людей. Для этих целей лучших работников обучали представлять интересы руководства на местах - они и были первыми менеджерами.
  4. Информационный период (1960 г. - наше время). Сегодня для принятия управленческих решений требуется обработка огромного количества информации. Управление представляет собой логический процесс, который можно выразить математически. Практикуются различные подходы к управлению, основанные на принципах лояльности к работающим людям и этике бизнеса.

Менеджмент как наука и прикладная деятельность продолжает развиваться и совершенствоваться. Ни один руководитель в наше время не может управлять людьми, финансами, производственными процессами без теоретической базы и практических навыков менеджмента.

2. Основные цели и задачи менеджмента

Тем, кто не имел опыта управления хотя бы 2-3 подчиненными, сложно понять, что такое менеджмент и почему этой науке следует долго и упорно учиться. Казалось бы, всё предельно просто: подчиненные трудятся, а руководитель наблюдает и указывает, что им делать для повышения производительности и увеличения доходов фирмы.

На деле всё гораздо сложнее: чтобы дать верное указание, нужно четко разбираться в сути производственных процессов. Управление должно быть максимально эффективным, иначе оно вместо пользы будет приносить убытки и вред.

Любой руководитель должен опираться в своей работе на знание научных принципов и понимание текущей ситуации.

Например

Менеджер по персоналу в типографии должен не только умело управлять печатниками и операторами полиграфического оборудования, но и хорошо разбираться в печатном деле.

Ещё один пример

Из складского помещения нужно срочно вынести товар и погрузить его в транспорт. Квалифицированный менеджер распорядится заранее вынести из клада товары и распределить их на погрузочной площадке определенным образом – крупногабаритные и прочные – ближе, хрупкие и небольшие по размерам – дальше. Когда прибудет автомобиль, грузчики быстро переместят товары в грузовик в том порядке, в котором они расположены.

Неопытный или ленивый менеджер вообще не позаботиться о предварительной работе, поэтому грузчикам придётся долго таскать товары со склада без всякой системы.

Главная цель менеджмента – гармоничная и слаженная работа организации, эффективное функционирование её внешних и внутренних элементов.

На конкретное содержание менеджмента влияют 2 группы факторов:

  • Общие тенденции развития компания;
  • Территориальные или национальные экономические факторы.

Локальные задачи менеджмента подчинены главной цели.

К вспомогательным задачам относятся:

  • развитие и выживание организации, сохранение своей рыночной ниши и ориентация на расширение сферы влияния;
  • достижение поставленных результатов, обеспечение конкретного уровня прибыли;
  • создание условий, необходимых для стабильного существования организации;
  • преодоление рисков и прогнозирование рискованных для компании ситуаций;
  • контроль эффективности организации.

Управление деятельности компании или группы людей осуществляется с учётом потенциальных возможностей организации и постоянной коррекцией производственных процессов. На крупных предприятиях менеджмент подразделяется на 3 взаимодействующих звена – высшее, среднее и низшее.

3. 7 основных видов менеджмента

Виды менеджмента – это специфические области управления, связанные с решением конкретных задач. Существует 7 основных видов менеджмента – рассмотрим подробно каждый из них.

Вид 1. Производственный менеджмент

Термин «производство» следует понимать максимально широко: он может относиться к коммерческой фирме, банку, заводу.

Производственный менеджмент отвечает за конкурентоспособность услуг и товаров, предоставляемых компанией. Эффективность такой деятельности определяется точностью стратегических прогнозов, организацией производства, грамотной инновационной политикой.

Специалист по производственному менеджменту решает следующие задачи:

  • контролирует работу системы, своевременно обнаруживает сбои и неполадки;
  • устраняет конфликты внутри организации и занимается их профилактикой;
  • оптимизирует объём выпускаемой продукции;
  • следит за рациональным использованием, загрузкой и исправностью оборудования;
  • контролирует трудовые ресурсы, отвечает за дисциплину и поощрение и учитывает интересы работников организации.

Главной задачей такого специалиста является эффективное сочетание возможностей компании с её долгосрочными целями, а также управление производственным процессом.

Вид 2. Финансовый менеджмент

Управление финансами предприятия.

Финансовый менеджер отвечает за бюджет организации и обеспечивает его рациональное распределение. В задачи такого управленца входит анализ и изучение прибыли компании, её затрат, платежеспособности и структуры капитала.

Цель финансового менеджмента очевидна – увеличение прибылей и благосостояния организации с помощью эффективной финансовой политики.

Локальные задачи специалиста по управлению деньгами компании:

  • оптимизация расходов и денежного оборота;
  • минимизация финансовых рисков предприятия;
  • точная оценка финансовых перспектив и возможностей;
  • обеспечение рентабельности организации;
  • решение задач в сфере антикризисного управления.

Другими словами, финансовый менеджер следит, чтобы фирма не обанкротилась и приносила стабильную прибыль. Принципы финансового менеджмента можно использовать также индивидуально, управляя своими собственными средствами.

Вид 3. Стратегический менеджмент

Стратегия – разработка методов и способов достижения целей.

Стало быть, стратегический менеджмент – разработка и реализаций путей развития компании. Конкретный план действий определяется уже тактикой.

Допустим, цель организации – получить максимальный доход. Стратегические мероприятия для достижения этой цели могут быть различными: стать лучшим производителем в своей нише по качеству, увеличить объём производства, расширить ассортимент. Методы решения данных задач также будут различными.

Например, при реализации программы улучшения качества продукции, на предприятии потребуется ввести должность штатного менеджера по контролю или открыть целый отдел, отвечающий за функциональность и соответствие стандартам выпускаемых изделий (ОТК).

Вид 4. Инвестиционный менеджмент

Как это следует из названия, задачей инвестиционного менеджмента является управление инвестициями предприятиями. Менеджер такого типа занимается выгодным размещением имеющихся инвестиций и привлечением новых.

Инструмент работы специалиста – инвестиционный проект (долгосрочный бизнес-план). Сюда же относится фандрайзинг.*

Фандрайзинг - это поиск и получение денег от спонсоров, привлечение грантов.

Вид 5. Риск-менеджмент

Поскольку коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском, необходимо заранее просчитать возможные убытки от производственных процессов и соотнести их с предполагаемым профитом.

