Актуальный список литературы по менеджменту. Актуальный список литературы по менеджменту Раздел I

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Предмет психологии управления

2. Основные методы психологии управления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Психология управления -- изучает психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления -- анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет.

Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

Цель работы: изучение теоретико-методологических основ психологии управления, включающее знакомство с предметом и основными методами психологии управления.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 14 страниц.

1. Предмет психологии управления

Управлением принято считать совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Эти мероприятия имеют отношение, прежде всего, к людям работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего необходимо знать их потребности и черты характера, способности и особенности восприятия ими окружающего мира.

Сравнивая психологию управления с менеджментом отметим, что, если менеджмент учит нас, что делать, то психология управления разъясняет, почему нужно делать так, а не иначе, и как это работает. Следовательно, предметом психологии управления являются психологические основания деятельности менеджера:

Психофизиологические особенности трудовой деятельности,

Психологические особенности переработки информации,

Механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга,

Психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем,

Психологические особенности принятия управленческих решений

Психологические факторы управленческой деятельности в целом.

Психология управления как наука и практика направлена на формирование и развитие психологической управленческой культуры руководителей, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении знаний особенностей личности работника, межличностных отношений и закономерностей функционирования трудового коллектива.

Руководитель должен понимать природу управленческих процессов, знать способы повышения эффективности управления, знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом и т.д., для чего ему необходимо знать психологические особенности функционирования трудового коллектива, принятия управленческих решений в различных условиях и обстоятельствах, работы с людьми.

К психологическим факторам функционирования трудового коллектива относятся:

Психофизическая совместимость в группах,

Феномены межличностного взаимодействия,

Мотивация труда,

Социально-психологический климат и другие психологические явления, включенные в совместную трудовую деятельность по производству определенной продукции или оказанию услуг.

К психологическим факторам принятия управленческих решений относятся постановка цели как результата деятельности и процесс принятия решения.

Личность человека как микрокосм, с одной стороны, и восприятие этой личности другим человеком, стремление доминировать и подчиняться, статус, социальные ожидания, эмоциональное реагирование и многие другие составляют сущность психологических факторов работы с людьми.

Психология управления как специфическая отрасль практической психологии появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриально развитого общества, который формулируется следующим образом:

Как сделать управление эффективным?

Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Психология управления возникла на определенном этапе развития общества, в котором важно не только получить максимальный результат труда, но и учесть особенности самовыражения человека в процессе труда, реализацию потребностей, достигаемую в результате труда. Иными словами, управленец обращался к личности свободно трудящегося человека, стремящегося наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела. Следовательно, предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция.

Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие играют существеннейшую роль в процессе управления. Здесь важны, как минимум, два обстоятельства.

Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность.

Во-вторых, рассматривая личность в процессе управления, психология не ограничивается только описанием, сравнительным анализом и констатацией фактов.

В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей развивать в себе качества лидера.

Управленческая деятельность строится по определенным правилам, соблюдая которые можно добиться успеха и, напротив, игнорирование их неминуемо приведет организацию к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Специалисты в области психологии разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но и фактором управления.

Любой коллектив -- это, прежде всего, люди, преследующие свои цели, решающие свои задачи, стремящиеся сохранить или изменить свой формальный и неформальный статус. Члены трудового коллектива связаны друг с другом системой порой очень сложных отношений.

Как любой организм, коллектив может переживать и благоприятные, и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти в любой момент под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как «часы», становится неуправляемым и распадается).

Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке кризиса.

Руководитель должен управлять в любой, даже, казалось бы, самой неуправляемой ситуации. А для этого нужны и знания, и конкретные навыки руководства в условиях конфликта и кризиса. Искусство управления конфликтом -- то, чем профессиональный руководитель отличается от руководителя-дилетанта. Там, где второй лишь разводит руками, первый берется за дело и действует с максимальной пользой и минимальными потерями.

Итак, предмет психологии управления - это психологические закономерности деятельности по реализации основных управленческих функций.

2 . Основные методы психологии управления

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент .

По своему характеру и сущности наблюдение -- сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обусловливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

К наблюдению как методу сбора информации обращаются в различных обстоятельствах. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц». Во-вторых, наблюдение используется как самостоятельный метод в условиях, когда иные способы получения психологической информации недоступны.

Существует примерный перечень значимых элементов, который должен быть отражен при наблюдении:

а) наблюдаемые -- количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;

б) обстановка -- место нахождения наблюдаемой ситуации и особенности воздействия предметного окружения на деятельность;

в) цель деятельности группы -- случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа, совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;

г) социальное поведение -- характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;

д) частота и продолжительность -- время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.

В зависимости от места наблюдателя, от организации наблюдения и других факторов различаются несколько его видов:

1. По степени формализованности выделяют структурализированное и неструктурализированное наблюдение.

2. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации можно говорить о включенном и невключенном наблюдении.

3. По месту проведения, условиям организации наблюдения различают полевое и лабораторное наблюдение.

4. По регулярности проведения наблюдения оно может быть систематическим и несистематическим.

Как правило, наблюдение, которое проводит руководитель, является неструктурализированным, включенным, полевым и несистематическим.

Наблюдение может носить одноразовый или систематический характер. Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурализированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. Среди систематических наблюдений особо выделяются такие, в которых наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. В этом случае наблюдаемое явление носит разовый характер.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения -- проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.

Эксперимент рекомендуют проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Общая логика проведения эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые называют контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой замкнутую систему, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем сценарию.

Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь имеют в виду, прежде всего, три момента. Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными (например, введение новой формы поощрения). Характеристики, не участвующие в эксперименте, называются нейтральными (например, сменность работы, время года и пр.). Их судьба в процессе эксперимента может сложиться по-разному. В одном случае они могут без постороннего воздействия сами измениться (при этом они получают название переменных), в другом -- могут остаться неизменными (при этом они получают название постоянных). В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации и по логической структуре доказательства гипотез. По характеру экспериментальной ситуацииэксперименты делятся на полевые и лабораторные .

Достаточно популярным методом изучения социальных явлений в малых группах можно считать социометрию . Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius -- товарищ, компаньон, соучастник и metrum -- измерение. Использование данных социометрии позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке и принятию групповых решений. Методологически оправданное и грамотное использование результатов социометрии позволяет сделать серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, что позволит достичь значимых практических результатов в комплектовании коллективов в повышении эффективности их деятельности.

Основными социометрическими понятиями являются «статус» и «социальная роль». Именно они характеризуют положение личности в группе.

Статус -- это место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус, в свою очередь, определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он объединяет одновременно в себе и черты, объективно присущие индивиду, и восприятие окружающими исполнения человеком своих функций.

Социальная роль индивида определяется совокупностью функций, которые на индивида возложила группа, объединенных в некую схему, очерченную особыми правилами поведения: «вожак», «душа коллектива», «третейский судья» и т.д. Социальные роли нежестки: это многомерное и динамичное явление, на которое оказывает серьезное влияние личность исполнителя и условия, в которых она играется.

С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. К несомненным заслугам метода относится то, что он весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены.

В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, работать и т. п. Как правило, предлагаются два направления выбора -- в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Именно прямолинейность указания приятных и неприятных членов коллектива, а также неанонимность опроса делают социометрию весьма опасным методом: если первичные данные (бланки ответов или социоматрица) попадут в руки респондентов (людей, которые отвечали на вопросы), то в рабочей группе может возникнуть конфликтная ситуация.

Существуют и иные методы психологического исследования. Это -- метод беседы, тесты, анализ результатов деятельности, анкетирование . Среди дополнительных методов можно особо выделить кросскультурный метод , суть которого заключается в сравнительном анализе деятельности руководителей в условиях различных культур, поэтому проводя переговоры с иностранными партнерами, следует помнить и о том, что перед ним не только представители фирмы, но и представители определенной культуры.

Существующие методы позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.

Заключение

В завершении работы отметим, что психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой. Ее основная задача - анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Психология управления изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность. На способы такого сопряжения влияют правовые полномочия руководителей, характер взаимосвязей выполняемых ими обязанностей, особенности стимулирования их труда, половозрастные различия, личные взаимоотношения и пр.

Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах - как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений - изучение психологических условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления, поскольку предмет деятельности управленческой - коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности деятельности управленческой обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению.

Психология управления опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент, а также беседа (интервью); анализ документации; анализ продуктов деятельности; тесты, опросники и анкеты; проективные методики.

Список используемой литературы

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2007. - 967 с.

2. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю.Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006. -- 176 с.

3. Чередниченко И.П. Психология управления / И.П.Чередниченко, Н.В.Тельных. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -- 608 с.

Подобные документы

    Психология управления как специфическая отрасль практической психологии. Предмет современной психологии управления: проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента. Основные методы и принципы.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2009

    Риск-менеджмент - стержневая часть стратегического управления компании. Исследование работы риск-менеджера с точки зрения психологии управления. Анализ психологии восприятия риска: групповая и личная реакция; влияние темперамента; гендерное восприятие.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2012

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Изучение проблемы управления и менеджмента в психологии управления как отрасли психологической науки по изучению психологических аспектов процесса управления. Разработка и внедрение психологических путей повышения эффективности организационных систем.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии как самостоятельной научной дисциплины. Социально-экономические и психологические установки управления. Методологические подходы к управлению. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2009

    Сущность менеджмента и его эволюция. Элементы и уровни процесса управления. Основные школы управления. Взаимосвязь внешней и внутренней среды, принципы и методы управления, особенности управления персоналом и процесс принятия управленческих решений.

    курс лекций , добавлен 12.04.2013

    Психологические аспекты управления. Основы психологии личности. Психология малых групп и коллективов. Этапы формирования коллектива. Конфликтные ситуации и пути их разрешения. Кадровое планирование организации (предприятия). Отбор кадров и наем персонала.

    отчет по практике , добавлен 08.06.2010

    Теоретические основы управления по целям. Цели управления, и их функции. Основные этапы управления по целям. Анализ целей предприятия (структурных подразделений). Предложения по уточнению целей предприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2008

    Теоретические подходы к стилям управления и процессу принятия управленческого решения. Классификация, характеристика стилей руководства. Исследование стиля управления руководителя, взаимосвязь стиля управления с процессом принятия управленческого решения.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Предмет, методы и основные направления исследования психологии управления: организация управленческой деятельности, взаимодополнение процессов руководства и лидерства. Личности руководителя и сотрудников, взаимодействие с подчиненными в организации.

