Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы. Внеклассное мероприятие "Синичкин день" (1 класс) Купила бабушка себе курочку

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность, закрепить их знания о зимующих птицах, прививать любовь к птицам.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Синичкин день» рисунки птиц.

Ход мероприятия

Слайд №1.

Ведущий : Здравствуйте ребята, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас. Сегодня в нашей школе праздник, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего мероприятия.

Ведущий : правильно это птицы, сегодня «Синичкин день». Сегодня мы с вами выявим лучшего знатока птиц среди учащихся нашей школы. Для этого нужно быть активным участником.

Слайд №2.

Ведущий : Несколько лет назад в России появился еще экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября.

В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

Слайд №3.

Ведущий : В наших краях обитает не только большая синица, но и другие виды семейства синицевых: лазоревка, московка, длиннохвостая синица, черноголовая, буроголовая гаички.

Слайд №4.

Ведущий : Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах, которые не улетают в тёплые края.

Многие птицы на юг улетают,

Многие в зиму у нас проживают.

Синица, галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Ведущий : Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу и в поле. Но тех, которые живут рядом с нами, которые не улетают в тёплые края- надо знать.

Шумят, галдят кричат с утра до вечера. Разговаривают птицы друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

Слайд №5.

Ведущий : А вы ребята, сможете по голосу узнать птицу?

Ведущий: Ребята, скажите, какие птицы остаются у нас зимой?

Конкурс: (по одному представителю от класса)Раскрась по описанию птицу.

Слайд №6.

Ведущий : Поговорим о них подробнее. Отгадайте загадку

Чёрнокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут? (Снегирь)

Ведущий : Правильно это снегирь. Что вы знаете об этой птичке?

Ответы детей.

Ведущий : Название птицы «Снегирь» происходит от слова «Снег».

Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с

первым снегом.

Сообщение ученика о Снегире.

«Снегирь получил своё название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живёт всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Зимой снегирь кормится семенами ольхи, клёна, сирени, поедает семена трав. Особенно любит семена рябины. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики»

Ведущий : Народная примета гласит: « Снегири прилетели – значит, скоро снег пойдёт»; - А есть и такая примета «Снегирь под окном чирикает – к теплу»

Ведущий : На территории Ульяновской впервые был зафиксирован серый снегирь, данный вид впервые встречен 15 марта 2013 года на кормушке, расположенной на территории цеха защищённого грунта НИИАР (окраина Димитровграда). Находка представлена Т.Ф. Кежеватовой

Ведущий: Ребята, какие виды снегиря, вам теперь известны?(Обыкновенный снегирь, Серый снегирь)

Слайд №7.

Ведущий : Слушайте следующую загадку.

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел)

Ведущий : Ребята вы наблюдали за дятлом? Что он делает, создавая такой звук?

Ответы детей.

Ведущий : Это дятел долбит шишку, достаёт семена и питается ими.

Сообщение ученика о дятле.

« Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями. Чтобы крепче держаться на стволе во время работы, дятел имеет жесткие пружинистые рулевые перья, заостренные на концах. Клюв у дятла прямой и острый. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает многих насекомых. Свои гнёзда дятлы устраивают только в дуплах деревьев. Каждый год дятел делает себе новое дупло, а старое оставляет другим».

Ведущий : Существуют приметы о дятле «Если в марте слышен звук дятла – к поздней весне», «Дятел кричит – к свадьбе».

Ведущий : Ребята, какие виды дятлов вам известны?

Ведущий : К нам пожаловал следующий гость

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая

Вещунья белобока

А зовут её..?(Сорока)

Ведущий : Что вы знаете о Сороке? Где можно её увидеть.

Ответы детей.

Ведущий .

Сорока – одна из самых известных птиц. От других видов птиц семейства вороновых, она отличается небольшими размерами, характерной чёрно-белой окраской и длинным ступенчатым хвостом Излюбленные места обитания сороки – открытые пространства, предоставляющие возможность поиска пищи и находящиеся вблизи зарослей кустарников, в которых можно построить большое гнездо. Когда-то сорока была типичным обитателем сельскохозяйственных районов, полей и лугов, окружённых кустарником. Но поскольку многие кустарники между полями были вырублены, сороки переселились в городские парки.

Сороки – неперелётные птицы. Осенью сороки собираются в небольшие стайки и приближаются к поселениям человека, где они кормятся пищевыми остатками и отбросами.