Риск-менеджмент есть процесс принятия и реализации управленческих решений, имеющих целью минимизировать потери и снизить вероятность неблагоприятных последствий.

Риск-менеджмент осуществляется поэтапно:

  1. Выявляется собственно фактор риска и проводится оценка масштаба его возможных последствий;
  2. Выбираются методы и инструменты управления рисками;
  3. Разрабатывается и реализуется риск-стратегия, направленная на минимизацию ущерба;
  4. Проводится оценка первичных результатов и дальнейшая коррекция стратегии.

Грамотный риск-менеджемент значительно повышает конкурентоспособность субъекта и защищает его от убыточных видов деятельности.

Вид 6. Информационный менеджмент

Специфическая область менеджмента, которая выделилась в самостоятельную отрасль в 70-х годах 20 века. Информационный менеджмент отвечает за сбор, управление и распределение информации. Такой вид деятельности осуществляется с целью прогноза ожиданий клиента и обеспечения организации актуальной информацией.

Современный информационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность на базе компьютерных технологий.

Сегодня это гораздо больше, чем управление документооборотом и делопроизводством: информационный менеджмент относится ко всем видам информационной деятельности компании, начиная с внутреннего общения сотрудников, заканчивая предоставлением сведений об организации обществу.

Вид 7. Экологический менеджмент

Часть системы корпоративного управления, имеющая чёткую организацию и реализующая программы и мероприятия по охране окружающей среды. Экологическая политика каждой компании регламентирована законодательством и различными нормативными актами.

Данный тип управления основан на формировании и развитии экологического производства: сюда входит рациональное использование природных ресурсов, деятельность, направленная на сохранение качества природной среды.

Сюда же входит курс на снижение отходов предприятия и их рациональная переработка. Системы экологического менеджмента действуют на большинстве предприятий цивилизованного мира; не отстаёт и наша страна: в РФ число таких организаций растёт с каждым годом.

4. Раскрытие главных составляющих менеджмента – понятия и определения

Здесь рассмотрим из чего собственно состоит менеджмент и каковые его основные функции.

1) Субъекты и объекты менеджмента

Субъектами менеджмента считаются собственно менеджеры – руководители разного уровня, занимающие постоянные должности и имеющие полномочия в области принятия решений в различных сферах деятельности организации.

Объекты менеджмента – это всё, в отношении чего осуществляется менеджмент – производство, сбыт, финансы, персонал. Объекты имеют некоторую иерархию: направлять менеджмент можно на своё рабочее место, структурную единицу (группу, бригаду, участок), подразделение (цех, департамент), организацию в целом.

2) Функции и методы менеджмента

Общие функции отражают главные стадии процесса управления работой организации на всех её иерархических уровнях.

Грамотный и эффективный менеджмент предполагает осуществление следующих функций:

  • постановка целей;
  • планирование деятельности;
  • организация работы;
  • контроль деятельности.

Часто включают дополнительные функции – мотивации и координации. Функции подразделяются также на социально-психологические и психологические. Обе группы взаимно дополняются и создают целостную систему, которая позволяет контролировать работу организации на всех уровнях.

Методы менеджмента бывают:

  1. Экономическими (государственная регуляция деятельности организаций, рыночная регуляция);
  2. Административными (методы прямого действия, основанные на дисциплине и ответственности);
  3. Социально-психологическими , основанными на моральной стимуляции персонала.

Внутри одной компании различные методы менеджмента могут сочетаться и применяться в зависимости от текущей ситуации.

3) Модели и принципы менеджмента

Полную информацию о принципах менеджмента удобнее предоставить в виде таблицы:

Принципы Содержание принципа
1 Разделение труда Целью разделения труда является выполнение большего количества работы при неизменных условиях. Конкретные цели распределяются между участниками производственного процесса соответственно их способностям
2 Полномочия и ответственность Полномочия в форме приказа сопровождаются ответственностью за грамотное выполнение порученного дела
3 Дисциплина Участники производственного процесса должны подчиняться определённому регламенту, а менеджеры – применять санкции к нарушителям внутреннего распорядка
4 Единоначалие Работник получает (и выполняет) приказы от одного начальника
5 Подчинение личных интересов общественным Интересы группы являются приоритетными по отношению к интересам одного работника
6 Вознаграждение Верность и преданность компании следует поддерживать наградой (премия, повышение зарплаты) за эффективный труд
7 Порядок Персонал и материальные ресурсы должны находиться на надлежащем месте
8 Справедливость Справедливое отношение к работнику стимулирует преданность фирме и повышает производительность труда
9 Инициатива Сотрудники, которые проявляют инициативу и имеют возможность внедрять свои планы в жизнь, работают с полной отдачей
10 Корпоративный дух Дух команды – основа гармонии и единства внутри организации

5. Профессия менеджер – как стать успешным руководителем

Кто такой менеджер?

Словарное определение гласит:

Менеджеры – это руководители, управляющими подчиненными. Менеджерами можно считать бригадиров, заведующих участками и отделами, начальников цеха. Это среднее и низшее (линейное) звено менеджмента. Высшее звено – руководители предприятий, компаний, органов государственной власти. Их называют также «топ-менеджерами».

Топ-менеджеры принимают окончательные решения, а среднее звено и линейные менеджеры воплощают эти решения в жизнь. Высшее руководство занимается также определением целей организации.

Скажем, руководитель компании принимает решение для предприятия – выйти в текущем квартале на ведущие позиции в своей отрасли. Какими методами эта задача будет воплощаться в жизнь, зависит уже от представителей среднего звена и линейных менеджеров.

Менеджерами называют как управляющих, так и управленцев – лиц, участвующих в управлении. Управленцы обязательно имеют в подчинении определенное количество лиц.

Сегодня менеджерами называют также работников, чья профессиональная деятельность заключается в контактах с людьми. Такие специалисты часто не имеют подчинённых, а контактируют непосредственно с клиентами и партнёрами организации. Этим видом деятельности занимаются, например, офис-менеджеры, менеджеры торгового зала.

По сути, любой человек, исключая младенцев и лежачих больных, является менеджером своих собственных дел: он вынужден постоянно планировать, управлять своими ресурсами.

Основным ресурсом каждого из нас выступает время. Можно распорядиться им с пользой, а можно потратить зря. Из этого следует, что знание теории и практики менеджмента полезно каждому из нас, а не только руководящим работникам.