  1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с. – (Серия «Высшая школа»).
  2. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Особенности формирования организационной культуры в современной России. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/a/akperov_maslikova.doc.
  3. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.siteedit.ru/imidzh5.
  4. Андросова Л.А. Социология управления: Учебно-методические рекомендации. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2002. – 56 с.
  5. Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. Учебное пособие. – 2009 г. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/46
  6. Барков С.А. Социология организаций. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00—001ucheb—00-0-0-0prompt-10—4——0-1l—1-ru-50—20-help—00031-001-1-0windowsZz-1251-10&a=d&c=01ucheb&cl=CL1&d=HASHd9ad40d2ee6942b3561ff5.1
  7. Большаков А.С. Менеджмент / Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 160 с. – Электронный ресурс: Режим доступа: http://exsolver.narod.ru/ Books/Management/Bolshakov/index.html
  8. Борисов В.А. Муниципальная корпоративная культура // Связи с общественностью в муниципальной политике. Сборник статей / Под ред. В.Э.Гончарова. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dvo.sut.ru/ libr/soirl/i204gonc/5.htm
  9. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Акулова Е.В. Совершенствование организации работы ЛПУ путем развития корпоративной культуры. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosmedportal.com/index. php?option=com_content&view=article&id=684.
  10. Звездочкин Ю.Ю., Сербиновский Б.Ю. Имидж-система университета. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009. – 266 с.
  11. Иванов И.Н. Менеджмент корпорации. – Электронный ресурс. Режимдоступа: http://www.cfin.ru/management/people/culture/corporate_culture. shtml.
  12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  13. Имиджелогия. Как нравиться людям / Под ред. В.М. Шепеля. – М.: Народное образование, 2002. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.textfighter.org/text9/17.php
  14. Кандария И.А. Формирование корпоративной культуры в организации. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.magistr-mba.ru/aboutusmenu/seniorspublicsmenu/57.
  15. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.
  16. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999, с. 185-206.
  17. Коваленко А.В. Психологические основы менеджмента: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2000. – 80 с.
  18. Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.А. Лапина. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 96 с.
  19. Липатов С.А. Организационная культура: социальное познание в организационном контексте // Мир психологии. – 1999. – № 3. – С. 106-112.
  20. Луков С.В. Диалог организационных культур как способ управления персоналом на иностранных коммерческих предприятиях в России. Автореф. дисс. … канд. социол. наук. – М., 2006.
  21. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологичес-кие описания: Учеб. пособие. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. – 168 с.
  22. Менеджмент: Электронный учебник / Под ред. Подлесных В.И. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir =2&tutindex=3&index=1&layer=2.
  23. Мильнер Б.З. Теория организации. Организационная культура. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://polbu.ru/milner_organization/ ch05_all.html.
  24. Моргунов Е.Б. Организационная культура. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.c-culture.ru/go/228.
  25. Обидина Е.Ю. Имидж молодежной организации и комплекс ее коммуникаций: Учебное пособие. – Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2008. – 72 с.
  26. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – 1997. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/krasnov/contents.htm.
  27. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 2002. – 223 с.
  28. Попова Е.П. Социология организаций некоторые аспекты становления и современная проблематика: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. – 68 с.
  29. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 560 с. – («Практикум по психологии»).
  30. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб.пособие, 2-е изд. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2001. – 240 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
  31. Радугин А.А. Культурология. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/index.php.
  32. Реут Д.В., Черкашина О.А., Аванесов В.Г., Николаева Е.В. От организационной культуры к корпоративной через декомпозицию многоуровневых конфликтов. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. odn2.ru/bibliot/ot_org_kult.html.
  33. Романова Н.Р., Чайчиц Л.И. Психология и педагогика: Метод. Пособие / ГОУВПО «ИГЭУ им. В.И.Ленина». – Иваново, 2009. – 82 с.
  34. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 512 с.
  35. Сащенкова Н. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации. – 2000 г. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/orgculture/def3.htm.
  36. Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В.А.Ачкасовой, Л.В.Володиной. – СПб.: Речь, 2005. – 336 с. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://pr-engineering.narod.ru/index.html
  37. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/text/19157317/.
  38. Стеклова О.Е. Организационная культура: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 127 с.
  39. Теория организации: Учебник / Под ред. М.А. Чернышева, С.Г. Тяглова. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.management61.ru/ teortitul.html
  40. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. – СПб.: изд-во СПбГУИТМ, 2008. – 154 с.
  41. Томилов В.В. Культура организации международных коммуникаций. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read /m8/index.htm.
  42. Томилова М.В. Модель имиджа организации. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.seminars.ru/free/Menedzhment/Planirovanie /Model_imidzha_organizatsii.html.
  43. Тощенко Ж.Т., Могутнова Н.Н. Новый взгляд на понятие «корпоративная культура». – Электронный ресурс. Режим доступа:www.isras.ru/ files/File/Socis/2005-4/mogutnova.pdf.
  44. Управление персоналом: Словарь-справочник. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal0.htm
  45. Управление персоналом: Учебник // Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Т.Л. – 1999. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m152/.
  46. Харитонова С.В. Имидж организаций некоммерческой сферы: проблемы изучения и формирования. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.acis.vis.ru/8/1/1_2/haritonova_s.htm.
  47. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. – 217 с.
  48. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 448 с.
  49. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 688 с.
  50. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/shein_org_kultur_i_li-derstvo/.
  51. Ямпольская Д., Зонис М. Организационная культура. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/management/management -0055/.

Раздел I. Психология личности Основная литература

1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: Соврем, шк., 2009. - 512 с.

2. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. - Минск: БГУ, 2005.- 143 с.

3. Козубовский, В. М. Общая психология: личность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2005. - 448 с.

4. Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учеб. пособие / В. М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2003. -224 с.

5. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие / В. М. Козубовский. - Минск: Амалфея, 2004. - 368 с.

6. Основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А.Фурманов [и др.]. - Минск: Соврем, шк., 2011. - 496 с.

7. Первин, Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 607 с.

8. Психология: пособие для студ. БГУ, обуч. по спец. гуманит. и естеств. науч. профиля / И.А. Фурманов [и др.] ; под общ. ред. И.А. Фурманова. - Минск: БГУ, 2007. - 259 с.

9. Фурманов, И.А. Психология: электр. учеб-метод, комплекс / И.А. Фурманов, Л.А. Вайнштейн. - Минск, 2009. - http://www.edu.by

10. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1997.-608 с.

Дополнительная литература

1. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: курс лекций: в 2 ч. /Л. А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. - Минск: БГУ, 2003. - Ч. 1. -156 с.

2. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ACT, 2008.-656 с.

3. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ACT, 2008. - 720 с.

4. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. - М.: ACT, 2009. - 624 с.

5. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. - М.: ACT, 2008. - 672 с.

6. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -М-: ACT, 2008. -656 с.

7. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.

8. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн; сост.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб.: Питер, 2002. -702 с.

9. Талайко, СВ. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие / СВ. Талайко. - Мозырь, 2006. - 234 с.

10. Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 400 с.

Раздел II. Социальное поведение личности Основная литература

1. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л. А. Вайнштейн. - Минск: БГУ, 2007. - 207с.

2. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2005. - 584 с.

3. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Минск: ТетраСистемс, 2001. - 305 с.

4. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учеб. пособие / Е.В. Мещерякова. - Минск: Высш. шк., 2007. - 237 с.

5. Перспективы социальной психологии / под ред. М. Хьюстона, В. Штребе, Д. Стеренсона - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 688 с.

6. Психология менеджмента: учебник / под ред. Г.С Никифорова. - СПб.: Питер, 2000. - 572 с.

7. Социальная психология. Учебное пособие / Отв. ред. А. Л Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002. -351с.

8. Фурманов, И.А. Психология: электр. учеб-метод, комплекс / И.А. Фурманов, Л.А. Вайнштейн-Минск, 2009. -http://www.edu.by

9. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. - Минск: Асар, 2005. - 768 с.