Слайд №10

Кар, кар, кар! Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её ? (Ворона)

Конкурс «Кто лучше произнесёт скороговорку»

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА

ВАРВАРА КАРАУЛИЛА ЦЫПЛЯТ, А ВОРОНА ВОРОВАЛА

Слайд №11

Ведущий : Отгадав следующую загадку, вы узнаете, о какой птице пойдёт речь.

Выгоняют холода

Птиц из леса в города.

На рябину налетели

Дружной стаей …(Свиристели)

Ответы детей

Ведущий : В древние времена в русском языке существовало слово «Свирест» со значением «Свист», «Визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

Сообщение ученика о свиристели.

« Свиристель – очень крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» - на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причём дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Питаются Свиристели плодами рябины, шиповника, барбариса».

Слайд №12

Ведущий :

Слушайте следующую загадку

Найдёшь её в своем дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка - ….(Воробей)

Ведущий : Эта маленькая птичка с черно-коричневыми пятнышками, которая поедает очень много вредителей – насекомых.

Сообщение ученика о воробье.

« Воробей самая распространённая и многочисленная птица. Небольшая серенькая птица за одно лето трижды выводит своё потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробья отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля сады и огороды от вредных насекомых»

Ведущий : Ребята, а как вы думаете, чем питаются воробьи?

Ответы детей

Ведущий : Любят воробьи и семечки, и зерно, и ягоды. Целые воробьиные стаи собираются в полях, воруя зёрна – « Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя незваных гостей. Отсюда и название - воробей.

Слайд №13

Ведущий :

У нас в гостях следующая птица.

Кто там прыгает, шуршит,

Клее! Клее! Клее – поёт со свистом. (Клёст) Ведущий : Название птицы клёст произошло от старого русского слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как-будто сдавлен, сжат.

Ведущий : Я теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть слова, названия птиц, и если вы услышите что появились не только птицы, то хлопаете. Итак, слушайте внимательно:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Воробьи, вороны

Скворцы и макароны…(Дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи да сороки (Дети хлопают)

Ведущий : Что, неправильно?

Ведущий : А мухи это кто? (насекомые). И ещё раз:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Снегири, вороны

Сороки и стрижи.

Комары, кукушки(дети хлопают)

Даже совы- сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

Слайд №14

Ведущий : А теперь разминка. Я называю пословицу, а вы продолжаете.

Слово не воробей,(вылетит не поймаешь)

Лучше синица в руках,(чем журавль в небе)

Гусь свинье (не товарищ)

Ворон ворону,(глаз не выклюнет).

Слайд №15

КОНКУРС: разгадай птицу по силуэту.

Ведущий : Я надеюсь что праздник, открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами. А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой! »

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

    Команды получают карточки.

    Гуси крякают

    Соловьи кричат

    Журавли гогочут

    Утки свистят

    Вороны ухают

    Ласточки воркуют

    Голуби каркают

    Синицы щебечут

    Совы пищат

    Команды получают карточки.

    Птица-рыболов соловей

    Птица-плотник ласточка

    Лесная кошка поползень

    Птица-строитель баклан

    Птица-акробат иволга

    Пернатый солист кукушка

    Ночной хищник дятел

    Легкомысленная мамаша сова

    Ответы:

    Птица-рыболов - баклан.

    Птица-плотник дятел.

    Лесная кошка иволга.

    Птица-строитель ласточка.

    Птица-акробат поползень.

    Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная и самая звонкая».

    Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.

    Легкомысленная мамаша кукушка

    7. Заключение

    СПАСИБО ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ!

Просмотр содержимого документа
«Синичкин день»

1. Вступительная часть.

Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за невидимой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Тема нашего классного часа спрятана в загадке.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица).

2. Разговор о зимующих птицах

А именно поговорим о зимующих птицах.

С криком взлетают птицы над лугом,

К теплому югу спешат друг за другом.

Осень-непогодушка, тополь пожелтел

Вдруг на ветке скворушка песенку запел.

Ветка чуть качается, дождик не кончается

С нами старый скворушка до весны прощается.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

Ребята, что вы знаете о зимующих птицах?

Кто может назвать их? (Ответы детей).