В современном деловом мире выделяют понятие тайм-менеджмент или «управление временем». Эта область знания предполагает эффективное планирование своего времени его и грамотное распределение.

Одним из основателей этой науки является популярный западный автор . Его книга «Результативный тайм-менеджмент» популярна во всем мире среди руководителей и просто деловых людей, желающих грамотно организовать личное время.

Брайан Трейси о тайм-менеджменте:

В специальной литературе понятие «менеджер» часто противопоставляется термину «исполнитель». Таким образом, в более узком значении менеджером можно назвать того, кто имеет под своим началом хотя бы одного подчиненного.

На производстве менеджеры представляют собой своеобразную каркасную структуру, на которой держится работа всей компании. От таланта руководителей напрямую зависят прибыли предприятия, отношения внутри коллектива, перспективы развития фирмы.

Чтобы стать успешным менеджером следует иметь отличную теоретическую подготовку и обладать развитыми коммуникационными качествами. Руководитель обязан быть осведомлённым, справедливым, надёжным и доступным для диалога с подчиненными.

7 золотых советов:

  1. Налаживайте межличностное понимание . Руководители должны уметь понимать своих подчиненных и вышестоящих по должности. Для этого менеджер должен уметь общаться и принимать искренне участие в жизни своих сотрудников и коллег. Не зря этот принцип стоит на первом месте, ведь именно здоровые отношения между вами и подопечными принесет «зрелый плод» совместной деятельности.
  2. Учитесь мотивировать тех, кто вас окружает. Понятно, что общего для всех стимула не существует, поэтому принципы мотивации сотрудников необходимо постоянно совершенствовать и менять. Вы должны очень четко чувствовать потребности и нужды людей. У всех разные ценности, кому-то важно получить дополнительный день отдыха к отпуску, а кто-то нуждается в материальном поощрении, а третьему просто необходимо помочь решить психологическую проблему.
  3. Держите обратную связь. Постоянно взаимодействуйте с подчиненными, сделайте общение регулярным: это поможет постоянно находиться в курсе производственных дел. Умение взаимодействовать и доносить свои идеи до самого периферийного работника фирмы (включая уборщиц и сторожей) обеспечит понимание сотрудниками их задач и целей.
  4. Совершенствуйте навыки и приёмы влияния. Эффективный руководитель – не тот, кто может заставить, а тот, кто может убедить подчиненных, что работать на благо компании выгодно для них самих.
  5. Учитесь планировать. Способность прорабатывать стратегии на стадии их создания – необходимое для руководителя качество. При планировании обязательно обсуждайте свои проекты с сотрудниками – это облегчит вам работу, а заодно поддержит в подчиненных заинтересованность в делах компании.
  6. Осведомленность. Хороший менеджер всегда знает, что происходит в организации, как устроена её структура, какова внутренняя культура корпорации. Особенно полезно знание неофициальных методик работы и прочих «секретов внутренней кухни».
  7. Творческий подход. Подключить воображение там, где сотрудник видит лишь должностную инструкцию – необходимое качество успешного руководителя. Порой работник при возникновении производственного вопроса не видит проблемы в перспективе: менеджер должен обладать таким видением и уметь принимать нетривиальные и нестандартные решения.

Успешный руководящий работник никогда не реагирует на ситуацию, он обязательно осмысливает её (делать это порой приходится мгновенно) и только после этого выносит обдуманное и грамотное решение.

Идеальный менеджер – человек, заинтересованный в своей работе, обладающий стрессоустойчивостью, самоконтролем, знающий теорию управления и умеющий реализовывать свои знания практически.

2) Где можно научиться менеджменту

Научиться менеджменту профессионально сегодня можно в ведущих вузах РФ – в частности, в МГУ, Финансовом Университете при правительстве РФ, в Плехановском Экономическом Университете, Государственном Университете Управления и других учебных заведениях.

Существуют также учебные пособия (А. Орлов «Менеджмент», Р. Исаев «Основы Менеджмента»), школы и классы для желающих повысить квалификацию, а также видеокурсы, которые можно бесплатно посмотреть во всемирной сети.

Отдельно стоит выделить онлайн-школу Бизнеса и личностного развития Алекса Яновского (можно найти много видео на Ютубе). Здесь вы можете научиться мыслить категориями принятия правильных решений, научиться управлению, предпринимательству, приобрести новых друзей и единомышленников.

6. Выдающиеся менеджеры в истории человечества

Здесь я кратко приведу несколько биографий выдающихся менеджеров 20 века.

1) Джек Уэлч – компания General Electric

Этот человек стал легендой американского предпринимательства. Проведя ровно 20 лет на посту гендиректора компании General Electric, он превратил неповоротливую корпорацию в глобального игрока мировой экономики и был признан лучшим менеджером XX века.

Принцип Уэлча гласит: если компания не занимает ведущее место в своей отрасли, её следует продать.

Руководствуясь этим принципом, руководитель GE последовательно избавился от неприбыльных и бесперспективных фирм, принадлежащих корпорации и радикально сократил количество сотрудников.

Уэлч пытался добиться большего от меньшего числа людей, и ему это удалось. Сотрудников стало меньше, но они стали работать лучше. Чтобы мотивировать работников, Уэлч вкладывал миллионы долларов в корпоративные фитнес-залы, места отдыха и гостевые комплексы.

2) Генри Форд – компания Ford

Создатель и руководитель одной из крупнейших в мире корпорации был первым, кто поставил производство автомобилей на конвейерную основу. Ему принадлежит почетное звание отца современной автомобильной промышленности.

Став руководителем собственноручно созданной компании в 1903 году, Форд раньше других понял, какое значение имеет для увеличения прибыли грамотный маркетинг своей продукции.

В те годы лозунг «Автомобиль для всех» воспринимался, мягко говоря, без особого энтузиазма (примерно так сейчас смотрелся бы лозунг «самолёт для всех»), однако Форду удалось сначала поколебать общественное мнение, а затем полностью изменить его.

Форд одним из первых промышленников понял, что для увеличения производительности следует мотивировать своих рабочих долларом: зарплаты сотрудников на его предприятии были самыми высокими для своего времени. Кроме того, он ввёл 8-часовую смену и оплачиваемые отпуска на своём заводе.