  1. Аверин, А.В. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Текст]: учебное пособие / А.В. Аверин. – М.:Изд. РАГС, 2013. – 224 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда (Текст(: учебное пособие / В.В.Адамчук, О.В. Романов и др. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 407 с. – ISBN 5-9487-00899-2.
  3. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник. / С.В. Алексеев. — М.: Советский спорт, 2015. — 687 c.
  4. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник. / С.В. Алексеев. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 687 c.
  5. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Учебник. / С.В. Алексеев. - М.: Советский спорт, 2015. - 687 c.
  6. Анализ эффективности использования рабочей силы / Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие / Под общ. Ред. Л.Л. Ермолович Мн. – 2014. – 465 с. – ISBN 5-188-04022-2.
  7. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]: учебное пособие Сокр. пер.с англ. / И.Ансофф – М. : Экономика, 2013. – 519 с. – ISBN 978-5-238-02321-5.
  8. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям«Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / А.Я. Анцупов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 391 c.
  9. Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ю.А. Арутюнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 416 c.
  10. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 c.
  11. Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 439 c.
  12. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 366 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  13. Белозерова, С. Социальные аспекты трансформации трудовых отношений в промышленности [Текст] / С. Белозерова // Человек и труд, 2012.- №9.- С.65-68. – ISBN 5-188-04022-2.
  14. Беляев, А.А. Антикризисное управление.: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 c.
  15. Бланк, И.А. Менеджмент [Текст]: учебный курс / И.А. Бланк. Киев: Ника-Центр Эльга, 2013. — 680 с. – ISBN 5-9487-00899-2.
  16. Богатко, А.Н. Система управления развитием предприятия (Текст(: учебное пособие / А.Н.Богатко. — М.: Финансы и статистика, 2013. -240 с. – ISBN 978-5-9273-1527-7
  17. Борисова, Е. Планирование персонала легко в теории, сложно на практике [Текст] / Е.Борисова // Служба кадров, 2014 — № 5.- С.21-25 — ISBN 455-5-480- 01323-3.
  18. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 299 c.
  19. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Проспект, 2016. — 320 с.
  20. Виноградова, М.В. Основы дипломного проектирования: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Менеджмент организации» / М.В. Виноградова. — М.: Дашков и К, 2013. — 272 c.
  21. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (Текст(: учебное пособие / А.П. Волгин, В.И. Матирко и др.- М.: Дело, 2013. -356 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  22. Волгин, Н.А. Стимулирование производственного труда [Текст]: учебное пособие / Н.А. Волгин.- Брянск, 2013. — 264 с. – ISBN 978-5-238-02321-5.
  23. Воловская, Н.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебное пособие / Н.М. Воловская. — М.: ИНФРА-М, 2014.- 204 с. – ISBN 978-5-9273-1527-7
  24. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов / Б.М. Генкин. – 3-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2014. – 448 с. — ISBN 455-5-480- 01323-3.
  25. Глубокий, С.В. Товаропроводящая сеть предприятия: эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С.В. Глубокий. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 376 c.
  26. Гордеева, Е.С. Кадровый резерв как эффективная система [Текст] / Е.С.Гордеева // Справочник по управлению персоналом. — № 11. — 2014. — С. 55-56. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  27. Дафт, Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 c.
  28. Десслер, Гари. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.И. Шленова. — М.: Издательство «БИНОМ», 2014. — 432 с.
  29. Дубова, Е.А. Управление персоналом в быстрорастущих компаниях [Текст]: учебное пособие.- Е.А. Дубова, С.П. Хамаганова // Справочник по управлению персоналом. — № 2. — 2015. — С. 15. – ISBN 5-188-04022-2.
  30. Дьякова О.В. Разработка системы показателей оценки эффективности управления // Научное обозрение. — 2013. — № 2. — С. 284 — 291.
  31. Евграфова Л.Е. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента компании // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. — № 35. — С. 153 — 158.
  32. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2014. – 720 с. – ISBN 5-9487-00899-2.
  33. Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации: Учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. — М.: Дашков и К, 2013. — 380 c.
  34. Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации: Учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. - М.: ИТК Дашков и К, 2014. - 380 c.
  35. Зайцев, Н. Л. Экономика организации [Текст]: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Л. Зайцев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 624 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  36. Ибрагимова, Н.А. Организация процесса подготовки и принятия кадровых решений [Текст] / Н.А. Ибрагимова // Справочник по управлению персоналом. — № 10.- 2013. — С.21-30. – ISBN 978-5-238-02321-5.
  37. Кандаш, М.Н. Рассчитывать численность работников надо по новому [Текст] / М.Н. Кандаш // Главбух. 2014.- №18.- С. 23-24– ISBN 5-188-04022-2.
  38. Колосова, Р.П., Рощин С.Ю. Экономика труда: от НОТ к теории социально – трудовых отношений [Текст] / Р.П. Колосова, С.Ю. Рощин // ВМУ: сер.6.экономика. – 2014.- №6.- С. 12-14 – ISBN 978-5-9273-1527-7
  39. Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 20. — С. 107 — 109.
  40. Коробко, В.И. Охрана труда: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» / В.И. Коробко… - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 239 c.
  41. Коробко, В.И. Теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко… - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 383 c.