По старинному русскому календарю 12 ноября отмечается день памяти священномученика Зиновия Синичника или Синичкин день – праздник синиц, рыбаков и псарных охотников.
Считалось, что к этому дню прилетают птицы-зимники – синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели. Летом они живут в лесу, а с приближением холодов в поисках корма перебираются поближе к человеческому жилью. Появление зимних птиц предвещает скорый приход холодов

В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе, она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную. Народом придумано немало пословиц, поговорок.

4. Чтение пословиц и поговорок про синицу

Давайте ребята прочитаем пословицы и поговорки про синицу:

Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.

Синичка - воробью сестричка.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!

Синица в руках лучше соловья в лесу.

5. Кормление птиц

Перед тем как мы поиграем, я хотела бы вам предложить всю эту зиму подкармливать птиц, а для этого на уроках труда или в свободное вами время вмести с учителем с мастерить кормушки и запастись кормами.

Чем нужно кормить птиц зимой: семечками (подсолнуха, тыквы, арбуза, тыквы и т.д.), крошками хлеба, сало, жиры (маргарин, масло), сухие ягоды (рябина, калина, красная бузина и т.д.)

6. ИГРА: Команды:

1-ый конкурс. «Разминка».

Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот вопрос отвечает следующая команда.

Вопросы:

    Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? Грачи.

    Какие птицы выводят птенцов зимой? Клесты.

    Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? Тетерева, рябчики.

    Какую птицу называют “сплетницей”? (сорока)

    Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? Береговая ласточка, щурка, зимородок.

    Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? Стрижи.

    Какая птица самая большая в мире? Африканский страус.

    Какая птица самая маленькая в мире? Колибри.

    Кто приклеил майским днем Рукавичку над окном, поселил внее жильцов, непоседлевых птенцов? (ласточка)

    Всем года она считает, Но птинцов своих бросает. А послушать: просто врушка – Это пестрая…. (кукушка)

    Ты откуда, ты откуда прилетел к нам, красногрудый? Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя? (Снегирь)

    Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (клест)

    Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (воробей)

    Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, целый день по пашни вскачь, и зовется птица …. (грач)

    Какая птица в России самая крупная? (Лебедь)

    Какую птицу не кормят баснями? (соловей)

2-ой конкурс. «Птичьи разговоры».

Команды получают карточки.

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

3-ий конкурс. «Чьи клювы и лапы».

4-ий конкурс. «Характер и дела птиц».

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Команды получают карточки.

Птица-рыболов соловей

Птица-плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица-строитель баклан

Птица-акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Учащиеся с помощью стрелок соединяют признаки и названия птиц.

Ответы:

Птица-рыболов – баклан. Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Птица-плотник дятел. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка иволга. Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке самого высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель ласточка. Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат поползень. Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист соловей. Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник сова. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша кукушка

7. Заключение

Выбираем победителей. Награждаем.

Вы многое знаете о птицах, показали, что любите птиц и готовы в трудную минуту прийти им на помощь.

СПАСИБО ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ!

Просмотр содержимого презентации
«Синичкин день»



З А Г А Д К А:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…




ДЕНЬ ПТИЦ. СИНИЧКИН ДЕНЬ .


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:

Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.



Синичка - воробью сестричка. Невелика синица, голосок востёр.


Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки! Синица в руках лучше соловья в лесу.



ПЕРВЫЙ КОНКУРС «РАЗМИНКА»


ВТОРОЙ КОНКУРС ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ


С помощью стрелок покажите, как птицы разговаривают

Гуси Крякают

Соловьи Кричат

Журавли Гогочут

Утки Свистят

Вороны Ухают

Ласточки Воркуют

Голуби Каркают

Синицы Щебечут

Совы Пищат


ТРЕТИЙ КОНКУРС ЧЬИ КЛЮВЫ И ЛАПЫ»


ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС ХАРАКТЕР И ДЕЛА ПТИЦ


С помощью стрелок соединяют признаки и названия птиц

Птица-рыболов соловей

Птица-плотник ласточка

Птица-строитель баклан

Птица-акробат поползень

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

Валентина Деревянченко
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы

Цель мероприятия : формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Задачи :

Познакомить детей с зимующими птицами ;

Расширить представления детей о всероссийских праздниках;

развивать эмоциональную сферу , толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Вовлечь детей в творческую и практическую деятельность

по охране и защите зимующих птиц;

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день » ? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица» Раньше в старину на нее гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невеличка птичка синичка , а свой праздник знает» .

Воспитатель : А как хорошо вы знаете птиц, мы сейчас проверим

Игра «Птицы»

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Что неправильно?