3) Коносукэ Мацусита – компания Panasonic

Отец всемирно известного бренда электроники и бытовой техники пришёл в большой бизнес с капиталом в 100 йен. Начав с производства плат для изоляции вентиляторов и велосипедных ламп, Мацусита постепенно превратил свою компанию в мирового лидера электронной промышленности. Миссию компании он видел в улучшении уровня жизни людей и служении обществу.

Своим успехом корпорация Panasonic во много обязана творческому подходу руководителя фирмы к маркетингу и продвижению продукции.

Кроме того, Коносуке первым среди руководителей японских компаний подобного уровня уяснил, что цена предприятия равняется стоимости его человеческого фактора. Без мотивированного и должным образом направленного персонала любая фирма разваливается на составные части и не работает как целое.

7. Заключение

Дорогие друзья, благодарю за внимание. Надеюсь, что теперь вы узнали о менеджменте несколько больше и что теперь вы успешно используете предоставленную информацию в целях собственного развития.

Теоретические основы менеджмента можно успешно использовать не только на производстве и в руководящих сферах, но и в личных интересах.

Если статья показалась вам полезной или натолкнула на какие-то мысли и соображения – смело оставляйте отзывы и комментарии, ставьте лайки!

Менеджмент: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.1. История возникновения и развития менеджмента за рубежом

История возникновения и развития менеджмента насчитывает около семи тысячелетий. За этот период прошло пять управленческих революций, коренным образом изменивших место и значение менеджмента в жизни общества. Сегодня трудно точно сказать, когда возникли первые элементы управления; потребность в управлении возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами. Высказывания по проблемам управления можно найти на египетских папирусах и на глиняных табличках Междуречья.

Как только люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:

Оборонительной (защита от диких зверей и врагов);

Политической (установление порядка в группе);

Экономической (производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия).

Когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – вождем группы. По мере возрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Дошедшие до нашего времени источники свидетельствуют о широком понимании египтянами проблем управления государством. Они признавали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля. Это, конечно, было обусловлено строительством пирамид и другими крупномасштабными работами, связанными с использованием труда многих людей.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) создал свод законов управления государством, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Правитель Вавилонии Навуходоносор II (604–562 гг. до н. э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. Известный древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) первым сформулировал научные идеи о разделении труда. Платон говорил о том, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Управление он считал наукой об общем питании людей, которая должна базироваться на всеобщих разумных законах. В управлении обществом главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) понимал управление как особую сферу человеческой деятельности. Он говорил о том, что главное в управлении – назначить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. В 370 г. до н. э. Ксенофонт дал первое описание преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую крупную мастерскую, где трудились сотни рабов.

Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль, можно показать на примере применяемой там системы управления фермой. Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) предлагал планировать работы на ферме на год вперед. Он писал об обязательном контроле, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

Интересны идеи в области управления, выдвинутые на Древнем Востоке. Из древнеиндийского трактата «Артхамастра», опубликованного в IV–III вв. до н. э. видно, что получили развитие такие науки, как философия, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении.

Следует отметить, что в древности крупные организации имели формальные структуры управления с четко выделенными уровнями управления. Теория управления в древнем мире была развита слабо. В основном управление осуществлялось путем проб и ошибок. Производился также обмен опытом и идеями среди правителей, церковных деятелей, военачальников.

Для древних организаций характерно:

Небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена;

Управленческая работа не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности;

Руководящие посты чаще всего занимали по праву рождения или силой;

Малое количество крупных организаций.

Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469–1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных . В 1513 г. Н. Макиавелли в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями».

Англичане Т. Гоббс в 1651 г. и Дж. Стюарт в 1767 г. доказали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Великий английский экономист А. Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Дальнейшие исследования показали, что к обогащению стремится лишь двенадцать процентов людей, а сорок процентов людей стремится к славе.

В условиях феодального и раннего капиталистического общества потребность в изучении проблем управления была ограничена: первостепенное внимание уделялось решению проблем управления государством. Основой существования феодального общества было ведение натурального хозяйства, крепостные крестьяне находились в полной личной зависимости от воли и власти хозяина, что не стимулировало роста производительности труда.

Английское слово «management» происходит от латинского слова «manus», что означает «рука, сила». Первоначально понятие относилось к сфере управления животными. Сегодня слово «менеджмент» связано с умением руководить, принимать решения и обозначает область науки и практики управления людьми и организациями. Понятие «менеджмент» трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов в условиях конкуренции.

Менеджмент – это тип научно-практического управления, руководство людьми и производством; это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг с целью получения прибыли; это искусство ведения дел, управление тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, соединенное как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией. Первая половина XIX в. характеризуется бурным развитием капитализма сначала в Англии, а затем в США и Европе. Формирование научных основ менеджмента началось в последние десятилетия XIX столетия. Наиболее благоприятные условия для этого сложились в США, где уровень организации крупного машинного производства был выше, чем в других странах. Именно здесь при крупнейших университетах стали создаваться школы бизнеса, которые явились основой для создания широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров.

Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Джозефом Вартаном, вначале не нашел широкого практического применения и лишь спустя тридцать пять лет стал использоваться в качестве учебной дисциплины. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун выступил на собрании инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист», в котором ставилась проблема необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандере впервые ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 г. Фредерик Уинслоу Тейлор, которого по праву считают основателем теории современного менеджмента, выпустил работу «Принципы научного управления».

Основная идея Тейлора заключалась в том, что при научной системе управления точное научное знание и методы должны всюду сменить традиционные навыки управления. На смену расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструктивные карточки и многое другое. Методы Ф. Тейлора послужили основой технического нормирования труда и того, что позже стали называть научной организацией труда.

Предпосылки развития менеджмента как научной дисциплины были связаны с общим прогрессом науки и техники на рубеже XIX–XX вв. Заметно возросли масштабы и концентрация производства, появились крупные предприятия, на которых были заняты тысячи или даже десятки тысяч рабочих и инженеров. Применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технического прогресса. Для обслуживания таких предприятий уже требовались образованные и грамотные люди, заинтересованно относящиеся к своему труду и его результатам.

