Предварительное таможенное декларирование. Предварительное декларирование товаров Предварительное таможенное декларирование товаров

1. Подача декларации на товары (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором) до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в порядке предварительного декларирования иностранных товаров, определенном статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если ввоз иностранных товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом, их предварительное декларирование может осуществляться до прибытия транспортных средств в место доставки.

2. Товары, декларирование которых производилось путем подачи предварительной декларации на товары и в отношении которых были уплачены подлежащие уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенные пошлины, налоги, после их прибытия в Российскую Федерацию могут быть предъявлены таможенному органу, расположенному в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, до истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза.

3. Порядок взаимодействия таможенного органа, принявшего предварительную декларацию на товары, таможенного органа, расположенного в пункте пропуска, и таможенного органа, расположенного в месте, приближенном к Государственной границе Российской Федерации, при выпуске товаров и проведении в отношении них таможенного контроля определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

4. По желанию плательщика таможенных пошлин, налогов суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченных при предварительном таможенном декларировании, могут использоваться при перевозке товаров, декларирование которых производилось путем подачи предварительной декларации на товары, в качестве сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

5. Таможенный орган, принявший предварительную декларацию на товары, по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов выдает документ, подтверждающий принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренный пунктом 5 статьи 85 Таможенного кодекса Таможенного союза, на сумму уплаченных таможенных пошлин, налогов.

6. При недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки на обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов обращается взыскание в соответствии со статьей 93 Таможенного кодекса Таможенного союза.

    Статья 211. Предварительное таможенное декларирование товаров

Под предварительным декларированием импортных товаров понимается подача документов на таможню до того, как груз реально туда прибыл. Это правило регламентируется ст. 211 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.10.2010 и положениями ст. 193 ТК ТС.

Процедура предварительного таможенного декларирования

Режим предварительного таможенного декларирования доступен только для грузов, доставляемых в Россию автомобильным и ж/д транспортом. Суть процедуры заключается в оформлении и регистрации декларации до прибытия товара на таможню. У нее есть свои преимущества.

  • Существенная экономия времени при прохождении таможенного контроля. Товары выпускаются в течение одного рабочего дня с момента их предъявления к таможенному досмотру при условии оплаты налогов и пошлин.
  • Снижение издержек – не придется платить за простой транспорта и задержку груза.
  • Расширение рамок торговых отношений.
  • Точечная проверка товаров, попадающих под особый контроль, правила транспортировки и прочие ограничения. Грузы, не требующие пристального внимания таможенников, беспрепятственно следуют через пункт пропуска.
  • Предъявление груза к досмотру на ближайшем к границе пункте пропуска, удобном декларанту.

Предварительное декларирование предполагает электронную передачу информации о готовящихся к ввозу товаров или предоставление копий документов. На уже пересекшие границу импортные товары оформить предварительную декларацию уже нельзя. При прибытии транспорта на таможню производится сверка реальных параметров груза со сведениями из предварительной декларации.

Требования по оформлению предварительной декларации на товары

Предварительно поданная декларация должна содержать сведения, точно характеризующие ввозимый груз по следующим параметрам.

  • Количество товарных позиций.
  • Число единиц товара по каждой позиции.
  • Вес груза в общем и каждой единицы в отдельности.
  • Цена каждого товара и общая стоимость груза.
  • Наименование отправителя, получателя и их адреса.

Для предварительного декларирования используются бланки ДТ1 и ДТ2 – основной и добавочный лист соответственно. В них вносится вся известная декларанту информация.

Если какие-то данные на момент декларирования неизвестны, их разрешено внести в бланк до выпуска товаров с таможни. Неполное декларирование применяется в случаях отсутствия сведений, не влияющих на прохождение таможенного досмотра. Например, о транспорте, на который перегружается груз после пересечения границы. Но, передать итоговые данные в таможню все равно придется – на это отводится 45 дней с момента регистрации неполной декларации. Корректировки направляются отдельным письмом. Оформлять еще один бланк ДТ1 или ДТ2 не придется.

При отличии предварительно заявленных параметров груза от реальных декларацию можно отозвать, заполнив заново, или предоставить документы, подтверждающие изменение веса, количества и стоимости. К моменту выпуска груза с таможни на него должны быть оплачены пошлины и налоги, предъявлены оригиналы документов, копии которых были представлены для предварительного декларирования.

Срок действия предварительной декларации

После регистрации ДТ1 и ДТ2 декларанту дается 30 дней на предъявление груза таможенникам. При пропуске этого срока заявленные в предварительной декларации товары на территорию ТС допущены не будут. Их придется декларировать в общем порядке.