Дети. Мухи!

А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Вы правы. Ну что, продолжим :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы .

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Дети топают.

Начинаем снова :

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Страусы, чижи …

Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Сорока мы тебе сейчас все объясним.

Игра : “Птичий бунт” .

Описание игры : Ведущий каждому ребёнку даёт название или картинку птицы : кому перелётной, кому зимующий. Например : цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю к снежинке, а перелётные – в другую к солнышку. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Сорока : Теперь все понятно. Только птичья стая пролетала. Пёрышки свои потеряла.

Воспитатель : А ребята помогут тебе понять чьи эти пёрышки. Верно ребята?

Игра «Перышки» .

Воспитатель : Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

а потом на ветку прыг и чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей.)

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Не улетает никуда.

Когда приходят холода,

А ребята старшей группы знают песню про воробья.

Следующее перышко.

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)

А кто знает стишок про эту птицу?

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «Кар-кар-кар»

Кто присел на толстый сук и стучит : «Тук-тук, тук-тук!» ? (Дятел.)

Дятел дерево : тук-тук,

А по лесу : стук-стук-стук…

Славный доктор Айболит,

Он на дереве сидит.

Красно-черный, черно-красный,

Доктор из него прекрасный!

Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Прилетела к нам сорока

Белогруда, Белобока,

Потрещала, поскакала,

Грудку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом перышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Клест всегда был дружен с елкой,

Так и скачет по иголкам.

Шишки ловко потрошит,

Семенами их шуршит.

Что за праздничный наряд!

Перышки огнем горят.

Клесты сели на иголки-

Будто кто украсил елки!

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Видно, все-таки не зря

Так назвали Снегиря :

Только выпадет снежок-

Тут как тут и наш дружок.

Нет на яблоне листочков,

Только алые комочки,

Будто яблочки, сидят,

Мы сорвать их захотели-

А они вдруг улетели!

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош весенний день . (Синица .)

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица .

Влетают синички .

Танец девочек «Синички »

Синичка : Я слышала, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Выставка кормушек.

(Выходят дети с кормушками) .

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели .

А во вторник - снегири

Ярче утренней зари,

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог,

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье,

Было общее веселье.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма :

Горсть зерна нужна, горсть одна

И не страшна будет им зима.

У нас такой обычай :

Как выпадет снежок,

Удобную кормушку

Повесить на сучок.

Традиционно в «Синичкин день » вывешивались кормушки и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Синичек легко приучить залетать через форточку, вывесив кормушку сначала рядом с форточкой, затем установив её в открытую форточку, а потом и в комнату недалеко от форточки. Стоит учесть, что влетев в форточку, синицы начнут проводить основательную «ревизию» всех мест, где может быть съестное. Привыкшие обедать в тепле, птички даже начинают стучать клювами по стеклу, если застают форточку закрытой.

Часто синицы страдают от своей доверчивости, так как их значительно легче поймать, чем снегирей, чечеток или щеглов, которые к зиме тоже перебираются поближе к жилью. Но неволю синички переносят плохо , часто в кровь разбивают себе головку, пытаясь пробиться сквозь прутья клетки. Поэтому лучше ими любоваться на природе.

Игра на внимание «Синицы » .

Кружки (или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы . Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него , тот проиграл.

Синичка : Ребята, а вы знаете какой корм можно положить для птиц.

А сейчас мы проверим.

Игра : «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – картинки птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица любит сало? (Выберите картинку этой птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать картинку) .

Воспитатель : Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.

Подкорми птиц зимой, они тебе отплатят летом

Ведущий : Вы много знаете о птицах, показали, что любите птиц и готовы в трудную минуту прийти им на помощь. А мы пойдём развешивать кормушки .

Воспитательное мероприятие для младших школьников «Синичкин день».

Митрахович Анжела Львовна.
Описание: сценарий данного мероприятия предлагаю учителям начальных классов, воспитателям, педагогам-внешкольникам, которые занимаются экологическим воспитанием детей. Возрастная категория школьников – начальные классы. С данным мероприятием мои четвероклассники выступали на классных часах у ребят 1-4 классов.
Цель: углубление и закрепление представлений о зимующих птицах вообще и о синице в частности.
Задачи:
привлечь внимание учащихся к зимним птичьим «проблемам»;
познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
формировать познавательную активность учащихся;
развивать глубокий интерес к окружающему миру пернатых;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
вызвать желание смастерить совместно с родителями кормушку.
Оборудование: Стенгазета «Синичкин день», плакаты с изображением зимующих птиц «Пернатые жители зимы»; модели кормушек, изготовленные детьми; разнообразные виды подкормок; шаблоны синичек, цветные карандаши или фломастеры, эскиз-рисунок кормушки; запись голоса синицы.