Изменение содержания менеджмента прослеживается в эволюции научных школ управления, но общепринятой классификации научных школ управления не существует. Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории и теории менеджмента. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он неразрывно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека. В настоящее время исторические процессы менеджмента выделяют по этапам развития управленческой мысли, определяя научные школы, которые следуют друг за другом и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г. Л. Ганнта, супругов Ф. и Л. Г. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда и других. Один из учеников Тейлора – Генри Лоуренс Ганнт (1861–1919) интересовался уже не отдельными операциями и движениями, а производительными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность труда тем, что задачи и методы их решения формулируются на основе сделанного ранее или неаргументированного мнения, как следует выполнять данную работу.

Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия. Он разработал целую систему планов-графиков, позволивших осуществлять контроль и составлять календарные планы на будущее. К числу организационных новаций Ганнта следует отнести его систему начисления заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Ганнт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывал убеждение, что рабочему должна быть дана возможность обрести в труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности.

Значительный вклад в теорию управления внесли супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет, которые в 1920-е гг. были активными сторонниками научного управления. Они упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Ф. Гилбрет впервые применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников, что позволило ему разработать так называемые «самокарты» – карты цикла одновременно выполняемых движений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Л. Гилбрет первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.

В числе последователей Тейлора был известный американский ученый Гаррисон Эмерсон (1853–1931). В 1900 г. вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. – «Двенадцать принципов производительности», в которой автор сформулировал двенадцать принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время. По убеждению Эмерсона, «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные» . Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала.

Генри Форд (1863–1947) является одним из основателей американской автомобильной индустрии. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Историческое значение деятельности Форда становится ясным при сравнении его взглядов с идеями Тейлора. Тейлор разработал определенную организационную механику. Форд сделал ставку на технику. Завод Форда представляет собой высший тип административного автомата. Форд – это последнее слово тейлоризма, «Форд – это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью» .

В целом заслуга Тейлора, Ганнта, супругов Гилбрет, Форда и других заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач, и их обучение;

3) обеспечение работников ресурсами;

4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;

5) выделение планирования и анализа в отдельный процесс;

6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки;

7) формирование функций менеджмента.

Обилие подходов и концепций в управлении в итоге сформировали пять школ американского менеджмента.

Классическая (административная школа) управления появилась, когда на смену эпохе производства пришла эпоха сбыта. Спрос на основные товары стал близок к насыщению, для разработки программы деятельности фирм необходимо было изучать рынки, их состояние и тенденции развития. Родоначальником классической школы считается Ф. Тейлор. Его последователь А. Файоль пытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе некоторые принципы администрирования. Он создал «теорию администрации». Первая статья исследователя, посвященная этой проблеме, вышла в 1900 г. В ней он выделил пять основных элементов, из которых складываются функции администрации: предвидение, планирование, организация, координация, контроль. Именно Файоль первым сформулировал универсальные принципы организации управления.

Представители другой школы (Л. Гьюлик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бренч, Д. Аллен, М. Фоллетт, Р. Шелтон) рассматривали организацию как формальную закрытую систему, не связанную с внешней средой. Их основной вклад в теорию менеджмента состоит в том, что они выделяли управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких самостоятельных функций, и изложили основные принципы управления.

В 1930–1950-е гг. на Западе получила распространение «неоклассическая школа», возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Отношения между людьми являются основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, которая выдвинула требование «человек – главный объект внимания». Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863–1916).

Примерно с конца 1950-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук. Наиболее яркими представителями этой школы являются Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор и другие. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры и лидерства. Их исследования способствовали возникновению в 1960-х гг. особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом». Главной целью поведенческой школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Значительный вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу (1908–1970), разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». Она была использована в качестве основы многих современных моделей мотивации труда. В результате теория менеджмента пополнилась широким инструментарием социальных и психологических методов управления. Это потребовало дальнейшего разделения труда, а также сочетания названных методов с экономическими и организационными.

На основе указанного синтеза в конце 1950-х гг. сформировалась процессная («эмпирическая») школа. Представителями эмпирической школы являются П. Ф. Друкер, Г. Дэвис, X. Дейл, А. Слоун и другие. С середины 1970-х гг. известна системная («Школа социальных систем»), а в 1980-е гг. сложилась ситуационная («Новая школа науки управления») школы управления. Духовным отцом школы социальных систем является Частер Барнард, а общеметодологические концепции системного подхода «Новой школы» разработаны Л. Берталанфи, К. Боулдингом и другими исследователями. Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.

При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые также являются сложными процессами.

Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем. Не все системы имеют устойчивую структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих специфическими функциями. Системы делятся на закрытые (функционирующие независимо от изменений внешней среды) и открытые (связанные с внешним миром).

Ситуационный (кейсовый) подход к управлению также, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более целесообразно применять в процессе планомерной деятельности, то ситуационный чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях.

В настоящее время, по мнению ряда специалистов, в развитии менеджмента просматриваются три наиболее интересные тенденции. Во-первых, отмечается некоторый возврат к прошлому, происходит осознание особого значения материальной технической базы современного производства. Во-вторых, отмечается усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, которые предусматривают участие рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. В-третьих, усиливается международный характер управления.

В связи с интернационализацией управления перед теорией и практикой возникает много новых проблем. Важнейшими являются определение общих признаков и различий в местном и международном управлении, установление закономерностей форм и методов управления, которые являются универсальными и действуют в конкретных условиях разных стран, сохранение особенностей национального стиля в управлении и другое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Assessment Center ,для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы автора Самара Николай Владимирович

1. Основные понятия, история развития метода Assessment

Из книги Маркетинг: конспект лекций автора Логинова Елена Юрьевна

1. Предпосылки возникновения маркетинга Маркетинг как концепция управления действиями субъектов рынка в условиях конкуренции приобрел свою известность в мировом масштабе благодаря его эффективному применению как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

10. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В настоящее время можно выделить следующие особенности современного менеджмента: 1) бурное развитие культуры организации; 2) стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем

Из книги Управление жизненным циклом корпорации автора Адизес Ицхак Калдерон

Непрерывность возникновения проблем Возможно, вам покажутся банальными слова о том, что все мы подвергаемся изменениям и что изменение - это феномен, который существует до тех пор, пока мы можем воспринимать окружающий нас мир.Изменения порождают события, которые могут

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

2. История развития выставок в России и за рубежом 2.1. Общая ретроспектива Бросив даже беглый взгляд на историю выставочного дела, можно только поразиться размаху торговых операций, глубине и искусству человеческого общения, которые они передали современному

Из книги Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

2.2. История развития выставок и ярмарок в России Зарождение и развитие выставочно-ярмарочной деятельности в России повторяет опыт и традиции в странах Западной Европы. Возникновение широкой межгосударственной торговли и появление первых торговых центров на Руси

Из книги Трансформация бизнеса. Построение эффективной компании автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Интернет-маркетинг на 100% автора Коллектив авторов

Условия возникновения проблемы Определите условия, в которых проявляется проблема.? Как, где, когда и при каких условиях проблема проявляется?Приведите несколько примеров. Даже если ваша проблема проявляется везде. Допустим, такая ситуация возникает каждый третий

Из книги Менеджмент автора Цветков А. Н.