Предварительная декларация аннулируется при условии ограничений или полного запрета на ввоз, введенного в 30-дневный срок после ее регистрации.

Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу.

Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза.

В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию.

Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.

Особенности таможенного декларирования товаров

В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

Выпуск товаров

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты.

Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа - не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.

При применении предварительного таможенного декларирования товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

В отношении товаров, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором, если это предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза.

Если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.

Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест.

Законодательством государств - членов таможенного союза может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.

Условно выпущенные товары

Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением необходимых документов;

3) государством - членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

Условно выпущенные товары, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, могут использоваться только в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Товары, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза.

Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после:

1) прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов;

2) представления документов;

3) уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.

Международными договорами и (или) решениями Комиссии таможенного союза могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

Для приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Отказ в выпуске товаров

При несоблюдении условий выпуска товаров, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:

Выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

Выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенным кодексом предусмотрен порядок декларирования товаров путем подачи предварительной декларации в таможенный орган до момента их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или до момента завершения процедуры таможенного транзита.

В обоих случаях подачи предварительной декларации в таможенный орган, такие товары должны быть представлены в 30-тидневный срок таможенному органу, принявшему ТД. В случае несоблюдения временных ограничений, таможенная декларация будет считаться неподанной в таможенный орган.

При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза.

В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие данные изменения.

Если после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию.

Удобство применения предварительного декларирования заключается преимущественно в том, что проверенная предварительная таможенная декларация вместе с уплаченными суммами таможенных пошлин и налогов может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур; выпуск товаров по предварительной декларации совершается сразу после предъявления товаров в таможенный орган.

Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров, срок выпуска товаров.

Основания:

1) представлены лицензии, сертификаты, разрешения

2) соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты.

Выпуск товаров производится путем проставления отметок и штампов.

Сроки выпуска товаров

Выпуск товаров: 1 раб. день, следующего за днем регистрации ТД.

Если к тов. не применяются эксп.пошлины (под проц. экспорта и врем. вывоза): 4 часов с момента регистрации ТД.

Предварительное декл-е: 1 раб.день, следующий за днем предъявления ТД

Сроки выпуска могут быть продлены с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа и не может превышать 10 раб. дней со дня, следующего за днем регистрации ТД.

Решением КТС могут быть установлены менее продолжительные сроки выпуска товаров.

Самым удобным видом декларирования для лица, подающего декларацию, является предварительное декларирование товаров. Суть этой процедуры заключается в том, что декларант собирает, заполняет и предоставляет в таможенный орган все необходимые документы еще до фактического прибытия груза на таможенную территорию страны. Подача декларации осуществляется не более, чем за 30 дней до даты предоставления товаров к контролю таможенных органов. Если товары не были представлены в установленные сроки, то данная декларация аннулируется, и процедура таможенного декларирования начинается заново.

В декларации, подающейся заблаговременно, в силу объективных причин могут не быть указаны сведения, неизвестные декларанту до момента ввоза товаров на таможенную территорию. В этом случае декларант имеет право на неполное таможенное декларирование. Главное условие - отсутствие информации исключительно по независящим от декларанта причинам, с подачей всех данных по обязательным пунктам:

· Данные, предусмотренные законодательством для выпуска товаров

· Данные, необходимые для полного исчисления и уплаты всех таможенных платежей и сборов

· Данные, подтверждающие соблюдение всех требований таможенного законодательства

· Данные, достаточные для идентификации товара по качественным характеристикам, а также по количеству.

Со дня принятия контролирующими органами таможенной декларации у декларанта есть 45 дней, чтобы предоставить недостающие данные (для иностранных товаров), или 8 месяцев для экспортируемых товаров.

Также до принятия решения о выпуске товаров на внутренний рынок, можно изменить сведения, указанные в декларации, путем подачи подтверждающих документов.

Для тех декларантов, которые совершают регулярные перемещения товаров через таможенную границу, предусмотрено периодическое таможенное декларирование. Оно дает право подавать одну и ту же таможенную декларацию в течение определенного периода времени, и применяется как к товарам отечественного производства, так и к товарам, которые ввозятся на таможенную территорию. Периодическое таможенное декларирование не освобождает декларанта от полной и своевременной уплаты всех таможенных платежей.

Если по независящим от декларанта причинам данные для полного заполнения таможенной декларации не могут быть предоставлены в срок, то применяется схема периодического временного декларирования товаров Таможенного союза.