Звучит фонограмма с записью песни синички.

1 ученик. Ребята, вы догадались, кто так поёт? Дам подсказку в виде загадки.
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день.
Суетится. Суетится.
Целый день звенит: «Тень – тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая… (синица)

2 ученик. Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.

3 ученик. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

1 ученик. Не существует лучшего времени, чем зима, чтобы рассмотреть диких птиц. Голые деревья и заснеженные окрестности предоставляют очень мало возможностей птицам замаскироваться, что делает деятельность птиц виднее. Зима очень тяжкое время для диких птиц, поэтому не все птицы переживают зиму. И сегодня мы хотим ещё раз напомнить вам, ребята, как нужна ваша помощь зимой не только синичкам, но и всем зимующим птицам.
Воробей


Свиристель


Сойка


Снегирь


Чечётка


2 ученик. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота.)

3 ученик.
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк -
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.

1 ученик. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – оседлая или кочующая птица, иногда перелётная.

2 ученик. Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. На самом деле, из всех синиц, а их существует несколько видов, голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, да и то лишь на макушке головы.
А имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
3 ученик. Синицы бывают разных видов.


1 ученик. Зовут меня большая синица. Я самая большая и заметная из всех птиц. Я отличаюсь от них оливково - желтым брюшком. Посередине брюшка и горла у меня черная полоса с синеватым отливом, на голове – черная шапочка. Ни от какого угощения я не откажусь. Семена, насекомые, кусочки несоленого сала – все для меня годится.



2 ученик. Я - лазоревка. Я чуть поменьше большой синицы. Спинка, хвост, крылья и шапочка у меня светло – голубые. Грудка – ярко – желтая. Люблю полакомиться вредителями - насекомыми, спрятавшимися на дубах и фруктовых деревьях. Поэтому редко бываю в общих синичьих стаях. Есть у меня сестричка белая лазоревка, или князек. Шапочка, спинка, хвост и крылья – голубые, а все остальное оперение – белое.


3 ученик. А я московка, или черная синица. Весь верх и горло у меня темные, только щеки и брюшко – белое. Мой заметный признак – белое пятно на затылке. Могу на тонких ветках выделывать акробатические номера, подвешиваясь вниз головой в поисках корма.


1 ученик. Зовут меня гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна у меня на затылке нет. Люблю полакомиться семенами осин и берез. Но не упущу и подвернувшееся насекомое. Еще называют меня пухляком – не птичка, а дымчатый пуховый шарик. Очень люблю быть в компании дятла. С ним весело и сытно. Дятел на весь лес стучит клювом. По дереву, летят щепки, кора. Всех короедов подобрать не успевает, вот они и достаются нам.

2 ученик. Вот какие бывают синички.

3 ученик. Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом. Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

1 ученик. Синицы первыми среди певчих птиц заводят трели по весне. Призывно петь самцы начинают ещё задолго до того, как возвращаются первые перелётные птицы. Интересно, что когда у синиц появляются птенцы, они приносят им еду до 60 раз в час, почти не утомляясь.

2 ученик. И ещё один интересный факт: Синица - птица юркая и очень прожорливая, всего две синицы за день могут избавить 40 плодовых деревьев от вредных насекомых. Какая большая польза от маленькой птички!

3 ученик. Но, к сожалению, из десяти синиц только две доживают до весны.
Посмотрите сценку «Воробей и Синица» (Н. Сладков.)

Воробей.
– Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь - чистишь их, что ли?
Синица.
– Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев, а к весне осталось всего две тысячи шестьсот. Четыреста перьев за зиму потеряла!
Воробей.
– Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки летят! Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть – и довольно!

3 ученик.
Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме? (Одни перья помогают птицам летать и поддерживать в воздухе равновесие, другие обеспечивают сохранение тепла. Так, некоторые виды птиц могут иметь дополнительное оперение, которое сохраняет тепло, а некоторые птицы используют практику взъерошивания перьев, процесс, который поднимает перья вверх для создания воздушных карманов, что дает птице лучшую изоляцию и дольше задерживает тепло тела.)