Из книги Менеджмент: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Раздел 4 История менеджмента

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

2.2. История и особенности российского менеджмента Важнейшую роль в развитии российской политики середины XVII в. сыграл Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1680). По его убеждению, народное хозяйство должно было быть единым целым, отдельные части которого находятся в

Из книги Маркетинг образования [фрагмент] автора Ванькина Инна Вячеславовна

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

Из книги Бренд-менеджмент автора Семенова Е. А.

Глава 2. Тенденции развития профессионального образования за рубежом 2.1. Опыт реформ в образовании. Болонское соглашение В любой стране реализация реформ осложняется двумя факторами: отсутствием механизмов их реализации и недостатком ресурсов.19 июля 1999 г. 29 государств

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

1.2. История возникновения брендинга Есть предположение, что брендинг своими корнями уходит в Древний Египет, когда ремесленники ставили свое клеймо на сделанные ими кирпичи. Существуют документы, доказывающие, что торговые марки товара были также у римлян и греков. Бренд

Введение

менеджмент управление административный

Еще несколько лет назад понятие менеджмента звучало совсем непривычно. Сегодня же менеджмент и профессия менеджера приобрели высокий интерес и широкое применение в управлении организации. Менеджмент - это наука и искусство управления, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Фундаментом любой науки является исторический опыт. Изучение истории позволяет избежать ошибок, допущенных раннее. Менеджмент, как и любая другая наука, базируется на опыте прошлого.

В изучении исторического прошлого менеджмента интересует его эволюция, разнообразие его моделей, стадии развития как науки управления, но прежде всего, интересует его зарождение и становление.

Исследованию теории зарождения менеджмента посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: Альберта М., Виханского О.С., Герчиковой И.Н., Дорофеева В.Д., Кравченко А.И., Кунца Г., Мескона М.Х, Наумова А.И., Стадника В.В., Хедоури Ф., Шестопал Н.Ю., Шинкевича О.К, Шмелева А.Н. и других.

Целью работы является изучение теории зарождения менеджмента.

В процессе исследования выполнялись следующие задания:

1. Рассмотрение предпосылок возникновения менеджмента.

2. Изучение раннего менеджмента.

3. Исследование развития менеджмента как науки.

4. Изучение основных принципов управления административной школы.

Объектом исследования является зарождение теории менеджмента.

Предметом исследования - подходы к теории управления.

Методологической основой работы является современная теория, научные работы отечественных и зарубежных исследователей.

В работе используется теоретический анализ, метод обобщения, сравнительный метод и др.

В работе используются научные издания и материалы, учебные пособия, электронные ресурсы.

История зарождения теории менеджмента

Предпосылки возникновения менеджмента

Управление, являясь итогом общественного разделения труда, насчитывает многие тысячелетия, так как организации как явление публичной жизни возникли еще в истоке происхождения цивилизации. В течение всего времени была и практика управления. Однако как научная наука управления появилось только в конце XIX - начале XX ст.

Концепция управления (менеджмента) создавалась в виде разных концепций и управленческих школ. Изучения исторических корней науки управления позволяет отметить два периода ее формирования: эмпирический - базирующийся на практическом эксперименте и интуитивном понимании, и теоретический - базирующийся на глубоком исследовании и осмыслении ее основ и логики, применении достижений других наук, в частности, психологии, социологии, антропологии, математики .

С самого начала существования человечества его труд носил осознанный нрав и в конкретной степени организован. Ежедневные дела требовали согласованности действий членов общины, конкретного подчинения одних людей воле остальных. С развитием цивилизаций процессы управления усугублялись, у них являлись составляющие предвидения, расчетов, и те, кто умел это делать, становились жрецами, фараонами, министрами. Они воплощали мудрость, власть и владели богатством в собственных обществах .

Считается, что возникновение цивилизованного менеджмента произошло в Античности, а конкретно в Древней Греции. Базой для данного утверждения служит весьма устойчивая и наиболее перспективная (по оценкам передовых изыскателей) экономическая база древней Греции - эластичная система небольших самостоятельных семейных предприятий в сельском хозяйстве (аналогия фермерства). Эффективность таковой системы содержалась в том, что в критериях ограниченной плодородности греки употребляли для снабжения жизнедеятельности не очень продуктивные местные виды ячменя и пшеницы, употребляя привозную пшеницу лишь в исключительных случаях (торжественная выпечка). Вместе с тем, греки активно экспортировали то, что произрастало у них в изобилии и не росло в остальных государствах: оливки, финики, виноград и продукты, изготовленные на их основе. В отличие от остальных развитых народов (египтян, ассирийцев, вавилонян) античные греки не стремились к увеличению количества рабов, придвали рабам статус слуги, а не «разговаривающего животного» (считая невольнический труд малопродуктивным и низкоквалифицированным), а еще не стремились к расслоению общества. Деление удобств должно было существовать пропорциональным (однако не уравнительным), исходя из затраченного на создание благ труда.

В древней Греции дословного аналога слову «менеджмент» не было, т.к. не было понятия «способный руководить». Позднее возникло понятие «управление» в значении «управление государством» - «демагогия». Понятие значило или «демократию» (администрация народа, которая в конечном результате сводилась к олигархии - власти избранных, привлекших к себе народ разными лозунгами), или «деспотию» (безграничное владычество государя). Мнение вождя-управляющего - «преподавателя» сначала значило раба, водящего ребенка в школу либо слугу, глядящего за чадом, а позднее - вообще «управляющего» .