  42. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие / А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. - М.: КноРус, 2011. - 200 c.
  43. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. — М.: Академия, 2014. — 208 с.
  44. Латфуллин Г,А., Никитин А.С., Серебрянников С.С. Теория менеджмента. — СПб.: Питер, 2016. — 464 с.
  45. Липатов, В.С. Управление персоналом организации [Текст]: учебное пособие / В.С.Липатов. — М.: Люкс-арт, 2014. — 356 с. – ISBN 950-4-450-00157-2.
  46. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева; Под ред. Ю.П. Анискин. — М.: Омега-Л, 2012. — 488 c.
  47. Лукичева, Л.И. Управленческие решения: Учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2011. - 384 c.
  48. Мамаева, Л.Н. Менеджмент организации. Введение в специальность / Л.Н. Мамаева. — М.: КноРус, 2013. — 232 c.
  49. Мартыненко, Д.С. Изменение процедуры оценки персонала в связи с изменением клиентской стратегии [Текст] / Д.С. Мартыненко // Справочник по управлению персоналом. — № 10. — 2013. — С.90-93. – ISBN 5-9487-00899-2.
  50. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / под ред. П.В. Шеметова. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 312 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  51. Махмутова, А. Непрерывное образование и качество трудовой жизни молодежи [Текст] / А. Махмутова // Человек и труд. — 2014. — № 1. — С. 53-55 – ISBN 978-5-390-00143-3.
  52. Менеджмент организации: учебное пособие / Под ред. З.М. Румянцевой. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 432 c.
  53. Мордовин, С.К. Управление человеческими ресурсами: модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16 [Текст]: учебное пособие / С.К.Мордовин. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 360 с. – ISBN 978-5-238-02321-5.
  54. Московская, П.М. Возьмите управление персоналом в свои руки [Текст] / П.М. Московская // Управление персоналом. — №3. — 2014.- С.42-43. — ISBN 455-5-480- 01323-3.
  55. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. — 2014. — № 3. — С. 393 — 414.
  56. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: Учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 511 c.
  57. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ „Профессиональный учебник“. / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 511 c.
  58. Никулина, Н.Н. Финансовый менеджмент страховой организации: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (080105) «Финансы и кредит», (080109) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Н.Н. Никулина, С.В. Березина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 431 c.
  59. Переверзин, И.И. Менеджмент спортивной организации. Учебное пособие. Гриф УМО. / И.И. Переверзин. - М.: Советский спорт, 2006. - 464 c.
  60. Пилчер, Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности компании [Текст] / Т.Пилчер // Европейское качество. Дайджест. – 2015. — № 1. — С.41-45. – ISBN 5-9487-00899-2.
  61. Пирадова, Н. Оценка конкурентоспособности продукции [Текст] / Н. Пирадова, Е. Табачный // Маркетинг. – 2014. — № 1. – С.133-141. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  62. Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник по специальности «Менеджмент организации» / Т.А. Салимова. — М.: Омега-Л, 2013. — 376 c.
  63. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала [Текст]: учебное пособие / С.И.Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2014.- 480 с. – ISBN 955-5-230-00677-5.
  64. Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / И.В. Сергеев. – 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2012. – 304 с. – ISBN 5-9487-00899-2.
  65. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст]: учебное пособие / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2014. — 416 с. – ISBN 978-5-390-00143-3.
  66. Тарасенко, В.И. Методическое руководство по внедрению системы менеджмента качества в газораспределительной организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008: Учебное пособие / В.И. Тарасенко. — М.: АСВ, 2012. — 90 c.
  67. Тебекин, А.В. Менеджмент организации.: Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - М.: КноРус, 2011. - 424 c.
  68. Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 256 c.
  69. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст]: учебное пособие / В.В.Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2013. – 272 с. — ISBN 455-5-480- 01323-3.
  70. Травин, В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента [Текст]: учебное пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов- М.: 2013. — 288 с. — ISBN 462-5-480- 01112-2.
  71. Угрюмова Н.В., Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение. — СПб.: Питер, 2015. — 288 с.
  72. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 423 с. – ISBN 978-5-9273-1527-7
  73. Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие по специальности „Менеджмент организации“ / Е.В. Фрейдина; Под ред. Ю.В. Гусев. - М.: Омега-Л, 2013. - 368 c.
  74. Шапиро, В.Д. Управление проектами: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазур. — М.: Омега-Л, 2013. — 960 c.
  75. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст]: учебное пособие / С.В. Шекшня. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 560 с. – ISBN 5-9487-00899-2.
  76. Шеметов, П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2013. — 398 c.
  77. Шеметов, П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: Учебное пособие по специальности „Менеджмент организации“ / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2011. - 398 c.
  78. Шеметов, П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: Учебное пособие по специальности „Менеджмент организации“ / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2013. - 398 c.
  79. Ширяева, Л. Ставка на внутрифирменное обучение [Текст] / Л. Ширяев // Человек и труд №5, 2014.- С. 22 — 23. – ISBN 978-5-238-02321-5.