1 ученик. Однако, когда еды не хватает, система терморегуляции птиц функционирует плохо. Переживёт ли птичка морозную ночь, всегда зависит от того, насколько она сыта, и сможет ли крохотное тельце сохранить тепло до утра. Нахохлившись, пичуга ночует, а с наступлением утра отправляется на непростые поиски пропитания в коре деревьев, под снегом и льдом.

2 ученик.
- Синица, синица, что тебе снится?
3 ученик. - Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
2 ученик. - Синица, синица, ещё что-то снится?
3 ученик. - Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки.
(Е. Евсеева)

1 ученик. Ребята, что же птицам страшнее зимой: голод или холод? Конечно, голод. Многие неравнодушные люди помогают пернатым пережить холодные зимы с помощью кормушек и подкормочных площадок. А в старину в некоторых деревнях оставляли несжатой полоску зерновых для куропаток и других зимних пичужек. Тысячи птичьих жизней спасены, благодаря человеческой заботе.

2 ученик. Если птица находит кормушку, где можно иногда подкрепиться, она получает шанс дожить до весны. Особенно это касается второй половины зимы, когда съедены и вымерзли оставшиеся с осени ягоды и плоды.

3 ученик. Сейчас проведём конкурс «Птичья столовая». Делимся на 3 команды. Каждой команде даётся задание: из предложенных кормов составить меню для синицы и снегиря. (в идеале – предложить настоящие корма, но можно и заменить их записями-названиями на листочках).
Предложенные корма - семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, ягоды рябины, семена сорных трав: щавеля, крапивы, лебеды, семена ясеня, апельсин, лимон, белый хлеб; сало несолёное, сало солёное.

1 ученик. При подкормке птиц надо соблюдать правила. Нельзя давать пернатым и жареную пищу, в том числе жареные семечки, которые приводят к тяжёлым заболеваниям печени. Категорически противопоказано для любых птиц пшено. В отличие от проса, из которого его делают, на очищенной поверхности пшена при хранении образуются токсические вещества. Также не стоит угощать пичуг черным свежим хлебом, который может привести к сильному брожению и даже завороту кишок.

2 ученик. Кормите птиц здоровой пищей! Охотнее всего синицы берут с кормушек семена подсолнечника, тыквы, зёрна гречихи и несолёное сало, нежареные семечки, сухие хлебные крошки.

3 ученик. Синичкам можно также предложить натёртое на крупной терке яйцо, сваренное вкрутую, творог, очень маленькие кусочки сырой говядины и даже порезанное мелкими ломтиками сырое яблочко. Рядом с кормушкой можно повесить веточки рябины или других съедобных для синичек ягод. Не забывайте о семенах сорных трав. Кстати, синицы, в отличие от других птиц, могут есть вниз головой.

1 ученик. Давайте поиграем в игру «Что изменилось?» Перед вами кормушка с птичками. Назовите их (воробей, синица, голубь, дятел, сойка, сорока, жаворонок хохлатый). Внимательно её рассмотрите. Некоторых птичек я потом поменяю местами. (дети закрывают глаза, ведущий меняет картинки с изображением птиц местами).

2 ученик. Многие люди украшают свои участки оригинальными кормушками, сделанными из домашней утвари. Старые вещи получают новую жизнь и становятся украшением дачного участка. Некоторые люди изготавливают совсем простые кормушки из пластиковых бутылок, пакетов из-под молока.

3 ученик. Однако всегда нужно следить за тем, чтобы отверстие в кормушке было достаточно широким, и кормушка не оказалась западней для мелких птичек. В любом случае лучше сделать несколько простых подкормочных площадок, чем одну замысловатую кормушку. Вот, посмотрите, какие кормушки сделали мы со своими родителями.





1 ученик. Если вам сложно делать кормушку для птиц своими руками, то в зоомагазинах и на птичьих рынках можно купить оригинальные, прочные и удобные кормушки. Вешать её нужно так, чтобы она была защищена от снега и ветра, лучше на южной стороне дерева. И повыше, чтобы к корму не добрались грызуны.
2 Ученик. Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой. Это будет настоящий праздничный подарок не только синичкам, но и всем птичкам, которые остались зимовать в нашем крае.