Первые управленческие революции произошти на Древнем Востоке, конкретно в древней Греции, две с половиной тысячи лет тому назад наметился главный поворот к новейшей системе ценностей, сделавшей вероятным дальнейшее формирование менеджмента. Бытует мнение, что шумерские жрецы действительно явили миру свежий тип деловых людей, а египетские чиновники проявили образец высокоэффективного централизованного управления. Однако только греки сотворили принципиально новый тип цивилизации - рыночную экономику, основанную на правдивом, добросовестном труде, высочайшей культуре демократического управления и свободном развитии личности .

Практика управления так же ветха, как и человечное сообщество. Именно по этой причине нереально точно определить время происхождения первых элементов управления. Надобность в управлении возникает только тогда, когда лица, конкретно исполняющие работу, в силу каких-либо беспристрастных обстоятельств не в состоянии без помощи других согласовывать собственные деяния. Такими факторами могут быть очень сложная конечная цель, неосуществимость для работников без помощи других контролировать и расценивать деяния друг друга и т.п. В этом случае какой-либо человек либо категория людей обязаны брать на себя координирующие функции, то есть исполнять управление деятельностью исполнителей. Менеджмент в той или иной форме присутствовал всегда там, где люди действовали группами и, как правило, в трех сферах человечного сообщества:

Политической - надобность установления и укрепления распорядка в группах;

Экономической - надобность в исследовании, производстве и распределении ресурсов;

Оборонительной - охрана от противников и диких зверей.

Еще в античности появились первые систематизированные и обобщенные работы по организационно-управленческим проблемам, например, «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, а также труды Сократа и Макиавелли.

Сократ проанализировал различные формы управления, подчеркивая важность разделения и специализации труда, подчеркивая, что причиной бедности общества, как правило, является отсутствие квалифицированного руководства .

Зарождение научных идей менеджмента прослеживается в трудах Н. Макиавелли, в которых изложены идеи относительно своевременности принятия управленческих решений. Он сделал попытку сформулировать рекомендации по организации управления государством, обосновать нормы поведения руководителей (щедрость, бережливость, жестокость, милосердие), умение держать слово, избавляться ненависти и т.д. Макиавелли считал, что для укрепления государства оправданы любые средства .

Аристотелем был описан существующее в то время государственное устройство в почти 300 странах, выделены две системы хозяйствования: экономия и хрематистика. Им были заложены основы учения о необходимости общения рабовладельцев с рабами и управления ими, а также обоснованы моральные принципы управления хозяйством .

Исследования Платона были посвящены глубокому анализу разделения труда, раскрытию сути управления и контроля. Он обосновал классификацию форм государственного управления, предпринял попытку разграничить функции органов управления и считал, что управление должно основываться на законах .

Античный менеджмент уже тогда был инновацией, особенно в сельском хозяйстве и торговле, новаторством и венчурной направленностью инвестиций. При этом древнегреческие философы занимались экономикой, логистикой, стратегическим менеджментом и были уже неплохими менеджерами.

Происхождение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эпохи и выделяют в истории его развития пять периодов, начало каких связано с пятью управленческими революциями .

Первая управленческая революция - религиозно-коммерческая - связана с происхождением письменности в Древнем Шумере. Возникновение письменности оказало немаловажное воздействие на формирование древнего общества и в окончательном результате привело к образованию особой касты жрецов-предпринимателей. Они проводили торговые операции, вели бизнес переписку и коммерческие расчеты. Церковный нрав носило управление и в Древнем Египте. Возведенные в 3000-2000 гг. до н.э. египетские пирамидыговорят о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства .

В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента заметили первые тпреобразования - превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Данная трансформация удалась благодаря удачноному переформулированию религиозных принципов. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, по словам жрецов, не было в них необходимости. В жертовоприношении требовалась не человеческая жизнь, а символическая жертва. Можно было ограничиться подношением денег, масла, пирогов, скота, ремесленных изделий.

В итоге, зародился принципиально новый тип деловых людей - еще не коммерческий деятель или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собранной религиозным обрядом дани, пропадать не приходилось. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Предприимчивые шумерские жрецы вскоре стали представителями богатейшего и влиятельного класса. Поскольку жертва приносилась богам, то все дань принадлежала им, следовательно, жрецов нельзя относить к классу собственников. Оно не могло присваиваться в личное пользование явным образом. Для жрецов деньги не были конечной целью, поскольку они были результатом их религиозной и государственной деятельности. Жрецы не только проводили ритуалы, но и занимались сбором налогов, управлением казны, распределением бюджета.

Вторая управленческая революция - светско-административная относится к 1792-1750 гг. до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона - царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих распорядок управления государством .

Хаммурапи - выдающийся политик и полководец, подчинивший соседние Мессопотамии и Ассирии. Чтобы управлять столь обширной собственностью, требовалась эффективная административная система, позволившая управлять государством на основании писаных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, стал основой первой формальной системы администрирования. Хаммурапи был выработан оригинальный лидерский стиль, поддерживающий в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. В отличие от традиционного метода руководства, этот был явным нововведением.

В результате второй революции появились светские манеры управления, возникла формальная система организации и регулирования отношений между людьми, зародились основы лидерского стиля и методы мотивации .

Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605-562 гг. до н.э. - время правления древнего царя Навуходоносора. Ее главным итогом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства .

Царь Навуходоноссор II (605-562 гг. до н.э.) был автором проекта Вавилонской башни и висячих садов и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. На фабриках Навуходоноссор ввел применение цветных ярлыков, с помощью которых метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Данный метод позволял точно установить длительность нахождения на фабрике той или иной партии сырья. В модифицированной форме этот метод применяется и в современной промышленности.

Управленческие нововведения можно обнаружить в Древнем Риме, такие как система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. н.э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии, вклад которой в наше время высо оценивается в таких областях менеджмента, как система власти и авторитета, управление персоналом, специализация функций .

Четвертая управленческая революция связана с появлением капитализма и истоком индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее суть содержится в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление .

По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и зарождалась современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т.е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, а то и тысячами акционеров. Основалась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственного руководителя-собственника - несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся из всех классо, а не только из привилегированных .