Использование периодического временного декларирования товаров предполагает, что все ограничения, предусмотренные законодательством таможенной территории, применяются исходя из даты принятия декларации контролирующими органами. Ставки экспортных пошлин исчисляются применительно к дате вывоза товара.

Временное таможенное декларирование подразумевает под собой подачу временной декларации, где можно не указывать часть данных, которые неизвестны декларанту в силу объективных причин. Такая форма декларирования широко применяется для тех экспортеров, которые перемещают свой товар трубопроводным транспортом или посредством линий электропередач - до момента фактического перемещения товара, декларант не может точно установить количество поставки. Сделать это предоставляется возможным только путем снятий показаний со специальных счетчиков, которые впоследствии и заносятся в таможенную декларацию. На основании полученных данных и рассчитывается таможенная стоимость и все таможенные платежи, подлежащие уплате.

Тем не менее, временная таможенная декларация имеет свои отличительные особенности. В отличие от стандартной таможенной декларации, она не может быть представлена в налоговые органы для подтверждения расходов налогоплательщика. Большинство специалистов рассматривают временную таможенную декларацию как документ, подтверждающий намерение контрагента вывезти товар за пределы таможенной территории.

Отследить полную сумму всех расходов, которые понес контрагент в течение внешнеэкономической сделки, можно только в полной таможенной декларации.

Временная таможенная декларация является полным основанием для помещения товаров под таможенный режим экспорта, что обязывает контрагента уплатить в бюджет все причитающиеся пошлины. Таким образом, можно утверждать, что временная таможенная декларация - это первичный документ, в то время как стандартная таможенная декларация - это контрольный документ относительно вопроса уплаты таможенных пошлин.

3. Нравственные качества специалиста таможенного дела в контексте анализа его профессиональной деятельности

Обеспечение таможенной службы не только профессионально эрудированными, но и нравственно воспитанными кадрами является актуальной проблемой на сегодняшний день. Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно снижает эффективность работы государственных органов. Таможенная служба относится к числу наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития. Профессиональная деятельность специалиста таможенного дела по своим функциям, общественной значимости, интеллектуальным и психофизиологическим нагрузкам представляется одним из самых сложных и ответственных видов труда. Поэтому к специалистам данной профессии предъявляются высокие требования, затрагивающие как профессиональный, так и личностный аспекты.

В соответствии с ФГОС ВПО специалист по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Рисунок 1 - Виды профессиональной деятельности специалиста Таможенного дела

Особое значение нравственные качества имеют при решении следующих профессиональных задач: защита экономических интересов России; участие в осуществлении мер по защите государственной безопасности и охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, а также мер по защите животных и растений, окружающей природной среды; борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного контроля, борьба с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов; содействие компетентным органам в борьбе смеждународным терроризмом; контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности; охрана таможенной инфраструктуры и таможенной границы. Эти задачи решаются в рамках правоохранительной деятельности, применении таможенных процедур, взимании таможенных платежей и осуществлении таможенного контроля.

Перечисленные особенности профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к должностному лицу таможенной службы, прежде всего, к его нравственным качествам. Анализ классификаций нравственных качеств личности различных авторов (Е.Н. Барышников и И.А. Колесникова, Д.А. Волкогонов, Е.П. Гаркуша, Н.Г. Емузова, А.Д. Кузнецова и др.) позволил определить, что основным содержанием нравственных качеств является соотношение общественного в сознании и поведении людей. На основании этого нравственные качества можно разбить на три большие группы:

Рисунок 2 - Система нравственных качеств специалиста таможенного дела

Нравственные качества, характеризующие отношение к окружающему социальному и природному пространству: любовь к природе и отношение к ней как национальному богатству, забота об экологии, забота об охране памятников культуры и искусства, уважение к общественному достоянию и забота о его сохранении, любовь и преданность своей стране (патриотизм) и своему народу (гражданственность).

Нравственные качества, характеризующие отношение к профессиональной деятельности (регламентированы кодексом чести таможенника): чувство служебного долга, профессиональной гордости, мужество, смелость, решительность, дисциплинированность, умение выходить из конфликтных ситуаций, способность принимать нравственные решения в нестандартных ситуациях.

Нравственные качества, характеризующие отношение к себе и своим поступкам: честь, достоинство, справедливость, честность, порядочность, ответственность, принципиальность.

Формирование нравственных качеств у студентов специальности «Таможенное дело» - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего педагогического коллектива, готовности, желания и умения бороться за искоренение негативных проявлений в жизни общества, системности и непрерывности воспитательных воздействий на личность студента с учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности и набора формируемых качеств личности.