3 ученик. Птицы быстро привыкают к месту, где их кормят, и считают его своим. Об этом следует помнить дачникам: синички, которых вы привлекли на свой участок, летом не покинут вас и помогут справиться с гусеницами и другими вредителями плодовых деревьев. Да и зимой они, перекусив вашим угощением, начинают собирать поблизости разных насекомых, привлекая в сад других синиц. Со временем эти синицы станут вашими постоянными добровольными помощниками.

1 ученик. Игра «Кто в кормушке». Поделимся на 3 группы. Ваша группа будет петь как воробей: «чик-чирик». Ваша группа будет петь как синичка: «зинь-зинь». Ваша группа будет петь как сойка: «кжжеееек-эээй, кжжеееек-эээй,». На какую группу показываю – та и поёт. (в заключении – показ на все группы, чтобы был шум).

2 ученик. Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек».
(Синицын Ю.)

3 ученик. Ребята, что нового и интересного вы узнали на сегодняшней встрече? О чём расскажете родителям?

Давайте поможем маленьким существам, делающим этот мир лучше, дожить до весны! И если у вас не получится повесить кормушку рядом с домом, вы можете приносить еду для птичек в кормушки, развешанные во дворе нашей школы.

1 ученик. А закончить встречу мы хотим художеством. Мы нарисовали кормушку, а вы раскрасьте синиц. Посадим их в кормушки.

"СИНИЧКИН ДЕНЬ"
набросок сценария мероприятия для детей

для закрепления знаний по теме занятия о синицах

для детей младшего и среднего школьного возраста

в условиях дополнительного образования

«набросок» СЦЕНАРИЯ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Действующие лица :

1. Сорока, самоуверенная и несколько наглая.

2. Синичка.

3 Старичок-лесовичок

4. Воробей.

5. Сова.

6. Дятел,

7. Клест,

Необходимые материалы :

1. Силовые кнопки.

2. Маркеры.

3. Картонные карманы для жетонов.

4. Жетоны.

5. Коробки.

6. Стенды для рисунков.

7. Стенды дня портретов зимующих птиц.

8. Столы для кормушек.

9. Таблички к поделкам.

10. Таблички с указанием птицы и подкормки зимой.

11. Рисунки, папье-маше, обруч на голову с изображением действующих лиц, или КОСТЮМЫ.

12. Музыка.

14. Карточки с названиями птиц перелётных и зимующих.

15. Загадки о зимующих птицах.

16. Крупные «портреты» зимующих птиц.

17. Карточки е текстом действующим лицам.

18. Игра Лесовичка (?).

19. Призы за рисунки.

20. Призы за поделки-кормушки.

21. Д/и с изображениями птиц, с контурами птиц.

22. Корзинка.

23. Рисунки детей с изображением синичек (с надписью автора на лицевой стороне).

24. Поделки кормушек с табличками.

На сцене в уголке «дремлет» Старичок-лесовичок.

Вбегает вприпрыжку СОРОКА, напевая: «Праздник! Праздник! Птичий праздник!»

(Возмущённо) «Синичкин день?!» Да что это синичка?! Посмотрите на меня! Какое у меня яркое блестящее оперение! А чем примечательна синичка?

Вы, небось, не знаете, как она и выглядит! ..... Знаете?! Ну-ка, ну-ка, покажите мне её? (Дети выносят рисунки синичек и встают в полукруг)

СОРОКА: Ну, вообще-то, да, симпатичная птичка. Давайте повесим ваши рисунки на стенд. Хм, получилась выставка одной птицы-синицы.

Но вот уж петь, как Я громко и пронзительно так, что на весь лес слышно, никто не умеет! Тем более синичка, всего лишь! чик-чирик! Ни громкости, ни красоты! .... Что не так! И как, но-вашему, она поет? (Тинь-тинь) Ой, ну ладно, убедили.

(Задумчиво) Зима на носу... (С вызовом) Вот, мы - сороки, птицы крупные, всеядные, с клювом крепким. Нам и корм зимой найти легче. А доживет ли до весны какая-то мелочь? А вы знаете, кто с вами зиму коротает? Вот я сейчас это проверю.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующей.. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т.д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяет.

СОРОКА: О, да у нас немаленькая компания на зимовку остаётся! Скучно не будет! А поконкретнее, кто со мной: я загадываю загадку, а вы попробуйте отгадать. (При отгадке "Птицы" - действующие лица выходят, вешают на стенд «портрет» птицы и усаживаются рядом с Лесовичком (воробей, сова, дятел, клёст....)