Пятая управленческая революция, популярная как бюрократическая, произошла в конце XIX - начале XX вв. Теоретическим основанием этой революции послужило создание рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. Развитие техники и новых технологий, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделив его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к функциональному обобщению опыта, к поискам действенных способов управления производством и трудом. Так зародилась наука управления - менеджмент .

Вообще менеджмент существует столько же, сколько существуют люди и их взаимоотношения, то есть фактически всегда. Но в разные эпохи он принимал разные формы. Тем не менее, как показали многочисленные исследования, менеджмент всегда базировался на трёх основных способах управления людьми:

Создание чётких отношений собственности;

Построение различных организационных структур;

Выработка системы «писанных и неписанных» ценностей.

Целостные системы менеджмента, имеющие теоретическую основу, стали создаваться только в эпоху становления развитого капитализма, то есть в конце XIX столетия. Это объясняется тем, что капитализм настолько усложнил производственные и социальные отношения между людьми, что интуитивных понятий стало недостаточно – потребовались серьёзные обобщения накопленных практических результатов и новые теоретические разработки. Эти процессы особенно активизировались на рубеже XIX-XX столетий – начали возникать, так называемые, «школы менеджмента».

Исторически первой возникла «школа научного менеджмента», основоположником которой считается американский инженер Ф. Тейлор. Также к этой школе принадлежат известные американские авторитеты в сфере менеджмента Г. Форд (основатель всемирно известного автомобилестроительного концерна «Ford motors») и Г. Эмерсон. Эта школа предполагает «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет проведён систематический учёт, измерение и т.д. их действий».

Несколько позже появилась «школа классического или административного управления». Её основоположником был также американец А. Файоль. Он впервые сформулировал принципы административного менеджмента:

Власть неотделима от ответственности;

Единство распоряжения;

Дисциплина для всех;

Единство руководства;

Подчинение индивидуальных интересов общим;

Вознаграждение труда;

Централизация и иерархия;

Порядок во всём;

Справедливость во всём;

Устойчивость персонала;

Корпоративный дух.

Применение этих принципов в практике управления организацией снимает целый комплекс вопросов, связанных со взаимоотношениями между людьми.

Следующей в США возникла «школа человеческих отношений», основоположником которой был Дж. Мэйо. Он показал важность неформальных связей, возникающих между людьми в организациях. Суть его концепции заключается в том, что установление «человеческих отношений» между людьми, то есть определённой и достаточно сложной системы формальных и неформальных связей приводит к значительному росту производительности труда и снижению различных потерь, в частности потерь рабочего времени.

Дальнейшим развитием «школы человеческих отношений» стало появление «школы поведенческих наук», автором которой считается американский социолог с русскими корнями А. Маслоу. Он построил «пирамиду потребностей», которая позволяет достаточно хорошо прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

Также из «школы человеческих отношений» возникла «эмпирическая школа управления», основой которой было концептуальное утверждение, что хорошим менеджером можно стать, только опираясь на собственный опыт.

После Второй мировой войны в управлении стали появляться математические методы:

Исследование операций;

Экономико-математические методы;

Линейное программирование (планирование).

В разработке методов линейного программирования больших успехов добился советский математик Л. В. Канторович. Ему была присвоена Нобелевская премия.

В конце 1940-х годов американский математик Н. Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика», открывшую новую эру в управлении. В этой работе автор доказывал, что процессы управления в технических, физических, биологических и социальных системах одинаковы. Также он ввёл понятие отрицательной и положительной обратной связи, положившей начало другому важнейшему понятию – устойчивости функционирования системы. В СССР это направление было активно подхвачено, хотя по политическим соображениям вместо термина «кибернетика» использовалось «автоматическое управление». Благодаря достижениям отечественных исследователей того периода – А. И. Берга, А. Н. Колмогорова, В. М. Глушкова и других стала возможна реализация сложнейших систем управления полётами ракетно-космической техники.

В этот же период появились работы австрийца Людвига фон Берталанфи, в которых использовались приёмы, получившие название «системного подхода в управлении». Хотя, как выяснилось позже, многие идеи использованные фон Берталанфи были предложены ещё в 1920-х годах отечественным естествоиспытателем А. А. Богдановым.

В 1990-х годах в управлении стали активно использовать синергетический подход, основоположником которого считается бельгийский физик русского происхождения И. Пригожин. Синергетика позволяет учесть в управлении, так называемые, кооперативные эффекты, позволяющие добиться большего меньшими усилиями.

В России, говоря в исторической ретроспективе о развитии менеджмента в современном понимании, можно упомянуть эпоху царя Ивана IV Грозного (середина и вторая половина XVI столетия), когда впервые было введено чёткое государственное и местное управление. Следующей важной вехой была эпоха Петра I, когда в России было заложено государство европейского типа. После изгнания армии Наполеона в эпоху правления императора Александра 1 его тогдашним фаворитом М. М. Сперанским была проведена существенная модернизация российского государства – были введены министерства и департаменты, которые сохранились до сих пор несмотря ни на какие внешние и внутренние трансформации. После неудачной Крымской войны императором Александром II в 1856 году было отменено крепостное право и проведены государственная, военная и судебная реформы. В результате появилось во второй раз местное самоуправление – земство, а также стал активно развиваться капитализм. Уже в 1880-1890-х годах тогдашним министром финансов, а затем премьер-министром С. Ю. Витте были приняты беспрецедентные в истории России управленческие усилия по развитию национальной экономики и, в частности, железных дорог. После поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 годов премьер-министром П. А. Столыпиным были приняты значительные меры по усилению развитию в России капитализма и, в частности, капитализма в деревне, что стоило ему жизни.

В советскую эпоху также были предприняты значительные меры по развитию управления:

Уже упоминавшийся А. А. Богданов в 1920-х годах заложил основы общей теории систем, являющейся основой современного менеджмента;

А. К. Гастев в 1920-1930-х годах предложил идею «узких мест» в управлении, которые требуют приоритетной расшивки; позже его идеи были возрождены в виде сетевых графиков;

П. М. Керженцев в этот же период предложил целый ряд основополагающих моментов: план, организация работ по выполнению плана, учёт и контроль выполнения, распределение прав и обязанностей и др., ставшие в настоящее время общепринятой практикой управления во всём мире;

Г. А. Кулагин разрабатывал в 1960-1970-х годах вопросы управления сложными производственными комплексами и крупными предприятиями