1. Чёрный жилет, красный берет, нос, как топор, хвост, как упор. ДЯТЕЛ

2. Днём спит, ночью летает, и прохожих пугает. СОВА

3. Чернее сажи. Белее снега, выше дома, ниже травы. СОРОКА

4. Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. ВОРОБЕЙ

5. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт себе УЮТ. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ

6. Кто там прыгает, свистит, клювом шишки потрошит, голоском речистым, чистым "Кле, клее, клее" поёт со свистом. КЛЁСТ

7. Всё лето с нами гулит и зимой никуда не улетит. ГОЛУБЬ

8. Спутник верный снегиря, с хохолком на голове, прилетает он рябину поклевать на холодке. СВИРИСТЕЛЬ

9. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. ВОРОНА

10. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. СИНИЦА

11. Путают ее с вороной, Хоть и меньшая размером.

В одеяньи скучном, скромном С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... ГАЛКА.

СОРОКА: птичья галерея получилась! А почему это праздник синичке посвятили? Знаете? И я не знаю! У кого бы спросить?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: У меня спроси. Я знаю. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ, т.е., день встречи зимующих птиц . Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица — божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали, если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

ВОРОБЕЙ: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

СОВА: Синица - очень полезная птица. Круглый, год она очищает леса и сады от «вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.

ДЯТЕЛ: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в порах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.

КЛЁСТ: Самка, в гнездо откладывает 10-15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с нами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

СОРОКА: Конечно, надо нам помочь! Так, у кого печенье, пряники, конфеты, котлеты.. мне в корзинку. (Подходит к зрителям, протягивая корзинку). Не жалейте, я с коллегами по несчастью поделюсь, не сомневайтесь!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Стоп-стоп! Ты, сорока, может быть, и на пряниках проживёшь, а вот другим птицам более подходящий корм нужен.

Ребята, что мы можем предложить? (при звучании ответов детей или после "Птицы" могут показывать карточки с «меню», чтобы дети могли запомнить зрительно)

СНЕГИРЮ... семена ягод рябины, клёна, ясеня, березы;

СИНИЧКЕ... — семена арбуза, тыквы, кабачка, конопли, подсолнечника, несолёное сало;

СВИРИСТЕЛИ... мякоть ягод рябины;

СОЙКЕ... — жёлуди, ягоды, семена трав: одуванчика, чертополоха, крапивы, лебеды, конского щавеля;

ГОЛУБЮ.. зерно разное, семена овощей, фруктов, белый хлеб;

КЛЕСТУ...- шишки сосны и ели;...

Семена одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды заготавливают в августе, сентябре, связывают снопиками и ставят прямо в снег рядом с кормушками..

СИНИЦА: (обращаясь к «птицам") Посмотрите (показывая на зал) сколько у нас друзей? И все такие милые, жизнерадостные! И все, я уверена, петь любят.

Ребята! А знаете ли вы песни с упоминанием птиц? Давайте попробуем вспомнить! Выходите по-одиночке, парами, группами... Кто-то начинает - поёт куплет песни, следующие поют другой куплет и так по-очереди... Кто больше песен вспомнит - тот и победитель!

СОРОКА: Как с вами тепло и весело! А я предлагаю вам поиграть (игра - ?)

Например:

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его си­дит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в се­ редину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого большого.

А, гуси, вы. гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяет­ ся, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси вста­ ют в хоровод. Волка выбирают.

Правила: 1. Хоровод гусей и гусенят идут по кругу в раз­ ные стороны. 2. Проговаривать текст должны все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

Гуси - лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хо­ зяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки по­ щипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка меж­ ду хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га - га - га .

Есть хотите?
—Да, да, да.

Гуси-лебеди!Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пой­ маны. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быст­ рый, становится волком.

Правила: 1. Гуси должны «лететь» по всей площадке. 2. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

ЛЕСОВИЧОК: Мы сегодня и поиграли, и попели, и хвалу птичкам вознесли и уменье свое показали (жест в сторону рисунков и поделок), а теперь я предлагаю оценить ваше творчество, положив 1 жетончик у понравившегося рисунка и кормушки, (под музыку дети берут из коробок по жетончику разного цвета для рисунка и поделки).

"Птички" снимают кармашки и считают жетоны, на место кармашка вешают табличку с крупно написанным маркером количеством жетонов. Вo время подсчёта жетонов провести игру с залом, например:

«Покупки бабушки»

(Слова ведущего выделены)

Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).